КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Календарно-тематическое планирование
по спортивно-оздоровительному направлению
для воспитанников с нарушениями слуха 1-5 классов
Выполнила: Абаева
Елена Анатольевна,
воспитатель
г. Новоалтайск 2016
Направлению «Спортивно-оздоровительное»
Цель: воспитывать у детей осознанную потребность в здоровом образе жизни, формировать и развивать валеологическую культуру.
Основные задачи программы:
-научить воспитанников делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-научить выполнять правила личной гигиены и прививать навыки самообслуживания;
-формировать представление: о правильном питании, о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;
-научить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки, способам управления собственным поведением;
-формировать: навыки позитивного коммуникативного общения, представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, потребность ребёнка заниматься физкультурой и спортом, ежедневно выполнять физические упражнения.
Ценностные установки по спортивно-оздоровительному направлению:
Планируемые результаты освоения воспитанниками программы.
Результаты первого уровня:
приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания.
Результаты второго уровня:
формирование позитивного отношения воспитанников к своему здоровью, как ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, спехов в учёбе и жизни вообще.
Результаты третьего уровня:
регулярные занятия спортом, систематические оздоровительно-закаливающие процедуры;
участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школе социуме.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Оздоровительные результаты программы:
осознание воспитанниками, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
В результате реализации рабочей программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, воспитанники будут демонстрировать такие качества личности как:
товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловкими.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит с помощью наблюдения и бесед, а так же через участие детей в выставках, конкурсах, спортивных праздниках, соревнования, эстафетах.
Работа по спортивно-оздоровительному воспитанию планируется и организуется по модулям:
Первый модуль призван вооружить детей знаниями о культуре здоровья – физической культуре.
С этой целью проводятся занятия по приобретению, углублению знаний и формирование умений и навыков по вопросам личной гигиены, правильной осанке, сохранения слуха и зрения, предупреждения заболеваний, об основных условиях и способах укрепления здоровья. А так же практическое усвоение методов и форм физической культуры и простейших элементов спортивной подготовки.
Во втором модуле раскрывается работа по нравственному и социально-психическому здоровью детей с ОВЗ.
С этой целью проводятся занятия по формированию представлений о позитивных и негативных факторах влияющих на здоровье детей: о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, о влиянии положительных и отрицательных эмоций, о нравственно-социальном поведении, о полезных и вредных привычках, о безопасности жизнедеятельности.
Третий модуль призван формировать знания о правильном, здоровом питании.
С этой целью проводятся занятия по расширению знаний о правильном питании, о режиме питания, о полезных продуктах, о содержании в них витаминов.
В содержание рабочей программы входит:
- получение знаний о предназначении частей тела в жизни человека;
- знакомство с правилами личной гигиены, со способами ухода за зубами, волосами;
- получение знаний детьми о правилах безопасного поведения на дороге, на улице, дома, о правилах поведения с домашними животными;
- знакомство с полезными продуктами, формирование представления о правильном питании;
- знакомство с понятиями «вредная привычка» и «полезная привычка»;
- формирование знаний детей об эмоциональных состояниях человека: «радости», «грусти», расширение словарного запаса в области чувств и эмоций;
- формирование понятий о культуре общения; воспитание уважения друг к другу; усвоение детьми норм и правил жизни в классе в обществе;
- получение знаний о физкультуре и спорте.
Учебно-тематический план (1 класс)
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов |
| 1 модуль: физическое здоровье | |
1 | - «Наши друзья – мыло и вода» | 1 |
2 | - «Чисти зубы правильно» | 1 |
3 | - «Чтобы спина была прямая» | 2 |
4 | - «Части тела» | 1 |
5 | - «Наши помощники-руки» | 1 |
6 | - «Зачем нужны ноги?» | 1 |
7 | - «Как ухаживать за ногтями» | 1 |
8 | - «Сильные, ловкие, смелые» | 1 |
9 | - «Я люблю спорт», на свежем воздухе | 1 |
10 | - «Час здоровья», (с элементами ритмической гимнастики) | 1 |
11 | - «Я – чемпион!» ( на свежем воздухе) | 1 |
| Итого: | 12 |
| 2 модуль: нравственное и социально-психическое здоровье | |
1 | - «Режим дня: учёба и отдых» | 2 |
2 | - «Безопасность на дороге» | 2 |
3 | - «Осторожно улица» | 1 |
4 | - «Поведение в транспорте» | 2 |
5 | - «Опасности дома» | 1 |
6 | - «Умеешь ли ты общаться с животными» | 1 |
7 | - «Полезные привычки» | 1 |
8 | - «Вредные привычки» | 1 |
9 | - «Я и мои друзья» | 1 |
10 | - «Волшебные слова» | 1 |
11 | - «Эмоции» | 2 |
| Итого: | 15 |
| 3 модуль: здоровое питание: | |
1 | - «Овощи и фрукты – полезные продукты» | 2 |
2 | - «Каша к завтраку нужна, каша каждая важна» | 2 |
3 | - «В гостях у молока» | 2 |
4 | - «Поговорим о хлебе» | 1 |
| Итого: | 7 |
| Всего: | 34 |
Учебно-тематический план (2 класс)
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов |
| 1 модуль: физическое здоровье | |
1 | - «Дружи с водой и мылом» | 1 |
2 | - «Чисти зубы были здоровыми» | 1 |
3 | - «Глаза мои главные помощники» | 2 |
4 | - «Зачем нужен нос?» | 2 |
5 | - «Спорт – это здоровье» | 1 |
6 | - «Позаботьтесь об ушах» | 2 |
7 | - «Наши помощники-руки и ноги» | 1 |
8 | - «Как правильно ухаживать за ногтями» | 1 |
9 | - «Как сделать сон полезным» | 1 |
9 | - «Зимние забавы» | 1 |
10 | - «Хорошая привычка – делать зарядку» | 1 |
11 | - «Осторожно, грипп!» | 1 |
12 | - «Час здоровья» | 1 |
13 | - «Спорт- это здоровье, сила, радость, смех!» | 1 |
14 | - «Сильные, ловкие, смелые» | 1 |
| Итого: | 18 |
| 2 модуль: нравственное и социально-психическое здоровье | |
1 | - «Выполняй режим дня» | 1 |
2 | - «Поведение в транспорте» | 1 |
3 | - «Опасности дома» | 1 |
4 | - «Вредная привычка – долго смотреть телевизор» | 1 |
5 | - «Правила общения с животными» | 1 |
6 | - «Мы все разные» | 1 |
7 | - «Мои одноклассники» | 1 |
8 | - «Полезные и вредные привычки» | 2 |
9 | - «Поговорим о безопасности на воде» | 1 |
10 | - «Вежливые слова» | 1 |
11 | - «Поговорим о настроении» | 1 |
| Итого: | 12 |
| 3 модуль: здоровое питание: | |
1 | - «Какие полезные овощи и фрукты ты знаешь?» | 1 |
2 | - «Моё любимое молочко» | 1 |
3 | - «Полезные продукты» | 2 |
4 | - «Поговорим о хлебе» | 1 |
| Итого: | 5 |
| Всего: | 35 |
Учебно-тематический план (3 класс)
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов |
| 1 модуль: физическое здоровье | |
1 | - «Гигиена и закаливание» | 1 |
2 | - «Как сохранить красивую улыбку» | 1 |
3 | - «Красивая осанка» | 2 |
4 | - «Важные органы человека-ухо, горло, нос» | 2 |
5 | - «Виды спорта» | 1 |
6 | - «Красивые ногти» | 2 |
7 | - «Как бороться с плоскостопием?» | 1 |
8 | - «Как вести себя, когда у тебя что-то болит?» | 1 |
9 | - «Массаж и самомассаж в жизни человека» | 1 |
9 | - «Моё тело» | 1 |
10 | - «Полезно для здоровья делать утреннюю гимнастику» | 1 |
11 | - «Почему мы болеем?» | 1 |
12 | - «Час здоровья» | 1 |
13 | - «Спортивный час» | 1 |
14 | - «Богатырская сила» | 1 |
| Итого: | 18 |
| 2 модуль: нравственное и социально-психическое здоровье | |
1 | - «Соблюдай и выполняй режим дня» | 1 |
2 | - «Правила безопасного поведения на воде» | 1 |
3 | - «Опасные предметы дома» | 1 |
4 | - «Долго смотреть телевизор- это хорошо или плохо?» | 1 |
5 | - «Мы в гостях- гости у нас» | 1 |
6 | - «Компьютер враг или друг?» | 1 |
7 | - «Наказание и поощрение» | 1 |
8 | - «Полезные и вредные привычки» | 1 |
9 | - «Чувства других людей» | 1 |
10 | - «Конфликты в школе» | 1 |
11 | - «Хорошее и плохое настроение» | 1 |
| Итого: | 11 |
| 3 модуль: здоровое питание: | |
1 | - «Путешествие по морям и океанам. Поговорим о рыбе» | 2 |
2 | - «Напитки в нашей жизни» | 1 |
3 | - «Самые полезные продукты» | 2 |
4 | - «Основные правила правильного питания» | 1 |
| Итого: | 6 |
| Всего: | 35 |
Учебно-тематический план (4 класс)
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов |
| 1 модуль: физическое здоровье | |
1 | - «Гигиена мальчиков и девочек» | 1 |
2 | - «Гигиена сна» | 1 |
3 | - «Помоги себе сам» | 2 |
4 | - «Главные органы человека» | 2 |
5 | - «Здоровый образ жизни» | 1 |
6 | - «Какие врачи нас лечат» | 2 |
7 | - «Прививки от болезней» | 1 |
8 | - «Как уберечься от порезов, ушибов, переломов» | 1 |
9 | - «Переломы» | 1 |
9 | - «Знаешь ли ты свой организм» | 1 |
10 | - «Что делать если ты заболел?» | 1 |
11 | - «Отравления лекарствами» | 1 |
12 | - «Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело» | 1 |
13 | - «Весёлые старты» | 1 |
14 | - «Сильные и ловкие» | 1 |
| Итого: | 18 |
| 2 модуль: нравственное и социально-психическое здоровье | |
1 | - «Твой режим дня» | 1 |
2 | - «Что мы знаем о курении?» | 1 |
3 | - «Что мы знаем об алкоголе?» | 1 |
4 | - «Полезные и вредные привычки» | 1 |
5 | - «Учимся думать» | 1 |
6 | - «Компьютер враг или друг?» | 1 |
7 | - «Как вести себя за столом» | 1 |
8 | - «Чем заняться после уроков. Умей организовать свой досуг» | 1 |
9 | - «Чего не надо бояться» | 1 |
10 | - «Путешествие в страну здоровья» | 1 |
11 | - «Как управлять своими эмоциями» | 1 |
| Итого: | 11 |
| 3 модуль: здоровое питание: | |
1 | - «Праздник урожая» | 1 |
2 | - «Что нужно есть в разное время года?» | 2 |
3 | - «Где и как готовят пищу» | 2 |
4 | - «Питание и красота» | 1 |
| Итого: | 6 |
| Всего: | 35 |
Учебно-тематический план (5 класс)
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов |
| 1 модуль: физическое здоровье | |
1 | - «Что такое здоровье?» | 1 |
2 | - «Чистота и здоровье» | 1 |
3 | - «Физкультура и спорт» | 2 |
4 | - «Моё сердце» | 1 |
5 | - «Мои лёгкие» | 1 |
6 | - «Поговорим о печени и почках» | 2 |
7 | - «Скелет – наша опора» | 1 |
8 | - «Расти здоровым» | 1 |
9 | - «Мои любимые спортивные игры» | 2 |
9 | - «Любимый вид спорта» | 1 |
10 | - «Что нужно знать о лекарствах» | 1 |
11 | - «Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек» | 1 |
12 | - «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | 1 |
13 | - «Оздоровительные игры» | 1 |
14 | - «Час здоровья» | 1 |
| Итого: | 18 |
| 2 модуль: нравственное и социально-психическое здоровье | |
1 | - «Как помочь сохранить себе здоровье» | 1 |
2 | - «О вреде курения» | 1 |
3 | - «Алкоголь – сделай свой выбор» | 1 |
4 | - «Как избавиться от вредных привычек» | 1 |
5 | - «Учимся находить причину и последствия событий» | 1 |
6 | - «Волевое поведение» | 1 |
7 | - «Наркотик – тренинг безопасного поведения» | 1 |
8 | - «Культура здорового образа жизни» | 1 |
9 | - «Нехорошие слова». Недобрые шутки» | 1 |
10 | - «Чувства и поступки» | 1 |
11 | - «Как управлять отрицательными эмоциями» | 1 |
| Итого: | 11 |
| 3 модуль: здоровое питание: | |
1 | - «Из чего состоит наша пища» | 1 |
2 | - «Как правильно питаться, если занимаешься спортом» | 1 |
3 | - «Молоко и молочные продукты» | 1 |
4 | - «Блюда из зерна» | 1 |
5 | - «Какую пищу можно найти в лесу | 1 |
6 | - «Дары моря» | 1 |
| Итого: | 6 |
| Всего: | 35 |