Планируемые результаты изучения учебного предмета «Технология»
1 класс
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь о т взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника;
находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
экономно размечать сгибанием, по шаблону;
точно резать ножницами;
собирать изделия с помощью клея;
эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
о детали как составной части изделия;
конструкциях – разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Содержание курса «Технология»
1 Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России имира.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса.
Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ
информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
2 Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при
выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое
применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная «разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
3 Конструирование и моделирование.
Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие,
деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и способы соединения деталей.
Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего
оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу,
модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско- технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).
Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного
материала:
Включение адаптационного периода в 1 классе — уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
С целью оптимизации учебной деятельности первоклассников используются следующие формы организации учебного процесса: индивидуальные, парные, групповые, а также нетрадиционные формы проведения урока: урок-сказка, урок-экскурсия, урок-игра, урок фантазирования, урок-выставка.
Содержание учебного предмета «Технология»
Природная мастерская – 8 ч
Рукотворный и природный мир города, села.
На земле, на воде и в воздухе.
Природа и творчество. Природные материалы.
Листья, семена и фантазия.
Веточки и фантазия. Фантазии из шишек, желудей, каштанов.
Композиция из листьев. Что такое композиция?
Орнамент из листьев. Что такое орнамент?
Природные материалы. Как их соединить?
Пластилиновая мастерская – 4 ч
Материалы для лепки. Что может пластилин?
В мастерской кондитера. Как работает мастер?
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?
Наши проекты. Аквариум.
Бумажная мастерская – 16 ч
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.
Наши проекты. Скоро Новый Год.
Бумага. Какие у неё есть секреты?
Бумага и картон. Какие секреты у картона?
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?
Наша родная армия.
Ножницы. Что ты о них знаешь?
Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок – портрет?
Шаблон для чего он нужен?
Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги?
Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?
Весна. Какие краски у весны?
Настроение весны. Что такое колорит?
Праздники весны и традиции. Какие они?
Текстильная мастерская - 5ч
Мир тканей. Для чего нужны ткани?
Игла-труженица. Что умеет игла?
Вышивка. Для чего она нужна?
Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
Проверим себя. «Что узнали. Чему научились»
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Природная мастерская | 8 ч |
2 | Пластилиновая мастерская | 4 ч |
3 | Бумажная мастерская | 16 |
4 | Текстильная мастерская | 5 |
| Итого | 33 ч |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол –во часов | План | Факт |
| Природная мастерская (8 ч) | | | |
1 | Рукотворный и природный мир города, села. Урок - экскурсия | 1 | | |
2 | На земле, на воде и в воздухе. Урок – путешествие | 1 | | |
3 | Природа и творчество. Природные материалы Урок - экскурсия | 1 | | |
4 | Листья, семена и фантазия. Урок- экскурсия | 1 | | |
5 | Веточки и фантазия. Фантазия из шишек, желудей и каштанов. Урок - фантазирования | 1 | | |
6 | Композиция из листьев. Что такое композиция? Урок - выставка | 1 | | |
7 | Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Урок - выставка | 1 | | |
8 | Природные материалы. Как их соединить? Урок - фантазирования | 1 | | |
| Пластилиновая мастерская (4 ч) | | | |
9 | Материалы для лепки. Что может пластилин? | 1 | | |
10 | В мастерской кондитера. Как работает кондитер? | 1 | | |
11 | В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? | 1 | | |
12 | Наши проекты. Аквариум | 1 | | |
| Бумажная мастерская (16 ч) | | | |
13 | Мастерская Деда Мороза и Снегурочки | 1 | | |
14 | Наши проекты. Скоро Новый год! | 1 | | |
15 | Бумага. Какие у неё есть секреты? | 1 | | |
16 | Бумага и картон. Какие секреты у картона? | 1 | | |
17 | Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? | 1 | | |
18 | Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? | 1 | | |
19 | Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? | 1 | | |
20 | Наша родная армия | 1 | | |
21 | Ножницы. Что ты о них знаешь? | 1 | | |
22 | Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок – портрет? | 1 | | |
23 | Шаблон для чего он нужен? | 1 | | |
24 | Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? | 1 | | |
25 | Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? | 1 | | |
26 | Весна. Какие краски у весны? | 1 | | |
27 | Настроение весны. Что такое колорит? | 1 | | |
28 | Праздники весны и традиции. Какие они? | 1 | | |
| Текстильная мастерская (5 ч) | | | |
29 | Мир тканей. Для чего нужны ткани? | 1 | | |
30 | Игла – труженица. Что умеет игла? | 1 | | |
31 | Вышивка. Для чего она нужна? | 1 | | |
32 | Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? | 1 | | |
33 | Проверим себя. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | |
18