№ п\п | Дата | Тема урока | Содержание | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся |
| | Как работать с учебником (1ч.) |
1. | 4.09 | Как работать с учебником | Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. | Личностные результаты Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Метапредметные результаты Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме. уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Предметные результаты Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. | Обобщить знания о материалах и их свойствах; инструментах и правилах работы с ними, пройденными в предыдущих классах. Планировать свою деятельность по выполнению изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради. |
| | Человек и земля (22 ч.) |
2. | 11.09 | Вагоностроительный завод | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. | Личностные результаты Положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека; Бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека; Представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности; Представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»; Представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия; Представление об основных правилах и нормах поведения; Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; Представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия. Метапредметные результаты Регулятивные УУД понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом; составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий; осуществлять действия по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана; оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их. Познавательные УУД находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций; использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника; выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом; высказывать суждения; обосновывать свой выбор; проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки; сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям. | Находить и отбирать информацию, об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особен-ностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, рас-крой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела. Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной дея-тельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту, анализировать её структуру, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия. Организовывать рабочее место (этот вид деятельности учащихся осуществляется на каждом уроке). Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы на её основе контролировать свою деятельность. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
3. | 18.09 | Создание модели вагона из бумаги и картона | Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный) Экономное расходование материалов. |
4. | 25.09 | Полезные ископаемые | Бережное отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; | Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, заполнять технологическую карту и соотносить её с «Вопросами юного технолога». Соблюдать правила ТБ (отвёртки, гаечного ключа). Самостоятельно собирать буровую вышку. Помогать участникам группы. |
5. | 2.10 | Изготовление модели буровой вышки | Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; |
6. | 9.10 | Изделие «Малахитовая шкатулка» | Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. |
7. | 16.10 | Проект «Автомобильный завод» | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. | Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или не-подвижное), пользоваться гаечным ключом и отвёрткой. Составлять план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом, заполнять технологическую карту. Самостоятельно изготавливать модель автомобиля. Проводить совместную оценку этапов работы и контролировать последовательность. |
8. | 23.10 | Работа над проектом «Автомобильный завод» | Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). |
9. | 30.10 | Монетный двор | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. | Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Применять на практике алгоритм построения деятельности, определять этапы проектной деятельности. |
10. | 13.11 | Изделие из фольги «Медаль» | Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; | Коммуникативные УУД задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия; слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение; выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия; выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них. Предметные результаты Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. - Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач. | Составлять план изготовления изделия. Заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов |
11. | 20.11 | Фаянсовый завод. Тест «Как создаётся фаянс» | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). | Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначения и использования из материалов учебника и других источников. Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приёмы и способы работы с пла-стичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учителя. Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Распределять роли и обязанности при выполнении проекта. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы. |
12. | 27.11 | Изделие из пластилина «Ваза» | Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). |
13. | 4.12 | Швейная фабрика | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). | Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды одежды по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. Соблюдать правила ТБ. Составлять план изготовления изделия, самостоятельно заполнять технологическую карту. |
14. | 11.12 | Работа с текстильными материалами «Прихватка» | Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; |
15. | 18.12 | Мягкая игрушка «Птичка» | Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; |
16. | 25.12 | Обувное производство | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). | Использовать текст учебника для определения последова-тельности снятия мерок. Снимать мерки и определять, ис-пользуя таблицу размеров, свой размер обуви. Анализиро-вать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы. Выполнить самостоятельно разметку деталей изделия и раскройки изделия. Использовать навыки работы с бумагой. Соблюдать правила ТБ. |
17. | 15.01 | Изделие из бумаги «Модель детской летней обуви» | Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка ( по шаблону, с помощью линейки, угольника,), обработка материала ( резание ножницами, сгибание), сборка и соединение деталей (клеевое). | Личностные результаты Положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека; Бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека; Представление об основных критериях оценивания своей деятельности; Представление об этических нормах сотрудничества при изготовлении изделия; Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия; Представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия. Метапредметные результаты Регулятивные УУД понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; составлять план выполнения работы; осуществлять действия по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; - оценивать совместно с учителем результат своих действий и корректировать их. Познавательные УУД находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций; использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника; высказывать суждения; обосновывать свой выбор; проводить анализ изделий; Коммуникативные УУД слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение; выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия; выслушивать разные точки зрения и высказывать суждения о них. | Составлять план изготовления изделия, самостоятельно заполнять технологическую карту. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на ее основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. |
18. | 22.01 | Деревообрабатывающее производство. Тест по теме. | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования. | Объяснить назначение инструментов для обработки древесины. Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины. Осваивать правила работы со столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила ТБ. Составлять план изготовления изделия. Декорировать изделие по собственному замыслу. Проводить оценку этапов работы. |
19. | 29.01 | Изделие «Лесенка-опора для растений» | Основные требования к изделию (соответствие материла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, по модели и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). |
20. | 5.02 | Кондитерская фабрика. Тест по теме. | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). | Отыскать на обертке продукции информацию о ее производстве и составе. Анализировать рецепты пирожного «картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую кар-ту с помощью учителя. Определять инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, приготовления блюд и пользования газовой плитой. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. |
21. | 12.02 | Приготовление пирожного «картошка» и шоколадного печенья | Соблюдение безопасных приёмов труда при работе. |
22. | 19.02 | Бытовая техника. | Основные требования к изделию (соответствие материла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, по модели и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). | Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку. Анализировать правила пользования использования электроприборами. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения имитации виража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты. Выполнять разметку и раскрой изделия. |
23. | 26.02 | Тепличное хозяйство. | Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.п. | Анализировать информацию на пакете с семенами, выделять информацию, характеризующую и технологию их выращивания, определять срок годности семян. Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Данная работа является долгосрочным проектом. Рассаду можно использовать для украшения школьной территории. |
| | Человек и вода (3 ч.) |
24. | 5.03 | Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды» | Бережное отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов. Контроль и корректировка хода работы. | Предметные результаты Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. Овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения технологических и организационных задач. Личностные результаты Положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека; Представление об основных критериях оценивания своей деятельности; Представление об этических нормах сотрудничества при изготовлении изделия; Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия. | Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового плана заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчет на основе наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое расходуется человеком за 1 минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим. |
25. | 12.03 | Порт. Изделие «Канатная лестница» | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление)Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (линейки, угольника,), обработка материала (резание ножницами, сгибание,), сборка и соединение деталей (ниточное). | Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узла. Составлять план изготовления изделия. Самостоятельно оформлять изделие. Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. |
26. | 19.03 | Узелковое плетение. Изделие «Браслет» | Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, трафарету), сборка и соединение деталей (ниточное, проволочное,), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). | Находить и отбирать информацию об истории развития узелкового плетения и макраме. Осваивать приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приемы крепления нити в начале выполнения работы. Составлять план изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоский узел, оформлять изделие бусинами. |
| | Человек и воздух (3ч.) |
27. | 2.04 | Изготовление модели самолета. | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление) Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, по модели и по заданным условиям (технико-технологическим). | Метапредметные результаты Регулятивные УУД -понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; -составлять и соотносить предлагаемый в учебнике план -выполнения изделия с текстовым планом; -осуществлять действия по образцу и заданному правилу; -контролировать свою деятельность; -оценивать результат своих действий и корректировать их. | Сравнивать различные виды летательных аппаратов. Ис-пользовать приемы и правила работы с отверткой и гаечным ключом. Распределять обязанности для работы в группе. Строить модель ракеты. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объемные геометрические тела – конус, цилиндр. Соблюдать правила ТБ (ножницы). Соединять детали изделия при помощи клея. Самостоятельно декорировать изделие. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. |
28. | 9.04 | Изготовление модели ракеты . | Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (по шаблону, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (резание ножницами, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое), отделка изделия или его деталей (аппликация и др.). |
29. | 16.04 | Конструкция воздушного змея | Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: развертка. Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). |
| | Человек и информация (5 ч.) |
30. | 23.04 | Создание титульного листа | Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. | Познавательные УУД -находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций; -использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника; -проводить анализ изделий, выделять существенные признаки; Коммуникативные УУД -формулировать вопросы и ответы при выполнении изделия; -слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение; -выполнять работу в паре, в группе; -выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них. Предметные результаты Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-позн.-ых и проектных художественно-конструкторских задач. | Выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей. Определять этапы технологического процесса издания книги. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе ее создания. Находить особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал. Создать титульный лист для книги «Дневник путешественника». Составлять план изготовления. |
31. | 30.04 | Работа с таблицами | Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word. | Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении работы. Соблюдать правила работы на компьютере. |
32. | 7.05 | Создание содержания книги | Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотносить их с «Содержанием» для «Дневника путешественника» |
33. | 14.05 | Переплетные работы | Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление) | Объяснять значение различных элементов книги. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге, выполнять шитье блоков нитками втачку. Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Использовать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника». |
34. 35 | 21.05 28.05 | Проект «Книга «Дневник путешествий» Обобщающий урок по темам года. | Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделие. |