СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование по учебной дисциплине Химия на профессию Механизация сельского хозяйства

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине Химия разработано из рабочей программы Химия на профессию Механизация сельского хозяйства.

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование по учебной дисциплине Химия на профессию Механизация сельского хозяйства»


Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья».










Календарно – тематическое планирование

учебной дисциплины «Химия».



специальность 35.01.23. Механизация сельского хозяйства.


(1курс).













2017 г.




Тематический план и содержание учебной дисциплины. Химия Механики 1 курс


Всего: ауд. 78( 38 ТО+2 КР +38ЛПЗ)+18 СРС


занятия

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов

Тип

занятия

Формы и методы контроля

Уровень освоения

1

Введение


1

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования.


2

Урок изучения нового материала

Устный опрос

2

Практические занятия






Практической работы не предусмотрено






Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.

-Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.


1






Содержание учебного материала

2




2


1





Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.


Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

2

Урок изучения нового материала

Тестирование

2


2







2

Урок изучения нового материала

Тестирование

2

Практические занятия






Практической работы не предусмотрено






Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Плазма – четвертое состояние вещества.

- Аморфные вещества в природе, технике, быту.

- Охрана окружающей среды от химического загрязнения. Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.

- Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).

- Защита озонового экрана от химического загрязнения.


2





1.2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

8(4+4)


3






1



Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы.

2


Урок изучения нового материала

Тестирование

2

4

2

Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d- Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

2

Урок изучения нового материала

Устный опрос

2

Лабораторная работы

4



5



6


1

Лабораторные опыты. Моделирование построения периодической таблицы химических элементов.


2

Урок совершенствования знаний

Отчет


2

Лабораторные опыты. Моделирование построения периодической таблицы химических элементов.


2

Урок совершенствования знаний

Отчет


Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

--Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

-«Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».

-Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.



1





7

















8












9




10

















11










1.3. Строение вещества

8(4+4)



1














Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, по знаку заряда, по наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.



2




Урок изучения нового материала

Устный опрос

2

2

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

2

Урок изучения нового материала

Тестирование

2

Лабораторная работы и демонстрации

4




1

Лабораторные опыты. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде.

2

Урок совершенствования знаний

отчет


2

Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.


2

Урок совершенствования знаний

отчет


Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.

- Косметические гели.

- Применение суспензий и эмульсий в строительстве.



2




1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

4(2+2)





1









Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

2


Урок изучения нового материала

Фронтальный опрос

2


12

Лабораторная работы и демонстрации

2




Практическая работа






1


Приготовление раствора заданной концентрации.

2

Урок совершенствования знаний

Практическая работа с химическими реактивами


Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Современные методы обеззараживания воды.

-Серная кислота – «хлеб химической промышленности».

- Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

- Оксиды и соли как строительные материалы.

- История гипса.


2




13


1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

8(4+4)





1

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.


2


Урок изучения нового материала


Тестирование


2










14




2

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

2

Урок изучения нового материала


Составить таблицу

2

Лабораторная работа



4




15

1


Лабораторные опыты

Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями.

Взаимодействие кислот с солями.


2

Урок совершенствования знаний


Оформление отчета по практической работе



16

2

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

2

Урок совершенствования знаний


Оформление отчета по практической работе



Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Поваренная соль как химическое сырье.

- Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

- Реакции горения на производстве и в быту

- Виртуальное моделирование химических процессов.

- Электролиз


2




17



1.6. Химические реакции

10(4+6)




2

1

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

2

Урок изучения нового материала

Составление опорного конспекта

2







18

2

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

2

Урок изучения нового материала

Устный опрос

2

19






20




21



Практическая работа

6




1


Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.

2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


2

Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации.

2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе

3

Зависимость скорости взаимодействия оксида меди (II) с серной кислотой от температуры.

2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе

Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Электролиз растворов электролитов.

- Электролиз расплавов электролитов.

- Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.

- История получения и производства алюминия.

- Электролитическое получение и рафинирование меди.

-Жизнь и деятельность Г. Дэви.


2




22




1.7. Металлы и неметаллы

6(3+1+2)




1











Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.


2

Урок изучения нового материала

Тестирование

3

23

2

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

1

Урок изучения нового материала

Устный опрос

2

24

Лабораторная работа

2




1


Лабораторные опыты. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. Практические занятия:

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач.

2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета


23

Контрольная работа по теме «Общая и неорганическая химия»

1

Урок контроля и учета знаний




Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Аллотропия металлов.

-Инертные или благородные газы.

- Рождающие соли – галогены.

- История шведской спички.

-Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

-История отечественной черной металлургии. ----Современное металлургическое производство.

- История отечественной цветной металлургии. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

- Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.



2



25


Тема 2. Органическая химия

2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

6(2+4)





1










органических соединений

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

2


Урок изучения нового материала


Тестирование


2


26

Лабораторная работа





1

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических веществ.

2

Урок совершенствования знаний

Модели


27

2

Изготовление моделей молекул органических веществ.

2

Урок совершенствования знаний

Модели


Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Современные представления о теории химического строения.

- Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

- Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.

- История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.

-История возникновения и развития органической химии.

- Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

-Витализм и его крах.

-Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.



2




28


2.2. Углеводороды и их природные источники

10(4+4)






1










Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия,

номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

2


Урок изучение нового материала


Тестирование


2

29


2

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

2

Урок изучение нового материала

Устный опрос

1

30



Лабораторная работа и демонстрации

4




1

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе


31

2

Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

2

Урок совершенствования знаний

Оформление отчета по практической работе



Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.

-Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.

- Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

- Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.

-Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.


2




32




2.3. Кислородсодержащие органические соединения

10(6+4)




1












Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдеги Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

2


Урок изучения нового материала

Тестирование

1

33

2

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

2

Урок изучения нового материала

Устный опрос

1


Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.






34

3

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза , полисахарид

2

Урок изучения нового материала

Составить таблицу

2

35

Лабораторная работа

4




1


Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот.

2

Урок совершенствования знаний

отчет


36










2

Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал.

2

Урок совершенствования знаний

отчет

Самостоятельная работа студентов: Выполнение домашнего задания. Поиск материала в сети Интернет

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

-Углеводородное топливо, его виды и назначение.

-Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

- Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.


2






37






















2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

6(3+1+2)




1














Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.























2

Урок изучения нового материала

Составление таблицы

2

38

2

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

1

Урок изучения нового материала

Устный опрос

2

Лабораторная работа

2




39

1

Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Практические занятия:

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.

Распознавание пластмасс и волокон.

2

Урок контроля оценки и коррекции знаний

Тестирование


38

Контрольная работа

1

Урок контроля оценки и коррекции знаний