СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по УГДД для 4 класса ( 1 полугодие)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по УГДД  для 4 класса соответствует программе ДНР.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по УГДД для 4 класса ( 1 полугодие)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «специализированная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»





Согласовано: Утверждено:

Заместитель директора по УВР Директор _______ Л.М.Козлицкая МОУ «Специализированная ___________ 2018 г школа № 65 г. Донецка»

_______ И.И.Сушков

________ 2018 г.





Рабочая учебная программа

по предмету

«Уроки гражданственности и духовности

Донбасса»

в 4 классе

на 2018-2019 учебный год

Царук Аллы Николаевны

Утверждена на заседании педагогического совета.

Протокол от 30.08. 2018 г. № 9.

Донецк

2018г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования для общеобразоват. организаций / Авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 85 с. , рабочего учебного плана, утвержденного приказом от 30.08.18г. №167.

Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие : 4 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк : Истоки, 2016. – 140 с.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Актуальность, педагогическая целесообразность курса

Донецкая Народная Республика – молодое государство, в котором особое значение придается воспитанию гражданина и патриота, развитию гражданской компетентности, совершенствованию духовно-нравственных основ личности. Это необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества.

Цель курса«Уроки гражданственности и духовности Донбасса»: содействие духовному развитию личности обучающегося, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.

Основные задачи курса:

  • повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;

  • углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;

  • повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;

  • создание условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее;

  • создание условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

  • воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;

  • развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;

  • воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;

  • создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;

  • накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений в общественной жизни.

Основное задание курса: содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.



Общее описание учебно-воспитательного курса

Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно-нравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно-нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».

Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин; является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности.

Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.

Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.



Нормативно-правовое обеспечение курса

Нормативно-правовым обеспечением курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Конституция Донецкой Народной Республики;

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;

  • Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики;

  • Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;

  • Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;

  • Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

  • Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики



Принципы построения курса

  • Доступности;

  • систематичности и последовательности;

  • преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи;

  • научности;

  • активности субъектов образовательного процесса;

  • универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания;

  • наглядности;

  • системно-организованного подхода;

  • адресного подхода в формировании патриотизма;

  • учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей.

Преподавание курса базируется на теоретических и методологических принципах педагогики сотрудничества, которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект-субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно-ориентированный подход.

Программа предусматривает изучение курса в 4 классе школы в объеме 33 часов в год (1 час в неделю).



Ценностные установки гражданско-патриотического

и духовно-нравственного развития и воспитания

Программа учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» опирается на традиционную для народа Донбасса систему нравственных ценностей, элементами которой являются: патриотизм, духовность, социальная солидарность,

гражданственность, история, культура,равноправие, семья, совесть, солидарность, труд и творчество, наука, традиционные религии,искусство и литература, природа, человечество.


Основные направления деятельности по реализации курса

1. Содержательное направление:

2. Социально-педагогическое направление:

3. Управленческое направление:


Механизм реализации курса

Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.

Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.

Задачи гражданского и нравственного образования решаются через изучение истории, права, обществознания, географии, экономики, литературы, начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, через специальные факультативные и элективные курсы вариативного компонента, а также посредством специального учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».

Главной составляющей системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является работа классного руководителя как с обучающимися, так и родителями.

Методы достижения поставленных целей и задач

Содержание программы реализуется на занятиях курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», а также на уроках: окружающий мир, литературное чтение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура; во внеклассной работе(деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет,

викторины, круглый стол,конкурс сочинений, защита проектов, родительские собрания,

посещение семей обучающихся, анкетирование, тематические классные часы, семейные праздники, спортивные состязания; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; КВНы семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей); во внешкольной работе (экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др. ).

Курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе.



Прогнозируемые результаты

В результате реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных, образовательных,

поведенческих результатов. Предполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самоанализа, самооценки, самоуправления.

Результат реализации программы курса предполагает развитие творческих, когнитивных способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики.

4 класс


Название раздела, темы занятия

Всего

часов

Практические

Комбинированные (интегрированные)


Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»


10


5


5


Микросфера «Я – житель Донбасса»




Тема 1.История и символика моего города (села)

2

1

1

Микросфера «Природа Донбасса»




Тема 2.Путешествие по водоемам Донбасса

2

1

1

Тема 3.Заповедные места родного края

2

1

1

Микросфера «Культура Донбасса»




Тема 4.Познаëм окружающий мир Донбасса

2

1

1

Тема 5. Народные ремёсла и промыслы Донбасса

2

1

1


Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса»


8


3


5


Микросфера «Духовный свет моей Отчизны»




Тема 6. Талант человека как дар Божий

1


1

Тема 7. Духовные заповеди наших предков

1


1

Микросфера «Учимся жить среди людей»




Тема 8.Поговорим о толерантности

1


1

Тема 9. Главное не кем быть, а каким быть!

1


1

Микросфера «Законы мудрости народной»




Тема 10.Традиции и обычаи народов Донбасса

2

2


Тема 11.Творческая сила былинного слова

2

1

1


Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина

Донецкой Народной Республики»



9



2



7

Микросфера «Человек и закон»




Тема 12.Что такое общество? Как это – жить по правилам?

1


1

Тема 13.По закону – значит по справедливости

1


1

Микросфера «Гражданская позиция»




Тема 14.Патриот и гражданин.Что можешь ты сделать для своей Республики?

2


2

Микросфера «Трудом славен человек»




Тема 15. Труд – гарантия успеха

1


1

Тема 16. «Тайны» профессий Донбасса

2

1

1

Тема 17. Я выбираю профессию


2

1

1


Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир»


6


2


4

Микросфера «Дыхание времен»




Тема 18. Символы славы России

2

1

1

Микросфера «След в истории»




Тема 19. Великие правители Российской империи

1


1

Микросфера «Донбасс – часть Русского мира»




Тема 20. Визитная карточка Донбасса

2

1

1

Тема 21. Донбасс – сердце России

1


1


ВСЕГО ЧАСОВ



33


12


21



Календарно - тематическое планирование

(33 ч. в год, 1 час в неделю)

п/п


п/п

кор

рек

ция

Тема урока

Кол-во

ч.

Дата

уро

ка

Дата кор

Рек

ция


Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» (10 ч.)


Микросфера «Я – житель Донбасса» (2 ч.)

1


История и символика моего города (села)

1

10.09


2


Г Исследовательский проект «Как возникли символы моего края»

1

17.09


Микросфера «Природа Донбасса» (4 ч.)

3


Путешествие по водоемам Донбасса.

1

24.09


4


Способы охраны водоёмов, природоохранная деятельность. детей. Работа с материалами периодической печати.

1

01.10


5


Заповедные места родного края.

1

08.10


6


Виртуальная экскурсия по заповедным местам. Подготовка проекта «Заповедные места Донбасса».

1

15.10


Микросфера «Культура Донбасса» (4 ч.)

7

8


Познаëм окружающий мир Донбасса. Экскурсия в библиотеку, планетарий, цирк, аквапарк (в зависимости от местных условий).

1

22.10


9


Народные ремёсла и промыслы Донбасса.


1

05.11




10


Создание презентации «В мастерской ремёсел». Изготовление посуды.

1

12.11




Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (8 ч.)


Микросфера «Духовный свет моей Отчизны» (2 ч.)

11


Талант человека как дар Божий. Анкетирование, моделирование и анализ ситуаций

1

19.11


12


Духовные заповеди наших предков. Чтение и обсуждение «Поучения Владимира Мономаха», библейских заповедей.

1

26.11


Микросфера «Учимся жить среди людей» (2 ч.)


13


Поговорим о толерантности. Анализ ситуаций. Чтение и обсуждение рассказов.

1

03.12


14


Главное не кем быть, а каким быть! Работа с толковым словарем. Анализ ситуаций. Чтение и обсуждение рассказов.

1

10.12


Микросфера «Законы мудрости народной» (4 ч.)

15

Традиции и обычаи народов Донбасса. Фестиваль.

1

17.12


16


Фестиваль, выступления учащихся, «калейдоскоп знаний».

1

24.12




Критерии оценивания

Курс «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является обязательным для изучения всеми обучающимися.

Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется вербально с помощью различных мониторинговых исследований.

Оценка личных достижений обучающегося в ходе реализации курса может осуществляться и посредством портфолио, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются педагогами, родителями и самим обучающимся результаты его гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития.

Задача учителя – сопровождать обучающегося в его образовательном движении, направлять, консультировать и в то же время обеспечивать условия для создания обучающимся собственного образовательного продукта по изучаемой теме.