МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «специализированная школа № 65 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Согласовано: Утверждено:
Заместитель директора по УВР Директор _______ Л.М.Козлицкая МОУ «Специализированная ___________ 2018 г школа № 65 г. Донецка»
_______ И.И.Сушков
________ 2018 г.
Рабочая учебная программа
по предмету
«Уроки гражданственности и духовности
Донбасса»
в 4 классе
на 2018-2019 учебный год
Царук Аллы Николаевны
Утверждена на заседании педагогического совета.
Протокол от 30.08. 2018 г. № 9.
Донецк
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования для общеобразоват. организаций / Авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 85 с. , рабочего учебного плана, утвержденного приказом от 30.08.18г. №167.
Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие : 4 класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Седова Н.Н., Калафат О.В. – Донецк : Истоки, 2016. – 140 с.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Донецкая Народная Республика – молодое государство, в котором особое значение придается воспитанию гражданина и патриота, развитию гражданской компетентности, совершенствованию духовно-нравственных основ личности. Это необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества.
Цель курса«Уроки гражданственности и духовности Донбасса»: содействие духовному развитию личности обучающегося, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Основные задачи курса:
повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;
углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;
создание условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее;
создание условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений в общественной жизни.
Основное задание курса: содействие формированию личностных качеств и ценностных ориентаций будущего гражданина Донецкой Народной Республики.
Общее описание учебно-воспитательного курса
Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно-нравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно-нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Курс носит межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин; является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности.
Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Нормативно-правовое обеспечение курса
Нормативно-правовым обеспечением курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;
Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики
Принципы построения курса
Доступности;
систематичности и последовательности;
преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи;
научности;
активности субъектов образовательного процесса;
универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания;
наглядности;
системно-организованного подхода;
адресного подхода в формировании патриотизма;
учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей.
Преподавание курса базируется на теоретических и методологических принципах педагогики сотрудничества, которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект-субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно-ориентированный подход.
Программа предусматривает изучение курса в 4 классе школы в объеме 33 часов в год (1 час в неделю).
Ценностные установки гражданско-патриотического
и духовно-нравственного развития и воспитания
Программа учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» опирается на традиционную для народа Донбасса систему нравственных ценностей, элементами которой являются: патриотизм, духовность, социальная солидарность,
гражданственность, история, культура,равноправие, семья, совесть, солидарность, труд и творчество, наука, традиционные религии,искусство и литература, природа, человечество.
Основные направления деятельности по реализации курса
1. Содержательное направление:
2. Социально-педагогическое направление:
3. Управленческое направление:
Механизм реализации курса
Механизм реализации курса основывается на совершенствовании методов работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, координации деятельности всех служб общеобразовательной организации в целях обеспечения положительного влияния на процесс воспитания и развития личности гражданина Донецкой Народной Республики, налаживания тесных связей с социальными партнёрами, выстраивания эффективного взаимодействия с семьями обучающихся.
Система гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников, реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи гражданского и нравственного образования решаются через изучение истории, права, обществознания, географии, экономики, литературы, начальной военной подготовки и других учебных дисциплин, через специальные факультативные и элективные курсы вариативного компонента, а также посредством специального учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса».
Главной составляющей системы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания является работа классного руководителя как с обучающимися, так и родителями.
Методы достижения поставленных целей и задач
Содержание программы реализуется на занятиях курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», а также на уроках: окружающий мир, литературное чтение, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура; во внеклассной работе(деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет,
викторины, круглый стол,конкурс сочинений, защита проектов, родительские собрания,
посещение семей обучающихся, анкетирование, тематические классные часы, семейные праздники, спортивные состязания; тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями; КВНы семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей); во внешкольной работе (экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др. ).
Курс не ограничивается только рамками уроков и воспитательных мероприятий в школе.
Прогнозируемые результаты
В результате реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися воспитательных, образовательных,
поведенческих результатов. Предполагаемым результатом реализации курса является формирование у детей навыков самоанализа, самооценки, самоуправления.
Результат реализации программы курса предполагает развитие творческих, когнитивных способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Содержание курса отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.
Конечным результатом реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина Донецкой Народной Республики.
4 класс
Название раздела, темы занятия | Всего часов | Практические | Комбинированные (интегрированные) |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | 10 | 5 | 5 |
Микросфера «Я – житель Донбасса» | | | |
Тема 1.История и символика моего города (села) | 2 | 1 | 1 |
Микросфера «Природа Донбасса» | | | |
Тема 2.Путешествие по водоемам Донбасса | 2 | 1 | 1 |
Тема 3.Заповедные места родного края | 2 | 1 | 1 |
Микросфера «Культура Донбасса» | | | |
Тема 4.Познаëм окружающий мир Донбасса | 2 | 1 | 1 |
Тема 5. Народные ремёсла и промыслы Донбасса | 2 | 1 | 1 |
Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» | 8 | 3 | 5 |
Микросфера «Духовный свет моей Отчизны» | | | |
Тема 6. Талант человека как дар Божий | 1 | | 1 |
Тема 7. Духовные заповеди наших предков | 1 | | 1 |
Микросфера «Учимся жить среди людей» | | | |
Тема 8.Поговорим о толерантности | 1 | | 1 |
Тема 9. Главное не кем быть, а каким быть! | 1 | | 1 |
Микросфера «Законы мудрости народной» | | | |
Тема 10.Традиции и обычаи народов Донбасса | 2 | 2 | |
Тема 11.Творческая сила былинного слова | 2 | 1 | 1 |
Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | 9 | 2 | 7 |
Микросфера «Человек и закон» | | | |
Тема 12.Что такое общество? Как это – жить по правилам? | 1 | | 1 |
Тема 13.По закону – значит по справедливости | 1 | | 1 |
Микросфера «Гражданская позиция» | | | |
Тема 14.Патриот и гражданин.Что можешь ты сделать для своей Республики? | 2 | | 2 |
Микросфера «Трудом славен человек» | | | |
Тема 15. Труд – гарантия успеха | 1 | | 1 |
Тема 16. «Тайны» профессий Донбасса | 2 | 1 | 1 |
Тема 17. Я выбираю профессию | 2 | 1 | 1 |
Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир» | 6 | 2 | 4 |
Микросфера «Дыхание времен» | | | |
Тема 18. Символы славы России | 2 | 1 | 1 |
Микросфера «След в истории» | | | |
Тема 19. Великие правители Российской империи | 1 | | 1 |
Микросфера «Донбасс – часть Русского мира» | | | |
Тема 20. Визитная карточка Донбасса | 2 | 1 | 1 |
Тема 21. Донбасс – сердце России | 1 | | 1 |
ВСЕГО ЧАСОВ | 33 | 12 | 21 |
Календарно - тематическое планирование
(33 ч. в год, 1 час в неделю)
№ п/п | № п/п кор рек ция | Тема урока | Кол-во ч. | Дата уро ка | Дата кор Рек ция |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» (10 ч.) |
Микросфера «Я – житель Донбасса» (2 ч.) |
1 | | История и символика моего города (села) | 1 | 10.09 | |
2 | | Г Исследовательский проект «Как возникли символы моего края» | 1 | 17.09 | |
Микросфера «Природа Донбасса» (4 ч.) |
3 | | Путешествие по водоемам Донбасса. | 1 | 24.09 | |
4 | | Способы охраны водоёмов, природоохранная деятельность. детей. Работа с материалами периодической печати. | 1 | 01.10 | |
5 | | Заповедные места родного края. | 1 | 08.10 | |
6 | | Виртуальная экскурсия по заповедным местам. Подготовка проекта «Заповедные места Донбасса». | 1 | 15.10 | |
Микросфера «Культура Донбасса» (4 ч.) |
7 8 | | Познаëм окружающий мир Донбасса. Экскурсия в библиотеку, планетарий, цирк, аквапарк (в зависимости от местных условий). | 1 | 22.10 | |
9 | | Народные ремёсла и промыслы Донбасса. | 1 | 05.11 | |
10 | | Создание презентации «В мастерской ремёсел». Изготовление посуды. | 1 | 12.11 | |
Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (8 ч.) |
Микросфера «Духовный свет моей Отчизны» (2 ч.) |
11 | | Талант человека как дар Божий. Анкетирование, моделирование и анализ ситуаций | 1 | 19.11 | |
12 | | Духовные заповеди наших предков. Чтение и обсуждение «Поучения Владимира Мономаха», библейских заповедей. | 1 | 26.11 | |
Микросфера «Учимся жить среди людей» (2 ч.) | |
13 | | Поговорим о толерантности. Анализ ситуаций. Чтение и обсуждение рассказов. | 1 | 03.12 | |
14 | | Главное не кем быть, а каким быть! Работа с толковым словарем. Анализ ситуаций. Чтение и обсуждение рассказов. | 1 | 10.12 | |
Микросфера «Законы мудрости народной» (4 ч.) |
15 | Традиции и обычаи народов Донбасса. Фестиваль. | 1 | 17.12 | |
16 | | Фестиваль, выступления учащихся, «калейдоскоп знаний». | 1 | 24.12 | |
Критерии оценивания
Курс «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является обязательным для изучения всеми обучающимися.
Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется вербально с помощью различных мониторинговых исследований.
Оценка личных достижений обучающегося в ходе реализации курса может осуществляться и посредством портфолио, в котором фиксируются, накапливаются и оцениваются педагогами, родителями и самим обучающимся результаты его гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития.
Задача учителя – сопровождать обучающегося в его образовательном движении, направлять, консультировать и в то же время обеспечивать условия для создания обучающимся собственного образовательного продукта по изучаемой теме.