№ п/п | Тема занятия | Дата | Содержание занятия | Деятельность учащихся | Результат |
План | Факт |
I четверть ( 8 часов) |
1 | Вводное занятие. | 04.09 | | Анкетирование с целью выяснения читательского кругозора и художественного вкуса детей. Игра «Закончи стихотворение» | Коллективная | Мини-газета «Слово о нас» |
2 | Что такое поэзия? Поэтические жанры. | 11.09 | | Беседа по содержанию стихотворения С. Михалкова «Как научиться писать стихи?». Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами | Коллективная | «Памятка рифмоплёта» |
3 4 | Труд поэта – «добычи радия». | 18.09 25.09 | | Знакомство с фотокопиями черновиков поэтов – классиков. Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» | Коллективная, групповая, индивидуальная | Мини-газета «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» |
5 | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. | 02.10 | | Троп. Эпитеты. Сравнение. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. | Коллективная, индивидуальная | Коллективное стихотворение с исп-м эпитетов и сравнений |
6 | Метафора и её разновидности | 09.10 | | Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств. | Коллективная, индивидуальная | Коллективное стихотворение с исп-м метафор |
7 | Олицетворение и гипербола | 16.10 | | Олицетворение и гипербола. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств | Коллективная, индивидуальная | Коллективное стихотворение с исп-м гипербол, олицетворений |
8 | Я рисую словами | 23.10 | | Игра «Подбери тропы». Конкурс стихотворений о природе. | Коллективная, индивидуальная | Поэтический вечер «Я рисую словами» |
II четверть (8 часов) |
9 10 | Виды систем стихосложения | 06.11 13.11 | | Античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая системы стихосложения. Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них вида с-мы стих-я. Игра «Угадай» | Индивидуальная, групповая | «Памятка рифмоплёта» |
11 | Роль ритма. | 20.11 | | Анализ ритмического построения классических произведений. Проба пера: написание собственных стихотворений. | Коллективная, индивидуальная | Четверостишия о зож. |
12 13 | Поход за вдохновением | 27.11 04.12 | | Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы. Подбор рифм. Игра «Подскажи словечко». Написание четверостиший на заданную тему. Чтение и обсуждение четверостиший на заданную тему | Групповая, индивидуальная | Четверостишия на выбранную тему |
14 | Метрика. Двухсложные разделы стиха Хорей. Ямб. | 11.12 | | Метрика. Двухсложные разделы стиха. Чтение стихотворений классиков. Игра «Угадай размер» | Коллективная | «Памятка рифмоплёта» |
15 | Трехсложные размеры стиха. | 18.12 | | Дактиль. Амфибрахий. Анапест. Чтение стихотворений классиков. Игра «Угадай размер». | Коллективная | «Памятка рифмоплёта» |
16 | Сказки матушки-зимы | 25.12 | | Конкурс стихотворений о зиме (выразительное чтение собственных стихотворений о зиме) | Индивидуальная, групповая | Поэтический вечер «Сказки матушки зимы» |
III четверть ( 10 часов) |
17 18 | Поэзия и штампы. | 15.01 22.01 | | Понятие «штамп» в литературе. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность). | Групповая | Коллаж «Поэтический хлам» |
19 20 | Связная речь. | 29.01 05.02 | | Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления. Игра «Составь рассказ». | Коллективная | Рассказы на выбранную тему |
21 22 | Роль живописи в поэтическом творчестве. | 12.02 19.02 | | Вдохновение, навеянное созерцанием. Рассматривание и обсуждение различных репродукций, заполнение ассоциативных таблиц. Переложение на стихотворный текст. | Коллективная | Стихотворения, очерки. |
23 24 | Музыка в поэзии. | 26.02 05.03 | | Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение поэзии (прослушивание песен на стихи Есенина, Пушкина, Цветаевой, Ахматовой). Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку. | Индивидуальная, групповая | Стихотворения, очерки. |
25 26 | Музыка слов | 12.03 19.03 | | Звуковая организация стиха. Ассонанс. Аллитерация. Подготовка к музыкально-поэтическому вечеру. | Коллективная, индивидуальная | Музыкально-литературный вечер «Музыка слов» |
IV четверть ( 9 часов) |
27 | Экскурсия – способ получения красочных образов | 02.04 | | Выход на экскурсию по весеннему парку, создание стихотворений, зарисовок. | Коллективная, индивидуальная | Стихи, литературные зарисовки. |
28 | Подготовка ко Всемирному дню поэзии. | 09.04 | | Написание сценария , создание рисунков и стихотворений ко Всемирному дню поэзии. | Индивидуальная, групповая | Поэтический вечер «Мысль, вооружённая рифмой». |
29 30 | «Я знаю слов набат» | 16.04 23.04 | | Ораторские приёмы (риторические восклицания, обращения, вопросы). Техника речи, игры со словами, развивающие связную, образную речь («назывной рассказ или стихотворение»). | Индивидуальная, групповая | Выпуск листовок |
31 | Книги это собрание житейской мудрости | 30.04 | | Обсуждение любимых книг и авторов, подготовка листовок в помощь в библиотеке. | Коллективная | Выпуск листовок |
32 | «Моим стихам, написанным так рано, настанет свой черёд». Подготовка к изданию сборника. | 07.05 | | Подготовка к изданию сборника стихотворений. Отбор самых лучших стихотворений. | Коллективная | Выставка стихотворений |
33 34 | Наш сборник «Проба пера» | 14.05 21.05 | | Набор текста стихотворений, дизайн обложки сборника. Подготовка к презентации сборника стихотворений «Проба пера». | Групповая | Сборник стихотворений «Проба пера» |
35 | Презентация сборника | 28.05 | | Презентация сборника стихотворений «Проба пера» | Коллективная | Проект «Проба пера» |