Планирование составлено на основе учебной программы по учебному предмету «Русская литература» для XI класса учреждений общего среднего образования
с белорусским и русским языками обучения и воспитания (базовый уровень), утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2017 № 93
№ уро ка | Дата | Раздел Тема урока | Кол-во ча сов |
I четверть |
Введение (1ч) |
1 | 01.09 | Введение. Литература на рубеже XIX–ХХ вв. как особый этап в истории общественного и художественного развития России. Повторение. Поиск новых возможностей реалистического искусства в творчестве А. П. Чехова и Максима Горького | 1 |
Модернизм конца XIX – начала XX века (3 ч + 3ч) |
2 | 04.09 | Модернизм конца XIX – начала XX века. Символизм. В. Я. Брюсов. «Сонет к форме», «Грядущие гунны», «Юному поэту», «Работа». К. Д. Бальмонт. «Челн томления», «Песня без слов», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Камыши», «Океан» | 1 |
3 | 08.09 | Акмеизм. Н. С. Гумилев. «Капитаны» («На полярных морях и на южных...»), «Жираф», «Перстень», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» | 1 |
4 | 11.09 | Футуризм. Игорь Северянин. «Эпилог», «Примитива», «Увертюра» («Ананасы в шампанском!..»), «Запад погас...». Велимир Хлебников. «Заклятие смехом», «Там, где жили свиристели...», «Гонимый кем, по чем я знаю?..», «Бобэоби пелись губы...» | 1 |
5 | 15.09 | А.А. Блок. «Стихи о Прекрасной даме». Очерк жизни и творчества. Личность поэта. Повторение. Любовь как чудо в произведении А.И. Куприна «Гранатовый браслет» | 1 |
6 | 18.09 | А.А. Блок. «Фабрика», «Россия», «На железной дороге»; из цикла «На поле Куликовом» | 1 |
7 | 22.09 | «Двенадцать» – попытка художественного осмысления революции как очищающей стихии | 1 |
ЛИТЕРАТУРА 1920-х – СЕРЕДИНЫ 1950-х гг. Литература 20–30-х гг. Обзор (1 ч) |
8 | 25.09 | Литература 20–30-х гг. Обзор. Повторение. Особое место И.А. Бунина в русской литературе | 1 |
9 10 11 | 29.09 02.10 05.10 | В. В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой»; поэмы «Облако в штанах», «Про это» | 3 |
12 13 | 09.10 13.10 | С. А. Есенин. «Край любимый! Сердцу снятся...», «Я покинул родимый дом...», «Отговорила роща золотая...», «Неуютная жидкая лунность...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Собаке Качалова» | 2 |
14 | 16.10 | М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. Личность писателя. Его место в литературе ХХ в. Особенности творческой индивидуальности | 7 ч 1 |
15 | 20.10 | Контрольное сочинение по лирике А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина (по выбору) | 1 |
16 | 23.10 | М.А.Булгаков «Собачье сердце». Изображение послереволюционной действительности. «Шариковщина» как социальное и моральное явление | 1 |
17 | 27.10 | М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». История создания «закатного романа», его проблематика и система образов. | 1 |
18 | 30.10 | Многоплановость композиции. «Троемирие» романа и его идейно-художественные функции | 1 |
II четверть |
19 | 10.11 | Судьба Иешуа и Мастера. Синтез библейской, конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности | 1 |
20 | 13.11 | Критическое изображение московской действительности 1920–30-х гг. | 1 |
21 | 17.11 | Функции образа Воланда. Реальное и ирреальное в романе | 1 |
22 | 20.11 | А. П. Платонов. Рассказы «Фро», «На заре туманной юности» А. П. Платонов в 1930-е гг. Осмысление бытийных общечеловеческих проблем на основе реалий исторической эпохи. Особенности индивидуального стиля писателя, создающего впечатления природной естественности мысли и поступков героев | 4 ч 1 |
23 | 24.11 | А.П. Платонов «Фро». Образ исторического времени. Полнота чувства любви. Полемика автора с современной идеологией. Оценка рассказа Платонова в контексте литературы 30-х гг. ХХ в | 1 |
24 25 | 27.11 01.12 | А.П. Платонов «На заре туманной юности». Преодоление духовного сиротства, ощущение высокой причастности к судьбе всего народа – путь платоновского героя от одиночества к людям. Понятие о творческой эволюции писателя | 2 |
26 27 | 04.12 08.12 | М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы», «Моим стихам, написанным так рано...», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Бессонница», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Генералам двенадцатого года», «Имя твое – птица в руке...» Очерк жизни и творчества. Богатство тем и мотивов лирики М. И. Цветаевой: сила и нежность любви, преданность друзьям, достоинство и честь, сила духа, мужество; высокая оценка русской культуры, русской поэзии, любовь к родине, верность ей. Романтический мир лирической героини | 2 ч |
28 | 11.12 | М. А. Шолохов. «Тихий Дон» (избранные главы) М.А. Шолохов. «Тихий Дон» (избранные главы). Очерк жизни и творчества. «Тихий Дон» как роман-эпопея | 5 ч 1 |
29 | 15.12 | Отражение в истории семьи Мелеховых социальных катаклизмов эпохи | 1 |
30 | 18.12 | Глубина постижения сущности исторических процессов. Изображение гражданской войны как трагедии народа | 1 |
31 | 22.12 | Судьба Григория Мелехова. Цельность характера. Истоки мелеховской трагедии | 1 |
III четверть |
32 | | Женские судьбы в романе. Психологическая глубина реализма М. А. Шолохова. Богатство, яркость, многоцветность языка. Место романа в истории мировой литературы. | 1 |
33 | | Контрольное сочинение (по творчеству М.А. Шолохова) | 1 |
Литература 40-х – середины 50-х гг. Обзор (1 ч) |
34 | | Литература 40-х – середины 50-х гг. Обзор | 1 |
35 36 | | А. Т. Твардовский. «О сущем», «Я знаю: никакой моей вины...», «Вся суть...», «На дне моей жизни...» Очерк жизни и творчества. Личность поэта. А. Т. Твардовский – редактор «Нового мира». Открытость, искренность и честность поэта в разговоре с читателем. Традиции и новаторство в поэзии | 2 ч 1 1 |
37 38 | | А. А. Ахматова. «Вечером», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Смятение», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза» и др. поэма «Реквием» Очерк жизни и творчества. Личность поэта. Лирика А. А. Ахматовой как сплав мгновения и вечности «Реквием». Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме. Тема гуманизма и милосердия. Образ Матери | 2 ч 1 1 |
39 40 | | Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Давай ронять слова...», «Снег идет», «Единственные дни», «Любить иных – тяжелый крест...», «Во всем мне хочется дойти...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво...», «Рождественская звезда» и др. Очерк жизни и творчества. Личность поэта. Поэт и советская власть. Философская насыщенность поэзии Б. Л. Пастернака. Вечные вопросы бытия в лирике поэта. Стремление во всем «дойти до самой сути». Тема поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака. Путь поэта от сложной ассоциативности к мудрой простоте | 2 ч 1 1 |
ЛИТЕРАТУРА СЕРЕДИНЫ 1950-х – НАЧАЛА 1990-х гг. Литература середины 50–60-х гг. Обзор (1 ч) |
41 | | Литература середины 50–60-х гг. Обзор | 1 |
42 | | А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича» Очерк жизни и творчества. Личность писателя. | 3 ч 1 |
IV четверть |
43 44 | | А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы. Стратегия выживания в нечеловеческих обстоятельствах. Своеобразие композиции и языка рассказа | 2 |
Литература 70-х – начала 90-х гг. Обзор (3 ч) |
45 | | Литература 70-х – начала 90-х гг. Обзор. Проза. Система «вечных» нравственных ценностей и историческая память народа | 1 |
46 47 | | Поэзия. Проблемно-тематическая и жанрово-стилевая характеристика. Роль поэзии в сохранении духовно-нравственных идеалов. Поиск совершенства поэтической формы. Стихотворения Н. М. Рубцова, А. А. Тарковского, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, В. Н. Корнилова, Б. А. Ахмадулиной, Д. Самойлова, Б. Ш. Окуджавы, Ю. П. Кузнецова, О. Г. Чухонцева, Б. А. Чичибабина и др. | 2 |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА ХХ – НАЧАЛА XXI в. Обзор (3 ч) |
48 | | Русская литература конца ХХ – начала XXI в. Обзор. Основная тенденция развития русской поэзии конца ХХ – начала XXI в.: доминанта лирического начала и многообразие творческих манер | 1 |
49 50 | | Пьесы Л. С. Петрушевской, А. П. Казанцева, Л. Н. Разумовской, А. М. Галина. Феномен Н. В. Коляды («Птица Феникс»). Эксперименты Е. В. Гришковца («Как я съел собаку»). Интерпретация «Ромео и Джульетты» в пьесе Г. И. Горина «... Чума на оба ваши дома!». Пьесы-римейки, их диалог с классикой (Б. Акунин. «Чайка»; Н. Н. Садур. «Памяти Печорина» и др.) | 2 |
РУССКОЯЗЫЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА БЕЛАРУСИ Обзор (3 ч) |
51-53 | | Русскоязычная литература Беларуси. Обзор. Проза. Поэзия. Драматургия | 3 |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по учебной работе ______________ Ревинская О.И. ______________ 2020г. |