Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 10 класса на 2019-2020уч. г.
Рабочая программа по предмету русский язык 10 класс составлена на основе авторской программы к учебно-методическому комплекту « Русскому язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы».(базовый уровень). Авторы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова М., «Просвещение» 2016г.
Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования, учебному плану образовательного учреждения и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. Дополнительно к федеральному компоненту дан 1 час для усиления базовой части федерального компонента с целью подготовки к экзаменам, поэтому рабочая программа рассчитана на изучение русского языка в объеме 70 часов (из них 2 часа – резервное время).
Целью изучения курса русский язык 10 класса является овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса: Официально-деловой стиль речи, Синтаксис и пунктуация. Морфология. Повторение.Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие среднюю (полную) общую школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Предметными результатами изучения предмета « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» являются следующие умения:
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Структура рабочей программы
-Пояснительная записка;
-Содержание рабочей программы;
-Практические занятия по предмету. Контроль уровня обученности;
-Требования к уровню подготовки обучающихся;
-Календарно-тематическое планирование;
-Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
-Источники информации;
-Средства обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся среднего общего образования 10 класс составлена на основе документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Федеральный Базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (с последующими изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с последующими изменениями и дополнениями).
6. Образовательная программа школы
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает обучающимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Задачей обучения в 10 классе является развитие и совершенствование способностей обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве и функционировании русского языка и помогает учащимся углубить представления о стилистике современного русского литературного языка, закрепить орфографические и пунктуационные навыки, расширить лексический запас. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Учебная деятельность осуществляется при использовании учебника «Русский язык. Грамматика. Стили речи. 10-11классы.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М. Просвещение. 2016г.
Федеральный компонент государственного стандарта образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднегообщего образования в 10 классе в объеме - 35 часов (1 час в неделю).
Программа реализует следующие основные функции:
- информационно-методическую;
- организационно-планирующую;
- контролирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Курс русского языка в I0 классе направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.Для комплексного подхода и решения сложных проблем в обучении реальной действительности необходимы межпредметные связи в обучении и воспитании школьников.Межпредметные связи с уроками литературы, истории, ИЗО осуществляются посредством использования упражнений и заданий с текстами из произведений писателей, поэтов и текстами публицистического характера по истории и культуре. Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, работа с художественно-языковыми средствами, разнообразные виды переложения текста (передачи его содержания) в устной и письменной формах, самовыражение и литературное творчество учащихся, публичная речь. Повседневная работа по названным направлениям ведет к овладению богатствами литературы как вида искусства и в то же время развивает, обогащает речь учащихся, позволяет им проникать в творческую мастерскую писателя, поэта, в тайны родного языка
воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях и их взаимодействии между собой, языковых нормах;
расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;
овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения; повышение уровня речевой культуры;
формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля обучающихся.
Обоснованием выбора данной программы послужили следующие мотивы:
Соответствует стандарту среднего образования по русскому языку
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между различными разделами курса
Включает базовые знания и умения, которыми должны владеть обучающиеся.
.
Место предмета в учебном плане: учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования.
Рабочая программа по русскому языку за 2016-2017 год реализована в полном объеме.
Характеристика класса.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса и специфики классного коллектива.
В 10 классе обучаются 7 детей (2 мальчика, 5 девочек). Дети со средним уровнем способностей, которые в состоянии освоить программу по предмету на базовом уровне.
Требования реализации компонента регионального содержания образования содействуют формированию у обучающихся способности к межнациональному диалогу, знакомству с культурой других народов и используются как вкрапления в предмет.
В работе используется учебник Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. Авторы А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, соответствующий федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2019-2020 уч. год (приказ № от г.)
Результаты обучения
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормысовременного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативныхзадач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности ихупотребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение:
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различныхтипов и жанров вучебно-научной (на материале изучаемых учебныхдисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современногорусского литературного языка;
■ использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевыхсредств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдений за собственнойречью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественнойжизни государства.
Содержание рабочей программы
Название темы (раздела) | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов по пример | Кол-во час. по рабочей |
Общие сведения о языке | Роль языка в обществе. «Язык каждого народа создан самим народом» (К,Д.Ушинский) История развития русского языка. Периоды в истории развития русского языка. Место и назначение русского языка в современном мире. Стилистические функции устаревших форм слова. | 7 | |
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Принципы русской орфографии. Фонетический разбор. | 6 | |
Лексика и фразеология | Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика. Русская фразеология. Словари русского языка. | 8 | |
Морфемика и словообразование | Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства. | 4 | |
Морфология и орфография | Правописание –н- и –нн- в суффиксах сущ., прил., наречий, причастий. Правописание окончаний разных частей речи. Правописание не и ни с разными частями речи. Различение частиц не и ни. Правописание наречий. Мягкий знак на конце слов после шипящих. Правописание глаголов. Правописание причастий. Слитное, раздельное и дефисное написания. | 14 | |
Синтаксис и пунктуация | Принципы русской пунктуации. Типы и виды словосочетаний. Простое предложение. Осложненное предложение. Сложное предложение. Прямая и косвенная речь. Авторская пунктуация. | 11 | |
Текст. Основные виды переработки текста | Текст. Способы и средства связи между частями текста. Абзац. Типы речи. Речеведческий анализ текста. Виды сокращений текста (план, тезис, выписки). Конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия. Функциональные стили речи. | 18 | |
итого | | 70 | 70 |
Практические занятия по русскому языку в 10 классе
№ п/п | Название темы | Вид практического занятия |
1. | Общие сведения о языке | Тест |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография | Проверочная работа |
3 | Лексика и фразеология | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология» |
4 | Морфолология и орфография | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» |
5 | Синтаксис и пунктуация | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны уметь:
-создавать высказывания на лингвистическую тему;
-передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
-соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
-создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, статья);
-выполнять все виды разбора ( фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста) ;
- анализировать тесты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
При изучении русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются общеучебные умения:
-коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);
-интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);
-информационные (извлечение информации из различных источников);
-организационные (осуществление контроля и самоконтроля).
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:
-речевые умения и навыки (формы контроля: доклад, устное сообщение);
-умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм (формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием
(с элементами сочинения), подробное и сжатое изложение);
-умение создавать тест того или иного функционального стиля, типа речи, жанра( формы контроля: сочинение разнообразных жанров, реферат).
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата факт | Тема урока | Вид контроля |
| | |
1 | 05.09 | | Общие сведения о языке. Роль языка в обществе | |
2 | 08.09 | | «Язык каждого народа создан самим народом» (К.Д.Ушинский) | |
3 | 12.09 | | История развития русского языка | Орфограф.разминка |
4 | 15.09 | | Периоды в истории развития русского языка | Словар.дикт. |
5 | 19.09 | | Место и назначение русского языка в современном мире | Словар.дикт Тест.зад. |
6 | 22.09 | | Стилистические функции устаревших форм слова | Самост.раб. |
7 | 26.09 | | Тематический контроль «Общие сведения о языке» | тест |
8 | 29.09 | | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии | Тест.зад. |
9 | 03.10 | | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Словар.дикт |
10 | 06.10 | | Принципы русской орфографии | Выб.-распред.дикт. |
11 | 10.10 | | Принципы русской орфографии | Орфогр.дикт |
12 | 13.10 | | Фонетический разбор | |
13 | 17.10 | | Проверочная работа «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» | |
14 | 20.10 | | Лексика и фразеология. Повторение по теме «Лексика» | |
15 | 24.102 | | Сферы употребления русской лексики | Работа с учеб. Выбор.дикт. |
16 | 27.10 | | Исконно русская и заимствованная лексика | Орфограф.дикт |
17 | 31.10 | | Русская фразеология | Комментир.письмо |
18 | 10.11 | | Словари русского языка | Самост.раб. |
19 | 14.11 | | Самостоятельная работа | Анализ текста |
20 | 17.11 | | Контрольный диктант | диктант |
21 | 21.11 | | Анализ контрольного диктанта | |
22 | 24.11 | | Морфемика и словообразование. Повторение. | Диктант Тест.зад. |
23 | 28.11 | | Способы словообразования | Самост.раб |
24 | 01.12 | | Выразительные словообразовательные средства | Ослож.списыв. |
25 | 05.12 | | Обобщающее повторение частей речи | Анализ предл. |
26 | 08.12 | | Морфология и орфография. Обобщение по теме «Части речи» | Анализ текста |
27 | 12.12 | | Трудные вопросы правописания –н- и –нн- в суффиксах сущ., прил.и наречий | Работа по группам |
28 | 15.12 | | Правописание –н- и –нн- в суф.прич. и отглаг. прил. Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи | тест.зад. |
29 | 19.12 | | Правописание не и ни с разными частями речи | |
30 | 22.12 | | Различение частиц не и ни | Словар.дикт. Тест.зад. |
31 | 26.12 | | Правописание наречий | Выбор.дикт. |
32 | 29.12 | | Правописание наречий | Словар.дикт. |
33 | 12.01 | | Мягкий знак на конце слов после шипящих | Коммен.письмо |
34 | 16.01 | | Правописание глаголов | Словар.дикт. Самост.раб. |
35 | 19.01 | | Правописание причастий | Анализ текста Ослож.списыв. Выбор.дикт. |
36 | 23.01 | | Слитное, раздельное и дефисное написания | Объяснит.дикт Провероч.дикт |
37 | 26.01 | | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | |
38 | 30.01 | | Анализ контрольного диктанта | |
39 | 02.02 | | Синтаксис и пунктуация. Принципы русской пунктуации | Словар.дикт. Анализ текста |
40 | 06.02 | | Типы и виды словосочетаний | Тест.зад. Выб.-распред.дикт. |
41 | 09.02 | | Простое предложение | Словар.дикт. Анализ текста Тест.зад. |
42 | 13.02 | | Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений | Словар.дикт. Тест.зад |
43 | 16.02 | | Пунктуация в односложных предложениях | Анализ текста Тест.зад. |
44 | 20.02 | | Осложненное предложение | Словар.дикт. Анализ текста |
45 | 25.02 | | Сложносочиненные предложения | Тест.зад. Комментир.чт. |
46 | 27.02 | | Бессоюзные сложные предложения | Анализ текста Тест.зад |
47 | 02.03 | | Прямая и косвенная речь | Словар.дикт |
48 | 06.03 | | Авторская пунктуация | |
49 | 09.03 | | Контрольный диктант по пунктуации | диктант |
50 | 13.03 | | Анализ контрольного диктанта | |
51 | 16.03 | | Текст. Основные виды переработки текста | Анализ текста |
52 | 20.03 | | Текст. Способы и средства связи между частями текста | Анализ текста Самост.раб. |
53 | 03.04 | | Абзац | Диктант, анализ строения абзаца |
54 | 06.04 | | Типы речи. Повествование | Ослож.списыв. Анализ текста |
55 | 10.04 | | Описание | Анализ текста |
56 | 13.04 | | Рассуждение | Анализ текста Словар.раб. |
57 | 17.04 | | Речеведческий анализ текста | Анализ текста |
58 | 20.04 | | Контрольный диктант | диктант |
59 | 24.04 | | Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки) | |
60 | 27.04 | | Конспект. Тематический конспект. Реферат | Словар.дикт. |
61 | 04.05 | | Реферат | Самост.раб. |
62 | 08.05 | | Аннотация | Словар.дикт. Ан.иредак.текстов |
63 | 11.05 | | Рецензия | Самост.раб Орфогр.размин |
64 | 15.05 | | Функциональные стили речи | Объяснит.дикт |
65 | 18.05 | | Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль | Орф.разминка Анализ текста |
66 | 22.05 | | Научный стиль и его лексические особенности | Самост.раб. |
67 | 25.05 | | Научный стиль и его морфологические и синтаксические особенности | Орф.разминка Анализ текста |
68 | 29.05 | | Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки и стилях речи | Анализ текста |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретныхслучаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 класса – 110-120, для 8 класса – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных, орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 словв 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дулпо» (вместодупло), «мемля» (вместоземля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написанииыиипосле приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктантарекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Основные критерии оценки |
Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки |
«2» | 1.Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пункту ационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Шкала тестирования (одно задание – 1 балл)
1. 90 – 100 баллов - «5»
2. 70 - 90 баллов – «4»
3. 20 – 70 баллов – «3»
Источники информации
Литература для учителя
А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, Н.А.Николина. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2011.
Власенков А.И . Русский язык. Граммаимка. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб.дляобщеобразоват. Организаций / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи». 10-11 классы. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007.
Научно-методический журнал. Русский язык в школе.
Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Власенков А.И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Граммаимка. Текст. Стили речи»: 10-11 кл./А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /С.А.Павлова. – М.: Просвещение, 2013.
Разные типы словарей
Литература для учащихся
1. Власенков А.И . Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учеб.дляобщеобразоват. Организаций / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 17-е изд. – М.: Просвещение
2. Греков В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение
3. Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений. – М.: Просвещение
4. Разные типы словарей
Средства обучения и воспитания
-информационные средства обучения:
- обучающая программа-тренажер по русскому языку «Фраза»
- 1С: Репетитор. Русский язык
- большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Таблицы
запятая между частями СПП
изобразительно-выразительные средства языка
знаки препинания в СП при стечении союзов
тире в СП
двоеточие в СП
запятая и точка с запятой в СП
разбор СП
СПП с несколькими придаточными
СПП с указательными словами
типы сказуемых
словосочетание и предложение
предложения односоставные и двусоставные
обособленные члены предложения
обособленные определения и приложения
Интернет-ресурсы:
Словари:
http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
http://www.megakm.ru – Толковый словарь русского языка Ожегова
http://www.slovari.ru – Русские словари (Институт им. Виноградова)
http://www.gramota.ru – Он-лайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры:
http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по пунктуации в режиме он-лайн
http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
http://www.klyaksa.country.ru – Грамматический конкурс «Золотая клякса»
http://www.golovolomka.hobby.ru – Головоломки со словами
Образовательные сайты:
rusedu.ru
nsportal.ru
pedsovet.su
intergu.ru
metodsovet.moy.su
zavuch.info
uchportal.ru
festival.1 september.ru