СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Аннотация к рабочей программе по русскому языку 11 класса на 2019-2020 уч. г.
Рабочая программа по предмету русский язык 11 класса составлена на основе авторской программыпо русскому языку для 10-11 классов. «Русский язык» (базовый уровень). 10-11 классы. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2017.
Программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, учебному плану образовательного учреждения и предусматривает изучение предмета на базовом уровне.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Целью изучения курса русский язык 11 класса является овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса: Официально-деловой стиль речи, Синтаксис и пунктуация. Повторение. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
В ходе реализации данной программы предусмотрены следующие виды контроля: практикум, составление конспекта, сочинения, письменные работы. письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты, словарные диктанты всех видов.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие среднюю (полную) общую школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Преемственность предмета русский язык с предыдущими годами обучения просматривается в темах:
«Безударные гласные звуки, проверяемые и непроверяемые ударением», «Различные виды чередования гласных и согласных звуков»
Предметными результатами изучения предмета « русский язык11 класс» являются следующие умения:
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов; смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
учебной и научной, официально-деловой сферах общения.
Структура рабочей программы
Пояснительная записка;
Содержание рабочей программы;
Практические занятия по предмету. Контроль уровня обученности;
Требования к уровню подготовки обучающихся;
Календарно-тематическое планирование;
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся;
Контрольно-измерительные материалы;
Источники информации;
Средства обучения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся среднего (полного) общего образования 11 класса составлена на основе документов:
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования
(утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),
Примернаяпрограмма по предмету русский язык(Департамент государственной политики в сфере образования,2004год.), (базовый уровень).
Авторская программа по русскому языку для 10-11 классов. «Русский язык» (базовый уровень). 10-11 классы. А.И. Власенков, Л.М.Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2011.
Русский язык является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ базового уровня, на реализацию которого отводится 1часв неделю. 34часа в год в 11 классе.
Дополнительный учебный час дан из школьного компонента ОУ, а также со второго полугодиябудет вестись элективный курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 1час в неделю. Таким образом, в общей сложности, обучающиеся в текущем учебном году будут изучать русский язык 102 часа.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных: (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных: (сравнение исопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных: (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных: (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.)
Важной особенностью предлагаемой программы является функциональный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на формирование, совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция– овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая компетенция)
– систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
В основу рабочей программы, как и авторской, положены актуальные в настоящее время идеи личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития обучающихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами.
Содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору профессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями. Это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности обучающихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основныезадачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
1) дать представление освязи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания обучающихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
3) развивать и совершенствовать способность обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Обоснованием выбора данной программы послужили следующие мотивы:
Рекомендована Минобрнауки РФ среднего ( полного ) общего образования.
Соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности между различными разделами курса
Включает базовые знания и умения, которыми должны владеть обучающиеся.
Основными формами обучения являются (комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи).
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Место предмета в учебном плане: учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования.
В 11классе – 34 часа, дополнительный час дан из школьного компонента ОУ. Таким образом, рабочая программа составлена на 68 часов.
Рабочая программа по русскому языку за 2012-2013 год реализована в полном объеме.
Программа реализует следующие основные функции:
- информационно-методическую;
- организационно-планирующую;
- контролирующую.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов
Межпредметные связи с уроками литературы, истории, ИЗО осуществляются посредством использования упражнений и заданий с текстами из произведений писателей, поэтов и текстами публицистического характера по истории и культуре. Содержание работы по русскому языку в связи с изучением литературы отражено в программе, требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окончании 11-го классе. Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, работа с художественно-языковыми средствами. Разнообразные виды переложения текста (передачи его содержания) в устной и письменной формах, самовыражение и литературное творчество учащихся, публичная речь. Повседневная работа по названным направлениям ведет к овладению богатствами литературы как вида искусства и в то же время развивает, обогащает речь учащихся, позволяет им проникать в творческую мастерскую писателя, поэта, в тайны родного языка.
Интегрированные уроки:Р/р. Написание сочинения в жанре эссе. Инт. ур.+лит., Р/р. Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева.Инт. ур.+лит.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 11 класса и специфики классного коллектива.
В 11 классе обучаются 14 детей, двое из которых находятся на надомном обучении (по болезни). Занимаются они по данной программе.
Остальные обучающиеся со средним уровнем восприятия учебного материала, поэтому базовый уровень знаний по русскому языку должны усвоить.
Требования реализации компонента регионального содержания образования до 10% от общего количества времени, отведенного на изучение материала учебного курса как вкрапления в предмет.
В работе используются учебник А.И. Власенков, Л.М. Рыбченковой, соответствующий федеральному перечню учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-2014 уч. год (приказ № 1067 от 19. 12. 2012 г.) Дополнительно используется УМК
« Учебник по русскому языку в 10-11 классах». Авторы В. Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л. А. Чешко.
Содержание рабочей программы
№\п | Название темы | Содержание темы (раздела) | Количество часов
| |
Авторская (примерная) | Рабочая (авторизирован ная)
| |||
1. | Стили речи (15 ч.)
| Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. | 15 | 15 |
2. | Культура речи (3 ч.) | Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
| 3 | 3 |
3. | Синтаксис и пунктуация простого предложения (24 ч.)
| Обобщение и повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, синтаксический разбор словосочетания, простого предложения. | 24 | 24 |
4. | Синтаксис и пунктуация сложных предложений (18 ч.) | Типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование. Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Авторское употребление знаков препинания. Синтаксический разбор сложного предложений, предложения с прямой речью. | 18 | 18 |
5. | Публицистический стиль (8 ч.) | Назначение публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. | 8 | 8 |
|
|
| 68 | 68 |
Практические занятия по предмету. Контроль уровня обученности
№/п | Название темы | Вид практического занятия, контроля | Количество | Источник контрольно- измерительного материала |
1. | Стили речи (15 ч.)
| Входной контроль Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием. Тест | 1 | «Русский язык10-11кл», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М Просвещение, М.,2013г. «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку 10 кл. М.,2004г. «Русский язык. Анализ Художественного текста 5-11 кл. Волгоград. 2011г. «Тематические зачеты» 10-11 кл., М. 2005г. «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10-11 кл.» Г.В. Цветкова. Волгоград. «Анализ текста и написание рецензии. Подготовка к написанию сочинения» М., 2007г. Айрис-Пресс Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 класс. Н. Егорова, М., «Вако».2013г. |
2. | Культура речи (3 час)
| Р/р. Написание сочинения - повествования по тексту Д.С. Лихачева
| 1 | |
3. | Синтаксис и пунктуация простого предложения (24 ч.)
| Контрольное тестирование в формате ЕГЭ | 1 | |
4. | Синтаксис и пунктуация сложных предложений (18 ч.) | Контрольный диктант №2 Тест | 1 | |
5. | Публицистический стиль (8 ч.) | Р/р. Написание сочинения публицистического стиля тексту К. Паустовского. | 1 |
С целью выявления степени усвоения программного материала в 11 классе рабочая программа предусматривает следующее количество письменных контрольных работ:
тестирование – 2;
сочинение - 3.
Основными формами и средствами контроля являются следующие:
комплексный анализ текста;
сочинения разнообразных жанров;
тестирование;
устные сообщения;
административные контрольные работы.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
По окончании 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Нормы речевого поведения в социально-культурной- учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров. В учебной дисциплине ,научной,(на материале изучаемых учебных дисциплин,) социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ русск. яз. 11кл. 68 час.
| Тема урока | Дата проведения | Вид контроля | Средства обучения и оборудования | Повторение | |
| ||||||
По плану | фактически | |||||
| ||||||
1. | Официально-деловой стиль речи. Сферы его использования, назначение. | 4.09 | | тестирование, работа по карточкам | учебник Власенкова стр.259, упр.426-430 | задания типа А14 |
2. | Основные признаки официально-делового стиля. | 9.09 | | тестирование, словарный диктант | учебник Власенкова стр.271-273, упр.431-447 | задания типа А16 |
3. | Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. | 10.09 | | тестирование, работа по карточкам, анализ текста | текст ЕГЭ | задания типа В1 - В3 |
4. | Основные жанры официально-делового стиля. | 17.09 | | Тестирование, орфографический диктант, анализ текста | м/м презентация «Типичные ошибки, допущенные в работах » | задания типа В4 - В7 |
5. | Обобщающее повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. | 18.09 | | тестирование, диктант, работа по карточкам | учебник Власенкова стр.294, пособие «Деловое письмо» | задания типа А9 |
6. | Р/р. Написание сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева. Интегр. урок:русск. яз.+лит.
| 23.09 | | творческая работа | учебник Власенкова упр. 459-468 | часть С |
7. | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | 25.09 | | тестирование, доклад | учебник Власенкова, пособие «Деловое письмо» | задания типа В8, А22, 23, |
8. | Виды синтаксического разбора. Обособление обстоятельств и дополнений. | 2.10 | | тестирование, работа по карточкам, словарный диктант | учебник Власенкова, пособие «Деловое письмо» | задания типа А24, 25, 28 |
9. | Контрольное тестирование по материалам ЕГЭ (части А и В) | 3.10 | | тестирование | учебник Власенкова стр.300, упр.468-475 | части А и В |
10. | Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля. | 9.10 | | тестирование, словарный диктант, анализ текста | учебник Власенкова стр.307 | задания типа А30 |
11. | Лексические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в нём. | 10.10 | | тестирование, работа по карточкам, анализ текста | м/м презентация по теме урока | задания типа В8 |
12. | Синтаксические особенности публицистического стиля речи. | 14.10 | | тестирование, объясни тельный диктант, анализ текста | учебник Власенкова стр.310, упр.485-506 | задания типа В8 |
13. | Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. | 16.10 | | тестирование, творческая работа, работа по карточкам | упр. 507-527 | задания типа А27, 29 |
14. | Р/р. Написание сочинения в жанре эссе. Инт. ур.+лит. | 19.10 | | творческая работа | электронная таблица-словарь | часть С |
15. | Устное выступление. Доклад. Дискуссия. Правила деловой дискуссии, требования к её участникам. | 20.10 | | доклады, творческая работа | до упр.617 | задания типа А1 - А5 |
16. | Культура речи. Виды речевых и грамматических | 23.10 | | тестирование, доклад, анализ текста | упр.534-541 | задания типа А6 - А10 |
17. | Редактирование текстов сочинений. Практикум. | 28.10 | | тестирование, анализ текста, работа по карточкам | упр.571, 579, 581, 589 | задания типа А15 - А20 |
18. | Синтаксические нормы. | 30.10 | | тестирование, работа по карточкам, творческая работа | текст ЕГЭ | задания типа А21 - А25 |
19. | Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды связи в словосочетаниях | 11.11 | | творческая работа | ______ | часть С |
20. | Практикум по теме «Виды подчинительной связи слов в словосочетании». Выполнение заданий В3 ЕГЭ | 13.11 | | тестирование, работа по карточкам | подборка КИМов в 6 вариантах | задания типа В1 |
21. | Предложение. Простое предложение. Грамматическая основа простого предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. | 18.11 | | тестирование, анализ текста выборочный диктант | м/м презентация «Типичные ошибки, допущенные в работах » | задания типа В1 - В4 |
22. | Односоставные предложения. | 20.11 | | тестирование, изложение по тексту художественного стиля | выборочно стр. 6-20 | задания типа В5 - В7 |
23. | Урок-практикум по теме «Односоставные предложения» | 25.11 | | тестирование, сообщения учащихся, выборочный диктант, анализ текста | выборочно стр.21-54 | задания типа В8 |
24. | Способы выражения главного члена в безличном предложении. | 27.11 | | доклады, творческая работа | выборочно стр.63-75 | часть С |
25. | Практикум по теме «Грамматическая основа предложения». Выполнение заданий типа А8 ЕГЭ | 2.12 | | творческая работа словарный диктант | индивидуальные сообщения | часть С |
26. | Простое осложнённое предложение. Второстепенные члены предложения. Обособление определений. | 4.12 | | тестирование, анализ текста, работа по карточкам | таблица «Типы односоставных предложений» стихотворения Фета и Цветаевой | задания типа А1,2, А7- А10 |
27. | Второстепенные члены предложения. Обособление приложений. | 6.12 | | тестирование, работа по карточкам, творческая работа | упр.446-450 Б | задания типа А3 - А 6 |
28. | Урок-практикум по теме «Обособленные определения и приложения». Выполнение заданий типа А26 ЕГЭ | 9.12 | | творческая работа по карточкам | таблица 20 «Второстепенные члены предложения и способы их выражения» | задания типа В8 |
29. | Обособление обстоятельств. | 11.12 | | Доклады Предупредительный диктант | м/м презентация «Однородные члены предложения и знаки препинания при однородных членах» | задания типа А26 |
30. | Урок-практикум по теме «Обособленные обстоятельства». Выполнение заданий типа А3, А20 ЕГЭ | 16.12 | | тестирование, анализ текста работа по карточкам, словарный диктант | работа с электронной таблицей | задания типа А3 А20 |
31. | Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 18.12 | | тестирование, изложение по тексту художественного стиля | работа с электронной таблицей | задания типа В1 - В7 |
32. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения, соединёнными союзами. Выполнение заданий типа А22, А19 ЕГЭ | 23.12 | | тестирование, сообщения учащихся, выборочный диктант, анализ текста | упр. 492-495 | задания типа А22, А19 ЕГЭ |
33. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 25.12 | | творческая работа | таблица «Группы вводных слов» | части А и В |
34 | Контрольный диктант по теме «Простое осложнённое предложение». | 30.12 | | творческая работа | наборы тестовых заданий в формате ЕГЭ, памятки «Порядок синтаксического разбора простого предложения» | части А и В |
35. | Анализ работ, исправление ошибок. | 13.0.1 | | Терминологический словарный диктант | наборы контрольных тестовых заданий в формате ЕГЭ | |
36. | Сравнительные обороты, знаки препинания при них. Запятая в конструкциях с союзом КАК. | 15.01 | | тестирование, доклад, работа по карточкам | текст диктанта по теме «Знаки препинания в простом осложненном предложении». | |
37. | Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями | 20.0.1 | | тестирование, орфоэпический диктант | работа с электронной таблицей (или ее составление) упр.395-396 тестовые задания | |
38. | Вставные конструкции | 22.0.1 | | тестирование, работа по карточкам | работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко упр. 397-400 | |
39 | Практическая работа по теме «Вводные слова и предложения». Выполнение заданий типа А21 ЕГЭ | 27.0.1 | | доклады | работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко упр.402 | А21 ЕГЭ |
40. | Тест в формате ЕГЭ по теме «Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение»(части «А», «В»). | 29.01 | | Анализ текста | работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко упр.403-410 | части «А», «В»). |
41. | Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой речи | 3.0.2 | | тестирование, работа по карточкам, словарный диктант | работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешкоупр.415-420 | |
42. | Цитирование. Диалог | 5.0.2 | | тестирование, работа по карточкам, предупредительный диктант | работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко *85 упр.421-422 | |
43. | Сложное предложение. Виды сложных предложений. Выполнение заданий типа А24 | 10.0.2 | | тестирование, работа над ошибка ми, диктант | работа с электронной таблицей (или ее составление) Пособие Грекова, Чешко упр.423-424 | А24 |
44. | Сложносочинённое предложение. Выполнение заданий типа А9 ЕГЭ | 12.0.2 | | тестирование | работа с электронной таблицей (или ее составление) тестовые наборы | А9 |
45. | Знаки препинания в ССП Выполнение заданий типа А19 ЕГЭ. | 17.0.2 | | | работа с электронной таблицей (или ее составление) упр.425-430 | А19 |
46. | Синтаксический практикум. Работа по материалам КИМ. | 19.0.2 | | практикум | работа с электронной таблицей (или ее составление) упр.431-432, 437 | |
47. | Тест по материалам ЕГЭ по теме «Сложносочинённое предложение».
| 24.0.2 | | практикум | работа с электронной таблицей (или ее составление упр.433-436 | |
48. | Сложноподчинённое предложение. Виды СПП. | 26.0.2 | | практикум | наборы тестовых заданий в формате ЕГЭ, памятки «Порядок синтаксического разбора сложного предложения» | |
49. | Виды СПП. Знаки препинания в СПП. | 3.0.3 | | тестирование | текст диктанта по теме «Знаки препинания в сложном предложении». | |
50. | Синтаксический практикум по теме «Сложноподчинённые предложения». | 5.0.3 | | практикум | м/м презентация Галеевой Резеды «Текст»; учебник Власенкова | |
51. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация сложного предложения» | 10.0.3 | | | учебник Власенкова стр.201, упр. 352-353 | |
52. | Бессоюзное сложное предложение Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 12.03 | | практикум | учебник Власенкова стр.206, упр.354-360 | |
53. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | 14.03 | | практикум | учебник Власенкова стр. 209, упр.361-366 | |
54. | Синтаксический практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения». Выполнение заданий типа А23 ЕГЭ. | 19.0.3 | | Выборочный диктант | учебник Власенкова упр. 367-376 | А23 |
55. | Проверочная работа по теме «Бессоюзные сложные предложения». | 31.0.3 | | практикум | учебник Власенкова, тексты ЕГЭ | |
56. | Сложное предложение с разными видами связи | 2.0.4 | | | учебник Власенкова стр. 216, упр. 377-378 | |
57. | Синтаксический практикум. Выполнение заданий типа А24 ЕГЭ | 7.0.4 | | практикум | стр. 217, упр. 379-381 | А24 |
58. | Тестовая работа по теме «Синтаксис и пунктуация сложного предложения» в формате ЕГЭ(части «А», «В»). | 9.0.4 | | к\р | обобщающая таблица на стр. 219текст ЕГЭ, упр. 382 | части «А», «В» |
59 | Анализ работ, исправление ошибок. | 14.0.4 | | Словарный диктант | текст для изложения | |
60. | Публицистический стиль, его лексические особенности. | 16.0.4 | | Написание статьи на школьную тему | учебник Власенкова стр.223, упр.383 | |
61. | Средства эмоциональной выразительности, используемые в | 21.0.4 | | | учебник Власенкова стр.226, упр. 384-402 | |
62. | Лексико-стилистический анализ текста. Практикум. | 28.0.4 | | Практикум. | учебник Власенкова стр.236, упр. 403-407 | ч. С. |
63. | Синтаксические особенности текстов публицистического стиля речи. | 5.0.5 | | Синтаксический диктант | учебник Власенкова стр.243, упр.408-411 | ч. С. |
64. | Сочинение-рассуждение по публицистическому тексту в формате ЕГЭ (часть «С»). | 7.0.5 | | р\р | учебник Власенкова стр.252, упр.412-420 | ч. С. |
65. | Анализ работ, исправление ошибок. | 12.05 | | | учебник Власенкова стр.258, упр. 421-425 | |
66. | Повторение. Особенности работы над текстом сочинения по прочитанному тексту. | 14.05 | | Анализ текстов сочинений | учебник Власенкова стр. | ч. С. |
67. | Сочинение-рассуждение по тексту в формате ЕГЭ (часть «С») | 19.05 | | р\р | учебник Власенкова стр.259, упр.426-430 | ч. С. |
68. | Контрольный диктант | 21.0.5 | | | м/м презентация «Типичные ошибки, допущенные в работах » | |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Основными формами контроля знаний и умений обучающихся являются:
Диктант: (объяснительный,предупредительный,графический,выборочный,распределительный,
словарно-орфографический, с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический).
Комплексный анализ текста.
Сочинение (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку, по опорным словам).
Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
Тест.
Словарный диктант.
Терминологический диктант.
Контрольное списывание (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями).
Устное монологическое высказывание на лингвистическую и свободную тему.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретныхслучаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 класса – 110-120, для 8 класса – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных, орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов,в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дулпо» (вместодупло), «мемля» (вместоземля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написанииыипосле приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок(исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправлений и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 4 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктантарекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
| Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | ||
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка | |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки | |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 6 классе 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки | |
«2» | 1.Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок |
Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Шкала тестирования (одно задание – 1 балл)
1. 90 – 100 баллов - «5»
2. 70 - 90 баллов – «4»
3. 20 – 70 баллов – «3»
Источники информации:
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2011 г..
Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. –М.: Вако, 2008.
Тропкина Л. А. Русский язык. 11 класс: Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2004.
Основными формами обучения являются: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.
Рабочая программа состоит из семи разделов: титульного листа, пояснительной записки, требований к уровню подготовки учащихся, календарно-тематического планирования, содержания программы учебного предмета, форм и средств контроля, учебно-методических средств обучения.
Дополнительная литература:
Сборник таблиц по русскому языку.
Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ-2013. Вступительные испытания:.Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д.: Легион, 2012.
Список литературы
1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2011.
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2011.
Литература для учителя
1.«Русский язык10-11кл», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М Просвещение, М.,2013г. 2.«Тематическое и поурочное планирование по русскому языку 10 кл. М.,2004г. 3.«Русский язык. Анализ Художественного текста 5-11 кл. Волгоград. 2011г. «Тематические зачеты» 10-11 кл., М. 2005г. 4.«Контрольно-измерительные материалы. Русский язык 10-11 кл.» Г.В. Цветкова. Волгоград 2013г. 5.«Анализ текста и написание рецензии. Подготовка к написанию сочинения» М., 2007г. Айрис-Пресс |
Литература для обучающихся учащихся
13. Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. – М., 1998.
14. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 1998.
15. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Средства обучения
1.Компьютер
2.Аудиоколонки
3.Проектор
4. Экран
5. Компакт-диски:
5 баллов. Подготовка к ЕГЭ
Тесты по русскому языку.
Проверочные работы.
Тематическое планирование. Русский язык и литература.
Фраза.
Таблицы
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по русскому языку, электронный репетитор «Русский язык» (система обучающих тестов, репетитор по русскому языку (Кирилла и Мефодия), репетитор «Русский язык» (весь школьный курс), обучающая программа «Фраза» и др.