СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование русский язык 5 класс ФГОС (Ладыженская) 204 часа в год ( 6 часов в неделю).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно- тематическое планирование составлено по методической поурочной разработке по русскому языку Н.В. Егоровой (универсальное издание) в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование русский язык 5 класс ФГОС (Ладыженская) 204 часа в год ( 6 часов в неделю).»

КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС

Учебник Т. А. Ладыженская,М.Т, Баранов, Л.А. Тростенцова Русский язык 5 класс в 2ч. М.: Просвещение, 2016.


Календарно- тематическое планирование по курсу «Русский язык» 5 класс (2019-2020уч.год)




№ урока

Тема урока

Дата проведения

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся.

план

факт

Язык и общение

1

Введение. Язык и человек. Общение устное и письменное



Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают текст упражнения. Пишут мини-сочинение. Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условий об­щения. Рассматривают и объясняют схему. Отвечают на вопросы, анализи­руя пословицы и поговорки русского народа. Списывают текст, учат его наизусть и подготавливают его торжественное произношение. Приводят при­меры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение.

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке.



Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенно­стями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализиру­ют его структуру, пересказывают содержание, пользуясь выделенными сло­вами. Овладевают приёмами и правилами эффективного слушания устной мо­нологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиня­ют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога.

3

Р. Р. Стили речи



Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литера­туры и стилей речи. Устанавливают принадлежность текста к определён­ной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упраж­нений с точки зрения целей высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения при­ветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.

ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.



Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказы­вают и обосновывают своё мнение о тексте.

Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с по­нятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают по­нятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяют основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины.

5

Орфограмма



Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выпол­няют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с по­нятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.

6,7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова



Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают пра­вило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражне­ния, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, про­ставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одина­ково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.

8,9

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова



Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают пра­вило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражне­ния, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, про­ставляя ударение. Запоминают словарные слова.

10.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.



Учатся определять орфограммы в корнях слов; узнают алгоритм проверки; учатся применять правила; пользоваться орфографическим словарем, выбирать языковые средства для высказывания своих мыслей; объяснять языковые явления.

11.

Правописание непроверяемых согласных в корне слова.



Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки на­писания согласных в корне. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным напи­санием. Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.

12

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.



Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.

13.

Буквы и, а, у после шипящих



Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Выпол­няют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущен­ные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из прави­ла, работают с орфографическим словарём, составляют предложения.

14

Разделительные Ъ и Ь.



Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь не является разделительным знаком.

15

Раздельное написание предлогов с другими словами



Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими сло­вами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы-пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся через дефис и составляют с ними предложения. Ра­ботают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.

16.

Проверочная работа.



Учащиеся научатся применять полученные знания и навыки на практике.

17

Р.р. Что мы знаем о тексте.



Определяют признаки текста.

Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности.

18.

Части речи



С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи.

Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписы­вают наречия и относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признака­ми этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приёмы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, опреде­ляют главные члены в одном из предложений.


18.


Р.Р.Изложение (Скребицкий «Хитрый заяц»)



Пишут изложение по тексту при помощи плана.

19,

20

Части речи.



Учащиеся научатся различать части речи по их морфологическим признакам; применять приемы получения информации; объяснять языковые явления.

21

Глагол.



Учащиеся научатся определять глагол по его морфологическим признакам, определять грамматическую форму глагола; применять правило написания ь в глаголах 2-го лица, ед.ч, нат и буд.вр; использовать приемы получения информации; объяснять языковые явления.

22.


Написание –тся- и –ться- в глаголах



Учащиеся научатся отличать формы 3-го лица ед.ч глагола от неопределенной формы с помощью вопросов; объяснять языковые явления

23.

Р.Р Тема текста



Анализируют темы сочинений. Подбирают заголовок к приведённому в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перера­батывают сочинение и записывают исправленный вариант.

24.

Личные окончания глаголов




Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи табли­цы. Выделяют окончания глаголов в текстах упражнений. Составляют пред­ложения с глаголами. Определяют написание не с глаголами.

25.

Проверочная работа.



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике.

26.

Имя существительное



Определяют морфологические признаки имени существительного. Опре­деляют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизи­руют правило написания ь на конце имён существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.

27.

Проверочная работа.



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике.

28.

Имя прилагательное



Определяют морфологические признаки имени прилагательного. Состав­ляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прила­гательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж. Устно или письменно описывают картину. Пишут диктант.

29.

Р/р. Сочинение по картине А.А. Пластова « Летом»



Учащиеся научатся составлять план сочинения-описания; подбирать заголовок к сочинению; конструировать текст сочинения-описания; объяснять языковые явления.

30

Местоимение



Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и число местоимений, приведённых в упражнениях. Читают и пере­сказывают текст, выписывают из него местоимения.

31.

Р. Р. Основная мысль текста. Сочинение по упр.118 Летние радости.



Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинение на за­данную тему и по возможности делают к нему иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.

32,

33

Контрольный диктант, тест, работа над ошибками



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

34.

Синтаксис. Пунктуация.



Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точ­ки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осозна­ют значение знаков препинания для понимания текста.

Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков препинания.

35,

36

Словосочетание.



Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Рабо­тают с иллюстрацией — составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка.

37

Разбор словосочетания.



Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи (выделяют окончание и/или пред­лог). Выполняют разборы словосочетаний.

38.

Предложение.



Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении.

39.

Р. Р. Сжатое изложение по упр. 144



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

40.

Виды предложений по цели высказывания.



Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопроси­тельных, побудительных предложений. Пишут диктант. Моделируют ин­тонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Об­ращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А. С. Пушкина.

41

Восклицательные предложения



Распознают виды предложений по эмоциональной окраске (восклицатель­ные и невосклицательные). Соотносят эмоциональную окраску предложе­ния и цель высказывания. Работают в парах..

42.

Р/р. Сочинение на тему « памятный день в школе».



Учащиеся научатся строить высказывание, конструировать текст.

43.

Тест по теме « Словосочетание и предложение».



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

44.

Главные члены предложения. Подлежащее.



Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют ос­новы в предложениях.

45

Сказуемое.



Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым. Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-со­чинение, используя глаголы-сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов-сказуемых.

46.

Тире между подлежащим и сказуемым.



Распознают опознавательный признак употребления тире как знака раз­деления между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения

47.

Нераспространенные и распространенные предложения.



Различают распространённые и нераспространённые предложения. Состав­ляют нераспространённые предложения и распространяют их однородными членами.

48.

Второстепенные члены предложения. Дополнение.



Распознают виды второстепенных членов предложения. Анализируют схе­му, иллюстрирующую связи между главными и второстепенными членами предложения Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графиче­ски. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы рас­пространённых предложений. Пишут диктант.

49,

50

Обстоятельство. Определение.



Распознают определение в предложении, выделяют определение графиче­ски. Распространяют предложения определениями. Распознают обстоятельство в предложении, выделяют обстоятельство гра­фически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют уст­ный рассказ и отдельные предложения, используя подлежащие, дополне­ния и обстоятельства.

51

Закрепление темы «Второстепенные члены предложения»



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

52,

53

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.



Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, ка­кие члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами. Составляют предложения и связные тексты с однородными членами. Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами.

Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложе­ниях с однородными членами; составляют предложения с однородными чле­нами, подбирают обобщающие слова. Пишут диктант.

54.

Обобщающие слова при однородных членах.



Учащиеся научатся обнаруживать обобщающее слово в предложении с однородными членами, отличать его от однородных члено; правильно использовать знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах; объяснять языковые явления.

55.

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения»



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

56.

Предложения с обращениями.



Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интони­руют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют пред­ложения с обращениями.

57.

Р. Р. Письмо



Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.

58.

Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения



Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интона­ции, по главным, второстепенным, однородным членам и обращениям. Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуацион­ный разбор предложений.

59,

60

Простые и сложные предложения



Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях (союзные/бессоюзные). Находят сложные пред­ложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схе­мы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.

61.

Синтаксический разбор сложного предложения.



Характеризуют сложное предложение по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, зна­кам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений.

Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и слож­ные предложения».

62.

Контрольная работа по теме «Простые и сложные предложения»



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

63.

Прямая речь.



Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью (меняют местами сло­ва автора и прямую речь).

64.

Диалог



Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди чи­тают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Модели­руют диалог, описывая происходящее на картинке.

65.

Проверочная работа по темам « Простые и сложные предложения», « Прямая речь».



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

66.

Повторение и систематизация по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Пишут диктант. Работают со схемами предложений.

67.

Итоговый урок по теме

« Синтаксис и пунктуация. Культура речи».



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

68.

Фонетика . Гласные звуки.



Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демон­стрирующую группы звуков речи в русском языке.

69.

Согласные звуки



Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука.

Составляют таблицу «Гласные звуки». Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой ре­чью, обозначают орфограммы.

70.

Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие



Распознают гласные и согласные в сильных и слабых позициях. Анали­зируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. Распознают твёрдые и мягкие согласные.Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твёрдой/ мягкой согласной.

71,

72.

Р.Р. Повествование. Изложение по упр. 283



Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию. Доказывают принадлежность текста к опре­делённому стилю. Составляют план текста.

73.

Согласные звонкие и глухие



Распознают звонкие, глухие и сонорные согласные и их смыслоразличи­тельную функцию.

Характеризуют согласные звуки. Объясняют знаки препинания в предло­жениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламиру­ют его.

74.

Графика. Алфавит



Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объ­ясняют важность графики и каллиграфии.

75.

Р. Р. Описание предмета. Сочинение. Описание предмета.



Выделяют описание как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет.

76.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака



Опознают смыслоразличительную функцию мягкого знака в слове, ана­лизируют орфографические правила, связанные с употреблением мягкого знака.

Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут дик­тант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.

77.

Двойная роль букв я, ю, е, е



Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозна­чают два звука или мягкость предыдущего согласного

78.

Орфоэпия



Осознают важность нормативного произношения для культурного челове­ка. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произноситель­ные ошибки.

79.

Фонетический разбор слова



Обозначают слоги, ударение в слове, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические раз­боры слов.

80.

Повторение по теме

« Фонетика.».



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают со схемами предложений. Составляют устное описание картины.

81,

82

Контрольная работа и ее анализ.



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

83.

Р/р. Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птица».



Учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текс сочинения –описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

84.

Слово и его лексическое значение.



Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют разли­чие лексического и грамматического значений слова.

Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом — озаглавливают его, составляют план текста, анали­зируют содержание и структуру текста. Разгадывают кроссворд и опреде­ляют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.


85.

Способы выражения лексических значений слов.



Учащиеся научатся определять лексическое значение слова; узнают способы выражения лексических значений слов; научатся объяснять языковые явления.

86.

Однозначные и многозначные слова



Различают однозначные и многозначные слова.

Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых ос­нована на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип текста. Выражают своё отношение к тексту, списывают часть текста.

87.

Прямое и переносное значение слов.



Различают прямое и переносное значение слова.

Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное зна­чение. Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные пред­ложения со словами в переносном значении. Пишут диктант.

88.

Омонимы.



Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Со­ставляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. Ана­лизируют стихотворение, содержащее омонимы.

89,

90

Синонимы



Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические разли­чия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам.

91.

Р/р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь»



Учащиеся научатся строить устное высказывание; конструировать текст сочинения –описания; редактировать написанное; словесно передавать свои эстетические впечатления.

92

Антонимы



Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, поль­зуясь словарём антонимов

93.

Р. Р. Изложение по тексту К. Паустовского «Первый снег» упр.375.



Пи­шут изложение, попутно определяя функциональный стиль текста и объ­ясняя знаки препинания.

94.

Повторение по теме «Лексика. Культура речи».



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Пишут диктант из слов с непроверяемыми орфограммами. Готовят сообщение о словаре.

95.

Проверочная работа по теме «Лексика»



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

96.

Понятие о морфеме. Изменение и образование слов.



Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их со­ответствующими знаками .Осознают роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опреде­ляют форму слов, подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слова на группы (однокоренные слова/разные формы одного слова).

97.

Окончание



Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в сло­вах окончание и его грамматические значения. Анализируют таблицу.

98.

Основа слова



Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, вы­деляют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания. Пишут сочинение в фор­ме письма товарищу.

99.

Р. Р. Сочинение в форме письма своему другу.



Пишут сочинение в фор­ме письма товарищу.

100.

Корень слова



Опознают корень как главную значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

101.

Р. Р. Сочинение-рассуждение

«Дни недели рассказывают о себе»



Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально-смысловых типов речи.

Анализируют текст, высказывают своё мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочине­ние-рассуждение, в котором объясняют происхождение названий дней недели.

102,103

Суффикс



Опознают суффикс как словообразующую морфему.

Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

104.

Приставка



Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают при­ставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных при­ставочным способом; характеризуют морфемный состав слов. Пишут вы­борочное изложение по тексту упражнения

105.

Р. Р. Выборочное изложение по тексту В. Пескова «Последний лист орешника»



Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.)

106.





107.

Чередование звуков



Получают представление о чередовании звуков как смене звуков в од­ной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с че­редующимися согласными и гласными; определяют, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов).

108.

Беглые гласные



Определяют случаи появления беглых гласных при чередовании. Выде­ляют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередо­вании; записывают слова с таким чередованием.

109,

110.

Варианты морфем. Морфемный разбор слова



Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок, суффиксов. Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; при­ставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант.

111.

Проверочная работа по теме

« Варианты морфем»



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

112



Правописание гласных и согласных в приставках



Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обо­значают приставки в словах, анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в пристав­ках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в пара­графе орфограммой.

113114

Буквы з и с на конце приставок



Усваивают правило написания букв з и с на конце приставок. Выбира­ют правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в па­раграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с при­ставками с орфограммой. Пишут диктант.

115

Буквы а-о в корне –лаг/лож



Усваивают правило написания букв а — о в корне -лаг--лож-. Вы­бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой.

116

Буквы а-о в корне –раст/рос



Усваивают правило написания букв а — о в корне -раст--рос-. Вы­бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам од­нокоренные с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными

117

Буквы е-о после шипящих в корне



Усваивают правило написания букв ё — о после шипящих в корне. Вы­бирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется при­менить правила, изученные в разделе «Словообразование».

118

Буквы и-ы после ц



Усваивают правило написания букв иы после ц. Выбирают правиль­ное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфо­грамма.

119.

Повторение темы « Морфемика. Орфография. Культура речи»



Учащиеся научатся членить слово на морфемы; применять правила написания гласных и согласных в морфемах; объяснять языковые явления.

120.

Проверочная работа по теме

« Морфемика. Орфография. Культура речи»



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

121.

Р.Р. Устное сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»



Описывают картину П. Кончаловского «Сирень в корзине» устно.

122,123

Контрольная работа

« Морфемика. Орфография. Культура речи».



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Заполняют и анализируют таблицы. Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его.

124.

Заключительный урок по теме

« Морфемика. Орфография. Культура речи»



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Имя существительное

125

126

Имя существительное как часть речи



Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются при­ведённые в текстах слова. Определяют род, склонение и падеж имён су­ществительных.

127.

Р. Р. Доказательства в рассуждении. Сочинение по упр. 484



Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия тем по выбору (упр. 484) Пи­шут сочинение-рассуждение

128.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные



Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Пишут диктант, выделяя одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушев­лёнными и неодушевлёнными именами существительными.





.

129.

Имена существительные собственные и нарицательные



Распознают имена существительные собственные и нарицательные. Под­бирают примеры имён существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные.

130.

Род имен существительных



Определяют род имён существительных.

Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имён существитель­ных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют сло­восочетания или предложения, в которых отчётливо выявляется род имён существительных.

131.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.



Распознают имена существительные, имеющие форму только множе­ственного числа.

Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмеча­ют количество имён существительных в тексте.

132.

Р. Р. Сжатое изложение «Перо и чернильница»



Пишут сжатое изложение «Перо и чернильница»

133.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа



Распознают имена существительные, имеющие форму только единствен­ного числа.

Выделяют такие имена существительные в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, рас­пределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает уда­рение. Пишут диктант.

134.

Три склонения имен существительных



Определяют тип склонения имён существительных.

Склоняют имена существительные. С учётом полученных знаний состав­ляют новую таблицу на основе данной в учебнике.

135.

Падеж имен существительных



Определяют падеж имён существительных.

Выделяют падежные окончания имён существительных и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с име­нами существительными в родительном падеже. Анализируют место имён существительных в том или ином падеже в предложении.

136,137,138

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.



Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях суще­ствительных в единственном числе.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений (составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам).

139

Р. Р. Изложение с изменением лица по тексту В.П. Астафьева.



Пишут из­ложение по тексту упражнения.

140

141

Множественное число имен существительных



Определяют морфологические признаки множественного числа имён су­ществительных.

Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написа­ния мягкого знака после шипящих на конце слова. Анализируют текст.

142

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных



Усваивают правило написания о — е после шипящих и ц. в окончани­ях существительных.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записыва­ют данный текст в форме диалога.

143

Повторение по теме «Имя существительное»



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раз­дела.

Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имён существительных. Пишут диктант из слов с не­проверяемым написанием.

144

Морфологический разбор имени существительного



Характеризуют имя существительное по его морфологическим призна­кам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён существительных.

145146

Контрольный диктант. Тест.



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

147

Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. .Подмосковье»



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Описывают картину устно.

Имя прилагательное

148

149

150

Имя прилагательное как часть речи



Определяют морфологические признаки имени прилагательного, его син­таксическую роль.

Анализируют словосочетания, предложения и тексты с именами прила­гательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Гото­вят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

151

152

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных



Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имён прилагательных.

Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.. Пишут диктант, выделяя окончания имён прилагательных.

153

154

Р. Р. Описание животного. Сочинение «Мое любимое животное» (по упр. 587)



Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сочи­нение-описание по упр. 587

155

156

Прилагательные полные и краткие



Распознают полные и краткие формы имён прилагательных.

Образуют краткие формы имён прилагательных; в предложениях выде­ляют сказуемые, выраженные краткими прилагательными; составляют предложения и словосочетания с краткими прилагательными.

157.

Развитие речи. Описание картины А.Н. Комарова

« наводнение»



Учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; редактировать текст; словесно передавать свои эстетические впечатления.

158


Морфологический разбор прилагательного



Формируют деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

159

Повторение по теме

«Имя прилагательное»



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде­ла. Списывают текст, указывают в тексте падежи имён существи­тельных и прилагательных, обозначают орфограммы.

160

Контрольная работа по теме

«Имя прилагательное»



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

161

162

Контрольный диктант. Работа над ошибками.



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления; исправлять свои ошибки.

Глагол

163

Глагол как часть речи



Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию.

Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаго­лы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы-сказу­емые с подлежащими.

164

Не с глаголами



Усваивают правило написания не с глаголами.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Состав­ляют предложения на тему «Настоящий товарищ (друг)», используя гла­голы с не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи. Пишут диктант.

165

Р. Р. Устный рассказ на юмористическую тему.



Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к ил­люстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему

166

167

Неопределенная форма глагола



Распознают неопределённую и личные формы глагола.

Образуют глаголы в неопределённой форме. Составляют памятку, ис­пользуя глаголы в неопределённой форме. Устно пересказывают текст, оза­главливают его, выписывают из текста глаголы в неопределённой форме. Готовят по плану сообщение о неопределённой форме глагола.

168

Р. Р. Устное изложение (по упр.630)



Формируют умение построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пересказывают текст упражнения.

169

170

Правописание –ться и –тся в глаголах



Усваивают правило написания -тся и -ться в глаголах.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменя­ют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суф­фиксом -ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения.

171

172

Виды глагола



Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида.

Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой раз- (рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упраж­нениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвеча­ют на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенно­го видов. Составляют предложения с данными в упражнении глаголами.

173

Буквы е - и в корнях с чередованием



Усваивают правило написания букв е — и в корнях глаголов с чередо­ванием.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

174

Р. Р. Устный рассказ на тему «Как я однажды….»



Знакомятся с рассказом от первого лица.

Анализируют приведённое в упражнении изложение ученика, указыва­ют недочёты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды...».

175

Время глагола. Прошедшее время



Определяют время глагола.

Описывают происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов. Определяют способ образования глаголов прошедшего времени.Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образовывают глаголы в прошедшем времени от неопределённой формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем вре­мени, которые часто произносятся неправильно.

176

Настоящее время.



Определяют форму настоящего времени глагола. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице...» или «Новости дня». Составляют сло­восочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени.

177

Будущее время



Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Составляют предложения о том, как изменится окружающий мир через десять — двадцать лет.

178

Спряжение глаголов.



Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окон­чанием, составляют с ними словосочетания или предложения.

179

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

закрепление



Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным лич­ным окончанием.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Готовят устный рассказ по приведённым в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряже­ние глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем вре­мени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант.

180

181

Правописание безударных личных окончаний глаголов



Учащиеся научатся применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов; определять спряжение приставочных глаголов; объяснять языковые явления.

182

Р/р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени



Учащиеся научатся выбирать речевые средства для устного изложения текста; строить речевые высказывания, используя глаголы как средство выразительности; объяснять языковые явления

183

Морфологический разбор глагола



Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтакси­ческой роли.

Выполняют устный и письменный разбор глаголов.

184

Р. Р. Сжатое изложение «Шоколадный торт»(по упр. 688)




Формируют умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) Пишут сжатое из­ложение по тексту упражнения, содержащее не более ста слов.

185

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2м лице единственного числа



Усваивают правило написания мягкого знака после шипящих в глаго­лах во 2-м лице единственного числа.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант.

186

Употребление времен



Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени.

Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа.

187

Р.Р. Письменный рассказ на основе изображенного «Не взяли на рыбалку» (по упр. 701)



Пишут письменный рассказ на основе изображенного.

188

Повторение по теме «Глагол»

Тест по теме «Глагол»



Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раз­дела.

Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рису­нок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозна­чают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непро­веряемыми написаниями, данных в разделе.

189

Диктант.



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

190

Р/р. Сочинение рассказ по рисунку.



Учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст-повествование по рисунку; редактировать текст; словесно передавать свои эстетические впечатления.

191

192

Контрольная работа по теме «Глагол».



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления.

193

194

Контрольный диктант. Итоговый тест по теме «Морфология. Орфография. Культура речи»



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления; анализировать и исправлять ошибки.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

195

196

Разделы науки о языке.

Орфограммы в приставках и в корнях слов.



Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему «Изучайте русский язык»..Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанав­ливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке.

Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, состав­ляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант

197

198

Орфограммы в окончаниях слов. Тест.



Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают при­меры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами.

199

Орфограммы в окончаниях слов.



Учащиеся научатся понимать связь орфографии с морфемикой и морфологией; применять правила правописания окончаний слов; объяснять языковые явления.

200

Употребление букв Ъ и Ь



Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. За­полняют таблицы. Обозначают орфограммы. Выбирают имена собственные из текста упражнения

201

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью



Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графи­чески выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записыва­ют его по памяти.

202

Итоговый контрольный тест



Формируют умения к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий.

203

Итоговый контрольный диктант.



Учащиеся научатся применять полученные и навыки на практике. Объяснять языковые явления; анализировать и исправлять ошибки.

204

Анализ итогового теста.

Работа над ошибками.



Формируют способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности)






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного п

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Метапредметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения

  • владение разными видами чтения

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

  • владение различными видами монолога и диалога

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами

  1. применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные ЗУН анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения

Предметными результатами освоения программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц

  4. освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения

  7. проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы