Календарно-тематическое планирование курса "География. Россия: природа, население, хозяйство" 9 класс ( 68 часов; 2 часа в неделю) Социальная и экономическая географии России. Программа: Примерная программа основного общего образования по географии России. Составитель: Соболева Е.Б.
Учебник «География. Россия: природа, население, хозяйство» (УМК «Сферы», В.П.Дронов, Л.Е. Савельева) 2013 г.
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования изучением природы и хозяйства самой большой страны материка Евразии — России. Данный курс опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении курса «География. Земля и люди» (особенно темы «Евразия»), что позволяет акцентировать внимание на специфике проявления общих географических закономерностей на территории нашей страны. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Основная часть данного курса — комплексная географическая характеристика России. На основе формирования представлений у учащихся о каждом компоненте природы страны, их взаимосвязей рассматриваются комплексы «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон.
№п/п | Дата | Название темы урока | Элементы обязательного минимума образования | Планируемые результаты подготовки учащихся | Домашнее задание |
Раздел 1. Хозяйство России - 29 часов |
Тема 1. Общая характеристика хозяйства – 7 часов. |
1-2. | | Особенности хозяйства России. | Отраслевая, функциональная и территориальная структура хозяйства страны. Секторы хозяйства. Межотраслевые комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Практическая работа №1 «Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства». | Новые понятия и представления: структура хозяйства, отрасли хозяйства, легкая и тяжелая промышленность, межотраслевые комплексы. Учащиеся должны уметь: - называть сферы (сектора) хозяйства и главные отрасли в их составе; - объяснять термины: структура хозяйства, отрасль, межотраслевые комплексы. | §1 |
3. | | Географическое положение России как фактор развития хозяйства. | Влияние на развитие хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического положения РФ. | Новые понятия и представления: геополитическое и геоэкономическое положение страны. Учащиеся должны уметь: - определять ГП РФ и его влияние на развитие хозяйства. | §2, к/к 4-5 |
4. | | Человеческий потенциал России. | Человеческий капитал. Оценка и географические различия качества населения. | Новые понятия и представления: человеческий капитал, ИЧР. Учащиеся должны уметь: - выявлять различия районов РФ по ИЧР. | §3 |
5. | | Трудовые ресурсы и экономически активное население. | Соотношение понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население». География трудоспособного населения, территориальные различия в уровне его занятости. | Учащиеся должны уметь: Объяснять термины: трудовые ресурсы, экономически активное население, - выявлять причины безработицы. | §4 |
6. | | Природно-ресурсный потенциал России. | Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Практическая работа №2 «Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов РФ». | Новые понятия и представления: природно-ресурсный потенциал. Учащиеся должны уметь: - называть виды природных ресурсов, - определять районы наиболее богатые природными ресурсами. | §5 |
7. | | Производственный потенциал. | Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. | Новые понятия и представления: состав производственного капитала. Учащиеся должны уметь: - определять районы с различной долей производственного капитала. | §6 |
Тема 2. Промышленность – 11 часов. |
8. | | ТЭК. Топливная промышленность Угольная промышленность. | Понятие ТЭК. Особое значение ТЭК в России, обусловленное размерами страны, ее северным положением, сложившейся структурой хозяйства и экспорта страны. Изменение значения отдельных видов топлива. Угольная промышленность - "старейшая" отрасль ТЭК. География отрасли. Проблемы. Практическая работа №3 «Составление характеристики одного из угольных бассейнов». | Новые понятия и представления: ТЭК, топливная промышленность, угледобывающий район. Учащиеся должны уметь: - называть отрасли, входящие в состав ТЭК; - объяснять изменения структуры потребляемого топлива; - называть и показывать главные районы добычи угля. | Стр.22, §9 |
9-10. | | Нефтяная и газовая промышленность | Нефтяная и газовая промышленность – основа современной экономики. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. | Учащиеся должны уметь: - называть и показывать главные районы добычи нефти и газа; б) районов производства поступающей продукции; - объяснять значение нефти и газа для российской экономики. | Стр.23-29, к/к 6-7/1 |
11-12. | | Электроэнергетика. | Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. | Новые понятия и представления: электроэнергетика, энергетическая система, типы электростанций. Учащиеся должны уметь: - называть, показывать и приводить примеры крупнейших электростанций; - объяснять особенности размещения электростанций на территории страны, их влияние на состояние окружающей среды. | §10, к/к 6-7/2 |
13-14 | | Машиностроительный комплекс. | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Практическая работа №4 «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения». | Новые понятия и представления: специализация и кооперирование, наукоемкое, трудоемкое и металлоемкое машиностроение. Учащиеся должны уметь: - называть и показывать важнейшие районы машиностроения и крупнейшие центры; - объяснять новые термины, особенности размещения машиностроения, значение отрасли в хозяйстве страны. | §11, к/к 6-7/4 |
15. | | Черная металлургия. | Состав, место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды. | Новые понятия и представления: концентрация производства, материало- и энергоемкость производства, заводы полного цикла, передельная металлургия, малая металлургия. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры и показывать на карте главные районы черной и цветной металлургии; - объяснять новые термины урока; влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств. | §12, к/к 6-7/3 |
16. | | Цветная металлургия. | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География металлургии легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды. | Учащиеся должны уметь: - приводить примеры и показывать на карте главные районы цветной металлургии; - объяснять влияние сырьевого и энергетического факторов на размещение металлургических производств. | §13 |
17. | | Химическая промышленность. | Значение химии в народном хозяйстве. Состав отраслей, сложность структуры. Перспективы развития химической промышленности. Химическое производство и окружающая среда. | Новые понятия и представления: химизация, межотраслевые связи. Учащиеся должны уметь: - называть и показывать главные районы химической промышленности; - объяснять значение термина "межотраслевые связи", возникновение экологических проблем, связанных с химическими производствами. | §14, к/к 6-7/5 |
18. | | Лесная промышленность. | Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. | Новые понятия и представления: лесопромышленный комплекс, водоемкое и энергоемкое производство, внутриотраслевые связи. Учащиеся должны уметь: - показывать главные районы лесной промышленности, крупные лесопромышленные комплексы; - объяснять характер связей между производствами лесной промышленности и особенности их размещения; | §15 |
Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс – 4 часа. |
19. | | Сельское хозяйство. Растениеводство. | Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. География основных отраслей. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. | Новые понятия и представления: с/х угодья, земледелие, технические культуры. Учащиеся должны уметь: - называть основные отрасли сельского хозяйства, виды с/х угодий; - показывать на карте и объяснять географию размещения основных зерновых и технических культур. | §16-17, к/к 10-11/1,2 |
20. | | Животноводство. | Животноводство - производитель наиболее ценной продукции. Влияние природных условий на содержание скота. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. | Новые понятия и представления: товарное животноводство, продуктивность, основные направления животноводства. Учащиеся должны уметь: - выделять и называть подотрасли животноводства; - объяснять географию размещения и особенности зональной специализации, сочетание сложившихся направлений земледелия и животноводства. | §18, к/к 10-11/3 |
21-22. | | Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность | Состав АПК. Пищевая и легкая промышленность - третье звено АПК. Особенности их развития. География пищевой и легкой промышленности. Практическая работа №5 « Определение по картам и эколого-климатическим показателям районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства». | Новые понятия и представления: АПК, трудоемкое производство, сырьевой и потребительский факторы размещения. Учащиеся должны уметь: - называть состав АПК, основные проблемы, связанные с развитием АПК; - объяснять влияние различных условий на развитие и размещение пищевой и легкой промышленности. | §19, к/к 10-11/4,5* |
Тема 4. Сфера услуг – 6 часов. |
23-24. | | Транспорт. | Транспорт, его особое значение для хозяйства России. Сравнение отдельных видов транспорта по технико-экономическим особенностям. Отличительные черты транспортной сети страны. Важнейшие магистрали. Проблемы транспортного комплекса страны. | Новые понятия и представления: транспортная инфраструктура. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры крупных магистралей страны, выявлять особенности их географического положения; - объяснять влияние природных условий на работу отдельных видов транспорта и влияние транспорта на состояние окружающей среды. | §20, к/к 8-9/1-3, 4-5* |
25. | | Связь | Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов связи: основные линии связи. | Новые понятия и представления: информационная инфраструктура, телекоммуникационная сеть, интернет, сотовая связь. Учащиеся должны уметь: - приводить примеры современных видов связи; - сравнивать уровень информатизации и развития разных видов связи в отдельных районах России. | §21, проект «Наукоград Дубна» |
26-27. | | Наука и образование | Состав, место и значение в хозяйстве. География науки: основные районы, центры, города науки и технополисы. | Новые понятия и представления: критерии развития науки, технополис, наукоград. Учащиеся должны уметь: - объяснять новые термины, территориальные различия в развитии отраслей третичной сферы. | §22 |
28. | | Социальная сфера. | Состав, место и значение в хозяйстве. Географические различия в уровне развития и качестве жизни населения. | Новые понятия и представления: социальная сфера. Учащиеся должны уметь: - выявлять основные проблемы социальной сферы. | §7-23, стр.86. |
Обобщение и контроль знаний – 1 час. |
29. | | Обобщение и контроль знаний по разделу "Хозяйство России". | Особенности географии различных отраслей хозяйства. | Основные умения: чтение и анализ графических и статистических материалов, тематических (отраслевых) карт; объяснение межотраслевых и внутриотраслевых связей, влияния различных факторов на развитие и размещение производств, тесных взаимосвязей природы, населения и хозяйства на примере отдельных отраслей и межотраслевых комплексов. | |
Раздел II. Районы России - 34 часа |
Тема 5. Европейская часть России - 23 часа |
30. | | Европейская и Азиатская части России | Особенности географического положения, природы, хозяйства и жизни населения. Место региона в социально-экономическом развитии страны. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем. | Учащиеся должны уметь: - объяснить причины различия климатических условий макрорегионов, - определить особенности развития хозяйства макрорегионов. | §24 |
31. | | Географическое положение и природа Европейского Севера | Состав и особенности ГП. Природная неоднородность: от ледяной арктической зоны до таежных лесов. Моря Белое и Баренцево; их роль в жизни района. | Учащиеся должны уметь: - объяснять на примере региона влияние природных условий на хозяйственную деятельность; - показывать на карте моря, давать их географические описания по картам; - показывать на картах природные объекты, определяющие своеобразие района; - давать оценку ЭГП района. | §25-26, к/к 14-15/1-4,5* |
32. | | Население Европейского Севера. | Численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Культурное наследие Севера. Северные художественные промыслы. Русская деревянная архитектура. Практическая работа №6 «Описание одного из природных или культурных памятников Севера». | Учащиеся должны уметь: - объяснять особенности размещения городов ЕС, - определять демографические проблемы ЕС, - называть и показывать культурно-исторические объекты, определяющие своеобразие Европейского Севера; - объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей. | §27, п/р №6. |
33. | | Хозяйство ЕС. | Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Архангельск и Мурманск - морские ворота района и страны. | Учащиеся должны уметь: - объяснять различия в природной и хозяйственной неоднородности разных районов Европейского Севера. | §28, к/к 16-17/1-4,5* |
34. | | Северо-Западная Россия | ГП и природа. Характер поверхности. Климат. Озерный край Северо-Запада. Ладожское озеро. Балтийское море - природа, морские пути, экологические проблемы. | Учащиеся должны уметь: - показывать состав и границы территории, основные природные объекты; - называть факторы, определяющие ЭГП. | §29-30, проект Санкт-Петербург - "вторая столица" России |
35. | | Население. | Численность, естественный прирост, традиции и культура. Качество жизни населения. "Столичные" функции Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург - культурная столица России. | Учащиеся должны уметь: - перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы, - называть культурно-исторические достопримечательности Санкт-Петербурга, определяющие своеобразие города. | §31 |
36. | | Санкт-Петербург - новый "хозяйственный узел" России. | Влияние ГП на статус "морской столицы". Изменение Петербургом своего ЭГП. Санкт-Петербург - центр хозяйственной жизни Северо-Запада. | Учащиеся должны уметь: - объяснять влияние ЭГП города на формирование его хозяйственной специализации; - называть отрасли специализации. | §32, к/к 16-17/1-4,5* |
37. | | Калининградская область | Особое ЭГП, его изменение во времени. Природные особенности. Отрасли хозяйства. "Янтарный край". Рекреационное хозяйство. Проблемы развития области. Практическая работа №7 « Выявление и анализ условий для развития хозяйства области» | Новые понятия и представления: анклав, портовое хозяйство. Учащиеся должны уметь: - показывать на карте Калининградскую область, города Калининград и Балтийск; - оценивать ЭГП Калининградской области. | Конспект |
38. | | Центральная Россия: состав, географическое положение. Особенности природы. | Центральная Россия - исторический центр страны. Географическое (физико -, экономико - и политико-географическое) положение. Природные ландшафты. | Новые понятия и представления: физико-, экономико- и политико-географическое положение. Учащиеся должны уметь: - называть и показывать на карте: границы района, древние города, основные природные объекты; - объяснять природные и историко-географические особенности Центральной России. | §33-34, к/к 18-19/1,3 |
39. | | Центральный район: особенности населения. | Центральный район - ядро формирования русского народа. Роль географического фактора. Народные промыслы. Контрасты в современной жизни населения. Народные промыслы ЦР. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте состав и границы Центрального района; - перечислять факторы, определяющие ЭГП района; - перечислять особенности, характеризующие современное население и трудовые ресурсы Центрального района. | §35, к/к 18-19/5* |
40. | | Хозяйство Центрального района | Центральный район - база индустриализации. Этапы развития хозяйства. Специализация современного хозяйства на трудоемких и наукоемких отраслях, разнообразных видах услуг. | Новые понятия и представления: база индустриализации. Учащиеся должны уметь: - называть ведущие отрасли хозяйства Центрального района, показывать на карте главные центры производств; - объяснять сложившуюся специализацию и особенности размещения хозяйства по территории района. | §36, к/к 18-19/2,3,4* |
41. | | Москва - столица России | Москва - инновационный центр, крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Столичные функции города. Московская агломерация. | Новые понятия и представления: инновационный центр. Учащиеся должны уметь: - называть главные направления хозяйственного развития города; - объяснять влияние Москвы на политическую, экономическую, культурную жизнь страны; - выделять на карте Московскую агломерацию. | Конспект |
42. | | Московская область. | ГП области и его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы. | Учащиеся должны уметь: - называть главные направления хозяйственного развития области; - определять экологические проблемы. | Анализ карт атласа |
43. | | ГП и природные условия Северного Кавказа | Состав района, границы, ФГП и ЭГП. Разнообразие природы. Внутренняя неоднородность района. Природные ресурсы. Значение южных морей России. | Учащиеся должны уметь: - называть и показывать субъекты РФ в составе района; - показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - определять ГП и ЭГП района; - объяснять особенности ГП района и природные различия его западной и восточной частей. | §37-38, к/к 22/1,2 |
44. | | Народы Северного Кавказа | Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Казаки и горцы. Культура народов Кавказа. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте субъекты РФ в составе Северного Кавказа и их столицы; - объяснять различия национального состава населения равнинных, предгорных и горных территорий | §39, к/к 22/5* |
45. | | Хозяйство Северного Кавказа | АПК, его структура. Рекреационные зоны. Ведущие отрасли промышленности. Ростов-на-Дону - самый крупный город Северного Кавказа. | Учащиеся должны уметь: - называть и показывать по карте крупные города Северного Кавказа; - определять показатель специализации по статистическим данным; - объяснять хозяйственное различие западной и восточной частей Европейского Юга. | §40, к/к 22/3,4* |
46. | | Географическое положение и природа Поволжья | ГП и состав района. Волга как главная ось хозяйства и расселения. Своеобразие природных условий. Современные ландшафты. Природные ресурсы. Практическая работа №8 «Сравнение ГП Поволжья и ЕС и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство». | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте субъекты РФ в составе Поволжья, природные объекты, определяющие своеобразие района; - объяснять изменение природных условий и хозяйственной специализации в различных частях Поволжья; - определять ЭГП района. | §41-42 |
47. | | Население Поволжья. | Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте города Поволжья, объяснять причины их возникновения, - показывать на карте субъекты РФ в составе района. | §43 |
48. | | Хозяйство Поволжья. | Изменение хозяйства района на разных этапах развития. Современный отраслевой состав. Пестрота национального состава населения. Крупнейшие города на Волге, их особенности. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте города Поволжья, объяснять причины их возникновения, - называть отрасли специализации района; - показывать на карте субъекты РФ в составе района. | §44, к/к 20-21/1-4,5* |
49 | | Географическое положение и природа Урала. | Состав района. Специфика ГП. Урал как природный и экономический район. Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. | Учащиеся должны уметь: - показывать и называть субъекты РФ в составе района; - показывать по карте объекты, определяющие природное своеобразие Урала; - объяснять особенности природы Урала; - давать оценку ЭГП района. | §45-46, к/к 24-25/1-4 |
50 | | Население. Города Урала. | Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения. Рисунок размещения городов Урала. Крупнейшие города Урала, их особенности. | Новые понятия и представления: старопромышленный район. Учащиеся должны уметь: - определять национальный состав населения Урала, - объяснять особенности географии городов Урала | §47, к/к 25/1 |
51 | | Этапы развития и современное хозяйство | Этапы освоения и развития хозяйства, изменение роли района в хозяйстве России. Современная структура хозяйства. | Учащиеся должны уметь: - определять показатель специализации по статистическим данным; - объяснять сложившуюся структуру хозяйства, - сравнивать районы Урала по природным условиям и хозяйственному развитию; - называть и объяснять экологические проблемы Урала; - оценивать перспективы развития Урала. | §48, к/к 25/5, Вопросы в тетради |
52 | | Обобщение знаний по теме "Европейская часть России" | Общие черты географических районов Европейской части. Природные и социально-экономические особенности районов. Проблемы районов, их тесная взаимосвязь. | Новые понятия и представления: качество окружающей среды. Учащиеся должны уметь: - называть общие черты и проблемы развития географических районов; - сопоставлять показатели специализации географических районов; - объяснять природные и социально-экономические особенности районов Европейской части России; - называть отличительные особенности, характеризующие своеобразие районов. | Вопр.4 стр.203 |
Тема 7. Азиатская часть России - 10 часов. |
53 | | ГП, природные условия и ресурсы Западной Сибири | Состав территории, ГП. Западносибирская равнина, особенности рельефа, климат, реки, зональность природы. Проблемы освоения Западной Сибири. Ресурсы региона. Нефтегазовый район мирового значения. Экологические проблемы. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - давать оценку ЭГП района; - называть и объяснять природные особенности Западной Сибири, их отличия от природы Европейской части. | §49-50, к/к 26/1-3 |
54 | | Население Западной Сибири | Формирование этнической карты Западной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте географические районы на территории Сибири; - называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций. | §51, к/к 26/1 |
55 | | Хозяйство Западной Сибири | Западная Сибирь - главная топливная база страны. Кузбасс - угольно-металлургическая база. ВПК. Сельское хозяйство. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте месторождения нефти, газа, угля, крупные центры нефтепереработки, трубопроводы; - объяснять развитие черной металлургии; - называть и объяснять отрасли специализации Западной Сибири. | §52, к/к 27/4,5 |
56 | | ГП, природные условия и ресурсы Восточной Сибири. | Состав района, ЭГП. Величайшее плоскогорье мира и крупнейшие реки России. Топливные, энергетические ресурсы. Минеральные ресурсы. Господство тундры и таежных лесов. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте состав территории; - называть природные ресурсы и показывать районы их распространения; - определять и оценивать ЭГП района; - объяснять сложные природные условия; - показывать объекты, определяющие природную специфику района. | §53-54, к/к 28-29/1-3 |
57 | | Население Восточной Сибири | Формирование этнической карты Восточной Сибири. Присоединение к России и заселение русскими. Характер заселения территории. Практическая работа №9 « Анализ взаимодействия природы и человека на примере Восточной Сибири» (к/к 28-29/4). | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте географические районы на территории Сибири; - называть народы Сибири, читать и анализировать карту народов России, плотности заселения, миграций, религий. | §55, к/к 26/5 |
58 | | Хозяйство Восточной Сибири | Внутренние различия в хозяйственном развитии района. Ангаро-Енисейский район Восточной Сибири - электроэнергетика, цветная металлургия, лесопромышленный комплекс. Топливная промышленность Восточной Сибири. ВПК. Экологические проблемы. | Учащиеся должны уметь: - называть отрасли специализации, определять их показатели по статистическим данным; - объяснять внутренние различия в хозяйственном развитии района; - показывать на карте промышленные центры; - объяснять возникновение экологических проблем региона; - сравнивать специализацию Западной и Восточной Сибири, выявлять черты сходства и различия. | §56 |
59 | | ГП Дальнего Востока. Природные условия и ресурсы. | Состав территории. ДВ, его границы как природного и экономического района. Особенности ПГП и ЭГП, связь с другими регионами России. Географические открытия и заселение территории. Современные границы района. ДВ - контактная зона "суша - море", последствия для природы и хозяйства. Разнообразие и смена природных комплексов с севера на юг. Минеральные ресурсы. Опасные природные явления - тайфуны, цунами, снегопады, землетрясения, извержения вулканов. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте состав территории Дальнего Востока, его границы; - объяснять своеобразие ГП ДВ; - называть и показывать на карте природные объекты, определяющие своеобразие района; - объяснять специфику природных условий; - называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых. | §57-58, к/к 28-29/1-3, сообщения на тему «Быт и традиции народов Дальнего Востока». |
60 | | Население Дальнего Востока | Размещение населения. Национальный состав. Коренное население Дальнего Востока. Отличительные особенности современного населения. | Учащиеся должны уметь: - показывать субъекты Федерации на карте; - объяснять характер расселения коренных народов и всего населения Дальнего Востока, используя карты народов и плотности населения; - приводить примеры влияния природных условий на жизнь, быт и традиции народов Дальнего Востока. | §59 к/к 30/1 |
61 | | Хозяйство района | Особенности ЭГП. Внутренняя неоднородность района. Южная и северная части, их природные и хозяйственные особенности. Хозяйственная специализация. Особая роль морского транспорта. Практическая работа №10 Сравнение географического положения ДВ и Восточной Сибири и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. | Учащиеся должны уметь: - показывать на карте крупные города Дальнего Востока; - определять показатель специализации района по статистическим данным; - объяснять сложившуюся специализацию Дальнего Востока. | вопросы в тетради |
62 | | Обобщение знаний по теме "Азиатская часть России" | Общие черты и проблемы восточных районов (хозяйственные, социальные, экологические). Межрегиональные и хозяйственные связи. Сотрудничество с зарубежными странами в развитии Востока страны. Сравнение западных и восточных районов России. | Учащиеся должны уметь: - находить необходимые источники географической информации для работы; - объяснять природные и социально-экономические особенности восточных географических районов и сопоставлять их с западными регионами страны; - объяснять роль Азиатской части во внутригосударственном и межгосударственном разделении труда; - оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития восточных районов. | Вопросы стр.200 |
Обобщение знаний по разделу "Районы России" – 1 час. |
63 | | Типы районов России. Обобщение знаний по разделу "Районы России" | Различные подходы к типологии районов. Районы нового и старого освоения, аграрные, индустриальные, приморские и т. д. "Лицо" района, его роль в стране. Уровень развития районов, методы его измерения. Уровень и качество жизни населения в разных районах страны. Проблемы экологической безопасности. Взаимодополняемость географических районов. Региональная политика. | Новые понятия и представления: уровень развития района, региональная политика. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь: - приводить примеры (и показывать на карте) районов с различным географическим положением, преобладающей специализацией и уровнем развития; - объяснять сложившееся различие в уровне развития географических районов. | Вопрос 6 стр.268 |
Раздел 3. Россия в мире – 2 часа. |
64 | | Россия и мировое хозяйство. | Изменение места и роли России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Место и роль России в мировой политике. Практическая работа №11 «Анализ показателей внешней торговли России с различными странами мира по статистическим данным». | Новые понятия и представления: внешние экономические связи, экспорт, импорт. Учащиеся должны уметь: - объяснять структуру экспорта и импорта России; - объяснять роль России в мировой политике, приводить примеры; - оценивать современное состояние и перспективы социально-экономического развития России. | §61 |
65 | | Россия в системе мировых транспортных коридоров. | Основная цель создания транспортных коридоров. Перспективы формирования транспортных коридоров для повышения мировой значимости России. | Новые понятия и представления: транспортный коридор, международный транзит, трансконтинентальная транспортная система Учащиеся должны уметь: - оценивать современное состояние и перспективы России в системе мировых транспортных коридоров. | |
66-68 | Резерв |