СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» (на основе авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива») 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» (на основе авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива») 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» (на основе авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой, УМК «Перспектива») 4 класс»

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 КЛАСС (64 часа: 54 часа + 10 часов модуль)





Тема


Кол-во часов



Содержание деятельности



Форма контроля

Учебно– методическое, информационное

сопровождение

Дата


Приме-ча-ние

по плану

по факту

I четверть - 18 часов (16 часов + 2 часа модуль)

Мы – граждане единого Отечества

(10 часов)

1

Общество – это мы

1

Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное

фронт.


02.09



2

Российский народ

1

Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат

взаимо-

контроль

ММП

04.09



3

Конституция России

1

Различать права и обязанности приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции

взаимо-

контроль

ММП

09.09



4

Права ребёнка

1

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН.

Употреблять специальную лексику документов.

фронт.

Деклар-ция прав ребенка


ММП

11.09



5

Государственное устройство России

1

Устанавливать связь особенностейгосударственного устройства России и положений её Конституции; объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходим независимость трех ветвей власти друг от друга.

Называть фамилию, имя, отчество действующего Президента

фронт.

ММП

16.09



6

Российский союз равных

1

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага

фронт.

ММП

18.09



7

Государственная граница России

1

По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России;

различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны

фронт.

Карта России

23.09



8

Путешествие за границу России

1

Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору).

По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.

Моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства

фронт.


25.09



9

Сокровища России и их хранители

1

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, названия рек и других водоемов на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков

взаимо-

контроль

ММП

30.09



10

Творческий союз

1

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке; называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, ученых – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника. Составлять страницу Календаря памятных дат, посвященную одному из деятелей родной культуры

взаимо-

контроль

Кален-дарь памятных дат

02.10






По родным просторам

(16 часов)






11

Карта – наш экскурсовод

1

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте

фронт.

Физичес-кая карта России

и карта мира

07.10



12

По равнинам и горам

1

Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлятьсвязь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края

фронт.

Физичес-кая карта России


09.10



13

В поисках подземных кладовых. Практическая работа «Изучение полезных ископаемых»

1

Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.

В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа – определителя.

Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.

Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых

взаимо-

контроль

Физичес-кая карта России


Образцы полезныхископае-мых

14.10



14

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников» Полезные ископаемые Калининградской области. Бережное отношение к полезным ископаемым

1

взаимо-

контроль

Физичес-кая карта России


Образцы полезныхископае-мых

16.10



15

Наши реки

1

Раскрывать значение рек в жизни людей.

Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте.

Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности.

Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России.

Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края

фронт.


само-проверка


Физичес-кая карта России


21.10



16

Озёра – краса России

1

Раскрывать значение озёр в жизни людей.

Работая в паре, находить на физической карте России озёра, представленные на фотографиях в учебнике.

Учиться показывать озёра на карте.

Анализировать таблицу «Глубина озёр России»,

сравнивать озёра по протяженности,

перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины.

Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России.

Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере.

Кратко характеризовать реку своего края

фронт.


Физичес-кая карта России


23.10



17

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников»Реки и озёра. Значение рек и озёр в жизни людей. Особенности и значение главной реки своего края - Преголи


фронт.


Физичес-кая карта России


28.10



18

По морским просторам

1

Различать озёра и моря по существенному признаку (море – часть океана).

Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте.

Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном.

Сравнивать Белое и Чёрное моря (на основании информации в учебнике).

Обсуждать свои впечатления от пребывания на море.

Кратко характеризовать море своего края

фронт.


Физичес-кая карта России


30.10













II четверть - 14 часов (7 часов + 6 часов модуль + к/р)


19.

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников». Балтийское море – море моего края. Значение морей в жизни людей


Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте.

Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном.

Обсуждать свои впечатления от пребывания на море.

Кратко характеризовать море своего края

Работа

в паре


Само-проверка

Карта природ-ных зон России


Физичес-кая карта России


11.11



20.

С севера на юг

1

Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности

Работа

в паре


Само-проверка

Карта природ-ных зон России


Физичес-кая карта России


13.11



21.

В ледяной пустыне

1

Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте.

Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь.

Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника.

Читать и обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зеленые страницы»

Работа

в паре


Само-проверка

Карта природ-ных зон России


книга «Зелёные страницы»


18.11



22.

В.М. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Правила экологической этики

1

Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь.

Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами.

Формулировать соответствующие правила экологической этики

Работа

в паре


Само-проверка

Карта природ-ных зон России


20.11



23.

В холодной тундре

1

Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходства и различия. Читать и обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зеленые страницы»

Работа

в паре


Само-проверка

Карта природ-ных зон России


книга «Зелёные страницы»


25.11



24.

В.М. Экологические связи в тундровом сообществе. Правила экологической этики

1

Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе.Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами. Формулировать соответствующие правила экологической этики

Работа

в паре


Само-проверка

Карта природ-ных зон России


27.11



25.

Среди лесов

1

Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте.

Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа - определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения.

Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги.

Сравнивать природу лесных зон с природой тундры.

Читать и обсуждать рассказ «Кто – то в теремочке живет?» из книги «Зеленые страницы»

Работа

в паре


практическая работа

в группах


Карта природ-ных зон России


книга «Зелёные страницы»


02.12



26.

В.М. Экологические связи в лесных сообществах. Правила экологической этики

1

Приводить примеры экологических связей в лесных сообществах.Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами. Формулировать соответствующие правила экологической этики

Работа

в паре


Само-проверка

Карта природ-ных зон России


04.12



27.

В широкой степи

1

Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей.

Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте.

Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей.

Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры.

Читать и обсуждатьрассказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне»

Работа

в паре


практическая работа

в группах

Карта

природ-ных зон России


книга «Великан на поляне»

09.12



28.

В.М. Экологические связи в степном сообществе. Правила экологической этики

1

Приводить примеры экологических связей в степном сообществе.Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами. Формулировать соответствующие правила экологической этики

Работа

в паре


Само-проверка

Карта природ-ных зон России


11.12



29.

Административная контрольная работа

за 2 четверть. Тест




Тест


17.12



30.

В жаркой пустыне

1

Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны.

Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.

В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне.

Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни.

Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника.

Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей.

практическая работа

в группах


Само-проверка

Карта

природ-ных зон России


18.12



31.

В.М. Экологические связи в пустынном сообществе. Правила экологической этики

1

Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе.

Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами.

Формулировать соответствующие правила экологической этики

Работа

в паре


Само-проверка

Карта природ-ных зон России


23.12



32.

У тёплого моря

1

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону.

Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор.

В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа.

Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа.

Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа.

Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. Рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города – курорта Сочи и его окрестностей



практическая работа

в группах


Работа

в паре


Карта

природ-ных зон России


25.12



III четверть - 20 часов (18часов + 2 часа модуля)

33.

Мы – дети родной земли. В содружестве с природой

1

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений.

По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно – прикладного народного творчества и дополнительных источников информации.

Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России

Фронт.

Карта

природ-ных зон России


13.01



34.

Как сберечь природу России. По страницам Красной книги

1

Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Готовить сообщение классу, презентовать его.

Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока.

Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать свое реальное участие в природоохранительной деятельности. Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы», формулироватьсоответствующие правила экологической этики. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать свое реальное участие в этой деятельности

работа

в группах


книга «Великан на поляне»

книга «Зелёные страницы»


Красная книга России

15.01



35.

В.М.

Редкие и исчезающие виды растений и животных Калининградской области. Участие в природоохранной деятельности


1

Экологи

ческий проект

книга «Великан на поляне»


книга «Зелёные страницы»

Красная книга России

20.01



36.

В.М.

Национальный парк «Куршская Коса». Вклад в охрану природы страны

1

Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны

работа

в группах


Книга «Великан на поляне»


22.01



Путешествие по Реке времени

(23 часа)

37.

В путь по Реке времени

1

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения.

Различать два значения понятия истории.

Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории.

Определять по дате век события.

Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания.

Фронт.

схема «Река времени»

27.01



38.

Путешествуем с археологами (изучено дистанционно)

1

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке

Фронт.

ММП

29.01



39.

В путь по страницам летописи (изучено дистанционно)

1

Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное

Фронт.

историческая карта

03.02



40.

Истоки Древней Руси (изучено дистанционно)

1

Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города. Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.

Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков древнерусского государства


Фронт.

историческая карта


схема «Река времени»

05.02



41.

Мудрый выбор (изучено дистанционно)

1

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира.

Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, великом Новгороде.

Обсуждать проблему выбора и его последствий. Приводить примеры проявления духовно – нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан


Фронт.

историческая карта


схема «Река времени»

10.02



42.

Наследница Киевской Руси

1

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира

Фронт.

ММП

12.02



43.

Москва – преемница Владимира

1

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; интерпретировать идейный смысл иконы Андрея Рублёва «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности

Фронт.

ММП


икона Андрея Рублёва «Троица»

17.02



44.

Начало Московского царства

1

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного

Фронт.

схема «Река времени»

19.02



45.

Подвижники Руси и землепроходцы

1

Презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников

Фронт.

ММП

24.02



46.

На пути к единству

1

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны.

Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина

Фронт.

историческая карта


ММП


26.02



47.

Начало Российской империи

1

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт – Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества

Фронт.

ММП

02.03



48.

«Жизнь - Отечеству, честь – никому!»

1

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий

Фронт.

ММП

04.03



49.

Отечественная война 1812 года

1

Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения

Фронт.

ММП

09.03



50.

Великий путь

1

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае.Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижения России на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками

Фронт.

ММП


схема «Река времени»

11.03



51.

Золотой век театра и музыки

1

Характеризовать развитие театрального и музыкальногоискусства России в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX - начала XX в.

Фронт.

ММП

16.03



52.

Расцвет изобразительного искусства и литературы

1

Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этихвидах искусства, в том числе в своем крае;

называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей;

приводить сведения о названии и

рассказывать о важнейших хранилищахизобразительного искусства;

передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX - начала XX в.

Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени
























Фронт.

ММП

18.03



IV четверть - 12 часов (10 часов + 2 к/р)

53.

В поисках справедливости

1

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

Фронт.

ММП

30.03



54.

Век бед и побед

1

Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае); по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период

Фронт.

ММП

06.04



55.

«Вставай, страна огромная!»

1

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи - ветеранах Великой Отечественной войны

Фронт.

ММП

08.04



56.

Трудовой фронт России

1

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны

Фронт.

ММП

13.04



57.

«Нет в России семьи такой…»

1

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени

Фронт.

ММП

20.04



58.

После Великой войны.

Достижения 1950 – 1970-х гг.

1

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи. Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. XX в.;

приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае;

рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи

Фронт.

ММП

22.04






Мы строим будущее России

(5 часов)






59.

Современная Россия

1

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 – 90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае

Фронт.

ММП

27.04



60.

Здоровье России. Хороша честь, когда есть, что есть

1

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей;

приводить примеры, в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей

Фронт.

ММП

04.05



61.

Итоговая аттестация.

Тест

1


Тест


05.05.



62.

Умная сила России

1

Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае;

характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае;

моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции

Фронт.

ММП

11.05



63.

Всероссийская проверочная работа


1




19.05



64.

Светлая душа России. Начни с себя!

1

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России;

приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае;

составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе.

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своем крае.

Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России

Фронт.

ММП

20.05