№ | Тема | Кол-во часов | Содержание деятельности | Форма контроля | Учебно– методическое, информационное сопровождение | Дата | Приме-ча-ние |
по плану | по факту |
I четверть - 18 часов (16 часов + 2 часа модуль) |
Мы – граждане единого Отечества (10 часов) |
1 | Общество – это мы | 1 | Систематизировать представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп; определять сообщества, в которые человек входит в течение жизни. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное | фронт. | | 02.09 | | |
2 | Российский народ | 1 | Систематизировать представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни своего края как проявление общенациональной российской солидарности; характеризовать государственную символику России; оформлять Календарь памятных дат | взаимо- контроль | ММП | 04.09 | | |
3 | Конституция России | 1 | Различать права и обязанности приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее конституцией; устанавливать соответствие статей конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции | взаимо- контроль | ММП | 09.09 | | |
4 | Права ребёнка | 1 | Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН. Употреблять специальную лексику документов. | фронт. | Деклар-ция прав ребенка ММП | 11.09 | | |
5 | Государственное устройство России | 1 | Устанавливать связь особенностейгосударственного устройства России и положений её Конституции; объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; выдвигать предположение о том, зачем необходим независимость трех ветвей власти друг от друга. Называть фамилию, имя, отчество действующего Президента | фронт. | ММП | 16.09 | | |
6 | Российский союз равных | 1 | Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; презентовать заочное путешествие в одну из республик: показывать ее положение на карте; называть и показывать столицу; составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; объяснять символический смысл герба и флага | фронт. | ММП | 18.09 | | |
7 | Государственная граница России | 1 | По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны | фронт. | Карта России | 23.09 | | |
8 | Путешествие за границу России | 1 | Использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья (по выбору). По карте определять названия столиц; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах. Моделировать ситуации общения с зарубежными сверстниками в соответствии с традициями добрососедства и гостеприимства | фронт. | | 25.09 | | |
9 | Сокровища России и их хранители | 1 | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, названия рек и других водоемов на родном языке; анализировать их содержание. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков | взаимо- контроль | ММП | 30.09 | | |
10 | Творческий союз | 1 | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке; называть имена их авторов; рассказывать о выдающихся художниках, музыкантах, ученых – уроженцах своего края по образцу рассказов учебника. Составлять страницу Календаря памятных дат, посвященную одному из деятелей родной культуры | взаимо- контроль | Кален-дарь памятных дат | 02.10 | | |
| | | По родным просторам (16 часов) | | | | | |
11 | Карта – наш экскурсовод | 1 | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Работая в паре, изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные. Рассказывать по физической карте о нашей стране. Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. Анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте | фронт. | Физичес-кая карта России и карта мира | 07.10 | | |
12 | По равнинам и горам | 1 | Находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг. Моделировать формы земной поверхности, используя пластилин. В ходе коллективного обсуждения выявлятьсвязь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями. На основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края | фронт. | Физичес-кая карта России | 09.10 | | |
13 | В поисках подземных кладовых. Практическая работа «Изучение полезных ископаемых» | 1 | Работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану, извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа – определителя. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. Высказывать обоснованные суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых | взаимо- контроль | Физичес-кая карта России Образцы полезныхископае-мых | 14.10 | | |
14 | Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников» Полезные ископаемые Калининградской области. Бережное отношение к полезным ископаемым | 1 | взаимо- контроль | Физичес-кая карта России Образцы полезныхископае-мых | 16.10 | | |
15 | Наши реки | 1 | Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку. Работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать реки на карте. Анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России. Обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней. Кратко характеризовать реку своего края | фронт. само-проверка | Физичес-кая карта России | 21.10 | | |
16 | Озёра – краса России | 1 | Раскрывать значение озёр в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России озёра, представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать озёра на карте. Анализировать таблицу «Глубина озёр России», сравнивать озёра по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) глубины. Характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России. Обсуждать свои впечатления от пребывания на озере. Кратко характеризовать реку своего края | фронт. | Физичес-кая карта России | 23.10 | | |
17 | Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников»Реки и озёра. Значение рек и озёр в жизни людей. Особенности и значение главной реки своего края - Преголи | | фронт. | Физичес-кая карта России | 28.10 | | |
18 | По морским просторам | 1 | Различать озёра и моря по существенному признаку (море – часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Сравнивать Белое и Чёрное моря (на основании информации в учебнике). Обсуждать свои впечатления от пребывания на море. Кратко характеризовать море своего края | фронт. | Физичес-кая карта России | 30.10 | | |
II четверть - 14 часов (7 часов + 6 часов модуль + к/р) |
19. | Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников». Балтийское море – море моего края. Значение морей в жизни людей | | Раскрывать значение морей в жизни людей. Работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами, прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном. Обсуждать свои впечатления от пребывания на море. Кратко характеризовать море своего края | Работа в паре Само-проверка | Карта природ-ных зон России Физичес-кая карта России | 11.11 | | |
20. | С севера на юг | 1 | Работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг. Узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности | Работа в паре Само-проверка | Карта природ-ных зон России Физичес-кая карта России | 13.11 | | |
21. | В ледяной пустыне | 1 | Находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны арктических пустынь. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Читать и обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зеленые страницы» | Работа в паре Само-проверка | Карта природ-ных зон России книга «Зелёные страницы» | 18.11 | | |
22. | В.М. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Правила экологической этики | 1 | Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами. Формулировать соответствующие правила экологической этики | Работа в паре Само-проверка | Карта природ-ных зон России | 20.11 | | |
23. | В холодной тундре | 1 | Находить на карте природных зон России зону тундры, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Объяснять сходства и различия. Читать и обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зеленые страницы» | Работа в паре Само-проверка | Карта природ-ных зон России книга «Зелёные страницы» | 25.11 | | |
24. | В.М. Экологические связи в тундровом сообществе. Правила экологической этики | 1 | Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе.Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами. Формулировать соответствующие правила экологической этики | Работа в паре Само-проверка | Карта природ-ных зон России | 27.11 | | |
25. | Среди лесов | 1 | Находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа - определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тайги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Читать и обсуждать рассказ «Кто – то в теремочке живет?» из книги «Зеленые страницы» | Работа в паре практическая работа в группах | Карта природ-ных зон России книга «Зелёные страницы» | 02.12 | | |
26. | В.М. Экологические связи в лесных сообществах. Правила экологической этики | 1 | Приводить примеры экологических связей в лесных сообществах.Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами. Формулировать соответствующие правила экологической этики | Работа в паре Само-проверка | Карта природ-ных зон России | 04.12 | | |
27. | В широкой степи | 1 | Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте. Устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Читать и обсуждатьрассказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы» из книги «Великан на поляне» | Работа в паре практическая работа в группах | Карта природ-ных зон России книга «Великан на поляне» | 09.12 | | |
28. | В.М. Экологические связи в степном сообществе. Правила экологической этики | 1 | Приводить примеры экологических связей в степном сообществе.Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами. Формулировать соответствующие правила экологической этики | Работа в паре Само-проверка | Карта природ-ных зон России | 11.12 | | |
29. | Административная контрольная работа за 2 четверть. Тест | | | Тест | | 17.12 | | |
30. | В жаркой пустыне | 1 | Находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне. Работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни. Выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. | практическая работа в группах Само-проверка | Карта природ-ных зон России | 18.12 | | |
31. | В.М. Экологические связи в пустынном сообществе. Правила экологической этики | 1 | Приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе. Составлять характерные для этой зоны цепи питания, моделировать их освоенными способами. Формулировать соответствующие правила экологической этики | Работа в паре Само-проверка | Карта природ-ных зон России | 23.12 | | |
32. | У тёплого моря | 1 | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор. В ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа. Работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. Составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами. Рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города – курорта Сочи и его окрестностей | практическая работа в группах Работа в паре | Карта природ-ных зон России | 25.12 | | |
III четверть - 20 часов (18часов + 2 часа модуля) |
33. | Мы – дети родной земли. В содружестве с природой | 1 | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений. По образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно – прикладного народного творчества и дополнительных источников информации. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни; показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России | Фронт. | Карта природ-ных зон России | 13.01 | | |
34. | Как сберечь природу России. По страницам Красной книги | 1 | Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения, оценивать свое реальное участие в природоохранительной деятельности. Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы», формулироватьсоответствующие правила экологической этики. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране, оценивать свое реальное участие в этой деятельности | работа в группах | книга «Великан на поляне» книга «Зелёные страницы» Красная книга России | 15.01 | | |
35. | В.М. Редкие и исчезающие виды растений и животных Калининградской области. Участие в природоохранной деятельности | 1 | Экологи ческий проект | книга «Великан на поляне» книга «Зелёные страницы» Красная книга России | 20.01 | | |
36. | В.М. Национальный парк «Куршская Коса». Вклад в охрану природы страны | 1 | Работая в группах, знакомиться по материалам учебника (карта, текст, таблица) с заповедниками и национальными парками России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. Коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока. Читать и обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны | работа в группах | Книга «Великан на поляне» | 22.01 | | |
Путешествие по Реке времени (23 часа) |
37. | В путь по Реке времени | 1 | На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории. Определять по дате век события. Называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания. | Фронт. | схема «Река времени» | 27.01 | | |
38. | Путешествуем с археологами (изучено дистанционно) | 1 | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири. Рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке | Фронт. | ММП | 29.01 | | |
39. | В путь по страницам летописи (изучено дистанционно) | 1 | Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значения названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное | Фронт. | историческая карта | 03.02 | | |
40. | Истоки Древней Руси (изучено дистанционно) | 1 | Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; показывать на карте древние русские города. Обозначать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков древнерусского государства | Фронт. | историческая карта схема «Река времени» | 05.02 | | |
41. | Мудрый выбор (изучено дистанционно) | 1 | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира. Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, великом Новгороде. Обсуждать проблему выбора и его последствий. Приводить примеры проявления духовно – нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан | Фронт. | историческая карта схема «Река времени» | 10.02 | | |
42. | Наследница Киевской Руси | 1 | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира | Фронт. | ММП | 12.02 | | |
43. | Москва – преемница Владимира | 1 | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; интерпретировать идейный смысл иконы Андрея Рублёва «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности | Фронт. | ММП икона Андрея Рублёва «Троица» | 17.02 | | |
44. | Начало Московского царства | 1 | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»; характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного | Фронт. | схема «Река времени» | 19.02 | | |
45. | Подвижники Руси и землепроходцы | 1 | Презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках соотечественников | Фронт. | ММП | 24.02 | | |
46. | На пути к единству | 1 | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны. Показывать на карте поволжские города; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина | Фронт. | историческая карта ММП | 26.02 | | |
47. | Начало Российской империи | 1 | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости. Характеризовать архитектурный облик Санкт – Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт – Петербурге. Сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества | Фронт. | ММП | 02.03 | | |
48. | «Жизнь - Отечеству, честь – никому!» | 1 | Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М.В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий | Фронт. | ММП | 04.03 | | |
49. | Отечественная война 1812 года | 1 | Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 г., в дополнительных источниках информации; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения | Фронт. | ММП | 09.03 | | |
50. | Великий путь | 1 | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае.Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали; отмечать эти даты на схеме «Река времени»; приводить примеры достижения России на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками | Фронт. | ММП схема «Река времени» | 11.03 | | |
51. | Золотой век театра и музыки | 1 | Характеризовать развитие театрального и музыкальногоискусства России в XIX в., в том числе в своем крае. Приводить полные названия первых консерваторий; даты создания отмечать на схеме «Река времени»; приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия музыкального произведения отечественного композитора XIX - начала XX в. | Фронт. | ММП | 16.03 | | |
52. | Расцвет изобразительного искусства и литературы | 1 | Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этихвидах искусства, в том числе в своем крае; называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищахизобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX - начала XX в. Приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени | Фронт. | ММП | 18.03 | | |
IV четверть - 12 часов (10 часов + 2 к/р) |
53. | В поисках справедливости | 1 | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц; по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | Фронт. | ММП | 30.03 | | |
54. | Век бед и побед | 1 | Характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае); по возможности составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период | Фронт. | ММП | 06.04 | | |
55. | «Вставай, страна огромная!» | 1 | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи - ветеранах Великой Отечественной войны | Фронт. | ММП | 08.04 | | |
56. | Трудовой фронт России | 1 | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; по возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны | Фронт. | ММП | 13.04 | | |
57. | «Нет в России семьи такой…» | 1 | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени | Фронт. | ММП | 20.04 | | |
58. | После Великой войны. Достижения 1950 – 1970-х гг. | 1 | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи. Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 – 70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках – тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи | Фронт. | ММП | 22.04 | | |
| | | Мы строим будущее России (5 часов) | | | | | |
59. | Современная Россия | 1 | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80 – 90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае | Фронт. | ММП | 27.04 | | |
60. | Здоровье России. Хороша честь, когда есть, что есть | 1 | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей | Фронт. | ММП | 04.05 | | |
61. | Итоговая аттестация. Тест | 1 | | Тест | | 05.05. | | |
62. | Умная сила России | 1 | Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своем крае; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своем крае; моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции | Фронт. | ММП | 11.05 | | |
63. | Всероссийская проверочная работа | 1 | | | | 19.05 | | |
64. | Светлая душа России. Начни с себя! | 1 | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своем крае; составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео – и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своем крае. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России | Фронт. | ММП | 20.05 | | |