СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 2022/2023 учебный год. 6 класс (ФГОС 2021 ООО)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 2022/2023 учебный год. 6 класс (ФГОС 2021 ООО)

Рабочая программа по изобразительному искусству на 2022/2023 учебный год. 6 класс (ФГОС 2021 ООО)

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства 2022/2023 учебный год. 6 класс (ФГОС 2021 ООО)»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»  


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые)

образовательные ресурсы

всего

КР

ПрР

Раздел 1. Общие сведения о видах искусства

1.1.

Искусство — его виды и их роль в жизни людей

1


  • Называть пространственные и временные виды искусства.;
    Объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства.

  • Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

  • Уметь определять, к какому виду искусства относится произведение.

  • Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой деятельности зрителя;

Тестирование

Виртуальная экскурсия: Виртуальный тур по реэкспозиции Главного здания ГМИИ им. А. С. Пушкина 2022 года (https://virtual.arts-museum.ru/data/vtours/reexpo2021/

Раздел 2. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства

2.1.

Живописные, графические и скульптурные художественные материалы и их особые свойства

1

1


  • Называть и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи, скульптуры при восприятии художественных произведений.

  • Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.

  • Объяснять роль материала в создании художественного образа

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7876/start/313843/


2.2.

Рисунок — основа изобразительного искусства и мастерства художника. Выразительные возможности линии (коллективный проект)

1

1


  • Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.

  • Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.

  • Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

  • Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

  • Овладевать навыками композиции в рисунке, размещения рисунка в листе.

  • Овладевать навыками работы графическими материалами

Портфолио класса.

Самоконтроль с использованием оценочного листа

Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7877/main/277322/


Видео «Линия, ее выразительные возможности»

https://youtu.be/VxW6nobo820


2.3.

Тёмное — светлое — тональные отношения

1

1


  • Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения.

  • Объяснять понятия «тон», «тональная шкала», «тональные отношения», «тональный контраст».

  • Иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7877/main/277322/


Видео «Пятно, его выразительные возможности» https://youtu.be/_n78ykWwRiA


https://youtu.be/GP7_RrHhYSI

2.4.

Основы цветоведения

1

1


  • Объяснять значения понятий «основные цвета», «составные цвета», «дополнительные цвета».

  • Характеризовать физическую природу цвета.

  • Анализировать цветовой круг как таблицу основных цветовых отношений.

  • Различать основные и составные цвета.

  • Определять дополнительные цвета.

  • Овладевать навыком составления разных оттенков цвета

Портфолио обучающегося

РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/308915/


2.5.

Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве

1

1


  • Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет».

  • Овладевать навыком колористического восприятия художественных произведений.

  • Проводить эстетический анализ произведений живописи.

  • Овладевать навыками живописного изображения

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7878/main/308915/


Видео «Цвет. Основы цветоведения» https://youtu.be/_uS5NUdfQ2E


2.6.

Выразительные средства скульптуры (коллективный проект)

1

1


  • Характеризовать основные виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.

  • Определять основные скульптурные материалы в произведениях искусства.

  • Осваивать навыки создания художественной выразительности в объёмном изображении

Портфолио класса.

Самоконтроль с использованием оценочного листа

Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7879/main/308944/

Виртуальная экскурсия: Виртуальный тур по Главному зданию ГМИИ им. А. С. Пушкина (2014 год) https://www.virtual.arts-museum.ru/data/vtours/main/

2.7.

Тематический контроль по разделам 1 и 2

1

1


Выполнять задания по материалу разделов 1 и 2

Зачёт


Раздел 3. Жанры изобразительного искусства

3.1.

Жанровая система в изобразительном искусстве

1


  • Объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве».

  • Перечислять жанры изобразительного искусства.

  • Объяснять разницу между предметом изображения и содержанием произведения искусства

Тестирование

Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7891/main/308971/


Раздел 4. Натюрморт

4.1.

Изображение объёмного предмета на плоскости листа

1

1


  • Иметь представление об изображении предметного мира в истории искусства и о появлении жанра натюрморта в европейском и отечественном искусстве.

  • Осваивать правила линейной перспективы при рисовании геометрических тел.

  • Линейное построение предмета в пространстве.

  • Освоить правила перспективных сокращений.

  • Изображать окружности в перспективе.

  • Рисовать геометрические тела на основе правил линейной перспективы

Портфолио обучающегося


Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7881/main/277377/


Лекция «Что такое натюрморт»

https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2021/08/chto_takoe_natyurmort/index.php


Видео «Изображение объёмного предмета на плоскости» https://youtu.be/Bsdzt2micVQ


4.2.

Конструкция предмета сложной формы

1

1


  • Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

  • Рисовать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

  • Рисовать конструкции из нескольких геометрических тел разной формы

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7882/main/277401/


4.3.

Свет и тень. Правила светотеневого изображения предмета

1

1


  • Знать понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».

  • Освоить правила графического изображения объёмного тела с разделением его формы на освещённую и теневую стороны

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7883/main/280371/


Видео «Свет и тень» https://youtu.be/ko_BLc0BG3g


https://youtu.be/hKXjcFsUIXg

4.4.

Рисунок натюрморта графическими материалами (коллективный проект)

1

1


  • Освоить первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению.

  • Овладевать навыками размещения изображения на листе, пропорционального соотношения предметов в изображении натюрморта.

  • Овладевать навыками графического рисунка и опытом создания творческого натюрморта в графических техниках.

  • Рассматривать произведения художников-графиков.

  • Узнать об особенностях графических техник

Портфолио класса.

Самоконтроль с использованием оценочного листа

Натюрморт графическими материалами

https://youtu.be/7tY5ZmVnt4g


https://youtu.be/KG99aKMPzAY


https://youtu.be/0L1TymGFmZI


4.5.

Живописное изображение натюрморта (коллективный проект)

1

1


  • Характеризовать выразительные возможности цвета в построении образа изображения.

  • Проводить эстетический анализ произведений художников-живописцев.

  • Иметь опыт создания натюрморта средствами живописи

Портфолио класса.

Самоконтроль с использованием оценочного листа

Виртуальная экскурсия: Школа акварели Андрияки, Виртуальная экскурсия по выставке «Под знаком акварели» https://muzeumartreut.ru/mainfiles/031121_pod-znakom-akvareli

Раздел 5. Портрет

5.1.

Портретный жанр в истории искусства

1

1


  • Иметь опыт художественного восприятия произведений искусства портретного жанра великих художников разных эпох.

  • Рассказывать о портретном изображении человека в разные эпохи.

  • Узнавать произведения и называть имена нескольких великих европейских портретистов (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и др.).

  • Рассказывать об особенностях жанра портрета в русском изобразительном искусстве и выявлять их. Называть имена и узнавать произведения великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О. Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и др.).

  • Иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в.: западном и отечественном

Портфолио обучающегося

Уроки РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7885/main/294217/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7889/main/277525/



Виртуальная экскурсия: Виртуальный Русский музей, «Что такое портрет» https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2021/11/chto_takoe_portret/index.php


Видео «Образ человека – главная тема в искусстве»

https://youtu.be/-tHec2NFBKw


https://youtu.be/RMwQTROEx_U


5.2.

Конструкция головы человека

1

1


  • Знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы.

  • Иметь представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7886/main/277461/


Видео «Конструкция головы и её пропорции» https://youtu.be/MqrxxR3Eeiw


5.3.

Графический портретный рисунок

1

1


  • Иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в изображении образа человека.

  • Приобрести опыт графического портретного изображения как нового для себя видения индивидуальности человека

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7887/main/277493/


5.4.

Свет и тень в изображении головы человека

1

1


  • Уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании портретного образа.

  • Наблюдать изменения образа человека в зависимости от изменения положения источника освещения.

  • Иметь опыт зарисовок разного освещения головы человека

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент)

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7887/main/277493/

5.5.

Портрет в скульптуре

1

1


  • Обрести опыт восприятия скульптурного портрета в работах выдающихся художников-скульпторов.

  • Анализировать роль художественных материалов в создании скульптурного портрета.

  • Иметь начальный опыт лепки головы человека

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7886/main/277461/


5.6.

Живописное изображение портрета

1

1


  • Сравнивать и различать характер изображения природного пространства в искусстве Древнего мира, Средневековья и Возрождения.

  • Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта — низкого и высокого», «точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива».

  • Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7888/main/294245/


Раздел 6. Пейзаж

6.1.

Правила построения линейной перспективы в изображении пространства

1

1


  • Сравнивать и различать характер изображения природного пространства в искусстве Древнего мира, Средневековья и Возрождения.

  • Понимать и применять на практике рисунка понятия «линия горизонта — низкого и высокого», «точка схода», «перспективные сокращения», «центральная и угловая перспектива».

  • Обрести практический навык построения линейной перспективы при изображении пространства пейзажа на листе бумаги

Портфолио обучающегося

Уроки РЭШ (фрагмент) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7882/main/277401/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7892/main/313875/



6.2.

Правила воздушной перспективы. Особенности изображения разных состояний природы и её освещения

1

1


  • Освоить содержание правил воздушной перспективы для изображения пространства пейзажа.

  • Обрести навыки построения переднего, среднего и дальнего планов при изображении пейзажного пространства.

  • Характеризовать средства художественной выразительности в пейзажах разных состояний природы.

  • Иметь представление о романтическом образе пейзажа в европейской и отечественной живописи.

  • Узнавать и характеризовать морские пейзажи И. Айвазовского.

  • Объяснять особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов.

  • Иметь опыт изображения разных состояний природы в живописном пейзаже

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7892/main/313875/


Виртуальная экскурсия: Третьяковская галерея, Экскурсия по выставке «Айвазовский» https://www.youtube.com/watch?v=UBHN-kPF0wQ


Видео «Пейзаж настроение» https://youtu.be/fPI8KA68QqY


Видео «Воздушная перспектива» https://youtu.be/n2F3qbpO_kc


6.3.

Пейзаж в истории русской живописи и его значение в отечественной культуре

1

1


  • Анализировать развитие образа природы в отечественной пейзажной живописи.

  • Называть имена великих русских живописцев и характеризовать известные картины А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана.

  • Рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.

  • Приобрести творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7890/main/277589/


Виртуальная экскурсия: Русский музей, мини-экскурсия В. М. Ахунова «Тайный смысл известных картин» Шишкин, «Корабельная роща» https://www.youtube.com/watch?v=QLSUgxkvYeg);

Третьяковская галерея, Экскурсия по выставке «Архип Куинджи» https://www.youtube.com/watch?v=34PujZg138M

6.4.

Пейзаж в графике

1

1


  • Рассуждать о средствах выразительности в произведениях графики и образных возможностях графических техник в работах известных мастеров.

  • Овладевать навыками наблюдательности, развивая интерес к окружающему миру и его художественно-поэтическому видению путём создания графических зарисовок.

  • Приобретать навыки пейзажных зарисовок

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7890/main/277589/


6.5.

Городской пейзаж

1

1


  • Иметь представление о развитии жанра городского пейзажа в изобразительном искусстве.

  • Овладевать навыками восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.

  • Осваивать новые композиционные навыки, навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения.

  • Осознавать роль культурного наследия в городском пространстве, задачи его охраны и сохранения

Портфолио обучающегося

Урок РЭШ (фрагмент) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7890/main/277589/ Виртуальная экскурсия: Виртуальный русский музей «Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта» https://rusmuseumvrm.ru/data/vtours/delabart/?lp=1&lang=ru

Видео «Городской пейзаж» https://youtu.be/YBeOrlg8H2o

Видео «Рисуем улицы по законам линейной перспективы»

https://youtu.be/UTLr6iyNOYQ

https://youtu.be/5iubNCbG7sc

6.6.

Тематический контроль по разделам 3–6

1

1


Выполнять задания по материалу разделов 3–5

Зачёт


Раздел 7. Бытовой жанр в изобразительном искусстве

7.1.

Изображение бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох

1

1


  • Объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории человечества и современной жизни.

  • Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о жизни людей разных народов и эпох.

  • Осознавать многообразие форм организации жизни и одновременного единства мира людей.

  • Различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине.

  • Выявлять образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине

Портфолио обучающегося

Статья «Бытовой жанр» + видео (с 28 минуты) https://evg-crystal.ru/kartiny/bytovye-kartiny.html



7.2.

Работа над сюжетной композицией

1

1


  • Освоить новые навыки в работе над сюжетной композицией.

  • Понимать композицию как целостность в организации художественных выразительных средств

Портфолио обучающегося

Видео «Графика сюжетной композиции»

https://youtu.be/L7MHQS_ZwBk


Раздел 8. Исторический жанр в изобразительном искусстве

8.1.

Историческая картина в истории искусства, её особое значение

1

1


  • Освоить новые навыки в работе над сюжетной композицией.

  • Понимать композицию как целостность в организации художественных выразительных средств

Портфолио обучающегося

Виртуальная экскурсия: Национальная библиотека Чувашской республики, Виртуальная экскурсия по выставке картин «Святой благоверный князь Александр Невский» https://www.youtube.com/watch?v=xLsX2RZal2A

8.2.

Историческая картина в русской живописи

1

1


  • Анализировать содержание картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».

  • Анализировать содержание исторических картин, образ народа в творчестве В. Сурикова.

  • Характеризовать исторический образ России в картинах М. Нестерова, В. Васнецова, А. Рябушкина

Портфолио обучающегося

Виртуальная экскурсия: мини-экскурсий В.М.Ахунова «Тайный смысл известных картин». К.Брюллов «Последний день Помпеи» https://www.youtube.com/watch?v=vjlcYfj3ATg

8.3.

Работа над сюжетной композицией

1

1


  • Разрабатывать эскизы композиции на историческую тему с опорой на сбор материалов по задуманному сюжету

Портфолио обучающегося

Видео «Графика сюжетной композиции»

https://youtu.be/L7MHQS_ZwBk


Раздел 9. Библейские темы в изобразительном искусстве

9.1.

Библейские темы в истории европейской и отечественной живописи. Библейские темы в русском искусстве XIX в.

1


  • Знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты Священной истории в произведениях искусства.

  • Объяснять значение великих — вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений.

  • Узнавать и объяснять сюжеты картин на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта и др.

  • Узнавать и объяснять содержание картин отечественных художников (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге. «Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»);

Тестирование

Виртуальная экскурсия: Виртуальный русский музей: библейский сюжет https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/genre/biblical_subject/index.php?show=alpha&p=0&page=5&ps=20


https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/genre/biblical_subject/index.php?show=alpha&p=0&page=5&ps=20; мини-экскурсия В. М.Ахунова «Тайный смысл известных картин». Н. Ге, «Тайная вечеря» http://rusmuseum.ru/news/cycle-mini-tours-v-m-akhunov-the-secret-meaning-of-the-famous-paintings-n-ge-the-last-supper/

9.2.

Иконопись в истории русского искусства

1


  • Знать о смысловом различии между иконой и картиной.

  • Знать о творчестве великих русских иконописцев: Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия.

  • Осознавать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое достижение отечественной культуры

Тестирование

Виртуальная экскурсия: Музей русской иконы http://new.russikona.ru/virtual-tour/); Музей имени Андрея Рублева, экскурсия «Андрей Рублев - знаменитый художник Древней Руси» (https://www.youtube.com/watch?v=oNthhZVy128

9.3.

Тематический контроль по разделам 7–9

1

1


Выполнять задания по материалу разделов 7–9

Зачёт


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПО МОДУЛЮ:

34

3

26