СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства»

Календарно тематическое планирование по изобразительному искусству 6 класс

№ урока

Тема, тип урока

Основное содержание термины и понятия

Виды деятельности, формы работы

Планируемые результаты обучения

Формы контроля

Календарная дата


Освоение предметных знаний и умений


Универсальные учебные действия

План

6А, 6Б

Факт

План

6В, 6Г

Факт


Виды изобразительного искусства и основы образного языка- 8 часов




Изобра­зительное искусство. Семья пространственных  ис­кусств.

Урок форми­рования новых знаний

Пространственные (пластические) виды искусства. Конструктивные виды искусства (архитектура и дизайн). Декоротивно-прикладные виды искусства. Изобразительные виды искусства (живопись, графика, скульптура). Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: Виды    пластических   ис­кусств. Виды   изобрази­тельного   искусства:   жи­вопись,  графика, скульп­тура.      

Научатся: анализировать пространственные и изобразительные виды искусства; использовать художественные материалы и красочные фактуры.

Знать: виды изобразительного искусства.

Уметь: разбираться в видах изобразительного искусства

Рисунок. Устный опрос

4.09


2.09



Рисунок - основа  изобрази­тельного творчест­ва.

Урок форми­рования новых знаний


Графика, набросок, зарисовка, учебный рисунок, творческий рисунок. Рисунок-основа мастерства художника. Виды рисунка. Академический рисунок. Графические материалы. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: виды  рисунка, гра­фические     материалы.

Научатся: пользоваться графиче­скими материалами

Знать: виды рисунка.

Уметь: выполнять зарисовки.

Рисунок. Устный опрос

11.09


9.09



Линия и ее выра­зитель­ные   возможности.

Комбинированный урок

Свойства, характер, вид линий, ритм линий. Выразительные свойства линии. Условность и образность линейного изображения. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: значение ритма линии, роль ритма.

Научатся: использовать выразительные возможности туши, передавая линейный ритм.

Знать: свойства линии, виды и характер линии.

Уметь: выполнять линейные рисунки.

Рисунок. Устный опрос

18.09


16.09



Пятно как средство выраже­ния. Ком­позиция как   ритм пятен.

Комбинированный урок

Основные характеристики цвета. Пятно в изобразительном искусстве. Цветовой тон, тональные отношения, тёмная, светлая, линия и пятно. Композиция. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают понятия: силуэт, тон, ритм в изобразительном искусстве.

Научаться: пользоваться графическими материалами; видеть и передавать характер освещения.

Знать: силуэт, тон, композицию, ритм, доминирующее пятно.

Уметь: изображать различные осенние состояния.

Рисунок. Устный опрос

25.09


30.09



Цвет. Основы цветоведения.

Комбинированный урок

Спектр. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Основные и составные цвета. Изучение свойств цвета. Мультимедийная презентация.

Коллективная работа

Узнают: основные и составные цвета, теплые и холодные цвета.

Научаться: использовать выразительные средства гуаши; понимать и анализировать художественные произведении художников.

Знать: основные и составные цвета, теплые и холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота.

Уметь: выполнять фантазийные изображения.

Рисунок. Устный опрос

2.10


7.10



Цвет   в

произведениях живописи

Комбинированный урок

Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают понятия: локальный цвет. Тон, колорит. Гармония цвета.

Научаться: активно воспринимать произведения искусства; работать гуашь в технике аллаприма.

Знать: «Локальный цвет», «Тон», «Колорит», «Гармония цвета».

Уметь: выполнять изображения осеннего букета с разным настроением.

Рисунок. Устный опрос

9.10


14.10



Объем­ные   изо­бражения в скульп­туре.

Комбинированный урок

Скульптура. Виды скульптуры. Виды рельефа. выразительные возможности скульптуры. Выразительные возможности объёмного изображения. Объёмные изображения животных, выполненные в разных материалах. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.

Научаться: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме; работать пластическими материалами.


Знать: выразительные возможности объёмного изображения.

Уметь: выполнять объёмные изображения животных в разных состояниях.

Рисунок. Устный опрос

16.10


21.10



Основы языка изобра­жжения.

Повторительно-обобщающий

Выразительные свойства линии. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства света. Объёмно-пространственные изображения. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: виды изобразительного искусства.

Научаться: воспринимать произведения изобразительного искусства; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников.

Знать: темы четверти.

Уметь: различать примеры графики, живописи, скульптуры.

Рисунок. Устный опрос

23.10


28.10



Мир наших вещей. Натюрморт - 8 часов



Реаль­ность и фантазия в творче­стве ху­дожника.

Урок форми­рования новых знаний


Условность, реальность в изображении. Фантазия в творчестве. Композиция. Колорит. Поэтические иносказания в живописи. Творчество художника Марка Шагала. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве, картины художников, изображающие мир вещей.

Научаться: понимать, воспринимать и выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства.


Знать: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Уметь: различать произведения разных эпох и контрастные между собой по языку изображения.

Рисунок. Устный опрос

30.10


11.11



Изобра­жение предмет­ного ми­ра - натюрморт. 

Комбинированный урок

Предметный мир. Натюрморт. Развитие жанра - от Древнего Египта до наших дней. Аппликация. Композиция. Натюрморты И. Машкова, Р. Фалька и др. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: основные этапы развития натюрморта, выдающихся художников в жанре натюрморта.

Научаться: понимать роль жанра натюрморта в истории развития изобразительного искусства и его значение для изучения прошлого в жизни общества.

Знать: основное о натюрморте

Уметь: выполнять натюрморт из плоских изображений знакомых предметов.

Рисунок. Устный опрос

13.11


18.11



Понятие формы, Много­образие форм  ок­ружающего  мира.

Комбинированный урок

Линейные, плоскостные, объёмные формы. Природные формы и предметы, созданные человеком. Разнообразие форм. Конструкция. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: понятия формы, правила изображения и средства выразительности.

Научаться: понимать красоту; воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру.

Знать: многообразие форм в мире, понятие формы.

Уметь: конструировать из бумаги простых геометрических тел.

Рисунок. Устный опрос

20.11


25.11



Изобра­жение объёма на плоско­сти и ли­нейная перспек­тива.

Перспектива, линейная перспектива, точка зрения, точка схода. Академический рисунок. Натюрморт из геометрических тел. Выявление объёма предметов с помощью освещения. Свет, тень, полутень. Линия и штрих. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: правила объемного изображения геометрических тел, понятие ракурсов произведений художников, изображавших натюрморты геометрических тел.

Научаться: воспринимать произведения искусства.

Знать: плоскость, объём, перспектива, правила объёмного изображения геометрических тел.

Уметь: выполнение зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел.

Рисунок. Устный опрос

27.11


2.12



Освеще­ние.   Свет и тень.

Комбинированный урок

Свет, блик, тень, полутень, падающая тень, рефлекс, полутень. Тон. Тональные отношения. Выявление объёма предметов с помощью освещения. Линия и штрих. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают, как выполнять изображения геометрических тел с передачей объема в графике.

Научаться: воспринимать и эстетически переживать красоту; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников.

Знать: понятия «свет», «блик», «тон», «полутон», «Рефлекс», «падающая тень».

Уметь: изображать геометрические тела из бумаги или гипса с боковым освещением.

Рисунок. Устный опрос

4.12


9.12



Натюрморт в графике

Комбинированный урок

Графика. Печатная графика. Оттиск гравюра (линогравюра, ксилография). Древняя японская гравюра. Творчество А. Дюрера, А.Ф.Зубова, Ф. Гойя. Гравюры В.А. Фаворского. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: что такое гравюра и ее свойства, особенности работы над гравюрой, имена художников-графиков.

Научаться: рисовать фон для работы применять полученные знания собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей.

Знать: графические изображения натюрмортов.

Уметь: выполнять натюрморт в заданном эмоциональном состоянии.

Рисунок. Устный опрос

11.12


16.12



Цвет      в натюр­морте.

Комбинированный урок

Французский реалист Гюстав Курбе. Западноевропейский натюрморт. Художники-импрессионисты: Огюст Ренуар, Клод Моне, Э.Мане. Русские художники К. Коровин, В. Д. Поленов, работавшие в жанре натюрморта. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: работы великих художников - импрессионистов в жанре натюрморта.

Научаться: понимать роль цвета в натюрморте; работать графическими материалами.

Знать: собственный (локальный) и цвет в живописи (обусловленный).

Уметь: работать над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии.

Рисунок. Устный опрос

18.12


23.12



Вырази­тельные возмож­ности на­тюрморта..

Монотипия (отпечаток, оттиск, касание, образ). Монотипия - вид печатной графики, художественное произведение, выполненное за один приём. Художник - монотипист. Французский художник Эдгар Дега. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: особенности изображения натюрморта, имена выдающихся художников и их произведения.

Научаться: воспринимать произведения изобразительного искусства.


Знать: о натюрморте 19-20 веков.

Уметь: выполнять натюрморт-автопортрет.

Рисунок. Устный опрос

25.12


13.01



Вглядываясь в человека. Портрет - 10 часов



Образ че­ловека   - главная тема    ис­кусства.

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Портрет. Разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный. Портреты (бюсты) Древнего Египта. Фаюмские портреты. Скульптурные портреты Древнего Рима. Камерный портрет в России. Серии портретов знатных людей, созданные Ф. Рокотовым, Д. Левицким, В. Бородниковским. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения.

Научаться: приобретать новые умения в работе; воспринимать произведения искусства.

Знать: о изображении человека в искусстве разных эпох.

Уметь: разбираться в изученных портретах.

Рисунок. Устный опрос

15.01


20.01


Конст­рукция головы человека и её про­порции.

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Конструкция и пропорции головы человека. Мимика лица. Соразмерность частей образует красоту формы. Раскрытие психологического состояния портретируемого. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: творческие формы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов; произведения выдающихся художников.

Научаться: использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы.

Знать: закономерности и конструкцию головы человека.

Уметь: выполнять рисунок или аппликацию головы человека.

Рисунок. Устный опрос

22.01


27.01


Изображение головы человека в пространстве.

Жест. Ракурс. Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы человека. Объёмное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Познакомятся с творчеством А. Модильяни.

Научаться: использовать выразительные возможности художественных материалов; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорции и расположения в пространстве.

Знать: особенности изображения головы человека в пространстве.

Уметь: выполнять объёмное и конструктивное изображение головы человека.

Рисунок. Устный опрос

29.01


3.02


Графиче­ский портрет­ный    ри­сунок    и вырази­тельность образа человека.

Комбинированный урок

Жест. Ракурс. Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Мастер эпохи Возрождения. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи.

Научаться: передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете.

Знать: особенности изображения головы человека в пространстве.

Уметь: выполнять объёмное и конструктивное изображение головы человека.

Рисунок. Устный опрос

5.02


10.02


Портрет  в 

скульп­туре. 

Комбинированный урок

Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Выразительный язык портретных образов в скульптуре Рима III века н.э. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают об особенностях и выразительных возможности скульптуры.

Научаться: работать графическими материалами, выполняя зарисовки для предполагаемого скульптурного портрета.

Знать: особенности графического портрета.

Уметь: выполнять рисунок, набросок друга или одноклассника.

Аппликация. Устный опрос

12.02


17.02


Портрет  в 

скульп­туре. 

Комбинированный урок

Скульптурный портрет. Ваять. Скульптор. Скульптурный портрет в истории искусства. Человек основной предмет изображения в скульптуре. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Научаться: передавать индивидуальные особенности литературного героя, используя выразительные возможности пластилина; воспринимать сведения о скульптурном портрете в истории искусства, скульптурных материалах.

Знать: особенности графического портрета.

Уметь: выполнять рисунок, набросок друга или одноклассника.

Рисунок. Устный опрос

19.02


24.02


Сатири­ческие образы человека.

Комбинированный урок

Карикатура. Шарж. Правда жизни и язык искусства. художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий) – творческий коллектив советских графиков и живописцев, народных художников СССР – М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: приемы художественного преувеличения, творчество известных карикатуристов наше страны.

Научаться: приемам художественного преувеличения; отбирать детали, обострять образы при создании дружеского шаржа.

Знать: особенности портрета в скульптуре.

Уметь: выполнять портрет литературного героя.

Рисунок. Устный опрос

26.02


3.03


Образные возмож­ности ос­вещения в портре­те.

Комбинированный урок

Свет естественный, искусственный. Контраст. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Великий русский художник Илья Ефимович Репин. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: приемы изображения при направлении света с боку с низу, при рассеянном свете.

Научаться: видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, с низу, при рассеянном свете.

Знать: что такое карикатура, дружеский шарж.

Уметь: выполнять сатирические образы литературных героев или дружеские шаржи.

Рисунок. Устный опрос

5.03


10.03


Портрет в живописи. 

Комбинированный урок

Познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре. Виды портрета. Парадный портрет. Интимный (лирический) портрет. Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: основные типы портретов (парадный, конный и т.д.), роль рук раскрытии образа портретируемого.

Научаться: выполнять аналитические зарисовки композиции портретов известных художников в технике акварельной живописи.

Знать: влияние освещения на натуру.

Уметь: выполнять наброски(пятном) с изображением головы в различных состояниях.

Рисунок. Устный опрос

12.03


17.03


Роль цве­та в порт­рете

Комбинированный урок

Цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства. В. Серов «Девочка с персиками». Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают о значении цвета и тона в портретном жанре.

Научаться: анализировать картину В. Серова «Девочка с персиками»; использовать цвет для передачи настроения и характера.

Знать: обобщённый образ человека в живописи.

Уметь: выполнять зарисовки композиций портретов известных художников.

Рисунок. Устный опрос

19.03


31.03


Роль цве­та в порт­рете.

Комбинированный урок

Автопортрет цвет, настроение, характер. Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура в произведениях искусства. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают о творчестве Рембрандта, Ван Гога, Фриды Кало, З. Серебряковой и др.

Научаться: Использовать цвет и тон для передачи настроения и характера человека в портрете; передавать портретное сходство.

Знать: влияние цвета на настроение, фактуру, решение образа.

Уметь: аналитические зарисовки портретов известных художников.

Рисунок. Устный опрос

2.04


7.04


Великие портретисты.

Повторительно-обобщающий

урок

Галерея. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.

Научаться выполнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников.

Знать: об индивидуальности образного языка в портретах известных художников.

Уметь: создавать портрет друга или автопортрет, портрет члена семьи.

Рисунок. Устный опрос

9.04


14.04


Человек и пространство в изобразительном искусстве – 9 часов


Жанры   в изобрази­тельном искусстве.

Урок формирования новых знаний

Жанр. Мотив. Тематическая картина. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. «Изменение видения мира художниками в разные эпохи». Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: произведения и жанры изобразительного искусства, приемы работы в технике коллажа.

Научаться: аргументировано анализировать картины художников; согласовано работать в группе.

Знать: жанры изобразительного искусства.

Уметь: приводить примеры по каждому жанру.

Рисунок. Устный опрос

16.04


21.04



Изображение пространства.

Урок формирования новых знаний

Точка зрения. Линейная перспектива. Прямая перспектива. Обратная перспектива. Виды перспективы. перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Беседа по теме «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века». Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: понятия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи.

Научаться: пользоваться начальными правилами линейной перспективы; работать в группе, в технике коллажа; анализировать, выделять главное и обобщать; определять понятие точка зрения; сравнивать объекты по заданным критериям.

Знать: виды перспективы.

Уметь: выбирать примеры перспективы из произведений художников изученных на уроке.

Рисунок. Устный опрос

23.04


28.04



Правила линейной и воздушной перспективы.

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Линейная и воздушная перспектива. Точка схода. Плоскость картины. высота линии горизонта. Перспектива- учение о способах передачи глубины пространства. Обратная перспектива. Многомерности пространства. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают: правила воздушной перспективы.

Научаться: изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

Знать: правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь: выполнять задания с соблюдением этих правил.

Рисунок. Устный опрос

30.04


5.05



Пейзаж – большой мир. Организация пространства.

Комбинированный урок

Эпический, романтический пейзаж. Выдающиеся мастера китайского пейзажа – Го-Си, Ся-Гуй и другие. Японские пейзажи Сэссю и Кацусика Хокусай. Голландский пейзаж на полотнах Ван- Гойена, Я.Рейсдаля. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают об истории и развитии жанра пейзажа.

Научаться: самостоятельно применять полученные раннее знания о правилах линейной и воздушной перспективы. Организовывать перспективу картинной плоскости; выражать свое мнение и выполнять художественный анализ произведения изобразительного искусства.

Знать: о пейзаже, как самостоятельном жанре искусства.

Уметь: выполнять большие эпические пейзажи индивидуально или коллективно.

Рисунок. Устный опрос

07.05


12.05



Пейзаж – настроение.

Природа и художник.

Комбинированный урок

Пейзаж-настроение. импрессионизм в живописи. Жизнь и творчество французского художника-импрессиониста Камиля Писсаро. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Узнают об импрессионизме.

Научаться: рассматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, правила перспективы; анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже.

Знать: роль колорита в пейзаже- настроении.

Уметь: выполнять пейзаж – настроение.

Рисунок. Устный опрос

14.05


19.05



Город­ской пей­заж

Урок-творче­ского приме­нения знаний, умений,   :навыков

Город­ской пей­заж. Язык графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Абрис - линейный (контурный) рисунок. Творчество А. Матисса, Обри Бердслея, Г. Верейского, Е. Кругликовой и др. Мультимедийная презентация.


индивидуальная, фронтальная

Узнают о главных выразительных средствах графики.

Научаться: применять выразительные средства графики при работе над рисунком; объяснять свои работы и работы одноклассников с позиции, поставленных в творческих задачах.

Знать: понятие «городской пейзаж».

Уметь: выполнять задание по теме «Наш (мой) город».

Рисунок. Устный опрос

21.05





Вырази­тельные возмож­ности изобрази­тельного искусст­ва.   Язык и смысл.

Повторительно-обобщающий

Жанр, портрет, натюрморт, пейзаж, колорит. Мультимедийная презентация.

индивидуальная, фронтальная

Научаться: самостоятельно классифицировать материал по жанрам; критически оценивать художественные произведения; выражать свое мнение.

Знать: основные понятия изученные за год.

Уметь: использовать знания на практике.

Слушание стихов и всоответствии с темой переход к экспозициям. слушание экскурсоводов






Всего 35 часов