Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская средняя школа № 9»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ЕСШ №9 _____________/./ от «____»________2020 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора МБОУ ЕСШ №9 _____________/./ «____»__________2020 г. | Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от «____»__________2020 г. Руководитель ШМО __________ /./ |
Календарно-тематическое
планирование уроков
по изобразительному искусству
4 класс
Учитель: Мартьянова Татьяна Петровна
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование уроков по изобразительному искусству для 4 класса средней общеобразовательной школы составлено на основе:
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г.;
Примерных программ начального образования ФГОС НОО;
авторского курса «Изобразительное искусство» для 1-4 классов (под ред. Неменского Б. М.)
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
планируемых результатов начального общего образования;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
На изучение предмета в 4 классе отводится 1 ч в неделю, 34 ч в год.
Содержания календарно-тематического планирования уроков
по изобразительному искусству
Истоки искусства твоего народа – 8 ч.
Древние города нашей земли - 7 ч.
Каждый народ-художник - 11 ч.
Искусство объединяет народы - 8 ч.
Всего по программе – 34 ч
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
В результате изучения искусства у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентич¬ности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.
Список литературы
Комплект портретов художников, картин известных художников.
Неменский Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. и др. Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.
Методические пособия:
Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие/под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008.
Изобразительное искусство. 1-8 классы. Развернутое тематическое планирование по программе Б. М. Неменского/ авт.-сост. О. Я. Воробьева, Е. А. Плещук, Т. В. Андриенко. Волгоград: Учитель, 2008.
Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности/ авт.-сост. Павлова О. В. Волгоград: Учитель, 2008.
Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О. В. Свиридова. Волгоград: Учитель, 2007.
Изобразительное искусство. Развитие цветовоприятия у школьников: описание опыта, конспекты уроков. 1-6 классы/ авт.-сост. С. А. Казначеева, С. А. Бондарева. Волгоград: Учитель, 2009.
Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты/ авт.-сост. О. В. Свиридова. Волгоград: Учитель, 2009
Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе: система преподавания уроков Изо в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского/ авт.-сост. А. Г. Александрова, Н. В. Капустина. Волгоград: Учитель, 2007.
Евдокимова М. М. Многоцветная радуга: Какие бывают цвета: рабочая тетрадь для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: Дрофа, 2007.
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 кл./ М. А. Абрамова. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Компьютерные и информационно – коммуникативные средства.
Художники России. Выпуск I и II. Центрнаучфильм, ООО «Видеостудия «КВАРТ».
Что такое искусство… Центрнаучфильм, ООО «Видеостудия «КВАРТ».
Великий Эрмитаж. Центрнаучфильм, ООО «Видеостудия «КВАРТ».
Государственная Третьяковская галерея. История и коллекции. ООО «Репли-Мастер».
Тематическое планирование «Изобразительное искусство». Программа В. С. Кузина, программа Б. М. Неменского. Волгоград: Учитель, 2010.
Шедевры русской живописи. Включает 33 интерактивных видеоурока. ООО «Кирилл и Мефодий», 2002.
Школа рисунка и живописи. Издательский дом РАВНОВЕСИЕ, 2007-2008. Как научиться понимать картину. Азбука искусства. «Новый диск»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Виды учебной деятельности | Примеча-ние |
план | факт |
1-2 | | | Пейзаж родной земли | Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. | |
3-4 | | | Деревня — деревянный мир | Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. | |
5-6 | | | Красота человека | Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. | |
7-8 | | | Народные праздники (обобщение темы) | Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции. | |
9 | | | Родной угол | Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. | |
10 | | | Древние соборы | Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). | |
11 | | | Города Русской земли | Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. | |
12 | | | Древнерусские воины-защитники | Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать древнерусских воинов (князя и его дружину). Овладевать навыками изображения фигуры человека. | |
13 | | | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры. Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. | |
14 | | | Узорочье теремов | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). | |
15 | | | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции. | |
16-18 | | | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии | Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. | |
19-20 | | | Народы гор и степей | Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы. | |
21 | | | Города в пустыне | Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | |
22-23 | | | Древняя Эллада | Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним. Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения. Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. | |
24 | | | Европейские города Средневековья | Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма). Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. | |
25-26 | | | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами. | |
27-28 | | | Материнство | Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. | |
29 | | | Мудрость старости | Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). | |
30 | | | Сопереживание | Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия. Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. | |
31 | | | Герои-защитники | Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. | |
32 | | | Юность и надежды | Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. | |
33-34 | | | Искусство народов мира (обобщение темы) | Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры. Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе. Участвовать в обсуждении выставки | |