2. | В.Берестов «Читалочка»*, К. Ушинский «Наше Отечество». | 1. Подбери синонимы: Родина (отечество, отчизна, родная сторона, родной край) 2.Собери пословицу и объясни ее смысл: Мила, сторона, всякому, своя. |
3. | В.Орлов «Родное» *, Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине», П.Воронько «Лучше нет родного края», О.Дриз «Загадка». | 1. Отгадай загадки и объясни, как догадался. Длинноногий, длинношеий На шесте весёлый дом Длинноклювый, телом серый, С круглым маленьким окном. А затылок голый, красный. Чтоб уснули дети, Бродит по болотам грязным, Дом качает ветер. Ловит в них лягушек, На крыльце поёт отец - Бестолковых попрыгушек. Он и лётчик, и певец. 2. Составь описание любой птицы, не называя ее. |
4. | Б.Заходер «Два и три», Р.Сеф «Считалка» *, М.Юдалевич «Три плюс пять». | 1. Придумай рифму к слову. даль ( медаль, эмаль, февраль, жаль…) свет ( привет, обед, букет, сосед…) 2. Подобрать подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка: Раз, два, три, четыре! _________квартире, _________пили, _________били, _________платили, _________платить, _________водить. |
5. | В.Левин «Чудеса в авоське», С.Иванов «Какой сегодня весёлый снег», «Зимой Ваня сделал кормушку». | 1. Игра «Доскажи словечко» (Из сборника) 2. Сам придумай. У _______________ высокий рост, У________________ пушистый хвост, У ________________ крепки рожки, У_________________ тонки ножки, У ________________ толсты губы, У ________________ остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа! |
6. | А.Шибаев «Кто слово найдёт?» В.Берестов «Если хочешь петь» *, «Гололедица». | 1. Назови лишнее слово, которое не рифмуется с остальными и подбери к нему рифму: мимоза, заноза, коза, береза сынок, ребенок, утенок, волчок 2. Ассоциации: Город (машины, улица, метро, троллейбус…) Река (берег, рыба, вода, волна, рыболов…) |
7. | Б. Заходер «Как волк песни пел». | 1. Игра "Да-Нет": отгадай сказку, задавая вопросы. Он хотел увидеть свет, а увидел тьму. («Колобок») 2. Реши «сказочную задачу»: Что может сделать Колобок, чтобы и песенка была услышана, и он живым остался? |
8. | С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка». | 1. Игра "Да-Нет": отгадай сказку, задавая вопросы. 2.Придумай новые интересные действия в известной сказке: Маша, медведь, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой. |
9. | В. Зотов «За двумя зайцами». Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива». | 1.Ветер рассыпал все слова пословицы, восстанови их. За, погонишься, поймаешь, зайцами, ни, двумя, одного, не. Руками, двух, трудно, угрей, поймать, двумя. Это русская и китайская пословицы. Сравни их. Что в них общего? 2. Объясни фразеологизм. Составь предложение с ним. |
10. | Л. Толстой «Косточка». С. Прокофьева «Когда можно плакать?» | 1. Сочините сказку по фразеологизму «Крокодиловы слезы»: |
11. | В.Сухомлинский «Пусть будут и Соловей и Жук». С. Козлов «В сладком морковном лесу», В.Осеева «Сторож». | 1.Изобрази пословицу пантомимой. «Кто не работает, тот не ест» 2. Составь небольшой рассказ с этой пословицей. |
12. | В.Осеева «Кто наказал его?», А.Барто «Рыцари». В.Осеева «Плохо», Д.Хармс «Удивительная кошка». | 1.Сочини сказочное продолжение стихотворения: Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог – Весь до ниточки промок. Проснулась хозяюшка ночью… Бежала собачка мимо… Один прохожий вдруг увидел на скамейке комочек… |
13. | Русская народная сказка «Лиса и журавль». | 1.Отгадай предмет по определению: Красное, румяное, сладкое, медвяное. ( Яблоко ) 2. Сочини сказочное продолжение считалки: Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет. Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в… . а злых в… |
14. | Индийская сказка «Ссора птиц». | 1. Составь пародию на сказку: Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен... |
15. | В.Берестов «Посадили игрушку на полку…», Э.Мошковская «Всего труднее дело» *. Русская народная сказка «Самое дорогое». | 1.Сочини загадку про любую игрушку. |
16. | С.Баруздин «Кузнец». Б.Заходер «Петя мечтает». | 1. Игра «О чём думает…»: 2. Ассоциации: Лес (дерево, охотник, звери) Лес в разное время года… |
17. | Русская народная сказка «Два мороза». | 1. Придумай рифму к слову. Снежок (пушок, ветерок, дружок, огонек…) Снежинка (пушинка, картинка, слезинка…) 2.Подбери рифму: В свежем воздухе сверкает Первый чистенький ______. И румянит детям ________ Легкий зимний __________. |
| 18. | Обобщающий урок. | 1. Отгадай загадки и объясни, как догадался. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Тучи или облака) Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча) Ждали, звали, а показался -все прочь побежали. (Дождь) 2.Сочинени сказку по этой загадке: Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот… |
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ: ЧИТАЕМ ПРАВИ-ЛЬНО (8 ч) | 19. | В.Бардадым «Мы читаем», В.Гусев «Вот так кот», И.Бурсов «Кот и крот». Д.Биссет «Орёл и овечка». | 1. Назови лишнее слово, которое не рифмуется с остальными и подбери к нему рифму: кошка, окрошка, собачка, окошко герой, порой, строй, сарай 2.Игра «Буриме» (двустишие) |
20. | В.Драгунский «Заколдованная буква». | 1. Игра «Звук заблудился» По реке туда-сюда. Был доктор на движенья скуп, Схватил щипцы и вырвал дуб. (зуб) Притаился старый день (пень). 2. Подбери рифму к найденным словам. |
21 | В.Драгунский «Когда я был маленький» | 1. Составь пародию на сказку: |
22-23. | В.Драгунский «Не пиф, не паф!» | 1. Разыграй пословицу: «У страха глаза велики — чего нет, и того видят» 2.Фантограмма: "Что было бы, если бы всегда побеждало зло?" |
24. | Н.Носов «Находчивость». | 1. Объясни пословицу и составь небольшой рассказ по ней: «Делал наспех, сделал на смех» |
25. | Д.Родари «Машинка для приготовления уроков». | 1.Фантограмма: "Что было бы, если бы микрокалькулятор солгал?" |
26. | Б.Заходер «Муравей» (Из Яна Бжехвы) | 1.Соедини рифмующиеся слова и подбери еще рифмы. Смелый Съел Мел Ученик Апрель Звонок Урок Капель Дневник Загорелый 2. Сочини загадку про любого героя стихотворения Б.Заходера «Муравей». |
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ: ЧИТАЕМ ВЫРАЗИ-ТЕЛЬНО (16 ч) | 31. | А.Прокофьев «Как на горке, на горе», А.Фет «Чудная картина»*. | 1.Сочини чистоговорку 2. «Конкурс одной строки» Мигом команда моя разбежалась, Только … |
32. | С.Воронин «Храбрый клоун». | 1. Доскажи словечко: В школе я теперь учусь, и этим очень я горжусь. Поэтому сестре Танюшке я отдал свои…(игрушки) 2. Составь описание-загадку любимой игрушки. |
33. | С.Маршак «Жадина», О.Григорьев «Яма», Э.Успенский «Всё в порядке». | 1.Собери пословицу и объясни ее смысл: «Живи, а с друзьями, не скупись, делись» 2. Составь небольшой рассказ с этой пословицей. |
34. | В.Осеева «Три товарища», Н.Матвеева «Девочка и пластилин». | 1. Отгадай предмет по определению: Черная, красная, кабачковая - … Единственный, верный, преданный - … 2.Придумай, с чем можно сравнить (по группам): причёску, одуванчик, снежинку, ласточку (Форма, прочность, цвет, красота) |
35. | Ю.Ермолаев «Два пирожных». | 1. Сочините сказку по фразеологизму «Лакомый кусочек». |
36. | Э.Мошковская «Обида». | 1.Абракадабра: Гуляет по морю ветер И подгоняет кораблик; Бежит он в волнах себе На парусах раздутых. 2.Игра «Буриме» (двустишие) |
37. | Э.Мошковская «Трудный путь», Е.Благинина «Посидим в тишине» *. | 1. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал - подбирает рифму). 2. «Конкурс одной строки» |
38-39. | И.Дик «Красные яблоки». | 1. Объясни фразеологизм: «Камень на сердце» (когда человек расстроен, огорчён, он испытывает тяжесть в груди) 2. Вспомни историю из своей жизни, когда у тебя был «камень на сердце». |
40. | А.Барто «Перед сном», С.Козлов «Заяц и медвежонок». | 1. Задание «Определение»: Раздаются карточки со словами: юла, телефон, компьютер, книга, дневник. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками. |
41. | И.Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка». К.Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерёт нос кверху» | 1. Игра «Антипословицы» (составь пословицу с противоположным значением): |
42. | Н.Юсупов «Серый волк». | 1.Сказка шиворот-навыворот: Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен... (Каждая группа рассказывает свою сказку) |
43. | Д.Родари «Рыбы», Б.Заходер «Кискино горе». Э.Мошковская «Говорящая кошка», А.Фройденберг «Великан и мышь». | 1. Игра «Соревнование с поэтом» (Дети придумывают свой вариант окончания стихотворения): У неё большое горе… |
44. | Д.Биссет «Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски». | 1. Игра «Звук заблудился» Врач напомнил дяде Мите: -Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель (капель) перед сном. Старый дедушка Пахом На козе (коне) скакал верхом. Шесть баранов (бананов) скушал только И сказал: «Еще бы столько…» 2. Подбери рифму к найденным словам. |
45. | К.Ушинский «Спор деревьев». | 1. «Найди лишнюю пословицу». Кто грамоте обучен, тому не пропасть. Хвастать – не косить, спина не болит. Знания никому не в тягость. 2. Составь небольшой рассказ с этой пословицей. |
46. | Обобщающий урок. | 1.Игра “Чепуха” (На листе бумаги написана первая строчка стишка, его складывают и передают по кругу, сообщая соседу последнее слово в строке. Он должен написать следующую строку в рифму с предыдущей. Затем листок опять складывают и передают дальше). |
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСОМ: АВТОР И ЕГО ГЕРОИ (16 ч) | 47. | В.Голявкин «Про весёлую книжку». С.Баруздин «Стихи о человеке и его делах». | 1.Реши «сказочную задачу»: Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? 2. Разыграйте «новую» сказку. |
48. | Л.Пантелеев «Карусели». | 1. Доскажи словечко. (Из сборника) 2. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал подбирает рифму). |
49. | Л.Пантелеев «Как поросёнок говорить научился». | 1.Сочините новую сказку (По группам): Дед, баба, курочка Ряба, лисичка со скалочкой. |
50. | В. Голявкин «В шкафу». | 1. Игра «Антипословицы» (составь пословицу с противоположным значением): Долог день до вечера, коли делать нечего (Коротка ночь до зари, коли много работы). |
51. | А.Гайдар «Совесть». | 1.Фантограмма: Что было бы, если бы ручка подсказывала?" |
52. | Б.Юнгенр «Белая роза». | 1. Отгадай предмет по определению: Номерной, дорожный, восклицательный - … Воинское, научное, дворянское - … 2.Составь такую загадку про ключ, муку. |
53. | Г.Цыферов «Град». Г.Горбовский «Розовый слон» *. | 1. Составь продолжение истории: |
54. | Ф.Кривин «Родная коробка». | 1. Игра «О чем думает…» Разбитая чашка. Завядший цветок. Высохший фломастер. |
55. | В.Чаплина «Мушка». | 1. Придумайте рассказ, где все слова начинаются на букву П. (Петя пошел, погулял, папа, проспект, песни, поздно, поцеловал, погладил, поужинал, поправил, присел, подушка, прилег). |
56. | Л.Пантелеев «Две лягушки». | 1. «Спасатели» Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть… У спасателей есть: блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тону-у-у». Тогда… |
57. | Е.Пермяк «Волшебные краски». С.Михалков «Аисты и лягушки». | 1. Задание «Определение»: Раздаются карточки со словами: метро, школа, портфель, подсолнух, подушка. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками. |
58. | С.Козлов «Правда, мы будем всегда?» | 1.Сочини сказку по задачке: Барсучиха-бабушка испекла оладушки. Угостила двух внучат, двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, с ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько барсучат ждут добавки и молчат? Взбунтовались однажды барсучата, решили убежать от бабушки и искать счастья по белу свету… |
| 59. | С.Козлов «Вольный осенний ветер». | 1. Пофантазируй: |
| 60. | Л.Толстой «Зайцы», Н.Рубцов «Про зайца» *. | 1.Игра «Найди пару»: «Делу – время, а потехе – час» «Трус своей тени боится» «У страха глаза велики — чего нет, и того видят» «Труд кормит, а лень портит» 2.Составь небольшой рассказ с пословицей (по группам) |
| 61. | Русская народная сказка «Заяц-хваста». | 1.Сочини сказку по фразеологизму «Балбес»: |
| 62. | Обобщающий урок. | 1.Бином фантазий (Берем два произвольных слова далёкие друг от друга по смыслу. Соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка). |
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ: СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (10 ч) | 63. | Г.Цыферов «Как цыплёнок впервые сочинил сказку», «Шотландская песенка» *. | 1.Сочинение сказки по загадке: То назад, то вперед Гладит волны пароход. Остановишь - горе: Задымится море. (Утюг) |
64. | Б.Шергин «Рифмы». | 1. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал - подбирает рифму). 2.Сочини считалку: Раз, два три, четыре, _________ квартире! _________ возьмём _________наведём. |
65. | В.Даль «Кузовок», А.Барто «Игра в слова», И.Токмакова «Лягушки», В.Берестов, «Курица». | 1. Игра «Я положу в кузовок…» (подобрать рифмы) – сахарок, листок, колобок,… 2.Игра «Буриме» Летала-устала-села-спела-полетела. |
66. | Б.Заходер «Дырки в сыре». | 1. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал - подбирает рифму). 2. Сочини загадку про любого героя стихотворения Б.Заходера «Дырки в сыре». |
67. | А.Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову». | 1. Игра «Звук заблудился» Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами. Желтенькая кепка (репка). 2.Допиши стихотворенье: Шла _______вдоль тропинки И несла _____ в корзинке: |
68. | Р.Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже!» | 1. Посоревнуйся с друзьями: кто больше найдет пар предметов, похожих друг на друга. 2.Придумай свою загадку про ежа, кактус, ремень. |
69. | Г.Цыферов «Что такое звёзды?», А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»*. | 1. «Конкурс одной строки» |
| 70. | А.К.Толстой «Колокольчики мои…», С.Есенин «Черёмуха». | 1. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал - подбирает рифму). 2.Восстанови стихотворение: Ледоход: лед ___________ Вышел на берег народ, _________, как река _____, Лед в кусочки ___________. ( Разбивает, идет, играет, смотрит) |
| 71. | М.Исаковский «Ветер», В.Рахманов «Одуванчики». | 1. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал - подбирает рифму). Называть только весенние слова. |
| 72. | Обобщающий урок. | 1.Конкурс «Домашнее задание» (Были даны 2 строчки стихотворения, к которым нужно было придумать продолжение) Я торопился на урок, Но около ворот… |
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ: ПЛАН И ПЕРЕСКАЗ (15 ч) | 73. | Н. Сладков «Медведь и Солнце». | 1.Сочини сказочную историю о весеннем ручье. Нарисуй словами своего героя и придумай какой-нибудь случай из его жизни. Весело бежит по земле весенний ручей. Он многое видит на своем пути, радуется солнышку, друзьям ручейкам, которые бегут с ним рядом, ребятам, которые пускают по нему кораблики. У него на пути много приключений. |
74. | В.Осеева «Добрая хозяюшка». | 1.Придумай начало и разыграй сценку. Последние слова прочти с выбранной интонацией (грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, удивленно): |
75. | Б.Житков «Храбрый утёнок». | 1. Составьте юмористическое объявление Храброго утенка. |
76. | Э.Мошковская «Жадина». | 1.Рифмованное лото (Карточки перемешиваем и раздаем игрокам. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек). |
77. | Русская народная сказка «Мена». | 1.Сочини загадку (Можно использовать только слова-действия) |
78. | В.Сухомлинский «Вьюга». | 1.Объясни смысл пословицы и составь юмористический рассказ: «Трус и таракана посчитает за великана» |
79. | Н.Носов «На горке» | 1. «Конкурс одной строки» |
| 80. | В.Осеева «Хорошее» | 1. «Найди лишнюю пословицу». «Не верь словам, а верь делу» «Друг познается в беде» «Словами и туда, и сюда, а делами никуда» 2.Составь небольшой рассказ с этой пословицей. |
| 81. | Д.Биссет «Про поросёнка, который учился летать». | 1.Придумай новые интересные действия в известной сказке: Дедушка, бабушка, Колобок, заяц, волк медведь, лиса, три поросенка. |
82- 83. | В.Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1. Составьте юмористическое объявление со словами - лягушка путешественница. |
84. | С.Михалков «Бараны» *, К.Ушинский «Два козлика». | 1.Рифмованное лото (Карточки перемешиваем и раздаем игрокам. Начинающий игру кладет на стол любую из своих карточек и громко читает слово. Каждый игрок выбирает из своих карточек те, где есть слова, рифмующиеся с названным. Выигрывает тот, кто первым остался без карточек) |
85-86. | С.Козлов «Чёрный омут». | 1.Задание «Определение»: Раздаются карточки со словами: поезд, расческа, матрешка, ключ, вентилятор. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками. |
87. | М.Пляцковский «Как утенок свою тень потерял». | 1. Поймай рифму (Дети по цепочке встают и бросают мяч, называя слова, кто поймал - подбирает рифму). 2.Допиши стихотворенье: И не послушались маму утку… |
В МИРЕ КНИГ (15 ч) | 88. | Е.Карганова «Как цыпленок голос искал». | 1.Продолжи сказочную историю: Гуляла однажды мама-курица с цыпленком на поляне. Пока курица доставала для своего цыпленка червячка, цыпленок исчез. Бросилась мама искать своего ребенка и видит: ее цыпленок стоит на другом берегу ручья. Но ни цыпленок, ни его мама не умеют плавать. Как цыпленка вернуть маме? |
89. | Немецкая сказка «Русалочка». | 2.Составление вопросов для кроссворда «Русалочка». |
90. | К.Ушинский «Два плуга», Л.Толстой «Филиппок». | 1. Задание «Определение»: Раздаются карточки со школьными принадлежностями. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками. |
91. | В.Авдеенко «Маленькая Баба-Яга». Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». | 1.Придумай продолжение сказки: 2.Разыграй сценку из сказки. |
92. | Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца». | 1.Собери пословицу и объясни ее смысл: Волков, в лес, бояться ,не ходить. 2. Составь небольшой рассказ с этой пословицей. |
93. | Н.Сладков «Бежал ёжик по дорожке». | 1. Сочини сказку по потешке: - Что ж ты, Еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи! В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он… |
94. | М.Пришвин «Ёж». | 1.Придумай сказку: Все ежи на свете – колючие, что не дотронешься даже. А одному маленькому ежику очень хотелось, чтобы его приласкали, погладили. И вот что он придумал. |
95. | Б.Заходер «Птичья школа». | 1. Задание «Определение»: Раздаются карточки со словами: мороженое, шарф, лодка, кактус, мыло. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками. |