СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
10 класс
Статус программы
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение), Федерального перечня учебников, допущенных к исследованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана.
Структура программы
-титульный лист
-пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
-требования к уровню подготовки выпускников
-УМК, в том числе электронные образовательные ресурсы (при наличии)
Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Программа построена следующим образом:
• Литература первой половины XIX века
• Литература второй половины XIX века
Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Цели
Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального
самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Рабочая программа сохраняет преемственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на традицию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- устные и письменные интерпретации художественного произведения;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
В содержание основного курса «Литература» включены элементы содержания курса «Родная русская литература», целью которого является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы и направлен на изучение русской литературы как родной для обучающихся, достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русской литературе.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" в 10-11 классах являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
• сравнение, сопоставление, классификация,самостоятельное выполнение
различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
• составление плана, тезисов, конспекта,
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к результатам освоения учащимися программы по литературе
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел программы
| Количество часов | ||
На изучение произведений | На развитие речи | На внеклассное чтение | ||
1 | Введение | 2 |
|
|
2 | А.С.Пушкин | 6 | 2 |
|
3 | М.Ю.Лермонтов | 8 | 2 | 1 |
4 | Н.В.Гоголь | 3 | 2 |
|
5 | Общая характеристика | 2 |
|
|
6 | И.А.Гончаров | 5 |
|
|
7 | А.Н.Островский | 5 | 2 |
|
8 | И.С.Тургенев | 7 | 2 |
|
9 | Н.А.Некрасов | 5 | 1 |
|
10 | Ф.И.Тютчев | 3 |
|
|
11 | А.А.Фет | 3 | 1 |
|
12 | А.К.Толстой | 2 |
|
|
13 | Ф.М.Достоевский | 8 | 2 |
|
14 | М.Е,Салтыков-Щедрин | 4 |
|
|
15 | Н.С.Лесков | 3 |
| 1 |
16 | Л.Н.Толстой | 13 | 2 | 1 |
17 | Зарубежная литература | 6 |
|
|
| Итого | 81 | 16 | 3 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Литература XIX века
Основное содержание
10 класс
Введение
Общая характеристика русской классической литературы XIX века:
золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);
роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины XIX века
А. С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «(Из Пиндемонти)».
Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы.
«Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.
«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.
Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
Для самостоятельного чтения
Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский).
Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.
Для самостоятельного чтения
«Демон».
Н. В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.
Литературные направления первой половины XIX века — романтизм и реализм (общая характеристика).
Русская литература второй половины XIX века
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
Проза
И. А. ГОНЧАРОВ
Жизнь и творчество.
Для чтения и изучения
«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.
Для самостоятельного чтения
« Обыкновенная история ».
А. Н. ОСТРОВСКИЙ
Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
Для чтения и изучения
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.
Для самостоятельного чтения
«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».
И. С. ТУРГЕНЕВ
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Для самостоятельного чтения
«Дворянское гнездо».
Из поэзии середины XIX века
Н. А. НЕКРАСОВ
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).
Для чтения и бесед
«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба!..».
Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии.Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое использование фольклора.
Ф. И. ТЮТЧЕВ
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«вИепУит!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим...», «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она сидела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...») (по выбору).
Для чтения и бесед
«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).
Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А. А. ФЕТ
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта...», «Ласточки пропали...» (по выбору).
Для чтения и бесед
«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом...», «В лунном сиянии» (по выбору).
Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
А. К. ТОЛСТОЙ
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо...», «Ты не спрашивай, не распытывай...».
Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта.
«Сон Попова». Козьма Прутков.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.
Для самостоятельного чтения
«Идиот ».
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН(6ч)
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и бесед
«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
Н. С. ЛЕСКОВ
Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков). Язык рассказа.
Для самостоятельного чтения
«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.
Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.
Для самостоятельного чтения
«Севастопольские рассказы».
Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.
Дж. Г. Байрон. «Корсар»;
Ч. Диккенс. «Большие надежды»;
О. Уайльд. Сказки;
О. де Бальзак. «Шагреневая кожа»;
Стендаль. «Красное и черное»;
П. Мериме. «Кармен»;
В. Гюго. «Собор Парижской богоматери»;
Г. Флобер. «Госпожа Бовари»;
Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»;
Г. Гейне. Лирика;
Э. По. «Убийство на улице Морг».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- основные факты жизни и творчества писателей;
- содержание изученных произведений;
- основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);
- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;
- выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Учебно-методический комплекс
1. Программа по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение).
2. Ю.И.Лебедев. Русский язык и литература. Литература. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый уровень.В 2 ч., М.: «Мнемозина», 2016г
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
10 класс
УМК В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение)
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Содержание образования | Виды учебной деятельности | Планируемый результат освоения материала | Виды контроля |
Введение (2ч.) | ||||||
1 | Общая характеристика литературы 19 века. Своеобразие родной русской литературы 19 века. |
ИНМ | Россия в 1 и 2 половине 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Общая характеристика русской классической литературы, её гуманистический пафос, художественные поиски идеалов, высоких ценностей. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 19 века; - понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи. Уметь: - составлять тезисный план. | Тезисный план |
2 | Предшественники А.С.Пушкина: Г.Р.Державин, Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский (обзор) |
ИНМ | Стихи Державина, Жуковского, произведения Карамзина Понятия сентиментализма, романтизма | Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя, работа со словарём Устные сообщения; владение монологической речи | Знать: - основные периоды развития литературы как вида искусства; - значение русской литературы; - основные закономерности историко-литературного процесса; Уметь: - составлять конспект лекции учителя. | Работа со словарём, запись лекции учителя |
Русская литература первой половины 19 века А.С.Пушкин (6ч+2чр/р) | ||||||
3 | Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества А.С. Пушкина. Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры. |
ИНМ | Краткий обзор жизни и творчества А.С. Пушкина. Романтическая лирика периода Южной и Михайловской ссылок. Этапы творчества. Основные темы, мотивы лирики. Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - своеобразие пушкинской эпохи; - этапы творчества Пушкина; - основные темы, мотивы лирики; - значение творчества Пушкина для русской культуры. Уметь: - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Тезисный план |
4 | Пушкин о назначении поэта и поэзии. Философское отношение к смыслу жизни, творчеству, любви, природе Пушкина. | КУ | Ответить на вопрос: в чём видит Пушкин предназначение поэта? | Продуктивная: выразительное чтение стихотворений; анализ текста стихотворений. | Знать: - о назначении поэта и поэзии в творчестве Пушкина. Уметь: - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. |
|
5 | Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина. |
ИНМ | Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина. Искренность поэта и сила его чувств в стихотворениях. | Продуктивная: выразительное чтение стихотворений; анализ текста стихотворений. | Уметь: - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Тезисный план Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
6 | Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в произведении. Роль вступления к поэме. | КУ | История создания поэмы. Различные оценки поэмы | Репродуктивная: составление тезисного плана.
| Знать: - историю создания повести «Медный всадник»; - значение нравственных проблем повести. Уметь: - составлять тезисный план. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
7 | Тема «маленького человека» и его социальный протест в поэме «Медный всадник» Образ Петра 1 как царя-преобразователя в поэме. Социально-философские проблемы поэмы | КУ | Понятие «маленький человек» | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: выразительное чтение эпизодов поэмы. | Знать: - понятие «маленький человек»; - своеобразие жанра поэмы. Уметь: - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы; - выразительно читать эпизоды повести. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
8 | «Борис Годунов» А.С.Пушкина как историческая трагедия. | КУ | Основной конфликт трагедии, народ в оценке автора, своеобразие художественного историзма Пушкина и его новаторство в пьесе. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: выразительное чтение эпизодов поэмы. | Знать: - основной конфликт трагедии; - своеобразие художественного историзма. Уметь: - - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы; - выразительно читать эпизоды поэмы | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
9 | Р/р Сочинение по творчеству А.С.Пушкина | УРР | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
10 | Р/р Написание сочинения | УРР | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
М.Ю.Лермонтов (8ч +2ч р/р + 1ч вн/чт) | ||||||
11 | М.Ю. Лермонтов. Художественный мир поэта. Очерк жизни и творчества.
| ИНМ | Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова: чувство трагического одиночества, мятежный порыв и слияние с мирозданием в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружён…» | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений. | Знать: - многообразие лирической тематики Лермонтова и её художественное своеобразие. Уметь: - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Тезисный план |
12 | Лирический герой в поэзии М.Ю. Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. | КУ | Расширить знания о лирическом герое. Лирический герой в поэзии М.Ю. Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Обусловленность характера лирики поэта особенностями времени и таланта. | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Знать: - понятие лирический герой; - лирический герой М.Ю. Лермонтова; - характер лирики поэта. Уметь: - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение текста. |
13 | Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. | КУ | Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова. | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Знать: - характерные особенности стихов о поэте и поэзии: - причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов 19 века. Уметь: - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение текста |
14 | Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова. | КУ | Родина в лирике М.Ю. Лермонтова | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Уметь: - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
15 | Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. | КУ | Любовная лирика М.Ю. Лермонтова. Адресаты любовной лирики. Сопоставление пушкинской и лермонтовской концепции о любви. | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Знать: - адресатов любовной лирики. Уметь: - сопоставлять концепции; - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
16 | Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова | КУ | Молитва как жанр религиозной литературы | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Знать: - молитва как жанр религиозной лирики. Уметь: - сопоставлять концепции; - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
17 | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова |
КУ | Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Знать: - размышления о жизни и смерти Уметь: - сопоставлять концепции; - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
18 | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. | КУ | Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Знать: - философские мотивы лирики Уметь: - сопоставлять концепции; - анализировать и интерпретировать стихотворения; - выразительно читать стихотворения. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
19 | Р/р Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова. | УРР | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
20 | Р/Р Написание сочинения | УРР | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
21 | Вн/чт М.Ю.Лермонтов «Демон» | КУ |
|
|
| Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
Н.В,Гоголь (3ч +2чр/р) | ||||||
22 | Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. Н.В. Гоголь как глава «натуральной школы».Петербург в жизни Н.В.Гоголя | ИНМ | Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. Своеобразие Гоголя как писателя и человека, непохожего на предшественников и современников. | Репродуктивная: составление тезисного плана.
| Знать: - этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя;
| Тезисный план |
23 | Повесть «Невский проспект» | КУ | История создания повести | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
| Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы; | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
24 | «Пискарев и Пирогов – какой контраст!..» (В.Г.Белинский)Романтизм и реализм в повести. | КУ | Причина трагедии художника Пискарева, комизм приключений поручика Пирогова | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
| Знать: - авторское отношение к герою; Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы; | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
25 | Р/р Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя. | УРР | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
26 | Р/р Написание сочинения |
УРР | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
27 | Литературные направления первой половины 19 века -романтизм и реализм (общая характеристика) | ИНМ | Литературные направления первой половины 19 века-романтизм и реализм (общая характеристика) | Репродуктивная: составление тезисного плана. Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
| Знать: - основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве в первой половине 19 века. Понимать: - связь процесса демократизации художественной литературы и культуры в целом с событиями эпохи. Уметь: - составлять синхронную историко-культурную таблицу. | Тезисный план |
28 | Общая характеристика общественной и литературной жизни в 1860-е годы. Россия второй половины 19 века. Расцвет реализма в русской литературе. | ИНМ | Общественно-политическая ситуация в стране в 1850-1860гг. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Расцвет реализма в русской литературе. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
| Знать: - основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе и искусстве 1850-1860гг 19 века. Понимать: - связь процесса демократизации художественной литературы и культуры в целом с событиями эпохи. Уметь: - составлять синхронную историко-культурную таблицу. | Тезисный план |
И.А.Гончаров (5ч ) | ||||||
29 | Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. | ИНМ | Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.
| Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.
| Тезисный план |
30 | Роман «Обломов». Образ главного героя. Национальные черты русского характера. | КУ | Анализ концептуального уровня романа; характеристика, сравнение и сопоставление центральных образов.
| Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
| Знать: - анализ концептуального уровня романа; - характеристику, сравнение и сопоставление центральных образов. Уметь: - сопоставлять критические оценки произведения со своим восприятием.
| Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
31 | Обломов и Ольга. | КУ | Характеристика, сравнение и сопоставление центральных образов.
| Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
| Уметь: - анализировать мировоззрение и стиль жизни героев; - анализировать авторское отношение к героям романа; - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы.
| Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
32 | Обломов и Штольц. | КУ | Приём антитезы в романе. Национально-культурные и общественно-исторические элементы в системе воспитания Обломова и Штольца. Мировоззрение и стиль жизни героев. Поиск Гончаровым образа «гармоничного человека». Авторское отношение к героям романа. | - чтение и восприятие текста; - сравнительный анализ образов Обломова и Штольца. | Уметь: - анализировать приёмы антитезы в романе; - анализировать мировоззрение и стиль жизни героев; - анализировать авторское отношение к героям романа; - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы.
| Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
33 | Обломов и «обломовщина». Критики о романе. | КУ | Осмысление образа главного героя с точки зрения социальной, общечеловеческой и нравственной. Понятие «обломовщина». Критики о романе. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
| Уметь: - осмысливать образ главного героя; - объяснять понятие «обломовщина»; - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
А.Н.Островский (5ч +2чр/р +2ч вн/чт) | ||||||
34 | А.Н. Островский – создатель русского национального театра. Краткий очерк жизни и творчества. | ИНМ | Краткий очерк жизни и творчества А.Н. Островского. Роль драматурга в создании русского национального театра. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - основные этапы жизни и творчества писателя.
| Тезисный план |
35 | Пьеса «Гроза». История создания. Город Калинов и его обитатели (1 действие). | КУ | Знакомство учащихся с историей создания пьесы, обозначение художественного своеобразия и жанровых особенностей драмы. Анализ первого действия. Путешествие по городу Калинову. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: выразительное чтение эпизодов | Знать: - историю создания пьесы; - художественное своеобразие и жанровые особенности драмы. Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
36 | Душевная трагедия Катерины (2-5 действие). Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. | КУ
| Душевная трагедия Катерины. Борьба личности за право быть свободной, за свободное проявление духовных сил и возможностей. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: выразительное чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
37 | Обличие хозяев жизни в драме. Тема горячего сердца и тёмного царства в пьесе «Гроза». | КУ | Жизненные позиции героев. Обличие хозяев жизни в драме. Тема горячего сердца и тёмного царства в пьесе «Гроза». | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: выразительное чтение эпизодов | Знать: - характеристики образов главных героев; Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
38 | Драма или трагедия? Критики о пьесе. Народные герои пьес Островского. Живописность, красочность языка. | КУ | Анализ критической статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». Обучение конспектированию статьи. Сравнительный анализ образа Катерины Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева (выдержки из статьи «Мотивы русской драмы»). | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: выразительное чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
39 | Р/р Сочинение по творчеству А.Н. Островского. | УРР | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
40 | Р/р Написание сочинения | УРР | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
И.С.Тургенев (7ч+2чр/р+1чвн/чт) | ||||||
41 | Краткий очерк жизни и творчества И.С. Тургенева. | ИНМ | Основных этапов жизни и творчества И.С. Тургенева. Показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - основные этапы жизни и творчества И.С. Тургенева. | Тезисный план |
42 | Эпоха и роман «Отцы и дети». Проблема поколений, самовоспитания, жизненной активности и вечных человеческих ценностей в романе. |
КУ | Эпоха и роман «Отцы и дети». Анализ художественного и композиционного своеобразия романа «Отцы и дети». Формирование умения анализировать художественное произведение. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать композицию романа; - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
43 | Базаров и Кирсановы. Споры об искусстве и природе. Утверждение непреходящих ценностей дворянской культуры (главы 3,6,9,10,16). | КУ | Взаимоотношения Базарова и Кирсановых (составление таблицы). | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - проводить параллель между героями романа; - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
44 | Нигилизм Базарова. Чуткость писателя к нарождающимся явлениям общественной жизни. | КУ | Характеристика нигилизма. Сопоставление понятия нигилизма со взглядами Базарова. Нигилизм и его разрушительное воздействие на характер личности и общества. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - сопоставлять взгляды героев; - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
45 | Базаров и Одинцова (главы 13-19, 25-27). | КУ | Взаимоотношения Базарова и Одинцовой. Отношение автора к этим героям. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
46 | Базаров и его родители (главы 3-5, 7, 10, 20-22, 25-28). | КУ | «Таких людей, как они, в нашем большом свете днём с огнём не сыскать» - Базаров о родителях. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
47 | Смерть Базарова. |
КУ | Смерть Базарова. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Знать: - причину смерти Базарова. Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
48 | Р/р Сочинение по творчеству И.С. Тургенева. | Р/Р | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
49 | Р/р Написание сочинения | Р/Р | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
Из поэзии середины 20 века Н.А.Некрасов (5ч+1ч р/р) | ||||||
50 | Н.А. Некрасов. Краткий очерк жизни и творчества. Судьба русского народа народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. | ИНМ | Краткий очерк жизни и творчества. Развитие пушкинских и лермонтовских традиций в поэзии Н.А. Некрасова. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - биографию Н.А. Некрасова. Уметь: - формировать умение анализировать лиро-эпическое произведение. | Тезисный план |
51 | Основные темы в лирике Н.А.Некрасова | КУ | Тема любви в лирике Н.А.Некрасова | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Знать: - основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова. Уметь: - формировать умение анализировать лиро-эпическое произведение. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
52 | «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Фольклорные традиции и народнопоэтическая стилистика поэмы. Особенности языка поэмы. | КУ | Замысел, история создания, композиция поэмы | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - формировать умение анализировать лиро-эпическое произведение. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
53 | Многообразие крестьянских типов в поэме. Образы помещиков и их идейный смысл. Тема социального и духовного рабства в родной русской литературе. | КУ | Многообразие крестьянских типов в поэме. Образы помещиков и их идейный смысл. Тема социального и духовного рабства. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - формировать умение анализировать лиро-эпическое произведение. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
54 | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. | КУ | Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов – центральный образ поэмы. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - формировать умение анализировать лиро-эпическое произведение. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
55 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.А.Некрасова | Р/р
| Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
Ф.И.Тютчев (3ч)) | ||||||
56 | Ф.И. Тютчев. Личность и поэтический мир Тютчева. |
ИНМ | Основные этапы жизненного и творческого пути поэта. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Уметь: - анализировать стихотворение; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Тезисный план |
57 | Философско-психологическая лирика Ф.И. Тютчева. Противоборство враждебных сил в природе и душе человека. | КУ | Особенности философской лирики Тютчева. Анализ философской лирики. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать стихотворение; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
58 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как «поединок роковой». | КУ | Личная жизнь Ф.И. Тютчева и её отображение в его поэтических произведениях. Любовь как «поединок роковой». | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Уметь: - анализировать стихотворение; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
А.А.Фет (3ч+1чр/р) | ||||||
59 | А.А. Фет. Личность и судьба. | ИНМ | Основные этапы жизненного и творческого пути поэта. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - основные этапы жизненного и творческого пути поэта. Уметь: - анализировать стихотворение; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Тезисный план |
60 | Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты. Размышления о поэтическом даре в лирике Фета | КУ | Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Философия красоты | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Знать: - основные темы и мотивы лирики А.А. Фета. Уметь: - анализировать стихотворение; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
61 | Любовная лирика Фета и ее утонченно-чувственный психологизм | КУ | Любовная лирика Фета и ее утонченно-чувственный психологизм | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Знать: - основные темы и мотивы лирики А.А. Фета. Уметь: - анализировать стихотворение; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
62 | Р/р Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. | Р/р | Самостоятельный анализ ранее не изученных стихотворений А.А. Фета и Ф.И.Тютчева | Самостоятельный письменный анализ лирических стихотворений. | Уметь: - самостоятельно анализировать лирические стихотворения А.А. Фета и Ф.И.Тютчева
|
|
А.К.Толстой (2ч) | ||||||
63 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого. Фольклорные и исторические черты лирики поэта. | ИНМ | А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого. Фольклорные и исторические черты лирики поэта. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - жизнь и творчество А.К. Толстого; - основные темы его лирики. Уметь: - анализировать стихотворение; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Тезисный план |
64 | Природа и любовь в лирике А.К.Толстого
| КУ | Взгляд на русскую историю в произведениях А.К. Толстого. | Репродуктивная: составление тезисного плана, чтение и полноценное восприятие стихотворений | Уметь: - анализировать стихотворение; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
Ф.М.Достоевский (8ч+2чр/р) | ||||||
65 | Ф.М. Достоевский. Краткий очерк жизни и творчества. Мировое значение творчества Достоевского. |
ИНМ | Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Детские и юношеские впечатления, их влияние на выбор тем, характеристику образов, формирование мировоззрения писателя. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - этапы жизни и творчества Достоевского. | Тезисный план |
66 | Роман «Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Петербург Достоевского. | КУ | История создания «Преступления и наказания»: замысел и его воплощение. Приёмы создания образа Петербурга в романе (пейзаж, интерьер, цветопись). Панорама «Северной Пальмиры» и её отражение в произведениях русской литературы. Анализ системы образов и ключевых эпизодов произведения. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Знать: - концепции и языковые особенностями романа. Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
67 | Смысл теории Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта. Раскольников в мире бедных людей. | КУ | Суть теории Раскольникова. Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие. Понять мир духовных исканий Раскольникова. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
68 | Преступление Раскольникова. | КУ | Суть теории Раскольникова. Ведущие мотивы преступления. Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как человек ответственен за эту идею. Подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таят в себе идеи и теории. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
69 | Раскольников и Лужин. | КУ | Значение образа Лужина в раскрытии образа Р. Раскольникова. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Знать: - значение образа Лужина. Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
70 | Раскольников и Соня Мармеладова. Идея христианского смирения всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольникова. | КУ | Значение образа Сони Мармеладовой. Идея христианского смирения всепримиряющей любви как антитеза бунту Раскольникова | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Знать: - значение образа Сони Мармеладовой. Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
71 | Раскольников и Свидригайлов. | КУ | Значение образа Свидригайлова в раскрытии образа Р. Раскольникова. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Знать: - значение образа Свидригайлова. Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
72 | Автор и его герой. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира. Своеобразие изображения внутреннего мира героев романа Достоевского и Солженицына. Русский характер. | КУ | Автор и его герой. Проблема личной ответственности человека за судьбы мира. Своеобразие изображения внутреннего мира героев романа Достоевского и Солженицына («Матрёнин двор»). | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать отношение автора к герою; - анализировать внутренний мир героев романа Достоевского и Солженицына («Матрёнин двор»); - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
73 | Р/р Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского. | Р/Р | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему.
| Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
74 | Р/р Написание сочинения | Р/Р | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему.
| Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
М.Е.Салтыков-Щедрин (4ч) | ||||||
75 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творческая индивидуальность писателя. |
ИНМ | Знакомство с основными вехами жизни и творчества писателя.
| Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - основные вехи жизни и творчества писателя.
| Тезисный план |
76 | Замысел, проблематика и жанр «Истории одного города». Черты антиутопии в «Истории….». | КУ | Общее представление о романе «История одного города». Раскрытие концепции романа, анализ центральных образов, выявление художественных приёмов в создании образов. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Знать: - концепции романа, анализ центральных образов, выявление художественных приёмов в создании образов. Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
77 | Гротеск в «Истории…». Сатирическое обличие деспотизма, невежество власти, бесправия и покорности народа. | КУ | Гротеск в «Истории…». Сатирическое обличие деспотизма, невежество власти, бесправия и покорности народа. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
78 | Сказки к М.Е. Салтыкова-Щедрина. Жанровое и стилистическое своеобразие произведений писателя. | КУ | Анализ тематического многообразия сказок, выявление их художественных особенностей | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
Н.С.Лесков (2ч+1ч р/р) | ||||||
79 | Н.С. Лесков. Краткий очерк жизни и творчества. Самобытность писателя.
|
ИНМ | Краткий очерк жизни и творчества Н.С. Лескова. Самобытность писателя. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - биографию писателя. | Тезисный план |
80 | «Однодум». Идейно-художественное своеобразие рассказа. | КУ | Смысл названия рассказа. Особенности и изображение русского национального характера. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - раскрывать идейно-художественное своеобразие рассказа;
| Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
81 | Вн/чт «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» | КУ | Флягин – герой эпоса или обыкновенный человек из народа? | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
Л.Н.Толстой (13ч +2ч р/р+1ч вн/чт) | ||||||
82 | Л.Н. Толстой, жизненный творческий путь. Мировое значение творчества Толстого. |
ИНМ | Основные этапы жизни и творчества писателя, процесс становления его взглядов. Мировое значение творчества Толстого. | Репродуктивная: составление тезисного плана | Знать: - основные этапы жизни и творчества писателя, процесс становления его взглядов; - мировое значение творчества Толстого. | Тезисный план |
83 | Авторский замысел и история создания романа-эпопеи «Война и мир». Психологизм романа («диалектика души», роль конкретных деталей и внутренних диалогов). | КУ | История создания романа «Война и мир». Работа Толстого с историческими документами. Своеобразие романа. Психологизм романа. Выявление художественных и жанровых особенностей романа «Война и мир». | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Знать: - основные вехи создания романа «Война и мир», прототипы главных героев; Понимать: - какие проблемы, волнующие пореформенное русское общество, нашли отражение в романе. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
84 | Эпизод «Салон А.П. Шерер». | КУ | Раскрыть конфликт А. Болконского и П. Безухова с великосветским обществом. Анализ сцен из жизни московского высшего общества (история борьбы за наследство графа Безухова). | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
85 | Настоящая жизнь людей в понимании Толстого. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса о границах человеческой воли).Эпизоды «Именины у Ростовых» и «Князь Андрей в Лысых горах». | КУ | На примере Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни. Выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
86 | Изображение войны 1805-1817 гг. Духовные искания героев романа. | КУ | Определение особенностей изображения Толстым человека на войне.
| Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
87 | Андрей в поисках смысла жизни. | КУ | Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни (Андрей Болконский). | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
88 | Образ Пьера Безухова в романе. | КУ | Образ Пьера Безухова в романе. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
89 | Отечественная война 1812 года. Национальный русский характер в произведениях Солженицына и Толстого. Эпизод Бородинского сражения. | КУ | Изображение Отечественной войны 1812 года в романе, исходя из взглядов Толстого ан историю. Раскрыть их слабость и силу. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
90 | Кутузов и Наполеон. | КУ | Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона. Составление сравнительной таблицы. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
91 | Партизанская война. | КУ | Изображение партизанской войны и изменений произошедших с героями. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
92 | Образ Наташи Ростовой. | КУ | Синтез и углубление знаний об образе главной героини романа. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
93 | Семья в романе «Война и мир». | КУ | Толстовский идеал – патриархальная семья с её святой заботой старших о младших и младших о старших. Взаимоотношения, построенные на «добре и правде». | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
94 | Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. | КУ | Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
95 | Вн/чт Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | ИНМ | Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды романа; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
96 | Р/р Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. | Р/Р | Создание художественной, критико-публицистической или литературоведческой версии сочинения на заданную тему. | Продуктивная творческая: написание сочинений разных жанров. | Уметь: - определить основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой; - составить план сочинения и следовать логике данного плана при написании работы; - аргументировано обосновать выбор жанра сочинения. |
|
Зарубежная литература (6 ч) | ||||||
97 | Обзор творчества зарубежных писателей: Дж.Г.Байрон, Ч.Диккенс
|
ИНМ | Общая характеристика произведений Дж.Г.Байрона | Репродуктивная: составление тезисного плана | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Тезисный план |
98 | Обзор творчества зарубежных писателей: О. Уайльд, О.де Бальзак | КУ | Чтение и разбор избранных сцен | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
99 | Обзор творчества зарубежных писателей: В.Гюго, Г.Флобер | КУ | Произведения: «Собор Парижской богоматери», «Госпожа Бовари» | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
100 | Обзор творчества зарубежных писателей: Стендаль, П.Мериме | КУ | Произведения: «Красное и чёрное», «Кармен» | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
101 | Обзор творчества зарубежных писателей: Э.Т.А.Гофман, Э.По | КУ | Произведения: «Крошка Цахес» «Убийство по улице Морг» | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. Продуктивная: чтение эпизодов | Уметь: - анализировать эпизоды; - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщение учащихся, чтение. |
102 | Классика и современность. Нравственные уроки литературы XIX века |
ИНМ | Классика и современность. | Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы. | Уметь: - самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы. | Тезисный план |