СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (по Г.С Меркину)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП включает все необходимые элементы: разделы и темы содержания уроков, количество часов в разделе и поурочно, а также основные виды УУД.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе (по Г.С Меркину)»



Календарно-тематическое планирование 7 класс. Литература 68 часов (Г.С. Меркин)

Учитель: Котышева С.Г.


Номер

урока/занятия


Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты

проведения

Материально-техническое оснащение

Универсальные учебные действия (УУД),

проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

план

факт

Введение (1 час)


1

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество

1




Познавательные: уметь искать и выделять
необходимую информацию из учебника,
определять понятия, создавать обобщения.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы
и обращаться за помощью к учебной литературе

Из устного  народного  творчества 2 часа

2

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой.«Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт,

поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость.

1




Мультимедийная хрестоматия

Познавательные:уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного,
выбирать текст для чтения в зависимости
от поставленной цели, определять понятия.

Регулятивные:выполнять учебные действия в громко речевой умственной
формах, использовать речь для регуляции
своих действий, устанавливать причинно-
следственные связи.

Коммуникативные:

строить монологиче-
ские высказывания, овладеть умениями
диалогической речи

3

Русские народные песни

1



Мультимедийная хрестоматия

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Из древнерусской литературы 2 часа

4

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего »), мудрость, преемственность поколений, любовь к родине.

1




Познавательные: уметь искать и выделять
необходимую информацию в предложенных текстах

.Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: уметь определять об-
щую цель и пути ее достижения

5

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; образованность, твердость духа, религиозность.


1




Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного
или прочитанного текста, узнавать, называть и определять объекты в соответствии
с содержанием.

Регулятивные: уметь анализировать текст
жития; формировать ситуацию саморегуляции.

Из русской литературы 18 века 4 часа

6

М.В. Ломоносов

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений, особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения: поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

1



Портрет писателя.

Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного
или прочитанного текста.

Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: уметь читать вслух
и понимать прочитанное

7

Г.Р.Державин

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

1



Портрет писателя.

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления
ответа (тест).

Регулятивные: уметь определять меры
усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания

8

Д.И. Фонвизин

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика.

1



Мультимедийная хрестоматия

Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления
аргументированного ответа.Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: уметь делать анализ
текста, используя изученную терминологию и полученные знания

9

Образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

1




Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления
аргументированного ответа. Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала. Коммуникативные: уметь делать анализ
текста, используя изученную терминологию и полученные знания


Из  литературы  XIX  века 27 часов


10

А.С. Пушкин

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...».  Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

1



Портрет писателя.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т. е. формировать рациональный опыт

.Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное и аргументировать свою точку зрения

11

Человек и природа («Туча»). 

1




12

Дружба и тема долга. «Песнъ о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие, 

1




Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа (тест).Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использо­вать различные речевые средства для ре­шения коммуникативных задач

13

«Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме.

1



Мультимедийная хрестоматия

14

Р.р. Сочинение с элементами рассуждения «История России в произведениях А. С. Пушкина»

1




15

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Лирика. Стихотворения: «Родина», «Три пальмы». «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художе ственное богатство «Песни...».

1



Портрет писателя.

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соот­ветствии с поставленной задачей, класси­фицировать, самостоятельно выбирать ос­нования и критерии для классификации.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктив­ное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

16

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1




Познавательные: уметь осмысленно чи­тать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять поня­тия.

Регулятивные: выполнять учебные дей­ствия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно- следственные связи.

Коммуникативные: строить монологиче­ские высказывания, овладеть умениями диалогической речи

17

Нравственный поединок героев поэмы

1




18

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чи новничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое..

1



Портрет писателя.

Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме.Регулятивные: формировать ситуацию ре­флексии и самодиагностики. Коммуникативные: уметь проявлять ак­тивность для решения коммуникативных и познавательных задач

19

Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям

1




20

И.С. Тургенев

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева.

1



Портрет писателя.

П: Структурируют знания.

Р: Оценивают достигнутый результат.

К: Умеют создавать связный текст

П: Строят логические цепи рассуждений.

Р: Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

К: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.

21

Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева);

1




22

Рассказ «Певцы» (основная тема рассказа, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения

1




П: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Р: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К: С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

23

Н.А. Некрасов

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», 

1



Портрет писателя.

Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью


П: Выделяют и формулируют проблему.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

24

Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н,А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей.

1



Мультимедийная хрестоматия

Формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

25

Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

1




26

М.Е. Салтыков-Щедрин

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и ода сказка по выбору.

1



Портрет писателя.

П: Устанавливают причинно-следственные связи.

Р: Составляют план и последовательность действий.

К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения

27

Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.


1




Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

28

Л.Н. Толстой

Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».

1



Портрет писателя.

Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

29

Литература и история. «Севастополь в декабре месяце»; человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

1




30

Н.С. Лесков

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». 

1



Портрет писателя.

П: Выделяют и формулируют проблему.

Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

31

Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

1




32

А.А. Фет

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

1



Портрет писателя.

Формировать умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

Произведения русских поэтов XIX века о России


33

А.С.Пушкин. «Два чувства дивно близких нам…»

Н.М. Языков. «Песня». 

И.С. Никитин «Русь». 

А.Н. Майков. «Нива».

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край».

1



Мультимедийная хрестоматия

Формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

34

А.П. Чехов Краткий рассказ о писателе.

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

1



Портрет писателя.

Формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

35

«Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения.

1




П: Устанавливают причинно-следственные связи.

Р: Составляют план и последовательность действий.

К: Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения


36

Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

1




Из  литературы XX века 23 часа


37

М. Горький. Краткий рассказ о писателе.


Повесть «Детство» (главы из повести по выбору).

р/р Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство»

1



Портрет писателя.

П. Ориентировка в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

формулирование ответов на вопросы учителя.

К. Осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации: а) участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; б) отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

П.Строят логические цепи рассуждений.

Р.Осознают качество и уровень усвоения.

К. Стремятся устанавливать доверительные отношения взаимопонимания

38

М. Горький. «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жа лость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

1




П. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Р. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

К. Учатся управлять поведением партнера - контролировать, корректировать и оценивать его действия.


39

И.А.Бунин

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу».

1



Портрет писателя.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

40

Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа

1




П: Выделяют и формулируют проблему.

Р: Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.

К: Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

41

А.И. Куприн

Рассказ «Чудесный доктор». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя.

1



Портрет писателя.

Формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

42

Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея

1




владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

43

В.В. Маяковский Краткий рассказ о писателе.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия.

1



Портрет писателя.

П. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

Р. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?).

К. Понимают возможность различных точек зрения.


44

Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

р/р Чтение наизусть

1




Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

45

С.А. Есенин

Стихотворение «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

1



Портрет писателя.

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.


46

И.С. Шмелев

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

1




П. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Р. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

К. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения и делать выбор.

Л. Позитивная моральная самооценка.

47

М.М. Пришвин

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе.

1



Портрет писателя.

48


Образ рассказчика в рассказе.

1




49

К.Г. Паустовский

Повесть  «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля », «Пер вое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир при роды; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор.

1



Портрет писателя.

Р. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

организация своего рабочего места под руководством учителя;

определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П. Формулировать ответы на вопросы учителя.

50

Н.А. Заболоцкий

Стихотворение «Не позволяй душе лениться...» Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека,

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

1



Портрет писателя.

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.


51

А.Т. Твардовский

Стихотворения «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти мате ри»), Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

1



Портрет писателя.

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

52

«На дне моей жизни..

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов XX века»:


1




П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

53

Мурманские поэты о войне. Творчество А. Подстаницкого, В. Смирнова, В. Семёнова, А. Миланова, О. Вороновой, В. Тимофеева.

Поэма«Василии Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

1




П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.


54

Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны

Н.П.Майоров «Творчество»;

Б.А.Богатков «Повестка»;

М.Джалиль  «Последняя песня»;

Вс.Н.Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов – участников войны.

1



Мультимедийная хрестоматия

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.


55

Б.А. Васильев

Рассказ «Экспонат №...» Название рассказа и его роль для пони мания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

1




П.Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью.


56

В.М. Шукшин

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Б.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека.

1



Портрет писателя.

П.Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Р.Составляют план и последовательность действий.

К.Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.

57

Рассказ «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героев.


1




58

Русские поэты XX века о России

А.А.Ахматова «Мне голос был. Он звал утешно…»

М.И.Цветаева «Рябину рубили зорькою…»

Я.В. С м е л я к о в. «История»

А.И.Фатьянов «Давно мы дома не были…»

А.Я.Яшин. «Не разучился ль...»;

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб»;

А.Д.Дементьев. «Волга».

1



Мультимедийная хрестоматия

П.Устанавливают причинно-следственные связи.

Р.Оценивают достигнутый результат.


59

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.


1




Адекватно используют речевые средства для аргументации своей позиции.

Из зарубежной литературы 9 часов

60




У. Шекспир

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.


1




П:Умение оценивать

правильность

выполнения

учебной задачи,

собственные

возможности еѐ

решения;

выбирать действия

в соответствии с

поставленной

задачей.

умение

организовывать

учебное

сотрудничество и

совместную

деятельность с

учителем и

сверстниками;

работать

индивидуально и в

группе

61

«Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

1




62

Р. Бёрнс

«Кто честным кормится трудом – таких зову я знатью» Р. Бернс. «Честная бедность»

1



Мультимедийная хрестоматия

Умение оценивать

правильность

выполнения

учебной задачи,

собственные

возможности еѐ

решения;

выбирать действия

в соответствии с

поставленной

задачей.

Умение организовывать

учебное

сотрудничество и

совместную

деятельность с учителем и

сверстниками; работать

индивидуально и в группе

63

Р.Л. Стивенсон

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

1




Р.Определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П. Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

64

Мацуо Басё

     Образ поэта. Основные биографические сведенияЗнакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов.

Японские хокку (хайку).

1




Р.Определение плана выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

П. Овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

65

А. де Сент-Экзюпери

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей», Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев.

1




П. Выделение и формулирование проблемы.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

66

«Линия», «Самолет», «Самолет и планета», сказка «Маленький принц» — по выбору). Основные события и позиция автора.

Сказка «Маленький принц». Своеобразие жанра философской сказки. Мудрость детского восприятия мира. Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых». Тема любви и дружбы. Ответственность как основа человеческих отношений. Аллегория и метафора в сказке.

1





67


Я.Купала

Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М.Горький и М. Исаковский  - переводчики Я.Купалы.


1




П. Выделение и формулирование проблемы.

Р. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

К. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

68

Заключительный урок

Викторина по изученным произведениям

1




П. Извлечение необходимой информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Р. Самостоятельное формулирование познавательной цели и построение действия в соответствии с ней.

К. Развитие умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.