№п/п | Дата | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов |
| Введение |
1 | | Образ человека в литературе | Формирование стартовой мотивации к обучению. Диагностика уровня литературного развития учащихся. | 1 |
| Итого | 1 |
| Мифология |
2 | | Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл. | Понятие о мифе. Фантастика и реальность в мифе. | 1 |
3 | | Троянский цикл и его герои | Героический характер в мифологии; чтение и анализ отрывков из поэмы Гомера «Илиада». | 1 |
| Итого | 2 |
| Античная литература |
4 | | Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Образы Ахилла и Гектора | Героический характер в мифологии; чтение и анализ отрывков из поэм Гомера, Сравнительная характеристика. | 1 |
5 | | Образ Одиссея | Составление плана рассказа о герое с использованием цитат. Устный рассказ о герое | 1 |
| Итого | 2 |
| «Героический эпос народов мира» |
6 | | Герои мифов разных народов в литературе. Образ Роланда | Герои древнегреческих и древнеримских мифов и особенности их изображения в античной литературе. | 1 |
7 | | Образ Зигфрида в «Песни о нибелунгах» | Представление о средневековом героическом эпосе, художественные средства создания героического характера. Рыцарский героический эпос, герой, культурный герой | 1 |
8 | | Герои финского эпоса «Калевала» | Героический эпос народов мира, закрепить представления о культурном герое | 1 |
9 | | РК (1) Происхождение и подвиги донского казачества по летописям и преданиям. | | 1 |
| Итого | 3 + 1 (РК) |
| Русский фольклор |
10 | | Народная песня и ее виды. | Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ. Песни как жанр фольклора. Обрядовые песни повествовательное и лирическое начала в народной песне. | 1 |
11 | | Жанр былины. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» | Особенности жанра, образы былинных героев | 1 |
12 | | Вн. ч. (1) Урок внеклассного чтения по русским былинам. Былина «Садко» | Тематика и содержание русских былин; образы былинных героев. | 1 |
| Итого | 3 |
| Древнерусская литература |
13 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» идеал человека в «Повести…». | Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов. Образ человека в древнерусской литературе | 1 |
14 | | Рр (1) Урок развития речи Рассказ об одном из героев древнерусской литературы. | | 1 |
| Итого | 2 |
| Жанр баллады в мировой литературе |
15 | | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». И.Гёте «Лесной царь» Романтизм и реализм в произведении. | Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения. | 1 |
16 | | В.Скотт «Клятва Мойны». | Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения. | 1 |
17 | | Р.Стивенсон «Вересковый мед». | Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения. | 1 |
| Итого | 3 |
| Русская литература XIX века |
18 | | В.Жуковский. «Светлана». | Проблемы благородства, достоинства и чести Нравственные проблемы произведения. | 1 |
19 | | Образ Светланы и средства его создания. | Анализ образа Светланы в балладе, черты национального характера. | 1 |
20 | | РР (2) Практикум. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации | Анализ художественного произведения. Выразительное чтение. | 1 |
21 | | Выразительное чтение баллад В. А. Жуковского | | 1 |
22 | | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | Особенности жанра песни, историческая основа стихотворения «Песнь о вещем Олеге»; | 1 |
23 | | Стихотворение А. С. Пушкина «Ворон к ворону летит...» | Начальное представление об особенностях стихотворного перевода, сопоставить шотландскую народную балладу «The Twa Corbies» и стихотворение А. С. Пушкина.
| 1 |
24 | | Образы помещиков Дубровского и Троекурова в романе «Дубровский». | Художественный мир романа А. С. Пушкина, первые впечатления о сюжете и героях произведения. Сравнительная характеристика. | 1 |
25 | | Владимир Дубровский в родительском доме. | Анализ эпизода как одно из средств раскрытия образов персонажей. | 1 |
26 | | Владимир Дубровский в доме Троекурова | Сюжет и композиция (построение) литературного произведения; закрепить навыки составления плана и подбора цитат к письменному ответу на вопрос о литературном персонаже. | 1 |
27 | | Финал романа «Дубровский» | Завершить работу с текстом романа и проанализировать его финал; подвести итоги работы за первую четверть; проверить навык выразительного чтения; проанализировать письменные творческие работы учащихся. | 1 |
28 | | Рр (3) Практикум. Портрет в литературном произведении | Начальное представление о портрете как средстве характеристики образа персонажа | 1 |
29 | | Рр (4) Урок развития речи Устное описание портрета литературного персонажа | Подбор цитат по заданной теме; закрепить навык анализа портрета литературного персонажа. | 1 |
30 | | М.Ю.Лермонтов Стихотворение «Парус». | Слово о поэте. Анализ образной системы лирического произведения; развивать навыки выразительного чтения. | 1 |
31 | | Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…» | Сопоставление стихотворений «Парус» и «Листок». | 1 |
32 | | Вн. ч.(2) Урок внеклассного чтения по поэме М. Ю. Лермонтова «Беглец» | Развивать навыки выразительного чтения; повторить материал о народной песне. | 1 |
33 | | Стихотворения А. В. Кольцова «Песня пахаря» и «Не шуми ты, рожь...» | Художественный мир поэзии А. В. Кольцова; сопоставить стихотворения поэта и народные песни. | 1 |
34 | | Образ России в поэзии А. В. Кольцова. | Литературные произведения, посвященные теме России. | 1 |
35 | | Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя. «Какое дикое ущелье!..» «С поляны коршун поднялся...». | Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении | 1 |
36 | | Жизнеутверждающая лирика А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы...». | 1 |
37 | | Рр (5) Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX века | Сведения о стихосложении. Тестирование + творческое задание | 1 |
38 | | Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Сказ Н. С. Лескова «Левша» | Знакомство с творчеством писателя. Понятие о сказе Сказ как форма повествования. | 1 |
39 | | Образы русских умельцев. | Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. | 1 |
40 | | Авторская позиция в сказе «Левша» | Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша». Лексическая работа с текстом. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». | 1 |
41 | | Вн. ч (3). Урок внеклассного чтения по рассказам Н. С. Лескова | | 1 |
42 | | Рр (6) Практикум. Сообщение о жизни и творчестве писателя. | Особенности биографии как литературного жанра. Сообщения учащихся. | 1 |
44 | | Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон» | Речь героев и художественная деталь как источник юмора | 1 |
45 | | Вн. ч (4). Урок внеклассного чтения по рассказам А. П. Чехова | Чтение фрагментов рассказов; краткие пересказы; чтение по ролям; самостоятельная работа с таблицей | 1 |
46 | | Литература нонсенса. Э.Лир.Лимерики Л.Кэролл.ВЕРЛИОКА( из книги «Алиса в Зазеркалье») | Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях Особенности лирики Кэролла | 1 |
47 | | Вн.ч.(5) Л. Кэролл «Алиса в стране чудес» | | 1 |
48 | | РК (2) Стихи донских поэтов о родном крае. | | 1 |
49 | | Автобиографические произведения русских писателей. | Анализ произведения | 1 |
50 | | . Л.Толстой «Детство». Образ Николеньки Иртеньева. | Особенности изображения внутреннего мира героя в произведении. | 1 |
51 | | Образы родителей. | Особенности изображения внутреннего мира героя в произведении. | 1 |
| Итого | 33 + 1(РК) |
| Русская литература XX века |
52 | | М.Горький. «Детство». Избранные главы | Анализ произведения | 1 |
53 | | Образы бабушки и деда Каширина. | Развивать представления учащихся об автобиографическом произведении; закрепить навык составления речевой характеристики персонажа.
| 1 |
54 | | Образ Алеши. | Образ главного героя повести и средства его создания. | 1 |
55 | | Рр (8) Составление цитатного плана характеристики персонажа. | Подбор цитат для характеристики персонажа; обучать навыкам работы над сочинением. | 1 |
56 | | Вн. ч. (6) Урок внеклассного чтения по автобиографическим произведениям русских писателей. | | 1 |
57 | | А.И.Куприн «Чудесный доктор». | Реальная основа и содержание рассказа. Особенности святочного рассказа. | 1 |
58 | | Заглавный образ в рассказе «Чудесный доктор». | Образ главного героя в рассказе «Чудесный доктор» Тема служения людям | 1 |
59 | | Рр (9) Практикум. Сочинение о персонаже литературного произведения. | Сочинение на литературную тему, его основные виды; подбор и расположение материала в сочинении о персонаже литературного произведения. | 1 |
60 | | Рр (10) Анализ сочинений | Чтение фрагментов ученических сочинений; работа над ошибками | 1 |
61 | | А.Блок. «Лениво и тяжко плывут облака», «встану я в утро туманное». | Особенности изображения природы. Роль антитезы в стихотворении | 1 |
62 | | Выразительное чтение стихотворений А. А. Блока. | Навыки выразительного чтения как способ интерпретации литературного произведения. | 1 |
63 | | В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». | Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения | 1 |
64 | | Рр (11) Практикум. Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. | Обобщить представления учащихся о тонической и силлабо-тонической системах стихосложения; закрепить навыки определения стихотворного размера и способа рифмовки. | 1 |
65 | | Образ лирического героя в стихотворениях А. А. Блока и В. В. Маяковского. | Сопоставить стихотворения А. А. Блока и В. В. Маяковского | 1 |
66 | | Вн. ч. (6) Урок внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии». | Выразительное чтение стихотворений; краткие сообщения учащихся; чтение литературных пародий | 1 |
67 | | Сказка-быль М. М. Пришвина «Кладовая солнца» | Особенности восприятия шестиклассниками идейно-эмоционального содержания повести. | 1 |
68 | | Образы Насти И Митраши. | Нравственная суть взаимоотношения Митраши и Насти | 1 |
69 | | История Травки и Антипыча, рассказ о Ели и Сосне. | Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе». | 1 |
70 | | Смысл названия и жанрового определения произведения. | Особенности композиции и смысл названия сказки. Человек и природа. | 1 |
71 | | Рр (12) Практикум. Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике персонажей. | Сопоставительная характеристики персонажей, подбор цитат. | 1 |
72 | | Рр (13) Сочинение, посвященное сопоставительной характеристике персонажей. | | 1 |
73 | | Рр (14) Анализ сочинений. | | 1 |
74 | | Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». | Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | 1 |
75 | | Выразительное чтение стихотворений Н. М. Рубцова. | Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации. | 1 |
76 | | В.Г.Распутин «Уроки французского». Трудности военного времени. | Слово о писателе. Чтение и анализ произведения. | 1 |
77 | | Образ главного героя рассказа. | Анализ образа литературного персонажа. Портрет героя. | 1 |
78 | | Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика. | Нравственная проблематика повести. | 1 |
79 | | Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | Обобщение и систематизация изученного. | 1 |
80 | | Рр (15) Диспут по рассказу В.Г. Распутина «Прав ли директор?» | Вопросы для ведения диспута: 1. Почему позиция учительницы нам близка и понятна? 2. В чём гуманистическое значение поступка Лидии Михай- ловны? 3. В чём драматизм произошедшего? 4. Если бы Лидия Михайловна знала, что директор неожиданно узнает о её поступке, отказалась бы она от помощи своему ученику? | 1 |
81 | | РК(3) Б. Изюмский «Алые погоны». | Сведения о жизни и творчестве писателя, история создания произведения, содержание, герои. | 1 |
| Итого | 29 + 1(РК) |
| Жанр песни в русской литературе XIX века |
82 | | А.Мерзляков,П.Вяземский, И.Козлов. | Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Сопоставить народную песню и литературную песню | 1 |
83 | | Жанр песни в русской литературе 20 века. В.Высоцкий, В. Цой, Б. Гребенщиков | Жизнь как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. | 1 |
84 | | Вн. ч.(7) Урок внеклассного чтения, посвященный русскому романсу | Романс как разновидность литературной песни. | 1 |
| Итого | 3 |
| Зарубежная литература |
85 | | Д.Лондон. «Сказание о Кише» | Победа мечты над реальностью жизни | 1 |
86 | | Человек и природа в рассказе Д. Лондона. | Образы человека и природы в рассказе | 1 |
87 | | Вн. ч. (8) Урок внеклассного чтения по рассказам Дж. Лондона | Представления о героях Дж. Лондона, их отношении к жизни. | 1 |
88 89 | | А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская повесть-сказка. | Вечные истины в сказке. Понятие о притче. Мечта о естественных отношениях между людьми. | 2 |
90 | | Образы «взрослых» в произведении | Скрытые в простых вопросах размышления писателя (и его героев) о жизни, отношениях между людьми (в частности, между взрослыми и детьми). | 1 |
91 | | Символическое значение образа маленького принца | Итоги изучения повести-сказки А. де Сент-Экзюпери | 1 |
92 | | Рр (16) Письменное сочинение-миниатюра | | 1 |
| Итого | 8 |
| Жанр повести в русской литературе |
93 | | РК(4) Современная детская повесть писателей Дона. | | 1 |
94 | | Повесть Н. В. Гоголя «Вий» | Портреты героев как средство изображения их характеров. | 1 |
95 | | История Хомы Брута | Судьба главного героя. Реальное и фантастическое. | 1 |
96 | | Сопоставительная характеристика образов кузнеца Вакулы и Хомы Брута | | 1 |
97 | | Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина. Рассказ «Живет такой парень». | Слово о писателе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Роль речевых характеристик в создании образов героев. | 1 |
98 | | История Пашки Колокольникова. | Устная характеристика литературного персонажа. | 1 |
99 | | Смысл названия повести | | 1 |
100 | | РК(5) Донские страницы поэтического творчества В.Бокова и других авторов. | Выразительное чтение наизусть Частичный анализ стихотворений | |
101 | | РК(6)Поэты Миусского края. | | |
| Итого | 6 + 3 (РК) |
| Итоговый урок | |
102 | | Рекомендации книг для внеклассного чтения | Литературная викторина | 1 |
| Итого | 1 |
| Итого | 102 |
Учитель: Хиврич Н.Г.