СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 9 классе специальной (коррекционной) программе VIII вида 4 часа в неделю

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование уроков русского языка для обучения ребенка на дому с ОВЗ

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков русского языка в 9 классе специальной (коррекционной) программе VIII вида 4 часа в неделю»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, на основе базовой программы по русскому (родному) языку для 9 класса В.В. Воронковой («Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Под редакцией В.В. Воронковой: сборник 1 – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010»).

Главная цель обучения русскому языку специальном (коррекционном) учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения.

В школе для умственно отсталых детей в старших (5 – 9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Учащиеся должны:

- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Программа формулирует следующие задачи преподавания русского языка:

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

  • Повышать уровень общего развития учащихся;

  • Учить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Развивать нравственные качества школьников.

Используемый УМК: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Русский язык 9 класс: Учеб. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012г.

В соответствии с учебным планом Программа рассчитана на 140 часов в год (4 часа в неделю). Рабочей программой предусмотрено проведение: контрольных работ – 11 ч. в год, уроков развития речи – 21 ч.

На данном этапе обучения основной метод работы – упражнения, которые служат целям закрепления изученного материала.

Учебный материал делится на следующие разделы:

  • Грамматика и правописание.

  • Звуки и буквы.

  • Слово.

  • Предложение.

  • Связная речь.

Грамматика и правописание. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Звуки и буквы. В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.

Слово. Продолжается изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2 – 4 классах. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся 5 – 9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах.

Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Раздел

Количество

часов

1

Повторение

8

2

Звуки и буквы

9

3

Слово

92

4

Предложение

24

5

Повторение

7

Итого:

140 часов







































































КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»


2

Контрольная работа №2 по теме «Состав слова»


3

Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное»


4

Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное»


5

Контрольная работа №5 по теме «Личные местоимения»


6

Контрольный диктант №6 по теме «Глагол»


7

Контрольная работа №7 по теме «Наречие»


8

Контрольная работа №8 по теме «Имя числительное»


9

Контрольная работа №9 по теме «Части речи»


10

Контрольный диктант №10 по теме «Предложение»


11

Итоговая контрольная работа за год


ИТОГО: 11


ПЕРЕЧЕНЬ СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ


п/п

Тема

Сроки

проведения

1

Р/р. Написание изложения с опорой (упр. 20)


2

Р/р. Написание изложения с опорой «Сказочник» (упр. 32)


3

Р/р. Деловое письмо. Объявление


4

Р/р. Написание письма сверстникам по данному началу (упр. 64)


5

Р/р. Деловое письмо. Расписка


6

Р/р. Написание подробного изложения по плану и опорным словам (упр. 90)


7

Р/р. Деловое письмо. Заметка в стенгазету


8

Р/р. Подготовка и написание изложения по данным вопросам (упр. 117)


9

Р/р. Деловое письмо. Объяснительная записка


10

Р/р. Написание сочинения по картине Н. Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина» (упр. 146)


11

Р/р. Письмо


12

Р/р. Написание сжатого изложения по вопросам (упр. 195)


13

Р/р. Деловое письмо. Анкета


14

Р/р. Подготовка и написание сочинения с привлечением сведений из практической деятельности


15

Р/р. Деловое письмо. Доверенность


16

Р/р. Написание сжатого изложения по эпизоду из « Песни о вещем Олеге»


17

Р/р. Написание сочинения по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» (упр. 278)


18

Р/р. Написание письма любимому литературному герою (упр. 296)


19

Р/р. Написание рассказа по картинке (упр. 304)


20

Р/р. Написание подробного изложения «Бегство в Египет» (упр. 346)


21

Р/р. Подготовка и написание сочинения по картине И.Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 181 2г.»


ИТОГО: 21










































































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ С ПРИМЕРНЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ОСНОВНЫМ РАЗДЕЛАМ



ПОВТОРЕНИЕ (8 ч)

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.


ЗВУКИ И БУКВЫ (9 ч)

Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звон­кие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягко­сти согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.


СЛОВО (92 ч)

Состав слова

Разбор слов по составу. Единообразное написа­ние ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на соглас­ную вне зависимости от произношения.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависи­мости от произношения: без- (бес-), воз- (вое-), из- (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соеди­нительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокра­щенные слова.


Имя существительное

Роль существительного в речи. Основ­ные грамматические категории имени существительного. Правопи­сание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные.


Имя прилагательное

Роль прилагательного в речи. Согласова­ние имени прилагательного с именем существительным. Правопи­сание падежных окончаний имен прилагательных.


Личные местоимения

Роль личных местоимений в речи. Право­писание личных местоимений.


Глагол

Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с -ться и -тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повели­тельной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.


Имя числительное

Понятие об имени числительном. Числитель­ные количественные и порядковые.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 200,300,400,90.


Наречие

Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.


Части речи

Существительное, глагол, прилагательное, числи­тельное, наречие, предлог. Употребление в речи.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ (24 ч)

Простое предложение. Главные и второстепенные члены пред­ложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка зна­ков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.


ПОВТОРЕНИЕ (7 ч)


Звуки и буквы.

Слово. Состав слова.

Именные части речи.

Глагол. Наречие.


СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

(упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку)

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с по­ступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков русского языка в 9 классе


п/п

урока

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Повторение

(7 ч +1 ч)

1

1

Простое предложение

1



2

2

Предложения с однородными членами

1



3

3

Предложения с обращениями

1



4

4

Сложное предложение

1



5

5

Обобщающий урок по теме «Повторение»

1



6

6

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

1



7

7

Анализ контрольного диктанта

1



8

8

Р/р. Написание изложения с опорой (упр. 20)

1



Звуки и буквы

(7 ч + 2 ч)

9

1

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные

1



10

2

Алфавит

1



11

3

Разделительные Ъ и Ь

1



12

4

Правописание безударной гласной в корне слова

1



13

5

Правописание проверяемой согласной в корне слова

1



14

6

Правописание непроизносимой согласной

1



15

7

Р/р. Написание изложения с опорой «Сказочник» (упр. 32)

1



16

8

Обобщающий урок по теме «Звуки и буквы»

1



17

9

Р/р. Деловое письмо. Объявление

1



Состав слова

(10 ч + 2 ч)

18

1

Состав слова. Разбор слова по составу

1



19

2

Написание гласных и согласных в корнях слов




20

3

Правописание неизменяемых приставок

1



21

4

Правописание приставок, меняющих конечную согласную

1



22

5

Правописание приставок на -з/-с

1



23

6

Р/р. Написание письма сверстникам по данному началу (упр. 64)

1



24

7

Сложные слова

1



25

8

Сложносокращённые слова




26

9

Обобщающий урок по теме «Состав слова»

1



27

10

Р/р. Деловое письмо. Расписка

1



28

11

Контрольная работа №2 по теме «Состав слова»

1



29

12

Анализ контрольной работы

1



Имя существительное

(13 ч + 2 ч)

30

1

Имя существительное как часть речи

1



31

2

Роль имени существительного в речи

1



32

3

Грамматические признаки имени существительного

1



33

4

Имена собственные и нарицательные

1



34

5

Склонение имён существительных

1



35

6

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

1



36

7

Р/р. Написание подробного изложения по плану и опорным словам (упр. 90)

1



37

8

Безударные окончания имён существительных

1



38

9

Правописание безударных окончаний имён существительных

1



39

10

Существительные с шипящей на конце

1



40

11

Несклоняемые имена существительные

1



41

12

Обобщающий урок по теме «Имя существительное»

1



42

13

Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное»

1



43

14

Анализ контрольного диктанта

1



44

15

Р/р. Деловое письмо. Заметка в стенгазету

1



Имя прилагательное

(9 ч + 2 ч)

45

1

Имя прилагательное как часть речи

1



46

2

Род, число, падеж имён прилагательных

1



47

3

Согласование имени прилагательного с именем существительным

1



48

4

Безударные окончания имён прилагательных

1



49

5

Правописание безударных окончаний имён прилагательных

1



50

6

Р/р. Подготовка и написание изложения по данным вопросам (упр. 117)

1



51

7

Правописание притяжательных имён прилагательных

1



52

8

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»

1



53

9

Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное»

1



54

10

Анализ контрольного диктанта

1



55

11

Р/р. Деловое письмо. Объяснительная записка

1



Личные местоимения

(9 ч + 2 ч)

56

1

Местоимение как часть речи

1



57

2

Личные местоимения

1



58

3

Лицо и число местоимений

1



59

4

Склонение личных местоимений

1



60

5

Личные местоимения с предлогами

1



61

6

Правописание личных местоимений 3-го лица

1



62

7

Р/р. Написание сочинения по картине Н. Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина» (упр. 146)

1



63

8

Обобщающий урок по теме «Личные местоимения»

1



64

9

Контрольная работа №5 по теме «Личные местоимения»

1



65

10

Анализ контрольной работы

1



66

11

Р/р. Письмо

1



Глагол

(15 ч + 2 ч)

67

1

Глагол как часть речи

1



68

2

Грамматические признаки глагола

1



69

3

Неопределённая форма глагола

1



70

4

Не с глаголами

1



71

5

Изменение глагола по лицам и числам

1



72

6

Спряжение глагола

1



73

7

Личные окончания глаголов

1



74

8

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1



75

9

I и II спряжение глаголов

1



76

10

Р/р. Написание сжатого изложения по вопросам (упр. 195)

1



77

11

Повелительная форма глаголов

1



78

12

Правописание глаголов в повелительной форме

1



79

13

Мягкий знак в глаголах

1



80

14

Р/р. Деловое письмо. Анкета

1



81

15

Обобщающий урок по теме «Глагол»

1



82

16

Контрольный диктант №6 по теме «Глагол»

1



83

17

Анализ контрольного диктанта

1



Наречие

(8 ч + 1 ч)

84

1

Наречие как часть речи

1



85

2

Роль наречий в речи

1



86

3

Наречия, которые обозначают время и место

1



87

4

Наречия, которые обозначают способ действия

1



88

5

Правописание наречий с а и о на конце

1



89

6

Р/р. Подготовка и написание сочинения с привлечением сведений из практической деятельности

1



90

7

Обобщающий урок по теме «Наречие»

1



91

8

Контрольная работа №7 по теме «Наречие»

1



92

9

Анализ контрольной работы

1



Имя числительное

(8 ч + 1 ч)

93

1

Имя числительное как часть речи

1



94

2

Количественные и порядковые имена числительные

1



95

3

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80; от500 до 900

1



96

4

Числительные с мягким знаком на конце и в середине

1



97

5

Правописание числительных 4; 200,300, 400

1



98

6

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

1



99

7

Контрольная работа №8 по теме «Имя числительное»

1



100

8

Анализ контрольной работы

1



101

9

Р/р. Деловое письмо. Доверенность

1



Части речи

(7 ч + 1 ч)

102

1

Части речи и их грамматические признаки

1



103

2

Различие имён прилагательных и порядковых числительных

1



104

3

Различие имён прилагательных и наречий

1



105

4

Различие имён существительных и местоимений

1



106

5

Обобщающий урок по теме «Части речи»

1



107

6

Контрольная работа №9 по теме «Части речи»

1



108

7

Анализ контрольной работы

1



109

8

Р/р. Написание сжатого изложения по эпизоду из « Песни о вещем Олеге»

1



Предложение

(20 ч + 4 ч)

110

1

Простое предложение

1



111

2

Главные члены предложения

1



112

3

Второстепенные члены предложения

1



113

4

Предложения нераспространённые и распространённые

1



114

5

Р/р. Написание сочинения по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» (упр. 278)

1



115

6

Предложения с однородными членами предложения

1



116

7

Знаки препинания при однородных членах

1



117

8

Однородные члены нераспространенные и распространённые

1



118

9

Р/р. Написание письма любимому литературному герою (упр. 296)

1



119

10

Обращение

1



120

11

Знаки препинания при обращении

1



121

12

Сложное предложение

1



122

13

Сложное предложение с союзами и, а, но

1



123

14

Различие сложного предложения с союзом и и однородных членов предложения, связанных союзом и

1



124

15

Сложное предложение с союзными словами

1



125

16

Знаки препинания в сложных предложениях с союзными словами

1



126

17

Р/р. Написание рассказа по картинке (упр. 304)

1



127

18

Прямая речь

1



128

19

Две части в составе прямой речи

1



129

20

Знаки препинания при прямой речи

1



130

21

Обобщающий урок по теме «Предложение»

1



131

22

Контрольный диктант №10 по теме «Предложение»

1



132

23

Анализ контрольного диктанта

1



133

24

Р/р. Написание подробного изложения «Бегство в Египет» (упр. 346)

1



Повторение

(6 ч + 1 ч)

134

1

Звуки и буквы

1



135

2

Слово. Состав слова

1



136

3

Именные части речи

1



137

4

Глагол. Наречие

1



138

5

Р/р. Подготовка и написание сочинения по картине И.Самокиша «Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 181 2г.»

1



139

6

Итоговая контрольная работа за год

1



140

7

Анализ контрольной работы

1








































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА


Учащиеся должны уметь:

  • писать небольшие по объему изложение и сочинения творчес­кого характера;

  • оформлять все виды деловых бумаг;

  • пользоваться словарем.


Учащиеся должны знать:

  • части речи, использование их в речи;

  • наиболее распространенные правила правописания слов.















































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Программа.

Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. /Под ред. В.В. Воронковой: Сб. 1. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.

Учебник

  1. Н.Г. Галунчикова,Э.В. Якубовская.Русский язык 9 класс: Учеб.для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2012г.