СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Пальчиковая гимнастика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пальчиковые игры – великолепный универсальный, дидактический и развивающий мелкую моторику материал. Раннее развитие пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей, необходимо при рисовании, игровой и бытовой деятельности. Одними пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов – это только средство развития мелкой моторики и речи. Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к познавательной и творческой активности ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование в старшей группе "Пальчиковая гимнастика"»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 4 г. Починка







Календарно-тематическое планирование
в старшей группе




«Пальчиковая гимнастика как средство здоровьесберегающей технологии»









Воспитатель высшей
квалификационной категории
Бабанова Лариса Петровна







2025-2026 учебный год

Календарно-тематическое планирование


Тема

Количест
во занятий

Дата по плану

Дата по факту

«Наша группа»

10

01.09


«Как у нас семья большая»

10

15.09


«Осень»

10

29.09


«Вышел дождик погулять»

10

13.10


«Хлеб»

10

27.10


«Есть игрушки у меня»

10

10.11


«Мы во двор пошли играть»

10

24.11


«Профессии»

10

08.12


«На ёлке»

10

22.12


«Сидит белка на тележке»

10

12.01


«Подводный мир»

10

26.01


«Наша армия»

10

09.02


  1. 2

«Наши мамы»

10

24.02


«Будем пальчики считать»

10

10.03


«Перелётные птицы»

10

23.03


«Посуда»

10

06.04


«Дом и ворота»

10

20.04


«За ягодами»

10

04.05


«Лето»

10

18.05




















Пальчиковая гимнастика позволяет развить чувственную сферу (осязание), что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура. Развитие свободных, согласованных, точных, дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием (шнурование, застёгивание). Высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей. С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Применение пальчиковых игр повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Пальчиковые игры – великолепный универсальный, дидактический и развивающий мелкую моторику материал. Раннее развитие пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей, необходимо при рисовании, игровой и бытовой деятельности. Одними пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов – это только средство развития мелкой моторики и речи. Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к познавательной и творческой активности ребёнка.

Пальчиковые игры широко представлены работами О.И. Крупенчук, О.А.Новиковской, Ю. Соколовой, Т. А. Ткаченко, Е. М. Косиной. Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, с учётом возрастных особенностей детей, используемая в работе с детьми.

Пальчиковые игры со стихами – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и детской речи. Объединение гимнастики для пальчиков со стихотворными текстами усиливает положительный эффект от занятий. Улучшается не только мелкая моторика, но и чёткость, грамотность, выразительность речи. Ритм стихотворения подсказывает темп движений, а рифма помогает малышу произнести недостающие слова. Игровые упражнения помогут малышу в подготовке к успешному обучению в школе. Нейроигры сопровождаются рисунками, демонстрирующими, как правильно их выполнять, стихотворениями и сюжетными иллюстрациями.


Приложение

1. «Наша группа»

В нашей группе все друзья. – ритмичные удары кулачками по столу

Самый младший – это я.

Это Дима,

Это Ева,

Это Кира,

Это Сеня. – разжимание кулачков, начиная с мизинчика


2. «Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.- ритмичные хлопки в ладоши удары кулачками - попеременно

Два у лавки стоят, - загибание больших пальцев

Два учиться хотят, - загибание указательных пальцев

Два Степана сметаной объедаются. – загибание средних пальцев

Две Дашки кашкой питаются. – загибание безымянных пальцев

Две Ульки в люльке качаются. – загибание мизинцев

3. «Осень»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал: - плавные волнообразные движения ладонями

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой, - загибание по одному пальчику на обеих руках

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. - спокойное укладывание ладоней на стол



4. «Вышел дождик погулять»


Раз, два, три, четыре, пять, - удары по столу пальчиками обеих рук, левой рукой начиная с мизинца, правой – с большого пальца

Вышел дождик погулять. – беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? – шаги средними и указательными пальцами по столу

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» - ритмичные удары то ладонями, то кулачками по столу

Дождь вздохнул тихонько: - частые и ритмичные удары в ладоши

Ох! - один хлопок

И ушёл. Газон засох. – ритмичные хлопки по столу


5. «Хлеб»


Муку в тесто замесили, - сжимание и разжимание пальчиков

А из теста мы слепили: - ладошками лепка пирожков

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! – поглаживание животика


6. «Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: - хлопки кулачками

Паровоз и два коня,

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран –

Настоящий великан.- загибание пальцев на обеих руках

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать! – хлопки в ладоши


7. «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять - загибание пальцев по одному

Мы во двор пришли гулять. – шаги по столу указательными и средними пальцами

Бабу снежную лепили, - лепка комочков двумя руками

Птичек крошками кормили, - имитация крошения хлебушка всеми пальцами

С горки мы потом катались, - ведение указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись. – выкладывание ладошек на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли. - отряхивание ладошек

Съели суп и спать легли. - движения воображаемой ложкой, руки под щёку

8. «Профессии»

Много есть профессий знатных, - соединение пальцев правой руки с большим

И полезных, и приятных. – соединение пальцев левой руки с большим

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель… - последовательное соединение пальцев обеих рук с большим

Сразу всех не называю, - сжимание и разжимание кулачков

Вам продолжить предлагаю. – вытягивание рук вперёд ладонями вверх

9. «На ёлке»

Мы на ёлке веселились, - ритмичные хлопки в ладоши

И плясали, и резвились. - ритмичные удары кулачками

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнёс. - шаги средним и указательным пальцами обеих рук по столу

Дал большущие пакеты, - изображение руками большого круга

В них же – вкусные предметы: - ритмичные хлопки в ладоши

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин. - загибание на обеих руках пальцев

10. «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки. - хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,    

Мишке толстопятому, заиньке усатому. - загибание по одному пальчику

Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку. - хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно

11. «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! - ладошка у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг? - приставление пальцев колечками у глаз

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда. – плавательные движения руками

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар. – показывание шара руками

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог. – широкие шаги на месте

12. «Наша армия»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой! - поочередные шаги указательными и средними пальцами

правой и левой рук

13. «Наши мамы»

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети! - разведение рук в стороны, затем крепко обхватывание себя за плечи

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель - поочередное сгибание пальцев, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке

Мамы разные нужны, - сжимание обеих ладошек в замок

Мамы разные важны! – разведение рук поднимая ладошки вверх - фонарики

14. «Будем пальчики считать»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть: - вытягивание руки вперед, играя пальчиками

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку. - поочередное касание большим пальцем остальных, начиная с указательного

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад! - показ больших пальцев

15. «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели! – скрещивание больших пальцев, взмахи ладошками

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж – поочередное сгибание пальцев на обеих руках

Все вернулись, прилетели, - взмахи ладошками со скрещенными большими пальцами

Песни звонкие запели! – указательным и большим пальцами изображение клюва  пение птиц

16. «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила. - показ большого пальца

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в маслёнке,

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!» - поочередное соединение больших пальцев с остальными

17. «Дом и ворота»

На поляне дом стоит, - изображение двумя руками, крыши дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом

Ну а к дому путь закрыт. - правая и левая руки повернуты ладонями к себе, соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх

Мы ворота открываем,- ладони разворачивают параллельно друг другу

В этот домик приглашаем. – приглашающие взмахи ладонями

18. «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, - пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших

В лес идём мы погулять. - обе руки идут указательными и средними пальцами по столу

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём. - загибание пальцев

19. «Лето»

Загибание пальцев по одному на каждый счёт:

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растёт трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов собрать.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено косим.

Девять – бабушка идёт,

Землянику нам несёт.

Десять – всё вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето!