Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 4 г. Починка
Календарно-тематическое планирование
в старшей группе
«Пальчиковая гимнастика как средство здоровьесберегающей технологии»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Бабанова Лариса Петровна
2025-2026 учебный год
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количест во занятий | Дата по плану | Дата по факту |
| «Наша группа» | 10 | 01.09 | |
| «Как у нас семья большая» | 10 | 15.09 | |
| «Осень» | 10 | 29.09 | |
| «Вышел дождик погулять» | 10 | 13.10 | |
| «Хлеб» | 10 | 27.10 | |
| «Есть игрушки у меня» | 10 | 10.11 | |
| «Мы во двор пошли играть» | 10 | 24.11 | |
| «Профессии» | 10 | 08.12 | |
| «На ёлке» | 10 | 22.12 | |
| «Сидит белка на тележке» | 10 | 12.01 | |
| «Подводный мир» | 10 | 26.01 | |
| «Наша армия» | 10 | 09.02 | |
2 | «Наши мамы» | 10 | 24.02 | |
| «Будем пальчики считать» | 10 | 10.03 | |
| «Перелётные птицы» | 10 | 23.03 | |
| «Посуда» | 10 | 06.04 | |
| «Дом и ворота» | 10 | 20.04 | |
| «За ягодами» | 10 | 04.05 | |
| «Лето» | 10 | 18.05 | |
Пальчиковая гимнастика позволяет развить чувственную сферу (осязание), что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура. Развитие свободных, согласованных, точных, дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием (шнурование, застёгивание). Высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей. С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность, способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Применение пальчиковых игр повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Пальчиковые игры – великолепный универсальный, дидактический и развивающий мелкую моторику материал. Раннее развитие пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей, необходимо при рисовании, игровой и бытовой деятельности. Одними пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов – это только средство развития мелкой моторики и речи. Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к познавательной и творческой активности ребёнка.
Пальчиковые игры широко представлены работами О.И. Крупенчук, О.А.Новиковской, Ю. Соколовой, Т. А. Ткаченко, Е. М. Косиной. Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, с учётом возрастных особенностей детей, используемая в работе с детьми.
Пальчиковые игры со стихами – уникальное средство для развития мелкой моторики рук и детской речи. Объединение гимнастики для пальчиков со стихотворными текстами усиливает положительный эффект от занятий. Улучшается не только мелкая моторика, но и чёткость, грамотность, выразительность речи. Ритм стихотворения подсказывает темп движений, а рифма помогает малышу произнести недостающие слова. Игровые упражнения помогут малышу в подготовке к успешному обучению в школе. Нейроигры сопровождаются рисунками, демонстрирующими, как правильно их выполнять, стихотворениями и сюжетными иллюстрациями.
Приложение
1. «Наша группа»
В нашей группе все друзья. – ритмичные удары кулачками по столу
Самый младший – это я.
Это Дима,
Это Ева,
Это Кира,
Это Сеня. – разжимание кулачков, начиная с мизинчика
2. «Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая
Да весёлая.- ритмичные хлопки в ладоши удары кулачками - попеременно
Два у лавки стоят, - загибание больших пальцев
Два учиться хотят, - загибание указательных пальцев
Два Степана сметаной объедаются. – загибание средних пальцев
Две Дашки кашкой питаются. – загибание безымянных пальцев
Две Ульки в люльке качаются. – загибание мизинцев
3. «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: - плавные волнообразные движения ладонями
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой, - загибание по одному пальчику на обеих руках
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. - спокойное укладывание ладоней на стол
4. «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять, - удары по столу пальчиками обеих рук, левой рукой начиная с мизинца, правой – с большого пальца
Вышел дождик погулять. – беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук
Шёл неспешно, по привычке,
А куда ему спешить? – шаги средними и указательными пальцами по столу
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» - ритмичные удары то ладонями, то кулачками по столу
Дождь вздохнул тихонько: - частые и ритмичные удары в ладоши
Ох! - один хлопок
И ушёл. Газон засох. – ритмичные хлопки по столу
5. «Хлеб»
Муку в тесто замесили, - сжимание и разжимание пальчиков
А из теста мы слепили: - ладошками лепка пирожков
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! – поглаживание животика
6. «Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня: - хлопки кулачками
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.- загибание пальцев на обеих руках
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать! – хлопки в ладоши
7. «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять - загибание пальцев по одному
Мы во двор пришли гулять. – шаги по столу указательными и средними пальцами
Бабу снежную лепили, - лепка комочков двумя руками
Птичек крошками кормили, - имитация крошения хлебушка всеми пальцами
С горки мы потом катались, - ведение указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись. – выкладывание ладошек на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли. - отряхивание ладошек
Съели суп и спать легли. - движения воображаемой ложкой, руки под щёку
8. «Профессии»
Много есть профессий знатных, - соединение пальцев правой руки с большим
И полезных, и приятных. – соединение пальцев левой руки с большим
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель… - последовательное соединение пальцев обеих рук с большим
Сразу всех не называю, - сжимание и разжимание кулачков
Вам продолжить предлагаю. – вытягивание рук вперёд ладонями вверх
9. «На ёлке»
Мы на ёлке веселились, - ритмичные хлопки в ладоши
И плясали, и резвились. - ритмичные удары кулачками
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс. - шаги средним и указательным пальцами обеих рук по столу
Дал большущие пакеты, - изображение руками большого круга
В них же – вкусные предметы: - ритмичные хлопки в ладоши
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин. - загибание на обеих руках пальцев
10. «Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки. - хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому. - загибание по одному пальчику
Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку. - хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно
11. «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! - ладошка у лба «козырьком»
Что ты видишь, милый друг? - приставление пальцев колечками у глаз
Здесь прозрачная вода.
Плывет морской конек сюда. – плавательные движения руками
Вот медуза, вот кальмар.
А это? Это рыба-шар. – показывание шара руками
А вот, расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог. – широкие шаги на месте
12. «Наша армия»
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой! - поочередные шаги указательными и средними пальцами
правой и левой рук
13. «Наши мамы»
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети! - разведение рук в стороны, затем крепко обхватывание себя за плечи
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель - поочередное сгибание пальцев, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке
Мамы разные нужны, - сжимание обеих ладошек в замок
Мамы разные важны! – разведение рук поднимая ладошки вверх - фонарики
14. «Будем пальчики считать»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть: - вытягивание руки вперед, играя пальчиками
Эта сказка - «Теремок».
Эта сказка - «Колобок».
Эта сказка - «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку. - поочередное касание большим пальцем остальных, начиная с указательного
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад! - показ больших пальцев
15. «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели! – скрещивание больших пальцев, взмахи ладошками
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж – поочередное сгибание пальцев на обеих руках
Все вернулись, прилетели, - взмахи ладошками со скрещенными большими пальцами
Песни звонкие запели! – указательным и большим пальцами изображение клюва – пение птиц
16. «Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила. - показ большого пальца
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!» - поочередное соединение больших пальцев с остальными
17. «Дом и ворота»
На поляне дом стоит, - изображение двумя руками, крыши дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом
Ну а к дому путь закрыт. - правая и левая руки повернуты ладонями к себе, соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх
Мы ворота открываем,- ладони разворачивают параллельно друг другу
В этот домик приглашаем. – приглашающие взмахи ладонями
18. «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, - пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших
В лес идём мы погулять. - обе руки идут указательными и средними пальцами по столу
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём. - загибание пальцев
19. «Лето»
Загибание пальцев по одному на каждый счёт:
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растёт трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов собрать.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено косим.
Девять – бабушка идёт,
Землянику нам несёт.
Десять – всё вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!