СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Образовательная система «Школа России»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование во 2 классе. Образовательная система «Школа России».

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Образовательная система «Школа России»»

























Составлена учителями начальной школы ГБОУ СОШ №910

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в системе общего образования. Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности, а успехи в его изучении способствуют лучшему усвоению других школьных дисциплин.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.















ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:

- формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;

- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- развитие речи, мышления, воображения школьников;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.













ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Систематический курс «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:

- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

- развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Через овладение языком – его лексикой, фразеологией фонетикой и графикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по

языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение). Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико – графических представлений о звуках и буквах русского языка.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сборники творческих работ, классную газету.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.




























МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 540 ч.

В 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели):

из них 92 часа (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 часов (10 учебных недель) – урокам русского языка.

Во 2 – 4 классах на уроки русского языка отводится по 136 часов

(4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


п/п

наименование разделов

количество часов

1

Наша речь.

3 ч.

2

Текст.

4 ч.

3

Предложение.

10 ч.

4

Слова, слова, слова…

13 ч.

5

Звуки и буквы.

49 ч.

6

Части речи.

2 ч.

7

Имя существительное.

17 ч.

8

Глагол.

10 ч.

9

Имя прилагательное.

10 ч.

10

Местоимение.

4 ч.

11

Предлоги.

6 ч.

12

Повторение.

8 ч.


Итого

136 часов



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.

У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.

Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.

Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твёрдых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).

Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи-ши,

ча-ща, чу-щу, а также чк, чн, чт, нч, щн; правила переноса слов; написания двойных согласных в слове, формируется навык написания слов с мягким знаком (ь).

Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Даётся первое представление об орфограмме, проверяемых и непроверяемых орфограммах.

Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий:

- синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения);

- словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова);

- морфологических (части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).

Учащимся даётся общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках.

Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа и создания речевых высказываний.

Уточняется и углубляется представление о нашей речи, её видах и формах, языке как средстве общения между людьми.

Ведётся наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространённые и нераспространённые), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи. Учащиеся учатся составлять предложения по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определённой теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.

Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарём синонимов и антонимов.

Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная), развиваются умения выделять части, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.

Формируется общее представление о типах текста: повествовательный текст, описательный текст, текст-рассуждение. Развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определённого типа под руководством учителя.

Совершенствуются умения различать стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог.

Систематический курс русского языка (136 ч.)

Наша речь

Язык и речь. Речь – главный способ общения людей.

Язык – средство общения людей.

Виды речевой деятельности человека.

Текст

Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста.

Заголовок текста. Построение текста.

Составление плана текста. Красная строка в тексте.

Предложение

Предложение как единица речи.

Знаки препинания в конце предложения.

Логическое ударение в предложении.

Главные и второстепенные члены предложения.

Распространённые и нераспространённые предложения.

Связь слов в предложении.

Слово и его значение

Номинативная (назывная) функция слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование.

Однокоренные слова

Родственные (однокоренные) слова.

Корень слова.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Слог. Ударение

Слог как минимальная произносительная единица.

Деление слов на слоги (слогообразующая роль гласных звуков). Гласные ударные и безударные.

Словесное ударение в предложении.

Перенос слов

Правила переноса слова с одной строки на другую.

Звуки и буквы. Алфавит

Звуки и буквы: гласные и согласные.

Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности.

Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков

Основные признаки гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова

Представление об орфограмме.

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова.

Способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков

Согласные звуки и буквы.

Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Мягкие и твёрдые согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак

Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.

Правило написания разделительного мягкого знака в словах.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласным

Глухие и звонкие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

Правописание парных согласных в корне слова.

Способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Обобщение знаний об изученных правилах письма

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Части речи (общее представление)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах собственных.

Изменение имён существительных по числам.

Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член).

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

Глагол

Глагол как часть речи: значение и употребление в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголом. Текст-повествование и роль в нём глаголов.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных по числам.

Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.

Местоимение

Общее представление о местоимении.

Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения.

Предлоги

Роль предлогов в речи.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Повторение изученного за год

Речь устная и письменная. Текст. Предложение.

Главные и второстепенные члены предложения.

Звуки и буквы. Алфавит. Орфограммы.

Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

Звуко-буквенный анализ слов.

Правописание слов с изученными орфограммами.

Обобщение знаний о частях речи.







РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижения выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению,

культуре других народов: осознание положительного отношения

к народам, говорящим на разных языках, и их родным языкам.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично

развивающемся мире.

  1. Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка.

  2. Становление элементов коммуникативного и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка.

  3. Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.

7. Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через

возможности языка.

  1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование

личностного смысла учения.

  1. Формирование мотивации к творческому труду: развитие

интереса к проектно-творческой деятельности, к работе на

результат, бережному отношению к материальным и духовным

ценностям.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и вне урока, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  2. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.




Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, понимать причины успеха и неуспеха учебной задачи, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями и одноклассниками.

  2. Формирование умения выполнять учебные действия, используя устную, письменную и внутреннюю речь.

  3. Развитие умения контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.

  4. Развитие способности оценивать свои достижения, определять трудности и способы преодоления трудностей.

Познавательные УУД

1. Овладение способностью осознавать познавательную задачу,

воспринимать её на слух, решать её под руководством учителя

или самостоятельно; осуществлять под руководством учителя

поиск нужной информации в соответствии с поставленной

задачей в учебнике и учебных пособиях; делать выводы в

результате совместной работы класса и учителя.

2. Умение пользоваться словарями и справочным материалом

учебника.

3. Формирование умения читать текст, выделять существенную

информацию из текстов разных видов (художественного и

познавательного); составлять небольшие собственные тексты по

предложенной теме, рисунку.

4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза

(составление целого из их частей), обобщения языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, классификации по родовидовым признакам.

Коммуникативные УУД

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  2. Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

  3. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, задавать вопросы и отвечать на вопросы других, строить монологическое высказывание.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

  1. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

  2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

  3. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умений использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

  4. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

  5. Формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ 2-го КЛАССА

Учащиеся должны знать:

- названия и порядок букв русского алфавита;

- признаки гласных и согласных звуков;

- ударные и безударные гласные;

- согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;

- правила переноса слов.

Учащиеся должны уметь:

- каллиграфически правильно писать слова, предложения;

- без ошибок писать текст объёмом 35 – 45 слов;

- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить

слова по слогам;

- обозначать на письме мягкость согласных буквами е, ё, и, ю, я

и мягким знаком (ь);

- писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей,

в названия городов, деревень, улиц, в кличках животных;

- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу,

чк-чн,чт;

- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие

согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных

словах;

- писать слова с двойными согласными, с разделительным

мягким знаком, слова с непроверяемым написанием, указанные

в программе 2-го класса;

- писать раздельно предлоги со словами;

- производить фонетический разбор: делить слова на слоги,

определять ударный слог, последовательность звуков и букв в

словах типа конь, сова, стриж;

- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять

слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие

предмета;

- различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова,

отвечающие на вопрос что?;

- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в

предложении, выделять подлежащее и сказуемое;

- составлять предложение из слов, устанавливая между ними

связь по вопросам;

- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить

знаки препинания в конце предложения;

- распознавать простое распространённое и нераспространённое

предложения;

- определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;

- делить сплошной текст на предложения (3 – 4 предложения);

- устанавливать связь по смыслу между частями текста:

восстанавливать деформированный повествовательный текст из

трёх частей;

- писать изложение текста (по вопросам) объёмом 30 – 45 слов;

- составлять и записывать текст по опорным словам,

по сюжетному рисунку из 3 – 5 предложений;

- употреблять при записи текста красную строку.






















ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КУРСУ

«РУССКИЙ ЯЗЫК» (18 часов)

Курс «Русский язык» обладает широкими возможностями для организации внеурочной деятельности младших школьников в следующих формах:

  • кружки, творческие группы по интересам;

  • утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, выставки;

  • оформление уголка русского языка, стенда «Говори и пиши правильно», выпуск классной газеты;

  • проектная деятельность.

Предметом внеурочной деятельности могут стать вопросы культуры общения, культуры речи, речевого этикета, истории жизни слов, происхождение русских имён и фамилий, создания тематических словариков.

Раздел «Наша речь и наш язык»

1. Умеем ли мы общаться? Волшебные слова нашей речи.

Раздел «Текст»

1. Какие бывают тексты? Учимся их создавать!

Раздел «Предложение»

1. Путешествие в мир синтаксиса.

2. Предложения-загадки.

Раздел «Слово и его значение»

1. Русский язык неисчерпаемо богат. Сколько значений может

быть у слова?

2. Словари – наши друзья и помощники.

Раздел «Состав слова»

1. Слова-родственники. Слова, как деревья, ветвисты.

2. Как образуются слова? Детское словотворчество.

Раздел «Части речи»

1. Занимательная морфология.

2. Имена прилагательные в русских народных сказках.

3. Я и моё имя.

4. Из истории происхождения русских фамилий.

Раздел «Фонетика и графика»

1. Занимательная фонетика. Чудесные превращения слов.

2. Волшебная сила ударения.

3. Звуки природы и музыка языка.



Раздел «Орфоэпия»

1. Что такое культура речи?

Раздел «Орфография»

1. Секреты орфографии.

2. Открываем орфографическую службу русского языка:

составление собственных орфографических словарей

(с определённой орфограммой).




























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебники:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» часть 1

2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» часть 2

Рабочие тетради:

1. Канакина В.П. часть 1

2. Канакина В.П. часть 2

3. Канакина В.П. «Проверочные работы по русскому языку»

Литература для учителя:

1. Кислякова Е.В. «Планирование учебной деятельности»

1. Канакина В.П. «Методические рекомендации»

2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. «Поурочные разработки по

русскому языку»

3. Канакина В.П., Щёголева Г.С. «Сборник диктантов и

самостоятельных работ» 1 – 4 классы

4. Канакина В.П. «Работа с трудными словами» 1 – 4 классы

Информационно-коммуникативные средства:

1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык»

2. Электронное сопровождение «Русский язык с увлечением»

3. СД-диск «Интерактивные демонстрационные таблицы»

Технические средства обучения:

1. Телевизор

2. Персональный компьютер













п\п

Дата изучения

Количество часов по изучению темы

Содержание материала

(тема урока)

по русскому языку

Характеристика деятельности учащихся

I четверть

Наша речь (3 ч)

1.


1

Знакомство с учебником. Виды речи

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями речи и оценивать ее.

Различать устную и письменную речь, речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».

Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет ее вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог.

Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

2.


1

Диалог и монолог

3.


1

Входной диктант

Текст (4 ч)

4.


1

Анализ и коррекция знаний.

Текст. Признаки текста

Отличать текст от других записей по его признакам.

Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Передавать устно содержание прочитанного текста-обзаца или составленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению

5.


1

Тема и главная мысль текста

6.


1

Части текста

7.


1

(РР) Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам

Предложение (11 ч)

8.


1

Предложение как единица речи, его назначение и признаки

Отличать предложение от группы слов, не составляющие предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонации конца предложения.

Составлять предложения из слов.

Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова раздельно.

Находить главные члены предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Различать распространенное (с второстепенными членами) и нераспространенное (без второстепенных членов) предложения.

Составлять нераспространенное и распространенное предложения.

Устанавливать при помощи вопросов взаимосвязь слов между членами предложения.

Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).

Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя по учебнику и электронному приложению

9.


1

Знаки препинания конца предложения

10.


1

Контрольное списывание

11.


1

Анализ контрольного списывания и коррекция знаний.

Главные члены предложения

12.


1

Второстепенные члены предложения

13.


1

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

14.


1

Распространенные и нераспространенные предложения

15.


1

(РР) Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень»

16.


1

Анализ и коррекция знаний.

Связь слов в предложении

17.


1

Обобщение и повторение пройденного

18.


1

Контрольный диктант

Слова, слова, слова (14 ч)

19.


1

Анализ и коррекция знаний.

Слово и его значение

Определять значение слов по толковому словарю.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.

Работать с толковым и орфографическим словарями.

Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Распознавать среди данных пар слов синоним и антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств.

Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменное содержание текста по данным вопросам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями.

Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

Работать со словарем однокоренных слов.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов.

Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Работать с орфоэпическим словарем, находить в нем нужную информацию о произношении слова.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильности произношения слов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-ичк).

Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя» в учебнике и электронном приложении.

Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

20.


1

Однозначные и многозначные слова

21.


1

Прямое и переносное значение

22.


1

Синонимы

23.


1

Антонимы

24.


1

(РР) Изложение текста по данным к нему вопросам

25.


1

Родственные (однокоренные) слова

26.


1

Корень слова

27.


1

Контрольный словарный диктант.

Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов

28.


1

Слог. Слогообразующая роль гласных звуков

29.


1

Словесное и логическое ударение в предложении

30.


1

Правила переноса части слова с одной строки на другую

31.


1

Контрольный диктант

32.


1

Анализ и коррекция знаний.

Перенос лов по слогам

Звуки и буквы (40 ч)

33.


1

Различие звуков и букв

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова.

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Работать с памяткой «Алфавит».

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Использовать знание алфавита при работе со словарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы с ловах.

Использовать правило написания имен собственных и первого слова в предложении.

Работать со страничкой для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.)

Составлять рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков.

Правильно произносить гласные звуки.

Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.

Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь).

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве Э).

Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.

Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны – слон, слоник; трава – травы, травка).

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным на корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы.

Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работать с орфографическим словарем учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника.

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Составлять рассказ по репродукции картины С. А, Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Находить в слове согласные звуки.

Правильно произносить согласные звуки.

Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».

Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком.

Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного звука [й’] буквами.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’].

Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ.

Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий.

Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки.

Различать твердые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах.

Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то).

Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста.

Анализировать текст с целью нахождения в нем информации для ответов на вопросы, записывать ответы.

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями ЧН, ЧТ (чтобы, скучно и др.).

Работать с орфоэпическим словарем.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН,ЧТ, ЩН, НЧ.

Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему.

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Различать непарные твердые и мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Примерять правило при написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Работать с предложениям и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст.

Различать глухи и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой – звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным.

Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка – трава, травушка; мороз – морозы, морозный).

Использовать правило написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Сопоставлять приемы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту».

Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова».

Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам.

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах как семью, вьюга.

Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком.

Различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя)

35.


1

Русский алфавит. Значение алфавита

36.


1

Употребление прописной (заглавной) буквы

37.


1

Повторение пройденного.

Проверь себя

II четверть

38.

(1.)


1

Гласные звуки


39.

(2.)


1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

40.

(3.)


1

Особенности проверяемых и проверочных слов

41.

(4.)


1

Способы проверки написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

42.

(5.)


1

Способы проверки написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова

43.

(6.)


1

Представление об орфограмме. Проверяемые и не проверяемые орфограммы

44.

(7.)


1

Контрольный диктант

45. (8.)


1

Анализ контрольного диктанта и коррекция знаний.

Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове

46.

(9.)


1

(РР) Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С. А. Тутова «Зима пришла. Детство»

47.

(10.)


1

Анализ сочинения, коррекция знаний.

Согласный звук [й’] т буква «и краткое»

48.

(11.)


1

Слова с удвоенными согласными

49.

(12.)


1

Проект «И в шутку и всерьез»

50. (13.)


1

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

51. (14.)


1

Контрольное списывание

52. (15.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Мягкий знак

53. (16.)


1

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова

54. (17.)


1

Проект «Пишем письмо»

55. (18.)


1

Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

56.

(19.)


1

(РР) Развитие речи. Обучающее изложение

57.

(20.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Проект «Рифма»

58. (21.)


1

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

59. (22.)


1

Словарный диктант

60. (23.)


1

Звонкие и глухие согласные звуки

61. (24.)


1

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед гласным

62. (25.)


1

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным

63. (26.)


1

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне

64. (27.)


1

Контрольный диктант

65. (28.)


1

Анализ и коррекция диктанта.

Правописание гласных и согласных в корне слова

III четверть

66. (1.)


1

Разделительный мягкий знак


67. (2.)


1

Использование на письме разделительного мягкого знака

68. (3.)


1

(РР) Обучающее сочинение «Зимние забавы»

69. (4.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Правило написания разделительного мягкого знака в словах

70. (5.)


1

Соотношение звукового и буквенного состава в слова типа «друзья», «ручьи»

71. (6.)


1

Обобщение изученного материала.

Практическая работа

72. (7.)


1

Контрольное списывание

73. (8.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Части речи (46 ч)

74. (9.)


1

Соотнесение слов – названий, вопросов на которые они отвечают, с частями речи

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по не сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов – имен существительных.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имен существительных.

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные по значению и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию ((с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, поселка, деревни).

Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

Составлять устный рассказ о своем домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.

Определять число имен прилагательных (единственное и множественное).

Изменять имена существительные по числам (книга – книги).

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля – туфли, простыня – простыни). Работать с орфоэпическим словарем.

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

Определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного.

Классифицировать имена существительные по определенному грамматическому признаку.

Выбирать из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком.

Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, записывать рассказ.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, употреблять глаголы в определенном числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарем.

Раздельно писать частицу НЕ с глаголом (не кричать).

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Обосновывать правильность определения признаков глагола.

Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст.

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и электронном приложении.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имен прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова с имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Приводить примеры имен прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании.

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обслуживание плана подготовительной работы).

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и мена существительные.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов.

Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

75.

(10.)


1

Имя существительное как часть речи

76.

(11.)


1

Словарный диктант.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

77. (12.)


1

Собственные и нарицательные имена существительные

78. (13.)


1

Заглавная буква в именах собственных

79. (14.)


1

(РР) Обучающее сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри»

80. (15.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Заглавная буква в именах собственных

81. (16.)


1

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание заглавной буквы

82. (17.)


1

(РР) Обучающее сочинение по личным наблюдениям.

Рассказ о своем домашнем животном

83. (18.)


1

Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы

84. (19.)


1

Контрольный диктант

85. (20.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Число имен существительных

86. (21.)


1

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе

87. (22.)


1

(РР) Обучающее изложение

88. (23.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Синтаксическая функция имени существительного в предложении.

Проверь себя

89. (24.)


1

Глагол как часть речи

90. (25.)


1

Синтаксическая функция глагола в предложении

91. (26.)


1

(РР) Обучающее сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

92. (27.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Число глагола

93. (28.)


1

Изменение глагола по числам

94. (29.)


1

Правописание частицы НЕ с глаголами

95. (30.)


1

Обобщение знаний о глаголе

96. (31.)


1

Контрольный диктант

97. (32.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Текст повествование и роль в нем глаголов

98. (33.)


1

(РР) Составление текста-повествования на предложенную тему

99. (34.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Проверочная работа

100. (35.)


1

Имя прилагательное как часть речи

101. (36.)


1

Связь имени прилагательного с именем существительным

102. (37.)


1

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении

103. (38.)


1

Единственное и множественное число имен прилагательных

104. (39.)


1

Изменение имен прилагательных по числам

105. (40.)


1

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Проверочная работа

IV четверть

106. (1.)


1

Понятие о тексте-описании

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании.

Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

Различать местоимения и имена существительные.

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги. Находить


в диалогической речи местоимения и

определять их роль в высказываниях.

Распознавать текст-рассуждение.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части речи в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи.

Раздельно писать предлоги со словами.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов.

Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются слова, участвовать в презентации подготовленных заданий.

107. (2.)


1

Роль имен прилагательных в тексте-описании

108. (3.)


1

(РР) Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка, птичка»

109. (4.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Местоимение как часть речи

110. (5.)


1

Употребление местоимений в речи

111. (6.)


1

Структура текста-рассуждения

112. (7.)


1

Контрольное списывание

113. (8.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Проверь себя

114. (9.)


1

Роль предлогов в речи

115. (10.)


1

Правописание предлогов с именами существительными

116. (11.)


1

Контрольный диктант

117. (12.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Правописание предлогов с именами существительными

118. (13.)


1

Проект «В словари – за частями речи»

119. (14.)


1

Словарный диктант.

Обобщение по теме: «Части течи»


Повторение (14 ч)

120. (15.)


1

Повторение. Текст. Признаки текста. Тема текста


121.

(16.)


1

(РР) Обучающее сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

122. (17.)


1

Предложение, его назначение и признаки

123. (18.)


1

Знаки препинания конца предложения

124. (19.)


1

Слово и его значение

125. (20.)


1

Части речи.

Имя существительное

126. (21.)


1

Части речи.

Имя прилагательное

127. (22.)


1

Части речи.

Глагол

128. (23.)


1

Итоговый контрольный диктант

129. (24.)


1

Анализ и коррекция знаний.

Части речи.

Местоимение

130. (25.)


1

Звуки и буквы

131. (26.)


1

Правила правописания корневых орфограмм (безударная гласная, парные согласные)

132. (27.)


1

Правила правописания слов с «ь»

133. (28.)


1

Урок – викторина.