СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно-тематическое планирование во 2 классе. Образовательная система «Школа России».
Составлена учителями начальной школы ГБОУ СОШ №910
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в системе общего образования. Это обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности, а успехи в его изучении способствуют лучшему усвоению других школьных дисциплин.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения предмета реализуется через решение ряда практических задач:
- формирование первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- развитие речи, мышления, воображения школьников;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Систематический курс «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Через овладение языком – его лексикой, фразеологией фонетикой и графикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по
языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение). Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико – графических представлений о звуках и буквах русского языка.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сборники творческих работ, классную газету.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
МЕСТО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 540 ч.
В 1 классе – 132 часа (4 часа в неделю, 33 учебные недели):
из них 92 часа (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 часов (10 учебных недель) – урокам русского языка.
Во 2 – 4 классах на уроки русского языка отводится по 136 часов
(4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
№п/п | наименование разделов | количество часов |
1 | Наша речь. | 3 ч. |
2 | Текст. | 4 ч. |
3 | Предложение. | 10 ч. |
4 | Слова, слова, слова… | 13 ч. |
5 | Звуки и буквы. | 49 ч. |
6 | Части речи. | 2 ч. |
7 | Имя существительное. | 17 ч. |
8 | Глагол. | 10 ч. |
9 | Имя прилагательное. | 10 ч. |
10 | Местоимение. | 4 ч. |
11 | Предлоги. | 6 ч. |
12 | Повторение. | 8 ч. |
| Итого | 136 часов |
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
У учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твёрдых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, я и мягким знаком (ь).
Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи-ши,
ча-ща, чу-щу, а также чк, чн, чт, нч, щн; правила переноса слов; написания двойных согласных в слове, формируется навык написания слов с мягким знаком (ь).
Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Даётся первое представление об орфограмме, проверяемых и непроверяемых орфограммах.
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий:
- синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения);
- словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова);
- морфологических (части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог).
Учащимся даётся общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках.
Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа и создания речевых высказываний.
Уточняется и углубляется представление о нашей речи, её видах и формах, языке как средстве общения между людьми.
Ведётся наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространённые и нераспространённые), наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи. Учащиеся учатся составлять предложения по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определённой теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.
Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарём синонимов и антонимов.
Уточняется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная), развиваются умения выделять части, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавливать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.
Формируется общее представление о типах текста: повествовательный текст, описательный текст, текст-рассуждение. Развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты определённого типа под руководством учителя.
Совершенствуются умения различать стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог.
Систематический курс русского языка (136 ч.)
Наша речь
Язык и речь. Речь – главный способ общения людей.
Язык – средство общения людей.
Виды речевой деятельности человека.
Текст
Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста.
Заголовок текста. Построение текста.
Составление плана текста. Красная строка в тексте.
Предложение
Предложение как единица речи.
Знаки препинания в конце предложения.
Логическое ударение в предложении.
Главные и второстепенные члены предложения.
Распространённые и нераспространённые предложения.
Связь слов в предложении.
Слово и его значение
Номинативная (назывная) функция слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Синонимы и антонимы: наблюдение в текстах, использование в речи.
Словари русского языка и их использование.
Однокоренные слова
Родственные (однокоренные) слова.
Корень слова.
Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Слог. Ударение
Слог как минимальная произносительная единица.
Деление слов на слоги (слогообразующая роль гласных звуков). Гласные ударные и безударные.
Словесное ударение в предложении.
Перенос слов
Правила переноса слова с одной строки на другую.
Звуки и буквы. Алфавит
Звуки и буквы: гласные и согласные.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности.
Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков
Основные признаки гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова
Представление об орфограмме.
Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Правописание безударных гласных в корне слова.
Способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков
Согласные звуки и буквы.
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Мягкие и твёрдые согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак
Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком.
Правило написания разделительного мягкого знака в словах.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости – звонкости согласных звуков в корне слова и перед согласным
Глухие и звонкие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.
Правописание парных согласных в корне слова.
Способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.
Обобщение знаний об изученных правилах письма
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Части речи (общее представление)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква в именах собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член).
Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.
Глагол
Глагол как часть речи: значение и употребление в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).
Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголом. Текст-повествование и роль в нём глаголов.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Изменение имён прилагательных по числам.
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных.
Местоимение
Общее представление о местоимении.
Личные местоимения, значение и употребление в речи. Особенности текста – рассуждения.
Предлоги
Роль предлогов в речи.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Повторение изученного за год
Речь устная и письменная. Текст. Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения.
Звуки и буквы. Алфавит. Орфограммы.
Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Звуко-буквенный анализ слов.
Правописание слов с изученными орфограммами.
Обобщение знаний о частях речи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижения выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование уважительного отношения к иному мнению,
культуре других народов: осознание положительного отношения
к народам, говорящим на разных языках, и их родным языкам.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично
развивающемся мире.
Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как к великому ценностному достоянию российского народа; осознание себя носителем этого языка.
Становление элементов коммуникативного и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка.
Развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности.
7. Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через
возможности языка.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения.
Формирование мотивации к творческому труду: развитие
интереса к проектно-творческой деятельности, к работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности на уроке и вне урока, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, понимать причины успеха и неуспеха учебной задачи, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями и одноклассниками.
Формирование умения выполнять учебные действия, используя устную, письменную и внутреннюю речь.
Развитие умения контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом.
Развитие способности оценивать свои достижения, определять трудности и способы преодоления трудностей.
Познавательные УУД
1. Овладение способностью осознавать познавательную задачу,
воспринимать её на слух, решать её под руководством учителя
или самостоятельно; осуществлять под руководством учителя
поиск нужной информации в соответствии с поставленной
задачей в учебнике и учебных пособиях; делать выводы в
результате совместной работы класса и учителя.
2. Умение пользоваться словарями и справочным материалом
учебника.
3. Формирование умения читать текст, выделять существенную
информацию из текстов разных видов (художественного и
познавательного); составлять небольшие собственные тексты по
предложенной теме, рисунку.
4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза
(составление целого из их частей), обобщения языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, классификации по родовидовым признакам.
Коммуникативные УУД
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, задавать вопросы и отвечать на вопросы других, строить монологическое высказывание.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умений использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ 2-го КЛАССА
Учащиеся должны знать:
- названия и порядок букв русского алфавита;
- признаки гласных и согласных звуков;
- ударные и безударные гласные;
- согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
- правила переноса слов.
Учащиеся должны уметь:
- каллиграфически правильно писать слова, предложения;
- без ошибок писать текст объёмом 35 – 45 слов;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить
слова по слогам;
- обозначать на письме мягкость согласных буквами е, ё, и, ю, я
и мягким знаком (ь);
- писать заглавную букву в именах, фамилиях, отчествах людей,
в названия городов, деревень, улиц, в кличках животных;
- писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу,
чк-чн,чт;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие
согласные на конце слов, безударные гласные в двусложных
словах;
- писать слова с двойными согласными, с разделительным
мягким знаком, слова с непроверяемым написанием, указанные
в программе 2-го класса;
- писать раздельно предлоги со словами;
- производить фонетический разбор: делить слова на слоги,
определять ударный слог, последовательность звуков и букв в
словах типа конь, сова, стриж;
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять
слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие
предмета;
- различать слова, отвечающие на вопрос кто? и слова,
отвечающие на вопрос что?;
- различать слово и предложение, устанавливать связь слов в
предложении, выделять подлежащее и сказуемое;
- составлять предложение из слов, устанавливая между ними
связь по вопросам;
- употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить
знаки препинания в конце предложения;
- распознавать простое распространённое и нераспространённое
предложения;
- определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
- делить сплошной текст на предложения (3 – 4 предложения);
- устанавливать связь по смыслу между частями текста:
восстанавливать деформированный повествовательный текст из
трёх частей;
- писать изложение текста (по вопросам) объёмом 30 – 45 слов;
- составлять и записывать текст по опорным словам,
по сюжетному рисунку из 3 – 5 предложений;
- употреблять при записи текста красную строку.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК» (18 часов)
Курс «Русский язык» обладает широкими возможностями для организации внеурочной деятельности младших школьников в следующих формах:
кружки, творческие группы по интересам;
утренники, конкурсы, викторины, олимпиады, выставки;
оформление уголка русского языка, стенда «Говори и пиши правильно», выпуск классной газеты;
проектная деятельность.
Предметом внеурочной деятельности могут стать вопросы культуры общения, культуры речи, речевого этикета, истории жизни слов, происхождение русских имён и фамилий, создания тематических словариков.
Раздел «Наша речь и наш язык»
1. Умеем ли мы общаться? Волшебные слова нашей речи.
Раздел «Текст»
1. Какие бывают тексты? Учимся их создавать!
Раздел «Предложение»
1. Путешествие в мир синтаксиса.
2. Предложения-загадки.
Раздел «Слово и его значение»
1. Русский язык неисчерпаемо богат. Сколько значений может
быть у слова?
2. Словари – наши друзья и помощники.
Раздел «Состав слова»
1. Слова-родственники. Слова, как деревья, ветвисты.
2. Как образуются слова? Детское словотворчество.
Раздел «Части речи»
1. Занимательная морфология.
2. Имена прилагательные в русских народных сказках.
3. Я и моё имя.
4. Из истории происхождения русских фамилий.
Раздел «Фонетика и графика»
1. Занимательная фонетика. Чудесные превращения слов.
2. Волшебная сила ударения.
3. Звуки природы и музыка языка.
Раздел «Орфоэпия»
1. Что такое культура речи?
Раздел «Орфография»
1. Секреты орфографии.
2. Открываем орфографическую службу русского языка:
составление собственных орфографических словарей
(с определённой орфограммой).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» часть 1
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» часть 2
Рабочие тетради:
1. Канакина В.П. часть 1
2. Канакина В.П. часть 2
3. Канакина В.П. «Проверочные работы по русскому языку»
Литература для учителя:
1. Кислякова Е.В. «Планирование учебной деятельности»
1. Канакина В.П. «Методические рекомендации»
2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. «Поурочные разработки по
русскому языку»
3. Канакина В.П., Щёголева Г.С. «Сборник диктантов и
самостоятельных работ» 1 – 4 классы
4. Канакина В.П. «Работа с трудными словами» 1 – 4 классы
Информационно-коммуникативные средства:
1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык»
2. Электронное сопровождение «Русский язык с увлечением»
3. СД-диск «Интерактивные демонстрационные таблицы»
Технические средства обучения:
1. Телевизор
2. Персональный компьютер
№ п\п | Дата изучения | Количество часов по изучению темы | Содержание материала (тема урока) по русскому языку | Характеристика деятельности учащихся |
I четверть | ||||
Наша речь (3 ч) | ||||
1. |
| 1 | Знакомство с учебником. Виды речи | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями речи и оценивать ее. Различать устную и письменную речь, речь про себя. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет ее вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
2. |
| 1 | Диалог и монолог | |
3. |
| 1 | Входной диктант | |
Текст (4 ч) | ||||
4. |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Текст. Признаки текста | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-обзаца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
5. |
| 1 | Тема и главная мысль текста | |
6. |
| 1 | Части текста | |
7. |
| 1 | (РР) Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам | |
Предложение (11 ч) | ||||
8. |
| 1 | Предложение как единица речи, его назначение и признаки | Отличать предложение от группы слов, не составляющие предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонации конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова раздельно. Находить главные члены предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространенное (с второстепенными членами) и нераспространенное (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространенное и распространенное предложения. Устанавливать при помощи вопросов взаимосвязь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу). Рассматривать репродукцию картины И. С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя по учебнику и электронному приложению |
9. |
| 1 | Знаки препинания конца предложения | |
10. |
| 1 | Контрольное списывание | |
11. |
| 1 | Анализ контрольного списывания и коррекция знаний. Главные члены предложения | |
12. |
| 1 | Второстепенные члены предложения | |
13. |
| 1 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения | |
14. |
| 1 | Распространенные и нераспространенные предложения | |
15. |
| 1 | (РР) Обучающее сочинение по картине И. С. Остроухова «Золотая осень» | |
16. |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Связь слов в предложении | |
17. |
| 1 | Обобщение и повторение пройденного | |
18. |
| 1 | Контрольный диктант | |
Слова, слова, слова (14 ч) | ||||
19. |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Слово и его значение | Определять значение слов по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Распознавать среди данных пар слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменное содержание текста по данным вопросам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарем однокоренных слов. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарем, находить в нем нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильности произношения слов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-ичк). Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя» в учебнике и электронном приложении. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. |
20. |
| 1 | Однозначные и многозначные слова | |
21. |
| 1 | Прямое и переносное значение | |
22. |
| 1 | Синонимы | |
23. |
| 1 | Антонимы | |
24. |
| 1 | (РР) Изложение текста по данным к нему вопросам | |
25. |
| 1 | Родственные (однокоренные) слова | |
26. |
| 1 | Корень слова | |
27. |
| 1 | Контрольный словарный диктант. Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов | |
28. |
| 1 | Слог. Слогообразующая роль гласных звуков | |
29. |
| 1 | Словесное и логическое ударение в предложении | |
30. |
| 1 | Правила переноса части слова с одной строки на другую | |
31. |
| 1 | Контрольный диктант | |
32. |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Перенос лов по слогам | |
Звуки и буквы (40 ч) | ||||
33. |
| 1 | Различие звуков и букв | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы с ловах. Использовать правило написания имен собственных и первого слова в предложении. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.) Составлять рассказ по репродукции картины З. Е. Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве Э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны – слон, слоник; трава – травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным на корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Работать с орфографическим словарем учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять рассказ по репродукции картины С. А, Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений – рассказ в соответствии с рисунком. Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й’] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й’]. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка). Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Составлять рассказ по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать составленный рассказ. Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. Определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки. Различать твердые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нем информации для ответов на вопросы, записывать ответы. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями ЧН, ЧТ (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпическим словарем. Применять правило написания слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН,ЧТ, ЩН, НЧ. Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложение из текста на заданную тему. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. Различать непарные твердые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. Примерять правило при написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Работать с предложениям и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст. Различать глухи и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой – звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка – трава, травушка; мороз – морозы, морозный). Использовать правило написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Сопоставлять приемы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах как семью, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя) |
35. |
| 1 | Русский алфавит. Значение алфавита | |
36. |
| 1 | Употребление прописной (заглавной) буквы | |
37. |
| 1 | Повторение пройденного. Проверь себя | |
II четверть | ||||
38. (1.) |
| 1 | Гласные звуки |
|
39. (2.) |
| 1 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | |
40. (3.) |
| 1 | Особенности проверяемых и проверочных слов | |
41. (4.) |
| 1 | Способы проверки написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | |
42. (5.) |
| 1 | Способы проверки написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова | |
43. (6.) |
| 1 | Представление об орфограмме. Проверяемые и не проверяемые орфограммы | |
44. (7.) |
| 1 | Контрольный диктант | |
45. (8.) |
| 1 | Анализ контрольного диктанта и коррекция знаний. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове | |
46. (9.) |
| 1 | (РР) Развитие речи. Обучающее сочинение по картине С. А. Тутова «Зима пришла. Детство» | |
47. (10.) |
| 1 | Анализ сочинения, коррекция знаний. Согласный звук [й’] т буква «и краткое» | |
48. (11.) |
| 1 | Слова с удвоенными согласными | |
49. (12.) |
| 1 | Проект «И в шутку и всерьез» | |
50. (13.) |
| 1 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | |
51. (14.) |
| 1 | Контрольное списывание | |
52. (15.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Мягкий знак | |
53. (16.) |
| 1 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова | |
54. (17.) |
| 1 | Проект «Пишем письмо» | |
55. (18.) |
| 1 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | |
56. (19.) |
| 1 | (РР) Развитие речи. Обучающее изложение | |
57. (20.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Проект «Рифма» | |
58. (21.) |
| 1 | Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | |
59. (22.) |
| 1 | Словарный диктант | |
60. (23.) |
| 1 | Звонкие и глухие согласные звуки | |
61. (24.) |
| 1 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова и перед гласным | |
62. (25.) |
| 1 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным | |
63. (26.) |
| 1 | Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным в корне | |
64. (27.) |
| 1 | Контрольный диктант | |
65. (28.) |
| 1 | Анализ и коррекция диктанта. Правописание гласных и согласных в корне слова | |
III четверть | ||||
66. (1.) |
| 1 | Разделительный мягкий знак |
|
67. (2.) |
| 1 | Использование на письме разделительного мягкого знака | |
68. (3.) |
| 1 | (РР) Обучающее сочинение «Зимние забавы» | |
69. (4.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Правило написания разделительного мягкого знака в словах | |
70. (5.) |
| 1 | Соотношение звукового и буквенного состава в слова типа «друзья», «ручьи» | |
71. (6.) |
| 1 | Обобщение изученного материала. Практическая работа | |
72. (7.) |
| 1 | Контрольное списывание | |
73. (8.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. | |
Части речи (46 ч) | ||||
74. (9.) |
| 1 | Соотнесение слов – названий, вопросов на которые они отвечают, с частями речи | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по не сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов – имен существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имен существительных. Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные по значению и объединять их в тематические группы. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию ((с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, поселка, деревни). Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). Составлять устный рассказ о своем домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. Определять число имен прилагательных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга – книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля – туфли, простыня – простыни). Работать с орфоэпическим словарем. Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определенному грамматическому признаку. Выбирать из ряда имен существительных имя существительное с определенным признаком. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, записывать рассказ. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, употреблять глаголы в определенном числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарем. Раздельно писать частицу НЕ с глаголом (не кричать). Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название и записывать составленный текст. Распознавать текст-повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и электронном приложении. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имен прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова с имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имен прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обслуживание плана подготовительной работы). Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и мена существительные. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий. |
75. (10.) |
| 1 | Имя существительное как часть речи | |
76. (11.) |
| 1 | Словарный диктант. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | |
77. (12.) |
| 1 | Собственные и нарицательные имена существительные | |
78. (13.) |
| 1 | Заглавная буква в именах собственных | |
79. (14.) |
| 1 | (РР) Обучающее сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри» | |
80. (15.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Заглавная буква в именах собственных | |
81. (16.) |
| 1 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание заглавной буквы | |
82. (17.) |
| 1 | (РР) Обучающее сочинение по личным наблюдениям. Рассказ о своем домашнем животном | |
83. (18.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | |
84. (19.) |
| 1 | Контрольный диктант | |
85. (20.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Число имен существительных | |
86. (21.) |
| 1 | Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе | |
87. (22.) |
| 1 | (РР) Обучающее изложение | |
88. (23.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Синтаксическая функция имени существительного в предложении. Проверь себя | |
89. (24.) |
| 1 | Глагол как часть речи | |
90. (25.) |
| 1 | Синтаксическая функция глагола в предложении | |
91. (26.) |
| 1 | (РР) Обучающее сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | |
92. (27.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Число глагола | |
93. (28.) |
| 1 | Изменение глагола по числам | |
94. (29.) |
| 1 | Правописание частицы НЕ с глаголами | |
95. (30.) |
| 1 | Обобщение знаний о глаголе | |
96. (31.) |
| 1 | Контрольный диктант | |
97. (32.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Текст повествование и роль в нем глаголов | |
98. (33.) |
| 1 | (РР) Составление текста-повествования на предложенную тему | |
99. (34.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Проверочная работа | |
100. (35.) |
| 1 | Имя прилагательное как часть речи | |
101. (36.) |
| 1 | Связь имени прилагательного с именем существительным | |
102. (37.) |
| 1 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении | |
103. (38.) |
| 1 | Единственное и множественное число имен прилагательных | |
104. (39.) |
| 1 | Изменение имен прилагательных по числам | |
105. (40.) |
| 1 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа | |
IV четверть | ||||
106. (1.) |
| 1 | Понятие о тексте-описании | Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить
в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части речи в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами. Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарем однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются слова, участвовать в презентации подготовленных заданий. |
107. (2.) |
| 1 | Роль имен прилагательных в тексте-описании | |
108. (3.) |
| 1 | (РР) Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка, птичка» | |
109. (4.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Местоимение как часть речи | |
110. (5.) |
| 1 | Употребление местоимений в речи | |
111. (6.) |
| 1 | Структура текста-рассуждения | |
112. (7.) |
| 1 | Контрольное списывание | |
113. (8.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Проверь себя | |
114. (9.) |
| 1 | Роль предлогов в речи | |
115. (10.) |
| 1 | Правописание предлогов с именами существительными | |
116. (11.) |
| 1 | Контрольный диктант | |
117. (12.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Правописание предлогов с именами существительными | |
118. (13.) |
| 1 | Проект «В словари – за частями речи» | |
119. (14.) |
| 1 | Словарный диктант. Обобщение по теме: «Части течи»
| |
Повторение (14 ч) | ||||
120. (15.) |
| 1 | Повторение. Текст. Признаки текста. Тема текста |
|
121. (16.) |
| 1 | (РР) Обучающее сочинение по репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | |
122. (17.) |
| 1 | Предложение, его назначение и признаки | |
123. (18.) |
| 1 | Знаки препинания конца предложения | |
124. (19.) |
| 1 | Слово и его значение | |
125. (20.) |
| 1 | Части речи. Имя существительное | |
126. (21.) |
| 1 | Части речи. Имя прилагательное | |
127. (22.) |
| 1 | Части речи. Глагол | |
128. (23.) |
| 1 | Итоговый контрольный диктант | |
129. (24.) |
| 1 | Анализ и коррекция знаний. Части речи. Местоимение | |
130. (25.) |
| 1 | Звуки и буквы | |
131. (26.) |
| 1 | Правила правописания корневых орфограмм (безударная гласная, парные согласные) | |
132. (27.) |
| 1 | Правила правописания слов с «ь» | |
133. (28.) |
| 1 | Урок – викторина. |