СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - теметическое планирование по русскому языку. 4класс. УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП по русскому языку. 170 ч, 5ч в неделю. Соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Календарно - теметическое планирование по русскому языку. 4класс. УМК "Школа России"»

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:

• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

•  осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

• принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:

• уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:

• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;

• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;

• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);

• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

•оформлять результаты исследовательской работы;

•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные - безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка

или к учителю, родителям и др.);

•различать звуки и буквы;

•классифицировать слова с точки зрения их звуко - буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко -буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

•понимать этимологию мотивированных слов-названий;

•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

•работать с разными словарями;

•приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

•различать изменяемые и неизменяемые слова;

•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

Морфология

Обучающийся научится:

•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

•понимать роль союзов и частицы не в речи;

•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

•различать родовые и личные окончания глагола;

•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

•находить в предложении обращение;

•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

•раздельное написание слов;

•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

•безударные падежные окончания имён существительных(кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•безударные падежные окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами; мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

•безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах -ек, -ик;

•запятая при обращении;

•запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.





































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Текст и его план. Предложение как единица речи. Виды предложения по цели высказывания и интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Слово в языке и речи (20 ч)

Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие.

Имя существительное (40 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе.

Имя прилагательное (30 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (9 ч)

Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (29 ч)

Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение (22 ч)










Тематическое планирование



Разделы

Кол- во часов

1

Повторение

11 ч

2

Текст. Предложение. Словосочетание

9 ч

3

Слово в языке и речи

20 ч

4

Имя существительное

40 ч

5

Имя прилагательное

30 ч

6

Личные местоимения

9 ч

7

Глагол

29 ч

8

Повторение

22 ч


Итого

170 ч




























Календарно-тематическое планирование по русскому языку


№ урока

Тема урока

Кол- во

часов

по плану

по

факту

Повторение (11 ч)

1

Знакомство с учебником «Русский язык».

Наша речь и наш язык.

1



2

Язык и речь. Формулы вежливости.

Формирование представления о речи и языке.

1



3

Текст и его план.

1



4

Изложение повествовательного текста.

1



5

Работа над ошибками.

Типы текстов. 

1



6

Предложение как единица речи.

1



7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

1



8

Входной контрольный диктант.




9

Работа над ошибками. Диалог.Обращение.




10

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

1



11

Словосочетание. Тест 1

1



Предложение (9 ч)

12

Однородные члены предложения (общее понятие)

1



13

Связь однородных членов  предложения с помощью интонации перечисления и союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1



14

Р/р Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

1



15

Работа над ошибками Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1



16

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

1



17

Р/р Обучающее изложение по тексту Е. Чарушина.

1



18

Работа над ошибками. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1



19

Контрольный диктант по теме «Предложение»

1



20

Работа над ошибками.

Проект «Похвальное слово знакам препинания»




Слово в языке и речи (20 ч)

21

Слово и его лексическое значение.

1



22

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.

1



23

Синонимы, антонимы, омонимы.

1



24

Контрольное списывание




25

Работа над ошибками. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Тест 2

1



26

Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

1



27

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Тест 3

1



28

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

1



29

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах.

1



30

Правописание приставок и суффиксов.

1



31

Разделительные твердый и мягкий знаки. 

1



32

Р/р Сочинение-отзыв по  картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»




33

Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи.  

1



34

Склонение имен существительных и имен прилагательных.

1



35

Имя числительное. Глагол.




36

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

1



37

Контрольный диктант по теме «Части речи»

1



38

Работа над ошибками.

1



39

Правописание наречий. Тест 4

1



40

Обобщение изученного о слове и его значении.

1



Имя существительное (40 ч)

41

Распознавание падежей имен существительных.

1



42

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных.




43

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже.

1



44

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах.

1



45

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

1



46

Три склонения имён существительных.

1-е склонение имён существительных.

1



47

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

1



48

Р/р Сочинение по  картине  А.А. Пластова «Первый снег»

1



49

Работа над ошибками. 2-е склонение имён существительных

1



50

Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

1



51

3-е склонение имён существительных.

1



52

Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

1



53

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного.

1



54

Обучающее изложение

1



55

Работа над ошибками.

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1



56

Именительный и винительный падежи.

1



57

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.




58

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1



59

Р/р Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница»




60

Работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных в дательном падеже.

1



61

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

1



62

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах.

1



63

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

1



64

Р/р Обучающее изложение




65

Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

1



66

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже.

1



67

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже.

1



68

Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах.




69

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных»

1



70

Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

1



71

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

1



72

Склонение имен существительных во множественном числе.

1



73

Контрольный диктант за первое полугодие

1



74

Работа над ошибками

1



75

Именительный падеж имен существительных множественного числа.

1



76

Родительный падеж имен существительных множественного числа.

1



77

Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа.

1



78

Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа.

1



79

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Тест 5

1



80

Проект «Говорите правильно!»

1



Имя прилагательное (30 ч)

81

Имя прилагательное как часть речи.

1



82

Род и число имён прилагательных.

1



83

Составление текста-описания на тему «Любимая игрушка»

1



84

Склонение имен прилагательных.

1



85

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1



86

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.

1



87

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1



88

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1



89

Р/р Обучающее сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов»

1



90

Работа над ошибками. Именительный, винительный, родительный падежи.

1



91

Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

1



92

Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода

1



93

Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

1



94

Склонение имен прилагательных женского рода.

1



95

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода.

1



96

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1



97

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

1



98

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

1



99

Изложение описательного текста

1



100

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1



101

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1



102

Р/р Сочинение-отзыв  по картине Н.К.Рериха «Заморские гости».

1



103

Работа над ошибками.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа.

1



104

Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа.

1



105

Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. 

1



106

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

1



107

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1



108

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Тест 6

1



109

Р/р Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

1



110

Работа над ошибками. Повторение.

1



Местоимение (9 ч)

111

Местоимение как часть речи.

1



112

Личные местоимения.

1



113

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам.

1



114

Правописание местоимений с предлогами.

1



115

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

1



116

Изменение личных местоимений по падежам.




117

Контрольный диктант по теме «Местоимение»

1



118

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Местоимение». Тест 7

1



119

Повторение изученного по теме «Местоимение»

1



Глагол (29 ч)

120

Роль глаголов в языке.

1



121

Изменение глаголов по временам.

1



122

Р/р Изложение




123

Работа над ошибками.

1



124

Неопределённая форма глагола.

1



125

Неопределённая форма глагола.

1



126

Изменение глаголов по временам.

1



127

Спряжение глаголов.

1



128

Спряжение глаголов.

1



129

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

1



130

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

1



131

Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени.

1



132

I и II спряжение глаголов в будущем времени. Тест 8

1



133

Проект «Пословицы и поговорки»




134

Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени.

1



135

Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени.

1



136

Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени.

1



137

Р/р Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

1



138

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

1



139

Правописание возвратных глаголов.

1



140

Правописание - тся и – ться в возвратных глаголах.

1



141

Правописание - тся и – ться в возвратных глаголах.

1



142

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1



143

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

1



144

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени.

1



145

Обобщение изученного по теме «Глагол».

1



146

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1



147

Работа над ошибками. Обобщение изученного по теме «Глагол». Тест 9

1



148

Защита проектов

1



Повторение (22 ч)

149

Повторение изученного. Язык. Речь

1



150

Контрольное изложение

1



151

Работа над ошибками.

1



152

Текст.

1



153

Предложение и словосочетание.

1



154

Предложение и словосочетание.

1



155

Предложение и словосочетание.

1



156

Лексическое значение слова.

1



157

Итоговый контрольный диктант

1



158

Работа над ошибками.

1



159

Состав слова

1



160

Состав слова.

1



161

Состав слова. Тест 10

1



162

Р/р Обучающее сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь».

1



163

Работа над ошибками.

1



164

Правописание значимых частей слова

1



165

Правописание значимых частей слов. Тест 11

1



166

Части речи.

1



167

Части речи.

1



168

Части речи.

1



169

Звуки и буквы.

1



170

Игра «По галактике Частей Речи»

1





19