Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих личностных результатов:
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
• развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
• развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
• принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
• уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
• овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
• осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Обучающийся получит возможность для формирования коммуникативных УУД:
• уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
• понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры;
• овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме материала изучаемого курса);
• овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
•оформлять результаты исследовательской работы;
•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные - безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка
или к учителю, родителям и др.);
•различать звуки и буквы;
•классифицировать слова с точки зрения их звуко - буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко -буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
•понимать этимологию мотивированных слов-названий;
•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
•работать с разными словарями;
•приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
•различать изменяемые и неизменяемые слова;
•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
•сравнивать, классифицировать слова по их составу;
•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
•понимать роль союзов и частицы не в речи;
•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
•различать родовые и личные окончания глагола;
•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
•различать предложение, словосочетание и слово;
•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
•находить в предложении обращение;
•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
•раздельное написание слов;
•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
•перенос слов;
•прописная буква в начале предложения, именах собственных;
•проверяемые безударные гласные в корне слова;
•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
•непроизносимые согласные;
•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
•безударные падежные окончания имён существительных(кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
•безударные падежные окончания имён прилагательных;
•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами; мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
•безударные личные окончания глаголов;
•раздельное написание предлогов с другими словами;
•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
•е и и в суффиксах -ек, -ик;
•запятая при обращении;
•запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение (11 ч) |
Наша речь и наш язык. Текст и его план. Предложение как единица речи. Виды предложения по цели высказывания и интонации. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание. Предложение (9 ч) Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. |
Слово в языке и речи (20 ч) |
Лексическое значение слова. Состав слова. Значимые части слова. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи. Наречие. |
Имя существительное (40 ч) |
Изменение по падежам. Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном (множественном) числе. |
Имя прилагательное (30 ч) |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
Личные местоимения (9 ч) |
Местоимение. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений. |
Глагол (29 ч) |
Неопределенная форма глагола. Спряжение глагола. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Повторение (22 ч) |
Тематическое планирование
№ | Разделы | Кол- во часов |
1 | Повторение | 11 ч |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 9 ч |
3 | Слово в языке и речи | 20 ч |
4 | Имя существительное | 40 ч |
5 | Имя прилагательное | 30 ч |
6 | Личные местоимения | 9 ч |
7 | Глагол | 29 ч |
8 | Повторение | 22 ч |
| Итого | 170 ч |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ урока | Тема урока | Кол- во часов | по плану | по факту |
Повторение (11 ч) |
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 | | |
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. Формирование представления о речи и языке. | 1 | | |
3 | Текст и его план. | 1 | | |
4 | Изложение повествовательного текста. | 1 | | |
5 | Работа над ошибками. Типы текстов. | 1 | | |
6 | Предложение как единица речи. | 1 | | |
7 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | 1 | | |
8 | Входной контрольный диктант. | | | |
9 | Работа над ошибками. Диалог.Обращение. | | | |
10 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | | |
11 | Словосочетание. Тест 1 | 1 | | |
Предложение (9 ч) |
12 | Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | | |
13 | Связь однородных членов предложения с помощью интонации перечисления и союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
14 | Р/р Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень». | 1 | | |
15 | Работа над ошибками Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | | |
16 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | 1 | | |
17 | Р/р Обучающее изложение по тексту Е. Чарушина. | 1 | | |
18 | Работа над ошибками. Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | | |
19 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | | |
20 | Работа над ошибками. Проект «Похвальное слово знакам препинания» | | | |
Слово в языке и речи (20 ч) |
21 | Слово и его лексическое значение. | 1 | | |
22 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | 1 | | |
23 | Синонимы, антонимы, омонимы. | 1 | | |
24 | Контрольное списывание | | | |
25 | Работа над ошибками. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Тест 2 | 1 | | |
26 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 | | |
27 | Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Тест 3 | 1 | | |
28 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | | |
29 | Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. | 1 | | |
30 | Правописание приставок и суффиксов. | 1 | | |
31 | Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 | | |
32 | Р/р Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» | | | |
33 | Работа над ошибками. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | | |
34 | Склонение имен существительных и имен прилагательных. | 1 | | |
35 | Имя числительное. Глагол. | | | |
36 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 1 | | |
37 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | | |
38 | Работа над ошибками. | 1 | | |
39 | Правописание наречий. Тест 4 | 1 | | |
40 | Обобщение изученного о слове и его значении. | 1 | | |
Имя существительное (40 ч) |
41 | Распознавание падежей имен существительных. | 1 | | |
42 | Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных. | | | |
43 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. | 1 | | |
44 | Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложных падежах. | 1 | | |
45 | Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | 1 | | |
46 | Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных. | 1 | | |
47 | Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. | 1 | | |
48 | Р/р Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | | |
49 | Работа над ошибками. 2-е склонение имён существительных | 1 | | |
50 | Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. | 1 | | |
51 | 3-е склонение имён существительных. | 1 | | |
52 | Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. | 1 | | |
53 | Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. | 1 | | |
54 | Обучающее изложение | 1 | | |
55 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 | | |
56 | Именительный и винительный падежи. | 1 | | |
57 | Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже. | | | |
58 | Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. | 1 | | |
59 | Р/р Сочинение по картине В.А.Тропинина «Кружевница» | | | |
60 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен прилагательных в дательном падеже. | 1 | | |
61 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | | |
62 | Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. | 1 | | |
63 | Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 | | |
64 | Р/р Обучающее изложение | | | |
65 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. | 1 | | |
66 | Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | | |
67 | Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. | 1 | | |
68 | Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. | | | |
69 | Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных» | 1 | | |
70 | Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. | 1 | | |
71 | Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | | |
72 | Склонение имен существительных во множественном числе. | 1 | | |
73 | Контрольный диктант за первое полугодие | 1 | | |
74 | Работа над ошибками | 1 | | |
75 | Именительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | | |
76 | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | 1 | | |
77 | Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | | |
78 | Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа. | 1 | | |
79 | Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Тест 5 | 1 | | |
80 | Проект «Говорите правильно!» | 1 | | |
Имя прилагательное (30 ч) |
81 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | | |
82 | Род и число имён прилагательных. | 1 | | |
83 | Составление текста-описания на тему «Любимая игрушка» | 1 | | |
84 | Склонение имен прилагательных. | 1 | | |
85 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | | |
86 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. | 1 | | |
87 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. | 1 | | |
88 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. | 1 | | |
89 | Р/р Обучающее сочинение по картине В.А. Серова «Мика Морозов» | 1 | | |
90 | Работа над ошибками. Именительный, винительный, родительный падежи. | 1 | | |
91 | Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. | 1 | | |
92 | Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | | |
93 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина | 1 | | |
94 | Склонение имен прилагательных женского рода. | 1 | | |
95 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | | |
96 | Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | | |
97 | Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. | 1 | | |
98 | Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных в единственном числе. | 1 | | |
99 | Изложение описательного текста | 1 | | |
100 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 1 | | |
101 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | 1 | | |
102 | Р/р Сочинение-отзыв по картине Н.К.Рериха «Заморские гости». | 1 | | |
103 | Работа над ошибками. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | | |
104 | Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | | |
105 | Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. | 1 | | |
106 | Обобщение по теме «Имя прилагательное». | 1 | | |
107 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | | |
108 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Имя прилагательное». Тест 6 | 1 | | |
109 | Р/р Сочинение-отзыв по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | | |
110 | Работа над ошибками. Повторение. | 1 | | |
Местоимение (9 ч) |
111 | Местоимение как часть речи. | 1 | | |
112 | Личные местоимения. | 1 | | |
113 | Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. | 1 | | |
114 | Правописание местоимений с предлогами. | 1 | | |
115 | Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. | 1 | | |
116 | Изменение личных местоимений по падежам. | | | |
117 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | | |
118 | Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Местоимение». Тест 7 | 1 | | |
119 | Повторение изученного по теме «Местоимение» | 1 | | |
Глагол (29 ч) |
120 | Роль глаголов в языке. | 1 | | |
121 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
122 | Р/р Изложение | | | |
123 | Работа над ошибками. | 1 | | |
124 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
125 | Неопределённая форма глагола. | 1 | | |
126 | Изменение глаголов по временам. | 1 | | |
127 | Спряжение глаголов. | 1 | | |
128 | Спряжение глаголов. | 1 | | |
129 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | 1 | | |
130 | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | | |
131 | Ι и ΙΙ спряжение глаголов настоящего времени. | 1 | | |
132 | I и II спряжение глаголов в будущем времени. Тест 8 | 1 | | |
133 | Проект «Пословицы и поговорки» | | | |
134 | Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени. | 1 | | |
135 | Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени. | 1 | | |
136 | Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения в настоящем и будущем времени. | 1 | | |
137 | Р/р Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | 1 | | |
138 | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. | 1 | | |
139 | Правописание возвратных глаголов. | 1 | | |
140 | Правописание - тся и – ться в возвратных глаголах. | 1 | | |
141 | Правописание - тся и – ться в возвратных глаголах. | 1 | | |
142 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
143 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
144 | Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. | 1 | | |
145 | Обобщение изученного по теме «Глагол». | 1 | | |
146 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | | |
147 | Работа над ошибками. Обобщение изученного по теме «Глагол». Тест 9 | 1 | | |
148 | Защита проектов | 1 | | |
Повторение (22 ч) |
149 | Повторение изученного. Язык. Речь | 1 | | |
150 | Контрольное изложение | 1 | | |
151 | Работа над ошибками. | 1 | | |
152 | Текст. | 1 | | |
153 | Предложение и словосочетание. | 1 | | |
154 | Предложение и словосочетание. | 1 | | |
155 | Предложение и словосочетание. | 1 | | |
156 | Лексическое значение слова. | 1 | | |
157 | Итоговый контрольный диктант | 1 | | |
158 | Работа над ошибками. | 1 | | |
159 | Состав слова | 1 | | |
160 | Состав слова. | 1 | | |
161 | Состав слова. Тест 10 | 1 | | |
162 | Р/р Обучающее сочинение по картине И.И. Шишкина «Рожь». | 1 | | |
163 | Работа над ошибками. | 1 | | |
164 | Правописание значимых частей слова | 1 | | |
165 | Правописание значимых частей слов. Тест 11 | 1 | | |
166 | Части речи. | 1 | | |
167 | Части речи. | 1 | | |
168 | Части речи. | 1 | | |
169 | Звуки и буквы. | 1 | | |
170 | Игра «По галактике Частей Речи» | 1 | | |
19