СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарный план коррекционной работы с детьми старшей группы для детей с ТНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарный план коррекционной работы с детьми старшей группы для детей с ТНР

Просмотр содержимого документа
«Календарный план коррекционной работы с детьми старшей группы для детей с ТНР»

Приложение № 3

Календарный план коррекционной работы с детьми старшей группы для детей с ТНР.


«Урожай. Овощи. Ягоды. Фрукты» (Южный Урал)


Звук

Подготовка к звуковому анализу

Психические процессы

Общие речевые навыки

Грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь, 3-я нед. 18.09-22.09

Неречевые звуки

Речевые звуки


Развивать слуховое внимание.

Игра «Молчанка». Игра «Что звучит?» (звучащие игрушки, муз. инструменты).

Анализ ряда неречевых звуков.

Правило: звуки мы слышим и произносим.

Дыхательное упражнение:

Дифференциация ротового и носового дыхания:

а) вдох и выдох через нос; б) вдох и выдох через рот; в) вдох через нос, выдох через рот;

г) вдох через рот, выдох через нос.

Знакомство с органами и движениями артикуляционного аппарата.

Мелкая моторика.

«Фрукты».


Общая моторика.

«Овощной урожай».

Игра «Что где растёт?».

(предлоги «в», «на»)

Огурец растёт на земле. Морковь растёт в земле.


Образование прилагательных от существительных.

Компот из яблок – яблочный, повидло из груш – грушевое, сок из апельсинов – апельсиновый и т.д.


Отгадывание загадок по лексической теме. Составление загадок по образцу:

Этот овощ круглый, красный, сладкий, сочный, растёт на земле. Из него можно приготовить сок, салат и т.д. Что это за овощ?

«Животный мир. Домашние животные, птицы и их детеныши»

Сентябрь, 4-я нед. 25.09-29.09







[У]

Знакомство со звуком [У].

Характеристика звука.

Символ звука –

Буква.

Выделение звука

- из ряда гласных;

- по артикуляции;

- из начала слова.

Правило: буквы мы видим и пишем.


1.Дыхательное упражнение «Голоса животных» Ребёнок делает спокойный вдох носом, на выдохе произносит изображает мычание коровы, мяукание кошки…

2.Проговаривание звуковых рядов с различной интонацией.

Мелкая моторика

«Довольные звери»


Общая моторика

«Кошка»

Употребление имён существительных в родительном падеже, единственном числе (кого?).

Образование однокоренных слов (Лис – лиса, лисёнок и т.д.)


Ответы на вопросы полными предложениями.

Отгадывание и проговаривание загадок.



Заучивание:

У – сучок,

В любом лесу

Ты увидишь букву


«Я – человек. Части тела. Быть здоровыми хотим»


Звук

Подготовка к звуковому анализу

Психические процессы

Общие речевые навыки

Грамматический строй речи

Связная речь

Октябрь, 1-я нед. 2.10-6.10









[А]

Знакомство со звуком.

Выделение ударного гласного звука из начала слова: Аня, Ася, аист, Аля.

Характеристика звука [А].

Символ –

Буква.

Анализ звукового ряда:

А У; У А.



Дифференциация ротового и носового выдоха.

1) гладить боковые части носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям (5 раз).

2) рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую ноздрю, закрывая левую указательным пальцем. Так же – вдох через левую ноздрю (8-10 раз).

Мелкая моторика

«О левой и правой руке»


Общая моторика

«Мое здоровье»

Согласование притяжательных местоимений мой, моя

с существительными (по теме).


Согласование существительных с наречиями один – много.

Составление простых предложений.



Заучивание:

Два столба наискосок,

Между ними поясок

«Одежда. Обувь. Головные уборы.»

Октябрь, 2-я нед. 9.10-13.10






[О]

Знакомство со звуком.

Выделение звука из ряда гласных, по артикуляции, из начала слова.

Характеристика [О].

Символ звука –

Буква.

Анализ ряда: О А;

А О У


Дыхательное упражнение

«Шитьё на швейной машинке»

Правой рукой «крутим ручку швейной машинки» – вдох; на выдохе произносим

«Т – т – т –т!»

Правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машинки – вдох; на выдохе произносить

«Д – д – д!»

Повторить 3 – 4 раза


Мелкая моторика

«Три Катюшки»


Общая моторика

«Я умею обуваться»

Составление предложений

с предлогом: НА.


Правильное употребление глаголов одевать, надевать


Правильное употребление рода существительных (одна туфля, один сапог, одна калоша, один валенок)





Согласование слов в предложении с союзом И.

(Я надел рубашку и шорты. Я надел куртку и шапку. Дети обули сапоги и ботинки.)



Заучивание:

О- ужасно удивилась,

Сушка с маком ей приснилась.

Как похожа на меня!

Может с нею мы родня?



«Перелетные птицы» (Южный Урал)


Звук

Подготовка к звуковому анализу

Психические процессы

Общие речевые навыки

Грамматический строй речи

Связная речь

Октябрь, 3-я нед 16.10-.20.10





[И]

Знакомство со звуком

Выделение ударного гласного из начала слова: АСТРА, ОСЫ, УТКА, ИВА.

Символ звука -

Буква.

Анализ звукового ряда:

А У И


У А О И



Дыхательное упражнение:

И.п..: ноги на ширине плеч, руки опущены,

1-вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны

2. И.п..: на вдохе произносить

«Курлы-курлы!»

Повторить 3-4 раза.

Мелкая моторика

«Птицы»


Общая моторика

«Лебеди»




Образование существительных множественного числа.

Употребление имён существительных в Родительном падеже.

Игра «Кого не стало?».

Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай до 5 и обратно» (один птенец, 2…. 5…)

Образование множественного числа существительных (птица - птицы)

Составление описательного рассказа о птицах по плану – схеме.


Ответы на вопросы полными предложениями.


Заучивание:

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула,

К правой ножке пристегнула

«Краски осени. Деревья, листья. Природа Южного Урала»

Октябрь, 4-я нед. 23.10-27.10







[Ы]

Знакомство со звуком.

Выделение звука [Ы] из ряда гласных, из конца слова.

Характеристика звука. Символ звука –

Буква.

Анализ звукового ряда: А О У Ы

И У А Ы О


Дыхательное упражнение

«Дождик»

Попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Кап – кап – кап!»; попеременно выставлять прямые руки вперёд – «ловить капли» - вдох; на выдохе произносить «Так – так – так!» Повторить 3 – 4 раза


Мелкая моторика

«Листики»


Общая моторика

«Листья»

Образование прилагательных от существительных (лист с березы - березовый)


Подбор прилагательных к данному существительному (осень какая?)


Употребление предлога НА (лист на дереве, на земле и т.д.)


Пересказ рассказа «Листопад» по сюжетной картинке.


Выучить стихотворение:

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят


Заучивание:

С палкой ходит буква Ы,

Ищет ягоды, грибы


«День народного единства. Дружба. Народы Южного Урала»


Звук

Подготовка к звуковому анализу

Психические процессы

Общие речевые навыки

Грамматический строй речи

Связная речь

Ноябрь 1-я нед. 30.10-3.11





[Э]

Знакомство со звуком.

Выделение гласного звука из начала слова: Эдик, Эмма.

Характеристика звука.

Символ –

Буква.

Анализ звукового ряда:

А Э

О А И Э У


«Идём по лужам»

Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Хлюп – хлюп – хлюп!»

Ходьба на месте – вдох; на выдохе произносить «Шлёп – шлёп – шлёп!»

Повторить 3 – 4 раза


Мелкая моторика

«Дружба»


Общая моторика

«Друзья»




Игра «Большой - маленький». (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Лес – лесок (ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)



Составление описательного рассказа о лучшем друге.


Ответы на вопросы полными предложениями.


Выучить стих:

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

«Транспорт. Правила дорожного движения.»

Ноябрь 2-я нед. 7.11-10.11







Повторение «Гласные звуки»

Определение гласного звука в словах: лук, мак, дуб, стол, бык, кит, дым..

Вспомнить характеристику гласных звуков: если воздух выходит свободно, не встречая преграды и его можно петь, то звук - гласный, обозначаем его красным цветом.


«Поезд»

Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Медленно выдыхать со звуком [у] «поезд далеко – звук тише, поезд подъехал близко – гудит громче».

Мелкая моторика

«Транспорт»


Общая моторика

«Теплоход»

Подбор глагола к данному существительному (поезд что делает? – едет по рельсам)

Согласование числительных с существительными. Игра «Сосчитай до 5 и обратно» (одна машина, 2…,5…)

Образование множественного числа существительных (самолет-самолеты)

Составление описательного рассказа о любом виде транспорта с опорой на схему.






Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Ноябрь 1-я нед. 31.10-4.11




[Э]

Знакомство со звуком.

Выделение гласного звука из начала слова: Эдик, Эмма.

Характеристика звука.

Символ –

Буква.

Анализ звукового ряда:

А Э

О А И Э У


Игра «Большой - маленький». (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Лес – лесок (ручей, дерево, озеро, пруд, река, гора, луг, поляна, город, дорога, завод, дом, салют)




Россия – огромная страна.





Составление предложений по плану:

Моя страна называется … (Россия)

Столица нашей страны — … (город Москва)

Главный город нашей области - ...

Мой город называется — …

Мой домашний адрес — …


Заучивание стихотворения.


Э тянула язычок,

Порвала себе бочок.

Это Э с открытым ртом

И большущим языком.

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья.

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок,

Речка, небо голубое

Это все мое родное.

Это родина моя.

Всех люблю на свете я.



Ноябрь 2-я нед. 7.11-11.11



[П] – [П’]


Ознакомление со звуком [П].

Характеристика звука.

Обозначение:

[П] – , [П’] –

Буква.

Анализ обратного слога А П


Согласование числительных с существительными. Игра «Посчитаем вместе» (один птенец, 2…. 5…)

Образование множественного числа существительных (птица - птицы)



Домашние птицы.





Составление описательного рассказа о птицах по плану – схеме.

Заучивание:

Вот весёлый озорник,

Он решил, что П турник.

Составление описательного рассказа о животных по плану – схеме

Наши уточки с утра –

кря, кря, кря!

Наши гуси у пруда –

га, га, га!

Наши курочки в окно –

ко, ко, ко!

А как Петя - Петушок

Рано-рано по утру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!




Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Ноябрь 3-я нед. 14.11-18.11

[Т] [Т’]

Ознакомление со звуком [Т].

Характеристика звука.

Обозначение :

[Т] – , [Т ’] –


Буква.

Анализ обратного слога О Т



Употребление имён существительных в родительном падеже, единственном числе (кого?).

Образование однокоренных слов (Лис – лиса, лисёнок и т.д.)



Дикие животные



Составление простых предложений с союзом И.


Заучивание:

Буква Т, как молоток,

Туки-туки-туки-ток.



Ёж, медведь,

Барсук, енот

Спят зимою

Каждый год.

Волка, зайца,

Рысь, лису

Ты зимой

Найдёшь в лесу!


Ноябрь 4-я нед.21.11-25.11

[К] – [К]

Ознакомление со звуком [К].

Характеристика звука.

Обозначение:


[К] – , [К’] –

Буква.

Анализ слов:

К О Т, К И Т




Согласование слов в предложении по лексической теме.

«Моего папу зовут..»

«Папа работает …»


Игра «Назови ласково».




Моя семья (День матери)


Домашний адрес.

Составление предложений.


Стихи про букву.

На прямую палочку

Справа села галочка.


(Пальцы загибать, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Ноябрь 5-я нед.28.11-2.12

[П – Т – К]

Выделение звука из начала слова. Характеристика звуков.

Анализ слов:

К О М, Т О П

Согласование слов в предложении с союзом И. (Я надел рубашку и шорты. Я надел куртку и шапку. Дети обули сапоги и ботинки.)

Правильное употребление рода существительных (одна туфля, одна сандалия, один сапог, одна калоша, один валенок)


Наряды куклы Тани (одежда, обувь, головные уборы)




Составление предложений с предлогом: НА.

.


В магазине много есть

Обуви хорошей,

Есть сапожки и ботинки,

Туфли, валенки, галоши.




Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Декабрь, 1-я нед. 5.12 - 9.12


[М] – [М’]



Знакомство со звуком.

Выделение звука из конца слова САМ.

Характеристика звука.

Обозначение:


[М] – , [М’] –

Буква.

Анализ обратного слога У М

Использование предлога: НА.


Образование родственных слов: зима — зимушка, зимний, зимние, зимующие и т.д,, снег — снежинка, снежный, снеговик, Снегурочка.



Здравствуй, зимушка-зима (зимние забавы)



.



Заучивание стихотворения.


Палочка, палочка,

А между ними – галочка.


Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я –

Это мы, а между тем

Получилась буква М».


1,2,3,4,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий,

Очень гладкий.

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два - поймаем.

Три – уроним

И сломаем.


Декабрь, 2-я нед. 13.12-16.12

[Х] – [Х’]

Ознакомление со звуками: [Х], [Х’].

Характеристика звуков.

Обозначение:

[Х] – , [Х’] –

Буква.

Анализ слогов:

ОХ, Х А, Х И,



слова Х О М А



Употребление имён существительных в родительном падеже, единственном числе (кого?).

Образование однокоренных слов (кот – котик, котище)

Согласование числительных с существительными (один кот, два кота, пять котов и т.д.)




Домашние животные и их детёныши.


Составление описательного рассказа о животных по плану – схеме.


У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.


Декабрь, 3-я нед. 19.12 - 23.12


повторение

Определение гласного звука в словах: мох, суп, мак, сэр, сыр, нить.

Вспомнить характеристику гласных звуков: если воздух выходит свободно, не встречая преграды и его можно петь, то звук - гласный, обозначаем его красным цветом.

Употребление предлогов В, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.

Игра «Где подарок?» (на ёлке, под ёлкой, за ёлкой, перед ёлкой)

Образование прилагательных от существительных (Ветка еловая, шишка кедровая и т.д.)


Новогодний калейдоскоп. Хвойные деревья.





Заучивание новогодних стихотворений.








Вот стоит большая елка,

А на ней растут иголки.

Есть на елке также шишки,

А внизу– берлога мишки.



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Январь, 2-я нед. 9.01-14.01

[Н] – [Н’]

Ознакомление со звуками: [Н], [Н’].

Характеристика звуков.

Обозначение:

[Н] – , [Н’] –

Буква.

Анализ слогов:

ОН, Н А, НИ,



слова Н О Т Ы



Употребление существительных в форме Род. п.. Игра «Кого не стало?» (синицы, дятла, снегиря и т.д.)

образование множественного числа существительных (снегирь – снегири, дятел – дятлы…)





Зимующие птицы

Пересказ рассказа «Синичка» (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше).

Летела, летела сорока

Через бабушкины ворота.

Вот она крыльями забила,

Бабушкин кисель разлила.

Январь, 3-я нед. 16.01-21.01

[С] [С’]

Ознакомление со звуками: [С], [С’].

Характеристика звуков.

Обозначение:

[С] – , [С’] –

Буква.

Анализ слогов:

ОС, С А, С И,



слова С О Н



- Образование глаголов приставочным способом (от глагола ехать): машина из гаража… . Машина к дому… .

Машина от дома… . Машина до дома… . Машина с моста… .

- Согласование числительных с существительными: одна машина, две машины, …, пять машин; один самолёт, два … и т.д.

- Употребление имён сущ. в Вин.п.




Азбука безопасности, транспорт, ПДД

Заучивание:

Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера.

Красный свет – дороги нет,

Желтый – будь готов к пути,

А зеленый свет – иди.

Составление предложений.

Игра: «Магазин игрушек».

Продайте мне, пожалуйста, машину. Я купил машину. Продайте мне, пожалуйста, самолёт, корабль и т.д.


Будем пальчики сгибать,

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажали

Пять видов транспорта назвали.



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Январь, 4-я нед. 23.01-28.01

[З] – [З]

Ознакомление со звуками: [З], [З’].

Характеристика звуков.

Обозначение:

[З] – , [З’] –

Буква.

Анализ слогов:

З А, З И,


слова З И М А



Образование относительных прилагательных (стеклянная, деревянная и т.д.)

Употребление предлогов: В, НА, ПОД, ЗА, ПЕРЕД. (стакан, ложка)

Согласование слов в предложении. Употребление имён существительных в творительном падеже

(сметаной, молоком, сосисками и т.д.)



Посуда, продукты питания.


Составление предложений с предлогами.


Составление предложений. Игра «Накорми кота».

(молочные продукты, мясные продукты, рыбные).


У метро — стеклянный дом.

Покупаем в доме том

Сыр, сметану и печенье,

Колбасу и вкусное варенье.

Февраль, 1-я нед. 30.01-3.02



[Ц] [Ц - С]

Ознакомление со звуком [Ц].

Характеристика звука.

Обозначение:

[Ц] –

Буква.

Анализ слогов:

О Ц, Ц А,



слова Ц Ы П



Образование сложных слов (хлеб резать– хлеборезка..)


Употребление предлогов В, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.





Бытовая техника.


Составление описательного рассказов о бытовых приборах по опорному плану-схеме.


Все, что видишь ты вокруг:

Микроволновка и утюг,

Плита с духовкой, монитор-

Это бытовой прибор!

Нам помогут эти вещи

Сделаем зарядку вместе!



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Февраль, 2-я нед.6.02-10.02



[Ш] [Ш - С]

Ознакомление со звуком [Ш].

Характеристика звука.

Обозначение :

[Ш] –

Буква.

Анализ слогов:

А Ш, Ш У,



слова Ш У М



Образование прилагательных от существительных. Игра «Что из чего?» диван из кожи – кожаный, стол из дерева – деревянный, стул из пластмассы – пластмассовый и т.д.




Что предмет расскажет о себе (мебель).

Составление предложений с предлогами: В, НА, НАД, ПОД, ЗА, ПЕРЕД.


Заучивание:

Три столба красиво в ряд,

Как солдатики стоят.


1,2,3,4,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали. А потом мы с котом

посидели за столом

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире

Февраль, 3-я нед. 13.02-17.02



[Ж] [Ж - З]

Ознакомление со звуком [Ж].

Характеристика звука.

Обозначение :

[Ж] –

Буква.

Анализ слогов:

ЖО, Ж А,



слова Ж У К




Подбор эпитетов к слову ОФИЦЕР.

Образование глаголов 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

Солдат окоп копает. Солдаты – копают; охраняет – охраняют; …




День защитников Отечества. Военные профессии.


Составление предложений.

Игра: «Кто что делает?»

(подбор действий к сущ.): пограничник – охраняет, лётчик, врач, артиллерист …


Мимо дома, мимо сада (кулак-ребро)

Он шагает:

раз, два три! (кулак-ребро-ладонь)

На российского солдата

С уваженьем посмотри!

(хлопать по коленям (столу) одна рука–ладонь, другая–кулак)



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Февраль, 4-я нед. 20.02-24.02



[Ш - Ж]

Характеристика звуков: [Ш], [Ж].


[Ш] –

Буквы.

Анализ слогов:

Ш И, Ж И,





Образование сложных слов (снег падает – снегопад; голый лёд - гололёд).

Употребление формы родительного падежа существительных (Зимой много чего? Снега, снежинок, сугробов, льда и т.д.)



Зима. Обобщение.

Заучивание:

Сели дети на салазки,

Как блестят весельем глазки!

Покатились, понеслись,

Покатились по льду вниз.

Заучивание загадок:

Как мороз покажет рожки, где запрячутся ладошки?

Под тонким снежком

Блестит утюжком,

Тебя не спросит –

на землю бросит.

(гололёд)

1,2,3,4,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий,

Очень гладкий.

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим,

Два - поймаем.

Три – уроним

И сломаем.



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Март, 1-я нед. 27.02-3.03



[Ч]

Ознакомление со звуком [Ч].

Характеристика звука.

Обозначение:

[Ч] –

Буква.

Анализ слогов:

О Ч, Ч А,



слова Ч А С



Подбор эпитетов к слову БАБУШКА.


Изменение слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов: -ЧИК, - ЧЕК, -ОЧК, -ЕЧК




8 марта. Женские профессии.


Составление предложений. Игра: «Расскажи какая?»

Составление рассказа.


Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу, и ни разу,

И ни разу ни словечка не скажу.

Март, 2-я нед. 6.03-10.03


[Б –Б’]


[Б - П]

Характеристика звуков: [Б], [Б’].


Буква.

Анализ слогов:

Б А, Б И,



слова Б А Н Т



Количественный счет 1 - 5 (маленький росток, тонкий стебель, зелёный листок).




Комнатные растения. Огород на окне


Умение называть части предмета. Комнатные растения, рассада (корень, стебель, листья, бутон).

Составить описательный рассказ.

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я цветы считать:

Бегония, фикус, цикламен, Сансевьера, бальзамин.



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Март, 3-я нед. 13.03-17.03



[Д – Д’]

Ознакомление со звуками [Д], [Д ’].

Характеристика звуков.

Обозначение :

[Д] – [Д ’] –

Буква.

Анализ слогов:

Д А, Д И,



слова- Д О М



- Образование прилагательных от существительных.

Лучи солнца (какие?) – солнечные. Щебет птиц (какой?) – птичий. Запах цветов (какой?) – цветочный

- Изменение слов с помощью суффикса – «ищ».





Весна. Приметы весны.

Заучивание.

Прилетело 100 грачей,

Щебет птиц в лесу слышней,

Побежал в саду ручей.

А сугробы тают, тают.

А цветочки подрастают.




Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Март, 4-я нед. 6.20-24.03



[Г] [Г’]

Ознакомление со звуками: [Г], [Г’].

Характеристика звуков.

Обозначение :

[Г] – , [Г ’] –

Буква.

Анализ слогов:

Г А, Г И,



слова Г У С И



Игра «Один – много»: ласточка – ласточки…

Игра «Наоборот»: у утки короткий хвост, а у журавля? (У журавля длинный хвост), тонкая шея -, черное крыло -, острый клюв-.



Прилёт птиц



Разъяснение и заучивание поговорок.

Грач на горе –

Весна на дворе.


Увидел грача –

Весну встречай.


Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу, 
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой 
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Март, 5-я нед. 27.03-31.03

[В] – [В’]

Ознакомление со звуками: [В], [В ’].

Характеристика звуков.

Обозначение:

[В] – , [В ’] –

Буква.

Анализ слогов:

В А, В И,



слова В А Т А




Игра «Кто что делает?» (образование существительных от глаголов)

Учит - учитель (строит, воспитывает, водит, грузит, продает, убирает, танцует, поет, летает)




Профессии



Заучивание:

Палочка, Рядом две ровные дужки —

Вот и готовы Очки... для лягушки.

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель.

Сразу всех не называю,

Вам продолжить предлагаю.

Апрель, 1-я нед. 3.04-7.04

[Ф] – [Ф’]


Ознакомление со звуками: [Ф], [Ф’].

Характеристика звуков.

Обозначение :

[Ф] – , [Ф ’] –

Буква.

Анализ слогов:

Ф А, Ф И,



слова ФОКУС



Изменение слов с помощью суффикса – «ищ».

Игра «Путешествие в страну великанов»: хвост – хвостище, глаза – глазища, голова – головища и т.д.

Игра «Скажи правильно». Увидел, поймал: карася, карпа… Положил кружку, карту, …



Водные ресурсы. Рыбы


Заучивание:

Всем известно без подсказки:

Буква «Ф», как ключ из сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас!


«Ф» надула свои щёки

Или встала – руки в боки!



Десять рыб поймали мы -

В речке плавали они.

Лещ, плотва, налим, карась,

Окунь, щука, сом, ёрш, язь,

А десятым угорь был,

Он сорвался и уплыл…



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Апрель, 2-я нед. 10.04-14.04

[Щ]

Характеристика звука [Щ].

Обозначение [Щ] -

Буква.

Анализ слогов:

Щ А, Щ У,



слова -Щ И Т





Игра «Путешествие в страну великанов и гномов»: звезда – звездище – звёздочка, планета – планетище – планеточка, ракета – ракетище – ракеточка и т.д.





Космос


Заучивание

На расчёску «Щ» похожа.

Три зубца всего? Ну что же?

Буква «Щ» поможет нам

Чистить зубы по утрам


Отгадывание и заучивание загадки:

Крыльев нет,

но эта птица

Полетит и прилунится.

Раз, два, три, четыре, пять -

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, комету,

И большую белую луну.


Апрель, 3-я нед.17.04-21.04

[Щ] – [Ч]

Характеристика звуков.

Буквы.

Анализ слогов:

Щ И, Ч И,



слова Ч А Щ А




Образование мн.ч. существительных: лапа – лапы, хвост - …, ухо - … . нос - …, человек – люди, ребёнок – дети и т.д.



Животные холодных стран


Составление предложений по вопросам.

Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже.

Составление описательного рассказа по опорному плану-схеме.

Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?

 Звери необычные, к холоду привычные.
 Вот песец из норки смотрит,
Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан
Гордый северный олень
Грузы возит целый день.




Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Апрель, 4-я нед.24.04-28.04

[Л] – [Л]

Ознакомление со звуками: [Л], [Л’].

Характеристика звуков.

Обозначение :

[Л] – , [Л’] –

Буква.

Анализ слогов:

Л А, Л И,



слова Л И П А



Образов. глаг. от сущ «Что? - Что делать?»: борона – боронить, сеялка – сеять, косилка, уборка.

Образование глаголов 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

Мальчик лопатой копает. Мальчики – копают; пилит – пилят; …




Праздник Весны и труда (инструменты)


Составление предложений по демонстрации действий, объединение в короткий рассказ.

Объяснение пословиц о труде. Заучивание одной из них.

Терпение и труд всё перетрут.


Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.


За всякое дело берись умело.

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

(пальцы обеих рук разгибать по порядку, на каждую строчку, начиная с большого)

Большому – дрова рубить.

Печи все тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь,

(сжимать, разжимать кулаки)

Песни петь, да плясать,

(хлопки в ладоши)

Родных братьев забавлять.

Май, 1-я нед.1.05-5.05

[Р] – [Р]

Ознакомление со звуками: [Р], [Р’].

Характеристика звуков.

Обозначение :

[Р] – , [Р’] –

Буква.

Анализ слогов:

Р А, Р И,



слова Р О Т А




Подбор эпитетов к слову солдат (какой?)

Подобрать однокоренные слова к слову солдат (солдатик, солдат- ский, солдаты…).

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.



День победы

Объяснение пословиц о войне. Заучивание одной из них.

Герой за славой не гонится.


Герой никогда не умрет – он вечно живет.

Составление рассказа.



Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле

Ярче светят в честь Победы («звезда»)

Звезды мира на Кремле (поднять «звезду» над головой)

Небо вспыхнуло над нами, (сжимать и разжимать кулачки)

Засияло огоньками, («фонарики»,

Как цветы они цветут, шевелить пальцами)

Это праздничный салют! ( руки вверх, шевелить пальцами)



Звук

Подготовка к звуковому анализу

Грамматический строй речи

Словарь

Связная речь

Пальчиковая гимнастика

Май, 2-я нед.8.05-12.05

[Л] [Р]

Характеристика звуков.

Обозначение :

[Л] – , [Р] –

Буквы.

Анализ слогов:

Л А, Р А,



слова Р О З А




Количественный счет 1 - 5 (большой шмель, красивая бабочка, маленький муравей).





Насекомые


Отгадывание загадок по лексической теме, заучивание одной из них.

Пересказ рассказа «Муравьи» (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше).

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею – шмель-шмелек

И веселый мотылек,

2 жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.