СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематический план По истории искусств для 2 класса по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематический план по истории искусств для 2 класса художественного отделения по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись»

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематический план По истории искусств для 2 класса по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись»»

Календарно-тематический план

По истории искусств для 2 класса

по дополнительной предпрофессиональной программе

«Живопись»

п/п

Название раздела,темы урока

Кол-во

часов

Дата

проведения

Виды деятельности

учащихся

Полученные знания и умения

1

Раздел 1. Искусство Древнего мира




1.1

Тема: Введение. Первобытное искусство

Основная тема: изображение охотничьих и военных сцен. Переход от наглядного образа к знаку в искусстве неолита.

Цель: Сформировать представление о роли изображений в древности. Раскрыть связь с другими видами деятельности.

Задачи: Показать разницу между древними изображениями и тем, что сегодня называется изобразительным искусством. Рассказать о версиях происхождения изобразительного искусства. Выявить функции искусства, которые оно могло выполнять. Проследить эволюцию первобытного искусства: от отпечатков рук до развитой изобразительной деятельности, которая положило начало письму: сначала пиктографии, а затем и в виде изобразительных знаков. Познакомить с двумя основными темами искусства палеолита: изображением женщин и животных.

1,5

6.09.2016

Слушанье объяснения учителя.


Самостоятельная работа: сделать копию рисунка из первобытной пещеры (по выбору).

Усвоение понятий мегалитические сооружения - «менгиры», «дольмены», «кромлехи», петроглифы».

Получение знания о развитии первых ремесел, возникновении орнамента, древнейших памятников Северной Европы, женской статуэтки из Виллендорфа, рельефа «Женщина с рогом бизона», памятниках пещерной живописи (живопись пещер Альтамира в Испании, Ласко во Франции).

1.2

Тема: Бесписьменные народы: искусство мифа

Цель: Сформировать представления о синкретическом характере первобытного искусства.

Задачи: Показать, что искусство первобытного, или традиционного, искусства – это не столько изображение, сколько воображение.

1,5

13.09.2016

Слушанье объяснения учителя.


Самостоятельная работа: составить видеоряд работ художников – аборигенов Австралии.

Получение знаний о священных (культовых) предметах- чуринги, о форме передачи мифа через песню, о том , что художник является хранителем тайного знания.

1.3

Древний Египет





1.3.1.

Тема: Древнее и среднее царство

Цель: Сформировать представление об искусстве эпохи Древнего царства, о значении заупокойного культа в Египте, о роли художника.

Задачи: Познакомить с архитектурными памятниками древнего и нового царства. Раскрыть роль художника в Древнем Египте; магический характер изображений; связь с заупокойным культом. Рассмотреть изобразительный характер древнего письма и специфическую условность приемов древнего искусства. Выделить характерные черты: условность изображения; выделение главного размером; следование канону при изображении человека; построчное построение изображений, сочетание реальных образов с их символическими изображениями. Сделать вывод о том, что форма сама по себе не позволяет судить о значении и назначении произведения.

1,5

20.09.2016

Слушанье объяснения учителя.


Самостоятельная работа: нарисовать фигуру человека по египетскому канону.

Получение знаний:

1. об ансамбле первой в мире пирамиды Джосера в Саккара,

2. пирамидах в Гизе и Сфинксом, Доме вечности фараона Хуфу – Великой пирамидой,

3. о развитии жанра похоронной продукции - деревянных изображений слуг (ушебти),

4. о колоссальных изваниях фараонов,

5. о содержания рельефов на стенах гробниц.

6. о типах статуй и их размером.

7. о связи живописи с рельефом

8. о связи архитектуры с природой Египта.

1.3.2

Тема: Новое царство

Цель: Сформировать представление об архитектуре культовых центров в Карнаке и Луксоре.

Задачи: Познакомить с архитектурными памятниками в Карнаке и Луксоре, шедеврами Амарнского периода. Выявить ориентацию по сторонам света и годовому движению солнца.



1,5

27.09.2016

Слушанье объяснения учителя.


Самостоятельная работа: зарисовка рельефа «Поклонение богу Атону» или другого произведения Амарнского периода

Получение знаний: о памятниках культурных центров Карнаке и Луксоре, об Аллее сфинксов, о деятельности фараона-еретика Эхнатона, о шедеврах Амарнского периода: сценами семейной жизни фараона; бюсте царицы Нефертити, скульптурном изображении Эхнатона.

1.3.3

Тема: Египетский орнамент

Цель: Сформировать представление о египетском орнаменте.

Задачи: Рассмотреть образцы произведений декоративно-прикладного творчества; выявить характерные мотивы и цветовые сочетания. Познакомить с образцами предметов быта из гробницы Тутанхамона и музейных коллекций.

1,5

4.10.2016

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: зарисовка египетского амулета или орнамента.


Получение знаний о связи орнамента с природой Египта и основными занятиями людей, о представлениях о загробной жизни.

1.4

Тема: Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия

Цель: Сформировать представление об искусстве стран Междуречья.

Задачи: Познакомить с археологическими открытиями XIX-XX веков. Рассказать об основных занятиях жителей - скотоводстве и ирригации – как технологии, позволившей заселить Южную Месопотамию.


1,5

11.10.2016

Слушанье объяснения учителя.


Практическая работа: зарисовка шеду; просмотр по Интернету:

1) документального фильма «Художественная культура Месопотамии» (2005) из сериала «История мировой художественной культуры»;

2) мультфильма «Легенда о Гильгамеше» Детско-юношеский центр «Старая мельница» /Худ. рук. Л. Лазарева, мастерская анимации.


Усвоение понятий «зиккурат».

Получение знаний о городе Урук и нового типа города - города-крепости с единой строгой планировкой, о крылатых гениях -хранителях – шеду.

1.5

Тема: Искусство скифов

Цель: Сформировать представление об искусстве скифов; познакомить с декоративно-прикладным искусством скифов Северного Причерноморья и Восточного Алтая.

Задачи: Познакомить со скифо-сибирским «звериным стилем» изображения животных в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей.


1,5

18.10.2016

Слушанье объяснения учителя.


Самостоятельная работа: зарисовать орнаментальный мотив по выбору (лось, олень, лошадь, грифон).


Получение знаний: о зверином стиле, о связи с тотемизмом – почитанием священного животного (зверя, птицы, дракона), о богатых курганных захоронениях (Пазырыкских курганах), о раскопках кургана могильника тюркской женщины Ак-Алаха (принцессы Укока)

1.6

Тема: Искусство Древней Индии

Цель: Познакомить учащихся с искусством Индии.

Задачи: Познакомить с древними городами Хараппа и Мохенджо-Даро, с учением о мироздании; с эпосом «Рамаяна» и «Махабхарата»; со священной музыкой Индии, ее способностью приводить в согласие внутреннее состояние человека и гармонизировать его с внешним миром; рассказать о возникновении Буддизма и познакомить с основными памятниками.

1,5

25.10.2016

Слушанье объяснения учителя.


Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «Ступа в Санчи»; мультфильм «Рамаяна».


Получение знаний: о каноне изображений Будды, о Большой Ступе в Санчи, о рельефах с изображением людей, животных, растений, о стамбахе (колонны) и места, связанные с деятельностью Будды, о «Львиной капители»– как олицетворение могущества буддизма, о символических изображениях Будды (отпечаток человеческой ноги, колесо закона), о первых изображениях Будды в облике человека, о пещерных монастырях, монументальной живописи и скульптуре храмов, росписи монастырей Аджанты.

1.7

Тема: Искусство Древнего Китая и Японии

Цель: Сформировать представления об искусстве Древнего Китая и Японии.

Задачи: Рассказать об иероглифической письменности. Рассказать о планировке городов, мест погребений, в основе которых лежала разработанная символика природных стихий и соблюдение строгой социальной иерархии. Бронзовые сосуды XVI-XII вв. до н. э. Раскрыть триединство искусства слова, музыки и танца; китайское обозначение музыки «юэ» и русское понятие «красота» и «гармония». Рассмотреть погребальную утварь, плоские рельефы стен с сюжетами легенд и мифов.

Рассказать об эпохе Японской древности. Раскрыть связь искусства этого периода с религией японцев - синтоизмом. Ориентация эпохи Нара (VII – VIII вв.) на духовные ценности и эстетику буддизма, пришедшего из Китая. Эмоционально-философское отношение к природе и последовательное развитие всех видов искусства.

1,5

8.11.2016

Слушанье объяснения учителя.

Практическая работа: Зарисовать знак «инь-ян» и объяснить его значение. Самостоятельная работа: узнать и зарисовать в тетради знаки четырех стихий: воды, огня, воздуха, земли; сделать сообщение о искусстве Японии.


Получение знаний о возникновении знаков письма из рисунков на примере иероглифов, например: «дерево», «зеленый», «поток», о учении Конфуция и возникновении даосизма, об установлении Великого шелкового пути, строительстве Великой китайской стены, о Садах дзэнских монастырей.

1.8

Древнегреческое искусство

-




1.8.1

Тема: Искусство Эгейского мира

Цель: Сформировать представление об искусстве Эгейского мира.

Задачи: Рассказать об открытии эгейской культуры археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом как об одном из важнейших завоеваний археологии начала XX века; познакомить с культурами бронзового века, существовавшими на побережье Эгейского моря.

1,5

15.11.2016

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: зарисовка мотива фрески с острова Фера (по выбору).


Получение знаний: о Кносском дворце-лабиринте на о. Крит, о критской керамики, об живописных фресках, о гибели о. Фера и критской культуры, о «Циклопической» кладке стен, о «Львиных» воротах в Микенах,о Золотых кладах: «Маска Агамемнона» и «Клад Приама».

Усвоение понятий «Мегарон».

1.8.2

Искусство Древней Греции

-

-



1.8.2.1

Тема: Вазопись

Цель: Сформировать представления о том, что вазопись была тесно связана с историческими этапами развития греческого искусства.

Задачи: познакомить с четырьмя стилями росписи (геометрическим, ковровым, чернофигурным и краснофигурным); рассказать о шедеврах этого вида искусства; выявить особенности греческого орнамента, выделить характерные мотивы и элементы.

1,5

22.11.2016

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: скопировать мотив росписи вазы (по выбору).


Получение знаний о четырех стиля росписи (геометрический, ковровый, чернофигурный и краснофигурный).

1.8.2.2

Тема: Древнегреческий храм

Цель: Сформировать представление об основном достижении греческой архитектуры - едином архитектурном языке - ордерной системе.

Задачи: Познакомить с разновидностями ордера и названиями основных элементов. Рассмотреть виды греческого архитектурного ордера, выяснить их особенности.


1,5

29.11.2016

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: зарисовать элементы дорического ордера; подписать названия основных элементов; зарисовать колонны «ионического» и «коринфского» ордеров.

Получение знаний об ордерной системе композицией греческого храма.

Усвоение понятий «дорический ордер», «стереобат», «колонна» «антаблемент». «ствол», «капитель», «эхина»,«абака». «архитрав», «фриз», «карниз».

1.8.2.3

Тема: Ансамбль Афинского акрополя

Цель: Сформировать представление о шедевре античного искусства – ансамбле Афинского акрополя.

Задачи: Доказать, что гуманистическое начало, благородное величие и гармония являются основой греческого искусства. Проследить использование ордерной системы в постройках. Познакомить со скульптурным убранством.

1,5

6.12.2016

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: записать в тетрадь новые слова.

Получение знаний об истории Афинского акрополя: «Храм Ники Аптерос», «Парфенон», «Пропилеи», Эрехтейон, «Портик кариатид», «Статуя Афины Парфенос», о творчестве Фидия.

Усвоение понятий «Метопа», «кариатида».

1.8.2.4

Тема: Скульптура Древней Греции

Цель: Сформировать представления о высших достижениях греческой скульптуры

Задачи: Дать представление о сквозном мотиве античной культуры - теме «живого» изображения; раскрыть связь изобразительного искусства античности с игровой, обрядовой сферой; рассмотреть этапы развития греческой скульптуры. Раскрыть совершенства человека через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало.

3

13.12.2016

20.12.2016

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: записать в тетрадь названия и авторов скульптур.


Получение знаний о скульпторах «Дискобол» «Афина и Марсий», «Дорифор», «Копьеносец», «Менада», «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская», о Мифе о Пигмалеоне.

Усвоение понятий «Курос».

1.8.2.5

Тема: Эллинизм

Цель: Сформировать понятие «эллинизм» как культуры, возникшей на развалинах империи Александра Македонского и объединившей в себе черты греческой культуры и восточных традиций.

Задачи: Показать лучшие произведения эллинистического искусства.

1,5

27.12.2016

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: копирование рисунка камеи (по выбору).


Получение знаний о скульптурах: «Ника Самофракийская», статуи «Венеры Милосской», «Лаокоон и его сыновья», о рельефе «Алтаря Зевса», о искусстве глиптики.

1,9

Древнеримское искусство

-




1.9.1

Тема: Искусство этрусков

Цель: Сформировать представления о цивилизации этрусков

Задачи: Рассказать о культуре, государственном устройстве, быте древних племен и работе ученых, изучающих историю Этрурии.

1,5

10.01.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: зарисовать мотивы декоративного искусства этрусков (по выбору).


Получение знаний о чертах этрусской архитектуры, о системе арочного и сводчатого перекрытия, о связи скульптуры с культом мертвых «Саркофаг супругов из Цере».

Усвоение понятий «Канопа», «саркофаг», «тосканкая колонна», «акротерия»,стиль черной керамики «буккеро».

1.9.2

Искусство Древнего Рима

-

-



1.9.2.1

Тема: Архитектура Древнего Рима

Цель: Цель: Сформировать представление о том, что основой художественного мышления римлян были: точность и историзм мышления, суровая проза; божества римлян - покровители отдельных видов человеческой деятельности

Задачи: Рассказать о ведущей роли архитектуры в период расцвета искусства Древнего Рима; о достижениях инженерного искусства, многообразии типов сооружений, о богатстве композиционных форм и масштабе строительства. Раскрыть красоту и мощь римской архитектуры в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах. Показать широту градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и в провинции – как отличительную черту римской архитектуры.

1,5

17.01.2016

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: сделать запись в тетради о значении римской архитектуры; записать названия основных памятников; посмотреть видеосюжет об архитектуре по Интернету.


Получение знаний о композиции древнеримского города, о Форуме Романума, о Аппиевой дороге, о арке Тита в Риме, о Колизее, о водоупорном бетоне.

Усвоение понятий «форум», «базилика».

1.9.2.2

Тема: Скульптура Древнего Рима

Цель: Сформировать представление о том, что скульптурный портрет, бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом являются главным вкладом римлян в искусство скульптуры.

Задачи: Рассмотреть развитие в искусстве образа человека-гражданина, сознающего свое значение как самоценной личности. Раскрыть истоки интереса к передаче индивидуальных черт лица в традиции изготовления посмертных масок в связи с развитым культом предков. Рассказать о влиянии на скульптуру искусства этрусков, греков и эллинов и других покоренных народов. Познакомить с шедеврами римской скульптуры.

1,5

24.01.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: перечислить в тетради основные памятники скульптуры; посмотреть дополнительный материал по Интернету.


Получение знаний о скульптурах: Статуя оратора, Статуя Августа, Конная статуя Марка Аврелия в Риме.

Усвоение понятия «посмертная маска»

1.9.2.3

Тема: Живопись Древнего Рима

Цель: Познакомить с основными чертами античной фрески, созданной на основе греческой традиции.

Задачи: Дать представление о, о мозаиках вилл и терм.








Зачет


1,5

31.01.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: перечислить стили помпейских росписей; скопировать фаюмский портрет (по выбору).


Получение знаний о стилях живописи: «инкрустационный», «архитектурно-перспективный», «канделябровый», «декоративный»; о живописном портрете: естественный поворот головы, живописная лепка объема, яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели.

Усвоение понятий «фаюмский портрет», «энкаустика».


Раздел 2. Средневековое искусство





2.1

Искусство Византии

-




2.1.1

Тема: Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе

Цель: Познакомить с величайшими достижениями в области архитектуры

Задачи: Рассказать об образовании Восточной части Римской империи, об истории термина «Византия»; о преемственности греко-римской культуры; проследить развитие композиции храма от варианта римской базилики до создания схемы крестово-купольного храма; раскрыть символику частей храма в их единстве. Обратить внимание на скромную внешнюю отделку сооружения и богатое внутреннее убранство как специфику византийских храмов; на расположение мозаик в интерьере.

1,5

7.02.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «София Константинопольская».


Получение знаний о Софии Константинопольской.


2.1.2

Тема: Византийская иконопись

Цель: Сформировать представление о роли церковного интерьера в византийском храме, о синтезе искусств, воплощенном в стенных и плафонных росписях; об особенности иконописных изображений, являющихся посредниками между видимым и невидимым миром в эпоху средневековья; о роли иконописца, его подобии священнику.

Задачи: Проследить то, как изменялся язык изображений святых от реалистических индивидуальных образов до изобразительных элементов, которые приобрели характер условных знаков, закрепленных в каноне. Рассмотреть то, как развивался главный образ византийской культуры - образ Иисуса Христа - от юноши пастуха до возникновения образа Бога – грозного, непримиримого судьи. Рассказать о том, что именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов.

1,5

14.02.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете (YouTube) видеоролик «Равеннское пение» (римовизантийское), V-VIII вв.»; рассмотреть мозаики Равенны, их колорит.


Усвоение понятий «канон», «иконопись».

Получение знаний о мозаиках собора Сан Витале в Равенне; мозаиках Софийского собора

2.1.3

Тема: Византийский орнамент

Цель: Сформировать представления о том, что в византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций.

Задачи: Рассмотреть характерные черты и мотивы орнаментального искусства Византии. Отметить наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный. Обратить внимание на то, что заимствованные и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов, сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности - на русское искусство.

1,5

21.02.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: копирование мотива византийского орнамента по выбору.


Получение знаний об византийском орнаменте, о древовидной композиции.

Усвоение понятия «пальметика»

2.2

Тема: Средневековое искусство Западной Европы

-




2.2.1

Тема: Введение. Искусство варваров

Цель: Познакомить с моделью мира средневекового европейца, сочетавшей в себе первобытные магические представления и идеи античной философии.

Задачи: Показать соединение народной и светской культуры в памятниках средневековья. Монастыри и кельтская книга.



1,5

28.02.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: зарисовать мотив кельтского орнамента (по образцу); познакомиться с легендами Средневековой Европы

Получение знаний о падении Римской империи, о «Смутных временах», о Кельтском орнаменте «плетенка», о Кладе Гаррасар, о чудесном талисмане Карла Великого, об искусстве викингов.

Усвоения понятия «Звериный» стиль.

2.2.2

Тема: Романский стиль

Цель: Сформировать представление об искусстве средневековья как едином нерасторжимом ансамбле, объединяющем вокруг архитектуры различные виды искусства (монументальную живопись, скульптуру и декор). Задачи: Выявить особенности романской архитектуры: строгую простоту, монументальность монастырских церквей, тяжеловесность формы, сумрачность помещений. Познакомить со скульптурным декором храмов. Раскрыть причины соединения мотивов фантастических существ и христианских сюжетов на храмах с переплетением в народном сознании языческих и христианских представлений.

1,5

7.03.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: зарисовать понравившийся фрагмент средневековой вышивки.


Усвоение понятий «романский стиль».

Получение знаний об церковной (монастыри) и военной (замок феодала) архитектуры, о «Ковре из Байе».

2.2.3

Тема: Готический стиль

Цель: Сформировать представления о том, что основным достижением европейской готики была разработка гигантского собора как архитектурно-художественного и культурного центра средневекового города.

Задачи: Познакомить с готическим стилем в архитектуре. Развитие стиля готических соборов от Парижа и Шартра до соборов зрелой готики в Реймсе и Амьене.

1,5

14.03.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: зарисовка элементов декора собора Парижской Богоматери.


Получение знаний о возникновении стиля во Франции, о Соборе «Парижской Богоматери», о сплетении фантастических и реальных мотивов в орнаментике.

Усвоение понятия «собор»

2.2.4

Тема: Искусство средневекового орнамента

Цель: Сформировать представление о декоре храма как гигантском орнаменте.

Задачи: Рассмотреть типы готического декора: 1) декор чисто орнаментального характера; 2) декор, в котором фигуры становятся более объемными и тщательно проработанными и как бы отрываются от стен. Раскрыть причины взлета средневековой орнаментики в слиянии традиций кельтского орнамента (плетенки) с искусством Византии и арабо-мусульманской культуры. Познакомить с формулой, воплощавшей новые художественные идеи: похожая на пирамиду фигура, стороны которой в вершине сливаются в устремленную в бесконечность вертикаль.

1,5

21.03.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: сделать копию фрагмента средневекового орнамента.


Получение знаний о готическом шрифте.

2.3

Тема: Искусство средневекового Востока

Цель: Сформировать представление об исламском искусстве.

Задачи: Познакомить с композицией культового здания ислама – мечетью – местом вознесения молитвы и приобщения к религиозному знанию; особенностью мусульманского искусства, которое не использует изображения предметов и явлений окружающего мира.



1,5

4.04.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: сделать копию фрагмента мусульманского орнамента; найти связь между арабесками и исламской письменностью.


Усвоение понятий «мечеть», «Арабески», «Фатимидский стиль», «Сельджукский стиль».

Получение знаний о формировании исламского орнамента, о ансамбле Альгамбра в Гранаде (Испания), о Каменном медресе-мечеть-мавзолее султана Хасана в Каире, о тимуридской архитектуре.


Раздел 3. Искусство Древней Руси (X – начала XV вв.)





3.1

Тема: Искусство Киевской Руси

Цель: Рассказать о реформирование языческого культа в эпоху князя Владимира; о Крещении Руси, о первом каменном строении – Десятинной (Рождества Богородицы) церкви (не сохранилась); о переносе традиции константинопольской художественной школы в художественную культуру Руси.

Задачи: Познакомить с памятниками архитектуры. Рассмотреть мозаики интерьера. Сравнить с первообразом – Софией Константинопольской. Рассказать о древнерусских ремеслах, показать образцы ювелирного искусства.

1,5

11.04.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете (youtube) документальный фильм «Памятники культуры Древней Руси». Реж. Р. Желыбина. «Школфильм», 1974.


Получение знаний о преданиях основании Киева и деятельности первых русских князей, о памятниках архитектуры Золотых воротах и Софийском соборе.

3.2.

Тема: Искусство Новгорода

Цель: Сформировать представление о Новгороде как одном из уникальных и древнейших городов России, чьи памятники культуры не были разгромлены в средние века.

Задачи: Рассказать о современном научном взгляде на происхождение новгородцев, в связи с открытиями новгородских берестяных грамот в XX веке; об устройстве города и особенностях уклада. Познакомить с памятниками архитектуры и изобразительного искусства: устройством новгородского Детинца (крепости); с историей Софийского собора; с бронзовыми сетунскими вратами и др. Выявить характерные черты новгородской архитектуры (использование местного камня-известняка, простая планировка, минимум декора); замена мозаики фресковыми росписями.

1,5

18.04.207

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: просмотр видеосюжета по Интернету (YouTube) «Софийский собор» (автор текста Леонид Лопаницын); перечислить в тетради название святынь собора.


Получение знаний о композиции икон «Спас Нерукотворный», «София Премудрость Божия», «Отечество с избранными святыми», «Знамение Богоматери», «Св. Георгий со змеем», «Битва новгородцев с суздальцами».

3.3

Тема: Владимиро-Суздальская архитектурная школа

Цель: Сформировать представление о белокаменной архитектуре Владимиро-Суздальского княжества как вершине русского искусства XII-XIII веков.

Задачи: Выявить характерные черты владимиро-суздальской архитектурной школы: использование белого камня для строительства храмов; деление поверхности стены аркатурно-колончатым поясом (фризом); белокаменное узорочье фасадов (владимирские мастера перенесли приемы обработки дерева на камень), в котором отражено народное представление о красоте. Рассказать о большой реставрационной работе, проделанной учеными в деле сохранения памятников архитектуры.

1,5

25.04.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: зарисовка мотивов декора стен Владимирского собора.


Получение знаний об архитектуры: Успенским Дмитровским соборами города Владимира, Георгиевским соборе из Юрьева-Польского, дворце князя Андрея Боголюбского (реконструкцией), храме Покрова на Нерли, о архитектуре города-музея Суздаля.

3.4

Тема: Феофан Грек и Андрей Рублев

Цель: Познакомить с деятельностью выдающихся иконописцев конца XIV – начала XV вв. (Феофана Грека, Андрея Рублева).

Задачи: Формирование умения сравнивать почерки художников; воспитывать интерес к наследию русского искусства.

1,5

16.05.2017

Слушанье объяснения учителя.

Самостоятельная работа: сделать линейную зарисовку иконы Андрея Рублева «Св. Троица», обратить внимание на перетекание линий друг в друга.


Получение знаний об особенностях письма иконописцев, об Иконах «Успение Божией Матери» (1380 – 1390-е), «Преображение» (около 1403), о книжной миниатюре (Евангелие Хитрово), богословской символике отдельных элементов, о композиции иконы «Св. Троица».

3.5

Тема: Зачет: «Искусство средних веков»

Проверка конспектов и выполненных копий; письменные ответы на три вопроса (по архитектуре, иконописи и декоративно - прикладному искусству); работа с репродукциями


1,5

23.05.2017

Практическая работа: письменные ответы на три вопроса (по архитектуре, иконописи и декоративно - прикладному искусству).