№ п/п | Название раздела,темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Виды деятельности учащихся | Полученные знания и умения |
1 | Раздел 1. Искусство Древнего мира | | | | |
1.1 | Тема: Введение. Первобытное искусство Основная тема: изображение охотничьих и военных сцен. Переход от наглядного образа к знаку в искусстве неолита. Цель: Сформировать представление о роли изображений в древности. Раскрыть связь с другими видами деятельности. Задачи: Показать разницу между древними изображениями и тем, что сегодня называется изобразительным искусством. Рассказать о версиях происхождения изобразительного искусства. Выявить функции искусства, которые оно могло выполнять. Проследить эволюцию первобытного искусства: от отпечатков рук до развитой изобразительной деятельности, которая положило начало письму: сначала пиктографии, а затем и в виде изобразительных знаков. Познакомить с двумя основными темами искусства палеолита: изображением женщин и животных. | 1,5 | 6.09.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: сделать копию рисунка из первобытной пещеры (по выбору). | Усвоение понятий мегалитические сооружения - «менгиры», «дольмены», «кромлехи», петроглифы». Получение знания о развитии первых ремесел, возникновении орнамента, древнейших памятников Северной Европы, женской статуэтки из Виллендорфа, рельефа «Женщина с рогом бизона», памятниках пещерной живописи (живопись пещер Альтамира в Испании, Ласко во Франции). |
1.2 | Тема: Бесписьменные народы: искусство мифа Цель: Сформировать представления о синкретическом характере первобытного искусства. Задачи: Показать, что искусство первобытного, или традиционного, искусства – это не столько изображение, сколько воображение. | 1,5 | 13.09.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: составить видеоряд работ художников – аборигенов Австралии. | Получение знаний о священных (культовых) предметах- чуринги, о форме передачи мифа через песню, о том , что художник является хранителем тайного знания. |
1.3 | Древний Египет | | | | |
1.3.1. | Тема: Древнее и среднее царство Цель: Сформировать представление об искусстве эпохи Древнего царства, о значении заупокойного культа в Египте, о роли художника. Задачи: Познакомить с архитектурными памятниками древнего и нового царства. Раскрыть роль художника в Древнем Египте; магический характер изображений; связь с заупокойным культом. Рассмотреть изобразительный характер древнего письма и специфическую условность приемов древнего искусства. Выделить характерные черты: условность изображения; выделение главного размером; следование канону при изображении человека; построчное построение изображений, сочетание реальных образов с их символическими изображениями. Сделать вывод о том, что форма сама по себе не позволяет судить о значении и назначении произведения. | 1,5 | 20.09.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: нарисовать фигуру человека по египетскому канону. | Получение знаний: 1. об ансамбле первой в мире пирамиды Джосера в Саккара, 2. пирамидах в Гизе и Сфинксом, Доме вечности фараона Хуфу – Великой пирамидой, 3. о развитии жанра похоронной продукции - деревянных изображений слуг (ушебти), 4. о колоссальных изваниях фараонов, 5. о содержания рельефов на стенах гробниц. 6. о типах статуй и их размером. 7. о связи живописи с рельефом 8. о связи архитектуры с природой Египта. |
1.3.2 | Тема: Новое царство Цель: Сформировать представление об архитектуре культовых центров в Карнаке и Луксоре. Задачи: Познакомить с архитектурными памятниками в Карнаке и Луксоре, шедеврами Амарнского периода. Выявить ориентацию по сторонам света и годовому движению солнца. | 1,5 | 27.09.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовка рельефа «Поклонение богу Атону» или другого произведения Амарнского периода | Получение знаний: о памятниках культурных центров Карнаке и Луксоре, об Аллее сфинксов, о деятельности фараона-еретика Эхнатона, о шедеврах Амарнского периода: сценами семейной жизни фараона; бюсте царицы Нефертити, скульптурном изображении Эхнатона. |
1.3.3 | Тема: Египетский орнамент Цель: Сформировать представление о египетском орнаменте. Задачи: Рассмотреть образцы произведений декоративно-прикладного творчества; выявить характерные мотивы и цветовые сочетания. Познакомить с образцами предметов быта из гробницы Тутанхамона и музейных коллекций. | 1,5 | 4.10.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовка египетского амулета или орнамента. | Получение знаний о связи орнамента с природой Египта и основными занятиями людей, о представлениях о загробной жизни. |
1.4 | Тема: Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия Цель: Сформировать представление об искусстве стран Междуречья. Задачи: Познакомить с археологическими открытиями XIX-XX веков. Рассказать об основных занятиях жителей - скотоводстве и ирригации – как технологии, позволившей заселить Южную Месопотамию. | 1,5 | 11.10.2016 | Слушанье объяснения учителя. Практическая работа: зарисовка шеду; просмотр по Интернету: 1) документального фильма «Художественная культура Месопотамии» (2005) из сериала «История мировой художественной культуры»; 2) мультфильма «Легенда о Гильгамеше» Детско-юношеский центр «Старая мельница» /Худ. рук. Л. Лазарева, мастерская анимации. | Усвоение понятий «зиккурат». Получение знаний о городе Урук и нового типа города - города-крепости с единой строгой планировкой, о крылатых гениях -хранителях – шеду. |
1.5 | Тема: Искусство скифов Цель: Сформировать представление об искусстве скифов; познакомить с декоративно-прикладным искусством скифов Северного Причерноморья и Восточного Алтая. Задачи: Познакомить со скифо-сибирским «звериным стилем» изображения животных в культурах позднего бронзового и раннего железного века евразийских степей. | 1,5 | 18.10.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовать орнаментальный мотив по выбору (лось, олень, лошадь, грифон). | Получение знаний: о зверином стиле, о связи с тотемизмом – почитанием священного животного (зверя, птицы, дракона), о богатых курганных захоронениях (Пазырыкских курганах), о раскопках кургана могильника тюркской женщины Ак-Алаха (принцессы Укока) |
1.6 | Тема: Искусство Древней Индии Цель: Познакомить учащихся с искусством Индии. Задачи: Познакомить с древними городами Хараппа и Мохенджо-Даро, с учением о мироздании; с эпосом «Рамаяна» и «Махабхарата»; со священной музыкой Индии, ее способностью приводить в согласие внутреннее состояние человека и гармонизировать его с внешним миром; рассказать о возникновении Буддизма и познакомить с основными памятниками. | 1,5 | 25.10.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «Ступа в Санчи»; мультфильм «Рамаяна». | Получение знаний: о каноне изображений Будды, о Большой Ступе в Санчи, о рельефах с изображением людей, животных, растений, о стамбахе (колонны) и места, связанные с деятельностью Будды, о «Львиной капители»– как олицетворение могущества буддизма, о символических изображениях Будды (отпечаток человеческой ноги, колесо закона), о первых изображениях Будды в облике человека, о пещерных монастырях, монументальной живописи и скульптуре храмов, росписи монастырей Аджанты. |
1.7 | Тема: Искусство Древнего Китая и Японии Цель: Сформировать представления об искусстве Древнего Китая и Японии. Задачи: Рассказать об иероглифической письменности. Рассказать о планировке городов, мест погребений, в основе которых лежала разработанная символика природных стихий и соблюдение строгой социальной иерархии. Бронзовые сосуды XVI-XII вв. до н. э. Раскрыть триединство искусства слова, музыки и танца; китайское обозначение музыки «юэ» и русское понятие «красота» и «гармония». Рассмотреть погребальную утварь, плоские рельефы стен с сюжетами легенд и мифов. Рассказать об эпохе Японской древности. Раскрыть связь искусства этого периода с религией японцев - синтоизмом. Ориентация эпохи Нара (VII – VIII вв.) на духовные ценности и эстетику буддизма, пришедшего из Китая. Эмоционально-философское отношение к природе и последовательное развитие всех видов искусства. | 1,5 | 8.11.2016 | Слушанье объяснения учителя. Практическая работа: Зарисовать знак «инь-ян» и объяснить его значение. Самостоятельная работа: узнать и зарисовать в тетради знаки четырех стихий: воды, огня, воздуха, земли; сделать сообщение о искусстве Японии. | Получение знаний о возникновении знаков письма из рисунков на примере иероглифов, например: «дерево», «зеленый», «поток», о учении Конфуция и возникновении даосизма, об установлении Великого шелкового пути, строительстве Великой китайской стены, о Садах дзэнских монастырей. |
1.8 | Древнегреческое искусство | - | | | |
1.8.1 | Тема: Искусство Эгейского мира Цель: Сформировать представление об искусстве Эгейского мира. Задачи: Рассказать об открытии эгейской культуры археологами Генрихом Шлиманом и Артуром Эвансом как об одном из важнейших завоеваний археологии начала XX века; познакомить с культурами бронзового века, существовавшими на побережье Эгейского моря. | 1,5 | 15.11.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовка мотива фрески с острова Фера (по выбору). | Получение знаний: о Кносском дворце-лабиринте на о. Крит, о критской керамики, об живописных фресках, о гибели о. Фера и критской культуры, о «Циклопической» кладке стен, о «Львиных» воротах в Микенах,о Золотых кладах: «Маска Агамемнона» и «Клад Приама». Усвоение понятий «Мегарон». |
1.8.2 | Искусство Древней Греции | - | - | | |
1.8.2.1 | Тема: Вазопись Цель: Сформировать представления о том, что вазопись была тесно связана с историческими этапами развития греческого искусства. Задачи: познакомить с четырьмя стилями росписи (геометрическим, ковровым, чернофигурным и краснофигурным); рассказать о шедеврах этого вида искусства; выявить особенности греческого орнамента, выделить характерные мотивы и элементы. | 1,5 | 22.11.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: скопировать мотив росписи вазы (по выбору). | Получение знаний о четырех стиля росписи (геометрический, ковровый, чернофигурный и краснофигурный). |
1.8.2.2 | Тема: Древнегреческий храм Цель: Сформировать представление об основном достижении греческой архитектуры - едином архитектурном языке - ордерной системе. Задачи: Познакомить с разновидностями ордера и названиями основных элементов. Рассмотреть виды греческого архитектурного ордера, выяснить их особенности. | 1,5 | 29.11.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовать элементы дорического ордера; подписать названия основных элементов; зарисовать колонны «ионического» и «коринфского» ордеров. | Получение знаний об ордерной системе композицией греческого храма. Усвоение понятий «дорический ордер», «стереобат», «колонна» «антаблемент». «ствол», «капитель», «эхина»,«абака». «архитрав», «фриз», «карниз». |
1.8.2.3 | Тема: Ансамбль Афинского акрополя Цель: Сформировать представление о шедевре античного искусства – ансамбле Афинского акрополя. Задачи: Доказать, что гуманистическое начало, благородное величие и гармония являются основой греческого искусства. Проследить использование ордерной системы в постройках. Познакомить со скульптурным убранством. | 1,5 | 6.12.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: записать в тетрадь новые слова. | Получение знаний об истории Афинского акрополя: «Храм Ники Аптерос», «Парфенон», «Пропилеи», Эрехтейон, «Портик кариатид», «Статуя Афины Парфенос», о творчестве Фидия. Усвоение понятий «Метопа», «кариатида». |
1.8.2.4 | Тема: Скульптура Древней Греции Цель: Сформировать представления о высших достижениях греческой скульптуры Задачи: Дать представление о сквозном мотиве античной культуры - теме «живого» изображения; раскрыть связь изобразительного искусства античности с игровой, обрядовой сферой; рассмотреть этапы развития греческой скульптуры. Раскрыть совершенства человека через целомудренное изображение здоровой наготы, прославляющей природное начало. | 3 | 13.12.2016 20.12.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: записать в тетрадь названия и авторов скульптур. | Получение знаний о скульпторах «Дискобол» «Афина и Марсий», «Дорифор», «Копьеносец», «Менада», «Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская», о Мифе о Пигмалеоне. Усвоение понятий «Курос». |
1.8.2.5 | Тема: Эллинизм Цель: Сформировать понятие «эллинизм» как культуры, возникшей на развалинах империи Александра Македонского и объединившей в себе черты греческой культуры и восточных традиций. Задачи: Показать лучшие произведения эллинистического искусства. | 1,5 | 27.12.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: копирование рисунка камеи (по выбору). | Получение знаний о скульптурах: «Ника Самофракийская», статуи «Венеры Милосской», «Лаокоон и его сыновья», о рельефе «Алтаря Зевса», о искусстве глиптики. |
1,9 | Древнеримское искусство | - | | | |
1.9.1 | Тема: Искусство этрусков Цель: Сформировать представления о цивилизации этрусков Задачи: Рассказать о культуре, государственном устройстве, быте древних племен и работе ученых, изучающих историю Этрурии. | 1,5 | 10.01.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовать мотивы декоративного искусства этрусков (по выбору). | Получение знаний о чертах этрусской архитектуры, о системе арочного и сводчатого перекрытия, о связи скульптуры с культом мертвых «Саркофаг супругов из Цере». Усвоение понятий «Канопа», «саркофаг», «тосканкая колонна», «акротерия»,стиль черной керамики «буккеро». |
1.9.2 | Искусство Древнего Рима | - | - | | |
1.9.2.1 | Тема: Архитектура Древнего Рима Цель: Цель: Сформировать представление о том, что основой художественного мышления римлян были: точность и историзм мышления, суровая проза; божества римлян - покровители отдельных видов человеческой деятельности Задачи: Рассказать о ведущей роли архитектуры в период расцвета искусства Древнего Рима; о достижениях инженерного искусства, многообразии типов сооружений, о богатстве композиционных форм и масштабе строительства. Раскрыть красоту и мощь римской архитектуры в разумной целесообразности, в логике структуры сооружения, в художественно точно найденных пропорциях и масштабах. Показать широту градостроительства, развивавшегося не только в Италии, но и в провинции – как отличительную черту римской архитектуры. | 1,5 | 17.01.2016 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: сделать запись в тетради о значении римской архитектуры; записать названия основных памятников; посмотреть видеосюжет об архитектуре по Интернету. | Получение знаний о композиции древнеримского города, о Форуме Романума, о Аппиевой дороге, о арке Тита в Риме, о Колизее, о водоупорном бетоне. Усвоение понятий «форум», «базилика». |
1.9.2.2 | Тема: Скульптура Древнего Рима Цель: Сформировать представление о том, что скульптурный портрет, бытовой и исторический рельеф с характерным для него документально точным повествовательным началом являются главным вкладом римлян в искусство скульптуры. Задачи: Рассмотреть развитие в искусстве образа человека-гражданина, сознающего свое значение как самоценной личности. Раскрыть истоки интереса к передаче индивидуальных черт лица в традиции изготовления посмертных масок в связи с развитым культом предков. Рассказать о влиянии на скульптуру искусства этрусков, греков и эллинов и других покоренных народов. Познакомить с шедеврами римской скульптуры. | 1,5 | 24.01.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: перечислить в тетради основные памятники скульптуры; посмотреть дополнительный материал по Интернету. | Получение знаний о скульптурах: Статуя оратора, Статуя Августа, Конная статуя Марка Аврелия в Риме. Усвоение понятия «посмертная маска» |
1.9.2.3 | Тема: Живопись Древнего Рима Цель: Познакомить с основными чертами античной фрески, созданной на основе греческой традиции. Задачи: Дать представление о, о мозаиках вилл и терм. Зачет | 1,5 | 31.01.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: перечислить стили помпейских росписей; скопировать фаюмский портрет (по выбору). | Получение знаний о стилях живописи: «инкрустационный», «архитектурно-перспективный», «канделябровый», «декоративный»; о живописном портрете: естественный поворот головы, живописная лепка объема, яркая обрисовка индивидуальных особенностей модели. Усвоение понятий «фаюмский портрет», «энкаустика». |
| Раздел 2. Средневековое искусство | | | | |
2.1 | Искусство Византии | - | | | |
2.1.1 | Тема: Раннехристианская архитектура. Храм св. Софии в Константинополе Цель: Познакомить с величайшими достижениями в области архитектуры Задачи: Рассказать об образовании Восточной части Римской империи, об истории термина «Византия»; о преемственности греко-римской культуры; проследить развитие композиции храма от варианта римской базилики до создания схемы крестово-купольного храма; раскрыть символику частей храма в их единстве. Обратить внимание на скромную внешнюю отделку сооружения и богатое внутреннее убранство как специфику византийских храмов; на расположение мозаик в интерьере. | 1,5 | 7.02.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посмотреть по Интернету документальный фильм «София Константинопольская». | Получение знаний о Софии Константинопольской. |
2.1.2 | Тема: Византийская иконопись Цель: Сформировать представление о роли церковного интерьера в византийском храме, о синтезе искусств, воплощенном в стенных и плафонных росписях; об особенности иконописных изображений, являющихся посредниками между видимым и невидимым миром в эпоху средневековья; о роли иконописца, его подобии священнику. Задачи: Проследить то, как изменялся язык изображений святых от реалистических индивидуальных образов до изобразительных элементов, которые приобрели характер условных знаков, закрепленных в каноне. Рассмотреть то, как развивался главный образ византийской культуры - образ Иисуса Христа - от юноши пастуха до возникновения образа Бога – грозного, непримиримого судьи. Рассказать о том, что именно Византия выработала все прообразы (архетипы) - постоянные иконографические схемы, от которых не полагалось отступать при изображении священных сюжетов. | 1,5 | 14.02.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете (YouTube) видеоролик «Равеннское пение» (римовизантийское), V-VIII вв.»; рассмотреть мозаики Равенны, их колорит. | Усвоение понятий «канон», «иконопись». Получение знаний о мозаиках собора Сан Витале в Равенне; мозаиках Софийского собора |
2.1.3 | Тема: Византийский орнамент Цель: Сформировать представления о том, что в византийском орнаменте осуществилось слияние эллинистических и восточных традиций. Задачи: Рассмотреть характерные черты и мотивы орнаментального искусства Византии. Отметить наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: ярко зеленый, ярко-красный, фиолетовый, пурпурный. Обратить внимание на то, что заимствованные и по-своему переработанные орнаментальные формы других народов, сложившись в своеобразный византийский стиль, оказали влияние на искусство стран Западной Европы и Востока, и в особенности - на русское искусство. | 1,5 | 21.02.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: копирование мотива византийского орнамента по выбору. | Получение знаний об византийском орнаменте, о древовидной композиции. Усвоение понятия «пальметика» |
2.2 | Тема: Средневековое искусство Западной Европы | - | | | |
2.2.1 | Тема: Введение. Искусство варваров Цель: Познакомить с моделью мира средневекового европейца, сочетавшей в себе первобытные магические представления и идеи античной философии. Задачи: Показать соединение народной и светской культуры в памятниках средневековья. Монастыри и кельтская книга. | 1,5 | 28.02.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовать мотив кельтского орнамента (по образцу); познакомиться с легендами Средневековой Европы | Получение знаний о падении Римской империи, о «Смутных временах», о Кельтском орнаменте «плетенка», о Кладе Гаррасар, о чудесном талисмане Карла Великого, об искусстве викингов. Усвоения понятия «Звериный» стиль. |
2.2.2 | Тема: Романский стиль Цель: Сформировать представление об искусстве средневековья как едином нерасторжимом ансамбле, объединяющем вокруг архитектуры различные виды искусства (монументальную живопись, скульптуру и декор). Задачи: Выявить особенности романской архитектуры: строгую простоту, монументальность монастырских церквей, тяжеловесность формы, сумрачность помещений. Познакомить со скульптурным декором храмов. Раскрыть причины соединения мотивов фантастических существ и христианских сюжетов на храмах с переплетением в народном сознании языческих и христианских представлений. | 1,5 | 7.03.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовать понравившийся фрагмент средневековой вышивки. | Усвоение понятий «романский стиль». Получение знаний об церковной (монастыри) и военной (замок феодала) архитектуры, о «Ковре из Байе». |
2.2.3 | Тема: Готический стиль Цель: Сформировать представления о том, что основным достижением европейской готики была разработка гигантского собора как архитектурно-художественного и культурного центра средневекового города. Задачи: Познакомить с готическим стилем в архитектуре. Развитие стиля готических соборов от Парижа и Шартра до соборов зрелой готики в Реймсе и Амьене. | 1,5 | 14.03.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовка элементов декора собора Парижской Богоматери. | Получение знаний о возникновении стиля во Франции, о Соборе «Парижской Богоматери», о сплетении фантастических и реальных мотивов в орнаментике. Усвоение понятия «собор» |
2.2.4 | Тема: Искусство средневекового орнамента Цель: Сформировать представление о декоре храма как гигантском орнаменте. Задачи: Рассмотреть типы готического декора: 1) декор чисто орнаментального характера; 2) декор, в котором фигуры становятся более объемными и тщательно проработанными и как бы отрываются от стен. Раскрыть причины взлета средневековой орнаментики в слиянии традиций кельтского орнамента (плетенки) с искусством Византии и арабо-мусульманской культуры. Познакомить с формулой, воплощавшей новые художественные идеи: похожая на пирамиду фигура, стороны которой в вершине сливаются в устремленную в бесконечность вертикаль. | 1,5 | 21.03.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: сделать копию фрагмента средневекового орнамента. | Получение знаний о готическом шрифте. |
2.3 | Тема: Искусство средневекового Востока Цель: Сформировать представление об исламском искусстве. Задачи: Познакомить с композицией культового здания ислама – мечетью – местом вознесения молитвы и приобщения к религиозному знанию; особенностью мусульманского искусства, которое не использует изображения предметов и явлений окружающего мира. | 1,5 | 4.04.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: сделать копию фрагмента мусульманского орнамента; найти связь между арабесками и исламской письменностью. | Усвоение понятий «мечеть», «Арабески», «Фатимидский стиль», «Сельджукский стиль». Получение знаний о формировании исламского орнамента, о ансамбле Альгамбра в Гранаде (Испания), о Каменном медресе-мечеть-мавзолее султана Хасана в Каире, о тимуридской архитектуре. |
| Раздел 3. Искусство Древней Руси (X – начала XV вв.) | | | | |
3.1 | Тема: Искусство Киевской Руси Цель: Рассказать о реформирование языческого культа в эпоху князя Владимира; о Крещении Руси, о первом каменном строении – Десятинной (Рождества Богородицы) церкви (не сохранилась); о переносе традиции константинопольской художественной школы в художественную культуру Руси. Задачи: Познакомить с памятниками архитектуры. Рассмотреть мозаики интерьера. Сравнить с первообразом – Софией Константинопольской. Рассказать о древнерусских ремеслах, показать образцы ювелирного искусства. | 1,5 | 11.04.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: посмотреть в Интернете (youtube) документальный фильм «Памятники культуры Древней Руси». Реж. Р. Желыбина. «Школфильм», 1974. | Получение знаний о преданиях основании Киева и деятельности первых русских князей, о памятниках архитектуры Золотых воротах и Софийском соборе. |
3.2. | Тема: Искусство Новгорода Цель: Сформировать представление о Новгороде как одном из уникальных и древнейших городов России, чьи памятники культуры не были разгромлены в средние века. Задачи: Рассказать о современном научном взгляде на происхождение новгородцев, в связи с открытиями новгородских берестяных грамот в XX веке; об устройстве города и особенностях уклада. Познакомить с памятниками архитектуры и изобразительного искусства: устройством новгородского Детинца (крепости); с историей Софийского собора; с бронзовыми сетунскими вратами и др. Выявить характерные черты новгородской архитектуры (использование местного камня-известняка, простая планировка, минимум декора); замена мозаики фресковыми росписями. | 1,5 | 18.04.207 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: просмотр видеосюжета по Интернету (YouTube) «Софийский собор» (автор текста Леонид Лопаницын); перечислить в тетради название святынь собора. | Получение знаний о композиции икон «Спас Нерукотворный», «София Премудрость Божия», «Отечество с избранными святыми», «Знамение Богоматери», «Св. Георгий со змеем», «Битва новгородцев с суздальцами». |
3.3 | Тема: Владимиро-Суздальская архитектурная школа Цель: Сформировать представление о белокаменной архитектуре Владимиро-Суздальского княжества как вершине русского искусства XII-XIII веков. Задачи: Выявить характерные черты владимиро-суздальской архитектурной школы: использование белого камня для строительства храмов; деление поверхности стены аркатурно-колончатым поясом (фризом); белокаменное узорочье фасадов (владимирские мастера перенесли приемы обработки дерева на камень), в котором отражено народное представление о красоте. Рассказать о большой реставрационной работе, проделанной учеными в деле сохранения памятников архитектуры. | 1,5 | 25.04.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: зарисовка мотивов декора стен Владимирского собора. | Получение знаний об архитектуры: Успенским Дмитровским соборами города Владимира, Георгиевским соборе из Юрьева-Польского, дворце князя Андрея Боголюбского (реконструкцией), храме Покрова на Нерли, о архитектуре города-музея Суздаля. |
3.4 | Тема: Феофан Грек и Андрей Рублев Цель: Познакомить с деятельностью выдающихся иконописцев конца XIV – начала XV вв. (Феофана Грека, Андрея Рублева). Задачи: Формирование умения сравнивать почерки художников; воспитывать интерес к наследию русского искусства. | 1,5 | 16.05.2017 | Слушанье объяснения учителя. Самостоятельная работа: сделать линейную зарисовку иконы Андрея Рублева «Св. Троица», обратить внимание на перетекание линий друг в друга. | Получение знаний об особенностях письма иконописцев, об Иконах «Успение Божией Матери» (1380 – 1390-е), «Преображение» (около 1403), о книжной миниатюре (Евангелие Хитрово), богословской символике отдельных элементов, о композиции иконы «Св. Троица». |
3.5 | Тема: Зачет: «Искусство средних веков» Проверка конспектов и выполненных копий; письменные ответы на три вопроса (по архитектуре, иконописи и декоративно - прикладному искусству); работа с репродукциями | 1,5 | 23.05.2017 | Практическая работа: письменные ответы на три вопроса (по архитектуре, иконописи и декоративно - прикладному искусству). | |