СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 1 класс(вариант 2) по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помощь учителям начальных классов в разработке КТП для обучающихся с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 1 класс(вариант 2) по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа

23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Рассмотрено:

на заседании МО

учителей

начальных классов

Протокол №__6___

от «05»_06__2017г__________М.А.Гущина__

Согласовано:

______заместитель

директора школы

М.В.Беличева



«_23_»__08__2017г.

Рассмотрено:

на заседании

педагогического

совета

Протокол №_1____


от «28»__08___2017г.

Утверждено:

приказом МБОУ

«ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»

№_383_____от


«01»__09____2017г.











Календарно- тематическое планирование

по учебному предмету «Окружающий природный мир»

1 класс(вариант 2)











Составитель: Труш Татьяна Александровна,

учитель











2017 -2018

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий природный мир», 1 класс( вариант 2), разработано на основе рабочей программы по учебному курсу «Окружающий мир», утвержденной приказом МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» от 31.05. 2017 года № 257, с учётом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Изменения, внесенные в рабочую программу


п/п

Название темы

По рабочей программе,

час

По календарно-тематическому планированию

Обоснование изменений

1









Воздух и вода. Значение для человека и животных




1








2








Уплотнено за 19.02

2


Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход


1


2

Уплотнение за 08.03

2

Викторина Когда это бывает?

1

2

Уплотнение за 09.05





Название учебно-методического комплекта

Н.Б.Матвеева « Мир природы и человека».- И.А.Ярочкина, М.А.Попова/-64с. -М.:Просвещение,2017год, 2часть.-87 с.-



Количество учебных часов

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели (в первом классе 33 рабочие недели, соответственно 66 часов).


I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего за год

16 часов

14 часов

21 часов

15 часов

66 часов

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные планируемые результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

Планируемые предметные результаты:

  • узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;

• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;

• контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• осознавать свою неразрывную связь с природой;

• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

• определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

• Организовывать себе рабочее место под руководством учителя;

• Определить план выполнения заданий на уроках при решении примеров и задач под руководством учителя;

• Использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;

• Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;


Познавательные УД:

• Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;

• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

• Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;

• Группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;

• Использовать знако-символические средства с помощью учителя.


Коммуникативные УД:

• Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

• Оформлять свои мысли в устной речи;

• Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

• Слушать и понимать речь других;

• Участвовать в паре;

• Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.

Предметные результаты

Базовый уровень:

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).

  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

Минимально достижимый уровень

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.

  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).

  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.

  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

  • Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.



Общая характеристика учебного предмета:

Учебный курс «Окружающий природный мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности.



.

Планируемые результаты изучения учебного предмета:



Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; цветной бумаги; пластилина, карандаша;

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.





Календарно-тематическое планирование



п/п

Наименование

раздела и тем

Часы учебного времени

Виды деятельности обучения

Плано-вые сроки прохож-дения

Примечание



1



Золотая осень-10 часов

Человек и природа

1

Элементарные представления об объектах и явлениях окружающей природы. Беседа


04.09








2

«Осень, в гости просим!»

1

Беседа, рассмотрение картин ,работать с иллюстрациями Совместно с учителем отбирать картинки с изображением осени

06.09


3

Одежда и обувь человека осенью.

Одень куклу на прогулку

1

Совместно с учителем отбирать картинки с изображением одежды и обуви

11.09


4

Одежда и обувь человека осенью.

Одень куклу на прогулку

1

называть предметы одежды или обуви, выбирать нужный предмет (изображение) из группы предметов с учётом сезонных изменений природы

13.09


5

«Что нам осень принесла?»

Овощи. (Огурец)


1

Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки.

18.09


6

«Что нам осень принесла?»

Овощи. (Огурец)


1

Расширить представления о растительном мире; выделять существенные признаки.

20.09


7

«Что нам осень принесла?» Фрукты


1

Умение наблюдать за действиями педагога

25.09


8

«Что нам осень принесла?»

Фрукты


1

Умение наблюдать за действиями педагога; различать овощи и фрукты

27.09


9

«Что нам осень принесла?»

Ягоды

1

Умение наблюдать за действиями педагога; работа по карточкам

02.10


10

«Что нам осень принесла?»

Грибы.

1

Работа по иллюстрации

04.10



Природа осенью – 10 часов

11


Какие бывают растения?


1


Показ презентации, работа по вопросам

09.10



12

Части дерева (лист)

(рисование, аппликации)

1

Расширение представлений о растениях; находит и показывает части растений (лист) .

11.10


13

Явления природы: дождь, листопад.

1

. (Составление гербария) Рассматривает лист, раскрашивает

16.10




14

Явления природы: дождь, листопад.

1

Пано из листьев

18.10


15

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

1

Представление о птицах, их значении.  Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными

23.10


16

А кто такие птички? (домашние и дикие)

Перелетные и неперелетные птицы.

1

Представление о птицах, их значении. Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными Умение рассматривать иллюстрации

25.10


17

Занятия и труд людей осенью

1

Представления о труде людей в зависимости от времени года; развитие мышления и воображения при использовании имитационных действий

08.11


18

Обобщающий урок «В гости к осени»

1

Понимать учебную задачу; выполнить учебную задачу, действия с опорой на картинный план с помощью педагога Формирование личностных качеств: трудолюбие, усидчивость

13.11


19


Лес. Правила поведения в лесу.


1


Представление о лесе; о правилах поведения в лесу Узнавать и выделять объект (елка) среди 2-3х совместно с учителем

15.11



20

В мире животных

1

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

20.11



Зимушка-зима – 10 часов


21

Сравнение зверей и птиц



1

Умение рассматривать картинки в книге, на мониторе

22.11





22

Здравствуй, зимушка-зима!

1

замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

27.11


23

Здравствуй, зимушка-зима!

1

замечать зимние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями

29.11


24

Одежда и обувь человека зимой

1

Представления о зимней одежде, ее назначении

04.12


25

Зимние явления природы (снег, метель, лед)

1

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь;

06.12


26

Зимние забавы

1

умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах;

11.12


27

Зимние забавы

1

умение узнавать действия и занятия людей на картинках и схемах; имитировать действия людей

13.12


28

Что делают растения зимой? Елка

1

Уточнить представления о растениях; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (лист-иголка).

18.12


29-30

Новый год.

Изготовление украшений на елку.

1


1

Изготовление украшений на елку Знания о праздниках и традициях

20.12

25.12



Природа и человек – 12 часов

31

32

Животные и птицы зимой

Дикие животные. Заяц, волк.

1

1

Представление о животных и птицах, их умении приспосабливаться к климатическим условиям; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков(работа по иллюстрациям)

10.01

15.01


33

Дикие животные. Заяц, волк.

1

узнавать изученных животных по иллюстрациям в книге

17.01


34

Домашние животные. Кошка и собака. Уход.

1

Презентация, беседа Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности безопасного поведения с ними

22.01


35

36

Обобщающий урок «Зима»

Что бывает зимой?



1


1

Экскурсия в зимнюю сказку, прогулка на улицу

24.01


29.01


37

Природа и рукотворный мир

1

Мультзанятие(обучающее)

31.01


38

Из чего что сделано?

Дерево

1

Беседа с детьми, рассматривание картинок, знакомство с предметами из дерева

05.02


39


Из чего что сделано?

Ткань

1


Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

07.02



40

Из чего что сделано?

Резина

1

мультзанятие

12.02


41-42

Воздух и вода. Значение для человека и животных

2

Развитие восприятия при рассматривании иллюстраций

14.02

Уплотнено за 19.02

Весна, пришла! – 12 часов

43

Явления природы: солнце, ветер


1

наблюдать за изменениями в природе и устанавливать взаимосвязь; изображать имитационно

26.02


44

Оживает все кругом!

1

замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями


28.02


45


Одежда и обувь весной


1


замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; научиться работать с иллюстрациями Узнавать и выделять предметы одежды среди 2-3х совместно с учителем

05.03



46

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход

1

распознавать комнатные растения. Работа по карточкам.


07.03


47

Растения весной. Части растений (лист, ветки).

Комнатные растения. Уход

2

распознавать комнатные растения. Практически научиться правильно за ними  ухаживать. Экскурсия в кабинет №214


12.03

Уплотнение за 08.03

48

Жизнь птиц весной

1


Представления о птицах, их образе жизни и повадках весной

14.03


49

Жизнь птиц весной

1

Экскурсия на улицу, школьный парк

19.03


50

Животные весной

1

Представления о животных, их образе жизни и повадках весной

21.03


51

В гости к Мухе-Цокотухе

1

Представления о насекомых, их образе жизни; выделение существенных признаков, сравнение с другими живыми существами.

02.04


52

В гости к Мухе-Цокотухе

1

Чтение сказки «Муха-цокотуха» К.И.Чуковский

04.04


53

54

Труд людей весной

В саду и в огороде

1

1

Рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия; последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога

09.04

11.04



Повторение – 12 часов

55

Обобщающий урок «Весна пришла!»

1


Рассматривать иллюстрации, развитие зрительного восприятия

16.04



56

Части суток. День-ночь

1

Игра «День –ночь»

18.04


57

58

Закрепление по теме «Животные»

1

1

Презентация ,беседа

23.04

25.04


59

Закрепление по теме «Птицы»

1

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

07.05.


60-61

Закрепление по теме «Растения»

1


1

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

14.05


16.05


62



63

Закрепление по теме Явления природы


Закрепление по теме Явления природы

1

Закрепить знания по теме, применяя умение использовать ранее полученную информацию; рассказывать об объекте с помощью картинного плана

21.05

-64

Закрепление по теме Явления природы

1



Работа с карточками, рисунок «Времена года»

23.05




65 66

Скоро лето! Когда это бывает?

2

Викторина

25.05

Уплотнение за 09.05


Всего - 66 часов


Формы и средства контроля

Рабочая программа учебного курса «Окружающий природный мир» в 1(вариант2) классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос, оценивание письменных работ учащихся.


Критерии оценивания

В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, с множественными нарушениями развития (ТМНР) требуется специально организованное обучение.

(вариант 2); оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

В 1 классе система оценивания – безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков, речи.