4класс
Знания о физической культуре
История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).
Способы физкультурной деятельности
Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла — с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».
Легкая атлетика
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».
Низкий старт.
Стартовое ускорение.
Финиширование.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела).
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага».
На материале раздела «Плавание»: «Торпеды», «Гонка лодок», «Гонка мячей», «Паровая машина», «Водолазы», «Гонка катеров».
На материале спортивных игр:
Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).
Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).
Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».
Результаты освоения учебного предмета
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты
По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
4 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Мальчики | Девочки |
Подтягивание в висе, кол-во раз | 6 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз | | | | 18 | 15 | 10 |
Бег 60 м с высокого старта, с | 10.0 | 10.8 | 11.0 | 10.3 | 11.0 | 11.5 |
Бег 1000 м, мин. с | 4.30 | 5.00 | 5.30 | 5.00 | 5.40 | 6.30 |
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с | 7.00 | 7.30 | 8.00 | 7.30 | 8.00 | 8.30 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Календарно – тематическое планирование 4 класса
Раздел | № урока | Дата | Содержание | Вид контроля. |
Физкультурно-оздоровительное направление | Спортивно-оздоровительное направление | |
Легкая атлетика 8 часов | №1 | | Т. Б. на л/а. Ходьба и бег, ОРУ | Бег 30м. Низкий старт. Подвижные игры. «Вызов номеров» | Текущий |
Ходьба и бег | №2 | | Ходьба и бег, ОРУ | История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Бег 30м. с высокого старта. Подвижные игры. «Вызов номеров» «Ловишка, поймай ленту», | Текущий |
Прыжки в длину | №3 | | Ходьба и бег, ОРУ Комплекс дыхательной гимнастики | Строевые упражнения. Прыжки в длину с места, бег 30м.- зачет. «Вызов номеров» | Оценка выполнения на результат |
| №4 | | Ходьба и бег, ОРУ | Прыжки в длину с места - зачет, Челночный бег.. Подвижные игры. «Ловишка, поймай ленту», | Оценка выполнения на результат |
| №5 | | Упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. Челночный бег – тест. | Специальные беговые и прыжковые упр. Челночный бег. Прыжки в длину с разбега. «Защита укрепления», | Текущий |
Метание | №6 | | ОРУ на осанку Равномерный бег до 3- х мин. | Прыжки в длину с разбега - зачет, метание т.мяча, бег на выносливость. Бег 1000м | Оценка выполнения на результат |
| №7 | | Эстафеты с н. мячом. | Метание т. мяча –зачет. Бег 1000м. | Оценка выполнения на результат |
Бег по пересеченной местности | №8 | | ОРУ Подвижные игры | Кросс 1000м - зачет. Подвижные игры | Оценка выполнения на результат |
Баскетбол 8 часов | №9 | | Подтягивание, гибкость, пресс –тестирование | Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения.. Т. б. игры в баскетбол. Ведение мяча на месте и в движении. | Текущий |
Подвижные игры с элементами баскетбола | №10 | | ОРУ с б. мячом | Стойка б/б. Ведение мяча в движении змейкой. Метание в цель. « Мяч ловцу» | Текущий |
| №11 | | | Остановки в два шага и прыжком, перемещения, бег спиной вперед, подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей». Игра «Мяч ловцу» | Текущий |
| №12 | | ОРУ с баскетбольным мячом. | Метание мяча в цель – зачет. Ведение мяча в движении, передачи мяча. от груди , во встречных колонах. Игра « Мяч ловцу» | Оценка выполнения на результат |
| №13 | | Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки с мячом. | Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; Игра «Бросок мяча в колонне». «Гонка баскетбольных мячей». | Текущий |
| №14 | | ОРУ с баскетбольным мячом Прыжки через скакалку. | Ведение мяча –зачет. Ловля и передачи мяча. Игра «Мяч ловцу» | Оценка техники выполнения |
| №15 | | Упражнения на формирование правильной осанки. | Остановка прыжком, в два шага, ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне». | Текущий |
| №16 | | Развитие физических качеств: подтягивание, упражнения на м.б.п.,скакалка. | Бросок мяча от груди, после ведения с двух шагов ведение мяча, передачи мяча, стойка б/б, остановки. | Текущий |
Гимнастика 14 часов Акробатика,Строевые упражнения, упражнения в равновесссии. | №17 | | Строевые упражнения, упр. на осанку. | Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения Инструктаж по ТБ. Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2-3 кувырка вперед. ОРУ. Игра «Запрещенное движение. Развитие координации. | Текущий |
| №18 | | . Мост из положения лежа на спине. Кувырок назад Игра «Запрещенное движение». Развитие координациначение утреней гимнастики, строевые упражнения, упр. на осанку. | Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧССВыполнять команды: «Шире шаг», «Чаще шаг», «Реже», «На 1-2 рассчитайся». Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2-3 кувырка вперед. Стойка на лопатках. Развитие координации. | Текущий |
| №19 | | Упражнения на формирование правильной осанки. | Выполнять команды: «Шире шаг», «Чаще шаг», «Реже», «На 1-2 рассчитайся». Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2-3 кувырка вперед. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа на спине. Кувырок назад . Игра «Запрещенное движение». Развитие координации. | Текущий |
| №20 | | КУГ, упр. на осанку. | Перекаты- зачет. Кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках. | Оценка техники выполнения |
| №21 | | КУГ для профилактики простудных заболеваний. Упр. на осанку, лазание по скамейке. | Лазание по гимнастической стенке. Лазание по гимнастической стенке в упоре присев. ОРУ в движении. Перелезание через коня. Игра «Ниточка и иголочка». Развитие силовых качеств. Кувырок вперед –кувырок назад зачет. | Оценка техники выполнения |
| №22 | | Строевые упражнения, ОРУ с гимнастической палкой Упражнения на развитие внимания. | Акробатическая комбинация –зачет.. Ходьба приставными шагами по бревну (высота до 1м). Перелезание через гимнастического коня. Лазание по наклонной скамейке. Игра «Пустое место». Развитие координации. | Оценка техники выполнения |
| №23 | | ОРУ с гимнастической палкой, лазание и перелезание. Упражнения на развитие внимания. | Передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой». ОРУ. Ходьба приставными шагами по бревну (высота до 1м). Перелезание через гимнастического коня. Лазание по наклонной скамейке. Акробатика –зачет. «Мост», Игра «Пустое место». Развитие координации. | Оценка техники выполнения |
| №24 | | ОРУ с гимнастической палкой, лазание и перелезание | Стойка на носках, на одной ноге на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке. перешагивая через мячи. Игра «Змейка». Развитие координации. | Текущий |
Висы | №25 | | ОРУ с гимнастической палкой, лазание и перелезание, скакалка. | Построение в 2 шеренги. Перестроение из 2 шеренг в 2 круга. Вис стоя и лежа. Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе. Развитие силы.. Опорный прыжок. | Текущий |
| №26 | | ОРУ с гимнастической палкой, скакалка. | Ходьба по бревну –зачет. Перелезание через гимнастического коня. Прыжки на гимнастическом мостике в упоре. Лазание по наклонной скамейке. Игра «Пустое место». Развитие координации. | Оценка техники выполнения |
Висы и упоры. Опорный прыжок | №27 | | ОРУ. Скакалка – зачет. | Висы и упоры. Опорный прыжок. Полоса препятствий. | Текущий |
Опрный прыжок. Лазания и перелезания. | №28 | | ОРУ с гимнастической палкой, скакалка. | Лазание по гимнастической стенке и канату. Подтягивание лежа на животе по гимнастической скамейке. Перелезание через горку матов. Перелезание через коня. Игра «Ниточка и иголочка». Развитие силовых качеств. | Текущий |
| №29 | | Отжимание – зачет, упр. на развитие гибкости. | Строевые упражнения. висы и упоры – зачет.. Опорный прыжок. Полоса препятствий | Оценка техники выполнения |
| №30 | | Упр. на развитие гибкости. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия | Опорный прыжок – зачет. Полоса препятствий, игры | Оценка техники выполнения |
Лыжная подготовка 14 часов | №31 | | Медленное передвижение на лыжах. Закаливание организма. | Т.Б. Значение лыжной подготовки. Попеременный двухшажный ход. | Текущий |
Попеременный двухшажный ход | №32 | | Медленное передвижение на лыжах. Закаливание организма | Укладка лыж надевание креплений. Попеременный двухшажный ход. | Текущий |
Одновременный двухшажный ход | №33 | | Медленное передвижение на лыжах. Закаливание организма | Строевые упражнения. Одновременный двухшажный ход. | Текущий |
Повороты. | №34 | | ОРУ на лыжах. Развитие выносливости. | Одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным. Повороты переступанием на месте. | Текущий |
| №35 | | Медленное передвижение на лыжах. Закаливание организма | Попеременный двухшажный ход. Поворот переступанием. | Текущий |
| №36 | | Медленное передвижение на лыжах. Закаливание организма | Одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным. Повороты переступанием на месте. | Текущий |
Спуски и подъемы | №37 | | Медленное передвижение на лыжах. Закаливание организма | Поворот переступанием, спуски и подъемы. | Текущий |
| №38 | | Укрепление ССС | Одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным. Повороты переступанием на месте. | Текущий |
| №39 | | Медленное передвижение на лыжах. Закаливание организма | Передвижение переменным двухшажным ходом – Зачет. Спуски и подъемы. Повороты переступанием. Переноска лыж. | Оценка техники выполнения |
| №40 | | Развитие выносливости. | Спуски в низкой стойке –зачет. Подъемы лесенкой и елочкой | Оценка техники выполнения |
| №41 | | Укрепление ССС, закаливание организма | Лыжные эстафеты с поворотами | Текущий |
| №42 | | Развитие выносливости | Одновременный двухшажный ход – зачет. | |
| №43 | | Развитие выносливости | Встречная эстафета с этапом до 50м на лыжах. Игры | Текущий |
| №44 | | ОРУ | 1000м –Зачет. Игры на лыжах | |
Баскетбол 14 часов | №45 | | ОРУ с мячом | Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Инструктаж по ТБ. Стойка б\б, ведение мяча, передачи и ловля мяча. | Текущий |
| №46 | | КУГ для глаз | Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. ОРУ. Игра «Бросай поймай». Развитие координации. | Текущий |
| №47 | | ОРУ с мячом, челночный бег. | Стойка б\б, ведение мяча, передачи и ловля мяча, | Текущий |
| №48 | | ОРУ с мячом, челночный бег. | Основная стойка б\б, ведение мяча в движении, передачи мяча. | Текущий |
| №49 | | КУГ для глаз ОРУ. Упражнения для укрепления стопы. ОРУ | Бросок мяча с места. Ловля и передача мяча на месте .Игра «Бросай поймай». Развитие координации. | Текущий |
| №50 | | ОРУ с мячом, | Челночный бег- тест Ведение мяча в движении, передачи мяча. | Оценка выполнения на результат |
| №51 | | Упражнения для укрепления стопы. ОРУ | Ведение мяча, бросок мяча, передачи мяча. Игра «мяч ловцу» | Текущий |
| №52 | | Упражнения для укрепления стопы. ОРУ. | Ведение мяча, бросок мяча, передачи мяча. Игра «Бросай поймай». Развитие координации. | Текущий |
| №53 | | ОРУ с мячом. Упражнения для профилактики плоскостопия. | Ведение мяча, бросок мяча, передачи мяча. Игра «Мяч ловцу» | Текущий |
| №54 | | Скакалка, подвижные игры | Приемы баскетбола. Игры подводящии к б/б. Игра «Мяч ловцу» | Текущий |
| №55 | | Оздоровительные комплексы упражнений суставной и пластической гимнастики; | Остановка шагом и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч капитану». | Текущий |
| №56 | | Скакалка, подвижные игры | Остановка шагом и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч капитану». | Текущий |
| №57 | | Скакалка, подвижные игры | Остановка шагом и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч капитану». | Текущий |
| №58 | | Скакалка, подвижные игры | Приемы баскетбола. Игры подводящии к б/б. Игра «Мяч ловцу» | Текущий |
Легкая атлетика 6часов | №59 | | КУГ. Дыхательная гимнастика | Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями Специальные беговые упражнения, прыжки в высоту. Метание в цель | Текущий |
| №60 | | КУГ, развитие скоростно - силовых качеств. | Специальные беговые упражнения, прыжки в высоту. Метание в цель - зачет. | Оценка техники выполнения |
| №61 | | Скакалка, подвижные игры. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях. | Т.б на легкой атлетике. Специальные беговые и прыжковые упражнения, Прыжки в длину с места, ускорение 30м -3раза Равномерный бег (4мин).). Игра «Третий лишний».Прыжки в высоту – зачет. | Оценка техники выполнения |
| №62 | | Оздоровительные комплексы упражнений суставной и пластической гимнастики; | Метание, прыжки с разбега. Прыжки с места – зачет прыжки с разбега – зачет | Оценка техники выполнения |
| №63 | | Корригирующие упражнения (комплексы) для профилактики и устранения плоскостопия | Метание т. мяча – зачет. Кросс 1000м. | Оценка техники выполнения |
| №64 | | Упражнения для профилактики простуды. Подвижные игры. | Кросс 1000м - зачет. | Оценка техники выполнения |
Футбол: 4часа | №65 | | Упражнения для профилактики простуды | Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, | Текущий |
| №66 | | Упражнения для профилактики простуды | Остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; «Метко в цель», «Слалом с мячом», | Текущий |
| №67 | | Упражнения для профилактики простуды | Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», | Текущий |
| №68 | | Упражнения для профилактики простуды | Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», | Текущий |