Кулинария. (16 ч.) |
1 | 1-2 | Физиология питания. | Понятие о микроорганизмах, полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты, Минеральные соли и микроэлементы, их содержание в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека. Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода для организма человека. | Изучать основы физиологии питания человека. Применять органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; знать о первой помощи при пищевых отравлениях. Иметь представление о значении минеральных веществ для здоровья человека, суточной потребности в них. Подготавливать презентацию с информацией о микроорганизмах. Выполнять практическую работу. Анализировать таблицу о значении минеральных веществ для организма человека. | | |
2 | 3-4 | Приготовление блюда из молока и кисломолочных продуктов. | Молоко. Значение молока и молочных продуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Питательная ценность молока. Способы определения качества молока. Способы очистки молока (процеживание, фильтрация, сепарация). Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой обработки Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов (простокваша, кефир, творог, сметана, варенец, ряженка, кумыс, йогурт). | Осваивать технологию приготовления молочных супов и каш из молока. Оценивать качество готовых блюд, уметь красиво подать их к столу. Знать значение кисломолочных продуктов в питании человека. Осваивать безопасные приемы мытья посуды и кухонного инвентаря. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготавливать молочный суп. 2. Приготавливать молочную кашу. | | |
3 | 5-6 | Приготовление блюд из круп и бобовых изделий. | Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш (гречневой, перловой, пшенной, овсяной и др.). Блюда из каш: запеканки, крупеники, котлеты, биточки и др. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения готовности. Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные приемы, обеспечивающие сохранение в бобовых витаминов группы В. | Овладевать навыками личной гигиены при приготовлении пищи. Организовывать рабочего места при кулинарной обработке продуктов. Изучать время тепловой обработки и способы определения готовности, способы механической обработки круп; соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготавливать рассыпчатую, вязкую или жидкую каши (по выбору). | | |
4 | 7-8 | Приготовление блюд из макаронных изделий. | Правила приготовления блюд из макаронных изделий. Способы варки макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке. Время тепловой обработки и способы определения готовности. Подача готовых блюд к столу. | Осваивать технологические приемы по приготовлению гарнира из макаронных изделий и оформлению блюд из макаронных изделий. Соблюдать безопасные приемы труда с горячими жидкостями. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготавливать гарнир из макаронных изделий. | | |
5 | 9-10 | Приготовление блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. | Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс - методы определения качества рыбы. Механическая обработка рыбы (очистка, отрубание плавников, отрезание головы, потрошение, снятие кожи или удаление чешуи, промывка). | Иметь представление о пищевой ценности рыбы и морепродуктов. Изучать признаки свежести рыбы, осваивать технологические приемы по приготовлению и оформлению блюд из рыбы, овладевать санитарными нормами первичной и тепловой обработки рыбы. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1.Приготавливать блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря. | | |
6 | 11-12 | Сервировка стола. Этикет. | Правила сервировки стола к обеду и ужину. Праздничный стол. Украшение стола. Способы подачи блюд. «Сезонный стол». Правила этикета. | Уметь составлять меню обеда и ужина, выполнять сервировку стола к обеду, владеть навыками эстетического оформления стола. Анализировать требования к составлению меню к обеду и ужину. Участвовать в ролевой игре по применению правил этикета за праздничным столом. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Приготавливать блюдо для праздничного стола. | | |
7 | 13-14 | Приготовление обеда в походных условиях. | Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Посуда для приготовления пищи в походных условиях. Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер противопожарной безопасности. | Осваивать способы сохранности продуктов, обеззараживания воды в походных условиях. Соблюдать меры противопожарной безопасности. Способы приготовления пищи. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа. 1. Производить расчет количества и состава продуктов для похода. | | |
8 | 15-16 | Заготовка продуктов. | Квашение капусты. Процессы, происходящие при солении и квашении. Необходимые условия жизнедеятельности молочнокислых бактерий (наличие сахара в овощах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах. Механическая обработка капусты перед квашением (сортировка, очистка, удаление кочерыжек, шинкование). Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной капусты, соли и приправ в тару. Время ферментации (брожения) до готовности. Условия и сроки хранения квашеной капусты. Особенности засолки томатов разной степени зрелости. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и томатов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола. | Определять доброкачественность овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов. Выполнять сортировку, мойку, очистку, промывание овощей. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приемов нарезки капусты. Читать технологическую документацию. Соблюдать технологическую последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Изучать экономические вопросы о роли продовольственных запасов в экономном ведении домашнего хозяйства. Формировать деловые уважительные культурные отношения со всеми членами бригады. Практическая работа 1. Приготавливать квашеную капусту. 2. Засаливать огурцы или томаты. | | |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (38 ч) |
Элементы материаловедения (2ч) |
9 | 17-18 | Натуральные волокна животного происхождения | Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе. Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. | Изучать характеристики различных видов волокон и тканей по коллекциям. Исследовать свойства тканей из натуральных и химических волокнам. Оформлять результаты исследований. Практические работы. 1. Распознавать в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. 2. Определять лицевую и изнаночную стороны тканей саржевого и атласного переплетений. | | |
Элементы машиноведения (4 ч) |
10 | 19-20 | Регуляторы бытовой швейной машины. | История швейной машины. Назначение, устройство и принцип действия регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Регулировка качества машинной строчки. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. | Изучать устройство регуляторов бытовой универсальной швейной машины. Выполнять регулирование качества прямой строчки с помощью регулятора натяжения верхней нитки Отрабатывать навыки по замене иглы в швейной машине. Подбирать иглы и нити в зависимости от вида ткани. - Практические работы 1. Регулировать качество машинной строчки для различных видов тканей. 2. Заменить иглы в швейной машине. | | |
11 | 21-22 | Неполадки в работе швейной машины. Уход за швейной машиной. | Неполадки в работе швейной машины, вызываемые дефектами машинной иглы или неправильной ее установкой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка. | Выбирать смазочные материалы, чистить и смазывать швейную машину. Знать причины, вызывающие неполадки в работе швейной машины, правила регулировки машинной строчки, замена иглы. Практические работы 1. Чистить и смазывать швейные машины. | | |
Конструирование и моделирование поясных швейных изделий (8 ч.) |
12 | 23-24 | Снятие мерок и запись результатов измерений | Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок. Конструкции юбок. Мерки, необходимые для построения основы чертежа конической и клиньевой юбок. Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания. | Анализировать основные направления моды. Подбирать модели юбки с учетом особенностей фигуры и назначения изделия. Практическая работа. 1.Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. | | |
13 | 25-26 | Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4. | Условные графические изображения деталей и изделий на рисунках, эскизах, чертежах, схемах. Чертежный шрифт. Правила нанесения размеров на чертеже. Построение лекальных кривых. Последовательность построения чертежа юбки. Расчет конструкции юбки. | Практическая работа. 1.Выполнять чертеж юбки в масштабе 1:4. | | |
14 | 27-28 | Построение чертежа юбки в натуральную величину. Выбор модели и моделирование. | Последовательность построения чертежа юбки. Расчет конструкции юбки. Способы моделирования конических и клиньевых юбок. Форма, силуэт, стиль. Выбор индивидуального стиля в одежде.
| Практическая работа. 1.Строить чертеж юбки в натуральную величину по своим меркам. Рассчитывать по формулам количество ткани на изделие. Практическая работа. 1.Моделировать выбранный фасон юбки. | | |
15 | 29-30 | Подготовка выкройки юбки. | Подписать все линии чертежа, проставить припуски, выполнить моделирование на чертеже. | Практическая работа. 1. Выполнять подготовку выкройки к раскрою. Подписывать все линии чертежа, проставлять припуски, выполнять моделирование на чертеже. | | |
Технология изготовления рабочей одежды (14ч.) |
16 | 31-32 | Раскладка выкройки и раскрой ткани. | Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной сторон). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани, направления рисунка или ворса. Особенности раскладки выкройки на тканях с крупным рисунком, в клетку и в полоску. Инструменты и приспособления для раскроя. | Определять способы подготовки данного вида ткани к раскрою. Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом. Практическая работа. 1. Выполнять раскладку выкроек на ткани. 2.Раскраивать ткань. | | |
17 | 33-34 | Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. | Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. | Читать технологическую документацию. Выбирать наиболее оптимальные способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Практическая работа. 1.Переводить контурные и контрольные линии выкройки на парные детали кроя. | | |
18 | 35-36 | Скалывание и сметывание деталей кроя. | Сметывание деталей кроя. | Читать технологическую документацию. Выбирать наиболее оптимальный способ сметывания деталей кроя. Практическая работа. 1.Сметывать детали кроя. | | |
19 | 37-38 | Проведение примерки, исправление дефектов. Стачивание деталей изделия. | Правила проведения примерки, дефекты и их способы устранения. Правила стачивания изделия. | Читать технологическую документацию. Выбирать наиболее оптимальный способ проведения примерки, выявлять дефекты и их способы устранения. Уметь выполнять машинные швы. Практическая работа. 1.Стачивать детали изделия. | | |
20 | 39-40 | Обработка застежки | Виды застежки. Правила обработки застежки. | Читать технологическую документацию. Выбирать наиболее оптимальный способ обработки застежки. Практическая работа. 1.Обрабатывать застежки. | | |
21 | 41-42 | Способы обработки верхнего среза юбки. | Способы обработки верхнего среза юбки. | Читать технологическую документацию. Выбирать наиболее оптимальный способ обработки верхнего среза юбки. Оценивать качество готового изделия. Практическая работа. 1.Обрабатывать верхний срез юбки притачным поясом. | | |
22 | 43-44 | Способы обработки нижнего среза юбки Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка изделия. | Способы обработки нижнего среза юбки. Особенности ВТО. Правила контроля и оценка качества изделия. Правила т/б при ВТО. | Читать технологическую документацию. Выбирать наиболее оптимальный способ обработки нижнего среза юбки. Оценивать качество готового изделия. Практическая работа. 1.Обрабатывать нижний срез юбки. 2.Производить отделку и влажно-тепловую обработку изделия. | | |
Рукоделие. Художественные ремесла (10ч.) |
23 | 45-46 | Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги. | Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Находить информацию для изучения видов народных промыслов своего региона. Проводить сравнительный анализ технологических и эстетических возможностей различных материалов, применяемых в декоративно-прикладном искусстве. Практическая работа. 1. Изготавливать сувениры к праздникам. | | |
24 | 47-48 | Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья. | Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Определение места и размера узора на изделии. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Организация рабочего места для ручного шитья. | Находить информацию для изучения видов вышивки. Практическая работа. 1.Выполнять простые ручные вышивальные швы. Зарисовывать природные мотивы. Выполнять эскизы орнаментов. | | |
25 | 49-50 | Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций. | Способы перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка. Правила заправки изделия в пяльцы. Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. | Практическая работа. 1.Переводить рисунок на ткань. Выполнять простейшие ручные вышивальные швы. | | |
26 | 51-52 | Зарисовка природных мотивов с натуры и их стилизация. | Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Оформление готового изделия. Уход за вышитыми изделиями. | Выполнять образцы вышивки. Соблюдать правила ТБ. Практическая работа: 1. Обрабатывать края изделия 2. Выполнять простые ручные вышивальные швы. | | |
27 | 53-54 | Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка в технике свободной росписи по ткани. | Свободная роспись по ткани. Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм. Художественные особенности свободной росписи тканей: построение композиции, цветовое решение рисунка. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани. Роспись ткани с применением масляных красок. | Выполнять образцы свободной росписи тканей. Соблюдать правила ТБ. Практическая работа. 1.Расписывать ткани с применением масляных красок. | | |
Технология ведения дома (2 ч) |
28 | 55-56 | Уход за одеждой и обувью. | Выбор и использование современных средств ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Способы удаления пятен с одежды. Способы ремонта одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Выбор технологий и средств для длительного хранения обуви, шерстяных и меховых изделий. Влажная уборка дома. | Выбирать современные средства ухода и защиты одежды и обуви. Подбирать оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки. Уметь ремонтировать одежду, удалять пятна, чистить обувь Практические работы. 1. Выполнять ремонт накладной заплатой. 2. Удалять пятна с одежды. 3. Штопать с применением швейной машины. | | |
Электротехнические работы (2 ч) |
29 | 57-58 | Электромонтажные работы. | Общее понятие об электрическом токе. Виды источников тока и потребителей электрической энергии. Правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Виды соединения элементов в электрических цепях. Условное графическое изображение элементов электрических цепей на электрических схемах. Электроустановочные изделия. Виды проводов. Приемы монтажа установочных изделий. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных работ. | Изучать виды источников тока и потребителей электрической энергии. Разобрать правила электробезопасности и эксплуатации бытовых электроприборов. Определять виды проводов и приемы монтажа установочных изделий. Практические работы. 1. Организовать рабочее место, использовать инструменты и приспособления для выполнения электромонтажных работ. 2. Выполнять механическое оконцевание, соединение и ответвление проводов. Подключать провода к патрону электрической лампы, выключателю, вилке, розетке. | | |
Творческие проекты (12 ч.) |
30 | 59-60 | Исследовательско-подготовительный этап проекта. | Поиск проблемы. Осознание проблемной области. Выявление конкретной потребности. Определение конкретной задачи и ее формулировка Выявление традиций, тенденций. Построение «звездочки обдумывания». Выработка идей, вариантов, альтернатив. Анализ и синтез идей. Выбор оптимального варианта. Правила оформления пояснительной записки. | Анализировать услышанное. Из предложенных проблем выбирать одну, наиболее актуальную. Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия. Определять конкретную задачу и кратко ее формулировать. Определять тему проекта. Получать, собирать, систематизировать информацию, критически оценивать и использовать ее. Составлять схематический перечень проблем для решения: материалы, инструменты, модель, размеры, форма, стиль, дизайн. Разрабатывать идеи, записывать их в виде фраз, отдельных слов, картинок, эскизов. Выбирать из многих вариантов подходящее решение, разрабатывать рабочий эскиз модели с его описанием. | | |
31 32 33 34 | 61-62 63-64 65-66 67-68 | Технологический этап. | Выбор материала. Выбор инструмента, оборудования. Разработка технологического процесса. Организация рабочего места. Соблюдение техники безопасности и культуры труда. Выполнение технологических операций. Контроль качества. Создание рекламы объекта проектирования. | Определять и записывать несколько наименований материалов, выбирать наиболее подходящие из них. Определять и записывать перечень необходимых инструментов и оборудования. Выбирать и анализировать рациональную технологию, составлять технологические карты, чертежи, эскизы, конструировать и моделировать, определять режимы работы и затраты времени, уточнять критерии контроля. Подбирать и размещать на рабочем месте материалы, инструменты, приспособления. Подбирать режимы обработки, осуществлять контроль качества обработки деталей, вносить изменения в технологический процесс, корректировать последовательность операций, режимы обработки, последовательность сборки, соблюдать технологическую и трудовую дисциплину, контролировать организацию рабочего места. Осуществлять контроль выполнения отдельных операций и готового изделия. Оценивать качество готового изделия. | | |
35 | 69-70 | Аналитический этап. | Испытание изделия в процессе использования. Разработка рекламы Оформление письменной части проекта Анализ процесса творчества. Подготовка к защите проекта. Защита проекта. | Проводить испытание изготовленного изделия в процессе использования. Владеть искусством и культурой коммуникации. Готовить рекламу, торговый знак изделия, предлагать способы реализации изделия. Оформлять проект в соответствии с установленными требованиями. Анализировать достоинства и недостатки проекта, оценивать результаты и перспективы производства. Готовить доклады, слайдовые презентации. Вести деловую дискуссию, аргументировано излагать, высказывать и отстаивать свою точку зрения. | | |
Итого: 70 часов |