№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Цель урока | Способы деятельности | Планируемые результаты | Дом /зад |
1 | | Русский язык как развивающееся явление. | Урок объяснения нового материала | Систематизировать сведения о русском языке как развивающемся явлении, литературном языке. Формирование бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности | Работа с учебной и справочной литературой, лекция - беседа | Предметные: знать о группах славянских языков, уметь доказывать родственные связи языков Метапредметные: уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения | упр 3 |
Повторение изученного в 5 – 6 классах |
2-3 | | Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор Пунктуационный разбор | Комбинированный | Повторить основные синтаксические понятия, совершенствовать навыки правописания безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи | Индивидуальная, групповая работа | Знать основные синтаксические понятия Уметь определять основы предложений, виды предложений, составлять словосочетания | Упр 9 Упр 12 |
4 | | Лексика и фразеология | Комбинированный | Повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарём | Работа с разными видами словарей, составление кластера, работа с текстами | Знать предмет изучения лексики и фразеологии Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова; | Упр 16 |
5-6 | | Фонетика и графика | Урок повторения | Отработать навыки фонетического разбора | Графический диктант, орфографическая дуэль, игра «Верю – не верю» | Знать отличие звуков от букв, основные фонетические понятия и уметь теоретические знания применять на практике. | Упр 18, 20 |
7 | | Словообразование и орфография | Урок повторения | Отработка навыка морфемного разбора, различения форм одного и того же слова и однокоренных слов | Конструирование, исследование текста | Знать перечень морфем, способы образования слов Уметь выделять морфемы , группировать слова по способам словообразования | Упр 26 |
8-9 | | Морфология и орфография | Урок повторения | Повторить грамматические признаки частей речи, трудные написания разных частей речи | Заполнение таблицы, выборочный диктант, работа в печатной тетради | Знать морфологические признаки частей речи Уметь отличать самостоятельные части речи от служебных частей речи | Упр 31, 34 |
10 | | р/р Текст. Диалог как текст. Стили литературного языка. | Урок развития речи | Повторить сведения о тексте, видах связи в нём, известные уч-ся стили речи, развивать навыки анализа текста | Блоковая подача материала, работа с текстами | Знать определение текста, диалога, стили Уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю | Упр 47 |
11 | | Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах | Урок повторения | Повторение постоянных признаков глагола | Составление кластера, игра «Да – нет», исследование текста | Знать постоянные признаки глагола Уметь отличать глагол от других частей речи | Упр 33 |
12 | | Правописание личных окончаний глагола | Урок повторения | Отработать навык написания безударных личных окончаний глагола | Выборочный диктант, работа с перфокартами | Знать правила определения спряжения глагола Уметь определять правописание гласных в окончаниях глагола | Упр 43 |
13 | | Контрольная работа №1 по повторению | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | |
Морфология и орфография. Причастие как часть речи. |
14-15 | | Понятие о причастии как особой форме глагола. Глагольные признаки причастия | Урок-исследова ние | Знакомство с понятием «Причастие как особая форма глагола». Повторение известных учащимся морфологических признаков прилагательных и глаголов. Свойства прилагательных и глаголов у причастий | Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы | Знать формальные признаки причастия, семантику. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий | П 9, выучить правило, упр 56 |
16 | | Р/р Публицистический стиль | Урок развития речи | Дать представление о публицистическом стиле, его признаках, способствовать формированию умения определить текст публицистического стиля | Работа с таблицей, анализ текстов | Знать особенности публицистического стиля, его жанры Уметь находить тексты публицистического стиля | П 10, записи в тетради, упр 63 |
17-18 | | Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Комбинированный | Ознакомление уч-ся со склонением причастий, формирование умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных | Лексическая работа, работа по карточкам, конструирование предложений | Знать о склонении полных причастий, об условиях выбора гласной в окончании причастий Уметь согласовывать причастие с существительным, применять изученные орфограммы | П 11, упр 65,67 |
19 | | Понятие о причастном обороте | Урок объяснения нового материала | Знакомство с понятием о причастном обороте, его местом по отношению к определяемому слову, правилами выделения его запятыми, нормами согласования причастия с определяемыми словами | Конструирование предложений с причастным оборотом | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми. Уметь находить причастный оборот в предложении, его границы | П 12, упр 69 |
20 | | р/р Подготовка к домашнему сочинению «Люби и охраняй родную природу» | Урок развития речи | Подготовить уч-ся к написанию домашнего сочинения | Сбор материала, составление плана, работа с дополнительной литературой | Знать выразительные средства публицистического стиля | Творческая работа |
21 | | Знаки препинания при причастном обороте | Комбинированный урок | Закрепить понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, формировать умение определять границы причастного оборота , выделять запятыми причастный оборот | Графический диктант, работа со схемами | Знать правило выделения причастного оборота запятыми. Уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами; выделять причастный оборот в устной речи и на письме | Правило, упр 73 |
22 | | Действительные и страдательные причастия | Урок объяснения нового материала | Знакомство с действительными и страдательными причастиями, выработка умения смыслового различения действительных и страдательных причастий | Словарная работа, работа по культуре речи, выборочный диктант | Знать значение действительных и страдательных причастий. Уметь различать действительные и страдательные причастия | Правила выучить, упр 84 |
23 | | Краткие и полные страдательные причастия | Комбиниро ванный урок | Дать понятие о кратких причастиях, формировать умение различать полные и краткие причастия | Заполнение таблицы, орфоэпическая работа, орфографическая дуэль | Знать особенности образования и изменения кратких причастий. Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте | П 15, упр 88 |
24-25 | | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Комбиниро ванный урок | Познакомить уч-ся со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах дейст прич наст времени | Словарная работа, синтаксическая пятиминутка, объяснительный диктант | Знать способы образования дейст прич н. вр, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь применять изученную орфограмму | П 16, упр 91, 93 |
26 | | р/р Описание внешности человека. Сочинение-миниатюра с описанием внешности человека | Урок развития речи | Познакомить со структурой сочинения – описания внешности человека, подготовить к написанию сочинения | Беседа, составление плана, собирание материала | Знать об писании как о смысловом типе текста, особенности описания внешности человека Уметь находить элементы описания внешности человека | Дописать |
27 | | Действительные причастия прошедшего времени | Комбиниро ванный урок | Познакомить уч-ся с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени, отработать навык написания гласных перед суффиксами причастий | Словарно-орфографический диктант, орфоэпическая работа, заполнение таблицы | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь применять изученную орфограмму | П 17, упр 95 |
28-29 | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Комбиниро ванный урок | Ознакомить уч-ся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени, отработать умения правильного написания гласных в суффиксах причастий | Словообразовательная работа, парная работа, составление кластеров, объяснительный диктант | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь применять изученную орфограмму | П 18, упр 103, 106 |
30 | | Страдательные причастия прошедшего времени | Комбиниро ванный урок | Знакомство со способами образования страдательных причастий прошедшего времени и написанием их суффиксов, формирование умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, объяснять выбор гласной в суффиксах причастий и глаголов прош вр | Синтаксическая пятиминутка, работа с перфокартами, работа по развитию речи | Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени | П 19, упр 109 |
31 | | р/р Приёмы сжатия. Работа с текстом | Урок развития речи | Познакомить с приёмами сжатия текста | Конструирование предложений, исследовательская работа, работа с тестом | Знать основные приёмы сжатия Уметь применять на практике приёмы сжатия | Работа с текстом |
32 | | Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | Комбиниро ванный урок | Познакомить уч-ся с условиями выбора гласной перед одной и двумя буквами н, формировать умения выбирать гласную перед –н-, -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных | Индивидуальная и парная работа, словарно-орфографическая работа, терминологический диктант. | Знать условия выбора гласных перед н и нн в страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед н и ннн | П 20, упр 113 |
33 | | Морфологический разбор причастия | Практикум | Познакомить уч-ся с порядком морфологического разбора причастий, отработать умение разбирать причастия морфологически | Синтаксическая пятиминутка, лексический диктант, выборочный диктант | Знать порядок морфологического разбора причастия Уметь разбирать причастие морфологически | |
34-35 | | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола | Урок изучения нового материала | Отработка навыка написания –н-, -нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Работа с перфокартами, исследование, синтаксическая пятиминутка | Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях, условия выбора, знать слова – исключения Уметь разграничивать стр прич пр вр и отглагольные прилагательные | П 21, схема, упр 114,118 |
36-37 | | Н - НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Урок изучения нового материала, практикум | Показать различие в написании кратких страдательных причастий и кратких прилагательных, образованных от глаголов, формировать умения отличать краткие страдательные причастия от кратких прилагательных, образованных от глаголов, и правильно писать их | Взаимопроверка, индивидуальная работа, запись с объяснением, лексический диктант, парная работа | Знать об условиях перехода причастий в прилагательные, знать условия выбора н и нн, ход рассуждения Уметь образовывать краткие страдательные причастия, разграничивать краткие страд причастия и краткие отглагольные прилагательные | П 22, упр 123, 125 |
38 | | Р/р Выборочное изложение с описанием внешности ( упр 130) | Урок развития речи | Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей уч-ся, развивать навыки письменного изложения | Анализ текста | Знать особенности выборочного изложения, структуру текста типа описание, его языковые особенности Уметь определять основную мысль , выделять подтему, составлять план | |
39 | | Контрольная работа по изученному материалу | Урок контроля | Определить границы знания и незнания у уч-ся, уровень изученного материала | | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Печатная тетрадь |
40-41 | | Слитное и раздельное написание –не- с причастиями | Урок изучения нового материала | Познакомить уч-ся с правилом написания не- с причастиями, формировать умение различать частицу и приставку не- в причастии | Заполнение таблицы, объяснительный диктант, работа с учебником | Знать правило написания не с причастиями. Уметь обозначать эту орфограмму, знать условия ее выбора | П 24, таблица, упр 133,136 |
42 | | Не с причастиями | Комбиниро ванный урок | Освоение орфограммы «Не с причастиями», усвоение алгоритма действий при применении правила написания не с причастиями | Работа с алгоритмом, групповая работа, работа по цепочке | Знать правило написания не с причастиями. Уметь обозначать эту орфограмму, знать условия ее выбора | Печатная тетрадь |
43 | | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Комбинированный | Освоение орфограммы «Буквы о–ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», усвоение алгоритма действий при применении данного правила | Конструирование предложений, терминологический диктант, работа с таблицей | Знать условия выбора орфограммы после шипящей в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих | П 25, упр 142 |
44 | | р/р Сочинение. Портретное описание | Урок развития речи | Подготовить уч-ся к написанию портретного очерка | Работа с разными текстами | Знать структуру сочинения – описания и уметь использовать её при написании сочинения | Дописать |
45 | | Систематизация и обобщение по теме «Причастие» | Урок-зачёт | Систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастие, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот | Работа по карточкам индивидуальная, парная и групповая | Знать орфографию причастия и изученные орофографические правила. Уметь применять изученные орфографические правила, использовать причастия в устной и письменной речи | Печатная тетрадь |
46 | | Тест по теме «Причастие» | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Работа в печатной тетради | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы | Упр 151 |
47-48 | | Контрольная работа по теме «Причастие» Анализ контрольной работы | Урок контроля ЗУН по теме | Проверка знаний, полученных по теме «Причастие» | Конструирование предложений | Знать морфологические признаки и орфографию причастия. Уметь применять изученные орфографические правила | |
Деепрчастие |
49 | | Понятие о деепричастии (деепричастие как особая форма глагола) | Урок объяснения нового материала | Знакомство с понятием деепричастия как особой формы глагола. Способствовать формированию навыка разграничения основного и добавочного действия | Исследование материала, конструирование предложений | Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи. Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия | п 26, упр 159 |
50-51 | | Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами | Урок объяснения нового материала | Дать понятие о деепричастном обороте, способствовать формированию умения нахождения деепричастного оборота, выделения запятыми обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом | Использование конструкций с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике | Знать определение деепричастного оборота Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах | П 27, упр 165,166 |
52 | | Раздельное написание Не с деепричастиями | Исследова ние | Освоение орфограммы «Раздельное написание не с деепричастиями», усвоение алгоритма действий при применении правила | Составление обобщенной таблицы «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи», работа со схемами, объяснительный диктант | Знать правило написания не с деепричастиями. Уметь сопоставлять случаи правописания не с деепричастиями, причастиями и глаголами | П 28, упр 172 |
53-54 | | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | Урок объяснения нового материала | Ознакомление со способами образования деепричастий совершенного вида и несовершенного вида | Работа по схемам, комментированное письмо | Знать способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида Уметь образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид | П 29,30упр 177,180 |
55 | | р/р Сочинение-рассказ на основе картины С. А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины | Урок развития речи | Развивать навыки устной речи, умение делать устные описания по картине, способствовать развитию умений составлять план текста | Собирание рабочего материала, составление плана | Знать особенности и композиционные признаки сочинения - описания. Уметь описывать действия, используя деепричастия | Дописать |
56 | | Морфологический разбор деепричастия | Урок объяснения нового материала | Познакомить с порядком морфолог разбора деепричастия | Заполнение таблицы, тестовые задания | Знать порядок разбора Уметь производить морфолог разбор деепричастия | Упр 189 |
57 | | Урок обобщения и систематизации по теме «Деепричастие» | Урок - зачёт | Закрепление и обобщение знаний и умений о деепричастии | Работа по печатной тетради | Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия в речи и применять знания. Уметь применять полученные знания | Упр 193 |
58 | | Выполнение тестовых заданий по теме «Деепричастие» | Урок-практикум | Определение уровня усвоения изученного материала. | Работа с тестами | Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия в речи и применять знания. Уметь применять полученные знания | Печатная тетрадь |
59-60 | | Контрольная работа по деепричастию. Анализ и разбор контрольной работы. Работа над ошибками | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии | Упр 195 |
Наречие |
61 | | Наречие как часть речи | Урок изучения нового материала | Показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, формировать умение находить наречия в тексте | Синтаксический разбор, работа со словосочетаниями, работа с тестом | Знать значение наречия, вопросы, не изменяется, роль в предложении Уметь находить наречия в тексте | П 32, упр 199 |
62-63 | | Смысловые группы наречий | Урок изучения нового материала | Показать значения, выражаемые наречиями, формировать умения находить в тексте наречия и определять их значение | Чтение по цепочке, заполнение таблицы | Знать разряды наречий по значению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли. | П 33, упр 202, 208 |
64 | | Р/р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | Урок развития речи | Подготовить уч-ся к написанию сочинения по картине, вспомнить жанр – дневниковая запись | Составление рабочего материала по картине, | Знать языковые особенности текста в форме дневниковых записей Уметь составлять текст в форме дневн записей | Дописать |
65-66 | | Степени сравнений наречий | Комбиниро ванный урок | Познакомить уч-ся со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий, формировать умения образовывать наречия в сравнительной степени. | Словарно-орфографический диктант, терминологический диктант, составление кластера | Знать способы образования степеней сравнения , уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи | П 34, таблица, упр 214, 215 |
67 | | Морфологический разбор наречия | Комбиниро ванный | Познакомить уч-ся с планом морфологического разбора наречия как части речи | Работа с текстом | Знать порядок морфологического разбора наречия Уметь производить морф разбор наречия | п 35, упр |
68 | | Р/р Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | Урок развития речи | Продолжить обучение рассуждению на дискуссионные темы, способствовать развитию умений аргументировать своё мнение | Работа с текстом | Знать особенности композиции текста-рассуждения Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему | Дописать |
69-70 | | Правописание не- с наречиями | Урок изучения нового материала, практикум | Знакомство с правилом правописания не- с наречиями на о-е, сопоставление с правилами правописания не с именами существительными, прилагательными, формирование умения обозначать новую орфограмму | Работа с таблицей и алгоритмом, работа по тексту – выборочный диктант, комментированное письмо, кластер | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не- с наречиями Уметь правильно писать не с наречиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний | П 36, упр 220, 225 |
71 | | Правописание не- с разными частями речи | Урок-практикум | Проверка умения применять в практике письма различные части речи с не- | Индивидуальная работа, взаимопроверка, графический диктант | Знать условия выбора изучаемой орфограммы и уметь применять правила на письме | Печатная тетрадь |
72-73 | | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | Комбиниро ванный урок | Формирование умения правильно выбрать гласную Е, И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий в сопоставлении с правописанием отрицательных и неопределённых местоимений | Работа по карточкам, исследование сс, работа с учебником, терминологический диктант, синтаксическая пятиминутка. | Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях. | П 37, упр 231 |
74 | | НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях | Урок-практикум | Закрепление знаний об условиях выбора орфограмм не- и ни- и орфографического правила написания не- и ни- в наречиях, формирование умения правильно писать не- с различными частями речи | Орфографическая дуэль, выполнение заданий «по цепочке», самостоятельная работа | Знать условия выбора орфограммы и уметь правильно писать не- с разными частями речи, графически обозначать условия выбора правильных написаний | Печатная тетрадь |
75 | | Одна и две буквы Н в наречиях на о-е | Комбиниро ванный урок | Знакомство с алгоритмом –н- и –нн- в наречиях на о-е в сопоставлении с правописанием н-нн в прилагательных и причастиях, формирование умения обозначать новую орфограмму, выбирать правильное написание | Взаимопроверка д/з, заполнение таблицы, словарная работа, работа с перфокартой | Знать условия выбора написания н и нн в наречиях на –о и –е, совершенствовать навыки монологической речи. Уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний | П 38, таблица, упр 235,236 |
76 | | Р/р Описание действий | Урок развития речи | Показать значение наречий при описании действий | Работа с учебником | Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру Уметь описывать действия и процессы труда, собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда | Упр 239 |
77 | | Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий | Комбиниро ванный урок | Познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв о-ё после шипящих на конце наречий, формирование умения выделять орфограмму, определив часть речи и часть слова | Терминологический диктант, работа с текстом, выборочный диктант, заполнение таблицы | Знать правило выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с 0-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило. | П 40, упр 243 |
78-79 | | Буквы О и А на конце наречий | Урок изучения нового материала, урок закрепления | Познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв а-о на конце наречий с приставками из-, до-, с-, формировать умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их. | Выборочный диктант, конструирование сс, работа с учебником, «четвёртое лишнее» | Знать условия выбора букв о-а на конце наречий Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах. | П 41, упр 246,247 |
80 | | Р/р. Подробное изложение с элементом сочинения. | Урок развития речи | Подготовка к подробному изложению. Нахождение слов, которые выражают отношение к персонажам и их действиям. Написание изложения с элементом сочинения. -Как вы понимаете последнюю реплику – гневный ответ женщины? | Работа с текстом | Знать хар-ки подробного изложения, композицию рассказа Уметь письменно пересказывать исходный текст | Упр 249 |
81 | | Р/р.Устное сочинение по картине Е.И.Широкова «Друзья». | Урок развития речи | Познакомить с особенностями описания внешности и действий человека; с композицией рассказа по картине. | Работа по картине | Уметь формулировать свою мысль, выражая отношение к теме; создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины. | Печатная тетрадь |
82 | | Дефис между частями слова в наречиях | Урок изучения нового материала, урок закрепления | Знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис, формирование умения писать при определённых условиях наречия через дефис | Словарный диктант, составление кластера, выборочный диктант, работа в группах | Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструировать словосочетания с наречием. | П 42, упр 251 |
83-84 | | Слитное и раздельное написание наречий | Урок изучения нового материала | Познакомить уч-ся со слитным и раздельным написанием приставок в наречиях, формировать умения отличать наречие от существительного, прилагательного и числительного с предлогом | Составление таблицы, работа с текстами, тестовые задания, комментированное письмо | Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от других частей речи Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом. | Записи в тетради, упр 254, 261 |
85 | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Комбиниро ванный | Знакомство с правилом употребления мягкого знака на конце наречий, формирование умения находить данную орфрграмму | Работа по орфоэпии, заполнение таблицы, самостоятельная работа | Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, различать и безошибочно писать части речи с шипящей на конце. | П 44, упр 266 |
86 | | Повторение и обобщение то теме «Наречие» | Урок-зачёт | Систематизация и обобщение знаний о наречии, повторить орфограммы, связанные с изучением наречий | Приём «Жокей и лошадь» Групповая работа | Знать значение наречия, разграничение наречий и других частей речи Уметь находить наречия и правильно их писать | Печатная тетрадь |
87 | | Контрольный диктант по теме «Наречие» | Урок контроля знаний | Практическое закрепление навыков правописания наречий | | Уметь применять изученные орфограммы | |
88 | | Работа над ошибками | Комбинорованный урок | Совершенствовать навыки работы над ошибками | Работа с таблицей, игра «Штурм крепости ошибок» | Уметь выполнять работу над ошибками. | Печатная тетрадь |
89 | | Категория состояния как часть речи | Урок изучения нового материала | Познакомить уч-ся с особой группой слов, выражающих душевное и физическое состояние человека, состояния природы, показать их отличие от наречий | Работа с текстом, анализ предложений, работа с учебником, индивидуальная работа | Знать основные значения слов категории состояния. Уметь «видеть» слова категории состояния в тексте, выполнять морфологический разбор категории состояния, отличать категорию состояния от глаголов и наречий. | П 45, упр 277 |
90 | | Морфологический разбор категории состояния | Комбиниро ванный урок | Знакомство с порядком морфологического разбора категории состояния | Анализ предложений, выборочный диктант | Знать порядок морфологического разбора категории состояния и уметь морфологически разбирать | Печатная тетрадь |
91 | | Р/р.Сжатое изложение по тексту К.Паустовского «Обыкновенная земля». | Урок развития речи | привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном. | Работа с текстом | Знать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, уметь выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности. | Упр 281 |
Служебные части речи |
92 | | Понятие о служебных частях речи. Предлог как часть речи | Комбиниро ванный | Формирование представления о предлоге как служебной части речи, закрепление умения писать предлоги с разными частями речи | Подготовка сообщения на тему «Служебные части речи. Интересные факты» с использованием научно-популярной литературы. | Знать отличия служебных и самостоятельных частей речи. Уметь узнавать служебные части речи и определять их значение | П 47, 48 упр 287 |
93 | | Употребление предлогов | Комбиниро ванный | Предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов, познакомить с многозначными и однозначными предлогами | Работа по культуре речи, заполнение таблицы | Знать морфологические признаки предлога, разряды предлогов по значению. Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным | П 49, упр 293 |
94 | | Производные и непроизводные предлоги | Урок изучения нового материала | Знакомство с производными и непроизводными предлогами, формирование умения различать предлог и самостоятельную синонимичную часть речи | Работа по орфоэпии, работа с перфокартой, работа по алгоритму | Знать: разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, правильно употреблять их в речи. | П 50, упр 298 |
95 | | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога | Комбиниро ванный урок | Формирование умения видеть предлоги и выполнять морфологический разбор | Парная работа | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний | Печатная тетрадь |
96-97 | | Правописание предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов | Комбинированный | Формирование новых и совершенствование ранее сформированных орфографических навыков, усвоение норм употребления производных и непроизводных предлогов. | Нормы употребления предлогов, комментированное письмо, выборочный диктант | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы | П 53, упр 309, тест |
98 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Предлог» | Урок систематиза ции знаний | Обобщить знания о предлоге, совершенствовать умение писать производные предлоги | Индивидуальная работа | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи | Упр 311 |
99-100 | | Контрольная работа по предлогу. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Работа по печатной тетради | Знать нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать правила орфографии Уметь классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму | Печатная тетрадь |
101 | | Р.Р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа» | Урок развития речи | Сочинение (создание собственного текста) | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем, жанром | Знать особенности и композиционные признаки текста-рассказа. Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план , определять идею и тему | Дописать |
102 | | Понятие о союзе. Простые и составные союзы | Комбиниро ванный урок | Повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи, формирование умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении | Графический диктант, работа по учебнику и с текстом | Знать о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении, о классификации союзов по строению: простые и сложные. Уметь находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, составлять блок-схемы | П 54, 55 6 предложений |
103-104 | | Сочинительные и подчинительные союзы. Сочинительные союзы. | Комбиниро ванный | Знакомство с группами сочинительных и подчинительных союзов и их ролью, формирование умения постановки запятой в сложном предложении | Конструирование предложений с применением изученных пунктуационных правил | Знать разряды сочинительных и подчинительных союзов. Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы | П56-58, упр 325 |
105 | | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов | Комбиниро ванный | Познакомить с группами подчинительных союзов, показать их значение | П 59-60, упр 339 |
106-107 | | Правописание союзов | Комбинированный | Познакомить с правилами написания союзов тоже, также, чтобы, зато. Выработать умения отличать союзы от наречий и местоимений с частицей (что бы, так же, за то, то же и т. п.) | Конструирование предложений с применением изученных пунктуационных правил | Знать и соблюдать нормы употребления союзов в письменной и устной речи. Уметь конструировать различные виды сложных предложений, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей | П 61, упр 349, 350 |
108 | | Правописание союзов | Урок-практикум | Выработать умения отличать союзы от наречий и местоимений с частицей, применять на письме изученные орфографические правила | Индивидуальная работа | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы. | Печатная тетрадь |
109 | | Р.Р. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте | Урок развития речи | Знакомство с понятием «Морфологические средства связи частей и предложений в тексте». Союз как средство связи смысловых частей текста | найти примеры различных средств связи предложений в тексте (лексический повтор, местоимение, синонимы и др.) | Знать о том, что союз может быть средством связи смысловых частей текста. Уметь владеть всеми изученными средствами связи | Упр 353 |
110 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Союз» | Урок систематиза ции знаний | Закрепить знания о написании союзов, отработать умения правильно писать союзы и отличать их от других частей речи | Теоретический диктант, составление схем, выборочная работа | Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи; выполнять морфологический разбор союза; грамотно употреблять союзы | Печатная тетрадь |
111-112 | | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы | Знать нормы русского литературного языка. Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать правила орфографии | карточки |
113 | | Понятие о частице | Урок изучения нового материала | Показать особенности частицы как служебной части речи, формировать умение отличать частицы от других частей речи. | Правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы), работа по учебнику | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, | П 62, упр 357 |
114 | | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Комбиниро ванный | Знакомство с разрядами частиц по значению, формирование умения видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения | Выразительная роль частиц, конструирование предложений с различными частицами | Знать разряды частиц. Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами | П 63, упр 361 |
115 | | Смысловые частицы | Урок изучения нового материала | Знакомство с новым понятием «смысловые частицы», с многообразием их значений | Объяснительный диктант, лексическая работа, заполнение таблицы | Знать функции смысловых частиц, уметь различать оттенки значений смысловых частиц, использовать частицы в речи, повторить знаки препинания при прямой речи, диалоге. | Таблица, упр 375 |
116 | | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок изучения нового материала | Совершенствование навыка раздельного написания частиц бы, ли, же, знакомство с дефисным написанием частиц | Беседа, запись под диктовку, тренировочные упражнения | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами. | П 65, упр 381 |
117-118 | | Отрицательные частицы не- и ни- | Урок изучения нового материала | Познакомить с отрицательным и положительным смыслом предложений с частицей не-, дать понятие о роли отрицательной частицы не- | Работа с таблицей, словарная диктовка, конструирование предложений | Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи. | П 67, упр 388, 392 |
119-120 | | Правописание не и ни | Комбинированный | Смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. Понятие о двойном отрицании, значение частицы ни в устойчивых сочетаниях | Выразительная роль частиц, конструирование предложений с различными частицами | Знать о разрядах частиц по значению и употреблению, отрицательном значении частицы не. Уметь опознавать языковые единицы и явления, проводить различные виды их анализа | П68, упр 398, печатная тетрадь |
121 | | Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами | Комбинированный | повторение орфограммы «Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами», усвоение алгоритма действий при применении правила | Конструирование предложений с различными частицами | Знать изученные правила. Уметь применять правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма | карточки |
122 | | р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету | Урок развития речи | Повторение основных требований к сочинению-рассказу | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем | Знать признаки текста, особенности типа речи, композицию рассказа | дописать |
123 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Частица» | Урок систематиза ции знаний | Повторение знаний и умений, связанных с изучением частиц | Работа в печатной тетради | Уметь обобщать и систематизировать знания о частице как части речи; выполнять морфологический разбор частицы. Уметь грамотно употреблять частицы в письменной и устной речи | Упр 406 |
124-125 | | Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | Урок контроля ЗУН по теме | Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы | Знать основные нормы русского литературного языка. | |
126 | | Р.Р. Публицистический стиль | Урок развития речи | Особенность публицистики как жанра. Признаки публицистического стиля | Создание собственных текстов в публицистическом стиле | Знать признаки публицистического стиля. Уметь находить в тексте признаки публицистического стиля | |
127 | | Понятие о междометии | комбинированныйурок | Познакомиться с междометием как частью речи, уметь находить в тексте междометия | Работа с учебником | Знать о междометии как о части речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в письменной и устной речи | П 70, упр 416 |
128 | | Правописание междометий | Комбинированныйурок | Познакомиться со знаками препинания при междометии | Презентации проектов с использованием ИКТ | Знать и соблюдать нормы употребления междометий в речи. Уметь применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями | П 71, упр 418 |
129 | | Звукоподражательные слова | Комбинированный урок | Показать отличие звукоподражательных слов от междометий | Работа с текстами | Знать отличия звукоподражательных слов от междометий | Записи в тетради |
Повторение |
130 | | Русский язык и разделы науки о нем. | Урок систематизации ЗУН | Систематизация и обобщение знаний по теме | Работа по карточкам | Знать разделы науки о языке, особенности текстов различных стилей. Уметь различать тексты разных типов и стилей | Упр 426 |
131 | | Фонетика и графика | Урок систематизации ЗУН | Систематизация и обобщение знаний по теме « Фонетика и графика». Тренинг | Работа со справочной литературой и словарями | Знать порядок фонетического разбора слова. Уметь выполнять фонетический разбор слова | Упр 429 |
132 | | Лексика и фразеология | Урок систематизации ЗУН | Систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика и фразеология». Тренинг | Работа со справочной литературой и словарями | Знать основные сведения по разделу | Упр 433 |
133 | | Словообразование | Урок систематизации ЗУН | Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование». | Работа со справочной литературой и словарями | Знать состав слова, способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов | Печатная тетрадь |
134 | | Морфология | Урок систематизации ЗУН | Систематизация и обобщение знаний по теме « Морфология». Тренинг | Работа с текстами | Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы | Упр 445 |
135-136 | | Урок-игра «По страницам учебника» Это интересно | Урок-игра | Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения | Маршрутные листы | Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические, орфографические, пунктуационные). Уметь применять изученные правила | |