СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 7 класс русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование по русскому языку 7класс по учебнику Ладыженской

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 7 класс русский язык»

Тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

урока

Тип

урока

Цель урока

Способы деятельности

Планируемые результаты

Дом /зад

1


Русский язык как развивающееся явление.

Урок объяснения нового материала

Систематизировать сведения о русском языке как развивающемся явлении, литературном языке. Формирование бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности


Работа с учебной и справочной литературой, лекция - беседа

Предметные: знать о группах славянских языков, уметь доказывать родственные связи языков

Метапредметные: уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения

упр 3

Повторение изученного в 5 – 6 классах

2-3


Повторение изученного. Синтаксис и пунктуация. Синтаксический разбор Пунктуационный разбор

Комбинированный

Повторить основные синтаксические понятия, совершенствовать навыки правописания безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи

Индивидуальная, групповая работа

Знать основные синтаксические понятия

Уметь определять основы предложений, виды предложений, составлять словосочетания

Упр 9

Упр 12

4


Лексика и фразеология

Комбинированный

Повторить основные разделы темы, закрепить навыки работы со словарём

Работа с разными видами словарей, составление кластера, работа с текстами

Знать предмет изучения лексики и фразеологии

Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова;

Упр 16

5-6


Фонетика и графика

Урок повторения

Отработать навыки фонетического разбора

Графический диктант, орфографическая дуэль, игра «Верю – не верю»

Знать отличие звуков от букв, основные фонетические понятия и уметь теоретические знания применять на практике.

Упр 18, 20

7


Словообразование и орфография

Урок повторения

Отработка навыка морфемного разбора, различения форм одного и того же слова и однокоренных слов

Конструирование, исследование текста

Знать перечень морфем, способы образования слов

Уметь выделять морфемы , группировать слова по способам словообразования

Упр 26

8-9


Морфология и орфография

Урок повторения

Повторить грамматические признаки частей речи, трудные написания разных частей речи

Заполнение таблицы, выборочный диктант, работа в печатной тетради

Знать морфологические признаки частей речи

Уметь отличать самостоятельные части речи от служебных частей речи

Упр 31, 34

10


р/р Текст. Диалог как текст. Стили литературного языка.

Урок развития речи

Повторить сведения о тексте, видах связи в нём, известные уч-ся стили речи, развивать навыки анализа текста

Блоковая подача материала, работа с текстами

Знать определение текста, диалога, стили

Уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю

Упр 47

11


Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах

Урок повторения

Повторение постоянных признаков глагола

Составление кластера, игра «Да – нет», исследование текста

Знать постоянные признаки глагола

Уметь отличать глагол от других частей речи

Упр 33

12


Правописание личных окончаний глагола

Урок повторения

Отработать навык написания безударных личных окончаний глагола

Выборочный диктант, работа с перфокартами

Знать правила определения спряжения глагола

Уметь определять правописание гласных в окончаниях глагола

Упр 43

13


Контрольная работа №1 по повторению

Урок контроля ЗУН
по теме

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков


Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии


Морфология и орфография.

Причастие как часть речи.

14-15


Понятие о причастии как особой форме глагола. Глагольные признаки причастия

Урок-исследова

ние

Знакомство с понятием «Причастие как особая форма глагола». Повторение известных учащимся морфологических признаков прилагательных и глаголов. Свойства прилагательных и глаголов у причастий

Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы

Знать формальные признаки причастия, семантику.

Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки причастий

П 9, выучить правило, упр 56

16


Р/р Публицистический стиль

Урок развития речи

Дать представление о публицистическом стиле, его признаках, способствовать формированию умения определить текст публицистического стиля

Работа с таблицей, анализ текстов

Знать особенности публицистического стиля, его жанры

Уметь находить тексты публицистического стиля

П 10, записи в тетради, упр 63

17-18


Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Комбинированный

Ознакомление уч-ся со склонением причастий, формирование умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных


Лексическая работа, работа по карточкам, конструирование предложений

Знать о склонении полных причастий, об условиях выбора гласной в окончании причастий

Уметь согласовывать причастие с существительным, применять изученные орфограммы

П 11, упр 65,67

19


Понятие о причастном обороте

Урок объяснения нового материала

Знакомство с понятием
о причастном обороте, его местом по отношению к определяемому слову, правилами выделения его запятыми, нормами согласования причастия с определяемыми словами

Конструирование предложений с причастным оборотом

Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми.

Уметь находить причастный оборот в предложении, его границы

П 12, упр 69

20


р/р Подготовка к домашнему сочинению «Люби и охраняй родную природу»

Урок развития речи

Подготовить уч-ся к написанию домашнего сочинения

Сбор материала, составление плана, работа с дополнительной литературой

Знать выразительные средства публицистического стиля

Творческая работа

21


Знаки препинания при причастном обороте

Комбинированный урок

Закрепить понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову, формировать умение определять границы причастного оборота , выделять запятыми причастный оборот

Графический диктант, работа со схемами

Знать правило выделения причастного оборота запятыми.

Уметь соблюдать нормы согласования причастия с определяемыми словами; выделять причастный оборот в устной речи и на письме

Правило, упр 73

22


Действительные и страдательные причастия

Урок объяснения нового материала

Знакомство с действительными и страдательными причастиями, выработка умения смыслового различения действительных и страдательных причастий

Словарная работа, работа по культуре речи, выборочный диктант

Знать значение действительных и страдательных причастий.

Уметь различать действительные и страдательные причастия

Правила выучить, упр 84

23


Краткие и полные страдательные причастия

Комбиниро

ванный урок

Дать понятие о кратких причастиях, формировать умение различать полные и краткие причастия

Заполнение таблицы, орфоэпическая работа, орфографическая дуэль

Знать особенности образования и изменения кратких причастий.

Уметь находить краткие страдательные причастия в тексте

П 15, упр 88

24-25


Действительные причастия настоящего времени. Гласные

в суффиксах действительных причастий настоящего времени

Комбиниро

ванный урок

Познакомить уч-ся со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах дейст прич наст времени

Словарная работа, синтаксическая пятиминутка, объяснительный диктант

Знать способы образования дейст прич н. вр, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.

Уметь применять изученную орфограмму

П 16, упр 91, 93

26


р/р Описание внешности человека. Сочинение-миниатюра с описанием внешности человека

Урок развития речи

Познакомить со структурой сочинения – описания внешности человека, подготовить к написанию сочинения

Беседа, составление плана, собирание материала

Знать об писании как о смысловом типе текста, особенности описания внешности человека

Уметь находить элементы описания внешности человека

Дописать

27


Действительные причастия прошедшего времени

Комбиниро

ванный урок

Познакомить уч-ся с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени, отработать навык написания гласных перед суффиксами причастий


Словарно-орфографический диктант, орфоэпическая работа, заполнение таблицы

Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.

Уметь применять изученную орфограмму

П 17, упр 95

28-29


Страдательные причастия настоящего времени. Гласные
в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Комбиниро

ванный урок

Ознакомить уч-ся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени, отработать умения правильного написания гласных в суффиксах причастий


Словообразовательная работа, парная работа, составление кластеров, объяснительный диктант

Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.

Уметь применять изученную орфограмму

П 18, упр 103, 106

30


Страдательные причастия прошедшего времени

Комбиниро

ванный урок

Знакомство со способами образования страдательных причастий прошедшего времени и написанием их суффиксов, формирование умения образовывать страдательные причастия прошедшего времени, объяснять выбор гласной в суффиксах причастий и глаголов прош вр


Синтаксическая пятиминутка, работа с перфокартами, работа по развитию речи

Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени

Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени

П 19, упр 109

31


р/р Приёмы сжатия. Работа с текстом

Урок развития речи

Познакомить с приёмами сжатия текста

Конструирование предложений, исследовательская работа, работа с тестом

Знать основные приёмы сжатия

Уметь применять на практике приёмы сжатия

Работа с текстом

32


Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов

Комбиниро

ванный урок

Познакомить уч-ся с условиями выбора гласной перед одной и двумя буквами н, формировать умения выбирать гласную перед –н-, -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных

Индивидуальная и парная работа, словарно-орфографическая работа, терминологический диктант.

Знать условия выбора гласных перед н и нн в страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных

Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед н и ннн

П 20, упр 113

33


Морфологический разбор причастия

Практикум

Познакомить уч-ся с порядком морфологического разбора причастий, отработать умение разбирать причастия морфологически

Синтаксическая пятиминутка, лексический диктант, выборочный диктант

Знать порядок морфологического разбора причастия

Уметь разбирать причастие морфологически


34-35


Одна и две буквы н
в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола

Урок изучения нового материала

Отработка навыка написания –н-, -нн- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Работа с перфокартами, исследование, синтаксическая пятиминутка

Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях, условия выбора, знать слова – исключения

Уметь разграничивать стр прич пр вр и отглагольные прилагательные

П 21, схема, упр 114,118

36-37


Н - НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Урок изучения нового материала, практикум

Показать различие в написании кратких страдательных причастий и кратких прилагательных, образованных от глаголов, формировать умения отличать краткие страдательные причастия от кратких прилагательных, образованных от глаголов, и правильно писать их

Взаимопроверка, индивидуальная работа, запись с объяснением, лексический диктант, парная работа

Знать об условиях перехода причастий в прилагательные, знать условия выбора н и нн, ход рассуждения

Уметь образовывать краткие страдательные причастия, разграничивать краткие страд причастия и краткие отглагольные прилагательные

П 22, упр 123, 125

38


Р/р Выборочное изложение с описанием внешности

( упр 130)

Урок развития речи

Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей уч-ся, развивать навыки письменного изложения

Анализ текста

Знать особенности выборочного изложения, структуру текста типа описание, его языковые особенности

Уметь определять основную мысль , выделять подтему, составлять план


39


Контрольная работа по изученному материалу

Урок контроля

Определить границы знания и незнания у уч-ся, уровень изученного материала


Знать основные нормы русского литературного языка

Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии

Печатная тетрадь

40-41


Слитное и раздельное написание –не- с причастиями

Урок изучения нового материала

Познакомить уч-ся с правилом написания не- с причастиями, формировать умение различать частицу и приставку не- в причастии


Заполнение таблицы, объяснительный диктант, работа с учебником

Знать правило написания не с причастиями.

Уметь обозначать эту орфограмму, знать условия ее выбора

П 24, таблица, упр 133,136

42


Не с причастиями

Комбиниро

ванный урок

Освоение орфограммы «Не с причастиями», усвоение алгоритма действий при применении правила написания не с причастиями

Работа с алгоритмом, групповая работа, работа по цепочке

Знать правило написания не с причастиями.

Уметь обозначать эту орфограмму, знать условия ее выбора

Печатная тетрадь

43


Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Комбинированный

Освоение орфограммы «Буквы о–ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», усвоение алгоритма действий при применении данного правила

Конструирование предложений, терминологический диктант, работа с таблицей

Знать условия выбора орфограммы после шипящей в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Уметь сопоставлять
с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих

П 25, упр 142

44


р/р Сочинение. Портретное описание

Урок развития речи

Подготовить уч-ся к написанию портретного очерка

Работа с разными текстами

Знать структуру сочинения – описания и уметь использовать её при написании сочинения

Дописать

45


Систематизация и обобщение по теме «Причастие»

Урок-зачёт

Систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастие, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот

Работа по карточкам индивидуальная, парная и групповая

Знать орфографию причастия и изученные орофографические правила.

Уметь применять изученные орфографические правила, использовать причастия в устной и письменной речи

Печатная тетрадь

46


Тест по теме «Причастие»

Урок контроля ЗУН по теме

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Работа в печатной тетради

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы

Упр 151

47-48


Контрольная работа по теме «Причастие»

Анализ контрольной работы

Урок контроля ЗУН по теме

Проверка знаний, полученных по теме «Причастие»

Конструирование предложений

Знать морфологические признаки и орфографию причастия.

Уметь применять изученные орфографические правила



Деепрчастие

49


Понятие о деепричастии (деепричастие как особая форма глагола)

Урок объяснения нового материала

Знакомство с понятием деепричастия как особой формы глагола.

Способствовать формированию навыка разграничения основного и добавочного действия

Исследование материала, конструирование предложений

Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи.

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия

п 26, упр 159

50-51


Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами

Урок объяснения нового материала

Дать понятие о деепричастном обороте, способствовать формированию умения нахождения деепричастного оборота, выделения запятыми обособленного обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

Использование конструкций с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике

Знать определение деепричастного оборота

Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах



П 27, упр 165,166

52


Раздельное написание Не с деепричастиями

Исследова

ние

Освоение орфограммы «Раздельное написание не
с деепричастиями», усвоение алгоритма действий при применении правила

Составление обобщенной таблицы «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи», работа со схемами, объяснительный диктант

Знать правило написания не с деепричастиями.

Уметь сопоставлять случаи правописания не с деепричастиями, причастиями и глаголами

П 28, упр 172

53-54


Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Урок объяснения нового материала

Ознакомление со способами образования деепричастий совершенного вида и несовершенного вида

Работа по схемам, комментированное письмо

Знать способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида

Уметь образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид


П 29,30упр 177,180

55


р/р Сочинение-рассказ на основе картины С. А. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины

Урок развития речи

Развивать навыки устной речи, умение делать устные описания по картине, способствовать развитию умений составлять план текста

Собирание рабочего материала, составление плана

Знать особенности и композиционные признаки сочинения - описания.

Уметь описывать действия, используя деепричастия


Дописать

56


Морфологический разбор деепричастия

Урок объяснения нового материала

Познакомить с порядком морфолог разбора деепричастия

Заполнение таблицы, тестовые задания

Знать порядок разбора

Уметь производить морфолог разбор деепричастия

Упр 189

57


Урок обобщения и систематизации
по теме «Деепричастие»

Урок - зачёт

Закрепление и обобщение знаний и умений о деепричастии

Работа по печатной тетради

Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия в речи и применять знания.

Уметь применять полученные знания

Упр 193

58


Выполнение тестовых заданий по теме «Деепричастие»

Урок-практикум

Определение уровня усвоения изученного материала.

Работа с тестами

Знать морфологические признаки, орфографию деепричастия в речи и применять знания.

Уметь применять полученные знания

Печатная тетрадь

59-60


Контрольная работа по деепричастию. Анализ и разбор контрольной работы. Работа над ошибками

Урок контроля ЗУН по теме

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы

Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии

Упр 195

Наречие

61


Наречие как часть речи

Урок изучения нового материала

Показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий, формировать умение находить наречия в тексте

Синтаксический разбор, работа со словосочетаниями, работа с тестом

Знать значение наречия, вопросы, не изменяется, роль в предложении

Уметь находить наречия в тексте

П 32, упр 199

62-63


Смысловые группы наречий

Урок изучения нового материала

Показать значения, выражаемые наречиями, формировать умения находить в тексте наречия и определять их значение

Чтение по цепочке, заполнение таблицы

Знать разряды наречий по зна­чению, уметь находить их в тексте, определять значение, употреблять их для более точ­ного выражения мысли.

П 33, упр 202, 208

64


Р/р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег».


Урок развития речи

Подготовить уч-ся к написанию сочинения по картине, вспомнить жанр – дневниковая запись

Составление рабочего материала по картине,

Знать языковые особенности текста в форме дневниковых записей

Уметь составлять текст в форме дневн записей

Дописать

65-66


Степени сравнений наречий

Комбиниро

ванный урок

Познакомить уч-ся со способами образования сравнительной и превосходной степени наречий, формировать умения образовывать наречия в сравнительной степени.

Словарно-орфографический диктант, терминологический диктант, составление кластера

Знать способы образования степеней сравнения , уметь образо­вывать степени сравнения на­речий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи

П 34, таблица, упр 214, 215

67


Морфологический разбор наречия

Комбиниро

ванный

Познакомить уч-ся с планом морфологического разбора наречия как части речи

Работа с текстом

Знать порядок морфологического разбора наречия

Уметь производить морф разбор наречия

п 35, упр

68


Р/р Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища»

Урок развития речи

Продолжить обучение рассуждению на дискуссионные темы, способствовать развитию умений аргументировать своё мнение

Работа с текстом

Знать особенности композиции текста-рассуждения

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему

Дописать

69-70


Правописание не- с наречиями

Урок изучения нового материала, практикум

Знакомство с правилом правописания не- с наречиями на о-е, сопоставление с правилами правописания не с именами существительными, прилагательными, формирование умения обозначать новую орфограмму

Работа с таблицей и алгоритмом, работа по тексту – выборочный диктант, комментированное письмо, кластер

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не- с наречиями

Уметь правильно писать не с наречиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний

П 36, упр 220, 225

71


Правописание не- с разными частями речи

Урок-практикум

Проверка умения применять в практике письма различные части речи с не-

Индивидуальная работа, взаимопроверка, графический диктант

Знать условия выбора изучаемой орфограммы и уметь применять правила на письме

Печатная тетрадь

72-73


Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

Комбиниро

ванный урок

Формирование умения правильно выбрать гласную Е, И в приставках НЕ-, НИ- отрицательных наречий в сопоставлении с правописанием отрицательных и неопределённых местоимений

Работа по карточкам, исследование сс, работа с учебником, терминологический диктант, синтаксическая пятиминутка.

Знать условия выбора на пись­ме букв Е-И в приставках НЕ-/НИ-, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать при­ставки НЕ-/НИ- в отрицатель­ных наречиях и отрицательных местоимениях.

П 37, упр 231

74


НЕ- и НИ- в отрицательных наречиях

Урок-практикум

Закрепление знаний об условиях выбора орфограмм не- и ни- и орфографического правила написания не- и ни- в наречиях, формирование умения правильно писать не- с различными частями речи


Орфографическая дуэль, выполнение заданий «по цепочке», самостоятельная работа

Знать условия выбора орфограммы и уметь правильно писать не- с разными частями речи, графически обозначать условия выбора правильных написаний

Печатная тетрадь

75


Одна и две буквы Н в наречиях на о-е

Комбиниро

ванный урок

Знакомство с алгоритмом –н- и –нн- в наречиях на о-е в сопоставлении с правописанием н-нн в прилагательных и причастиях, формирование умения обозначать новую орфограмму, выбирать правильное написание


Взаимопроверка д/з, заполнение таблицы, словарная работа, работа с перфокартой

Знать условия выбора написания н и нн в наречиях на –о и –е, совершенствовать навыки монологической речи.

Уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний

П 38, таблица, упр 235,236

76


Р/р Описание действий

Урок развития речи

Показать значение наречий при описании действий

Работа с учебником

Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру

Уметь описывать действия и процессы труда, собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда

Упр 239

77


Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий

Комбиниро

ванный урок

Познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв о-ё после шипящих на конце наречий, формирование умения выделять орфограмму, определив часть речи и часть слова

Терминологический диктант, работа с текстом, выборочный диктант, заполнение таблицы

Знать правило выбора и напи­сания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опо­знавать наречия с этой орфо­граммой, определять общее в написании разных частей речи с 0-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщенное правило.

П 40, упр 243

78-79


Буквы О и А на конце наречий

Урок изучения нового материала, урок закрепления

Познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв а-о на конце наречий с приставками из-, до-, с-, формировать умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их.


Выборочный диктант, конструирование сс, работа с учебником, «четвёртое лишнее»

Знать условия выбора букв о-а на конце наречий

Уметь правильно писать, выде­лять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах.

П 41, упр 246,247

80


Р/р. Подробное изложение с элементом сочинения.

Урок развития речи

Подготовка к подробному изложению. Нахождение слов, которые выражают отношение к персонажам и их действиям. Написание изложения с элементом сочинения.

-Как вы понимаете последнюю реплику – гневный ответ женщины?

Работа с текстом

Знать хар-ки подробного изложения, композицию рассказа

Уметь письменно пересказывать исходный текст

Упр 249

81


Р/р.Устное сочинение по картине Е.И.Широкова «Друзья».

Урок развития речи

Познакомить с особенностями описания внешности и действий человека; с композицией рассказа по картине.

Работа по картине

Уметь формулировать свою мысль, выражая отношение к теме; создавать рассказ на основе изображённого на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины.

Печатная тетрадь

82


Дефис между частями слова в наречиях

Урок изучения нового материала, урок закрепления

Знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис, формирование умения писать при определённых условиях наречия через дефис

Словарный диктант, составление кластера, выборочный диктант, работа в группах

Знать правила дефисного на­писания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой, безошибочно писать, конструи­ровать словосочетания с наре­чием.

П 42, упр 251

83-84


Слитное и раздельное написание наречий

Урок изучения нового материала

Познакомить уч-ся со слитным и раздельным написанием приставок в наречиях, формировать умения отличать наречие от существительного, прилагательного и числительного с предлогом

Составление таблицы, работа с текстами, тестовые задания, комментированное письмо

Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от других частей речи

Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, отличать наречия от су­ществительных, прилагатель­ные от местоимений, пользуясь алгоритмом.

Записи в тетради, упр 254, 261

85


Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Комбиниро

ванный

Знакомство с правилом употребления мягкого знака на конце наречий, формирование умения находить данную орфрграмму

Работа по орфоэпии, заполнение таблицы, самостоятельная работа

Уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно пи­сать, различать и безошибочно пи­сать части речи с шипящей на конце.

П 44, упр 266

86


Повторение и обобщение то теме

«Наречие»

Урок-зачёт

Систематизация и обобщение знаний о наречии, повторить орфограммы, связанные с изучением наречий

Приём «Жокей и лошадь»

Групповая работа

Знать значение наречия, разграничение наречий и других частей речи

Уметь находить наречия и правильно их писать

Печатная тетрадь

87


Контрольный диктант по теме «Наречие»

Урок контроля знаний

Практическое закрепление навыков правописания наречий



Уметь применять изученные орфограммы


88


Работа над ошибками

Комбинорованный урок

Совершенствовать навыки работы над ошибками

Работа с таблицей, игра «Штурм крепости ошибок»

Уметь выполнять работу над ошибками.

Печатная тетрадь

89


Категория состояния как часть речи

Урок изучения нового материала

Познакомить уч-ся с особой группой слов, выражающих душевное и физическое состояние человека, состояния природы, показать их отличие от наречий


Работа с текстом, анализ предложений, работа с учебником, индивидуальная работа

Знать основные значения слов категории состояния.

Уметь «видеть» слова категории состояния в тексте, выполнять морфологический разбор категории состояния, отличать категорию состояния от глаголов и наречий.

П 45, упр 277

90


Морфологический разбор категории состояния

Комбиниро

ванный урок

Знакомство с порядком морфологического разбора категории состояния

Анализ предложений, выборочный диктант

Знать порядок морфологического разбора категории состояния и уметь морфологически разбирать

Печатная тетрадь

91


Р/р.Сжатое изложение по тексту К.Паустовского «Обыкновенная земля».

Урок развития речи

привлечь внимание к красоте родной земли, научить видеть необыкновенное в обыкновенном.

Работа с текстом

Знать содержание художественного текста, восприни­мать его на слух, уметь выделять основ­ную и дополнительную информа­цию, определять принадлежность к типу речи, составлять план, сохра­нять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности.

Упр 281

Служебные части речи

92


Понятие о служебных частях речи. Предлог как часть речи

Комбиниро

ванный

Формирование представления о предлоге как служебной части речи, закрепление умения писать предлоги с разными частями речи

Подготовка сообщения на тему «Служебные части речи. Интересные факты» с использованием научно-популярной литературы.

Знать отличия служебных и самостоятельных частей речи.

Уметь узнавать служебные части речи и определять их значение

П 47, 48 упр 287

93


Употребление предлогов

Комбиниро

ванный

Предупредить возможные ошибки в употреблении предлогов, познакомить с многозначными и однозначными предлогами

Работа по культуре речи, заполнение таблицы

Знать морфологические признаки предлога, разряды предлогов по значению.

Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным

П 49, упр 293

94


Производные и непроизводные предлоги

Урок изучения нового материала

Знакомство с производными и непроизводными предлогами, формирование умения различать предлог и самостоятельную синонимичную часть речи

Работа по орфоэпии, работа с перфокартой, работа по алгоритму

Знать: разряды предлогов по проис­хождению, уметь отличать произ­водные предлоги от непроизводных, правильно употреблять их в речи.

П 50, упр 298

95


Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога

Комбиниро

ванный урок

Формирование умения видеть предлоги и выполнять морфологический разбор

Парная работа

Знать разряды предлогов по соста­ву, понятия «простые и составные предлоги», порядок морфологиче­ского разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор

Уметь различать союзы, частицы, предлоги разных разрядов, безоши­бочно писать производные предло­ги, отличать их от созвучных слово­сочетаний

Печатная тетрадь

96-97


Правописание предлогов. Слитное и раздельное написание производных предлогов

Комбинированный

Формирование новых и совершенствование ранее сформированных орфографических навыков, усвоение норм употребления производных и непроизводных предлогов.


Нормы употребления предлогов, комментированное письмо, выборочный диктант

Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов.

Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы

П 53, упр 309, тест

98


Повторительно-обобщающий урок по теме «Предлог»

Урок систематиза

ции знаний

Обобщить знания о предлоге, совершенствовать умение писать производные предлоги

Индивидуальная работа

Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога.

Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи

Упр 311

99-100


Контрольная работа по предлогу. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Урок контроля ЗУН
по теме

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Работа по печатной тетради

Знать нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать правила орфографии

Уметь классифицировать ошибку, правильно объяснять графически орфограмму

Печатная тетрадь

101


Р.Р. Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»

Урок развития речи

Сочинение (создание собственного текста)

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем, жанром

Знать особенности и композиционные признаки текста-рассказа.

Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план , определять идею и тему

Дописать

102


Понятие о союзе. Простые и составные союзы

Комбиниро

ванный урок

Повторение и совершенствование знаний о союзе как части речи, формирование умения ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении

Графический диктант, работа по учебнику и с текстом

Знать о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении, о классификации союзов по строению: простые и сложные.

Уметь находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, составлять блок-схемы

П 54, 55 6 предложений

103-104


Сочинительные и подчинительные
союзы.

Сочинительные союзы.

Комбиниро

ванный

Знакомство с группами сочинительных и подчинительных союзов и их ролью, формирование умения постановки запятой в сложном предложении

Конструирование предложений с применением изученных пунктуационных правил

Знать разряды сочинительных и подчинительных союзов.

Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы

П56-58, упр 325

105


Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов

Комбиниро

ванный

Познакомить с группами подчинительных союзов, показать их значение

П 59-60, упр 339

106-107


Правописание союзов

Комбинированный

Познакомить с правилами написания союзов тоже, также, чтобы, зато. Выработать умения отличать союзы от наречий и местоимений с частицей (что бы, так же, за то, то же и т. п.)

Конструирование предложений с применением изученных пунктуационных правил

Знать и соблюдать нормы употребления союзов в письменной и устной речи.

Уметь конструировать различные виды сложных предложений, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей

П 61, упр 349, 350

108


Правописание союзов

Урок-практикум

Выработать умения отличать союзы от наречий и местоимений с частицей, применять на письме изученные орфографические правила

Индивидуальная работа

Знать правило правописания сою­зов. Уметь отличать союзы от со­звучных сочетаний слов, опознавать союзы.

Печатная тетрадь

109


Р.Р. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте

Урок развития речи

Знакомство с понятием «Морфологические средства связи частей и предложений в тексте».

Союз как средство связи смысловых частей текста

найти примеры различных средств связи предложений в тексте (лексический повтор, местоимение, синонимы и др.)


Знать о том, что союз может быть средством связи смысловых частей текста.

Уметь владеть всеми изученными средствами связи

Упр 353

110


Повторительно-обобщающий урок по теме «Союз»

Урок систематиза

ции знаний

Закрепить знания о написании союзов, отработать умения правильно писать союзы и отличать их от других частей речи

Теоретический диктант, составление схем, выборочная работа

Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи; выполнять морфологический разбор союза; грамотно употреблять союзы


Печатная тетрадь

111-112


Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Урок контроля ЗУН
по теме

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы

Знать нормы русского литературного языка.

Уметь применять изученные орфограммы; соблюдать правила орфографии



карточки

113


Понятие о частице

Урок изучения нового материала

Показать особенности частицы как служебной части речи, формировать умение отличать частицы от других частей речи.

Правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы), работа по учебнику

Знать особенности частицы как

слу­жебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в упот­реблении омонимичных частиц, союзов, наречий,


П 62, упр 357

114


Разряды частиц. Формообразующие частицы

Комбиниро

ванный

Знакомство с разрядами частиц по значению, формирование умения видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения

Выразительная роль частиц, конструирование предложений с различными частицами

Знать разряды частиц.

Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами

П 63, упр 361

115


Смысловые частицы

Урок изучения нового материала

Знакомство с новым понятием «смысловые частицы», с многообразием их значений

Объяснительный диктант, лексическая работа, заполнение таблицы

Знать функции смысловых частиц, уметь различать оттенки значений смысловых частиц, использовать частицы в речи, повторить знаки препинания при прямой речи, диалоге.

Таблица, упр 375

116


Раздельное и дефисное написание частиц

Урок изучения нового материала

Совершенствование навыка раздельного написания частиц бы, ли, же, знакомство с дефисным написанием частиц

Беседа, запись под диктовку, тренировочные упражнения

Знать правила раздельного и

дефисного написания частиц. Уметь выде­лять их среди других частей речи; оп­ределять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безоши­бочно писать местоимения, прилага­тельные, наречия с частицами.

П 65, упр 381

117-118


Отрицательные частицы не- и ни-

Урок изучения нового материала

Познакомить с отрицательным и положительным смыслом предложений с частицей не-, дать понятие о роли отрицательной частицы не-

Работа с таблицей, словарная диктовка, конструирование предложений

Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смы­словое значение частицы НЕ (отрица­тельное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи.

П 67, упр 388, 392

119-120


Правописание не и ни

Комбинированный

Смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. Понятие о двойном отрицании, значение частицы ни в устойчивых сочетаниях

Выразительная роль частиц, конструирование предложений с различными частицами

Знать о разрядах частиц по значению и употреблению, отрицательном значении частицы не.

Уметь опознавать языковые единицы и явления, проводить различные виды их анализа

П68, упр 398, печатная тетрадь

121


Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами

Комбинированный

повторение орфограммы «Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами», усвоение алгоритма действий при применении правила

Конструирование предложений с различными частицами

Знать изученные правила.

Уметь применять правила, основываясь на определении части речи и морфемы, в которой встретилась орфограмма

карточки

122


р/р Сочинение-рассказ по данному сюжету

Урок развития речи

Повторение основных требований к сочинению-рассказу

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем

Знать признаки текста, особенности типа речи, композицию рассказа

дописать

123


Повторительно-обобщающий урок по теме «Частица»

Урок систематиза

ции знаний

Повторение знаний и умений, связанных с изучением частиц

Работа в печатной тетради

Уметь обобщать и систематизировать знания о частице как части речи; выполнять морфологический разбор частицы.

Уметь грамотно употреблять частицы в письменной и устной речи

Упр 406

124-125


Контрольный диктант. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Урок контроля ЗУН
по теме

Определение уровня усвоения изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков

Классификация ошибок, правильное объяснение графически орфограммы

Знать основные нормы русского литературного языка.


126


Р.Р. Публицистический стиль

Урок развития речи

Особенность публицистики как жанра. Признаки публицистического стиля

Создание собственных текстов в публицистическом
стиле

Знать признаки публицистического стиля.

Уметь находить
в тексте признаки публицистического стиля


127


Понятие о междометии

комбинированныйурок

Познакомиться с междометием как частью речи, уметь находить в тексте междометия

Работа с учебником

Знать о междометии как о части речи.

Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в письменной и устной речи

П 70, упр 416

128


Правописание междометий

Комбинированныйурок

Познакомиться со знаками препинания
при междометии

Презентации проектов с использованием ИКТ

Знать и соблюдать нормы употребления междометий в речи.

Уметь применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями

П 71, упр 418

129


Звукоподражательные слова

Комбинированный урок

Показать отличие звукоподражательных слов от междометий

Работа с текстами

Знать отличия звукоподражательных слов от междометий

Записи в тетради

Повторение

130


Русский язык и разделы науки о нем.

Урок систематизации ЗУН

Систематизация и обобщение знаний по теме

Работа по карточкам

Знать разделы науки о языке, особенности текстов различных стилей.

Уметь различать тексты разных типов и стилей

Упр 426

131


Фонетика и графика

Урок систематизации ЗУН

Систематизация и обобщение знаний по теме « Фонетика и графика». Тренинг

Работа со справочной литературой и словарями

Знать порядок фонетического разбора слова.

Уметь выполнять фонетический разбор слова

Упр 429

132


Лексика и фразеология

Урок систематизации ЗУН

Систематизация и обобщение знаний по теме «Лексика и фразеология». Тренинг


Работа со справочной литературой и словарями

Знать основные сведения по разделу

Упр 433

133


Словообразование

Урок систематизации ЗУН

Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование».

Работа со справочной литературой и словарями

Знать состав слова, способы словообразования.

Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов

Печатная тетрадь

134


Морфология

Урок систематизации ЗУН

Систематизация и обобщение знаний по теме « Морфология». Тренинг

Работа с текстами

Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы

Упр 445

135-136


Урок-игра «По страницам учебника»

Это интересно

Урок-игра

Применение знаний по фонетике, морфемике и словообразованию в практике правописания и говорения

Маршрутные листы

Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические,

орфографические, пунктуационные).

Уметь применять изученные правила




29