СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование 8 класс литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

предлагаю планирование по литературе для 8 класса по учебнику В.Я. Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование 8 класс литература»

Раздел 1. Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2010.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и учебник-
хрестоматию «Литература» для 8 класса в двух частях. Москва «Просвещение», 2013. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического  мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и  аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и  содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;

  • овладение теоретико-литературными понятиями;

  • формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;

  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содер­жания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.   Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной де­ятельности.  
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития литературных  процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет  адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Согласно действующему учебному плану в 8 классе предполагается обучение  в объеме 2 часов в неделю.
С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже. Основой  целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе основного общего образования, отражающее важнейшую  особенность  педагогической  концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных  результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных   предметов) к  межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты  представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику  не отдельных предметов, а ступеней общего образования. 

В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятельности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об основных темах и проблемах русской литературы 19 века и 20 века будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления художественных произведений, литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проектной технологии, межпредметных интегрированных уроков и т. д.. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными литературными знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии (при профильном обучении — в форме  сочинения, резюме, исследовательского проекта, публичной презентации). При изучении русской литературы принципиально важная роль отведена в плане  участию обучающихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, развитию умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.

Виды контроля
— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана га произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.
— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащеюся, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОИГИРМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»



«Рассмотрено»

Руководитель МО

Р.В.Грудинина /____________/


Протокол № от

«__ » ____________2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «Новоигирменская СОШ № 3»

О.Н. Дьячкова /______________/


«__»____________2016г.


«Утверждено»

Директор МОУ«Новоигирменская СОШ № 3»

Е.И. Колесникова /____________/


Приказ № ___ от « ____» _____________2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


Антоновой Натальи Вячеславны, I категория________

Ф.И.О., категория



по литературе, 8 Б класс

Предмет, класс и т.п.






2016 - 2017 учебный год





Календарно -тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Наименование общей темы, темы урока

Цель урока. Повторение

Оборудование

Дом.

задание

Введение 1 ч

1



Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

Выявить уровень подготовки к восприятию нового курса лит-ры; совершенствовать умения отвечать на вопросы учителя, рассказывать о прочитанных произведениях; углубить представление о связи литературы и истории;

Обучить конспектированию (краткому)

Выставка книг и портреты писателей, учебник, раздаточный материал


С.5, вопросы

Устное народное творчество ( 2 ч )

2



Русские народные песни,

Отражение в них жизни народа. Особенности хороводных и лирических песен.


Рассказать уч-ся о русских народных песнях, об отражении в них жизни народа, учить различать обрядовые и необрядовые песни, формировать навыки выразительного чтения

Репродукции картин Н.Рериха, А.Саврасова, К.Коровина, аудиозаписи

Инд.

сообщения

3



Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности их содержания и художественной формы

Развивать умения и навыки исследовательской деятельности

Обучение выразительному чтению, выборочному пересказу

Репродукция картины В.Сурикова «Степан Разин»

С.13-16 выраз. чтение

Древнерусская литература ( 3 ч )

4



Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского»

Дать уч-ся представление о житийной литературе как особом жанре древнерусской литературы, совершенствовать умения анализировать отдельные эпизоды произведения, составлять характеристику героя, обогащать духовный мир личности


Презентация, репродукции картин Н.Рериха, иконы Александра Невского

Стр 19 – 26, Выучить термины

С.30, вопросы

5



Р/ р Подготовка к сочинению-размышлению «Праведник и защитник Русской Земли» по повести «Житие Александра Невского»

Формировать и совершенствовать навыки построения устного и письменного высказывания в виде размышления, умения составлять характеристику героя, приводить убедительные аргументы


Презентация, репродукция картин «Ледовое побоище», аудиозаписи

Написать сочинение

6



«Суд Шемякин» - бытовая сатирическая повесть 18 века, её особенности и новые литературные герои

Познакомить уч-ся с текстом и особенностями древнерусской сатирической повести, помочь открыть для себя новых героев.


Учебник

Стр 36 вопросы, 1 действие комедии,

Из литературы 18 века ( 3 ч )

7



Понятие о классицизме.

Д. И. Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии

Дать представление о классицизме как литературном направлении, формировать понимание особенностей комедии как драматургического жанра. Обучать аналитическому чтению; умению давать характеристику герою


Портрет, фрагменты фильма


2, 3 действие

8



Проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль»



Обучение аналитическому чтению, созданию текста – развернутого письменного ответа на поставленный вопрос

Текст

4, 5 действие

9



Анализ комедии Фонвизина «Недоросль». Афористичность комедии «Недоросль». Проблематичность и нравственные уроки комедии

Обучить составлению словесных портретов главных героев


Текст

С.77-79, вопросы

Из литературы 19 века ( 32 ч )

10



И.А.Крылов. Критика «Общественного договора» в басне «Лягушки, просящие царя»

Углубить и расширить знания уч-ся о великом баснописце, формировать умения выделять структурные части, находить мораль басни

Портрет, выставка книг

Стр 80 - 84

11



Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику М. Кутузова в Отечественной войне 1812 г в басне «Обоз»

Углубить знания о басне как о жанре, её признаках, об аллегории Развитие связной речи учащихся;

развитие навыка восприятия информации

Тексты басен, аудиозаписи

Стр 88 - 94

12



К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра. Дума «Смерть Ермака» и её связь с историей


Ознакомить уч-ся со сведениями о поэте-декабристе, с содержанием его думы «Смерть Ермака»

Портреты, презентация, аудиозапись песни

Инд. сообщения

13



А.С. Пушкин. Отражение фактов биографии и исторических событий в творчестве поэта. Стихотворения « 19 октября. 1825 г», « Я помню чудное мгновенье…», «Туча»

Углубить знания уч-ся о личности и творчестве поэта, ознакомить с содержанием стихотворений, отражающих факты его биографии и исторические события, формировать умения анализировать и интерпретировать поэтический текст, давая ему личностную оценку


Презентация, портреты друзей, тексты стихотворений, запись романса

Чтение повести с.215-216 (главы 1-3)

14



Творческая история повести «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав

Ознакомить с отдельными главами « Истории Пугачёвского бунта», содержанием глав 1,2 повести, дать понятие об исторической основе произведения, совершенствовать умения аналитического чтения

Портрет поэта, портрет Емельяна Пугачёва

Чтение повести ( главы 3-8, вопросы)

15



Уроки настоящей жизни и роль диалогов Петра Гринёва с Пугачёвым в формировании характера главного героя. Разбор III-V глав

Проверить знание содержания прочитанных глав, формировать умения адекватно понимать текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное

Раздаточный материал, текст повести

Чтение повести (главы 9 - 12, вопросы)

16



Необычайные встречи Петра Гринёва с Пугачёвым. Нравственная оценка личности Петра Гринёва

Выяснить суть взаимоотношений Пугачёва и Гринёва, показать противоречивость и характера Пугачёва и его обречённость, углубить навыки комментированного чтения

Рисунки к повести, фрагменты фильма

Чтение повести

Главы 13 - 14

17



Изображение народной войны и образ Пугачёва.

Дать понятие об особенностях изображения народной войны и образа её предводителя Пугачёва, совершенствовать умения правильно и глубоко понимать текст

Рисунки к повести, фрагменты фильма

С.217-219, вопросы

18



Проблема чести и достоинства в повести, отразившаяся в образе Петра Гринёва

Формировать у уч-ся понимание логики развития человеческого характера, формировать умения адекватно понимать текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное

Слайды с опорными схемами и заданиями

Инд зад

19



Великодушие Пугачёва и «щедрость» Екатерины 2. Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Совершенствовать умение уч-ся определять основную мысль и видеть её отражение в названии, навыки анализа отдельных эпизодов с целью характеристики героев, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста

Репродукции картины В. Боровиковского «Екатерина 2 на прогулке в Царскосельском парке»

Подготовка к дом сочинению

20



Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по повести «Капитанская дочка».

Обобщающий урок.

Подготовить уч-ся к написанию сочинения, углубить знания о правилах построения сочинения

Записи на доске

Дописать сочине-

ние

21



Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

или

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

Проверить уровень начитанности

Отработать коммуникативную и правописную грамотность



Инд. сообщения

22



М. Ю. Лермонтов.

Судьба поэта. Отношение поэта к истории. Кавказ в жизни М. Лермонтова, история создания поэмы «Мцыри»

Углубить знания уч-ся о личности и творчестве поэта, о роли Кавказа в его жизни и об отношении к истории Отработка навыков работы анализа лирического произведения

Слайды с рисунками Лермонтова видов Кавказа, портрет поэта

Стр 232-252

23



Образ Мцыри –свободного, мятежного, сильного духом

Помочь уч-ся понять смысловое содержание поэмы, вскрыть глубинную суть образа главного героя

Слайды с иллюстрациями к поэме

С.253-258, наизусть

24



«Мцыри» - лиро-романтическая поэма, её особенности, роль описаний природы. Мцыри – романтический герой

Выявить особенности поэмы, установить роль описаний природы, дать понятие о Мцыри как романтическом герое

Текст, таблица

Стр 253-258

25



Поэма М. Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики. Обучение анализу отдельного эпизода поэмы

Дать понятие о литературной критике, формировать умения, навыки анализа отдельного эпизода


Выставка иллюстраций и коллажей уч-ся

Стр 260-2265

26



Н.В .Гоголь. Слово о писателе. История создания и постановки, идейный замысел комедии «Ревизор»

Ознакомить уч-ся со сведениями о Н. Гоголе, с историей создания и постановки комедии, углубить знания о родах литературы, драматических жанрах, отличительных признаках комедии, формировать навыки работа над драматическим произведением


Портрет, эскизы костюмов, фрагменты комедии

Д 1-2, досье

27



Городские чиновники, их страх перед ревизором как основа развития действия в комедии «Ревизор»

Формировать навыки работа над драматическим произведением, совершенствовать умения анализировать и интерпретировать драматическое произведение, характеризовать героев.

Фотографии старых построек провинциального города, раздаточный материал, текст

Чтение комедии

Д 3,4

28



Хлестаков и его роль в комедии Гоголя «Ревизор». Хлестаковщина как нравственное явление

Показать роль Хлестакова в комедии, раскрыть понятие хлестаковщины как нравственного явления, учить определять актуальность произведения для читателей разных поколений

Фрагменты фильма

Чтение комедии с.357 вопросы

29



Разоблачение городничего. Позор городничего, бесславный конец его счастью.

Определить способы разоблачения чиновничества в комедии, раскрыть суть возникновения чувства позора у городничего, показать значение «немой» сцены.

Текст, раздаточный материал

С.357 вопросы6,7

30



«Карающий смех» - главный герой комедии «Ревизор». Художественное мастерство и новаторство Гоголя.

Доказать, что главным героем комедии является «карающий смех», показать значение пьесы, совершенствовать навыки и умения анализировать и интерпретировать драматическое произведение.

Текст

Вопрос 10 стр 357

31



Р.Р. Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Совершенствовать навыки анализа художественного текста, характеристики героев

Записи на доске

С.358-390 читать

32



М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Образ города Глупова и глуповцев

Познакомить со сведениями о личности писателя, с проблематикой и особенностями повести, образами города Глупова и глуповцев, углубить знания о формах комического.

Презентация, портрет


С.6-14 читать

33



Сатирическое изображение образов градоправителей Глупова. Анализ эпизодов повести

Раскрыть смысл сатирического изображения образов градопредставителей в повести

Раздаточный материал

С.16-25

34



Слово о Н. Лескове. Сатирическое изображение чиновничества, призыв к защите обездоленных в рассказе «Старый гений»

Познакомить уч-ся с идейным содержанием рассказа, раскрыть смысл сатирического изображения чиновничества, определить поднятые в рассказе нравственные проблемы

Портрет, выставка книг

Стр 27-29, сообщения

35



Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Жизненная основа, сюжет и композиция рассказа «После бала»

Показать роль Ясной Поляны в становлении личности писателя, начать работу над изучением содержания рассказа

Портрет, виды Ясной Поляны, презентация

Стр 40-41 вопросы

36



Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа

Совершенствовать умения выделять ключевые эпизоды произведения, характеризовать литературного героя, отличать позицию автора от позиции повествователя

Иллюстрации к рассказу

сообщения

37



И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество.

Автобиографический характер повести «Ася».


Дать понятие об автобиографическом характере повести, начать ознакомление с её содержанием

Портрет, текст

Читать повесть

38



«Что за хамелеон эта девушка!» Ася как образ «тургеневской девушки»

Помочь понять идейное и художественное содержание повести, роль образа Аси в нём

Текст, опорная схема

Чтение текста

39



«У счастья нет завтрашнего дня» Причины драмы рассказчика, обречённого на одиночество.

Раскрыть причины драмы героя, его одиночества, совершенствовать умения аналитического и интерпретационного чтения

Текст

сообщения

40



А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви». «Как обманчиво все, что мешало любить»

Ознакомить с идейным содержанием рассказа, помочь понять авторское осмысление поднятых в нём проблем

Портрет, карточка-информатор

Чтение рассказа

41



в/ч Истинное и ложное в человеческих отношениях, любовь в рассказе Чехова «Шуточка».

Ознакомить с рассказом, помочь понять его проблематику

текст

Твор работа

Из русской литературы 20 века ( 21 ч )

42



И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ» - повествование о сложности взаимоотношений между людьми, попавшими в «любовный треугольник»

Вызвать интерес к творчеству писателя, начать ознакомление с содержанием рассказа, совершенствовать умения вдумчивого чтения

Портрет, презентация

С.61-66 читать

43



Драматизм рассказа «Кавказ», противопоставление величия природы и фальши человеческих отношений

Углубить понимание идейного содержания рассказа, его драматизма

Записи на доске

Стр 67 - 75

44



А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Сравнительная характеристика главных героев

Познакомить уч-ся с творчеством писателя, содержанием рассказа, повторить понятия сюжет и фабула, воспитывать способность сопереживать, понимать другого человека

Репродукции картин с изображением сирени, музыка Рахманинова к романсу «Сирень»

Творч зад

45



Р/р «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова,

Л. Н. Толстого, А. П. Чехова,

И. А. Бунина, А. И. Куприна

Совершенствовать навыки написания сочинения по теме, способов выражения собственного отношения к прочитанному

Тексты

С.75 вопрос4

46



А.А.Блок. Историческая тема в творчестве писателя.

«На поле Куликовом». Анализ цикла.

Рассказать о жизни и творчестве поэта, подготовить к восприятию цикла, совершенствовать навыки работы с поэтическим текстом

Портрет, раздаточный материал, аудиозапись

Выраз. Чтение

С.85 учить

47



Образ родины в лирическом цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Родина»

Совершенствовать умения осознанно воспринимать поэтическое произведение

Репродукция картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»

Наизусть, сообщения

48



С.Есенин. Слово о поэте.

«Пугачев» – поэма на историческую тему.

Подготовить к восприятию идейного и художественного содержания поэмы, определить её историческую тему, ознакомить с понятием «драматическая поэма»

Портрет, раздаточный материал

Выраз. Чтение

Выучить термины

49



Образ Пугачёва как предводителя восстания в поэме

Учить осознанно воспринимать поэтическое произведение

Текст

стр 96-97

50



М. А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»

Ознакомить уч-ся с личностью и творчеством писателя, с содержанием его рассказа «Пенсне», помочь увидеть художественные особенности рассказа, сочетание в нём юмора, реальности и фантастики

Виды Перми, Москвы, Хельсинки, рабочих кварталов Рима

С.109-113 выраз.

чтение

51



И.С. Шмелев.

Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству

Ознакомить уч-ся с жизнью и творчеством писателя, с содержанием его рассказа «Как я стал писателем», осознать особенности его писательской манеры.

Портрет, иллюстрации к рассказу

Творческая

работа

52-53



Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий.

М.Зощенко

«История болезни»

Тэффи «Жизнь и воротник».

Ознакомить уч-ся с авторами журнала, с сатирическим изображением в их произведениях исторических событий, адекватно понимать юмористический текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное

Обложки книг писателей, портреты, презентация

С.125-135 читать

Инд. сообщения

54



А.Т.Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы.

Рассказать о необыкновенной популярности поэмы во время войны, подготовить к её глубокому восприятию, закреплять навыки комментированного анализирующего чтения

Портрет, его фронтовые фотографии, фотография памятника

Отрывок наизусть

55



Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина

Показать роль поэмы и героя в годы войны, раскрыть новаторский характер образа главного героя, сочетания в нём черт крестьянина и воина-защитника

Аудиозапись поэмы, иллюстрации к поэме

С.162-163 вопросы

56



Особенности жанра, композиции, сюжета и языка поэмы, юмор, фольклорные мотивы в ней

Показать роль юмора и фольклорных мотивов в поэме, воспитывать патриотизм, гражданственность, мужественность, чувство гордости

Текст поэмы

Стр 164-189

57



Судьба А.Платонова. Проблематика рассказа «Возвращение». Смысл названия рассказа

Познакомить с идейно-нравственным содержанием рассказа, формировать умения анализировать текст, давать оценку действиям героев

Презентация

С.189 вопросы

58



Великая Отечественная война в стихотворениях поэтов и песни военных лет

Ознакомить уч-ся с песенной поэзией периода Вов, раскрыть её тематику, призывный и воодушевляющий характер

Выставка книг, аудиозаписи песен

выучить

59



Р/р Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»

Совершенствовать умения понимать формулировку темы и определять идею, подбирать и систематизировать материалы к нему

Тексты

дописать

60



В.П.Астафьев.

Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Подготовить к восприятию идейно-художественного содержания рассказа

Аудиозаписи песен, портрет, выставка книг

С.203-220 читать с.220 вопросы

61



Герои и проблематика рассказа В. Астафьева. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Способствовать глубокому и осознанному восприятию текста, пониманию его проблематики

Иллюстрации к рассказу

сообщения

62



Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

Поэты Русского Зарубежья о Родине.

«Мне трудно без России…»

Познакомить уч-ся с программными стихотворениями русских поэтов о Родине, родной природе

Совершенствование навыков выразительного чтения и анализа лирического произведения, формирование умения определять основные средства выразительности


Портреты, иллюстрации к стихотворениям, пейзажи

Выучить стих

Из зарубежной литературы ( 8 ч )

63



У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечная проблема» в трагедии Шекспира

Рассказать об отражении вечных тем и проблем в произведениях писателя, подготовить к глубокому восприятию трагедии, развивать логическое и ассоциативное мышление

Презентация, портрет, выставка книг

С.251 вопросы

64



Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные» проблемы в трагедии

Совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать трагедию как драматическое произведение

Музыкальное сопровождение, видеофрагменты

Инд зад

65



Вн.чт.

Мой любимый поэт (писатель) современности.


Углубление навыков комментированного чтения; развитие аналитических навыков, творческих способностей учащихся

Выставка книг, презентации

Подготовить презентацию

66



Итоговая контрольная работа. Тестовые задания

Проверить уровень знаний уч-ся, подвести итоги усвоения учебного материала

Тестовые задания


67



Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа

Познакомить с личностью и творчеством Мольера

Портрет


С.255-306 читать

68



Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» как сатира на государственный строй

Обратить внимание на сатирическое изображение современного писателю общества

Иллюстрации к роману, текст

С.326 вопросы

69



Вальтер Скотт «Айвенго» как исторический роман

Привлечь внимание к творчеству В. Скотта, пробудить желание прочитать роман «Айвенго», углубить знания об особенностях исторических произведений

Иллюстративный материал

С.327-370 читать

70



Заключительный урок Литературная игра

Совершенствовать умения и навыки узнавать художественный текст, выбирать правильные ответы, воспитывать интерес к литературе, потребность в чтении

Выставка книг, иллюстрации, творческие работы






















Раздел 3. Содержание тем учебного курса

Введение

Русская литература и история. Интерес русских пи­сателей к историческому прошлому своего народа. Ис­торизм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество

В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).

Из древнерусской литературы

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, ко­мические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая по­весть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом про­изведении.

Из литературы XIX века

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «обществен­ного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонаде­янности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современни­ками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите­ратуре.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворе­ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие вос­стания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогаще­ние любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки­на («История Пугачева») и поправка Николая I («Исто­рия пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как бо­лее точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историче­ском труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к пред­водителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспо­щадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (началь­ные представления). Реализм (начальные представ­ления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплоще­ние этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван­ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об­ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче­ски-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представ­ления), романтическая поэма (начальные представле­ния).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на­дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (раз­витие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Де­таль как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие пред­ставлений). Художественная деталь (развитие пред­ставлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психоло­гизм рассказа. Нравственность в основе поступков ге­роя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (раз­витие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упу­щенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (развитие представлений).


Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писа­теля.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопо­нимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восста­ния в разных произведениях: в фольклоре, в произведе­ниях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и ис­торическое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (на­чальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчест­ву. Сопоставление художественного произведения с до­кументально-биографическими (мемуары, воспомина­ния, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Авер­ченко. «Всеобщая история, обработанная „Са­тириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания са­тирического повествования. Смысл иронического пове­ствования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа­ние. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых перело­мах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэти­ческая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реа­листическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэ­мы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострада­ния, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»;

Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»;

И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, об­становки, семейных устоев и отношений.


Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
— осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбранный жанр;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
— сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Раздел 6. Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.
3. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.
4. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.
5. Дидактические материалы. 8 класс. «Читаем, думаем, спорим…», М. Просвещение, 2004г.;

6. Литературные справочники и словари.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM. Просвещение, 2011

  1. Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru

  2. Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ). Режим доступа: http://school-collection.edu.Ri

  3. Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru

  4. Сайт «Образовательные ресурсы сети Ин­тернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.ru

  5. Сайт «Сеть творческих учителей»: (Электрон­ный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru

  6. http://www.fplib.ru/ Русская поэзия XIX и XX веков

  7. http://litera.edu.ru/ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

  8. http://metlit.nm.ru/ Методика преподавания литературы

  9. http://www.lermontow.org.ru/ Лермонтов Михаил Юрьевич

  10. http://www.antonchehov.org.ru/ Чехов Антон Павлович

  11. http://www.levtolstoy.org.ru/ Толстой Лев Николаевич

  12. http://www.aleksandrpushkin.net.ru/ Пушкин Александр Сергеевич

  13. http://www.nikolaygogol.org.ru/ Гоголь Николай Васильевич

  14. http://pisatel.org/old/ Древнерусская литература

  15. http://www.zhukovskiy.net.ru/ Жуковский Василий Андреевич





Раздел 5. Ожидаемые предметные результаты


читательские

литературоведческие

речевые

Восприятие и анализ текста (отслеживание: сколько частей, какова графика)

Определение рода, жанра

Сопоставление-противопоставление явлений, персонажей, эпизодов, произведений

Выделение смысловых частей, осмысление сильных позиций текста (название, вступление, финал)

Формулирование темы, идеи, проблематики

Написание ответа в краткой форме (3-10 предложений) и ответа-сочинения (не менее 200 слов)

Определение микротем исследуемого текста

Характеристика персонажей

Выявление своего отношения к прочитанному

Отслеживание ключевых слов

Характеристика особенностей сюжета, композиции

Построение логичного письменного ответа в связи с изучаемым произведением (произведениями)

Выявление авторской позиции

Характеристика изобразительно-выразительных средств. Осмысление хронотопа (художественное время и пространство)

Наличие вступления(тезиса), заключения (вывода)

Выявление своего отношения к прочитанному

Выявление авторской позиции

Развернутая исследовательская часть, состоящая из нескольких абзацев



Предметные умения:

  • понимать ключевые проблемы изученных произведений литературы;

  • понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные ценности;

  • читать научно-популярные и художественные тексты. Читать выразительно; с остановками; выборочно, с комментарием и др.;

  • пересказывать подробно, кратко, выборочно, с комментированием историко-культурного характера, в том числе сюжет, фабулу, фрагмент текста и др.;

  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы;

  • анализировать художественные произведения разных родов и жанров, осуществляя целостный и фрагментарный анализ;

  • на практике выявлять художественные тропы (сравнение, эпитет, оксюморон, метонимию, метафору, аллегорию, иронию, гиперболу, литоту);

  • на практике определять основные стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест);

  • писать отзывы, рецензии на художественные произведения, сочинения как краткий ответ на проблемный вопрос (5-10 предложений), так и развернутое сочинение (не менее 200 слов в 7-11 классах) в классе и дома, соблюдая временные рамки для написания текстов разных объемов. Писать и защищать рефераты;

  • практически определять и аргументировать принадлежность произведения к определенному литературному направлению, исторической эпохе;

  • исследовать художественное произведение, выявляя понимание позиции автора, сопоставляя с произведениями других авторов;

  • характеризовать персонажей художественного произведения, практически объяснять систему персонажей, выявлять и характеризовать конфликт, композицию произведения;

  • уметь характеризовать темы (вечные, национальные, исторические, темы искусства) и проблемы (социально-политические, нравственно-этические, национально-исторические, культурно-бытовые, мифологические, философские, религиозные и др.);

  • на практике выявлять отличия фольклора и художественной литературы;

  • на практике узнавать приемы создания художественного образа (портрет, авторская характеристика, характеристика другими действующими лицами, художественные детали и др.);

  • знать и на практике различать стили (публицистический, научный, официально-деловой, язык художественной литературы, разговорный стили.










Приложение 2. Контрольно-измерительные материалы

Тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

  1. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

а) автора;

б) повествователя;

в) Маши Мироновой;

г) Петра Гринёва;

д) Пугачёва

3. Какие исторические личности упоминаются в повести?

а) Фридрих второй

б) граф Миних

в) Григорий Орлов

г) Екатерина первая

д) Елизавета первая

е) Екатерина вторая

е) вставные элементы

5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …

а) единственный женский персонаж повести

б) стоит в центре сюжета

в) носительница высокой нравственности и чести

г) дочь погибшего русского офицера

7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?

а) характеризует Гринёва

б) предвещает развитие отношений двух персонажей

в) характеризует Пугачёва

г) подчёркивает кровожадность Пугачёва

8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…»?

а) автору

б) Екатерине второй

в) Петруше Гринёву

г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров

д) Савельичу

9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.

а) Пугачёв 1) оренбургские генералы

б) Швабрин 2) Екатерина вторая

в) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв

12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?

а)проблема любви

б)проблема чести, долга и милосердия

в)проблема роли народа в развитии общества

г)проблема сопоставления родового и служивого дворянства

13. Каким показан в повести Савельич?

а)забитым, безгласным крепостным

б)послушным, рабски преданным своим господам

в)глубоким, наделённым чувством собственного достоинства

г)любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком

16. Какие черты русского национального характера показаны А.С .Пушкиным в образе Пугачёва?

а)ум, сметливость

б)лень, бездеятельность

в)удальство, широта натуры

г)склонность к пьянству

д)память на добро, благодарность

17. Чей это портрет? «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо её, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…»

а)Марии Мироновой б)Василисы Егоровны в)Екатерины второй

г)Авдотьи Васильевны

Ответы:1г; 2б,в,д; 3абе;4а; 5бвг; 6а-3, б-4,в-1, г-2; 7бв; 8г; 9а-2,б-3, в-1; 10вгд; 11д; 12б; 13г;14а; 15авге; 16авд; 17в















Раздел 2. Учебно-тематический план



Наименование разделов

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

3

Древнерусская литература

3

4

Русская литература 18 века

3

5

Русская литература 19 века

32

6

Русская литература 20 века

21

7

Зарубежная литература

8