СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Эрудит" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование факультативного курса  "Эрудит" с указанием характеристики  деятельности учащихся, 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование факультативного курса "Эрудит" 4 класс»

Тематическое планирование для 4 класса


Темы разделов, тем, количество часов, отводимых на них

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности учащихся

(универсальные учебные действия)

Тема 1.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Интеллектуальная разминка

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте;

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи.

Тема 2. Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Тема 3. Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте;

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Тема 4. Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

Кто что увидит?

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

Тема 5. Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Тема 6. Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Тема 7. Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

Тема 8. В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Тема 9. Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

Темы 10–11. «Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание не скольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы

Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тема 12 Единица длины километр.

Выбери маршрут Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;


Тема 13. математические головоломки, занимательные задачи.


Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере),

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений;

Тема 14. Математические фокусы «Открой»


Способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Темы 15–17. Занимательное моделирование


Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида(по выбору учащихся).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


Тема 18. Математическая копилка


Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

Конструировать несложные задачи.

Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице?


Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений;

Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Тема 20. «Математика — наш друг!»


Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за- дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

Конструировать несложные задачи.


Тема 21. Решай, отгадывай, считай!

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки

Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с головоломками;

Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;


Темы 22–23. В царстве смекалки.


Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;


Тема 24. Числовые головоломки


Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;


Темы 25–26. Мир занимательных задач


Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

Воспроизводить способ решения задачи;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; Конструировать несложные задачи.

Тема 27. Математические фокусы


Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;


Темы 28–29.

Занимательное моделирование


Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тема 30. Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

Тема 31. Математическая копилка


Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;


Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас


Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».)

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;


Тема 33. Математический лабиринт


Интеллектуальный марафон .

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

Тема 34. Математический квест


Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;