Тема 1. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | Интеллектуальная разминка | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте; Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Воспроизводить способ решения задачи. |
Тема 2. Числа-великаны | Как велик миллион? Что такое гугол? | Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
Тема 3. Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте; Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Воспроизводить способ решения задачи; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; |
Тема 4. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | Кто что увидит? | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
Тема 5. Римские цифры | Занимательные задания с римскими цифрами. | Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. |
Тема 6. Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. |
Тема 7. Секреты задач | Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
Тема 8. В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. |
Тема 9. Математический марафон | Решение задач международного конкурса «Кенгуру». | Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
Темы 10–11. «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание не скольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы | Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; Анализировать предложенные возможные варианты верного решения; Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
Тема 12 Единица длины километр. | Выбери маршрут Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
Тема 13. математические головоломки, занимательные задачи. | Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений; |
Тема 14. Математические фокусы «Открой» | Способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др. | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
Темы 15–17. Занимательное моделирование | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида(по выбору учащихся). | Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; Анализировать предложенные возможные варианты верного решения; Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
Тема 18. Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; Конструировать несложные задачи. |
Тема 19. Какие слова спрятаны в таблице? | Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) | Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений; Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
Тема 20. «Математика — наш друг!» | Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» за- дачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Воспроизводить способ решения задачи; Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; Конструировать несложные задачи. |
Тема 21. Решай, отгадывай, считай! | Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки | Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с головоломками; Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; |
Темы 22–23. В царстве смекалки. | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; |
Тема 24. Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро). | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; |
Темы 25–26. Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Воспроизводить способ решения задачи; Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; Конструировать несложные задачи. |
Тема 27. Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др. | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; |
Темы 28–29. Занимательное моделирование | Интеллектуальная разминка Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи | Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; Анализировать предложенные возможные варианты верного решения; Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; Осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
Тема 30. Блиц-турнир по решению задач | Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений. | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
Тема 31. Математическая копилка | Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. | Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; |
Тема 32. Геометрические фигуры вокруг нас | Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; |
Тема 33. Математический лабиринт | Интеллектуальный марафон . | Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; |
Тема 34. Математический квест | Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число». | Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |