г. Тюмень
№ п/п | Тема урока. (Содержание урока) | Требования к уровню подготовки (ЗУН) | Вид контроля Вид деятельности. | Универсальные Учебные Действия: 1 Регулятивние 2.Познавательные 3.Коммуникативные | Примечание (элементы допол-нительного содержания) | Дата проведения урока план/ факт |
| Тема 1. Что изучает география? (4 часа) |
1 | Мир, в котором мы живем | Сформировать представления о природе Земли и науках, изучающих ее объекты и явления. Сформировать представления о науке «география». Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении географических объектов и явлений. Формирование и коррекция навыков и умений обобщения тематического материала, работы с различными контрольно-измерительными материалами | Определяют содержание и структуру географии. Анализ различных источники географической информации. Работы с учебником и электронным приложением Поиск источников географических знаний. Выделение существенных признаков и особенностей тематического материала. Тест 1. Составление плана последовательности действий, оценка результатов деятельности. | Регулятивные целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; | Познавательные извлечение необходимой информации построение речевого высказывания в устной форме | Коммуникативные планирование учебного сотрудничества учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций | Краеведение. Экология | |
2 | Науки о природе | познавательная инициатива планирование, прогнозирование | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Краеведение. Экология | |
3 | География— наука о Земле | составление плана и последовательности действий; | структурирование знаний; | владение монологической и диалогической формами речи | | |
4 | Методы географических исследований. Обобщение, контроль и коррекция знаний по теме раздела Практическая работа №1 . Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы | оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей; | Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия. контроль, коррекция, оценка действий | Краеведение. Экология | |
Тема 2. Как люди открывали Землю? (5 часов) |
5 | Географические открытия древности и Средневековья | Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири. | Знакомство с новой информацией, фронтальная работа. | планирование, прогнозирование постановка познавательной цели | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | | |
6 | Важнейшие географические открытия | Работа с разными источниками информации, структурирование информации, групповая и индивидуальная деятельность. | составление плана и последовательности действий; | сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | | |
7 | Открытия русских путешественников | Фронтальная и работа в парах. Работа с таблицами и картами. | целеполагание - постановка учебной задачи | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | | |
8 | Практическая работа №2 . Как люди открывали Землю. | Самостоятельная работа. | Поиск информации в предложенных источниках | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | | |
9 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» | Самостоятельная работа. Тест 2. | оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения контроль, коррекция, оценка действий | | |
Тема 3. Земля во Вселенной (9 ч) |
10 | Как древние люди представляли себе Вселенную | Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Система мира по Птолемею Представления о других планетах Солнечной системы Звёзды, их признаки Форма Земли, виды движения, их географические следствия. Современные исследования космоса | Объяснение рисунка, схем. | составление плана и последовательности действий; | постановка и формулирование проблемы | контроль, коррекция, оценка действий | | |
11 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | Описание и сравнение объектов. | целеполагание - постановка учебной задачи | установление причинно-следственных связей; | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | | |
12 | Соседи Солнца | Коллективный поиск, обмен мнениями, защита идей. | Поиск информации в предложенных источниках | построение логической цепи рассуждений; | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | | |
13 | Планеты-гиганты и маленький Плутон | Описание и сравнение объектов. | Поиск информации в предложенных источниках | постановка и формулирование проблемы | контроль, коррекция, оценка действий | | |
14 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Описание и сравнение объектов. | целеполагание - постановка учебной задачи | сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | | |
15 | Мир звезд | Коллективный поиск, обмен мнениями, защита идей. | Поиск информации в предложенных источниках | построение логической цепи рассуждений; | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | | |
16 | Уникальная планета— Земля | Составление и анализ схемы «Географические следствия формы и размеров Земли». | составление плана и последовательности действий; | установление причинно-следственных связей; | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Краеведение. Экология | |
17 | Современные исследования космоса | Наблюдение действующей модели движения Земли вокруг Солнца | Поиск информации в предложенных источниках постановки целей, планирования, контроля, | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий | | |
18 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной» | Тест 3. | оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение контроль, коррекция, оценка действий | | |
Тема 4: Виды изображений поверхности Земли (5 ч) |
19 | Стороны горизонта | Стороны горизонта. Горизонт Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. | Объяснение значения понятий. Показ на карте географических объектов | целеполагание - постановка учебной задачи | построение логической цепи рассуждений; | контроль, коррекция, оценка действий | Краеведение. | |
20 | Ориентирование на местности | Поиск информации в предложенных источниках | построение логической цепи рассуждений; | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | | |
21 | План местности и географическая карта Практическая работа № 3, Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты; | Анализ географической информации | Поиск информации в предложенных источниках постановки целей, планирования, контроля, | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | | |
22 | Практическая работа № 4. Самостоятельное построение простейшего плана | Объяснение рисунков, схем. | Поиск информации в предложенных источниках | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий | выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение | Краеведение. | |
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | Тест 4. | оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками контроль, коррекция, оценка действий | | |
Тема 5: Природа Земли (11 ч) |
24 | Как возникла Земля | Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы.. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. Материки: Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида.. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. | Анализ схемы «Спираль развития Вселенной и Земли». | составление плана и последовательности действий; | постановка и формулирование проблемы | контроль, коррекция, оценка действий | | |
25 | Внутреннее строение Земли | Анализ схемы «Внутреннее строение Земли». | целеполагание - постановка учебной задачи | установление причинно-следственных связей; | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | | |
26 | Землетрясения и вулканы Практическая работа №5. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов | Анализ географической информации | оценка – выделение и осознание учащимся усвоенного, оценивание качества и уровня усвоения; | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий | | |
27 | Путешествие по материкам | Выявление закономерностей географической оболочки. | составление плана и последовательности действий; | сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; | контроль, коррекция, оценка действий | Краеведение. Экология | |
28 | Вода на Земле Практическая работа №6. Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов | Анализ географической информации | Поиск информации в предложенных источниках | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; | Краеведение. Экология | |
29 | Воды суши | Составление описания географических объектов | целеполагание - постановка учебной задачи | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Краеведение. Экология | |
30 | Воздушная одежда Земли | Анализ географической информации | составление плана и последовательности действий; | установление причинно-следственных связей; | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Краеведение. Экология | |
31 | Живая оболочка Земли | Установление и анализ географических закономерностей | Поиск информации в предложенных источниках | сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; | постановка вопросов –сотрудничество в поиске и сборе информации; | | |
32 | Почва— особое природное тело | Объяснение значения понятий. | постановки целей, планирования, контроля, | постановка и формулирование проблемы выдвижение гипотез и их обоснование. | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Краеведение. Экология | |
33 | Человек и природа Практическая работа №7. Составление карты стихийных природных явлений. | Коллективный поиск, обмен мнениями, защита идей. | Поиск информации в предложенных источниках | поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Краеведение. Экология | |
34 | Урок обобщения и контроля по курсу | Тест 5. | оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | | |
Всего: 34 часа, практических работ – 7,уроковс элементами краеведения 12, с элементами экологии 10 итоговых тестов - 5 |