Муниципальное бюджетное учреждение образовательная организация средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советская Гавань
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся Вид контроля | Примечание |
I четверть- 9 уроков |
«Чем и как работают художники» (8ч) Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж. |
1. | Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная поляна». | 1 ч | | Уметь смешивать краски. Изображать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги ( без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению. | Самостоятельная работа по образцу | |
2. | Пять красок – богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». | 1 ч | | Уметь смешивать цветные краски с белой и черной. Изображать природные стихии на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка: гроза, буря, извержении вулкана. | Самостоятельная работа по образцу | |
3. | Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес». Р.К. « Зелёное богатство нашего края» | 1 ч | | Знать правила работы с пастелью и цветными мелками. Уметь рисовать по представлению; смешивать краски. | Самостоятельная работа по образцу | Р.К. « Зелёное богатство нашего края» |
4. | Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад»- коврик аппликаций. | 1 ч | | Иметь представление о ритме пятен. Создать коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работать в группе, по памяти и впечатлению. | | |
5. | Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». | 1 ч | | Знать правила работы с графическими материалами. Изобразить зимний лес на листах бумаги ( по впечатлению и попамяти). | Текущий. Ответы на вопросы | |
6. | Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные». Р.К. « Животный мир нашего края» | 1 ч | | Знать выразительные возможности графических материалов; понятия «линия», «пятно»; правила выполнения работы в объеме. Уметь выражать свои чувства настроение с помощью цвета, насыщенность оттенков. изобразить животных родного края по впечатлению и по памяти. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | Р.К. « Животный мир нашего края» |
7. | Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм. | 1 ч | | Освоить приемы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Склеивать простые объемные формы (конус, цилиндр, «лесенка», «гармошка»). Сооружать игровую площадку для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
8. | Для художника любой материал станет выразительным. | 1 ч | | Понимать красоту художественных материалов и их различий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, «неожиданные» материалы. Изображать ночной праздничный город с помощью «неожиданных» материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы на фоне темной бумаги. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
«Реальность и фантазия» «Ты изображаешь, украшаешь, строишь». (7ч) Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой. |
9. | Изображение и реальность. Рисунок птицы. «Наши друзья – птицы». Р.К. « Пернатые нашего края» | 1 ч | | Развивать умения всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Уметь изображать животных, увиденных в зоопарке, в деревне, дома. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | Р.К. « Пернатые нашего края» |
II четверть – 7 уроков |
10. | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | 1 ч | | Развивать умения фантазировать. Изображать сказочных, несуществующих животных и птиц; соединять воедино элементы разных животных и даже растений. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
11. | Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной. | 1 ч | | развивать наблюдательность. Уметь видеть красоту в природе. Изображать паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти). | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
12. | Украшение и фантазия. «Кружева». | 1 ч | | Украшать заданные формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книг). | Текущий. Ответы на вопросы | |
13. | Постройка и реальность. Моделирование форм подводного мира. | 1 ч | | Понимать красоту и смысл природных конструкций – сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей). Работать индивидуально и коллективно. Конструировать из бумаги подводный мир. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
14. | Постройка и фантазия. «Город фантазия». Р.К. « Новогодние украшения нашего города» | 1 ч | | Создавать макеты фантастических зданий, конструкций «Фантастический город» Работать индивидуально и группой по воображению. | | Р.К. « Новогодние украшения нашего города» |
15. | Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних игрушек. | 1 ч | | Уметь конструировать и украшать елочные игрушки, изображающие людей, зверей, растения. | | |
«О чем говорит искусство» (8ч) Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. .Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев. |
16. | Выражение характера изображаемых животных. Живопись. «Четвероногий герой». | 1 ч | | Изображать животных веселых, стремительных, угрожающих. Уметь чувствовать и выражать в изображении характер животного. | Текущий. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу. | |
III четверть - 9 уроков |
17. | Выражение характера человека в изображении мужской образ. | 1 ч | | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем; используя художественные материалы | Текущий. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу. | |
18. | Выражение характера человека в изображении женский образ. | 1 ч | | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства. Уметь изображать образ человека и его характер, используя объем; используя художественные материалы | Текущий. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу. | |
19. | Образ человека и его характер, выраженный в объёме | 1 ч | | Уметь создавать в объеме образы с ярко выраженными характерами: Царевна – Лебедь, Баба – Бабариха, Баба Яга, Богатырь, Кощей Бессмертный. | Текущий. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу. | |
20. | Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?». Р.К. « Моя малая родина» | 1 ч | | Уметь изображать контрастные состояния природы (море нежное, ласковое, бурное, тревожное, радостное и т.д.);работать индивидуально. | | Р.К. « Моя малая родина» |
21. | Выражение характера человека через украшения. «Человек и его украшения». | 1 ч | | Украшать вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы, воротников. | Текущий.Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу. | |
22. | Выражение намерений человека через украшения. | 1 ч | | украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно – индивидуальная. | Текущий.Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу. | |
23. | Дом для сказочных героев. | 1 ч | | Создать дом для сказочных героев. | Текущий. Ответы на вопросы. Самостоятельная работа по образцу. | |
Как говорит искусство (11ч) Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника. |
24. | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи». ЗОЖ « Правила противопожарной безопасности» | 1 ч | | Уметь изображать угасающий костер – «борьба» тепла и холода. уметь свободно смешивать краски между собой. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | ЗОЖ « Правила противопожарной безопасности» |
25. | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика». | 1 ч | | Уметь наблюдать «борьбу» цвета в жизни. Изображать весеннюю землю (индивидуально по памяти и впечатлению). | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
IV четверть - 9 уроков |
26. | Графические упражнения. линия как средство выражения. Характер линий. | 1 ч | | Уметь высказывать простейшие суждения о картине; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные краски | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
27. | «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий. Р.К. « В городском парке» | 1 ч | | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественный материал. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | Р.К. « В городском парке» |
28. | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. | 1 ч | | Передать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, линии, штриха, пятна. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
29. | «Птицы». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). | | | Знать правила рисования с натуры. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
30. | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (оригами, цветная аппликация) | 1 ч | | Знать понятие «пропорция»; технику выполнения оригами. Уметь работать в технике оригами и бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
31. | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка) | 1 ч | | Знать понятие «пропорция»; технику выполнения оригами. Уметь работать в технике оригами и бумагопластики; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | |
32. | «Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. | | | Знать понятия «ритм линий», «пятно»; правила рисования с натуры. Уметь выражать свои чувства, настроение с помощью оттенков | Текущий. Ответы на вопросы. | |
33. | Музеи искусств. Экскурсия в городской музей | 1 ч | | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | Текущий. Самостоятельная работа по образцу | Экскурсия в городской музей |
34. | Обобщающий урок по теме «Как говорит искусство» | 1 ч | | Знать основные жанры и виды произведений искусства; ведущие художественные музеи России. Уметь высказывать простейшие суждения о картине и предметах декоративно-прикладного искусства. | Текущий , игровые задания, самостоятельная работа по образцу. | |