СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном файле представлено календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе 9 класса с указанием тем уроков, элементов содержания и требованиями к уровню подготовки учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по литературе 9 класс»

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование


урока

Тема урока


Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

П

Ф

1

Введение. Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Знать роль литературы в духовной жизни человека, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы.

Уметь составлять высказывание о литературе как искусстве слова.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для оценки литературных произведений.



Из древнерусской литературы (2)

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

1

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. Открытие "Слова...", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова...". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова...". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова".

Знать историю открытия памятника, содержание «Слова...».

Уметь определять жанровые особенности произведений древнерусской литературы.



3

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

1

Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика "Слова", своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Знать художественные особенности «Слова...», жанр, композицию, идею, особенности языка, Уметь определять своеобразие авторского стиля и фольклорные традиции, роль ИВСЯ.



Из русской литературы XVIII века (10 часов)

4

Характеристика русской литературы XVIII в. Классицизм.

1

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Знать особенности классицизма, эпохи просвещения, историческую обстановку; примеры произведений и авторов классицизма в мировой и русской литературе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



5

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве...»

1

М. В. Ломоносов - поэт и ученый, реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.

Знать биографию поэта, особенности содержания и формы произведения.

Уметь определять основную мысль, анализировать стихотворение.



6

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия ...» Ода как жанр лирической поэзии.

1

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Знать особенности оды как жанра лирической поэзии.

Уметь определять идею, средства выразительности языка.



7

Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Стихотворение «Властителям и судьям»

1

Обзор жизни и творчества. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличие несправедливости сильных мира сего в стихотворении «Властителям и судьям». Анализ.

Знать идею и особенности слога Державина. Уметь определять средства выразительности, основную мысль, проблему произведения.



8

Тема поэта и поэзии в лирике Г. Р. Державина.

1

Мысль о бессмертии поэта. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Анализ стихотворения «Памятник».

Знать традиции и новаторства в лирике Державина.

Уметь опреде­лять идею, тему, средства вырази­тельности стихотворения.



9

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор)

1

Рассказы о жизни писателя и творчестве. Пересказ отдельных глав. Изображение российской действительности, критика крепостничества в «Путешествии...».

Знать основные факты биографии и творчества. Уметь выделять особенности жанра путешествия, черты сентиментализма, тему и идею произведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)



10

Особенности повествования в «Путешествии...»

1

Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Чтение, пересказ и анализ отдельных эпизодов произведения. Тестирование.

Знать содержание и особенности композиции, образов, тему и идею произведения.

Уметь доказывать свое мнение словами текста.



11

Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. «Осень» как произведение сентиментализма.

1

Изучение биографии и творчества писателя. Чтение и анализ стихотворения «Осень»

Знать биографию писателя и особенности сентиментализма, содержание, тему, средства передачи идеи стихотворения, ИВСЯ.



12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

1

Пересказ содержания. Главные герои повести. Утверждение общечелове­ческих ценностей в повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев.

Знать содержание, основные проблемы и идею повести.

Уметь давать оценку поведения и души героев.



13

Р. р. «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

1

Сентиментализм. Обсуждение проблем и содержания произведений литературы 18 века, анализ с точки зрения современного читателя..

Знать и уметь определять проблемы и содержание произведений 18 века, анализировать их с точки зрения современности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



Из русской литературы XIX века (56 часов)

14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

1

Понятие о реализме и романтизме. Поэзия, проза и драматургия 19 в.

Знать особенности русской литера­туры 19 века, основные понятия.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для оценки литературных произведений.



15

В. А. Жуковский. Жизнь и твор­чество (обзор). «Море», «Невыразимое».

1

Рассказ о жизни и творчестве. Романтический образ моря в стихотворении «Море». Границы выразимого. Возможности поэтического языка.

Знать биографию и творчества, содержание, тему и идею стихотво­рений.

Уметь делать анализ, опреде­лять возможности поэтического языка.



16

В. А. Жуковский. Баллада «Светлана».

1

Чтение и анализ. Особенности жанра баллады: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, символика сна. Нравственный мир героини. Язык баллады.

Знать особенности жанра баллады, содержание и идею произведения.

Уметь воспринимать и анализировать балладу как художественный текст.



17

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Жизнь и творчество драматурга, (индивидуальные сообщения)

Знать основные этапы жизни и творчества драматурга.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о писателе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)



18

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания.

1

Чтение и анализ ключевых сцен: 1 действие,2 действие - анализ монолога, анализ сцены бала.

Знать содержание и особенности композиции комедии.

Уметь выделять смысловые части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, завязка, эпилог) и анализировать художественный текст.



19

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

1

Анализ комедии: время создания комедии, эпоха, отраженная в ней, паразитический характер фамусовского общества.


Уметь определять эпоху произве­дения, проблему и идею, сравнивать героев, общество.



20

Смысл названия и язык комедии «Горе от ума». Новаторство и традиции в комедии.

1

Особенности композиции комедии. Жанр произведения. Новаторство и традиции в комедии. Меткий афористический язык.

Уметь определять композиционные ( кульминация, конфликт, внесценические персонажи) и жанровые особенности произве­дения, речь героев, традиционные и новые элементы в комедии



21

Чацкий в системе образов.

1

Чацкий - Фамусов, Чацкий - женские образы, Чацкий - мужские образы.

Уметь сопоставлять эпизоды произведения и сравнивать героев: их поступки, речь, характер.



22

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал А.С. Грибоедова

1

Молодое поколение: Чацкий, Молчалин, Лиза, Софья. Сравнительная характеристика героев с опорой на текст комедии.

Уметь давать сравнительную характеристику представителей молодого поколения, выявлять авторскую позицию.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



23

И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

1

Критика о комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение конспектированию.

Уметь выделять части текста, выделять главное и второстепенное в каждой части, связно излагать содержание статьи письменно.



24

Р. р. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

1

Выбор темы, составление плана, подбор цитат к сочинению.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



25

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика.

1

Жизнь и творчество (обзор). Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Знать темы и особенности лицейской лирики.

Уметь определять тему и идею стихотворений, ИВСЯ.



26

Лирика Петербургского периода («К Чаадаеву», «Бесы», «К морю», «Анчар»)

1

Раздумья о смысле жизни.

Знать темы и особенности лирики петербургского периода.

Уметь определять тему и идею стихотворений, ИВСЯ.



27

Любовь как гармония душ в лирике А. С. Пушкина

1

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...». Одухотворенность, чистота, чувство любви.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.






28

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

1

«Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.



29

Р. р. «Моё любимое стихотворение А. С. Пушкина»

1

Анализ лирического стихотворения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



30

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

1

Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

Знать содержание и героев поэмы.

Уметь определять проблему, части поэмы, идею, давать характеристику героям.



31

А. С. Пушкин Роман в стихах «Евгений Онегин»

1

Обзор содержания. «Евгений Онегин»— роман в стихах. Творческая история.

Знать историю создания романа, особенности композиции, сюжета, систему образов.



32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Образы главных героев. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина.

Знать сходства и различия героев, авторское отношение к ним.

Уметь составлять сравнительную характеристику образов.



33

Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина.

Уметь составлять сравнительную характеристику образов, раскрывать образ главной героини.



34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

1

Анализ двух писем. Составление плана эволюции взаимоотношений Татьяны и Онегина. Определение авторского отношения.

Уметь делать анализ стихотворного произведения, составлять план эволюции взаимоотношений в произведении, давать характеристику.



35

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

Особенности образа автора в романе и его роль. Анализ композиции и сюжетных линий. Онегинская строфа.

Уметь выделять особенности образа автора, определять сюжетные линии, экспозицию, кульминацию, развязку каждой сюжетной линии.



36

Пушкинская эпоха в романе. Пушкинский роман в зеркале критики.

1

«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Анализ статей критиков о романе.

Знать и уметь определять особенности эпохи в романе.



37

P.p. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин».


Выбор темы, составление планов, аргументов, цитат, подбор содержания сочинений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



38

А. С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства»

1

Пересказ. Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции. Трагедия как жанр драмы.

Знать особенности содержания.

Уметь выделять основную проблему, давать характеристику героев.



39

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в его лирике.

1

Обзор биографии и основные этапы творчества. Чтение и анализ стихотворений. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно...»

Знать особенности лирики Лермонтова, содержание стихотворений.

Уметь анализировать художественный текст.



40

Образ поэта - пророка в лирике Лермонтова.

1

Чтение и анализ стихотворений «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». Особенности образа-пророка, взгляды Лермонтова на роль и назначение поэта.

Знать основные мотивы, проблемы лирики Лермонтова.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.



41

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним.

1

Этапы биографии поэта, связанные с этими стихотворениями. Чтение и анализ стихотворений « Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий».

Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, настроение стихотворений.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.



42

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова.

1

Чтение и анализ стихотворений «Дума», «Родина». Тема России и её своеобразие в лирике Лермонтова, изображение эпохи безвременья.

Знать особенности раскрытия темы Лермонтовым.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.



43

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе

1

Психологизм романа. Обзор содержания. Особенности композиции, сложность. Век Лермонтова в романе. Герои романа.

Знать содержание и особенности композиции. Уметь определять композиционные элементы, особенности века в романе.



44

Печорин и горцы.

1

Загадки образа Печорина в повести «Бэла». Противоречивая сущность любви героя. Традиции и обычаи народов Кавказа

Знать текст повести, понимать художественное своеобразие повести.

Уметь различать героя, повествователя и автора в повести «Бэла»; определять жанр повести и её художественные особенности.



45

Печорин и Максим Максимыч.

1

Развитие образа Печорина в романе. Психологический портрет главного героя как способ раскрытия «внутреннего человека».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



46

Печорин в обществе «честных контрабандистов».

1

Углубление образа главного героя ро­мана в повести «Тамань». Печорин и «ундина». Эмоциональная насы­щенность, живописность повести

Знать художественные особенности повести, признаки романтического сюже­та, текст повести; понимать способы создания образа главного героя через са­мооценку.

Уметь различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести




47

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

Сравнительная характеристика образов Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера.

Знать содержание глав и особен­ности образов. Уметь составлять сравнительную характеристику, передать при пересказе черты характера героев.




48

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

1

Пересказ. Повесть «Фаталист» и её философско - композиционное значение.

Знать текст повести, проблематику, композиционное значение и художественные особенности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



49

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1

Поэзия Лермонтова и роман в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению по роману.

Знать оценку критика.

Уметь составить свою оценку романа, выбрать тему сочинения, составить план, выбрать цитаты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)




Поэты пушкинской поры

50

К. Н. Батюшков «Философ резвый и пиит».

1

Слово о поэте. Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А. С. Пушкин) Чтение и анализ стихотворений Батюшкова «Мой гений»

Знать творчество поэта.

Уметь выделять в стихотворениях основные темы, чувства героя, средства выразительности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)



51

Е.А. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

1

Обзор жизни и творчества. «Муза», «Мой дар убог...», «Разуверение». Разочарование в жизни, в любви —отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий.

Знать особенность творчества Баратынского, особенности лирического героя, темы, стихотворений.

Уметь делать анализ стихотворений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)



52

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи.

1

Биография. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Мертвые души». Обзор содержания.

Знать биографию писателя, замысел, историю создания, особенности жанра и композиции, смысл названия произведения.



53

Система образов поэмы «Мертвые души». Чичиков и помещики.

1

История создания поэмы. Пересказ и анализ глав 2-6.Обучение анализу эпизода. Герой и антигерой.

Знать содержание глав и систему, характер каждого помещика.

Уметь делать анализ эпизода.



54

Чичиков и помещики.

1

Пересказ и анализ глав 2-6.Обучение анализу эпизода. Герой и антигерой

Знать содержание глав и систему, характер каждого помещика.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



55

Деталь как средство создания образов героев «Мертвых душ»

1

Детали пейзажа, детали портрета, интерьера, помогающие описать поведение героев.

Уметь выделять детали, помогающие Гоголю раскрыть образ помещиков.



56

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

Пересказ и анализ глав 7-10., изображение мира чиновников. Обучение анализу эпизода.

Уметь выделять признаки, анализировать детали, помогающие характеризовать мир чиновников.



57

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

1

Анализ главы 11. Эволюция образа Чичикова в замысле поэмы. Комическое и его виды.

Уметь составлять характеристику нового героя эпохи, видеть в нём положительное и отрицательное.



58

«Мертвые души» - поэма о величии России.

1

Жанровое своеобразие поэмы. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. Соединение комического и лирического в поэме.

Знать оценку Белинского и на основе её составлять свою оценку поэмы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)



59

P. p. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1

Выбор темы, составление плана, подбор содержания, цитат, словарная работа.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



60

А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок»

1

Жизнь и творчество. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

Знать биографию и основное содержание пьесы, героев, проблему, идею, тему произведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)



61

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев.

1

Анализ пьесы. Победа любви - воскре­шение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Знать и уметь определять особенности жанра и композиции, смысл названия произведения, идею.



62

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Первая любовь».

1

Биография писателя. Пересказ содержания повести. Анализ, беседа.

Знать основные моменты биографии, содержание, идею, героев повести.



63

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи».

1

Изучение биографии и творчества. Обмен впечатлениями о заранее прочитанной повести «Белые ночи»

Знать биографию и основное содержание повести.

Уметь кратко передать содержание повести.



64

Тип «петербургского мечтателя» и роль Настеньки в повести «Белые ночи».

1

Тема одиночества человека в странном мире ночей. Особенности образа главного героя - мечтателя. Анализ истории. Содержание и смысл «сентиментальное» в понимании автора.

Знать тему, особенности образа главного героя, содержание истории Настеньки, роль её в повести.

Уметь давать характеристику героя



65

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность».

1

Беседа по содержанию. Формирование Личности героя, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками.

Знать особенности поэтики Толстого в повести «Юность», содержание повести, героев, проблемы, идею.



66

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника».

1

Биография писателя. Беседа по рассказу. Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 в. и чеховское отношение к нему.

Знать содержание, тему, героев рассказа.

Уметь понимать авторское отношение к проблеме, чувства автора.



67

А. П. Чехов «Тоска»

1

Жанровые особенности, тема одиночества человека в мире, образ города.

Знать жанровые особенности рассказа, тему, проблему, героев и содержание.

Уметь делать анализ художественного произведения.



68

Р. р. Подготовка к сочинению «Внутренний мир героев русской литературы XIX века»

1

Составление плана сочинения, выбор содержания на примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. А. П. Чехова.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



69

«Поговорим о поэзии» (беседа о стихотворениях А. К. Толстого, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева).

1

Эмоциональное богатство русской поэзии. «К.Б.» («Я встретил Вас - и всё былое...»), Я тебе ничего не скажу...», «Средь шумного бала, случайно...»

Знать темы, особенности стихотворений, посвящения, средства выразительности.



Из русской литературы XX века (22 часа)

70

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.


Знать жанры и направления литературы XX века. Уметь составлять конспект статьи.



71

И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи»

1

Биография Бунина. Пересказ рассказа. Печальная история любви. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Анализ рассказа. Герои. Лиризм повествования. Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи».

Знать биографию и основное содержание истории, героев, тему.

Уметь определять особенности передачи характера героев, композиции, идею.



72

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

1

Жизнь и творчество Булгакова. История создания и судьба повести, система образов, сатира на общество шариковых и швондеров.

Знать историю создания и судьбу повести, систему образов, содержание и идею повести. Уметь давать характеристику общества шариковых и швондеров.



73

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце».

1

Смысл названия, гуманистическая позиция автора. Приём гротеска в повести. Художественная условность, фантастика, сатира.

Знать и уметь определять роль художественной условности, фантастики, сатиры, гротеска.



74

М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

1

Чтение и анализ рассказа. Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

Знать основное содержание рассказа.

Уметь определять смысл названия, давать характеристику главного героя.



75

0собенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека».

1

Анализ рассказа. Композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа. Реализм в худ. литературе.

Знать и уметь определять особенности жанра и композиции, манеры повествования, роль пейзажа.



76

А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор»

1

Чтение и беседа. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества.

Знать биографию и основное содержание рассказа.

Уметь определять тему, давать характеристику образа рассказчика.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)



77

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».

1

Анализ рассказа. Трагизм судьбы праведницы. Нравственный смысл рассказа. Жизненная основа притчи.

Уметь выделять нравственные проблемы рассказа, давать характеристику образа праведницы.



78

Зачётное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века.

1

И. А. Бунин, М. А. Булгаков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. Содержание и анализ произведений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



79

Русская поэзия Серебряного века.

1

Обзор. Многообразие жанров, направлений и видов лирической поэзии.

Знать особенности русской поэзии Серебряного века, авторов и произведения.



80

А. А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций Блока.

1

Чтение и анализ стихотворений «Ветер принёс издалека», «О, весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен.

Знать своеобразие интонаций, образов, ритм Блока.

Уметь анализировать художественный текст.



81

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина.

1

Тема России - главная в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений «Вот уже вечер...», «Разбуди меня завтра рано», «Край ты мой заброшенный».

Знать своеобразие интонаций, образа Родины в лирике Есенина.

Уметь анализировать художественный текст.



82

Размышления о любви, природе, о жизни, предназначении человека в лирике Есенина.

1

Чтение и анализ стихотворений «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая».

Знать особенности описания размышлений о любви, природе, о жизни, предназначении человека в лирике Есенина.



83

В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю».

1

Новаторство поэзии Маяковского. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

Знать и уметь определять своеобразие стиха, ритма, интонаций лирики Маяковского.



84

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.

1

Чтение и анализ стихотворений «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Цикл «Стихи о Москве» (время создания, темы, образы). Традиции и новаторства в творческих поисках поэта.

Знать особенности поэтики Цветаевой, темы и образы.

Уметь анализировать художественный текст.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



85

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

1

Чтение и анализ стихотворений «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст», «Завещание». Философская глубина обобщений поэта.

Знать своеобразие стиха, ритма, интонаций. Уметь анализировать художественный текст.



86

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Чтение и анализ стихотворений из книг «Чётки», «Пушкин»; «Подорожник», «Ветер войны».

Знать основные интонации в стихотворениях, темы и образы.

Уметь анализировать художественный текст.



87

Стихи Ахматовой о поэте и поэзии.

1

Стихотворения «Муза», «Поэт», «Творчество», «Про стихи». Особенности поэтики.

Знать особенности поэтики Ахматовой, стихотворения о поэте и поэзии.

Уметь анализировать художественный текст.



88

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

«Перемена», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина лирики.

Знать биографию, основные этапы творчества. Уметь определить философские мотивы лирики Пастернака.



89

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строки».

1

Раздумья о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Знать и уметь определять особенности поэтики Твардовского, темы, интонацию, стиль, героев.



90

А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом».

1

Проблема и интонация стихов о войне.

Знать и уметь определять интонацию и проблему стиха, героев, композицию, идею.



91

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века.

1

Песни и романсы на стихи А. С. Пушкина, Е. Г.Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, А. А. Фета.

Знать стихотворения, интонацию, проблему, героев.

Уметь анализировать художественный текст.



92

Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века

1

Песни и романсы на стихи A. А. Суркова, В. А. Соллогуба,
К. М. Симонова, Н. А. Заболоцкого,
М. Л. Матусовского, Б. Ш. Окуджавы, B. С. Высоцкого, Н. М.Рубцова.

Знать стихотворения, интонацию, проблему, героев.

Уметь анализировать художественный текст.



93

Зачетное занятие по русской литературе XX века.

1

Имена, произведения, темы, проблемы, герои русской литературы XX века.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



Из зарубежной литературы (8 часов)

94

Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

1

Рассказ о поэте. Чувства и разум в любовной лирике Катулла. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...»

Знать биографию и основные этапы творчества, уметь делать анализ художественного произведения.



95

Античная лирика. Гораций. Слово о поэте. Ода «Я воздвиг памятник».

1

Биография поэта. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии.

Знать биографию и основные этапы творчества, традиции од Горация в русской поэзии.



96

Данте Алигьери. Слово о поэте.

1

Жизнь и творчество.

Знать биографию и основные этапы творчества, содержание, тему, проблему, идею произведения.



97

Универсально-философский характер поэмы «Божественная комедия».

1

Содержание поэмы. Анализ. Множественность смыслов поэмы и её универсально - философский характер.

Знать биографию и основные этапы творчества, содержание, тему, проблему, идею произведения.



98

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» - «пьеса на века»

1

Биография и творчество У. Шекспира. Обзор с чтением отдельных сцен. Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Знать биографию и основные этапы творчества и уметь определять жанр, содержание, проблему, идею, героев, композицию произведения, выделять общечеловеческое значение героев Шекспира.



99

Философский характер трагедии У. Шекспира «Гамлет».


Анализ отдельных эпизодов. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Философский характер трагедии. Трагедия как драматический жанр.

Знать и уметь определять черты Гамлета как вечного образа мировой литературы, философский характер трагедии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка.



100

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст»- философская трагедия эпохи Просвещения.

1

Обзор жизни и творчества Гете. Обзор с чтением отдельных сцен. Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера

Знать биографию и основное содержание трагедии, выделить основную проблему и идею произведения, особенности композиции.



101

«Фауст» как вечный образ мировой литературы.

1

Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

Знать и уметь выделять особенности жанра и произведения как вечного образа мировой литературы.



102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Подведение итогов.

1

Литературная игра. Тестирование по курсу литературы 9 класса.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения своего круга чтения.