Поэты пушкинской поры |
50 | К. Н. Батюшков «Философ резвый и пиит». | 1 | Слово о поэте. Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А. С. Пушкин) Чтение и анализ стихотворений Батюшкова «Мой гений» | Знать творчество поэта. Уметь выделять в стихотворениях основные темы, чувства героя, средства выразительности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета) | | |
51 | Е.А. Баратынский как представитель «поэзии мысли». | 1 | Обзор жизни и творчества. «Муза», «Мой дар убог...», «Разуверение». Разочарование в жизни, в любви —отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. | Знать особенность творчества Баратынского, особенности лирического героя, темы, стихотворений. Уметь делать анализ стихотворений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета) | | |
52 | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. | 1 | Биография. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Мертвые души». Обзор содержания. | Знать биографию писателя, замысел, историю создания, особенности жанра и композиции, смысл названия произведения. | | |
53 | Система образов поэмы «Мертвые души». Чичиков и помещики. | 1 | История создания поэмы. Пересказ и анализ глав 2-6.Обучение анализу эпизода. Герой и антигерой. | Знать содержание глав и систему, характер каждого помещика. Уметь делать анализ эпизода. | | |
54 | Чичиков и помещики. | 1 | Пересказ и анализ глав 2-6.Обучение анализу эпизода. Герой и антигерой | Знать содержание глав и систему, характер каждого помещика. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. | | |
55 | Деталь как средство создания образов героев «Мертвых душ» | 1 | Детали пейзажа, детали портрета, интерьера, помогающие описать поведение героев. | Уметь выделять детали, помогающие Гоголю раскрыть образ помещиков. | | |
56 | Образ города в поэме «Мертвые души». | 1 | Пересказ и анализ глав 7-10., изображение мира чиновников. Обучение анализу эпизода. | Уметь выделять признаки, анализировать детали, помогающие характеризовать мир чиновников. | | |
57 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | 1 | Анализ главы 11. Эволюция образа Чичикова в замысле поэмы. Комическое и его виды. | Уметь составлять характеристику нового героя эпохи, видеть в нём положительное и отрицательное. | | |
58 | «Мертвые души» - поэма о величии России. | 1 | Жанровое своеобразие поэмы. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора от сатирика к пророку и проповеднику. Соединение комического и лирического в поэме. | Знать оценку Белинского и на основе её составлять свою оценку поэмы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета) | | |
59 | P. p. Подготовка к сочинению по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». | 1 | Выбор темы, составление плана, подбор содержания, цитат, словарная работа. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. | | |
60 | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок» | 1 | Жизнь и творчество. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | Знать биографию и основное содержание пьесы, героев, проблему, идею, тему произведения. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета) | | |
61 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев. | 1 | Анализ пьесы. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты. | Знать и уметь определять особенности жанра и композиции, смысл названия произведения, идею. | | |
62 | И. С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Первая любовь». | 1 | Биография писателя. Пересказ содержания повести. Анализ, беседа. | Знать основные моменты биографии, содержание, идею, героев повести. | | |
63 | Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Белые ночи». | 1 | Изучение биографии и творчества. Обмен впечатлениями о заранее прочитанной повести «Белые ночи» | Знать биографию и основное содержание повести. Уметь кратко передать содержание повести. | | |
64 | Тип «петербургского мечтателя» и роль Настеньки в повести «Белые ночи». | 1 | Тема одиночества человека в странном мире ночей. Особенности образа главного героя - мечтателя. Анализ истории. Содержание и смысл «сентиментальное» в понимании автора. | Знать тему, особенности образа главного героя, содержание истории Настеньки, роль её в повести. Уметь давать характеристику героя | | |
65 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». | 1 | Беседа по содержанию. Формирование Личности героя, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками. | Знать особенности поэтики Толстого в повести «Юность», содержание повести, героев, проблемы, идею. | | |
66 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». | 1 | Биография писателя. Беседа по рассказу. Эволюция образа маленького человека в русской литературе 19 в. и чеховское отношение к нему. | Знать содержание, тему, героев рассказа. Уметь понимать авторское отношение к проблеме, чувства автора. | | |
67 | А. П. Чехов «Тоска» | 1 | Жанровые особенности, тема одиночества человека в мире, образ города. | Знать жанровые особенности рассказа, тему, проблему, героев и содержание. Уметь делать анализ художественного произведения. | | |
68 | Р. р. Подготовка к сочинению «Внутренний мир героев русской литературы XIX века» | 1 | Составление плана сочинения, выбор содержания на примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. А. П. Чехова. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. | | |
69 | «Поговорим о поэзии» (беседа о стихотворениях А. К. Толстого, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева). | 1 | Эмоциональное богатство русской поэзии. «К.Б.» («Я встретил Вас - и всё былое...»), Я тебе ничего не скажу...», «Средь шумного бала, случайно...» | Знать темы, особенности стихотворений, посвящения, средства выразительности. | | |
Из русской литературы XX века (22 часа) |
70 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. | 1 | Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. | Знать жанры и направления литературы XX века. Уметь составлять конспект статьи. | | |
71 | И. А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи» | 1 | Биография Бунина. Пересказ рассказа. Печальная история любви. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Анализ рассказа. Герои. Лиризм повествования. Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». | Знать биографию и основное содержание истории, героев, тему. Уметь определять особенности передачи характера героев, композиции, идею. | | |
72 | М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | 1 | Жизнь и творчество Булгакова. История создания и судьба повести, система образов, сатира на общество шариковых и швондеров. | Знать историю создания и судьбу повести, систему образов, содержание и идею повести. Уметь давать характеристику общества шариковых и швондеров. | | |
73 | Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». | 1 | Смысл названия, гуманистическая позиция автора. Приём гротеска в повести. Художественная условность, фантастика, сатира. | Знать и уметь определять роль художественной условности, фантастики, сатиры, гротеска. | | |
74 | М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». | 1 | Чтение и анализ рассказа. Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. | Знать основное содержание рассказа. Уметь определять смысл названия, давать характеристику главного героя. | | |
75 | 0собенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». | 1 | Анализ рассказа. Композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа. Реализм в худ. литературе. | Знать и уметь определять особенности жанра и композиции, манеры повествования, роль пейзажа. | | |
76 | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» | 1 | Чтение и беседа. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества. | Знать биографию и основное содержание рассказа. Уметь определять тему, давать характеристику образа рассказчика. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для поиска нужной информации о конкретном произведении (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета) | | |
77 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». | 1 | Анализ рассказа. Трагизм судьбы праведницы. Нравственный смысл рассказа. Жизненная основа притчи. | Уметь выделять нравственные проблемы рассказа, давать характеристику образа праведницы. | | |
78 | Зачётное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века. | 1 | И. А. Бунин, М. А. Булгаков, М. А. Шолохов, А. И. Солженицын. Содержание и анализ произведений. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. | | |
79 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | Обзор. Многообразие жанров, направлений и видов лирической поэзии. | Знать особенности русской поэзии Серебряного века, авторов и произведения. | | |
80 | А. А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций Блока. | 1 | Чтение и анализ стихотворений «Ветер принёс издалека», «О, весна без конца и без краю», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. | Знать своеобразие интонаций, образов, ритм Блока. Уметь анализировать художественный текст. | | |
81 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. | 1 | Тема России - главная в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений «Вот уже вечер...», «Разбуди меня завтра рано», «Край ты мой заброшенный». | Знать своеобразие интонаций, образа Родины в лирике Есенина. Уметь анализировать художественный текст. | | |
82 | Размышления о любви, природе, о жизни, предназначении человека в лирике Есенина. | 1 | Чтение и анализ стихотворений «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу», «Отговорила роща золотая». | Знать особенности описания размышлений о любви, природе, о жизни, предназначении человека в лирике Есенина. | | |
83 | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». | 1 | Новаторство поэзии Маяковского. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. | Знать и уметь определять своеобразие стиха, ритма, интонаций лирики Маяковского. | | |
84 | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. | 1 | Чтение и анализ стихотворений «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?» Цикл «Стихи о Москве» (время создания, темы, образы). Традиции и новаторства в творческих поисках поэта. | Знать особенности поэтики Цветаевой, темы и образы. Уметь анализировать художественный текст. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. | | |
85 | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. | 1 | Чтение и анализ стихотворений «Я не ищу гармонии в природе», «Можжевеловый куст», «Завещание». Философская глубина обобщений поэта. | Знать своеобразие стиха, ритма, интонаций. Уметь анализировать художественный текст. | | |
86 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | Чтение и анализ стихотворений из книг «Чётки», «Пушкин»; «Подорожник», «Ветер войны». | Знать основные интонации в стихотворениях, темы и образы. Уметь анализировать художественный текст. | | |
87 | Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. | 1 | Стихотворения «Муза», «Поэт», «Творчество», «Про стихи». Особенности поэтики. | Знать особенности поэтики Ахматовой, стихотворения о поэте и поэзии. Уметь анализировать художественный текст. | | |
88 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 | «Перемена», «Быть знаменитым некрасиво». Философская глубина лирики. | Знать биографию, основные этапы творчества. Уметь определить философские мотивы лирики Пастернака. | | |
89 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строки». | 1 | Раздумья о Родине и о природе. Интонация и стиль стихотворений. | Знать и уметь определять особенности поэтики Твардовского, темы, интонацию, стиль, героев. | | |
90 | А. Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом». | 1 | Проблема и интонация стихов о войне. | Знать и уметь определять интонацию и проблему стиха, героев, композицию, идею. | | |
91 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века. | 1 | Песни и романсы на стихи А. С. Пушкина, Е. Г.Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, А. А. Фета. | Знать стихотворения, интонацию, проблему, героев. Уметь анализировать художественный текст. | | |
92 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века | 1 | Песни и романсы на стихи A. А. Суркова, В. А. Соллогуба, К. М. Симонова, Н. А. Заболоцкого, М. Л. Матусовского, Б. Ш. Окуджавы, B. С. Высоцкого, Н. М.Рубцова. | Знать стихотворения, интонацию, проблему, героев. Уметь анализировать художественный текст. | | |
93 | Зачетное занятие по русской литературе XX века. | 1 | Имена, произведения, темы, проблемы, герои русской литературы XX века. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. | | |
Из зарубежной литературы (8 часов) |
94 | Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. | 1 | Рассказ о поэте. Чувства и разум в любовной лирике Катулла. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...» | Знать биографию и основные этапы творчества, уметь делать анализ художественного произведения. | | |
95 | Античная лирика. Гораций. Слово о поэте. Ода «Я воздвиг памятник». | 1 | Биография поэта. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии. | Знать биографию и основные этапы творчества, традиции од Горация в русской поэзии. | | |
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. | 1 | Жизнь и творчество. | Знать биографию и основные этапы творчества, содержание, тему, проблему, идею произведения. | | |
97 | Универсально-философский характер поэмы «Божественная комедия». | 1 | Содержание поэмы. Анализ. Множественность смыслов поэмы и её универсально - философский характер. | Знать биографию и основные этапы творчества, содержание, тему, проблему, идею произведения. | | |
98 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» - «пьеса на века» | 1 | Биография и творчество У. Шекспира. Обзор с чтением отдельных сцен. Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Трагизм любви Гамлета и Офелии. | Знать биографию и основные этапы творчества и уметь определять жанр, содержание, проблему, идею, героев, композицию произведения, выделять общечеловеческое значение героев Шекспира. | | |
99 | Философский характер трагедии У. Шекспира «Гамлет». | | Анализ отдельных эпизодов. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Философский характер трагедии. Трагедия как драматический жанр. | Знать и уметь определять черты Гамлета как вечного образа мировой литературы, философский характер трагедии. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка. | | |
100 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст»- философская трагедия эпохи Просвещения. | 1 | Обзор жизни и творчества Гете. Обзор с чтением отдельных сцен. Эпоха просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера | Знать биографию и основное содержание трагедии, выделить основную проблему и идею произведения, особенности композиции. | | |
101 | «Фауст» как вечный образ мировой литературы. | 1 | Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | Знать и уметь выделять особенности жанра и произведения как вечного образа мировой литературы. | | |
102 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Подведение итогов. | 1 | Литературная игра. Тестирование по курсу литературы 9 класса. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения своего круга чтения. | | |