Пояснительная записка.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Кружок «В мире математики» предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
На занятиях предусмотрены задачи с необычной формулировкой, требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условие. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста. Часть материала излагается в занимательной форме: сказка, задача-шутка, загадка, игра, диалог учитель - ученик или ученик-учитель, Проводятся математические КВНы, турниры смекалистых, конкурсы, что позволяет в интересной форме изучать и закреплять математический материал.
Цель кружка: Создать условия для развития интереса учащихся к математике и их математических способностей.
Задачи кружка:
расширять кругозор учащихся в различных областях математики;
учить применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
развивать умение самостоятельно решать поставленные перед ними задачи;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. В практике работы кружка возможны следующие формы: решение занимательных и комбинаторных задач, задачи на разрезание, перекладывание, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с великими математиками, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет.
Ценностными ориентирами содержания данного являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Предполагаемые результаты:
Занятия на кружке должны помочь учащимся:
развить интерес к математике;
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися.
Основные виды деятельности учащихся:
- задания на смекалку,
- лабиринты,
- кроссворды,
- логические задачи,
- упражнения на распознавание геометрических фигур,
- решение нестандартных задач,
- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
- решение задач на части повышенной трудности,
- решение геометрических задач.
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность, творческие работы;
-математические конкурсы, КВНы;
-самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения кружка «В мире математики».
Личностные результаты:
1.развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
3.воспитание чувства справедливости, ответственности;
4.развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные:
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты.
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Умения выполнять задания устно, строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Тематическое планирование
№ п\п | Дата проведения | Тема занятия | Количество часов |
1 | 10.11.2014г. | Вводное занятие. Что дала математика людям. | 1 |
2 | 17.10.2014г. | Как люди научились считать.Старинные системы записи чисел. | 1 |
3 | 24.11.2014г. | Блиц-турнир «Кто правильнее».Решение ребусов и логических задач. | 1 |
4 | 01.12.2014г. | Из истории цифр. Иериглифическая система древних египтян. Римские цифры. | 1 |
5 | 08.12.2014г. | Методы вычислений. Простейшие уравнения с одним неизвестным. | 1 |
6 | 15.12.2014г. | Древний Китай. Математические тексты древнего Китая. | 1 |
7 | 22.12.2014г. | Числовые ребусы. Головоломки. Игра «Что изменилось» | 1 |
8 | 29.12.2014г. | Конкурс «Математическая газета» | 1 |
9 | 12.01.2015г. | Доли. | 1 |
10 | 19.01.2015г. | Задачи на нахождение чисел по сумме и разности. | 1 |
11 | 26.01.2015г. | Задачи на нахождение чисел по сумме и разности и кратному отношению. | 1 |
12 | 02.02.2015г. | Пифагор и его школа. | 1 |
13 | 09.02.2015г. | «Знакомство» с Архимедом. Решение задач с многовариантными решениями. | 1 |
14 | 16.02.2015г. | Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка» (диагонали квадрата) | 1 |
15 | 02.03.2015г. | Логические задачи. ЛЕГО-конструкторы. Конструирование на заданную тему | 1 |
16 | 16.03.2015г. | Четыре действия арифметики. Абак. | 1 |
17 | 23.03.2015г. | Величины и единицы измерения времени, часы. | 1 |
18 | 30.03.2015г. | Конструирование «Волшебные часы» | 1 |
19 | 06.04.2016г. | Математические горки. Наглядная алгебра. Логические задачи. Игра «У кого какая цифра». | 1 |
20 | 13.04.2015г. | Подумай и реши. Выпуск математической газеты. | 1 |
21 | 20.04.2015г. | Талантливая женщина-математик С. В. Ковалевская. Игра «Задумай число». | 1 |
22 | 27.04.2015г. | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 |
23 | 04.05.2015г. | Конкурс «Умники и умницы». | 1 |
24 | 18.05.2015г. | Числа-великаны. Коллективный счет. Загадки-смекалки. Игра «Знай свой разряд». | 1 |
25 | 25.05.2015г. | Итоговое занятие. Игра «Цифры в буквах». | 1 |
Условия реализации программы.
Кружок создается на добровольной основе из учащихся 3-х классов, имеющих повышенный интерес к математике. Занятия групповые (15 человек), 1 час в неделю. Продолжительность одного занятия 45 минут. Занятия планируются на весь учебный год. Всего 25 часов.
Список литературы.
Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
Занятия математического кружка. 3-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Автор-сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.