СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ кружка «Юный исследователь»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

план кружка "Юный исследователь" подходит для 5-7классов"

Просмотр содержимого документа
«КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ кружка «Юный исследователь»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4

г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.



«






КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

кружка «Юный исследователь»

(1 час в неделю, всего 35 часов).

(2013-2014 уч.год)


Учитель:З.А.Трушина.











Пояснительная записка
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.
Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.
Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.
Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.

Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.
Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
По мнению большинства ученых-педагогов, в современной отечественной школе наиболее перспективна смешанная модель экологического образования. Экологические проблемы в рамках этой модели изучаются по аспектно в каждом учебном предмете и целостно в специально обобщающих и интегрированных курсах. В нашем лицее эта проблема решается через кружковую работу, проведение экологических игр, конференций, создание презентаций по экологически темам и приобщение учащихся к работе в кружке «Юный исследователь».


Цели программы:

1.Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

2.Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.




Задачи: 

Обучающие:
1.дать ученику системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями; 

2.научиться применять на практике полученные знания. 

3.формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.


Развивающие:

1.развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; 

2.повышать общий интеллектуальный уровень подростков; 

3.развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге. 


Воспитательные:

1.прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру; 

2.воспитывать потребность в общении с природой; 

3.способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности; 

4.способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе. 


Методы обучения:

К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические  наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.


Учащийся должен:

  • уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы; 

  • уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности; 

  • приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды;  уметь написать реферат, статью и выступить с ними перед аудиторией.

Таким образом, образовательные возможности моей программы значительно шире традиционной школьно – урочной системы. Программа обеспечивает компенсацию тех интересующих подростков видов и направлений деятельности, которые отсутствуют в основном образовании. Программа предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до научно – исследовательской деятельности.
Программа носит информационную направленность и характеризуется мотивацией школьника к учебной деятельности. Особо важным является создание условий, при которых ученик имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Следующий этап -это обращение к внутреннему миру ученика. На данном этапе происходит активизация в сфере врождённой внутренней тяге к природе и чувства единства с ней.
Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.
Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических и лабораторных занятиях. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.
Программа учитывает психологические особенности школьника, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности.  



ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО ЧАС,

Плановые

сроки

прохождения

Фактические сроки прохождения



1

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

1


07.09


2

Определение темы, целей реферата, знакомство со смыслом проектного похода и мотивация учащихся

1

14.09


3-4

Работа с литературой, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов проделанной работы

2

21.09



28.09


5.-6

Библиография. Составление списка литературы, обучение умению пользоваться литературой

2

05.10

12.10


7.

Основные требования к исследовательской работе

1

19.10


8.

Введение в исследовательскую деятельность, этапы работы над научным исследованием, уточнение темы исследования

1

26.10


9.

Методические рекомендации по проведению исследовательской работы по экологии

1

09.11


10.

Стендовый доклад, как его оформить

1

16.11


11.

Анализ информации, уточнение, формулирование выводов.

1

23.11


12

Определение темы проекта, как компоненты общей исследовательской работы

1

30.11


13.

Дискуссия по планированию проектной деятельности, знакомство с информацией.

1

07.12


14.

Обучение умению конспектировать и реферировать текстовую информацию

1

14.12


15

Составление сложного плана реферата, проекта исследования

1

21.12


16.

Знакомство с приемами анкетирования, социального опроса

2

28.12


17.

Подготовка к презентации, обработка видео и фотосюжетов

2

18.01.

25.01


18.

Составление доклада выступления на конференциях

1

01.02


19.

Составление тезисов реферата, проекта, подготовка к печати работ.

1

08.02


20

Как вести дискуссию вовремя презентации

1

15.02


21.

Составление аннотаций к работе

1

22.02


22.

Как выбирать обьекты для исследовательской работы

1

01.03


23.

Презентации по работам «Они тоже хотят жить», «Фитотерапия»,»Лекарственные растения Россошанского края»

1

15.03


24.

Россошанская вода и ее влияние на здоровье человека.

1

22.03


25.-26

Экскурсия на очистные сооружения химзавода

2

05.04


27-28.

Экскурсия в урочище «Желоб» -изучение растительного и животного мира.

2

12.04


29.

Составление презентаций по материалам экскурсий.

1

19.04


30.

Подготовка к районной конференции

1

26.04


31.

Что такое видеоэкология -презентация

1

03.05


32.

Защита проектов перед кружковцами

1

17.05


33.

Разработка памятки «Юный исследователь»

1

17.05


34.

Подведение итогов работы

1

24.05


35.

Отчет о результатах проделанной работы

1

31.05



итого

35




Итогом работы КРУЖКА становится создание высоконравственной воспитывающей среды, которой способствует использование информационных и исследовательских педагогических технологий:

  1. Активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию. 

  2. Расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность. 

  3. Опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения). 

  4. Организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности. 

  5. Создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины) 

  6. Тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями). 

  7. Взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев). 

Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе; 

  • контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры; 

  • табло достижений кружка; 

  • открытые занятия в игровой форме; 

  • участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности; 

  • разработка памятки «Юный исследователь». 

 8. Список литературы:

Для педагога:

  1. Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г. 

  2. Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей». 

  3. Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29. 

  4. Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г. 

  5. Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г. 

  6. Биология газеты. 

  7. Биология в школе (журналы). 

  8. Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993. 

  9. Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г. 

  10. Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Воронежской области.