Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4
г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
«
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
кружка «Юный исследователь»
(1 час в неделю, всего 35 часов).
(2013-2014 уч.год)
Учитель:З.А.Трушина.

Пояснительная записка
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.
Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.
Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.
Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.
Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.
Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
По мнению большинства ученых-педагогов, в современной отечественной школе наиболее перспективна смешанная модель экологического образования. Экологические проблемы в рамках этой модели изучаются по аспектно в каждом учебном предмете и целостно в специально обобщающих и интегрированных курсах. В нашем лицее эта проблема решается через кружковую работу, проведение экологических игр, конференций, создание презентаций по экологически темам и приобщение учащихся к работе в кружке «Юный исследователь».
Цели программы:
1.Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
2.Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи:
Обучающие:
1.дать ученику системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
2.научиться применять на практике полученные знания.
3.формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
1.развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
2.повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
3.развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
1.прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
2.воспитывать потребность в общении с природой;
3.способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
4.способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Методы обучения:
К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Учащийся должен:
уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;
уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;
приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды; уметь написать реферат, статью и выступить с ними перед аудиторией.
Таким образом, образовательные возможности моей программы значительно шире традиционной школьно – урочной системы. Программа обеспечивает компенсацию тех интересующих подростков видов и направлений деятельности, которые отсутствуют в основном образовании. Программа предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до научно – исследовательской деятельности.
Программа носит информационную направленность и характеризуется мотивацией школьника к учебной деятельности. Особо важным является создание условий, при которых ученик имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Следующий этап -это обращение к внутреннему миру ученика. На данном этапе происходит активизация в сфере врождённой внутренней тяге к природе и чувства единства с ней.
Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.
Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических и лабораторных занятиях. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.
Программа учитывает психологические особенности школьника, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности.

№ | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАС, | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения |
1 | ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ | 1 | 07.09 | |
2 | Определение темы, целей реферата, знакомство со смыслом проектного похода и мотивация учащихся | 1 | 14.09 | |
3-4 | Работа с литературой, определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов проделанной работы | 2 | 21.09 28.09 | |
5.-6 | Библиография. Составление списка литературы, обучение умению пользоваться литературой | 2 | 05.10 12.10 | |
7. | Основные требования к исследовательской работе | 1 | 19.10 | |
8. | Введение в исследовательскую деятельность, этапы работы над научным исследованием, уточнение темы исследования | 1 | 26.10 | |
9. | Методические рекомендации по проведению исследовательской работы по экологии | 1 | 09.11 | |
10. | Стендовый доклад, как его оформить | 1 | 16.11 | |
11. | Анализ информации, уточнение, формулирование выводов. | 1 | 23.11 | |
12 | Определение темы проекта, как компоненты общей исследовательской работы | 1 | 30.11 | |
13. | Дискуссия по планированию проектной деятельности, знакомство с информацией. | 1 | 07.12 | |
14. | Обучение умению конспектировать и реферировать текстовую информацию | 1 | 14.12 | |
15 | Составление сложного плана реферата, проекта исследования | 1 | 21.12 | |
16. | Знакомство с приемами анкетирования, социального опроса | 2 | 28.12 | |
17. | Подготовка к презентации, обработка видео и фотосюжетов | 2 | 18.01. 25.01 | |
18. | Составление доклада выступления на конференциях | 1 | 01.02 | |
19. | Составление тезисов реферата, проекта, подготовка к печати работ. | 1 | 08.02 | |
20 | Как вести дискуссию вовремя презентации | 1 | 15.02 | |
21. | Составление аннотаций к работе | 1 | 22.02 | |
22. | Как выбирать обьекты для исследовательской работы | 1 | 01.03 | |
23. | Презентации по работам «Они тоже хотят жить», «Фитотерапия»,»Лекарственные растения Россошанского края» | 1 | 15.03 | |
24. | Россошанская вода и ее влияние на здоровье человека. | 1 | 22.03 | |
25.-26 | Экскурсия на очистные сооружения химзавода | 2 | 05.04 | |
27-28. | Экскурсия в урочище «Желоб» -изучение растительного и животного мира. | 2 | 12.04 | |
29. | Составление презентаций по материалам экскурсий. | 1 | 19.04 | |
30. | Подготовка к районной конференции | 1 | 26.04 | |
31. | Что такое видеоэкология -презентация | 1 | 03.05 | |
32. | Защита проектов перед кружковцами | 1 | 17.05 | |
33. | Разработка памятки «Юный исследователь» | 1 | 17.05 | |
34. | Подведение итогов работы | 1 | 24.05 | |
35. | Отчет о результатах проделанной работы | 1 | 31.05 | |
| итого | 35 | | |
Итогом работы КРУЖКА становится создание высоконравственной воспитывающей среды, которой способствует использование информационных и исследовательских педагогических технологий: Активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.
Расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
Опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
Организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.
Создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)
Тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).
Взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев).
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
табло достижений кружка;
открытые занятия в игровой форме;
участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;
разработка памятки «Юный исследователь».
8. Список литературы:
Для педагога:
Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
Биология газеты.
Биология в школе (журналы).
Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Воронежской области.
