Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование кружка "Юный геолог"»
«РАССМОТРЕНО» | «СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» |
На заседании ВШМО кл. рук Протокол № _____ От «____» __________201__г.. | Зам. Директора по УВР МКОУ СМР РК СОШ №6 ____________ Кемова Я.А. «_____» ___________201__г. | Директор МКОУ СМР РК СОШ №6 ____________ Кравченко Л.Д. «_____» ___________201__г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
КРУЖОК
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ.
ЮНЫЙ ГЕОЛОГ»
5-7 КЛАССЫ
2015 – 2016 УЧ. ГОД
Учитель: Чернобай Светлана Николаевна
Образовательное учреждение: МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №6
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа: | Рабочая программа кружка «За страницами учебника географии. Юный геолог» составлена на основе Программы факультативного курса геологии (автор В.П.Голов), книги А.П. Сучковой и Т.П. Питолиной «Первые шаги в геологию» - 2005 г., Программа кружка «Юные геологи» Антонюк Н.П. – 2005 г. |
Автор рабочей программы: | Чернобай С.Н. |
Количество часов в неделю: | 1 час в неделю |
Количество часов за учебный год: | 35 часов |
Виды работ: | Круглый стол, конференция – 3 часа Игровое занятие – 2 часа Практические работы – 11 часов Экскурсии – 6 часов
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа геологического кружка построена на основе Программы факультативного курса геологии (автор В.П.Голов), книги А.П. Сучковой и Т.П. Питолиной «Первые шаги в геологию» - 2005 г., Программа кружка «Юные геологи» Антонюк Н.П. – 2005 г. и собственных разработок.
Цель работы кружка: Формирование устойчивого интереса у учащихся 5-7 классов к познанию окружающего мира и геологическим знаниям.
Задачи работы кружка:
Развитие у учащихся любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.
Углубление знаний учащихся по темам геологического содержания для построения целостной картины окружающего мира.
Закрепление и развитие у учащихся мотивации к изучению предмета «География».
Развитие у учащихся интереса к вопросам охраны и рационального использования полезных ископаемых Земли (нашей страны и региона).
Создание на занятиях ситуации успеха для каждого учащегося.
Воспитание у учащихся чувства коллективизма, творчества и дружбы.
Ознакомление учащихся с элементами организации исследовательской работы.
Выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика
воспитание патриотические чувства к своей Родине, бережного отношения к ее природным богатствам.
Использование полученных геологических знаний учащимися в географических олимпиадах и конкурсах.
Занятия в кружке должны вырабатывать следующие умения и навыки:
1. Различать горные породы, минералы, полезные ископаемые своего края.
2. Самостоятельно зарисовывать, описывать обнажение горных пород, составлять коллекции.
3. Читать геологические карты.
4. Работать с научной - популярной литературой, справочниками.
5. Вести пропаганду геологических знании в школе.
6. Оформлять геологические выставки.
Планируемые результаты работы кружка.
Оформление и паспортизация школьного Геологического уголка
Геологический практикум на природе.
Экскурсия «Геологические памятники Северного Приладожья»
Экскурсия по городу «Музыка в камне»
Экскурсия в Региональный музей Северного Приладожья «Каменное ожерелье Ладоги»
Встречи с геологами, краеведами, увлеченными геологией людьми.
Публикация материалов в школьной географической газете «Глобус»
Творческие отчёты членов кружка, посвящённые Международному дню Земли (22 апреля).
Подготовка к участию в Межрегиональной конференции «Геологическое наследие Карелии» в 2015-2016 учебном году.
Проведение игры «Занимательная геология»
Экологический десант на побережье Ладожского озера.
Данный курс носит познавательный, научно – исследовательский характер. Спланированы теоретические занятия и практикумы. Он носит межпредметный и внутрипредметный характер, так как в процессе комплексного геологического описания территории предусматривается изучение различных областей геологии, расширение и углубление знаний физической географии, экологии, биологии, исторического краеведения.
Материальные ресурсы: коллекции минералов и горных пород, геологический молоток, литература по изучаемому курсу.
Общее число часов – 35.
Требования к уровню подготовки учащихся
После прохождения курса учащиеся должны:
знать процессы зарождения, развития и устройства планеты, строение земной коры, наиболее распространенные минералы, горные породы, полезные ископаемые и их характеристики;
знать геологическую историю и современность Карелии и Сортавальского района;
уметь работать с образцами горных пород и минералов;
уметь читать геологические карты и работать с геологической литературой;
уметь анализировать геологическую информацию, прогнозировать геологические процессы, которые будут происходить на Земле в будущем;
осознавать важность и уникальность геологических объектов и необходимости их охраны, вести пропагандистскую работу по данному направлению.
Методические рекомендации:
при отборе учебного материала использовать дифференцированный подход, соответственно уровню подготовки учащихся;
уделять большое внимание процессу целеполагания и рефлексии;
доступность материала сочетать с научностью, современными реалиями;
обеспечить условия для овладения способами самостоятельной деятельности (поиск необходимой информации, наличие необходимых приборов и оборудования, выполнение исследовательских работ, создание проектов);
применять различные формы обучения - индивидуальные, парные, групповые;
подкреплять полученные знания практическими работами;
разнообразить формы занятий (семинары, практикумы, лекции, экскурсии, экспедиционную работу), использовать технологии проектного обучения и проблемного обучения;
организация разнообразного контроля (самооценка, взаимооценка, устные ответы в виде рассказа, тесты, зачеты, отчеты с полевых практик и экспедиций);
обязательное подведение результатов курса в форме рефератов, проектов, исследовательских работ.
Список рекомендуемой литературы:
Барская В.Ф., Рычагов Г.И. Практические работы по общей геологии. Уч. пособие для студентов пед. ин-тов. М., Просвещение, 1970-158с.
Голов В.П. Геология в средней школе. М.: «Просвещение», 1972-96с.
Добровольский В.В. Минералогия с элементами петрографии. М.: «Просвещение», 1971-126с.
Сучкова А.П., Питолина Т.П. Первые шаги в геологию: изд. Роснедра, РосГео, Экост, Москва, 2005-166с.
Борисов И.В. «Музыка в камне»
И.В. Борисов «Рускеальские каменоломни»
И.В. Борисов «История горного дела Северного Приладожья»
И.В. Борисов «Каменное ожерелье Ладоги»
№ | Тема занятия | Форма занятия | Сроки |
1 | Организационное занятие. Мир моих увлечений. | Круглый стол | сентябрь |
2 | История образования материков Земли. Строение земной коры. | Презентация с элементами лекции. | сентябрь |
3 | Минералы Минералы и их главные свойства. Главнейшие породообразующие минералы. | Лекция, практическое задание | сентябрь |
4 | Практическая работа. Работа с коллекциями минералов. | Практикум | сентябрь |
5 | Физические свойства минералов. | Лекция | Октябрь |
6 | Практическая работа. Работа с коллекциями минералов по определению их свойств. | Практикум | Октябрь |
7 | Классификация минералов. | Лекция с демонстрацией минералов | Октябрь |
8 | Практическая работа. Работа с коллекциями минералов. | Практикум | октябрь |
9 | Горные породы Горные породы. Структура и текстура горных пород. | Лекция с демонстрацией минералов | Ноябрь |
10 | Практическая работа. Работа с коллекциями горных пород по определению их структуры и текстуры. | Практикум | Ноябрь |
11-12 | Классификация горных пород. Формы залегания. Экскурсия на геологическое обнажение. | Экскурсия | Ноябрь |
13 | Магматические горные породы. Происхождение. Состав. Классификация. | Презентация с элементами лекции | Декабрь |
14 | Практическая работа. Работа с коллекцией магматических горных пород. | Практикум | Декабрь |
15 | Осадочные горные породы. Происхождение. Состав. Классификация. | Презентация с элементами лекции | декабрь |
16 | Практическая работа. Изучение осадочных горных пород. | Практикум | декабрь |
17 | Метаморфические горные породы. | Презентация с элементами лекции | январь |
18 | Практическая работа. Работа с коллекцией метаморфических горных пород. | Практикум | январь |
19 | Сокровища земных недр Полезные ископаемые. Понятие о полезных ископаемых. Классификация. История горнорудного промысла. | Презентация с элементами лекции | январь |
20 | Полезные ископаемые России. Классификация. География полезных ископаемых России. | Презентация с элементами лекции | февраль |
21 | Практическая работ. Анализ карты «Минеральные ресурсы России». | Практическая работа на контурной карте | февраль |
22 | Полезные ископаемые Карелии и Северного Приладожья. История горного дела. | Презентация с элементами лекции | март |
23-24 | Каменное ожерелье Ладоги. Экскурсия в Региональный музей Северного Приладожья. | Экскурсия | март |
25 | Природный камень в убранстве Санкт- Петербурга. | Видеоурок | март |
26-27 | Природный камень в архитектуре Сортавала. Экскурсия по городу «Музыка в камне» | Экскурсия | апрель |
28 | Шунгит – окаменевшая нефть. Целебные свойства шунгита. | Презентация с элементами лекции | апрель |
26-27 | Творческие работы к Международному Дню Земли. Работа по индивидуальным маршрутам. Консультации по оформлению творческих работ. | Консультация. | апрель |
29. | Подготовка творческих работ учащихся к защите. | Практикум. | апрель |
30. | Защита творческих работ учащихся, посвящённая Международному Дню Земли. | Конференция. | 22 апреля |
31-32 | Игра « Занимательная геология». | Игровое занятие | май |
33-34 | Геологический десант. Геологический практикум на природе. | Геологический практикум на природе. | май |
35. | Рефлексия результатов работы. Подведение итогов работы. Творческий отчёт о работе. | Круглый стол | май |