Рабочая программа основного общего образования по немецкому языку как второму иностранному для 6 класса (по учебнику 5 класса) составлена на основе следующих документов:
9. Авторская программа по немецкому языку как второму иностранному 5-9 классы, предметная линия «Горизонты» Н.А. М. Аверина, Ф. Джин, Л. Рорман - М.: Просвещение, 2012
- формирование универсальных учебных действий (Личностные, метапредметные, предметные результаты) для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования
- на реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В программе нашли отражение тенденции в развитии общего образования на его первой ступени, которые закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования и прежде всего следующие:
Представленный курс является адаптированной к российским условиям версией международного курса — в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый федеральный базисный учебный план, Примерные программы по немецкому языку как второму иностранному языку. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.
Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества общения между европейцами — носителями разных языков и культур. Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно ориентированный и деятельностный. Главные цели курса соответствуют зафиксированным целям в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ. При создании настоящей программы авторами учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей формального и содержательного плана. К первым относятся:
Возможность опереться на положительный перенос при изучении второго иностранного языка позволяет интенсифицировать процесс овладения им, сделать его эффективным и результативным, несмотря на более сжатые сроки обучения. Это позволяет ставить в основном те же цели в обучении второму иностранному языку, что и первому.
При изучении второго иностранного языка, как и первого, учащиеся готовят и представляют проекты, которые должны создавать условия для реального общения учащихся на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитировать общение средствами ролевой игры. В подготовке и презентации этих проектов должны участвовать все учащиеся, но степень и характер участия могут быть разными: к работе над проектом может быть добавлена работа в качестве оформителя (класса, школы), члена жюри, репортёра и др. Проектная деятельность учитывает возрастные и психологические особенности каждого учащегося, позволяет раскрыть возможности учащихся, отвечает их интересам и потребностям. Особенность данного курса заключается в разнообразии методов и приёмов работы с языковым материалом, он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из реальных потребностей и возможностей учащихся.
Представленная программа предусматривает изучение немецкого языка в средней школе (6 класс) общеобразовательных учреждений: 35 часов из расчета 1 час в неделю, 35 учебных недель. Внутрипредметный модуль «Диалог с немецким другом» входит в состав программы и предусматривает 20 часов.
Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие содержательные линии:
Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым иностранным языком. В свою очередь, развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного предмета «Иностранный язык».
Основной содержательной линией программы является школьная тема, которая и объединяет следующие параграфы:
6. Тесты по немецкому языку Е.В. Дьяконова, Р.Х. Жарова Экзамен Москва 2010
7. Аудиокурс к учебнику немецкого языка «Немецкий язык, 5 класс. М.М.Аверин»
№ урока | Тема урока | Чтение | Лексика | Грамматика | Примерное домашнее задание |
| I четверть (9 часов) Раздел I . Знакомство. (5 часов) | | | | |
1 | Знакомство | ie, h, tsch, ll, w, ü. Ei, ja, je, Ää, Öö, oh, sch, sp, ch, tz, ß St, eu, v, ah, s | Deutschland, Hallo! Guten Morgen! Guten Tag! Auf Wiedersehen! Tschüs! Moin, Grüß Gott, Servus, Ade Woher kommst du? Wo wohnst du? | Sein в 3 л.мн.ч. | Выучить правила чтения У. с.6 упр. 1а чтение У. с.7 упр. 5 выразительное чтение |
2 | Алфавит. Знакомство. | A – Ä, O – Ö, U – Ü, s - ß | Buchstabieren | | У. с 8 упр. 8а, b, c. Алфавит. |
3 | Знакомство. Что ты любишь делать? ВПМ | Чтение диалога «Что ты любишь делать? Чтение интернет-чата | Ich mag …, Nachname, Familienname, au, je, ju, sp, ch Was magst du? Was mag er/ sie? Party, Conny | mögen Mögen Infinitiv | Алфавит. У. с. 9 упр. 10 читать, дать ответ Was magst du? У. с.10 упр. 14 b |
4 | Знакомство. ВПМ | Названия городов и стран | Deutschland, Österreich. Schweiz, München, Bern, Salzburg, Wien, Basel, Berlin | | Рассказ о себе (3-5 предложений) на основе упр. 1,6,12,14 |
5 | Знакомство. Много городов-много хобби. ВПМ | Названия городов России на нем. языке | Irkutsk, Workuta, Smolensk, Chabarowsk,… | Ich komme aus … und mag … | Повторение раздела «Это ты можешь» У. с. 14 |
| Раздел II. Мой класс (5 часов) | | | | |
1 (6) | Мой класс | Чтение высказываний детей о любимом предмете | Bio, Mathe, Sport, etw. hassen | Sein, hassen 3 л.ед. ч. | У. с.16 упр. 1 читать выразительно |
2 (7) | На перемене. ВПМ | Чтение диалога «На перемене» | Freund, Schulfreund, zusammen, Ahnung, Nachmittag | Спряжение глаголов в настоящем времени | У. с.17 упр. 5 |
3 (8) | Цифры. | Чтение цифр Чтение диалога «После уроков» | Null, eins, zwei, … zwölf Die Handynummer, die E-Mail-Adresse | Порядок слов в предложе-нии | Вырезать карточки с цифрами из рабочих листов У. с. 19, упр. 11 c,d |
4 (9) | Школьные принадлежности. ВПМ | Чтение школьных принадлежностей | Die Tafel, die Uhr, der Computer, die Brille, das Mäppchen, die CD, der Kuli, das Lineal, der Füller, das Heft, der Radiergummi, der Spitzer, der Bleistift, der Klebstoff, das Buch, der Zirkel, der Rucksack | Der, die, das | У. с.20 упр. 12 |
5 (10) | Мои друзья и моя школа. ВПМ | Чтение текстов | Die Tafel, die Uhr, der Computer, die Brille, das Mäppchen, die CD, der Kuli, das Lineal, der Füller, das Heft, der Radiergummi, der Spitzer, der Bleistift, der Klebstoff, das Buch, der Zirkel, der Rucksack | Meine, mein | Повторение числительных, слова по теме «Школьные принадлежности» |
| II четверть (8 часов) Раздел III. Животные (7 часов) | | | | |
1 (11) | Животные. ВПМ | Работа со словами | Das Lama, das Meerschweinchen, der Tiger, die Antilope, die Kuh, die Katze, der Schmetterling, die Spinne, der Wolf, der Hund | Der, die, das имен существительных | Сделать карточки с новой лексикой |
2 (12) | Домашние животные. ВПМ | Работа с диалогом | haben | Ich habe ein …, eine …, einen … Винительный падеж имен существительных разных родов и отрицательного артикля | Написать о домашнем животном |
3 (13) | Животные. | | Das Lama, das Meerschweinchen, der Tiger, die Antilope, die Kuh, die Katze, der Schmetterling, die Spinne, der Wolf, der Hund | Формы 2 л. ед.ч. и вежливой формы слабых глаголов в настоящем времени | Составить анкету на основе У. с. 28 упр. 8 b |
4 (14) | Животные Германии и России. | | Das Lama, das Meerschweinchen, der Tiger, die Antilope, die Kuh, die Katze, der Schmetterling, die Spinne, der Wolf, der Hund | Множественное число имён существительных | Повторение лексики |
5 (15) | Животные и цвета. ВПМ | Чтение названий цветов | Gelb, braun, weiß, rot, grün, grau, schwarz, blau | Вопросительные предложения, краткие ответы. | Записать слова У. с.30 упр. 11 a |
6 (16) | Контрольная работа по аудированию за 2 четверть. | | | | |
7 (17) | Контрольная работа по чтению за 2 четверть. | Контроль чтения | | | |
| III четверть (10 часов) Раздел IV. Моя школьная жизнь (6 часов) | | | | |
1(18) | Мой школьный день. ВПМ | Чтение диалога про утро Леа | Aufstehen, müde, halb, schultag | Uhrzeiten - время | Диалог выучить стр.34 |
2 (19) | Мой день в школе | Чтение времени | Viertel, uhrzeiten | Uhrzeiten-время | Составить диалог по теме «Время» |
3(20) | Школьная жизнь | Чтение текста о международной школе в Хайдельберге | Gesamtschule, pause, unterricht, vormittag, nachmittag | Прямой и обратный порядок слов в предложении | Стр.36 упр.6 |
4 (21) | Школа: расписание уроков. ВПМ | Чтение и разбор расписания немецкой школьницы Леи | Kunst, erdkunde, biologie, geschichte, mathematik, klassen-ag, hausaufgaben-betreuung, ethik,religion, französisch, englisch | Дни недели с предлогами | Составить свое расписание |
5 (22) | Любимые предметы. ВПМ | Чтение диалога немецких школьников об их любимом предмете | Kunst, erdkunde, biologie, geschichte, mathematik, klassen-ag, hausaufgaben-betreuung, ethik,religion, französisch, englisch, hassen, lieblingsfach | Построение вопросительных предложений | Составить своей диалог с помощью вопросов стр.38 упр.11 |
6 (23) | Обобщение по теме: «Мой школьный день» | | | | |
| Раздел V. Хобби (5 часов) | | | | |
1 (24) | Мое свободное время. ВПМ | Fertig, zufrieden, musik hören, flöte, reiten, jonglieren, fernsehen, fahrrad fahren, karten, tanzen, schi, basteln, schlagzeug, malen, kochen, schwimmen | Настоящее время Präsens | Чтение диалога школьника и его мамы о домашнем задании | Выучить слова стр. 42 |
2 (25) | Мои увлечения. ВПМ | Krimi, abholen, anfangen, vielleicht | Отделяемые приставки | Чтение диалога об увлечениях школьников | Составить 10 предложений с глаголами с отделяемыми приставками |
3 (26) | Выходные. ВПМ | Lust, sportverein | Спряжение глаголов с изменяемой корневой гласной | Чтение диалога детей о планах на выходные | Написать небольшой текст о своих планах на выходные |
4 (27) | Увлечения одноклассников. ВПМ | Einkaufen, clavier, interview, statistic, freizeit | Построение вопросительных предложений | Чтение информации по графику | Составить интервью |
5 (28) | Контрольная работа по темам «Мой школьный день» и «Хобби» | | | | |
| IV четверть (7 часов) Раздел VI. Моя семья (3 часа) | | | | |
1(29) | Я и моя семья Семейное древо ВПМ | Чтение диалога о семейных фотографиях Чтение текста о семье Юлиана | Links, rechts, vorne, hinten, in der mitte Vergleichen, beide, schminken, rentner, | Окончания существительных Притежательные местоимения и артикли | Принести фотографию своей семьи и описать ее Нарисовать свое семейное древо и описать в тетради |
2(30) | Семейный отдых | Чтение диалога Юлиана и его мамы о его школьных вещах | Rucksack, freundlich, ärgerlich, brille | Притяжательные местоимения | Стр.52 упр.8с |
3 (31) | Проблемы выбора профессии ВПМ | Чтение диалога о профессиях родителей | Verkäuferin, krankenschwester, architekt, lehrerin, automechaniker, sekretärin, tierarzt, informatikerin, fußballspieler, polizist, managerin, elektriker, | Словообразование по теме «Профессии» | Стр.55 рамка с заданием |
| Раздел VII. Сколько это стоит? (4 часа) | | | | |
1(32) | Любимые занятия ВПМ | Чтение диалога о свободном времени | Jugendzeitschriften, süßigkeiten, treffen, gummibärchen | Спряжение сильных глаголов | Стр.58 упр.3b |
2 (33) | Карманные деньги ВПМ | Чтение информации по графику | Taschengeld, bekommen, ungefähr, pro woche | Построение сложносочиненных предложений | Стр.61 упр.10b |
3 (34) | Мои первые деньги | Чтение текста о карманных деньгах | Verdienen, babysitten, den Rasen mähen, nachhilfe geben, waschen | Выражение своего мнения Ich finde… | Стр.63 пересказ текста |
4 (35) | Контрольная работа по чтению за год | | | | |
|