Рабочая программа
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению предназначена для учащихся 3 классов, рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), но так как в 2017-2018 учебном году 33 учебных недели и 1 день (133 часа), программа сокращена за счет резервных уроков.. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы « Литературное чтение» Л. Ф. Климановой, и на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
В календарно-тематическом планировании (примечания) внесены виды деятельности учителя с детьми, имеющими ОВЗ.
Предмет: литературное чтение. 3 класс.
Система обучения: традиционная.
Программа: Перспектива. Литературное чтение. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий Традиционная система. Программа по литературному чтению для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.
Количество часов в неделю по программе 4
Количество часов в неделю по учебному плану 4
Количество часов в год 136
1 четверть - 36 3 четверть - 40
2 четверть - 28 4 четверть - 32
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольная работа | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 |
Итоговая контрольная работа | | | | 1 | 1 |
Цели и задачи курса.
Цель обучения
Программа направлена на достижение следующей цели:
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
Результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные).
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности.
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Формы контроля.
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе
- Срезовые работы (тесты, проверочные, контрольные работы)
Методы изучения предмета.
а) объяснительно-иллюстративный,
б) репродуктивный,
в) проблемное изложение изучаемого материала,
г) частично-поисковый,
д) исследовательский метод.
Содержание учебного предмета.
Вводный урок. Знакомство с учебником
1.Книги—мои друзья
Знакомство с новой учебной книгой; книги, прочитанные летом; рукописные книги Древней Руси; Поучения Владимира Мономаха; первопечатник (друкарь) Иван Фёдоров; «Азбука»—главная книга первопечатника Ивана Фёдорова; поучительные наставления из Библии в «Азбуке»; музей книги.
2. Жизнь дана на добрые дела
Система нравственных ценностей: благородный поступок, честность, верность слову. Владимир Даль— собиратель мудрости народной («Пословицы и поговорки русского народа»). Работа с текстом повествовательного характера: определение главной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка выборочного пересказа, составление текста-отзыва.
3. Волшебные сказки
Народные сказки: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Особенности построения волшебной сказки. Язык волшебной сказки. Сказочные предметы. Сказочные превращения. Герои волшебной сказки. Библиотека: тематический каталог, алфавитный каталог, библиографическая карточка, каталожная карточка.
4.Люби всё живое
Художественный рассказ. Автор — рассказчик. Характеристика героя произведения. Научно познавательный рассказ. Энциклопедия. Периодическая литература. Журнал.
5. Картины русской природы
Лирическое стихотворение. Наблюдение. Пейзаж. Средства художественной выразительности: сравнения, олицетворения, эпитеты. Выразительное чтение лирического стихотворения.
6. Великие русские писатели
Литературная сказка; сказка в стихах; мотивы народной сказки; особенности построения сказки. Басня; особенности построения басни; характеристика героев. Иллюстрация; иллюстратор.
7. Литературная сказка
Сказки народные; сказители; собиратели сказок; обработка сказок. Литературные сказки; авторские сказки; особенности литературных сказок (развитие действия, характеристика героя); предисловие. Полный и краткий пересказ. Составление плана.
8. Картины родной природы
Творчество. Стихотворение; лирическое стихотворение; настроение; картины природы. Рассказ; лирический рассказ; настроение; картины природы.
тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол - во часов по программе | Кол - во часов по плану |
1. | Вводный урок | 1 | 1 |
2. | Книги – мои друзья. | 4 | 4 |
2. | Жизнь дана на добрые дела. | 17 | 17 |
3. | Волшебные сказки. | 15 | 15 |
4. | Люблю всё живое. | 20 | 20 |
5. | Картины русской природы. | 12 | 12 |
6. | Великие русские писатели. | 30 | 30 |
7. | Литературная сказка. | 19 | 19 |
8. | Картины родной природы. | 18 | 15 |
Итого за год: | 136 | 133 |
Календарно-тематическое планирование.
Литературное чтение. 3 класс.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
Вводный урок ( 1 ч) | План | Факт |
1. | 1. Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника. | 1 | | |
Книги – мои друзья (4 ч) |
2. | 1.Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | 1 | | |
3. | 2.Б.Горбачевский «Первопечатник Иван Фёдоров». | 1 | | |
4. | 3.Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. | 1 | | |
5. | 4.Проект. Мы идём в музей книги. | 1 | | |
Жизнь дана на добрые дела (17 ч) |
6. | 1.Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг. | 1 | | |
7. | 2.Пословицы разных народов о человеке и его делах. | 1 | | |
8. | 3.В.И.Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | 1 | | |
9. | 4.Н.Носов «Огурцы». Смысл поступка. | 1 | | |
10. | 5.Н.Носов «Огурцы». Характеристика героя. | 1 | | |
11. | 6.Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». | 1 | | |
12. | 7.М.Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка. | 1 | | |
13. | 8.М.Зощенко «Не надо врать». Пересказ. | 1 | | |
14. | 9.Л.Каминский «Сочинение». | 1 | | |
15. | 10.Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. | 1 | | |
16. | 11.М.Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя. | 1 | | |
17. | 12.Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 | | |
18. | 13.Самостоятельное чтение. Н.Носов «Трудная задача». | 1 | | |
19. | 14.Семейное чтение. Притчи. | 1 | | |
20. | 15.Наш театр. В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…» Инсценирование. | 1 | | |
21. | 16.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | | |
22. | 17.Контрольная работа по теме «Жизнь дана на добрые дела» (40 мин). | 1 | | |
Волшебная сказка (15 ч) |
23. | 1.Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. | 1 | | |
24. | 2.Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. | 1 | | |
25. | 3.Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героя. | 1 | | |
26. | 4.Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк». Рассказ по картине. | 1 | | |
27. | 5.Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. | 1 | | |
28. | 6.Русская сказка «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. | 1 | | |
29. | 7.Мы идём в библиотеку. Сборник сказок. Тематический каталог. | 1 | | |
30. | 8.Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». Характеристика героев сказки. | 1 | | |
31. | 9.Русская сказка «Морозко». Пересказ. | 1 | | |
32. | 10.Семейное чтение. Русская сказка «Белая уточка». Смысл сказки. | 1 | | |
33. | 11.Русская сказка «Белая уточка». Пересказ. | 1 | | |
34. | 12.Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование. | 1 | | |
35. | 13.Русская сказка «По щучьему велению». Подготовка реквизита, костюмов. Представление сказки в младших классах. | 1 | | |
36. | 14.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | | |
37. | 15.Контрольная работа по теме «Волшебная сказка» (40 мин). | 1 | | |
Люби всё живое (20 ч) |
38. | 1.Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательные рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. | 1 | | |
39. | 2.Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | 1 | | |
40. | 3.К.Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста. | 1 | | |
41. | 4.К.Паустовский «Барсучий нос». Пересказ статьи «Барсук» (из энциклопедии). | 1 | | |
42. | 5.В. Берестов «Кошкин щенок». Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. | 1 | | |
43. | 6.Б.Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. | 1 | | |
44. | 7.В.Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки. | 1 | | |
45. | 8.Создание текста по аналогии. Как Муравьишке помогала добраться домой бабочка. | 1 | | |
46. | 9.О.Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ. | 1 | | |
47. | 10.Тим Собакин «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту стихотворения. | 1 | | |
48. | 11.Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 | | |
49. | 12.Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | 1 | | |
50. | 13.Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности. | 1 | | |
51. | 14.Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ. | 1 | | |
52. | 15.Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка героев. | 1 | | |
53. | 16.Н.Носов «Карасик». Характеристика героев произведения. | 1 | | |
54. | 17.Наш театр. М. Горький «Воробьишко». Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. | 1 | | |
55. | 18.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | | |
56. | 19.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе. | 1 | | |
57. | 20.Контрольная работа по теме «Люби всё живое» (40 мин). | 1 | | |
Картины русской природы (12 ч) |
58. | 1.Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | 1 | | |
59. | 2.И. Шишкин «Зима в лесу». Устное сочинение по картине. | 1 | | |
60. | 3.Н.Некрасов «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение. | 1 | | |
61. | 4.М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа. | 1 | | |
62. | 5.Ф.Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. | 1 | | |
63. | 6.А. Фет «Осень». Настроение стихотворения. | 1 | | |
64. | 7.И. Бунин «Первый снег». В.Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | | |
65. | 8.Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 | | |
66. | 9.Самостоятельное чтение. К.Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | 1 | | |
67. | 10.Семейное чтение. К.Паустовский «В саду уже поселилась осень…» | 1 | | |
68. | 11.Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов «В Абрамцевском парке». А.Саврасов «Зима». | 1 | | |
69. | 12.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Картины русской природы». | 1 | | |
Великие русские писатели (30 ч) |
70. | 1.Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. | 1 | | |
71. | 2.Великие русские писатели. В.Берестов «А.С.Пушкин». Краткий пересказ. | 1 | | |
72. | 3.А.С.Пушкин «Зимнее утро». | 1 | | |
73. | 4.И.Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. | 1 | | |
74. | 5.А.С.Пушкин «Зимний вечер». | 1 | | |
75. | 6.Ю.Клевер «Закат солнца зимой», «Зимний пейзаж с избушкой». Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | 1 | | |
76. | 7.А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…» П.Брейгель «Зимний пейзаж». Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | 1 | | |
77. | 8.В.Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. | 1 | | |
78. | 9.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой. | 1 | | |
79. | 10.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Нравственный смысл литературной сказки. | 1 | | |
80. | 11.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности сюжета. Структура сказочного текста. | 1 | | |
81. | 12.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Характеристика героев произведения. | 1 | | |
82. | 13.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Особенности языка литературной сказки. | 1 | | |
83. | 14.А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. | 1 | | |
84. | 15.Сказки А.С. Пушкина. | 1 | | |
85. | 16.И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С.Пушкина. | 1 | | |
86. | 17.И.А.Крылов. Басни. Викторина по басням И.А. Крылова. | 1 | | |
87. | 18.И.А.Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни. | 1 | | |
88. | 19.И.А.Крылов «Чиж и Голубь». Особенности структуры басни. | 1 | | |
89. | 20.Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи. | 1 | | |
90. | 21.Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета. | 1 | | |
91. | 22.Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана. | 1 | | |
92. | 23.Л.Н. Толстой «Акула». Смысл названия. Составление плана. | 1 | | |
93. | 24.Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов. | 1 | | |
94. | 25.Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза». Особенности жанра. | 1 | | |
95. | 26.Л.Н.Толстой «Как гуси Рим спасли». Особенности жанра. | 1 | | |
96. | 27.Наш театр. И.А. Крылов «Квартет». Инсценирование. | 1 | | |
97. | 28.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | | |
98. | 29.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Что такое согласие? | 1 | | |
99. | 30.Контрольная работа по теме «Великие русские писатели» (40 мин). | 1 | | |
Литературная сказка (19 ч) |
100. | 1.Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. | 1 | | |
101. | 2.В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. | 1 | | |
102. | 3.В. Даль «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки. | 1 | | |
103. | 4.В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». | 1 | | |
104. | 5.В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев. | 1 | | |
105. | 6.Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». | 1 | | |
106. | 7.Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения. | 1 | | |
107. | 8.Переводная литература для детей. | 1 | | |
108. | 9.Переводная литература для детей. Б.Заходер «Винни-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы. | 1 | | |
109. | 10.Р.Киплинг «Братья Маугли». Особенности переводной литературы. | 1 | | |
110. | 11.Р.Киплинг «Братья Маугли». Герои произведения. | 1 | | |
111. | 12.Дж. Родари «Волшебный барабан». | 1 | | |
112. | 13.Дж.Родари «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки. | 1 | | |
113. | 14.Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | 1 | | |
114. | 15.Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка». | 1 | | |
115. | 16.Семейное чтение. Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе». | 1 | | |
116. | 17.Наш театр. С.Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование. | 1 | | |
117. | 18.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | | |
118. | 19.Контрольная работа по теме «Литературная сказка» (40 мин). | 1 | | |
Картины родной природы (18 ч) |
119. | 1.Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение. | 1 | | |
120. | 2.Б.Заходер «Что такое стихи?» | 1 | | |
121. | 3.И.Соколов-Микитов «Март в лесу». | 1 | | |
122. | 4.Устное сочинение по теме «Мелодии весеннего леса». | 1 | | |
123. | 5.А.Майков «Весна». Е.Волков «В конце зимы». Е.Пурвит «Последний снег». Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | | |
124. | 6.С.Есенин «Сыплет черёмуха…» В. Борисов-Мусатов «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | | |
125. | 7.С.Есенин «С добрым утром». Выразительное чтение стихотворения. | 1 | | |
126. | 8.Ф.Тютчев «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа. | 1 | | |
127. | 9.А.Васнецов «После дождя». И. Шишкин «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства. | 1 | | |
128. | 10.О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик». Сравнение образов. | 1 | | |
129. | 11.М.Пришвин «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов. | 1 | | |
130. | 12.А.Толстой «Колокольчики мои, цветики степные…» Авторское отношение к изображаемому. | 1 | | |
131. | 13.Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | | |
132. | 14.Ф.Тютчев «В небе тают облака…» А.Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений живописи и литературы. | 1 | | |
133. | 15.Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | 1 | | |
134. | 16.Самостоятельное чтение. Г.Юдин «Поэты». | 1 | | |
135. | 17.Я.Аким «Как я написал первое стихотворение». | 1 | | |
136. | 18.Обобщающий урок по теме «Картины родной природы». Диагностическая работа. | 1 | | |