Этап | | Содержание | Кол-во часов | Проверочных работ |
Подгото- Вительный этап | Развитие психологической базы речи | Развитие пространственных ориентировок. Развитие зрительно-моторной координации. Графическое воспроизведение направлений. | 9 | |
Развитие временных представлений | Календарь. Сутки. Неделя. Времена года. Месяцы. | 9 | |
| | Всего: | 18 | |
I этап | Развитие языкового анализа и синтеза | Слово как часть предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов, и слов-действий. Слова, обозначающие признаки предметов. Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков. | 4 | |
Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Дифференциация понятий «слово» и «предложение». Интонационная законченность предложения. Составление схем предложения. Распространение простого двусоставного предложения определением. Главные члены предложения. | 3 | |
Развитие связной речи | Пересказ 1. Последовательный 2. Краткий 3. Выборочный | 4 | |
Составление рассказа По картинке Повествовательного характера Описательного характера | 3 | |
Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов | Речевые и неречевые звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Определение места звука в слове, составление слов из отдельных букв. Различение гласных I и II ряда, согласных по твердости-мягкости, звонкости-глухости (по акустическому сходству). | 25 | |
Слоговой анализ и синтез слов | Слоги открытые и закрытые. Деление слов на слоги. Перенос слов. Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов. Ударение. | 7 | |
Всего: 64ч |
№ занятия | Тема коррекционной работы | Цели урока, содержание работы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Развитие УУД | Информационно-методическое обеспечение педагогической деятельности |
I четверть Развитие психологической базы речи | |
1-2 | Развитие пространственных представлений | определение относительно собственного тела положения право, справа | 2 | 1«А» 01.09 05.09 1 «Б» 02.09 06.09 | | Регулятивные: ориентироваться в деятельности. Познавательные: стремиться к приобретению эстетических потребностей и духовных ценностей Коммуникативные: задавать вопросы и отвечать на них Личностные: образ хорошего ученика | | |
3-4 | определение относительно собственного тела положения лево, слева | 2 | 1«А» 08.09 12.09 1 «Б» 09.09 13.09 | | | |
5-6 | закрепление положений справа, слева | 2 | 1«А» 15.09 19.09 1 «Б» 16.09 20.09 | | | |
7-9 | графическое воспроизведение направлений, ориентировка на листе бумаги | 3 | 1«А» 22.09 26.09 29.09 1 «Б» 23.09 27.09 30.10 | | | |
Развитие временных представлений | | |
10-11 | Временные представления. | Календарь | 2 | 1«А» 03.10 06.10 1 «Б» 04.10 07.10 | | презентация | |
12-13 | Сутки | 2 | 1«А» 10.10 13.10 1 «Б» 11.10 14.10 | | презентация | |
14-15 | Неделя | 2 | 1«А» 17.10 20.10 1 «Б» 18.10 21.10 | | презентация | |
16-17 | Времена года | 2 | 1«А» 24.10 27.10 1 «Б» 25.10 28.10 | | презентация | |
18 | Месяцы | 1 | 1«А» 31.10 1 «Б» 01.11 | | презентация | |
I четверть количество часов: 18ч. |
II четверть - Развитие языкового анализа и синтеза | | | |
19 | Слово как часть предложения. | Уточнение лексического значения и роли в предложении. | 1 | 1«А» 10.11 1 «Б» 11.11 | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: использовать средства устного общения для решения задач | | |
20 | Слова, обозначающие предмет | Слова, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | 1«А» 14.11 1 «Б» 15.11 | | | |
21 | Слова, обозначающие действие предмета | Слова, отвечающие на вопрос что делает? | 1 | 1«А» 17.11 1 «Б» 18.11 | | | |
22 | Дифференциация слов-предметов и слов-действий | Существительное — часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?; глагол — часть речи, отвечающая на вопрос что делает? | 1 | 1«А» 21.11 1 «Б» 22.11 | | | |
23 | Слова, обозначающие признаки предметов | Слова, отвечающие на вопросы каком? какая? какое? какие? | 1 | 1«А» 24.11 1 «Б» 25.11 | | «Развитие речи. Учимся говорить правильно» | |
24 | Дифференциация слов-предметов, слов-действий, слов-признаков | | 1 | 1«А» 28.11 1 «Б» 29.11 | | | |
25 | Предложение | Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. | 1 | 1«А» 01.12 1 «Б» 02.12 | | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способа решения Познавательные: различать способ и результат действия. Коммуникативные: формулировать свои затруднения | | |
Развитие связной речи | | |
26-27 | Пересказ | Последовательный | 2 | 1«А» 05.12 08.12 1 «Б» 06.12 09.12 | | «Развитие речи. Учимся говорить правильно». | |
28 | | Краткий | 1 | 1«А» 12.12 1 «Б» 13.12 | | | |
29 | | Выборочный | 1 | 1«А» 15.12 1 «Б» 16.12 | | | |
30 | Составление рассказа | Составление рассказа По картинке | 1 | 1«А» 19.12 1 «Б» 20.12 | | «Развитие речи. Учимся говорить правильно». | |
31 | Повествовательного характера | 1 | 1«А» 22.12 1 «Б» 23.12 | | «Развитие речи. Учимся говорить правильно». | |
32 | Описательного характера | 1 | 1«А» 26.12 1 «Б» 27.12 | | «Развитие речи. Учимся говорить правильно». | |
II четверть количество часов: 14ч. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и понимать речь других | | |
III четверть - Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов | презентация | |
33 | Дифференциация звуков и букв. | Речевые и неречевые звуки | 1 | 1«А» 12.01 1«Б» 13.01 | | презентация | |
34 | Согласные и гласные буквы и звуки | 1 | 1«А» 16.01 1 «Б» 17.01 | | | |
35 | Дифференциация гласных звуков I и II ряда | Дифференциация А-Я | 1 | 1«А» 19.01 1 «Б» 20.01 | | презентация | Тетрадь Мазановой |
36 | Дифференциация О-Ё | 1 | 1«А» 23.01 1 «Б» 24.01 | | презентация | Тетрадь Мазановой |
37 | Дифференциация У-Ю | 1 | 1«А» 26.01 1 «Б» 27.01 | | презентация | Тетрадь Мазановой |
38-39 | Дифференциация Е, Ё, Ю,Я | 2 | 1«А» 30.01 02.02 1 «Б» 31.01 03.02 | | презентация | Тетрадь Мазановой |
40 | Дифференциация согласных звуков по твердости - мягкости | Согласные твердые и мягкие | 1 | 1«А» 13.02 1 «Б» 14.02 | | презентация | |
41 | Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2 ряда | 1 | 1«А» 16.02 1 «Б» 17.02 | | | |
42 | Звуки [Б] — [Б'] | Слуховое и зрительное различение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | 1«А» 20.02 1 «Б» 21.02 | | | Ефименкова |
43 | Звуки [П] — [П'] | 1 | 1«А» 27.02 1 «Б» 24.02 | | | Ефименкова |
44 | Дифференциация звуков [Б] — [П] | 1 | 1«А» 02.03 1 «Б» 28.02 | | | Ефименкова |
45 | Звуки [Д] — [Д'] | 1 | 1«А» 06.03 1 «Б» 03.03 | | | Ефименкова |
46 | Звуки [Т] — [Т'] | Слуховое и зрительное различение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | 1«А» 09.03 1 «Б» 07.03 | | | Ефименкова |
47 | Дифференциация звуков [Т] — [Д] | 1 | 1«А» 13.03 1 «Б» 10.03 | | | |
48 | Звуки [С] — [С'] | Слуховое и зрительное различение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. | 1 | 1«А» 16.03 1 «Б» 14.03 | | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания | | |
49-50 | Звук [Ш] | 1 2 | 1«А» 20.03 1 «Б» 17.03 21.03 | | | |
III четверть количество часов: 1 «А»- 17ч, 1«Б»- 18ч | | |
IV четверть - Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов | | |
51 | Дифференциация звуков [С] — [Ш] | | 1 | 1«А» 03.04 1 «Б» 04.04 | | | |
52 | Дифференциация звуков [З] — [Ж] | 1 | 1«А» 06.04 1 «Б» 07.04 | | | |
53 | Дифференциация звуков [С] — [Ц] | 1 | 1«А» 10.04 1 «Б» 11.04 | | | |
54 | Дифференциация звуков [Ч] — [Ш] | 1 | 1«А» 13.04 1 «Б» 14.04 | | | |
55 | Дифференциация звуков [Ч] — [Щ] | 1 | 1«А» 17.04 1 «Б» 18.04 | | | |
56 | Дифференциация звуков [Ч] — [Т'] | 1 | 1«А» 20.04 1 «Б» 21.04 | | Регулятивные: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действий Коммуникативные: слушать собеседника, договариваться, приходить к общему решению | | |
57 | Дифференциация звуков [Р] — [Л] | 1 | 1«А» 24.04 1 «Б» 25.04 | | | |
58-59 | Звукобуквенный анализ и синтез. | Определение места звука в слове, составление слов из отдельных букв. | 2 | 1«А» 27.04 04.05 1 «Б» 28.04 02.05 | | | |
60 | Слоговой анализ и синтез. | Открытые и закрытые слоги | 1 | 1«А» 08.05 1 «Б» 05.05 | | | |
61 | Слоги. Слоговой анализ двусложных и трехсложных слов | 1 | 1«А» 11.05 1 «Б» 12.05 | | | |
62 | Дифференциация одно-, двух-, трёхсложных слов. | 1 | 1«А» 15.05 1 «Б» 16.05 | | | |
63 | Деление слов на слоги | 2 1 | 1«А» 18.05 22.05 1 «Б» 19.05 | | | |
64 | Ударение. Перенос слов | 1 | 1«А» 25.05 1 «Б» 23.05 | | | |
IV четверть количество часов: 1 «А»- 15 ч, 1 «Б»-14ч |
Общее количество часов за год: 1 «А»-64ч, 1 «Б»-64ч. |
1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников: пособие для логопеда. Под ред.Р.И.Лалаевой. Часть 1 – М: ВЛАДОС, 2009;
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Под ред. О.В.Защириной – СПб., РЕЧЬ, 2005;
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. —М.: Просвещение, 1991.
4. Мазанова Б.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.
5. Чистякова О.В. 20 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. Спб.: Издательский дом «Литера», 2010.
6. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при
общеобразовательной школе», М.: «Когито – Центр», 1996г.
«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе». Авторы: В.И. Варченко, Л.И. Клетнова, А.Б. Ларина, Г.А. Назарова. Калининград: «Кибер Сфера», 2012.
(Разработан по заказу Управления образования Администрации Калининградской области, рекомендован к изданию Управлением развития общего и среднего образования Министерства образования Российской Федерации).
«Развитие речи. Учимся говорить правильно», авторы Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко.