Рабочая программа
на 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 3 классов, рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю), но так как в 2017-2018 учебном году 33 учебных недели и 1 день (133 часа), программа сокращена за счет резервных уроков.. Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта, примерной образовательной программы курса «Математика» под редакцией Дорофеева Г.В., Мираковой Т.Н., и на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Используется учебник Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика 3класс, М. - «Просвещение», 2011 (УМК «Перспектива»).
В календарно-тематическом планировании (примечания) внесены виды деятельности учителя с детьми, имеющими ОВЗ.
Предмет: математика. 3 класс.
Система обучения: традиционная.
Программа: Перспектива. Математика. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Традиционная система. Программа по математике для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.
Количество часов в неделю по программе 4
Количество часов в неделю по учебному плану 4
Количество часов в год 136
1 четверть - 36 3 четверть - 40
2 четверть - 28 4 четверть - 32
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Контрольная работа | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 |
Самостоятельная работа | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
Математический диктант | 1 | 1 | 2 | 1 | 5 |
Практическая работа | - | 1 | 2 | 1 | 4 |
Итоговая контрольная работа | | | | 1 | 1 |
Цели и задачи курса
Основной целью программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО является:
Соответственно задачами обучения являются:
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;
реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;
овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием коммуникативных УУД;
Результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные).
Личностные результаты
1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
3. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им.
4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Математика».
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического, алгоритмического и эвристического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Приобретение опыта самостоятельного управления процессом решения творческих математических задач.
Овладение действием моделирования при решении текстовых задач.
Формы организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности.
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов:
Устный контроль и самоконтроль.
Индивидуальный и фронтальный опрос.
Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам.
Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка).
Срезовые работы (тесты).
Творческие работы.
Содержание учебного предмета.
Числа и величины
Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Чётные и нечётные числа.
Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Дроби.
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка, произведения и частного). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в …». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др.
Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Задачи на приведение к единице, на сравнение, на нахождение неизвестного по двум суммам, на нахождение неизвестного по двум разностям.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, сверху — снизу, ближе — дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, направление, луч, угол, многоугольник (вершины, стороны и диагонали многоугольника), треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг, центр и радиус окружности, круга. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус) и их элементов: вершины, грани и рёбра куба, параллелепипеда, пирамиды, основания цилиндра, вершина и основание конуса.
Изображения на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.).
Изготовление моделей куба, пирамиды, цилиндра и конуса по готовым развёрткам.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.
Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); определение истинности высказываний.
Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.
Чтение столбчатой диаграммы.
Тематическое планирование
№ раздела | Название раздела | Кол - во часов по программе | Кол - во часов по плану |
1. | Числа от 0 до 100. Повторение. | 7 | 7 |
2. | Сложение и вычитание. | 30 | 30 |
3. | Числа от 0 до 100. «Умножение и деление» | 28 | 28 |
4. | Числа от 0 до 100 «Умножение и деление» (продолжение) | 25 | 25 |
5. | «Числа от 100 до 1000». Нумерация. | 7 | 7 |
6. | Сложение и вычитание. | 10 | 10 |
7. | Сложение и вычитание. | 10 | 10 |
8. | Умножение и деление. Устные приемы вычислений. | 7 | 7 |
9. | Умножение и деление. Письменные приемы вычислений. | 12 | 9 |
| Итого: | 136 | 133 |
Календарно-тематическое планирование.
Математика. 3 класс.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
Числа от 0 до 100. Повторение. (7 ч) |
1 | 1.Числа от 0 до 100 (Повторение) | 1 | | |
2 | 2.Числа от 0 до 100. Алгоритм письменного сложения и вычитания | 1 | | |
3 | 3.Числа от 0 до 100. Повторение смысла действия умножения и деления | 1 | | |
4 | 4.Числа от 0 до 100. Алгоритм вычисления периметра многоугольника | 1 | | |
5 | 5.Числа от 0 до 100. Таблица умножения в пределах 20. | 1 | | |
6 | 6.Числа от 0 до 100. Работа с задачами | 1 | | |
7 | 7.Входная контрольная работа | 1 | | |
Сложение и вычитание (30 ч) |
8 | 1.Прибавление числа к сумме | 1 | | |
9 | 2.Прибавление числа к сумме (продолжение) | 1 | | |
10 | 3.Прибавление числа к сумме (закрепление) | 1 | | |
11 | 4.Цена. Количество. Стоимость. | 1 | | |
12 | 5.Цена. Количество. Стоимость (закрепление) | 1 | | |
13 | 6.Проверка сложения | 1 | | |
14 | 7.Проверка сложения (закрепление) | 1 | | |
15 | 8.Прибавление суммы к числу | 1 | | |
16 | 9.Прибавление суммы к числу (закрепление) | 1 | | |
17 | 10.Прибавление суммы к числу (Обобщение) | 1 | | |
18 | 11.Обозначение геометрических фигур | 1 | | |
19 | 12.Обозначение геометрических фигур (обобщение) | 1 | | |
20 | 13.Контрольная работа № 1 по теме по теме «Сложение и вычитание» | 1 | | |
21 | 14.Вычитание числа из суммы (с. 38—39) Работа над ошибками. | 1 | | |
22 | 15.Вычитание числа из суммы (с. 40—41) | 1 | | |
23 | 16.Проверка вычитания (с. 43—44) | 1 | | |
24 | 17.Проверка вычитания (закрепление) (с. 45—46) | 1 | | |
25 | 18.Вычитание суммы из числа (с. 46—48) | 1 | | |
26 | 19.Вычитание суммы из числа (обобщение) (с. 48—49) | 1 | | |
27 | 20.Приём округления при сложении. (с. 52—53). Математический диктант | 1 | | |
28 | 21.Приём округления при сложении (закрепление) (с. 54-55) | 1 | | |
29 | 22.Приём округления при вычитании (с. 57—59) | 1 | | |
30 | 23.Приём округления при вычитании (закрепление) (с. 59—60) | 1 | | |
31 | 24.Равные фигуры (с. 60—62) | 1 | | |
32 | 25.Задачи в 3 действия (с. 63—65) | 1 | | |
33 | 26.Задачи в 3 действия (закрепление) (с. 65—66) | 1 | | |
34 | 27.Урок повторения и самоконтроля | 1 | | |
35 | 28.Урок повторения и самоконтроля Самостоятельная работа | 1 | | |
36 | 29.Контрольная работа № 2. «Решение задач в три действия» | 1 | | |
37 | 30.Работа над ошибками. Практическая работа «Изображение куба» (с. 71) | 1 | | |
Числа от 0 до 100. «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ». (28 ч) |
38 | 1.Чётные и нечётные числа | 1 | | |
39 | 2.Чётные и нечётные числа (закрепление) | 1 | | |
40 | 3.Умножение числа 3. Деление на 3 (с.75-77) | 1 | | |
41 | 4.Умножение числа 3. Деление на 3 (закрепление) (с.77-78) | 1 | | |
42 | 5.Умножение суммы на число | 1 | | |
43 | 6.Умножение суммы на число (закрепление) | 1 | | |
44 | 7.Умножение числа 4. Деление на 4. | 1 | | |
45 | 8.Умножение числа 4. Деление на 4 (закрепление) | 1 | | |
46 | 9.Проверка умножения (с. 86—87) | 1 | | |
47 | 10.Умножение двузначного числа на однозначное. | 1 | | |
48 | 11.Умножение двузначного числа на однозначное (закрепление). | 1 | | |
49 | 12.Задачи на приведение к единице (с.92-94) | 1 | | |
50 | 13.Задачи на приведение к единице (закрепление) (с.94-97) | 1 | | |
51 | 14.Умножение числа 5. Деление на 5. (с.98-100) | 1 | | |
52 | 15.Умножение числа 5. Деление на 5(закрепление). (с.100-102) | 1 | | |
53 | 16.Контрольная работа № 3. по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
54 | 17.Работа над ошибками. Самостоятельная работа | 1 | | |
55 | 18.Умножение числа 6. Деление на 6. (с. 102—104) | 1 | | |
56 | 19.Умножение числа 6. Деление на 6 (закрепление). (с. 104—105) | 1 | | |
57 | 20.Умножение числа 6. Деление на 6 (закрепление). (с.106-108) | 1 | | |
58 | 21.Умножение числа 6. Деление на 6 (обобщение). (с.109-111) | 1 | | |
59 | 22.Проверка деления (с. 111—112) | 1 | | |
60 | 23.Задачи на кратное сравнение (с. 113-115) | 1 | | |
61 | 24.Задачи на кратное сравнение (закрепление) (с. 116-117) | 1 | | |
62 | 25.Математический диктант Задачи на кратное сравнение (с. 117-119. | 1 | | |
63 | 26.Урок повторения и самоконтроля (с. 120—122) Самостоятельная работа | 1 | | |
64 | 27.Контрольная работа № 4 по теме «Решение задач на кратное сравнение» | 1 | | |
65 | 28.Работа над ошибками. Практическая работа (с. 122) | 1 | | |
Числа от 0 до 100. Умножение и деление (продолжение 25 час) |
66 | 1.Умножение числа 7. Деление на 7. | 1 | | |
67 | 2.Умножение числа 7. Деление на 7. | 1 | | |
68 | 3.Умножение числа 8. Деление на 8. | 1 | | |
69 | 4.Умножение числа 8. Деление на 8. | 1 | | |
70 | 5.Прямоугольный параллелепипед | 1 | | |
71 | 6.Прямоугольный параллелепипед (закрепление) | 1 | | |
72 | 7.Площади фигур. | 1 | | |
73 | 8.Площади фигур (закрепление). | 1 | | |
74 | 9.Умножение числа 9. Деление на 9 (с. 22—23) | 1 | | |
75 | 10.Умножение числа 9. Деление на 9 (закрепление) (с. 23—24) | 1 | | |
76 | 11.Таблица умножения в пределах 100. (с. 25—26) | 1 | | |
77 | 12.Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление» | 1 | | |
78 | 13.Работа над ошибками. Самостоятельная работа | 1 | | |
79 | 14.Деление суммы на число | 1 | | |
80 | 15.Деление суммы на число | 1 | | |
81 | 16.Вычисления вида 48 : 2 (с. 32—33) | 1 | | |
82 | 17.Вычисления вида 48 : 2 (с. 33—35) | 1 | | |
83 | 18.Вычисления вида 57 : 3 | 1 | | |
84 | 19.Вычисления вида 57 : 3 (закрепление) | 1 | | |
85 | 20.Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное (с. 38—40) | 1 | | |
86 | 21.Урок повторения и самоконтроля. | 1 | | |
87 | 22.Урок повторения и самоконтроля. Самостоятельная работа | 1 | | |
88 | 23.Математический диктант Урок повторения и самоконтроля. (с.44 – 45) | 1 | | |
89 | 24.Контрольная работа № 6 по теме «Деление суммы на число» | 1 | | |
90 | 25.Работа над ошибками. Практическая работа « Плетение модели куба из трёх полосок» (с. 46) | 1 | | |
«ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000» Нумерация (7 ч) |
91 | 1.Счёт сотнями (с. 47—48) | 1 | | |
92 | 2.Названия круглых сотен (с. 49-51) | 1 | | |
93 | 3.Названия круглых сотен (закрепление) (с. 51-52) | 1 | | |
94 | 4.Образование чисел от 100 до 1000 (с. 53—54) | 1 | | |
95 | 5.Трёхзначные числа (55-57) | 1 | | |
96 | 6.Трёхзначные числа (57-58) | 1 | | |
97 | 7.Задачи на сравнение (с. 59—60) | 1 | | |
Сложение и вычитание (10ч) |
98 | 1.Устные приёмы сложения и вычитания (с. 61—63) | 1 | | |
99 | 2.Устные приёмы сложения и вычитания (закрепление) (с. 64—66) | 1 | | |
100 | 3.Устные приёмы сложения и вычитания (обобщение) (с. 67—68) | 1 | | |
101 | 4.Единицы площади (с. 69—71) | 1 | | |
102 | 5.Единицы площади (закрепление) (с. 72—73) | 1 | | |
103 | 6.Площадь прямоугольника (с.74-75) | 1 | | |
104 | 7.Математический диктант Площадь прямоугольника (закрепление). (с. 76) | 1 | | |
105 | 8.Контрольная работа № 7 по теме «Единицы площади» | 1 | | |
106 | 9.Уроки повторения и самоконтроля (с. 77) | 1 | | |
107 | 10.Работа над ошибками Самостоятельная работа | 1 | | |
Сложение и вычитание (10 ч) |
108 | 1.Деление с остатком (с. 79—81) | 1 | | |
109 | 2.Деление с остатком (с. 81—83) | 1 | | |
110 | 3.Километр (с. 83—84) | 1 | | |
111 | 4.Километр (с. 85) | 1 | | |
112 | 5.Письменные приёмы сложения и вычитания (с. 86—87) | 1 | | |
113 | 6.Письменные приёмы сложения и вычитания (с. 88—89) | 1 | | |
114 | 7.Письменные приёмы сложения и вычитания (с. 90). | 1 | | |
115 | 8.Урок повторения и самоконтроля (с.91-94). | 1 | | |
116 | 9.Контрольная работа № 8 по теме «Площадь прямоугольника». | 1 | | |
117 | 10.Работа над ошибками Самостоятельная работа | 1 | | |
Умножение и деление Устные приёмы вычислений (7 ч) |
118 | 1.Умножение круглых сотен (с. 95-96) | 1 | | |
119 | 2.Умножение круглых сотен (96-97) | 1 | | |
120 | 3.Деление круглых сотен (с. 98-100) | 1 | | |
121 | 4.Грамм (с. 101-102) | 1 | | |
122 | 5.Грамм (закрепление) (с. 103—104) | 1 | | |
123 | 6.Грамм (обобщение) (с. 104—105) | 1 | | |
124 | 7.Грамм (коррекция знаний) (с. 105—106) | 1 | | |
Умножение и деление. Письменные приёмы вычислений (12 ч) |
125 | 1.Умножение на однозначное число (с. 107—109) | 1 | | |
126 | 2.Умножение на однозначное число (с. 109—111) | 1 | | |
127 | 3.Деление на однозначное число (с. 112—114) | 1 | | |
128 | 4.Деление на однозначное число (с. 115—119) | 1 | | |
129 | 5.Математический диктант Уроки повторения и самоконтроля. | 1 | | |
130 | 6.Контрольная работа № 9 по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания». | 1 | | |
131 | 7.Работа над ошибками. | 1 | | |
132 | 8.Итоговая контрольная работа | 1 | | |
133 | 9.Повторение изученного за год Практическая работа «Плетение модели пирамиды из двух полосок» (с. 121) | 1 | | |