СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП "Окружающий мир" 2 класс (УМК "Школа России)
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности | Планируемые результаты | Формы контроля | Дата | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | план |
| факт | ||||||||
Раздел «Где мы живём?» (4часа) | |||||||||||||
1 | Родная страна. | Знакомство с целями и задачами раздела. Имя родной страны -Россия. Государственные символы Российской Федерации: герб, гимн, флаг. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Различать государственные символы России. Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многофункциональном населении страны; обсуждать, почему народы России называют братскими. | Определять и формулировать с помощью учителя цели деятельности на уроке. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. | Фронтальный |
|
| ||||
2 | Город и село. | Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать жизнь села и города; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село ;находить изображения города и села, рассказывать о своём городе и селе по плану. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося. | Фронтальный |
|
| ||||
3 | Природа и рукотворный мир. | Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру. | Научатся различать объекты природы и объекты рукотворного мира; приводить примеры. Обсуждать и оценивать отношения людей к окружающему миру; рассказывать о своём отношении к окружающему миру. | Рассматривть иллюстрации учебника, извлекать нужную информацию. Обсуждать и оценивать отношения людей к окружающему миру; рассказывать о своём отношении к окружающему миру. | Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. | Положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя. | Беседа |
|
| ||||
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем?» | Проверка знаний умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Выполнение тестовых заданий учебника. | Умение использовать приобретенные знания. | Научатся выполнять тестовые задания. Получат возможность научиться оценивать свои достижения и достижения других участников . | Осуществление поиска необходимой информации ;принятие и сохранение учебной задачи; оценивание результатов своих действий. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Фронт. раб. |
|
| ||||
Раздел «Природа» (20часов) | |||||||||||||
5 | Неживая и живая природа. | Солнце, воздух, вода, растения, животные -окружающая нас природа. Первоначальные представления о живой и неживой природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать и сравнивать живую и неживую природу; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Определять названия времен года, основные свойства воздуха и воды, общие условия, необходимые для жизни растений и животных. Различать объекты природы и предметы , созданные человеком, объекты живой и неживой природы. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. | Фронт. раб. |
|
| ||||
6 | Явления природы. | Природные явления. Сезонные изменения в природе. Термометр-прибор для измерения температуры. Виды термометров. Описание состояния погоды. | Определять понятие «явления природы»,основные свойства воздуха и воды. Различать объекты природы и предметы ,созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе. | Различать объекты природы и предметы ,созданные человеком, объекты живой и неживой природы; определять признаки сезонных изменений в природе. | Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. Удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Самостоятельное формулирование вопросов. | Развитие этических чувств, доброжелательности; понимание и осваивание социальной роли учащихся. | Фронт. раб. |
|
| ||||
7 | Что такое погода? | Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять понятие «погода»;названия времен года. | Определять понятие «погода»;названия времен года; в осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды. Отмечать погоду в дневнике наблюдений; определять признаки сезонных изменений в природе, температуру воздуха, воды и тела человека. | Осуществлять поиск необходимой информации .Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Фронт. раб. |
|
| ||||
8 | В гости к осени.(урок-экскурсия) | Особенности времен года. Живая и неживая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки осени в неживой природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать изменения в живой и неживой природе. | Устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе; определять природные объекты с помощью атласа -определителя; характеризовать признаки времен года; описывать состояние погода. | Использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации, полученной во время экскурсии. | Определение личностного смысла учения; развитие этических чувств. | Фронт. раб. |
|
| ||||
9 | В гости к осени. | Осенние явления в живой и неживой природе, их взаимосвязь. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять признаки осени. | Определять признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды. Устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Уметь ставить вопросы; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения различных явлений и признаков в природе. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Фронт. раб. |
|
| ||||
10 | Звездное небо. | Карта звездного неба. Характеристика звезд и планет на примере Земли и Солнца. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь, Зодиак. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать с картой звездного неба, с атласом-определителем; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Определять понятия «звездное небо», «созвездие»;моделировать созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь; находить знакомые созвездия. | Осуществлять поиск необходимой информации .Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Фронт. раб. |
|
| ||||
11 | Заглянем в кладовые земли. Практическая работа . | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять понятия «горная порода», «минералы»;названия и отличия горных пород от минерала; состав гранита; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы; с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов. | Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера. Удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Самостоятельное формулирование вопросов. | Развитие этических чувств, доброжелательности; понимание и осваивание социальной роли учащихся. | Фронт. раб. |
|
| ||||
12 | Про воздух. | Чистый воздух и его необходимость для жизни людей и растений. Загрязнение воздуха отравляющими веществами. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять основные свойства воздуха; общие условия, необходимые для жизни растений и животных; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Определять свойства воздуха, признаки сезонных изменений в природе, температуру воздуха; рассказывать о значении воздуха для всего живого; анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха. | Осуществлять поиск необходимой информации .Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Фронт. раб. |
|
| ||||
13 | Про воду. | Вода и её распространение в природе. Твердые, жидки и газообразные вещества. Охрана воды. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять, где используется вода, как и почему она загрязняется. | Называть свойства воды; определять роль воды для живой природы; называть очистительные сооружения; рассказывать о значении воды для всего живого. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. | Фронт. раб. |
|
| ||||
14 | Какие бываю растения? | Растения: разнообразие, части растений, условия, необходимы для жизни. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы, лиственные деревья. | Определять растения с помощью атласа – определителя; называть дикорастущие и культурные растения родного края; устанавливать по схеме различия между группами растений. | Осуществлять поиск необходимой информации .Уметь ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Фронт. раб. |
|
| ||||
15 | Какие бывают животные? | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы ,птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; определять общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных. | Соотносить группы животных и их существенные признаки; выявлять зависимость строение тела животного от его образа жизни. | Слушать и понимать речь других. Составлять устный рассказ по заданной теме. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Фронт. раб. |
|
| ||||
16 | Невидимые нити (урок- проект). | Связь между живой и неживой природой. Связи человека с окружающей средой. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; устанавливать взаимосвязи в природе. | Выявлять роль человека в сохранении или нарушении взаимосвязей; делать выводы о необходимости бережного отношения к природе и сохранению природных связей. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Фронт. раб. |
|
| ||||
17 | Дикорастущие и культурные растения. | Дикорастущие и культурные растения. Разнообразные культурные растения. Легенда о растениях. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять дикорастущие и культурные растения; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Различать дикорастущие и культурные растения; описывать внешний вид растений. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы и в целом, оценивать результат работ. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. | Работа в группе. |
|
| ||||
18 | Дикие и домашние животные. | Деление на диких и домашних животных. Особенности жизни, питания, ухода, выращивания детёнышей. Разнообразие домашних животных. Значение для человека диких и домашних животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять общие условия, необходимые для жизни животных; особенности внешнего вида животных и растений. | Моделировать значение домашних животных для человека; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера- меры безопасности при общении с животными. | Овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения различных видов диких и домашних животных. | Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Фронт. раб. |
|
| ||||
19 | Комнатные растения. | Комнатные растения и их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять особенности выращивания комнатных растений; соблюдать правила ухода за комнатными растениями. | Выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений; узнавать комнатные растения на рисунках; определять с помощью атласа- определителя комнатные растения; оценивать роль комнатных растений для психического и физического здоровья человека. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Фронт. раб. |
|
| ||||
20 | Животные живого уголка. | Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морские свинки, хомячки, канарейки, попугаи. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для психического и физического здоровья человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять представителей живого уголка; соблюдать правила ухода за животными живого уголка. | Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; определять животных живого уголка с помощью атласа – определителя; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения. | Решать практические задачи с помощью наблюдения; удовлетворять познавательный интерес, потребность в поиске дополнительной информации о различных животных. | Определение личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Работа в парах. |
|
| ||||
21 | Про кошек и собак. | Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять породы кошек и собак; правила ухода за животными живого уголка. | Приводить примеры пород собак из атласа – определителя; характеризовать условия жизни кошек и собак; объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; составлять словесный портрет своего питомца. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для обогащения жизненного опыта. Слушать и понимать речь других. | Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Работа в группах. |
|
| ||||
22 | Красная книга (урок- проект). | Необходимость создания Красной книги. Красная книга и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесенную в Красну. Книгу. Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; рассказывать о редких растениях и животных; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Предлагать и обсуждать меры по охране исчезающих видов растений и животных; составлять рассказ о редких растениях и животных; использовать информацию учебника для составления собственного рассказа о Красной книге. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Принятие статуса «ученик», внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. | Фронт. раб. |
|
| ||||
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмем под защиту». | Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять собственную Красную книгу, правила друзей природы и экологические знаки; анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. | Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе; учить уважительному отношению к живым организмам; сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на её сбережения (правила друзей природы); подготовить к выполнению проекта | Волевая саморегуляция . Оценка качества и уровня усвоения материала. Поиск и выделение нужной информации | Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Фронт. раб. |
|
| ||||
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих знаний. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выполнять тестовые задания учебника; оценивать бережное или потребительское отношение к природе. | Оценивать правильность или неправильность предложенных ответов; формировать адекватную . | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. Оформление своей мысли в устной и письменной речи | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Индивидуальная. |
|
| ||||
Раздел «Жизнь города и села» (10 часов) | |||||||||||||
25 | Что такое экономика? | Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Экономика родного края, деньги. Использование денежных единиц. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения боб экономике и важнейших предприятиях региона своего города. | Познакомить с целями и задачами раздела, с понятием «экономика»; выделить отдельные части (отрасли) экономики и показать взаимосвязь этих частей; познакомить с важнейшими предприятиями своего города. | Осознание ответственности человека за благосостояние общества, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. | Фронт. раб. |
|
| ||||
26 | Из чего что сделано? | Использование природных материалов для изготовления предметов. Это всё из глины. Как рождается книга? Как делают шерстяные вещи? Чудеса из глины. Как дерево стало бумагой? | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять материалы и объекты труда; составные части экономики; названия товаров, профессий; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
27 | Как построить дом? | Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Этапы строительства домов. Названия профессий и строительных машин. Строительство в городе и селе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; рассказывать о строительстве городского и сельского домов; находить в учебнике рисунки с названными в тексте машинами. | Дать представление о технологии строительства городского и сельского домов; познакомить с видами строительной техники и материалов. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить свое предложение. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Умение договариваться, находить общее решение. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Беседа. |
|
| ||||
28 | Какой бывает транспорт? | Понятие «транспорт».Виды транспорта: наземный, подземный, пассажирский, воздушный, водный, грузовой, специальный, личный, общественный. первоначальное представление об истории развития транспорта. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять понятие «транспорт»; виды транспорта; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Обобщить знания о видах транспорта; дать первоначальное представление об истории его развития. | Умение осознанно и произвольно строить своё предложение. Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических задач. | Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. | Фронт. раб. |
|
| ||||
29 | Культура и образование. | Понятие о культурных и образовательных учреждениях. Названия профессий в сфере культуры и образования .Разнообразие музеев. Первый музей России. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; различать учреждения культуры и образования; называть профессии в сфере образования и культуры; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Дать представление о культурных и образовательных учреждениях; познакомить с первым музеем России – Кунсткамерой. | Умение слушать и вступать в диалог. Понимание различных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | Разнообразие профессий, их роль в экономике и жизни людей. Особенности труда людей родного края. Важность каждой профессии. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять названия профессий по характеру деятельности и находить представителей профессий на фотографиях; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей; воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий; начать подготовку к выполнению проекта. | Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Сотрудничество в поиске информации. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
31 | В гости к зиме.(урок-экскурсия). | Особенности времен года. Неживая и живая природа. Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки зимы в неживой природе. Жизнь птиц зимой. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Провести наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе; систематизировать и обогатить знания о природных связях; воспитывать любовь к природе. | Поиск и выделение необходимой информации. Классификация объектов. Знаково-символическое моделирование. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
32 | В гости к зиме. | Характерные признаки зимы в неживой природе. Установление связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; формулировать правили безопасного поведения на улице зимой; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Обобщить наблюдения за зимними изменениями в неживой и живой природе; раскрыть связи между живой и неживой природой. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Фронт. раб. |
|
| ||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих знаний. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выполнять тестовые задания учебника; оценивать бережное или потребительское отношение к природе. | Оценивать правильность или неправильность предложенных ответов; формировать адекватную . | Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. Оформление своей мысли в устной и письменной речи | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Индив. работа. |
|
| ||||
34 | Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга ,или возьмем под защиту», «Профессии». | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих знаний. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Индив. работа. |
|
| ||||
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 часов) | |||||||||||||
35 | Строение тела человека. | Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать внутреннее строение тела человека; определять органы человека; рассказывать о функции основных систем органов строения человека; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятие «внешнее» и «внутреннее строение тела человека»; познакомить с частями и внутренними органами человека; дать первоначальное представление о работе внутренних органов. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Фронт. раб. |
|
| ||||
36 | Если хочешь быть здоров. | Режим для второклассников. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья ,правила организации домашней учебной работы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять рациональный режим школьника; выполнять режим дня, режим питания; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить признаки здорового состояния человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. | Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Оформление своей мысли в устной и письменной речи. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
37 | Берегись автомобиля! | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать сигналы светофора; соотносить изображения и названия дорожных знаков; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; выделить признаки здорового состояния человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье на долгие годы. | Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Оформление своей мысли в устной и письменной речи. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
38 | Школа пешехода. | Освоение правил безопасности пешеходов. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Учить безопасному поведению на улицах и дорогах; уточнить и закрепить знания правил перехода улицы, дорожных знаков, сигналов светофора. | Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник Оформление своей мысли в устной и письменной речи.. | Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. | Фронт. раб. |
|
| ||||
39 | Домашние опасности. | Меры безопасности в домашних условиях. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять правила обращения с электро и газооборудованием, колющим и режущими предметами; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома; изучить правила безопасности, которые нужно соблюдать в быту; формировать мотивы к безопасному поведению в доме. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. | Фронт. раб. |
|
| ||||
40 | Пожар. | Пожарная безопасность. Вызов пожарных по телефону. Чем опасен пожар. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать вызов пожарной охраны по стационарному и сотовому телефону; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с причинами возникновения пожара; формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. | Поиск и выделение необходимой информации. Нахождение ответов на вопросы, используя учебник. Постановка учебной задачи. Волевая саморегуляция. | Формирование установки на здоровый и безопасный о браз жизни. | Фронт. раб. |
|
| ||||
41 | На воде и в лесу. | Правила безопасного поведения на воде и в леву. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; учить правилам поведения на воде, в лесу. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Объяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоёмах; закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; учить правилам поведения на воде, в лесу. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Структурирование знаний. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. | Фронт. раб. |
|
| ||||
42 | Опасные незнакомцы. |
| Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать опасные ситуации, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами из учебника. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; учить правильно действовать при встрече с незнакомцем. | Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих знаний. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Индив. работа. |
|
| ||||
Раздел «Общение» (7 часов) | |||||||||||||
44 | Наша дружная семья. | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать роль семейных традиций для укрепления в семье; моделировать ситуацию семейного чтения и семейного обеда; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с целями и задачами раздела; обсудить правила культуры общения в семье. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Фронтальная работа. |
|
| ||||
45 | Проект «Родословная». | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника. Распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы, сбор информации об истории своей семьи. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; составлять родословное древо семьи. | Формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно оценивать свои достижения. | Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничество в поиске информации. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности. | Инд. работа. |
|
| ||||
46 | В школе. | Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игра, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями, руководителями школы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить ; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне ее; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Обсудить, что думают учащиеся о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни; совместно решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему. | Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Фронт. работа. |
|
| ||||
47 | Правила вежливости. | Правила этики в общении. Формулы приветствия и прощания. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Культура телефонного разговора. Правила поведения в общественном транспорте. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выполнять элементарные нормы общения и основные правила поведения в общественных местах; моделировать ситуации общения в различных ситуациях; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д., вежливо говорить по телефону; познакомить с понятием «культура поведения»; повторить правила поведения в общественном транспорте. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическая ориентация. | Фронт. работа. |
|
| ||||
48 | Ты и твои друзья. | Правила поведения в гостях и прием гостей. Как вести себя за столом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать правила этикета в гостях; моделировать правила поведения за столом; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Формировать умение принимать гостей, правильно вести себя в гостях, за столом. | Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. работа. |
|
| ||||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | Культура поведения в общественных местах. Правила для пассажиров. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; моделировать ситуации правильного поведения в общественных местах; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с правилами поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт). | Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. | Груп. работа. |
|
| ||||
50 | Проверка и оценка знаний по разделу «Общение». | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих знаний. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Индив. раб. |
|
| ||||
Раздел «Путешествия» (18 часов) | |||||||||||||
51 | Посмотри вокруг. | Горизонт. Линии горизонта. Основные стороны горизонта. Форма Земли. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить линию горизонта; моделировать стороны горизонта; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с целями и задачами раздела; ввести понятия «горизонт», «линия горизонта». | Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб |
|
| ||||
52 | Ориентирование на местности. | Что такое ориентирование на местности? Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас – прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; применять приемы ориентирования по компасу; способы ориентирования по солнцу и местным природным признакам; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с прибором для определения сторон горизонта – компасом и с приёмами ориентирования с помощью компаса. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение слушать и вступать в диалог. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Инд.раб |
|
| ||||
53 | Ориентирование на местности. Практич. раб. | ||||||||||||
54 | Формы земной поверхности. | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги. Красота гор. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять формы земной поверхности; читать условные обозначения сторон горизонта; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги). | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Фронт. раб. |
|
| ||||
55 | Водные богатства. | Водные богатства нашей планеты : океаны, моря, озера, реки, каналы, пруды, водохранилища. Водоемы, их использование человеком. Водные богатства родного края. Красота моря. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; различать водоемы естественного т искусственного происхождения, узнавать их по описанию; анализировать схему частей рек; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с формами земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги). Рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Фронт. раб. |
|
| ||||
56 | В гости к весне ( урок – экскурсия) . | Наблюдения над весенними явлениями в живой и неживой природе и изменениями погоды в начале весны. Раннецветущие растения ( первоцвет). | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; наблюдать за состоянием погоды; определять признаки весны; формулировать выводы о весенних явлениях природы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Провести наблюдения за весенними изменениями в природе; учить ценить красоту природы; воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Поиск и выделение нужной информации. Умение слушать и вступать в диалог. Понимание возможности разных точек зрения на один и тот же вопрос или предмет. | Формирование ценности «любовь» к природе. Умение объяснять с позиций общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие и плохие.
| Фронт. раб. |
|
| ||||
57 | В гости к весне | Понимание связи неживой и живой природы. Характерные признаки весны в неживой природе. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; узнавать перелетных птиц; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе. Моделировать взаимосвязи весенних явлений в живой и неживой природе; составлять рассказ на тему « Красота весны» . | Ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью учителя. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Фронт. раб. |
|
| ||||
58 | Россия на карте. | Что такое карта? Изображение территории России на карте. Как читать карту? Правила показа объектов на настенной карте. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; применять приемы чтения карты; правильно показывать объекты на настенной карте; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Ввести понятие «географическая карта»; познакомить с условными знаками на карте; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты. | Подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Формирование моральной самооценки, ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Фронт. раб. |
|
| ||||
59 | Проект « Города России». | Подготовка к выполнению проекта : знакомство с материалами учебника, распределение заданий , обсуждение способов и сроков работы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Подготовить к выполнению проекта. Составлять презентацию своего исследования; представлять свой проект; оценивать свои достижения. | Умение осознанно и произвольно строить Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. Речевое высказывание. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Фронт. раб. |
|
| ||||
60 | Путешествие по Москве. | Москва – столица России. Первоначальные представления об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; находить Москву на карте России ; определять местоположение достопримечательностей столицы на плане Москвы; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с достопримечательностями Москвы; формировать представление о плане города, первоначальные умения, связанные с чтением плана; прививать чувство любви к своей стране. | Поиск и выделение необходимой информации. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
61 | Московский Кремль. | Московский Кремль- символ нашей России. Достопримечательности Кремля и Красной площади. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; формулировать выводы на основе полученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с достопримечательностями Московского Кремля; в доступной форме представить сведения из истории, связанные с Московским Кремлём и его архитектурными памятниками; воспитывать чувство любви к своей стране, гордость за неё. | Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение нужной информации. Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий с учетом данных задач. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
62 | Город на Неве. | Санкт- Петербург – северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру Великому, история его создания. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; соотносить фотографии достопримечательностей города; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с достопримечательностями Санкт – Петербурга, планом и гербом города, историей его основания; прививать любовь к своей стране, уважение к памятникам старины. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение аргументировать своё предложение. Сотрудничать в поиске информации. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Фронт. раб. |
|
| ||||
63 | Путешествие по планете. | Карта мира. Океаны и материки ( континенты), их изображение на карте. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; Сравнивать глобус и карту мира; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Ввести понятие «физическая карта мира»; сравнить глобус и карту; познакомить с океанами и материками Земли. | Знаково-символическое моделирование. Поиск и выделение необходимой информации. Волевая саморегуляция. Оценка качества и уровня усвоения материала. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
64 | Путешествие по материкам. | Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять особенности материков с помощью учебника и других источников информации; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с особенностями природы и жизни людей на разных материках, с частями света – Европой и Азией. | Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать знания. Умение аргументировать своё предложение, убеждать. Сотрудничество в поиске информации. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
65 | Страны мира. Проект « Страны мира». | Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; сравнивать физическую и политическую карту мира; находить и показывать на политической карте мира территорию России и других стран; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Ввести понятия «физическая» и «политическая карта мира»; познакомить с некоторыми странами мира; подготовить к выполнению проекта; воспитывать чувство гордости за Россию. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Умение структурировать знания. Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Фронт. раб. |
|
| ||||
66 | Впереди лето. | Летние изменения в природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдения в летнее время. Красота животных. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; определять травы, цветущие летом, насекомых и других животных с помощью атласа- определителя; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Познакомить с летними явлениями в природе; учить распознавать растения и насекомых; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; формулировать выводы на основе изученного материала. | Сотрудничество в поиске информации. Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. | Формирование мотива, реализующего потребность в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности. | Фронт. раб. |
|
| ||||
67 | Проверка о оценка знаний по разделу « Путешествия». | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; выполнять тестовые задания учебника; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Проверить знания и умения учащихся; формировать умение адекватно оценивать свои достижения. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение. Умение аргументировать своё предложение. | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Фронт. раб. |
|
| ||||
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», « Страны мира». | Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. | Поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно и произвольно строить речевое предложение | Формирование адекватной и позитивной самооценки. Ценностно-смысловая ориентация учащихся. | Инд. раб. |
|
| ||||
Итого – 68 часов |