№ | ЗМІСТ УРОКУ | К-во | ДАТА | ПРИМЕЧАНИЕ |
| | план | факт | |
| | 1 четверть | | | | |
| | ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО | 11 | | | |
1 | | Человек – главный объект изображения художественной литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его миропонимание и отношение к изображаемым героям. Теория литературы. Развитие понятий о художественной литературе. | 1 | | | |
2 | | ь | 1 | | | |
3 4 5 | | Русские былины. Возникновение и бытование былин. Воплощение в былинах народных представлений о человеке и смысле его жизни. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда в былине. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Героическое содержание и патриотический смысл былины. Решительность, бесстрашие, любовь к родине и народу былинного героя. Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьём Разбойником. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Тема торговли и социального устройства новгородского общества в былине. Конфликт между бедным гусляром Садко и богатыми новгородскими купцами. Теория литературы. Понятия о былине, былинном стихе, гиперболе. Развитие понятия об эпитете (постоянный эпитет). | 3 | | | НАИЗУСТЬ (отрывок из былины по выбору учителя и обчу-ся) |
6 | | КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Теория литературы. Развитие понятия об эпосе. | 1 | | | |
7 | | «Песнь о Роланде» (французский народный эпос; фрагменты — по выбору учителя). «Песнь о Роланде» – героический эпос эпохи средневековья. Воплощение в Роланде героико-патриотического идеала французского народа. Монументальность образов, гиперболизация. Теория литературы. Развитие понятия об эпосе. | 1 | | | |
8 | | Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Теория литературы. Пословицы, поговорки (развитие представлений). | 1 | | | |
9 | | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений). | 1 | | | |
10 | | ВЧ 1. Из «Повести временных лет» («Сказание о Кожемяке», «Похвала князю Ярославу и книгам», «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Поучение Владимира Мономаха»), «Повесть о Горе-Злочастии». | 1 | | | |
11 | | КР 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ | 1 | | | |
| | ТЕМА 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (А.С.ПУШКИН, М.Ю.ЛЕРМОНТОВ, Н.В.ГОГОЛЬ, И.С.ТУРГЕНЕВ, Н.А.НЕКРАСОВ). | 10 | | | |
12 | | Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765). «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Теория литературы. Ода (начальные представления). | 1 | | | НАИЗУСТЬ «Ода на день восшествия…» (отрывок). |
13 | | Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743-1816). «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. | 1 | | | |
14 15 16 17 18 |
| Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837). «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»). Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения. 2 четверть «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы в произведении. Изображение «маленького человека» в повести. Драматизм судьбы героини. Библейская притча о блудном сыне в творческом переосмыслении Пушкина. Гуманизм повести. Теория литературы. Понятие о композиции произведения. Баллада (развитие представлений). Повесть (развитие представлений). | 5 | | | НАИЗУСТЬ «Полтава» (отрывок). «Медный всадник» (отрывок). «Песнь о вещем Олеге» (отрывок). |
19 20 21 | | Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (1814-1841). «Песня про… удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Образы гусляров. Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле. «Когда волнуется желтеющая нива». Проникновенные, трепетные строки о красоте и гармонии природы. Теория литературы. Понятие о лирическом герое. Развитие понятий о композиции произведения, художественных средствах (эпитеты, сравнения и др.). Фольклоризм литературы (развитие представлений). Поэма (развитие представлений). | 3 | | | НАИЗУСТЬ (1 стих-е по выбору обуч-ся) «Песня про… удалого купца Калашникова» (отрывок) |
| | ТЕМА 3. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (Н.В.ГОГОЛЬ, И.С.ТУРГЕНЕВ, Н.А.НЕКРАСОВ). | 11 | | | |
22 23 24 25 26 |
| Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1 852). «Тарас Бульба» (главы из повести). Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба». Связь повести с фольклорным эпосом. Патриотический пафос произведения. Прославление военного товарищества, романтическое воспевание подвига, осуждение предательства. Героический характер Тараса Бульбы. Противопоставление жизненного выбора в судьбах его сыновей. Целостность натуры Остапа, его верность идее защиты родной земле. Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Мастерство писателя в раскрытии характеров героев. Массовые сцены и их значение. Картины природы. Особенности гоголевской прозы. Теория литературы. Развитие понятий о повести (героическая повесть) и характере литературного героя. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия) | 5 | | | НАИЗУСТЬ (Один отрывок из повести: описание степи (глава II) или «Речь Тараса о товариществе» (глава IX), или описание гибели Тараса Бульбы (глава XIII)) |
27 | | РР 1. Анализ эпизода из повести «Тарас Бульба». | 1 | | | |
28 | | КР 2. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ. Сочинение по изученной повести. | 1 | | | |
29 30 |
| Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (1818-1 883). «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Своеобразие лирического произведения в прозе. Многообразие их художественного содержания и формы: признание-раздумье, живописная зарисовка, бытовой рассказ. Теория литературы. Развитие понятий о пейзаже и портрете в художественном произведении. Понятие о стихотворении в прозе как лирическом жанре. | 2 | | | |
31 32 |
| Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (1821-1878). «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия). | 2 | | | НАИЗУСТЬ «Размышления у парадного подъезда» (отрывок) |
| | 3 четверть | | | | |
| | ТЕМА 4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (А.К.ТОЛСТОЙ, М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН, Л.Н.ТОЛСТОЙ, А.П.ЧЕХОВ). | 6 | | | |
33 | | Алексей Константинович ТОЛСТОЙ (1817-1875). Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. | 1 | | | |
34 | | Михаил Евграфович САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889). «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». Теория литературы. Гротеск (начальные представления). | 1 | | | |
35 36 |
| Лев Николаевич ТОЛСТОЙ (1828-1910). «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Сюжет и композиция художественного произведения. Портрет в художественном произведении. | 2 | | | НАИЗУСТЬ (отрывок по выбору учителя) |
37 38 |
| Антон Павлович ЧЕХОВ (1860-1904). «Хамелеон». Высмеивание чинопочитания, беспринципности, корыстолюбия, самоуничижения, подхалимства, трусости. «Говорящие фамилии» в рассказе «Хамелеон». «Злоумышленник». Проблема необразованности, невежества, отсталости российского крестьянства конца ХIХ – начала ХХ векаКомический эффект рассказа. Смысл названия произведения. Теория литературы. Понятия об антитезе и художественной детали. Развитие понятия о рассказе. Антитеза. Художественная деталь. | 2 | | | |
| | ТЕМА 5. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (И.А.БУНИН, М.ГОРЬКИЙ, Л.Н.АНДРЕЕВ) | 8 | | | |
39 | | Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953). «Цифры». Пристальное внимание автора к внутреннему миру маленького героя. Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Идея доброты и человеческой чуткости. Теория литературы. Понятие о рассказе (обогащение знаний). | 1 | | | |
40 41 42 43 44 |
| Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936). «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения. Портрет. | 5 | | | НАИЗУСТЬ «Легенда о Данко» (отрывок) |
45 | | РР 2. Составление индивидуальной и сравнительной характеристики героев. | 1 | | | |
46 | | КР 3. КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ | 1 | | | |
47 | | Леонид Николаевич АНДРЕЕВ (1871-1919). «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. | 1 | | | |
| | ТЕМА 9. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (В.В.МАЯКОВСКИЙ, А.П.ПЛАТОНОВ, Б.Л.ПАСТЕРНАК, А.Т.ТВАРДОВСКИЙ) | 8 | | | |
48 49 |
| Владимир Владимирович МАЯКОВСКИЙ (1893-1930). «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой. Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления). | 2 | | | |
50 51 |
| Андрей Платонович ПЛАТОНОВ (Климентов) (1899-1951). «Юшка». «Величие простых сердец» в рассказе А.П. Платонова. Утверждение необходимости сочувствия и сострадания в произведении. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Теория литературы. Развитие понятия о рассказе. Портрет героя (развитие представлений). | 2 | | | |
52 | | Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (1890-1960). «Никого не будет дома...», «Июль». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Теория литературы. Сравнение. Метафора (развитие представления) | 1 | | | НАИЗУСТЬ (1 стих-е по выбору обуч-ся) |
| | 4 четверть | | | | |
53 | | Александр Трифонович ТВАРДОВСКИЙ (1910-1971). «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). | 1 | | | НАИЗУСТЬ (1 стих-е по выбору обуч-ся) |
54 | | ЧАС МУЖЕСТВА. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления). | 1 | | | НАИЗУСТЬ (1 стих-е) |
55 | | ВЧ 2. Б. Васильев «Завтра была война», В. Быков «Сотников», А.Лиханов «Последние холода», Э.Умеров «Одиночество». | 1 | | | |
| | ТЕМА 10. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА (Ф.А.АБРАМОВ, Е.И.НОСОВ, Ю.П.КАЗАКОВ, Д.С.ЛИХАЧЕВ, М.ЗОЩЕНКО). ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА. | 8 | | | |
56 | | Федор Александрович АБРАМОВ (1920-1983). Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. | 1 | | | |
57 58 |
| Евгений Иванович НОСОВ (1925-2002). Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Сила внутренней, духовной красоты человека. «Живое пламя». Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. | 2 | | | |
59 | | Юрий Павлович КАЗАКОВ (1927-1982). Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. | 1 | | | |
60 | | Дмитрий Сергеевич ЛИХАЧЕВ (1906-1999). «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). | 1 | | | |
61 | | «ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ». Михаил ЗОЩЕНКО (1895-1958). Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | | | |
62 | | «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА...». Стихотворения о родной природе. В.Я.Брюсов «Первый снег». Ф.Сологуб «Забелелся туман за рекой...». С.Есенин «Топи да болота...». Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой...». Н.Рубцов «Тихая моя родина». | 1 | | | НАИЗУСТЬ (1 стих-е) |
63 | | ПЕСНИ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ ХХ ВЕКА. И.А. Гофф «Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге...». А.Н. Вертинский «Доченьки». | 1 | | | НАИЗУСТЬ (1 песня) |
| | ТЕМА 11. ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 7 | | | |
64 | | Роберт БЕРНС (1759-1796). Краткие сведения о шотландском поэте XVIII века. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности, неиссякаемое жизнелюбие, воплощенные в стихотворении. Своеобразие ритмики, близость к народной песне. Теория литературы. Понятие о жанрах литературных произведений. | 1 | | | |
65 | | Джордж Гордон БАЙРОН (1788-1824). Краткие сведения о жизни и творчестве английского поэта. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Настроения эпохи, отразившиеся в стихотворении. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | 1 | | | |
66 | | ИЗ ЯПОНСКОЙ ПОЭЗИИ. Японские трехстишия (хокку). Мацуо БАСЁ (1644-1694). Кобаяси ИССА (1763-1827) Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку). | 1 | | | |
67 | | О. ГЕНРИ (Уильям Сидни Портер) (1862-1910). Краткие сведения о писателе. «Дары волхвов». Мир большого города и судьба маленького человека в нём. Романтика и сила любви («Дары волхвов»). Теория литературы. Понятие о новелле. | 1 | | | |
68 | | Рей Дуглас БРЭДБЕРИ (1920-2012). Краткие сведения о писателе. «Каникулы». Фантастический мир рассказов Р. Брэдбери. Теория литературы. Понятие о фантастической и научно-фантастической литературе. | 1 | | | |
69 | | КР 4. РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ. | 1 | | | |
70 | | ЛРК. Тема цветов в творчестве поэтов Донбасса: Анатолий Кравченко «Цветы». Борис Белаш «Георгин». Леонтий Кирвяков «Каждый язык - цветок». Жанна Левитина «Одуванчики». Людмила Прокопова «Лепесток». Елена Стопина «Цветок». | 1 | | | |
| | | | | | |