СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
КТП к рабочей программе по русскому языку ФГОС ООО (2014 г)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
105 часов, 3 часа в неделю
№ уро ка | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Формы и виды контроля | Подготовка к ГИА | Повторение | ИКТ | Домашнее задание | Дата | ||||||||||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||
1 | Русский язык в современном мире (1ч)
| Ввод ный | Русский язык среди мировых языков. Богатство русского языка | Знать: функции русского языка в современном мире. Уметь: выделять микротемы текста |
|
| Повторить раздел Ъ и Ь, Ь после шипящих | Презентация | Упр. 4 (по заданию), со словами из рамочки придумать и записать предложения. |
| ||||||||||||||||
Повторение изученного в 5-7 классах (5+2Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
2(1) | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. (1ч) Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | Повторительно-обобщающий урок | Правила орфографии и пунктуации. | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать обязательные правила орфографии и пунктуации в письменной речи для облегчения понимания информации. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, расставлять знаки препинания. | Диагностика навыков работы с орфограммами в тексте, анализ текста | ЕГЭ-14 ОГЭ- №9,10 | Безударные гласные в корне слова, пунктуационный разбор предложения |
| П. 1,2 упр.7
|
| ||||||||||||||||
3(2) | Знаки препинания в сложных предложениях. (1ч) | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Знать основные признаки простых и сложных предложений, особенности подчинительной, сочинительной и бессоюзной связи. Уметь отличать простое предложение от сложного. | Взаимопроверка, выборочная проверка. | ОГЭ-№12, ЕГЭ-20
| Служебные части речи, группы сочинительных и подчинительных союзов | Сайт Е. Захарьиной тест "Знаки препинания в СП" | П.3, упр.16 |
| ||||||||||||||||
4(3) | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. (1ч) | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
| Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ОГЭ-№5 ЕГЭ-13 | Повторить правописание пре-при, -раст-рос-, -кас-кос, -лаг-лож. |
| П.4, упр.23 |
| ||||||||||||||||
5(4) | Закрепление обобщение изученного материала. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (1ч) | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
| Знать основные орфографические нормы. Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии. | Тестовый контроль | ОГЭ-№5, ЕГЭ13 | Буквы З, С в приставках; морфологические признаки, прилагательных, причастий наречий |
| П.4, упр.25 |
| ||||||||||||||||
6(5) | Р/Р Изложение с грамматическим заданием по тексту А. Аверченко (упр. 26) (1ч) | Урок разви тия речи | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Знать стили и типы речи. Уметь пересказывать текст с изменением лица рассказчика, уметь пересказывать текст кратко и подробно |
| С1 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий |
| Переписать изложение |
| ||||||||||||||||
7(6) | Слитное и раздельное написание не - с разными частями речи. РР Устное сочинение в форме письма (1ч). | Повторительно-обобщающий урок | НЕ с глаголами и деепричастиями, причастиями, именами существительными, прилагательными, местоим. и наречиями. | Знать основные орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в письменной речи. Уметь безошибочно писать НЕ с разными частями речи. | Индивидуальная проверка (тестовый контроль), фронтальный опрос.
| ЕГЭ-18 | Повторить орфограммы «о-ё после шипящих и ц», «ы-и после ц» | Слайды презентации по теме урока | П.5, упр.35 |
| ||||||||||||||||
8(7) | Входной контрольный диктант№1 по теме «Повторение изученного в 5- 7 классах» (1ч) | Урок контро ля, провер ки знаний | Диктант с грамматическим заданием | Уметь на письме соблюдать орфографические и пунктуационные нормы, опознавать части речи, определять в них морфемы, постоянные и непостоянные признаки, выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, подбирать синонимы и антонимы к указанным словам | Входной контроль, индивидуальный контроль |
|
|
| упр.36, повторить словарные слова |
| ||||||||||||||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7+1) | ||||||||||||||||||||||||||
9(1) | Анализ диктанта. Основные единицы синтаксиса Текст как единица синтаксиса Предложение как единица синтаксиса (1ч) | Повторительно-обобщающий урок | Словосочетание и предложение как предмет изучения синтаксиса, их синтаксическая роль. | Знать основные разделы русского языка. Уметь использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений в синтаксисе. Уметь определять границы предложения, выделять словосочетания, использовать смысловые и грамматические связи словосочетаний и предложений. |
|
| Повторить понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в предложении и словосочетании. |
| П.6-8, упр.42 |
| ||||||||||||||||
10(2) | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. (1ч) | Закрепление изученного материала, сообщение новых знаний | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетания | Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные; признаки словосочетания, уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов. Уметь определять вид словосочетания по морфологическим свойствам главного слова, правильно строить словосочетания и употреблять их в речи. | Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос. |
| Написание -ТСЯ, -ТЬСЯ. | Презентация | П.9-10, упр.61,63 |
| ||||||||||||||||
11(3) | Синтаксические связи слов в словосочетаниях (1ч) | Комбинированный, закрепление изученного материала. | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание. | Уметь определять тип связи по морфологическим свойствам зависимого слова, уметь моделировать словосочетания всех видов, производить синтаксический разбор словосочетаний. Знать типы связи слов в словосочетании | Фронтальный опрос, выборочная проверка. | ОГЭ-№8, ЕГЭ-ч2 | Повторить орфограммы по написанию гласных в корне; морфемный состав слова. | Презентация | П.11, упр.67 |
| ||||||||||||||||
12(4) | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний (1ч) | Комбинированный, закрепление изученного материала, изучение нового | Синтаксический разбор словосочетаний. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Знать и соблюдать грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов. Уметь использовать в речи синонимичные по значению словосочетания, видеть нарушения в сочетании слов, исправлять ошибки. | Индивидуальный опрос, взаимопроверка. | ОГЭ№82, ЕГЭ-ч2 | Повторить правописание словарных слов |
| П.11,12, упр.70 сделать разбор с/сочетаний |
| ||||||||||||||||
Простое предложение (3 часа+1Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
13(5) | Грамматическая (предикативная) основа предложения. (1ч) | Комбинированный | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения, Основные типы грамматических основ. | Знать и понимать структуру простого и сложного предложений. Уметь находить грамматическую основу предложения. Уметь производить синтаксический разбор простого предложения. | Фронтальный, индивидуальный опрос. | ЕГЭ-9, ОГЭ-№10 | Повторить орфограмму «непроизносимые согласные в корне слова», написание слов с удвоенной согласной. | Презентация | П.13, упр.75 |
| ||||||||||||||||
14(6) | Порядок слов в предложении. Интонация. (1ч) | Объяснение нового материала | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение). | Знать основные виды простых предложений по цели высказывания и интонации. Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, использовать в текстах прямой и обратный порядок слов для реализации коммуникативного намерения. | Выборочная проверка. |
|
|
| П.15, определения |
| ||||||||||||||||
15(7) | Диагностическая работа по теме «Синтаксис простого предложения» (1ч) | Урок контро ля, прове рки, оценки и коре кции знаний учащихся | Диктант, грамматическое задание | Знать правописание безударных гласных, приставок в прилагательных, окончаний глаголов, правила пунктуации при однородных членах в сложном предложении, тире между главными членами предложения. Уметь производить синтаксический разбор выделенных предложений и составить схемы предложений, разбирать по составу слова, определять в тексте причастия. | Текущий контроль, индивидуальный контроль |
|
|
| Сост. с/сочет. со словарными словами с. 8-39, 2-3 разобрать 2-3 |
| ||||||||||||||||
16 (8) | Р/Р Описание памятника культуры . Сочинение –описание памятника культуры (1ч) | Урок разви тия речи | Сопоставительный анализ репродукций картин. А. Баулина, С. В. Герасимова с изображением памятника русской архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения. | Уметь делать сопоставительный анализ репродукций картин одного и того же памятника архитектуры, составлять текст с учетом выбора языковых средств. Знать структуру текста-описания, его языковые особенности, уметь делать сравнительный анализ картин, составлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме. | Индивидуальная проверка. |
| Повторить правописание словарных слов, признаки публицистического стиля, структуру описания | Презентация | Дописать сочинение |
| ||||||||||||||||
Двусоставные предложения. | ||||||||||||||||||||||||||
Главные члены предложения (6 часов+2Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
17(1) | Подлежащее. (1ч) | Обобщение и повторение | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. | Уметь определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего. | Взаимопроверка. | ЕГЭ-9, ОГЭ №8,11 | Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий, ЗП в предложениях с однородными членами. | сайт Е.А.Захарьиной, интерактивные тест (8 класс ) | § I7 упр. 93. |
| ||||||||||||||||
18(2) | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. (1ч) | Комбинированный | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Составление предложений по заданным схемам. | Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого. |
| ЕГЭ-9, ОГЭ-№8,11 | Правописание окончаний прилагательных и причастий, безударные гласные корня |
| § 18, 19 упр. 98, 101. |
| ||||||||||||||||
19(3) | Составное глагольное сказуемое. (1ч) | Усвое ние новых знаний | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения. | Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое. Уметь опознавать и характеризовать сказуемое в предложении, определять способы выражения простого глагольного сказуемого. | Тематический тестовый контроль |
| Правописание безударных окончаний глаголов, Ь после шипящих | сайт Е.А.Захарьиной, интерактивный тест «Виды сказуемых». Вариант 1,2 | § 20упр. 103.
|
| ||||||||||||||||
20(4) | Составное именное сказуемое. (1ч) | Усвое ние новых знаний | Составное именное сказуемое, способы его выражения. | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов. Уметь определять морфологический способ выражения именной части составного именного сказуемого. | Выборочная проверка. |
| Повторить знания учащихся о грамматических категориях глагола, правописании окончаний и суффиксов глаголов.
| Презентация | § 21 упр. 111 |
| ||||||||||||||||
21-22 (5-6) | Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения-рассуждения «Язык- самая большая ценность народа». (2ч) | Урок разви тия речи | Последовательность работы над изложением. Стили и типы речи, анализ языковых единиц. | Уметь писать изложения с творческим заданием, завершив его собственными размышлениями о пользе леса, его значений для каждого человека. |
| 1,15.1,15.2.15.3 |
| Д.С.Лихачев («Поурочные разработки по русскому языку Н.В.Егорова , с.66) | |
| ||||||||||||||||
23(7) | Анализ изложения. Тире между подлежащим и сказуемым (1ч) | Усвое ние новых знаний | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения. Уметь определять морфологический способ выражения подлежащих и сказуемых, интонационно правильно произносить предложения. | Тестовый контроль |
| Правописание НЕ-НИ, НЕ с разными частями речи | Презентация, сайт Е.А.Захарьиной, интерактивный тест «Тире между подлежащим и сказуемым» | § 22 упр. 117, 119. |
| ||||||||||||||||
24(8) | Контрольный диктант №2 по теме: «Главные члены предложения». (1ч) | Урок контро ля | Диктант с грамматическим заданием |
| Текущий индивидуальный контроль |
|
|
| |
| ||||||||||||||||
Второстепенные члены предложения (6 часов+2Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
25(1) | Анализ диктанта.Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. (1ч) | Усвое ние новых знаний | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Знать роль второстепенных членов предложения. Уметь определять роль второстепенных членов предложения
|
|
| Повторить три группы второстепенных членов: дополнения, определения, обстоятельства. |
| § 23, 24, упр. 122 (6-9пр.) 130 устно |
| ||||||||||||||||
26(2) | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения (1ч) | Усвоение новых знаний | Определение,способы выражения определений, согласованные и несогласованные определения | Знать основные признаки и функции определения. Уметь использовать определения для характеристики предмета. Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения. | Проверка с комментированным чтением, индивидуальный опрос. |
| Правописание приставок, Н, НН в суффиксах причастий | Презентация | § 25 упр. 138, 139 (устно) |
| ||||||||||||||||
27(3) | Приложение. Знаки препинания при нём. (1ч) | Усвоение новых знаний | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Знать основные признаки и функции приложения. Уметь распознавать приложения, использовать приложения как средство выразительности речи. | Выборочная проверка | ОГЭ-№10 | Повторить орфограмму «непроверяемые гласные в корне слова» | Презентация | § 26 упр. 142 |
| ||||||||||||||||
28(4) | Обстоятельство. | Усвое ние новых знаний | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | Знать основные признаки и функции обстоятельства. Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства в речи | Тестовый контроль |
| Н, НН в суффиксах наречий. | Презентация | § 27 упр. 149. |
| ||||||||||||||||
29(5) | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | Урок повторения и закрепления | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Знать основные признаки и функции всех членов предложения. Уметь производить полный синтаксический разбор двусоставного предложения. | Индивидуальный опрос, взаимопроверка. | ОГЭ-№8,11 | Правописание НЕ с различными частями речи. |
| § 28 упр. 160 |
| ||||||||||||||||
30(6) | Практическая работа по теме «Второстепенные члены предложения». | Урок провер ки, контро ля, коррек ции знаний | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение | Уметь на письме выявлять смысловые отношения между словами в предложениях, определять синтаксическую роль слов в предложении | Индивидуальный контроль |
|
|
| С. 82-83 контр. вопр. |
| ||||||||||||||||
31-32 (7,8) | Р/Р Сочинение -характеристика человека | Урок разви тия речи | Характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.132 | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Индивидуальный контроль |
| Тире в неполном предложении, ЗП при ОЧП | Презентация | Упр. 165 |
| ||||||||||||||||
Односоставные предложения (9 часов+2Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
33(1) | Анализ сочинения. Главный член односоставного предложения. | Усвоение новых знаний | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Знать структурные особенности односоставных предложений. Уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-4 | Безударные окончания глаголов, -ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах |
| § 30 упр. 173. |
| ||||||||||||||||
34(2) | Определённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности. | Знать структурно-грамматические особенности определенно-личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определенно-личные предложения | Тестовый контроль | ЕГЭ-4 | Грамматические категории глаголов и правописание суффиксов глаголов | Презентация «Типы односоставных предложений» | § 32 упр. 187 |
| ||||||||||||||||
35(3) | Неопределённо-личные предложения. | Усвоение новых знаний | Неопределенно-личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурно-грамматические особенности неопределенно-личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложении. Уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-4 | Типы и стили речи | Презентация | § 33. Упр. 191, упр. 192 (4, 5, 6, 7) |
| ||||||||||||||||
36(4) | Р/Р Инструкция. Употребление односоставных предложений в жанре инструкций. | Урок развития речи | Инструкция | Знать синтаксические особенности официально-делового стиля. Уметь составить текст-инструкцию для бытовой ситуации общения. | Индивидуальный опрос, выборочная проверка. |
| Правописание глаголов повелительного наклонения |
| § 34, упр. 198 |
| ||||||||||||||||
37(5) | Безличные предложения. | Усвоение новых знаний | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи. Уметь опознавать безличные предложения в тексте, и умело употреблять в собственной речи. | Индивидуальные задания | ЕГЭ-4 | НЕ-НИ в местоимениях и наречиях | Презентация | § 35 упр. 202, 203. |
| ||||||||||||||||
38(6) | Р/Р Рассуждение. | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Знать основные признаки публицистического стиля. Уметь дифференцировать главную и второстепенную информацию текста. Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать аргументы, соблюдать нормы русского литературного языка. | Индивидуальный контроль | 15.1.15.2,15.3 | Типы речи, композиция рассуждения | Презентация | Сост. рассуждение на 1 из предложенных тем |
| ||||||||||||||||
39(7) | Назывные предложения. | Усвоение новых знаний | Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений. Уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-4 | Повторить написание словарных слов. |
| § 31 упр. 181 |
| ||||||||||||||||
40(8) | Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении | Усвоение новых знаний | Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Знать структурные особенности и функции неполных предложений. Знать общее понятие неполных предложений, понимать их назначение, пунктуационно оформлять неполные предложения на письме, отграничивать структуру неполных предложений от односоставных. Уметь употреблять предложения для создания экспрессии речи, различать неполные и односоставные предложения. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-4 |
| Тест «Виды односоставных предложений» №1 для 8 класса сайт Е. А. Захарьиной | § 37 упр. 215 |
| ||||||||||||||||
41(9) | Синтаксический разбор односоставного предложения. | Повторительно-обобщающий | Синтаксический разбор предложений. Нормы сочетания слов и их нарушение в речи. | Знать структурные особенности и функции односоставных предложений. Уметь производить синтаксический разбор односоставных предложений | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. |
| Дефисные написания слов |
| § 38 упр. 216 контрольные вопросы с.101-102 |
| ||||||||||||||||
42 (10) | Повторение. Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля | Виды односоставных предложений Работа с тестами | Знать особенности и функции односоставных предложений. Уметь пользоваться двусоставными и односоставными предложениями | Индивидуальный контроль | ЕГЭ-4 |
| | упр. 218 |
| ||||||||||||||||
43 (11) | Контрольный диктант№3 по теме «Односоставные предложения» | Урок контроля | Диктант с грамматическим заданием |
| Индивидуальный контроль |
|
|
| |
| ||||||||||||||||
| Простое осложнённое предложение (1) | |||||||||||||||||||||||||
44 | Анализ диктанта. Понятие об осложненном предложении | Урок новых знаний | Определяют, чем осложнены предложения | | | | | | | | ||||||||||||||||
| Однородные члены предложения (11часов +2Р/р) | |||||||||||||||||||||||||
45(1) | Понятие об однородных членах предложения. | Усвоение новых знаний | Предложения осложненные и с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложения с однородными членами | Знать особенности и функции однородных членов предложения. Уметь опознавать однородные члены , соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка. | ЕГЭ-23
| Повторить тему «союзная и бессоюзную связь однородных членов»
| Презентация | § 39 упр. 223. § 40. |
| ||||||||||||||||
46(2) | Однородные и неоднородные определения. | Усвоение новых знаний | Однородные и неоднородные определения. | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-23 | Безударная гласная, проверяемая ударением | Презентация | § 42 упр. 245, подготовиться к диктанту по тексту упр. 247. |
| ||||||||||||||||
47 (3) | Однородные и неоднородные определения. | Закрепление изученного | Однородные и неоднородные определения. | Знать и понимать особенности однородных и неоднородных определений. Уметь различать однородные и неоднородные определения, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями. | Проверочная работа | ЕГЭ-23 |
|
| § 42 упр. 244 |
| ||||||||||||||||
48-49 (4,5) | Р/Р Изложение. Текст – сравнительная характеристика (по упр. 263) | Урок развития речи | Сравнительная характеристика человека как вид текста, строение, языковые особенности, материал упр.242 | Понимать особенности такого вида текста как сравнительная характеристика человека, уметь составлять текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Индивидуальный контроль | 1 ОГЭ | Знаки препинания при прямой речи |
| |
| ||||||||||||||||
50 (6) | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Усвоение новых знаний | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
| Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами; определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности и несоответствия. | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-23 | Группы сочинительных союзов | Презентация | §43, упр. 254. П.43, упр.262 |
| ||||||||||||||||
51 (7) | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | Закрепление изученного | Однородные члены связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.
| Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами. | Тестовый контроль | ЕГЭ-23 |
| Тест с сайта Е. Захарьиной за 11 класс по теме «Тире и двоеточие в простом и сложном бессоюзном предложениях» | § 43, упр.259 |
| ||||||||||||||||
52(8) | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Усвоение новых знаний | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | Проверка с комментированным чтением, выборочная проверка | ЕГЭ-24 | Повторить определительные местоимения и наречия, выступающие в роли обобщающих слов | Презентация | §44 ,упр. 268. |
| ||||||||||||||||
53 (9) | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Закрепление изученного | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах. | Индивидуальный тестовый контроль | ЕГЭ-24 |
| Тест с сайта Е. Захарьиной за 11 класс по теме «Тире и двоеточие в простом и сложном бессоюзном предложениях» | § 44 упр., упр. 275 . |
| ||||||||||||||||
54 (10) | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах различных стилей. Уметь производить синтаксический разбор предложений с однородными членами | Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-23,24 | О-Ё после шипящих и Ц |
| § 45 упр. 277 |
| ||||||||||||||||
55 (11) | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | Урок закрепления изученного | Пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений | Знать грамматические и пунктуационные нормы. Уметь производить пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов | Проверочная работа | ЕГЭ-23,24 | ПРЕ-ПРИ, безударные гласные в корне |
| Упр. 280, контрольные вопросы на стр. 132 |
| ||||||||||||||||
56 (12) | Обобщение изученного по теме «Однородные члены предложения» | Повторительно-обобщающий | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений. | Выборочная проверка | ЕГЭ-23,24 | Повторить правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий. | Презентация | Подготовиться к контрольной работе, упр.284. |
| ||||||||||||||||
57 (13) | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | Урок контроля | Грамматические задания по теме, основные пунктуационные орфографические и правила | Уметь на письме соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы | Индивидуаль ный контроль |
|
|
| |
| ||||||||||||||||
Обособленные члены предложения (18 часов+3Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
58(1) | Анализ диктанта. Понятие об обособленности | Усвоение новых знаний | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Иметь представление об обособлении Уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные; уметь опознавать обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ОГЭ №8,10, ЕГЭ-21 | Слитные и раздельные написания предлогов и наречий | Презентация | § 47 упр. 290. |
| ||||||||||||||||
59-61(2-4) | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Выделительные знаки препинания при них | Знать условия обособления и функции согласованных определений. Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ОГЭ-№8,10ЕГЭ-21, 6 | Правописание отрицательных местоимений и наречий | Презентация | § 48, упр. 293. |
| ||||||||||||||||
62-63 (5,6) | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений. | Выборочная проверка | ОГЭ-№8,10 | Правописание словарных слов | Презентация | § 50 упр. 308(1-6). |
| ||||||||||||||||
64 (7) | Р/Р Рассуждение на дискуссионную тему. | Урок развития речи | Рассуждение на дискуссионную тему. | Уметь создавать текст-рассуждение, сохраняя его композиционные элементы (тезис, доказательства, вывод), ориентируясь на определенного читателя или слушателя, отобрать аргументы с целью обогащения речи, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать свое мнение | Индивидуальный контроль | Сочинение | Публицистический стиль и его признаки, композиция рассуждения,дискуссия как жанр публицистики | Презентация | § 49 Упр.304 |
| ||||||||||||||||
65-67 (8-10) | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | Усвоение новых знаний | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Знать условия обособления и функции обстоятельств. Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ОГЭ №8 | Не с деепричастиями | Презентация | § 51 Упр. 318. |
| ||||||||||||||||
68 (11) | Диагностическая работа по теме «Обособление обстоятельств» | Урок контроля | Обособленные члены, знаки препинания при них | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы. | Индивидуальный контроль |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
69-71 (12-14) | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | Усвоение новых знаний | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | Знать основные признаки и функции уточняющих членов предложения. Уметь опознавать уточняющие члены предложения, интонационно выделять в устной речи, правильно ставить выделительные знаки препинания. | Фронтальный опрос, выборочная проверка | ЕГЭ-5, ГИА-№8 | Основные виды обстоятельств; правописание приставок ПРИ-, ПРЕ |
| §52 упр.326. |
| ||||||||||||||||
72 (15) | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | Закрепление изученного | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. Стилистические особенности предложений с обособленными членами. | Знать основные признаки и функции поясняющих, присоединительных членов предложения. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный контроль |
| Н, НН в суффиксах причастий |
| Упр.331, контрольные вопросы на стр. 162. |
| ||||||||||||||||
73 (16) | Обобщение по теме «Обособленные члены предложения» | Повторительно-обобщающий | Обособление второстепенных членов предложения. Постановка знаков препинания при обособлении. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устной и письменной речи | Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены, определять сходство и различие между обособлением согласованных и несогласованных определений, отличать в обособлении согласованные определений и приложения, различать в обособлении определения, выраженные причастным оборотом, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом | Тестовый индивидуальный контроль |
| Приставки на –з/-с, разделительный Ь | Сайт Е. Захарьиной тест «Готовимся к ЕГЭ. Задание В5. Обособленные члены предложения»
| Упр. 340 |
| ||||||||||||||||
74 (17) | Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» | Урок контроля | Проверить качество усвоения теоретического материала по теме. Проконтролировать навыки и умения применять полученные знания на практике. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях. | Уметь грамотно употреблять обособленные и уточняющие члены предложения в различных синтаксических конструкциях Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | Индивидуальный контроль |
|
|
| |
| ||||||||||||||||
75 (18) | Анализ контрольной работы | |
|
|
|
|
|
| |
| ||||||||||||||||
76-77 (19-20) | Р/Р Контрольное сжатое изложение №2 | Урок развития речи |
| Уметь определять и выделять на письме обособленные второстепенные члены | Индивидуальный контроль | ОГЭ №1 |
| Аудиофайл ОГЭ | Упр.341 |
| ||||||||||||||||
78 (21) | Резерв | |
|
|
|
|
|
| |
| ||||||||||||||||
Слова, грамматически не связанными с членами предложения | ||||||||||||||||||||||||||
Обращение ( 4ч) | ||||||||||||||||||||||||||
79 (1) | Анализ изложения. Назначение обращения | Усвоение новых знаний. | Обращение, его функции и способы выражения. | Осознают основные функции обращения. Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют знаки препинания. | Фронтальный опрос | ОГЭ№8, ЕГЭ-22 |
|
|
|
| ||||||||||||||||
80-81 (2, 3) | Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | Усвоение новых знаний | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки при обращении. | Иметь представление об обращении за счет осмысления основного назначения обращения в речи (звательная, оценочная и изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические, интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. | Фронтальный опрос, выборочная проверка |
| Правописание имён собственных | Презентация | П.55-57,Упр. 344. |
| ||||||||||||||||
82 (4) | Употребление обращений Р/Р Эпистолярный жанр. Составление делового письма | Усвоение новых знаний | Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле Эпистолярный жанр. Деловое письмо | Знать особенности употребления обращений в речи. Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять формы обращений в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения Уметь употреблять формы обращений в деловой речи и личной переписке, составлять письма | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос |
| Жанры делового стиля | Сайт Е. Захарьиной, готовимся к ГИА тест В5 | §58,упр. 359 |
| ||||||||||||||||
| Вводные и вставные конструкции (5+2 Рр) |
| ||||||||||||||||||||||||
83-84 (1,2) | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | Усвоение новых знаний | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных конструкций по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания. Уметь выражать определенные отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения. | Фронтальный опрос, выборочная проверка
| ОГЭ №10, ЕГЭ-22 | Гласные перед суффиксом –л- у глаголов, глухие согласные в корне | Презентация | § 59-60,упр.363 |
| ||||||||||||||||
85 (3) | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Усвоение новых знаний | Вводные предложения, знаки препинания при них | Знать значения вводных слов, их стилистические функции. Уметь употреблять в речи вводные предложения с целью внесения добавочных сведений, тех или иных обстоятельств, расширения описания предмета; правильно строить, выразительно читать предложения с вводными конструкциями | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ОГЭ №10, ЕГЭ-22 | Дефис в наречиях | Презентация | §61,упр.376 |
| ||||||||||||||||
86-87 (4.5) | Р/Р Контрольное сжатое изложение | Урок развития речи | Способы обработки текста, вводные слова, словосочетания и знаки препинания при них | Знать основные средства связи предложений в тексте, способы компрессии текста. Уметь использовать вводные слова в устной и письменной речи с учетом речевой ситуации, производить синонимическую замену вводных конструкций, уметь сжимать текст. | Индивидуальный контроль | ОГЭ №1 | Публицистический стиль речи. | Аудиофайл ОГЭ | Переписать изложение |
| ||||||||||||||||
88 (6) | Анализ изложения. Вставные слова, словосочетания и предложения Междометия в предложении | Усвоение новых знаний | Вставные конструкции, особенности употребления вставных конструкций | Знать особенности употребления вставных конструкций, их стилистические функции. Уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. Иметь представление о междометиях, уметь опознавать междометия, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания на письме. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с междометиями | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ОГЭ №10, ЕГЭ-22 | Правописание словарных слов |
| П.62.Упр.389,с.189 вопр. § 63 упр. 393. |
| ||||||||||||||||
89 (7) | Обобщение по теме «Обращения, вводные слова и междометия». Тестирование | Урок контроля | Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, | Индивидуальный контроль |
|
|
| |
| ||||||||||||||||
Чужая речь (6+1Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
90 (1) | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. | Усвоение новых знаний | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку. | Фронтальный опрос, выборочная проверка |
| Знаки завершения | Презентация | § 65-66,упр.403; п.67-68, |
| ||||||||||||||||
91 (2) | Прямая речь. | Усвоение новых знаний | Предложения с прямой речью. Замена косвенной речи прямой Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Знать понятие «прямая речь», уметь различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при прямой речи . Уметь опознавать чужую речь и комментирующее высказывание, интонационно выделять в речи.
| Тестовый контроль |
| Правописание частиц НЕ, БЫ с глаголами, Гласные в глагольных суффиксах. –ЫВА-, -ИВА-; -ОВА-, -ЕВА-. | Сайт Е. Захарьиной тест «Пунктуация в предложениях с прямой речью» для 8 класса
| § 69 Упр. 410. |
| ||||||||||||||||
92 (3) | Р/Р Диалог. Рассказ. | Усвоение новых знаний | Диалог, знаки препинания при диалоге Композиция рассказа, использование в рассказе диалога как текстообразующего элемента | Знать понятие «диалог», обосновывать постановку знаков препинания при диалоге. Уметь выразительно читать предложения с прямой речью (воспроизводить в речи особенности языка говорящего), правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и при диалоге. Знать типологические особенности текста повествовательного характера. | Фронтальный опрос, выборочная проверка |
| Повторить орфограммы при написании словарных слов. |
| § 70 Упр. 414. |
| ||||||||||||||||
93 (4) | Цитата | Усвоение новых знаний | Цитаты и знаки препинания при них | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании. | Выборочная проверка |
| Правописание безударных личных окончаний глаголов, безударных окончаний прилагательных |
| П.72,Упр. 423. |
| ||||||||||||||||
94 (5) | Синтаксический разбор и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь». | Усвоение новых знаний | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | Знать структурные особенности и функции предложений с чужой речью. Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос |
| Правописание частиц НЕ, БЫ с глаголами. Знаки препинания при цитировании |
| Придумать и записать предложения по схемам из упр. 433. |
| ||||||||||||||||
95 (6) | Диагностическая работа по теме | Урок закрепления знаний и контроля |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
96 (7) | Контрольный диктант по теме «Чужая речь» | Урок контро ля | Проверка качества усвоения теоретического материала по теме. Контроль навыков и умения применять полученные знания на практике. Грамматические задания по теме.
| Уметь грамотно употреблять предложенияс чужой речью. Уметь определять и выделять на письме прямую и косвенную речь, цитаты, правильно оформлять диалог | Индивидуальный контроль |
| Слитное написание наречий, образованных от существительных с предлогом. Тире в простом предложении. |
|
|
| ||||||||||||||||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5часов+2 Р/р) | ||||||||||||||||||||||||||
97 (1) | Анализ диктанта. Синтаксис и морфология | Повторительно-обобщающий | Синтаксические и морфологические нормы | Уметь соблюдать орфографические, грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических и морфологических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос | ЕГЭ-3, 4,5 | Морфологический разбор слов | Презентация | §73,упр.436 |
| ||||||||||||||||
98 (2) | Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи | Повторительно-обобщающий | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетания знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями и вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос |
| Синтаксический и пунктуационный разбор. |
| §74,упр.440 |
| ||||||||||||||||
99-100 (4-5) | Р/Р Контрольное изложение №2 с элементами сочинения (по тексту упр.442) | Урок разви тия речи | Проверка навыков пересказа, орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме Уметь грамотно оформлять письменное высказывание | Индивидуальный контроль | ОГЭ №1 |
|
| |
| ||||||||||||||||
101 (6) | Анализ изложения. Синтаксис и орфография | Повторительно-обобщающий | Орфография как система правил правописания предложений. Трудные случаи орфографии | Понимать роль орфографических правил, уметь орфографически грамотно оформлять предложения, обосновывать выбор написания букв в словах. | Фронтальный опрос, выборочная проверка, индивидуальный опрос |
|
|
| §76,упр.451 |
| ||||||||||||||||
102 (7) | Итоговый контрольный диктант №6 | Урок контр оля | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой и косвенной речью, правильно ставить знаки препинания, производить синонимическую замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения с прямой и косвенной речью | Итоговый контроль |
|
|
| Сайт Захарьиной. Тесты для повторения. |
| ||||||||||||||||
103 | Анализ диктанта. Подведение итогов года | Повторительно-обобщающий |
|
|
|
|
|
| |
| ||||||||||||||||
104-105 | Резервные уроки | 2ч |
|
|
|
|
|
| |
|
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию; ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
-правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc (дата обращения: 06.08.10).
Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc (дата обращения: 06.08.10).
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2007.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
CD-ROM: Русский язык, 8 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. – Фирма «1С», 2008.
Список справочной литературы по русскому языку для учащихся
Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.— 41-е изд.— М„ 1990.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.— 4-е изд.— М., 1999.
Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.— 3-е изд., испр. и доп.— М., 1991.
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина.—-2-е изд., дораб.—М., 1998.
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред.
В.В. Иванова.—4-е изд., дораб, — М., 1999.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка.— М., 1997.
Потиха 3.А. Школьный словарь строения слов русского языка.—2-е изд.—М., 1998.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.—2-е изд., перераб.—М., 1991.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.— 3-е изд., перераб.— М., 1994,
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.—4-е изд.—М., 2000.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка.— М., 1997.
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
http://www.saharina.ru Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.
VII. Формы организации учебного процесса, применяемые технологии в 8 кл :
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
проектная технология
VIII. Формы контроля: тестирование, сочинение, изложение, диктант
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Оценки | Основные критерии оценки | |
| Содержание и речь | Грамотность |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта. | Допускается: 1) 1 орфографическая; 2)или 1 пунктуационная; 3)или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 1) 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки; 2) или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки; 3) или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок; 4) а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | Допускается: 1) 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки; 2) или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок; 3) или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 1) 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок; 2) или 6 орфографических ошибки и 8 пунктуационных ошибок; 3) или 5 орфографических ошибок и 9 пунктуационных ошибок 4) или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. |
«1» | В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов. | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка диктантов.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
| |
|
|
26