№ п/п | Тема, раздел | Кол-во часов | Дата |
1 | Введение. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. | 1 | |
Устное народное творчество 10 ч. |
2 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Исполнители фольклорных произведений. Детский фольклор. | 1 | |
3 | ВЧ. Малые жанры фольклора. Разнообразие жанров. | 1 | |
4 | Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Сказители. Собиратели сказок. | 1 | |
5 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | |
6 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные – помощники. | 1 | |
7 | Особая роль чудесных противников Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Светлый и тёмный мир волшебной сказки. Народная мораль в сказке. Фантастика в волшебной сказке. | 1 | |
8 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. Нравственное превосходство главного героя. | 1 | |
9 | «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. | 1 | |
10 | ВЧ. Русские народные сказки | 1 | |
11 | Контрольная работа по теме «Сказки» | 1 | |
Из древнерусской литературы 3 ч. |
12 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи с Византией. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 1 | |
13 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | |
14 | Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1 | |
Из литературы XVIII века 3 ч. |
15 | Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. | 1 | |
16 | «Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | 1 | |
17 | Роды и жанры литературы | 1 | |
Из литературы XIX века 43 ч. |
18 | Жанр басни. Истоки басенного жанра. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | 1 | |
19 | «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И. А. Крылова. | 1 | |
20 | Понятие об эзоповом языке. Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. | 1 | |
21 | ВЧ. Басни И.А.Крылова. Выразительное чтение наизусть басни. | 1 | |
22 | Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | |
23 | Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки | 1 | |
24 | В.А. Жуковский. Жанр баллады. «Кубок». Герои баллады. | 1 | |
25 | Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти. | 1 | |
26 | «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | 1 | |
27 | «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — её истоки. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны, Елисей и богатыри. Соколко | 1 | |
28 | Противостояние добрых и злых в сказке. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. | 1 | |
29 | Проект. Электронная презентация «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира» | 1 | |
30 | Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | |
31 | Сказочно-условное в литературной сказке. Фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | 1 | |
32 | Нравоучительное содержание и причудливый сюжет. | 1 | |
33 | В.М. Гаршин. Сказка «Attalea Рrinceps». Героическое и обыденное в сказке. | 1 | |
34 | Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | 1 | |
35 | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. | 1 | |
36 | М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино»- отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения, историческое событие устами рядового участника сражения. | 1 | |
37 | Выразительное чтение произведения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. | 1 | |
38 | Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | 1 | |
39 | Своеобразие повести Н.В. Гоголя. Сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. | 1 | |
40 | «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни. Герои повести. | 1 | |
41 | Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. | 1 | |
42 | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. | 1 | |
43 | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…». Поэтический образ русской женщины. | 1 | |
44 | Выразительное чтение стихотворения. Эпитет. | 1 | |
45 | ВЧ. «Несжатая полоса (1854) | 1 | |
46 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Реальная основа повести. | 1 | |
47 | Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. | 1 | |
48 | Контрольное тестирование за первое полугодие №1 | 1 | |
49 | Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. | 1 | |
50 | Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму» | 1 | |
51 | А.А. Фет. Краткий рассказ о писателе. «Весенний дождь»- радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | 1 | |
52 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник» Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | 1 | |
53 | Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы | 1 | |
54 | Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. | 1 | |
55 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | 1 | |
56 | ВЧ. Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова «Размазня», «Пересолил» и др. | 1 | |
57 | Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...», Н. Плещеев «Весна», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне», | 1 | |
58 | А. Н. Майков «Ласточки», И. З. Суриков «Зима», А. В. Кольцов «В степи», «Косарь». | 1 | |
59 | Конкурс чтецов. Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учащихся). Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 1 | |
60 | Проект. Поэты Кыштовского района о Родине и родной природе. | 1 | |
Из литературы ХХ века 30 ч. |
61 | И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. «Косцы» - как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | |
62 | ВЧ. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. | 1 | |
63 | В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». | 1 | |
64 | Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. | 1 | |
65 | Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. | 1 | |
66 | Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье | 1 | |
67 | РР. Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 1 | |
68 | С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. | 1 | |
69 | Выразительное чтение наизусть произведения. Особенности поэтического языка С. А. Есенина | 1 | |
70 | Русская литературная сказка XX века П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Сказ и сказка (общее и различное). | 1 | |
71 | Честность, добросовестность, трудолюбие, талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. | 1 | |
72 | К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Доброта и сострадание в сказке. | 1 | |
73 | Рассказ «Заячьи лапы». Реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 1 | |
74 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Художественные особенности пьесы- сказки. | 1 | |
75 | Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом. | 1 | |
76 | Проект. Электронный альбом. Иллюстрируем сказку. | 1 | |
77 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Быль и фантастика. | 1 | |
78 | Главный герой рассказа, его единство с природой, одухотворение природы в его воображении. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 1 | |
79 | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». | 1 | |
80 | Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. | 1 | |
81 | Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытание. | 1 | |
82 | РР. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Васюткино озеро» | 1 | |
83 | Проект. Составляем тесты по литературному произведению. | 1 | |
84 | «Ради жизни на земле…» Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». | 1 | |
85 | К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Тема произведений о ВОв - война и дети. | 1 | |
86 | ВЧ. А. П. Платонов «Маленький солдат» | 1 | |
87 | Произведения о Родине и родной природе. И. Бунин. «Помню — долгий зимний вечер...», А. Прокофьев «Алёнушка», Д. Кедрин.«Алёнушка», Н. Рубцов. (Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы. | 1 | |
88 | Писатели улыбаются Саша Черный «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | 1 | |
89 | «Игорь- Робинзон». Юмор в рассказах С. Чёрного. | 1 | |
90 | ВЧ. Проза и поэзия о подростках и для подростков. А.Гиваргизов. Стихотворения. Н.Назаркин. Сборник рассказов «Изумрудная рыбка: палатные рассказы». | 1 | |
Из зарубежной литературы 13 ч. |
91 | Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. | 1 | |
92 | Даниель Дефо Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычные приключения Робинзона Крузо. | 1 | |
93 | Характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Проект. Робинзонада в литературе и киноискусстве | 1 | |
94 | Х.К. Андерсен Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. | 1 | |
95 | Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды. | 1 | |
96 | Снежная королева и Герда. Противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. | 1 | |
97 | РР Сочинение по произведению Х.К.Андерсена «Снежная королева» | 1 | |
98 | ВЧ. Сказки братьев Гримм | 1 | |
99 | Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика героев. | 1 | |
100 | Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Внутренний мир героев. | 1 | |
101 | Том и Гек. Дружба героев. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. | 1 | |
102 | Дж. Лондон Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка. | 1 | |
103 | Характер мальчика-опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | 1 | |
Итоговый контроль по результатам изучения курса 2 ч. |
104 | Контрольное тестирование за второе полугодие. | 1 | |
105 | Тест по литературе для проверки техники чтения в 5-м классе. Урок итогового контроля. | 1 | |