СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе с УУД

Категория: Литература
Тема: ЧАСТЬ 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе с УУД»

п/п

Название раздела,

темы урока


Кол-во часов

Дата урока

Виды работ

Планируемые результаты:

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД


Введение.

1




1

Русская литература и история.

1


Презентация, карточки с тестом.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, отвечать на вопросы учителя, составлять тезисы статьи, выполнять тестовые задания.

Регулятивные: Овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: выявлять связи литературных сюжетов и героев с историческим процессом, искать примеры, иллюстрирующие понятие «историзм литературы».



Устное народное творчество.

2







2

В мире народной песни (лирические, исторические песни). Частушка как малый песенный жанр.

1


Фонохрестоматия.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, отвечать на вопросы учителя, использовать информацию, полученную из разных источников, составлять тезисы статьи, составлять таблицу: «Виды русских народных песен».

Регулятивные: Овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: проявлять интеллектуальные и творческие способности, выразительно читать народные песни, частушки, составлять текст частушки на школьную тему.

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

1


Фонохрестоматия, иллюстрации.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, использовать цитирование, находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы, рецензировать актерское исполнение предания, работать со словарем литературоведческих терминов.

Регулятивные: Овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: формировать готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

.



Из древнерусской литературы.

2







4

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.

1


Репродукция иконы, картины П.Корина «Александр Невский», фонохрестоматия, Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский».

Познавательные: Ориентироваться в учебнике, выразительно читать по ролям, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет-ресурсы, составлять план характеристики князя Александра Невского.

Регулятивные: Овладевать способностями понимать учебные задачи урока, рецензировать чтение одноклассников, исполнение актеров, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками, участвовать в коллективном диалоге.

Личностные: понимать определяющую роль личности в истории.

5

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий. Сатира и судебные порядки.

1


Иллюстрации, фонохрестоматия.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета, сравнивать и делать выводы, устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров.

Регулятивные: Овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.



Из русской литературы 18 века.

3







6

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

1


Портрет писателя. Сцены из спектакля.

Таблица «Классицизм».

Познавательные: Ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, составлять тезисы статьи, выразительно читать по ролям, формировать вопросы по тексту произведения, уметь оценивать игру актеров.

Регулятивные: Овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы, проявлять познавательный интерес к изучению литературы, уважительное отношение к русской литературы.

7

«Говорящие» фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.



Иллюстрации, словарь литературоведческих терминов.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в тексте произведения, анализировать различные формы выражения авторской позиции.

Регулятивные: Овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению литературы, уважительное отношение к русской литературы.

8

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1



Познавательные: Ориентироваться в учебнике, в тексте комедии, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, обобщать, делать выводы, осуществлять логические действия.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, проявлять познавательный интерес к изучению литературы.


Р.Р. Домашнее сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».







Из русской литературы 19 века.

34







9

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова.

1


Портрет писателя, фонохрестоматия, иллюстрации.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в справочной литературе, в Интернете, формировать вопросы по тексту басни, составление цитатного плана басни.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: выразительно читать наизусть.

Проект: Подготовка электронного сборника: « Великие баснописцы».

10

К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир. «Смерть Ермака» Историческая тема думы.

1


Фонохрестоматия.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, анализировать авторскую позицию.

Личностные: понимать связь литературы с историей.


А.С.Пушкин.

9




11

А.С.Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча», «К***», «19 октября». Основные мотивы в лирике.

1


Портрет писателя, фонохрестоматия.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, уметь анализировать лирические стихотворения.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль личности в истории и литературе.

12

Вн.чт. «История Пугачева» (отрывки). Пугачев и народное восстание.

1


Иллюстрации.

Познавательные: Ориентироваться в тексте, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, составлять план статьи.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: давать оценку историческим событиям.

13

Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев – жизненный путь героя, формирование характера.

1


Таблица: «Тема – идея – проблема в литературном произведении», отрывок из художественного фильма. Раздаточный материал: «Реализм».


Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте произведения, отвечать на вопросы учителя, применяя цитирование, давать характеристику герою, обобщать, делать выводы.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

14

Маша Миронова – нравственная красота героини.

1


Иллюстрации к произведению, фонохрестоматия.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте произведения, устно рецензировать исполнение актеров, находить нужную информацию в различных источниках, включая сеть Интернет.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать собственные возможности для выполнения учебной задачи, иметь мотивы познавательной деятельности, находить общее решение и реализовывать поставленные задачи.

Коммуникативные: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей, владеть устной и письменной речью, навыками работы индивидуально и в группах, сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

15







Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

1








Таблица: «Тема – идея – проблема в литературном произведении», отрывок из художественного фильма. Раздаточный материал: «Реализм».


Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в тексте произведения, уметь характеризовать отдельный персонаж и средств создания его образа, давать сопоставительную характеристику героев.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

16

Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Фольклорные мотивы в романе.

1


Таблица: «Композиция». Иллюстрации к роману.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте произведения, устно рецензировать исполнение актеров, находить нужную информацию в различных источниках, включая сеть Интернет уметь давать характеристику художественного мира романа.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать собственные возможности для выполнения учебной задачи, иметь мотивы познавательной деятельности.

Коммуникативные: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей, владеть устной и письменной речью, навыками работы индивидуально и в группах, сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

17

Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».

1


Карточки для работы в группах.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте произведения, находить нужную информацию в различных источниках, включая сеть Интернет.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, находить общее решение и реализовывать поставленные задачи.

Коммуникативные: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей, владеть устной и письменной речью, навыками работы индивидуально и в группах, сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Личностные: анализировать, обобщать, делать выводы.

18

Р.Р. Подготовка к классному сочинению по творчеству А.С.Пушкина.

1


Иллюстрации к произведению учащихся, карточки для самостоятельной работы и для работы в группах.

Познавательные: Ориентироваться в учебнике, в тексте произведения, обобщать, делать выводы, аргументировано уметь отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, редактировать ответы окружающих.

Коммуникативные: вести диалог, формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению литературы, понимать роль личности в истории.

19

Р.Р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

1



Познавательные: Ориентироваться в учебнике, в тексте произведения, обобщать, делать выводы, письменно уметь отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению литературы.



М.Ю.Лермонтов.


4







20

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Мцыри» как романтическая поэма.

1


Презентация, раздаточный материал: «Романтизм», фонохрестоматия.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в тексте, анализировать авторскую позицию, выявлять изобразительно-выразительные средства языка поэта, определять их художественную функцию.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Проект: составление электронного альбома: «Кавказские пейзажи в рисунках Лермонтова и в поэме: «Мцыри».

21

Романтический герой. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств.

1


Таблица: «Романтический герой», фонохрестоматия.

Познавательные: ориентироваться в справочной и критической литературе, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, работать в группе.

Коммуникативные: владеть умением произносить монолог, проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, использовать речевые средства для выражения своих чувств и эмоций.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

22

Особенности композиции поэмы.

1


Иллюстрации учащихся (выставка).

Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, осуществлять структурирование и анализ материала.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.


23

Р.Р. Тестовая работа по поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.

1


Тест.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, обобщать, делать выводы, проводить анализ поэмы.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.



Н.В.Гоголь

8




24

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью».

1


Портрет писателя, таблица: «Характеристика героя литературного произведения». Отрывки из спектакля «Ревизор».

Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, читать по ролям, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в тексте произведения, осуществлять структурирование материала.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять уважительное отношение к русской литературе.

25




Разоблачение пороков чиновничества.

1





Иллюстрации к произведению.

Отрывки из спектакля «Ревизор».

Познавательные: давать характеристику сюжета пьесы, ее тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, ориентировать в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умением произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

26

Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как общественное явление.

1


Фонохрестоматия

Познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, осуществлять структурирование материала, устно рецензировать чтение одноклассников, актеров.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

27

Сюжет и композиция комедии.

1


Таблица: «Особенности композиции произведения».

Познавательные: ориентироваться в тексте художественного произведения, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, осуществлять структурирование материала, выделять этапы развития сюжета комедии, анализировать композиционные особенности комедии.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать значение личности в ходе истории.

28

«Шинель». Образ «маленького» человека в литературе.

1


Фонохрестоматия. Иллюстрации к произведению.

Познавательные: составлять лексические и историко-культурные комментарии уметь делать устный или письменный отчет с использованием цитирования, давать устную характеристику героя и средств создания его образа.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль личности в развитии общества, страны. Уметь сочувствовать и сопереживать.

29

Петербург как символ вечного адского холода.

1


Фотографии Санкт-Петербурга, музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Познавательные: выявлять в повести признаки реалистического и фантастического произведения, работать со словарем литературоведческих терминов.

Регулятивные: Овладевать способностями понимать учебные задачи, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: выявлять связи литературных сюжетов и героев с историческим процессом, искать примеры, иллюстрирующие понятие «историзм литературы».

Проект: Составление электронного альбома: «Петербург начала 19 века и его обитатели в повести «Шинель».

30

Р.Р. Подготовка к сочинению по комедии Н.В.Гоголя.

1


Таблицы: «Как писать сочинение по литературе».

Познавательные: Ориентироваться в учебнике, в тексте произведения, обобщать, делать выводы, аргументировано уметь отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, редактировать ответы окружающих.

Коммуникативные: вести диалог, формулировать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Личностные: проявлять познавательный интерес к изучению литературы, понимать роль личности в истории.

31

Р.Р. Cочинениe по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» .

1



Познавательные: обобщать, делать выводы, находить нужную информацию, осуществлять структурирование материала.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: уметь работать самостоятельно.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.




И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.С.Лесков,

Л.Н.Толстой.

8










32

Вн.чт. И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.

1


Презентация, фонохрестоматия.

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, выразительно читать рассказ, уметь объективно оценить чтение других.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умением произносить монолог, проявлять готовность вести диалог, работать индивидуально и в группе.

Личностные: определять художественную функцию русской песни, воспитывать в себе чувство патриотизма.

33

М.Е.Салтыков-Щедрин.

Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.

1


Большой иллюстрированный словарь русского языка. Современное написание. Даль В.И.

Портрет М.Е.Салтыкова-Щедрина

Познавательные: анализировать различные формы выражения авторской позиции, давать характеристику тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания фрагмента романа, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, в Интернете.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умением произносить монолог, проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: уметь критиковать, аргументировано доказывать свою точку зрения.

34

Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.

1


Фотографии 19 века.




Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, осуществлять структурирование материала.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: осознавать гражданскую ценность русской литературы.

35

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество в рассказе. Защита беззащитных.

1


Презентация, таблица: «Реализм», фонохрестоматия.

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, осуществлять структурирование материала.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

36

Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.


1


Раздаточный материал: «Реализм».

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

37

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий.

1


Отрывки из художественного фильма.

Познавательные: подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Л.Н.Толстого, выразительно читать рассказ, устно рецензировать чтение одноклассников, актеров, характеризовать героев.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в индивидуальной и групповой работе.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

38

Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.

1


Фонохрестоматия.

Познавательные: Характеризовать сюжет, тематика, проблемаика, идейно-композиционное содержание рассказа, работать со словарем литературоведческих терминов, состалять цитатную таблицу: «Контраст как основной композиционный прием в рассказе».

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, работать в коллективе.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в индивидуальной и групповой работе.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

39

Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Шедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого

1


Текст контрольной работы.

Познавательные: обобщать, делать выводы, находить нужную информацию, осуществлять структурирование материала.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: уметь работать самостоятельно.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.


Поэзия родной природы в литературе 19 века.

1




40



Поэзия родной природы в русской литературе 19 века.

1




П.И.Чайковский «Времена года», репродукции картин русских художников-пейзажистов, фонохрестоматия.



Познавательные: выразительно читать стихотворения ( в том числе и наизусть), устно рецензировать чтение одноклассников и актеров, делать лирический анализ стихотворения.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Проект: Литературный конкурс: «Русские поэты о родной природе».



А.П.Чехов

2




41

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви». История о любви и упущенном счастье.


1


Портрет писателя, презентация, иллюстрации к произведению.

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, выразительное чтение рассказа, устное рецензирование.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, проявлять уважение к другому человеку, его мнению.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

42

Вн.чт. «Человек в футляре». «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем.

1


Фонохрестоматия.

Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


Из русской литературы 20 века.

21




43

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.

1


Портрет писателя, иллюстрации к произведению, фонохрестоматия

Познавательные: Устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров, отвечать на вопросы, ориентироваться в справочной литературе, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.

44

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.

1


Портрет писателя. Фонохрестоматия.

Познавательные: Устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров, отвечать на вопросы, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: работать индивидуально и в группах, использовать различные речевые средства, проявлять уважительное отношение к учителю и одноклассникам, уметь выслушать другое мнение.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Проект: конкурс рисунков по произведениям А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. Проведение выставки.

45





Р.Р. Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви».

1


Карточки для групповой работы.

Познавательные: Аргументировать свою позицию, составлять план ответа на проблемный вопрос, отвечать на проблемный вопрос с использованием цитирования, анализировать фрагмент эпического произведения.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

46

А.А.Блок. Краткий рассказ о писателе. «Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.

1


Презентация, фонохрестоматия, словарь литературоведческих терминов. Таблица: «Изобразительно-выразительные средства языка».

Познавательные: определять общее и индивидуальное, неповторимого в литературном образе родины в творчестве поэта, анализировать различные формы выражения авторской позиции, работать со словарем литературоведческих терминов, составлять цитатную таблицу. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке, самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

47

С.А.Есенин Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

1


Презентация, фонохрестоматия, иллюстрации к поэме, словарь литературоведческих терминов.

Познавательные: Устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнение актеров, отвечать на вопросы, работать со словарем литературоведческих терминов. Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

48

Характер Пугачева. Сопоставление образа представителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина.

1


Карточки для групповой работы.

Познавательные: обобщать, делать выводы, находить нужную информацию, осуществлять структурирование материала, отвечать на проблемный вопрос.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: уметь работать самостоятельно.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

49

И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.

1


Карточки для самостоятельной работы, работы в парах.

Познавательные: составлять лексические и историко-культурные комментарии, Анализировать различные формы выражения авторской позиции, писать отзыв или сочинение-эссе.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: сопоставлять художественные произведения с документально-биографическими.


Писатели улыбаются

8




50

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом».

1


Презентация.

Познавательные: составлять тезисы статьи учебника о журнале «Сатирикон», составлять лексические и историко-культурные комментарии, ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: понимать роль литературы в истории.

51

Вн.чт. Михаил Зощенко. «История болезни» и другие рассказы.

1


Портрет писателя, фонохрестоматия.

Познавательные: рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров, составлять таблицу, писать отзыв, находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета.

Регулятивные: организовать свое рабочее место, принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать ситуацию с точки зрения юмора.

52

Вн. чт. Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы. Сатира и юмор в рассказах.

1


Портрет писательницы, карточки для групповой работы.

Познавательные: характеризовать сюжеты и героев рассказа, их идейно-эмоциональное содержание, воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики, письменно отвечать на вопросы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: работать индивидуально и в группах, использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации, формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, проявлять уважительное отношение к русской литературе.


53

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе.

1


Портрет писателя, карточки для работы в группах.

Познавательные: характеризовать сюжеты и героев рассказа, их идейно-эмоциональное содержание, воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах – от правдоподобия до фантастики, письменно отвечать на вопросы.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, проявлять уважительное отношение к русской литературе.

54

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории.

1


Презентация, таблица: «Изобразительно-выразительные средства языка».

Познавательные: характеризовать сюжеты и героев поэмы, их идейно-эмоциональное содержание, ориентироваться в учебнике, в тексте поэмы, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, подбирать примеры, находить нужную информацию в учебнике, ресурсах Интернета.

Регулятивные: организовать свое рабочее место, собственную деятельность, принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: осознавать роль отдельной личности в истории и литературе.

55

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.

1


Иллюстрации к поэме, карточки для индивидуальной работы.

Познавательные: давать характеристику героев поэмы, подбирать цитаты, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить, анализировать, использовать нужную информацию в учебнике, в интернете..

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: работать индивидуально и в группах, использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации, формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, проявлять уважительное отношение к русской литературе.

56

Композиция поэмы. Юмор. Язык поэмы.

1


Таблицы: «Композиция лирического произведения», «Юмор в произведениях», «Фольклор».

Познавательные: подбирать примеры, выявлять черты фольклорной традиции в поэме, определять в ней художественные функции, ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить, анализировать, использовать нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

57

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме «Василий Теркин».

1


Литературная викторина, карточки для групповой работы.

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, в тексте поэмы, подбирать цитаты, сравнивать и делать выводы, обобщать, находить, анализировать, использовать нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: работать индивидуально, в группе, доказывать аргументировано свою точку зрения.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.


Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

1




58

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм войнов.

1


Фонохрестоматия. Раздаточный материал: «Тропы», песни военных лет.

Познавательные: рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить, анализировать, использовать нужную информацию в учебнике, различных справочниках, структурировать материал.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, проявлять уважительное отношение к русской литературе.

Проект: конкурс чтецов стихотворений о войне: «Стихи и песни, приблизившие Победу». Или составление альбома: «Моя семья внесла вклад в Великую Победу».


В.П.Астафьев.

2




59

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа.

1


Портрет писателя, военные фотографии, песни военных лет.

Познавательные: характеризовать сюжет и героев рассказа, его идейно-эмоциональное содержание, подбирать цитаты, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить, анализировать, использовать нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и в группе.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

60

Мечты и реальность военного детства. Образ главного героя.

1


Карточки для работы парами.

Познавательные: пересказывать, составлять сообщение о герое-повествователе, различать образ рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении, письменно отвечать на проблемные вопросы, делать выводы, находить, анализировать, использовать нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: осознавать патриотическую роль русской литературы, проявлять уважительное отношение к ней.


Русские поэты о Родине, родной природе.

3




61

Русские поэты о Родине, родной природе.

1


Иллюстрации, музыка П.И.Чайковского и других русских композиторов, фонохрестоматия, литературная викторина.

Познавательные: рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров, выявлять изобразительно-выразительные средства языка делать лирический анализ стихотворений, отвечать на вопросы учителя,

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, проявлять уважительное отношение к русской литературе.


62

Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине.

1



Познавательные: рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров, выявлять изобразительно-выразительные средства языка делать лирический анализ стихотворений, отвечать на вопросы учителя,

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, проявлять уважительное отношение к русской литературе.

Проект: разработка викторины или конкурс чтецов.

63

Контрольный тест по произведениям русской литературы, изученным в 8 классе.

1


Контрольная работа по произведениям, входящих в перечень элементов содержания, проверяемых на ГИА 9 (по вариантам).

Познавательные: обобщать, делать выводы, находить нужную информацию, осуществлять структурирование материала, проводить сравнительный анализ, письменно давать развернутый ответ на вопрос.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: уметь работать самостоятельно.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.


Из зарубежной литературы.

5




64

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

1


Презентация, иллюстрации к произведению, отрывки из художественного фильма.

Познавательные: рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров, анализировать эпизоды трагедии, ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить, анализировать, использовать нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом, проявлять уважительное отношение к русской литературе.


65

Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

1


Иллюстрации к сонетам.

Познавательные: анализировать сонет, ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить, использовать нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: выразительно читать стихотворения, вести диалог.

Личностные: осознавать эстетическую ценность зарубежной литературы.

66

Вн.чт. Жан Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа.

1


Портрет писателя, иллюстрации.

Познавательные: характеризовать сюжет и героев комедии, ее идейно-эмоциональное содержание, ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить, анализировать, использовать нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.


67


Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман.

1


Отрывки из фильма. Портрет писателя. Иллюстрации. Карточки для групповой работы.

Познавательные: составлять лексические и историко-культурные комментарии, характеризовать сюжет и героев романа, ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить, анализировать, использовать нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: оценивать роль личности в истории.

Проект: подготовка к литературному празднику: «Путешествие по стране Литературии 8 класса».




Подведем итоги

1




68

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1


Карточки для групповой работы.

Познавательные: отчитываться о выполнении индивидуальных учебных проектов, анализировать, делать выводы, цитировать наизусть, владеть навыками публичного выступления.

Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: работать индивидуально и в группе, использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей, формулировать и отстаивать свое мнение.

Личностные: осознавать эстетическую ценность русской литературы.




Домашних сочинений – 2

Классных сочинений – 2

Тестовая работа – 2

Контрольная работа - 1

Проекты-8