СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС по Пономаревой.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

По программе Пономаревой.Один час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС по Пономаревой.»

Биология 6 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование

урока



Тема урока

Кол-во часов


Планируемые результаты (УУД)


Характеристика

деятельности

обучающихся

Домашнее задание


Дата

личностные

метапредметные

предметные

План

Факт

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (5 часов)

1.

Царство Растения. Общая характеристика растений.

1

Ориентация в межличностных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение


Различать царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения.

Определять предмет науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком.

Умение слушать и вступать в диалог

Знать правила работы в кабинете биологии, технику безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием. Царства живой природы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные».

П. 1, с.6



2.

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

1

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях.

Умение выделять нравственный аспект поведения.

Самоопределение


Характеризовать внешнее строение растений.
Объяснять отличие вегетативных органов от генеративных.

Умение слушать и вступать в диалог.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе, об истории использования растений человеком

Внешнее строение, органы растения. Вегетативные и генеративные органы. Семенные и споровые растения. Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение.

П.2, с.14



3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений.

Различать и называть органоиды клеток растений.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки.

Обобщать знания и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки.

Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

П.3, с. 17



4.

Ткани растений

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы

Определять понятие «ткань». Характеризовать особенности строения и функции тканей растений.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.

Распознают и описывают строение и функции тканей растений.

Дают определение термину «ткань»

Самостоятельная работа по теме

П.4, с.21, с. 26 (вопросы)



5.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях - ботаника»

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Дают развёрнутые ответы на вопросына поставленные вопросы, выполняют задания.




Тема 2. Органы растений. (9 часов)

6.

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли». ИТБ


1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии;

овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, делать выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта.

Объяснять роль семян в природе. Характеризовать функции частей семени.
Описывать строение зародыша растения.
Устанавливать сходство проростка с зародышем семени.

Описывать стадии прорастания семян. Выявлять отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека.

Проводить наблюдения, фиксировать их результаты во время выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Характеризовать роль воды и воздуха в прорастании семян.

Объяснять значение запасных питательных веществ в прорастании семян.

Объяснять зависимость прорастания семян от температурных условий.

Прогнозировать сроки посева семян отдельных культур

Объясняют роль семян в природе.

Дают определение терминам двудольные и однодольные растения. Распознают и описывают по рисунку строение семян однодольных и двудольных растений. Сравнивают по предложенным критериям семена двудольных и однодольных растений

Используют информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли семян в жизни человека. Проводят наблюдения, фиксируют их результаты во время выполнения лабораторной работы

П.5, с.28

П. 6, с.34



7.

Корень, его строение и значение


1


Овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).


Овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта.

Различать и определять типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Называть части корня.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня.

Объяснять особенности роста корня. Проводить наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста.
Характеризовать значение видоизменённых корней для растений.

Распознают и описывают: виды корней; зоны корня.

Устанавливают соответствие между видоизменениями корня и его функциями. Различают корневые системы однодольных и двудольных растений. Устанавливают взаимосвязь строения и функций частей корня.

Проводят наблюдения за изменениями в верхушечной части корня в период роста, фиксируют их результаты во время выполнения лабораторной работы

П. 7, с.37



8.

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек». ИТБ


1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.

Называть части побега.

Определять типы почек на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Характеризовать почку как зачаток нового побега.

Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек.

Объяснять роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.

Рассматривают и описывают на животных объектах строение: побега, почки. Доказывают, что почка-видоизменённый побег. Отличают вегетативную почку от генеративной.

Соблюдают правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы.

П. 8, с. 43



9.

Лист, его строение и значение. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листьев». ИТБ


1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации.


Определять части листа на гербарных экземплярах, рисунках.

Различать простые и сложные листья. Характеризовать внутреннее строение листа, его части.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций листа.

Характеризовать видоизменения листьев растений.

Распознают и описывают по рисунку или на живых объектах строение листа.

Различают простые и сложные листья. Рассматривают на готовых микропрепаратах и описывают клеточное строение листа.

Устанавливают взаимосвязь строения и функции листа. Выделяют условия жизни, влияющие на видоизменения листьев. Соблюдают правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы.

П. 9, с.48



10.

Стебель, его строение и значение. Биологический диктант


1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

проводить анализ и обработку информации


Описывать внешнее строение стебля, приводить примеры различных типов стеблей.

Называть внутренние части стебля растений и их функции.

Определять видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Описывают внешнее строение стебля, приводят примеры различных типов стеблей. Называют функции стебля. Устанавливают соответствие между функциями стебля и типами тканей, выполняющими данную функцию.

Изучают и описывают строение подземных побегов, отмечают их различия. Фиксируют результаты исследований. Соблюдают правила работы в кабинете биологии с лабораторным оборудованием во время работы.

П. 10, с.54



11.

Лабораторная работа № 4.«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». ИТБ


1

овладение интеллектуальными умениями (наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Изучать и описывать строение подземных побегов, отмечать их различия.

Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Приводят примеры растений, имеющих видоизменённые побеги. Распознают и описывают на живых объектах видоизменения побегов Доказывают, что корневище, клубень, луковица-видоизменённые побеги

П.10



12.

Цветок, его строение и значение. Соцветия. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий». ИТБ.



1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта

Определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Называть функции частей цветка.

Различать и называть типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Характеризовать значение соцветий.

Объяснять взаимосвязь опыления и оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать

типы опыления у растений.
Устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления

Распознают и описывают по рисункам:

строение цветка ветроопыляемых растений и насекомопыляемых растений, типы соцветий. Объясняют взаимосвязь строения цветка и его опылителей. Выявляют приспособления растений к опылению на примере строения цветка и соцветий.

П.11, с. 66



13.

Плод. Разнообразие и значение плодов


1



Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение исследовательскими умениями: определять цели лабораторной работы, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, проводить презентацию полученных знаний и опыта;

умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, ресурсы Интернета)

Объяснять процесс образования плода. Определять типы плодов и классифицировать их по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Описывать способы распространения плодов и семян на основе наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли плодов и семян в природе и жизни человека.

Дают определение термину покрытосеменные. Распознают и описывают по рисункам, коллекциям строение плодов. Приводят примеры растений с различными типами плодов. Выделяют приспособления для распространения плодов.

П. 12, с.66



14.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». Тестовый контроль


1

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Дают развёрнутые ответы на вопросы на поставленные вопросы, выполняют задания.

С.71





Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)

15.

Минеральное питание растений

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Объяснять роль корневых волосков в механизме почвенного питания.

Обосновывать роль почвенного питания в жизни растений.

Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных удобрений для растений.

Устанавливать взаимосвязь почвенного питания растений и условий внешней среды.

Называют этапы водообмена. Распознают и описывают растения различных экологических групп

П.13, с.74



16.

Воздушное питание растений — фотосинтез

1

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

Объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе.

Приводить примеры организмов — автотрофов и гетеротрофов, находить различия в их питании.

Обосновывать космическую роль зелёных растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о роли фотосинтеза на нашей планете

Описывают механизм фотосинтеза, передвижение органических веществ. Определяют роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ. Объясняют космическую роль зелёных растений.


П. 14, с.78



17.

Дыхание и обмен веществ у растений

1

сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал;

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Характеризовать сущность процесса дыхания у растений.

Устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза, проводить их сравнение.
Определять понятие «обмен веществ».
Характеризовать обмен веществ как важный признак жизни

Описывают опыты, подтверждающие дыхание растений. Выделяют приспособления растений для дыхания. Сравнивают по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

П. 15, с. 82



18.

Размножение  растений: половое и бесполое


1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии; овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал


Характеризовать значение размножения живых организмов.

Называть и описывать способы бесполого размножения, приводить примеры.
Обосновывать биологическую сущность бесполого размножения.

Объяснять биологическую сущность полового размножения.

Сравнивать бесполое и половое размножение растений, находить их различия.

Называть основные особенности оплод-ния у цветковых растений.

Описывают процессы опыления и оплодотворения цветковых растений. Выделяют отличительные особенности полового и бесполого размножений. Отличают оплодотворение от опыления.

П.16 с. 86



19.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Практическая работа «Черенкование комнатных растений»


1

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе

Осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Называть характерные черты вегетативного размножения растений.

Сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения растений.

Приводят примеры растений, размножающихся вегетативно. Называют способы вегетативного размножения. Распознают и описывают способы вегетативного размножения. Наблюдают за развитием растения при вегетативном размножении.

П. 17, с. 91



20.

Рост и развитие растений. Тестовый контроль


1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации.

Называть основные черты, характеризующие рост растения.

Объяснять процессы развития растения, роль зародыша.

Сравнивать процессы роста и развития.
Характеризовать этапы индивидуального развития растения.

Устанавливать зависимость роста и развития растений от условий среды.

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Распознают и описывают по рисунку стадия развития растения и их последовательность. Выделяют различия между процессами роста и развития. Приводят примеры гибели растений от влияния условий среды

П.18, с. 96, с.101





21

Обобщение знаний по теме.

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

Отвечать на итоговые вопросы темы, выполнять задания

Дают развёрнутые ответы на вопросы на поставленные вопросы, выполняют задания.




Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира. (9 ч)

22.

Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Приводить примеры названий различных растений.

Систематизировать растения по группам.
Характеризовать единицу систематики — вид.
Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Объяснять значение систематики растений для ботаники.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о деятельности К. Линнея и роли его исследований в биологии.

Выделять и описывать существенные признаки водорослей.

Характеризовать главные черты, лежащие в основе систематики водорослей.

Объяснять процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и

жизни человека

Называют признаки царства Растения

Распознают отделы растений

Различают и описывают низшие и высшие растения.

Дают определение термину «низшие растения». Распознают водоросли различных отделов и описываютстроение водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Сравнивают по заданным критериям одноклеточные и многоклеточные водоросли.

П. 19, 20, с. 104



23.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов». ИТБ


1


Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Сравнивать представителей различных групп растений отдела, делать выводы.

Называть существенные признаки мхов.
Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Выделять признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям.
Характеризовать процессы размножения и развития моховидных, их особенности.
Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.

Дают определение термину «высшие растения». Распознают и описывают: строение мхов, растения отдела Мохообразные. Выявляют приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объясняют происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зелёных водорослей

П. 21, с. 113



24.

Плауны. Хвощи, папоротники

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротникообразных. Обосновывать необходимость охраны исчезающих видов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе.

Дают определение термину «высшие растения». Распознают и описывают: строение папоротников; растения отдела папоротникообразные

П. 22, с. 113



25.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений.

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Сравнивать строение споры и семени. Характеризовать процессы размножения и развития голосеменных.

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о значении хвойных лесов России

Дают определение термину «голосеменные» растения.

Распознают растения отдела Голосеменные. Описывают процесс размножения сосны. Распознают и описывают строение хвои и шишек наиболее распространённых представителей голосеменных

П. 23, с. 122



26.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Устанавливать взаимосвязь приспособленности покрытосеменных к условиям среды.

Выделять и сравнивать существенные признаки строения однодольных и двудольных растений.

Объяснять причины использования покрытосеменных для выведения культурных форм.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта об охраняемых видах покрытосеменных растений

Дают определение термину «покрытосеменные растения». Распознают растения отдела Покрытосеменные.

Распознают и описывают строение цветковых растений. Сравнивают по заданным критериям, используя данные информационной таблицы: покрытосеменные и голосеменные растения; однодольные и двудольные растения

П. 24, с. 126



27.

Семейства класса Двудольные.

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выделять основные признаки класса Двудольные.

Описывать отличительные признаки семейств Двудольных.

Распознавать представителей семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.

Применять приёмы работы с определителем растений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли растений класса Двудольные в природе и жизни человека

Распознают и описывают наиболее распространенные в данной местности растения семейств класса Двудольные.

Определяют принадлежность растений к классу Двудольные

П. 25, с. 132



28.

Семейства класса Однодольные

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Выделять признаки класса Однодольные.
Определять признаки деления классов Двудольные и Однодольные на семейства.
Описывать характерные черты семейств однодольных растений.

Применять приёмы работы с определителем растений.
Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о практическом использовании растений семейства Однодольные

Распознают растения семейств: Лилейные, Злаки

П. 26, с. 138



29.

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Объяснять сущность понятия об эволюции живого мира.

Описывать основные этапы эволюции организмов на Земле.

Выделять этапы развития растительного мира.

Называть черты приспособленности растений к наземному образу жизни.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о редких и исчезающих видах растений.

Называть основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Характеризовать роль человека в появлении многообразия культурных растений.

Приводить примеры культурных растений своего региона.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о жизни и научной деятельности Н.И. Вавилова.

Называют основные этапы эволюции растительного мира. Выявляют основные признаки, необходимые для существования растений на суше. Объясняют процессы жизнедеятельности основных отделов растений.


П. 27, 28, с. 143



30.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

1

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Дают развёрнутые ответы на вопросы на поставленные вопросы, выполняют задания.

П. 29, с. 150, с. 155



Тема 5. Природные сообщества. (5 часов)

31.

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета);

проводить анализ и обработку информации

Объяснять сущность понятия «природное сообщество».

Устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Оценивать роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Выявлять преобладающие типы природных сообществ

Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о природных сообществах России

Называют основные типы природных сообществ. Приводят примеры естественных сообществ. Описывают видовой состав природных сообществ.

П. 30, с.159



32.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Экскурсия«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)». ИТБ.


1

Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни

Овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Выполнять исследовательскую работу: находить изучаемые виды растений, определять количество ярусов в природном сообществе, называть жизненные формы растений, отмечать весенние явления в природе.
Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Соблюдать правила поведения в природе


Объясняют, почему растения считаются основой круговорота веществ.

П. 31, с. 163, составить проект – отчет об экскурсии



33.

Смена природных сообществ и её причины

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией

Объяснять причины смены природных сообществ.

Приводить примеры смены природных сообществ, вызванной внешними и внутренними причинами.

Объяснять причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов. Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

Объясняют причины смены природных сообществ.

П. 32, с.171



34.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»

1

Овладение интеллектуальными умениями (делать обобщения и выводы)

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы.

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы


Называют основные царства органического мира, определяют систематическое положение растений

Повт. тему 5



35.

Летние задания

1

Сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии

Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией

Излагать свою точку зрения на необходимость принятия мер по охране растительного мира.

Выбирать задание на лето, анализировать его содержание

Записывают задания в тетрадь, что нужно будет сделать на летних каникулах.

С.174




Итого

35ч