№ | Тема урока | Тип урока | Форма урока, демонстрации, практические работы | Учебный материал | Дата проведения |
Введение – 1 час |
-
| Живая и неживая природа. Для чего нужно изучить неживую природу. | сообщение новых знаний | Вводная беседа. | с.5 | 06.09 |
Вода – 5 часов |
-
| Вода в природе. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры – градус. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Учёт и использование этих свойств воды человеком. | комбинированный | Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Расширение воды при замерзании. Определение текучести воды. Растворение соли, сахара и марганцовокислого калия в воде. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. | с.14 | 20.09 |
-
| Способность воды растворять твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в быту (стиральные, питьевые и т.д.). | сообщение новых знаний | с.40 | 04.10 |
-
| Растворы в природе: минеральная и морская вода. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода. | комбинированный | с.45 | 18.10 |
-
| Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. | комбинированный | с.27 | 01.11 |
-
| Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, и пути их решения. | комбинированный | с.57 | 15.11 |
Воздух – 5 часов |
-
| Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учёт и использование свойств воздуха человеком. | сообщение новых знаний | Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Обнаружение воздуха в какой-либо емкости. Упругость воздуха. Воздух — плохой проводник тепла. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | с.65 | 29.11 |
-
| Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. | комбинированный | с.78 | 13.12 |
-
| Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. | сообщение новых знаний | с.88 | 27.12 |
-
| Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. | сообщение новых знаний | Беседа с практическими и поисковыми заданиями. | с.95 | 17.01 |
-
| Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха, и пути их решения. | комбинированный | Беседа с моделированием ситуаций. | с.104 | 31.01 |
Полезные ископаемые – 3 часов |
-
| Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняк, песок, глина. Внешний вид и свойства. Добыча и использование. | комбинированный | Деловая игра | с.111 | 14.02 |
-
| Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. | комбинированный | Беседа с поисковыми заданиями | с.128 | 28.02 |
-
| Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | комбинированный | Рассказ с демонстрацией образцов | с.137 | 14.03 |
Почва – 3 часов |
-
| Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. | сообщение новых знаний | Выделение воздуха и воды из почвы. Обнаружение в почве песка и глины. | с.170 | 11.04 |
-
| . Виды почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. | комбинированный | Выпаривание минеральных веществ из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее. Различие песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: вскапывание и боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами. Определение типа почвы на школьном учебно-опытном участке. | с.179 | 25.04 |
-
| Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. | применения знаний | с.189 | 23.05 |