СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 10-11 классы . Казахстан

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование  по  биологии  для 10-11  классов.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 10-11 классы . Казахстан»

Календарно тематическое планирование по биологии в 10 классе

естественно-математического направления

(всего 68 ч, в неделю 2 ч)


Наименование темы

часы

сроки

д/з


Введение (1 час).




1.

Биология как наука. Место биологии в системе наук и её значение. Связь биологических дисциплин с другими науками. Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

Демонстрация портретов учёных – биологов, схемы «Связи биологии с другими науками».

1




Раздел I. Цитология. Задачи цитологии (1 час).




2.

Предмет, задачи, и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

1




Раздел II. Клеточная теория (19 часов).





Глава I. Химический состав клетки (9 часов).




3.

История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии.

1



4.

Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

1



5.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.

1



6.

Органические вещества: углеводы, их строение, свойства и выполняемая функция.

1



7.

Органические вещества: белки, их строение, свойства и выполняемая функция.

1



8.

Органические вещества: липиды, их строение, свойства и выполняемая функция.

1



9.

Нуклеиновая кислота ДНК, её строение и роль в клетке.

1



10.

Нуклеиновые кислоты и-РНК, т-РНК, р-РНК, АТФ, их строение и роль в клетке.

1



11.

Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

1




Глава II. Строение и функции прокариотической клетки (2 часа).




12.

Строение прокариотической клетки. Особенности строения функций клеток бактерий.

Лабораторная работа № 1.

Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

1



13.

Разнообразие жизнедеятельности бактерий.

1




Глава III. Структурно-функциональная организация клеток эукариот (8 часов).




14.

Основные компоненты клетки. Структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур, их структура и функции.

Демонстрация микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки.

Лабораторная работа № 2.

Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

1



15.

Органоиды цитоплазмы: ЭПС, Комплекс Гольджи, лизосомы.

Лабораторная работа № 3.

Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

1



16.

Органоиды цитоплазмы: пластиды, митохондрии, их строение, выполняемые функции в клетке.

1



17.

Органоиды цитоплазмы: клеточный центр, рибосомы, их строение, выполняемые функции в клетке.

1



18.

Цитоскелет. Органоиды движения, клеточные включения, их строение, выполняемые функции в клетке.

1



19.

Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом, строение, выполняемые функции в клетке.

1



20.

Особенности строения клеток грибов, животных и растений.

1



21.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Структурно-функциональная организация клеток эукариот».

1




Раздел III. Неклеточные формы жизни (2 часа).




22.

Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности.

Демонстрация: различных молекул и вирусных частиц.

1



23.

Профилактика вирусных заболеваний.

1




Раздел IV. Обмен веществ и энергии в клетке (метаболизм) (9 часов).




24.

Обмен веществ и энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ.

1



25.

Пластический обмен.

1



26.

Основные этапы энергетического обмена.

Демонстрация: схемы путей метаболизма в клетке.

1



27.

Отличительные особенности процессов клеточного дыхания.

1



28.

Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы.

1



29.

Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Демонстрация опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза.

1



30.

Биосинтез белка. Понятие о гене – источнике генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков.

Демонстрация: модели-аппликации «Синтез белка».

1



31.

Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Демонстрация: моделей ДНК и РНК.

1



32.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

1




Раздел V. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (10 часов).





Глава IV. Бесполое размножение растений и животных (2 часа).




33.

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Демонстрация: схемы митоза.

1



34.

Формы бесполого размножения организмов: митотическое деление клеток, спорообразование, вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения.

Демонстрация таблиц, иллюстрирующих виды бесполого размножения.

1




Глава V. Половое размножение (3 часа).




35.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез.

Демонстрация таблиц мейоза и полового размножения.

1



36.

Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений.

1



37.

Биологическое значение оплодотворения.

1




Глава VI. Индивидуальное развитие (онтогенез) (3 часа).

1



38.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей.

1



39.

Биогенетический закон Э.Мюллера и Э.Геккеля. Онтогенез растений. Онтогенез животных.

Демонстрация сходства зародышей позвоночных животных.

1



40.

Взаимовлияние частей развивающегося зародыша.

1




Глава VII. Развитие организма и окружающая среда (2 часа).




41.

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врождённые уродства).

Демонстрация эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений.

1



42.

Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

1




Раздел VI. Основы генетики (12 часов).





Глава VIII. Основные закономерности наследственности (7 часов).




43.

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные

Г.И. Менделем. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования и расщепления. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.

Практические работы.

Решение генетических задач.

1



44.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Практические работы.

Решение генетических задач.

1



45.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1



46.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

1



47.

Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Демонстрация моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом.

1



48.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность.

1



49.

Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков.

1




Глава IX. Основные закономерности изменчивости (5 часов).




50.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации.

Демонстрация результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторная работа № 4.

Изучение фенотипов растений.

1



51.

Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

1



52.

Комбинативная изменчивость, её роль в создании генетического разнообразия в пределах вида и эволюционное значение. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

1



53.

Фенотипическая или модификационная изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Лабораторная работа № 5.

Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой.

1



54.

Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

1




Раздел VII. Генетика человека (5 часов).




55.

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека.

Демонстрация хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа № 6.

Составление родословных.

1



56.

Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах.

1



57.

Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья.

1



58.

Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции.

1



59.

Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование.

1




Раздел VIII. Основы селекции и биотехнологии (9 часов).




60.

Задачи и методы селекции.

Демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портреты известных учёных селекционеров.

1



61.

Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции.

1



62.

Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

1



63.

Селекция растений и животных.

Демонстрация схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных.

1



64.

Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции.

1



65.

Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

1



66.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности.

Демонстрация таблиц, схем микробиологического производства.

1



67.

Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Демонстрация продуктов микробиологического синтеза.

1



68.

Генная инженерия, её достижения и перспективы.

1








































Календарно тематическое планирование по биологии в 11 классе

естественно-математического направления

Всего - 68 часов (2 ч в неделю)


Наименование темы

часы

сроки

д/з

1.

Введение (1 час).

1




Раздел I. Возникновение и развитие жизни на Земле (8 часов).





Глава 1. История представлений о возникновении жизни на Земле (2 часа).




2.

Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни.

1



3.

Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея, эксперименты Л. Пастера. Теория вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле.

Демонстрация схемы экспериментов Л.Пастера.

1




Глава II. Предпосылки возникновения жизни на Земле (2 часа).




4.

Предпосылки возникновения жизни на Земле: космические и планетарные предпосылки.

Демонстрация схемы этапов формирования планетарных систем.

1



5.

Первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и органических молекул на ранних этапах развития Земли.

1




Глава III. Современные представления о возникновении жизни на Земле (4 часа).




6.

Современные представления о возникновении жизни.

Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развитие царств растений и животных.

1



7.

Теория А.И.Опарина, опыты С.Миллера. Теория происхождения протобиополимеров.

1



8.

Эволюция протобионтов: формирование внутренней среды, появление катализаторов органической природы, возникновение генетического кода.

1



9.

Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса и многоклеточности.

1




Раздел II. Эволюционное учение (23 часа).





Глава IV. Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина (3 часа).




10.

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.

Демонстрация биографий и портретов учёных, внёсших вклад в развитие эволюционных идей.

1



11.

Работы К.Линнея по систематике растений и животных.

1



12.

Труды Ж.Кювье и Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые эволюционисты.

1




Глава V. Дарвинизм (10 часов).




13.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.

Демонстрация маршрута и конкретных находок Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

1



14.

Основные положения учения Ч. Дарвина.

1



15.

Вид – эволюционная единица. Критерии вида.

Лабораторная работа № 1.

Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

1



16.

Наследственная изменчивость – материал для эволюции.

1



17.

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. Факторы эволюции пород животных и сортов растений.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, показ растений и животных, с индивидуальной изменчивостью и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

1



18.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1



19.

Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

1



20.

Борьба за существование и естественный отбор.

1



21.

Приспособленность организмов и её относительность.

Лабораторная работа № 2.

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

1



22.

Образование новых видов.

Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.

1




Глава VI. Микроэволюция (5 часов).




23.

Эволюционная роль мутаций. Генетические процессы в популяциях. Микроэволюция. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

1



24.

Закон Харди-Вайнберга.

1



25.

Формы естественного отбора.

1



26.

Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Современные представления о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен).

1



27.

Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

1




Глава VII. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция (5 часов).




28.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов).

Демонстрация схемы соотношения путей прогрессивной органической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесённых в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

1



29.

Макроэволюция, её доказательства.

Демонстрация примеров гомологичных, аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе.

1



30.

Пути достижения биологического прогресса.

1



31.

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов.

1



32.

Результаты эволюции: постепенное усложнение уровня организации живой природы, многообразие видов, относительная приспособленность (органическая целесообразность).

1




Раздел III. Развитие органического мира на Земле (14 часов).





Глава VIII. Основные черты эволюции животного и растительного мира (10 часов).




33.

Развитие жизни на Земле в архейскую эру.

Демонстрация репродукций картин З.Буриана, отражающих флору и фауну различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.

1



34.

Протерозойская эра. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

1



35.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений: появление первых сосудистых растений, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.

1



36.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция животных. Возникновение позвоночных (рыб, земноводных, пресмыкающихся).

1



37.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих.

1



38.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

1



39.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция).

1



40.

Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов.

1



41.

Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов.

1



42.

Направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

1




Глава IX. Происхождение человека (4 часа).




43.

Место человека в живой природе. Признаки и свойства Homo sapiens, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека.

Демонстрация моделей скелетов человека и позвоночных животных.

1



44.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

1



45.

Движущие силы антропогенеза. Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека.

1



46.

Взаимоотношение социального и биологического направлений в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

1




Раздел IV. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (20 часов).





Глава X. Понятие о биосфере (3 часа).




47.

Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера.

Демонстрация схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные её составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.

1



48.

Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокостное и костное вещество биосферы (В.И.Вернадский).

1



49.

Круговорот веществ в природе.

Демонстрация схем круговорота веществ в природе.

1




Глава XI. Жизнь в сообществах (2 часа).




50.

История формирования сообществ живых организмов. Геологическая история материков; изоляция, климатические условия.

Демонстрация карт, отражающих историю материков; распространённости основных биомов суши.

1



51.

Биогеография. Основные биомассы суши и Мирового океана. Биогеографические области.

1




Глава XII. Взаимоотношения организмов и среды (12 часов).




52.

Экология, её задачи, экологические факторы.

Демонстрация и обсуждение электронных презентаций, фрагментов электронных учебников по теме «Биосфера».

1



53.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы.

1



54.

Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты.

1



55.

Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1



56.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещённости, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ.

1



57.

Интенсивность действия факторов среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

1



58.

Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии.

1



59.

Смена биогеоценозов. Причины смены биогеоценозов; формирование новых сообществ.

1



60.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы.

1



61.

Обеспечение природными ресурсами население планеты меры по образованию природных комплексов, экологическое образование, воспитание, культура.

1



62.

Экологические бедствия планеты Земля.

Демонстрация зон экологических бедствий планеты.

1



63.

Зоны экологических бедствий Республики Казахстана.

Демонстрация зон экологических бедствий Республики Казахстан.

1




Глава XIII. Взаимоотношения между организмами (3 часа).




64.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: кооперация, мутуализм, комменсализм.

Демонстрация примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.

1



65.

Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция.

1



66.

Нейтральные отношения – нейтрализм.

1




Раздел V. Бионика (2 часа).




67.

Использования человеком в хозяйской деятельности принципов организации растений и животных.

Демонстрация примеров структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

1



68.

Формы живого в природе и их промышленные аналогии (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы).

1