№ | Тема урока | Основные понятия темы | Практикум | Планируемые результаты обучения | Домашнее задание | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Биология как наука. Методы научного познания (5 часов) |
| Введение | Биология, общая биология, жизнь | | Знать общебиологические проблемы, необходимость биологических знаний | Стр.4-5 | |
| Краткая история развития биологии | | | Знать краткую историю развития биологии | Пар.1 вопр.к пар | |
| Система биологических наук | | | Иметь представление о биологии как системе биологических наук | Пар.1 вопр.к пар | |
| Сущность жизни и свойства живого | Метаболизм, гомеостаз, наследственность, изменчивость, рост, развитие, размножение, раздражимость, дискретность, авторегуляция, ритмичность, энергозависимость | | Иметь представление о сущности жизни на основе основных свойств живого - критериев | Пар.2 вопр. к пар | |
| Уровни организации живой материи | Уровни жизни: молекулярный клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический биосферный | | Понимать сущность жизни, отличия живого от неживого; уровни организации живого, их тесную взаимосвязь; уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе | Пар.3 вопр. к пар | |
| | | | | | |
2.Учение о клетке (18) | |
(1) | История изучения клетки | | | | Пар.4 вопр. к пар | |
(2) | Клеточная теория строения организмов | | | Знать основные положения клеточной теории; уметь применять доказательства материального единства органического мира; уметь готовить микропрепараты и готовить их под микроскопом | Пар.4 вопр. к пар | |
(3) | Химическая организация клетки | Макроэлементы, микроэлементы | | Знать химический состав клеток | Пар.5 вопр. к пар | |
(4) | Неорганические вещества клетки | Гидрофобные, гидрофильные вещества, буферность | | Знать особенности строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки; понимать значение катионов и анионов в жизнедеятельности клеток; уметь доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клетки | Пар.6 вопр. к пар | |
(5) | Органические молекулы – жиры и липиды | | | Знать особенности строения и функций молекул жира и липоидов | | |
(6) | Органические вещества клетки. Углеводы | Моно-,ди-, полисахариды | | Знать специфические особенности органических веществ; Знать особенности строения и функций полисахаридов как регулярных биополимеров | | |
(7) | Строение и функции белков | ферменты | | Знать важнейшую роль белков в жизнедеятельности живых организмов уникальные особенности строения молекул белков | | |
(8) | Свойства белков. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов | | Лабор. работа № 1 | Уметь проводить простейшие опыты | | |
(9) | Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты | ДНК, РНК, комплементарность, нуклеотид | | Знать особую роль нуклеиновых кислот в живой природе – хранении и передаче наследственной информации; особенности строения молекул Н.К. как биополимеров; знать механизм удвоения ДНК и роль этого механизма в передаче наследственной информации, уметь схематично изображать этот процесс | | |
(10) | РНК – рибонуклеиновая кислота | Азотистые основания, генетический код | | Знать особенности строения и функции различных видов РНК в клетке; иметь представление о генетическом коде. | | |
(11) | Обобщение знаний о химической организации клетки | | Зачет 1 | Закрепить знания по теме | | |
(12) | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. органоиды | Органоиды, диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз | Лабор.раб.№2 «Изучение строения растительной и животной клетки» | Знать особенности строения эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа строения; знать особенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки | | |
(13) | Строение и функции органоидов клетки | | | Знать особенности строения и функций мембранных и немембранных органоидов | | |
(14) | Клеточное ядро | Хроматин, хромосомы, ядрышко | | Знать особенности строения и функций ядра как важнейшего компонента эукариотической клетки | | |
(15) | Прокариотическая клетка | прокариоты | | Иметь представление о двух уровнях клеточной организации; знать особенности прокариотической клетки; роль бактерий и синезеленых водорослей | | |
(16) | Реализация наследственной информации в клетке | Транскрипция. Трансляция, матричные реакции | | Знать об основном процессе метаболизма - биосинтезе белка; уметь объяснять сущность матричных реакций | | |
(17) | Неклеточные формы жизни.Вирусы | Вирусология, капсид, бактериофаг | | Знать роль вирусов в природе и жизни людей; особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, их строения и жизнедеятельности; иметь сведения об опасности заражения ВИЧ | | |
(18) | Обобщение знаний по теме | | Зачет № 2 | | | |
3. Организм (36 часов) |
(1) | Организм единое целое. | | | Организм, орган, органоиды, гуморальная и нервная регуляция, гомеостаз, наследственная информация | | |
(2) | Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. | | | Пино и фагоцитоз, Мечников, таксисы, поведение, значение | | |
(3) | Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. | | | Дифференциация клеток и тканей, обмен веществ и превращение энергии, ассимиляция, диссимиляция, аэробный и анаэробный метаболизм, системы органов | | |
(4) | Метаболизм – основа существования живых организмов. Анаболизм | Метаболизм, пластический обмен, ассимиляция | | Знать сущность метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии. | | |
(5) | Энергетический обмен | Катаболизм, диссимиляция, АТФ, гликолиз | | Знать сущность, особенности и значение катаболизма, его взаимосвязь с анаболизмом | | |
(6) | Автотрофный тип обмена веществ | Фотосинтез, Автотрофный тип обмена, хемосинтез | | Автотрофный тип обмена веществ Знать процесс фотосинтеза, его космическую роль | | |
(7) | Автотрофный тип обмена веществ | | | Знать процесс фотосинтеза, его космическую роль | | |
(8) | Деление клеток. Митоз | Митоз. Фазы митоза интерфаза | | Знать механизмы митотического цикла, его биологическую роль | | |
(9) | Бесполое размножение | | | Знать особенности размножения как одного из этапов индивидуального развития организмов; уметь характеризовать способы бесполого размножения | | |
(10) | Половое размножение | Партеногенез, гаметы, половой процесс | | Знать особенности разных форм размножения на основе конкретизации знаний о половом размножении; иметь представление об эволюции полового размножения; знать особенности половых клеток; особенности партеногенеза | | |
(11) | Мейоз | Конъюгация, кроссинговер, редукционное деление | | Расширить знания о половом размножении на основе изучения мейоза; знать особенности созревания гамет; механизм обмена между генами; различие митоза и делений мейоза, их биологическую сущность | | |
(12) | Оплодотворение | Оплодотворение, двойное оплодотворение | | Знать сущность осеменения и оплодотворения, особенности опыления и оплодотворения у цветковых растений | | |
(13) | Онтогенез. Эмбриогенез. Органогенез. | Онтогенез, эмбриология, бластула, гаструла. Эмбриональная индукция, нейрула | | Знать краткую историю учения об онтогенезе, особенности эмбриогенеза, его цитологические основы. Знать особенности органогенеза | | |
(14) | Постэмбриональный период развития | Прямое и непрямое развитие | | Знать особенности постэмбрионального развития | | |
(15) | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье | | | | | |
(16) | Повторение и обобщение знаний | | Зачет № 3 | Систематизировать знания по теме | | |
(17) | Основные понятия генетики | Наследственность, изменчивость, гены, аллельные гены, генотип, фенотип, соматические клетки | | Знать краткую историю генетики, предмет изучения науки | | |
(18) | Методы генетики. Гибридологический метод. | | | Знать опыты Менделя, сущность основного метода генетики, | | |
(19) | Первый закон Менделя. | | | Знать первый закон Менделя | | |
(20) | Второй закон Менделя. Неполное доминирование | | | Знать формулировку второго закона Менделя, его цитологические основы, уметь доказывать статистический характер явления расщепления | | |
(21) | Решение генетических задач | | | Уметь решать генетические задачи | | |
(22) | Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. | | | Знать закон чистоты гамет, анализирующее скрещивание | | |
(23) | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя | | | Знать особенности дигибридного скрещивания как метода изучения наследственности; цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования признаков | | |
(24) | Решение генетических задач | | | Уметь решать генетические задачи | | |
(25) | Решение генетических задач | | | Уметь решать генетические задачи | | |
(26) | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков | Закон Моргана, группы сцепления | | Знать основные положения хромосомной теории наследственности; сущность явления сцепленного наследования признаков | | |
(27) | Современные представления о гене и геноме. | | | | | |
(28) | Генетика пола. Наследование сцепленное с полом | Гомо-, гетерогаметный пол, аутосомы, половые хромосомы | | Знать хромосомный механизм определения пола, особенности половых хромосом; причины возникновения генетических болезней | | |
(29) | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов | | | Иметь представление о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе; о проявлении взаимосвязи и взаимодействии аллельных генов друг с другом | | |
(30) | Взаимодействие неаллельных генов | | | Иметь представление о проявлении взаимосвязи и взаимодействии аллельных генов друг с другом | | |
(31) | Закономерности наследственности. Решение генетических задач | | Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач и составление родословных» | Закрепить прочность знаний генетических терминов, уметь составлять родословные | | |
(32) | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость | Генотипическая изменчивость, мутация, мутагены, комбинативная изменчивость | | Знать сущность наследственной изменчивости; разные виды мутаций, причины их вызывающие | | |
(33) | Фенотипическая изменчивость | Норма реакции, вариационный ряд, вариационная кривая | Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости. Построение вариационой кривой» | Знать особенности модификационной изменчивости, причины ее проявления | | |
(34) | Генетика и здоровье человека | | | | | |
(35) | Обобщение и повторение знаний | | Лабор.работа №5 «Описание фенотипа комнатных растений» | Расширить знания о взаимосвязи генотипа и условий внешней среды; уметь описывать фенотип растений | | |
(36) | Зачет № 4 | | | Систематизация знаний по теме | | |
5. Основы селекции (6 часов) | |
(1) | Создание пород животных и сортов растений | Порода, сорт, штамм | | Знать краткую историю селекции; значение учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений | | |
(2) | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости | | | Знать роль и значение работ Н.И.Вавилова в разработке научных основ селекции; сущность закона гомологических рядов | | |
(3) | Методы селекции растений и животных | Отбор, гибридизация | | Знать основные методы селекции | | |
(4) | Селекция микроорганизмов | | | Знать особенности селекции микроорганизмов, низших грибов, достижения в этой области науки | | |
(5) | Достижения и основные направления современной селекции | | | Знать основные достижения современной селекции | | |
(6) | Биотехнология: достижения и перспективы развития. | | | | | |
6. Повторение (3 часа) | | | | |
(1) | Повторение и обобщение знаний | | | Закрепление знаний по курсу | | |
(2) | Повторение и обобщение знаний | | | Закрепление знаний по курсу | | |
(3) | Повторение и обобщение знаний | | | Закрепление знаний по курсу | | |