СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно тематическое планирование к рабочей программе по биологии 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс»

Тематическое планирование курса Биология 10 класс

(68 часов, 2 часа в неделю)

Учебник ««Биология. Общая биология.»

В.И. Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т. Захарова


Тема урока

Основные понятия темы

Практикум

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Дата

1

2

3

4

5

6

7

1.Биология как наука. Методы научного познания (5 часов)

Введение

Биология, общая биология, жизнь


Знать общебиологические проблемы, необходимость биологических знаний

Стр.4-5


Краткая история развития биологии



Знать краткую историю развития биологии

Пар.1 вопр.к пар


Система биологических наук



Иметь представление о биологии как системе биологических наук

Пар.1 вопр.к пар


Сущность жизни и свойства живого

Метаболизм, гомеостаз, наследственность, изменчивость, рост, развитие, размножение, раздражимость, дискретность, авторегуляция, ритмичность, энергозависимость


Иметь представление о сущности жизни на основе основных свойств живого - критериев

Пар.2 вопр. к пар


Уровни организации живой материи

Уровни жизни: молекулярный клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический биосферный


Понимать сущность жизни, отличия живого от неживого; уровни организации живого, их тесную взаимосвязь; уметь вычленять уровни организации жизни в окружающей живой природе

Пар.3 вопр. к пар










2.Учение о клетке (18)


  1. (1)

История изучения клетки




Пар.4 вопр. к пар


  1. (2)

Клеточная теория строения организмов



Знать основные положения клеточной теории; уметь применять доказательства материального единства органического мира; уметь готовить микропрепараты и готовить их под микроскопом

Пар.4 вопр. к пар


  1. (3)

Химическая организация клетки

Макроэлементы, микроэлементы


Знать химический состав клеток

Пар.5 вопр. к пар


  1. (4)

Неорганические вещества клетки

Гидрофобные, гидрофильные вещества, буферность


Знать особенности строения молекул воды в связи с ее важнейшей ролью в жизнедеятельности клетки; понимать значение катионов и анионов в жизнедеятельности клеток; уметь доказывать материальное единство мира на основе знаний об элементном составе клетки

Пар.6 вопр. к пар


  1. (5)

Органические молекулы – жиры и липиды



Знать особенности строения и функций молекул жира и липоидов



  1. (6)

Органические вещества клетки. Углеводы

Моно-,ди-, полисахариды


Знать специфические особенности органических веществ; Знать особенности строения и функций полисахаридов как регулярных биополимеров



  1. (7)

Строение и функции белков

ферменты


Знать важнейшую роль белков в жизнедеятельности живых организмов уникальные особенности строения молекул белков



  1. (8)

Свойства белков. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов


Лабор. работа

№ 1

Уметь проводить простейшие опыты



  1. (9)

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты

ДНК, РНК, комплементарность, нуклеотид


Знать особую роль нуклеиновых кислот в живой природе – хранении и передаче наследственной информации; особенности строения молекул Н.К. как биополимеров; знать механизм удвоения ДНК и роль этого механизма в передаче наследственной информации, уметь схематично изображать этот процесс



  1. (10)

РНК – рибонуклеиновая кислота

Азотистые основания, генетический код


Знать особенности строения и функции различных видов РНК в клетке; иметь представление о генетическом коде.



  1. (11)

Обобщение знаний о химической организации клетки




Зачет 1

Закрепить знания по теме



  1. (12)

Эукариотическая клетка. Цитоплазма. органоиды

Органоиды, диффузия, фагоцитоз, пиноцитоз

Лабор.раб.№2 «Изучение строения растительной и животной клетки»

Знать особенности строения эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа строения; знать особенности строения мембранных и немембранных компонентов клетки





  1. (13)

Строение и функции органоидов клетки



Знать особенности строения и функций мембранных и немембранных органоидов



  1. (14)

Клеточное ядро

Хроматин, хромосомы, ядрышко


Знать особенности строения и функций ядра как важнейшего компонента эукариотической клетки



  1. (15)

Прокариотическая клетка

прокариоты


Иметь представление о двух уровнях клеточной организации; знать особенности прокариотической клетки; роль бактерий и синезеленых водорослей



  1. (16)

Реализация наследственной информации в клетке

Транскрипция. Трансляция, матричные реакции


Знать об основном процессе метаболизма - биосинтезе белка; уметь объяснять сущность матричных реакций



  1. (17)

Неклеточные формы жизни.Вирусы

Вирусология, капсид, бактериофаг


Знать роль вирусов в природе и жизни людей; особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, их строения и жизнедеятельности; иметь сведения об опасности заражения ВИЧ



  1. (18)

Обобщение знаний по теме


Зачет № 2




3. Организм (36 часов)

  1. (1)

Организм единое целое.



Организм, орган, органоиды, гуморальная и нервная регуляция, гомеостаз, наследственная информация



  1. (2)

Процессы жизнедеятельности одноклеточных орга­низмов.



Пино и фагоцитоз, Мечников, таксисы, поведение, значение



  1. (3)

Основные процессы жизнедеятельности многокле­точных организмов.



Дифференциация клеток и тканей, обмен веществ и превращение энергии, ассимиляция, диссимиляция, аэробный и анаэробный метаболизм, системы органов



  1. (4)

Метаболизм – основа существования живых организмов. Анаболизм

Метаболизм, пластический обмен, ассимиляция


Знать сущность метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии.



  1. (5)

Энергетический обмен

Катаболизм, диссимиляция, АТФ, гликолиз


Знать сущность, особенности и значение катаболизма, его взаимосвязь с анаболизмом



  1. (6)

Автотрофный тип обмена веществ

Фотосинтез, Автотрофный тип обмена, хемосинтез


Автотрофный тип обмена веществ

Знать процесс фотосинтеза, его космическую роль



  1. (7)

Автотрофный тип обмена веществ



Знать процесс фотосинтеза, его космическую роль



  1. (8)

Деление клеток. Митоз

Митоз. Фазы митоза

интерфаза


Знать механизмы митотического цикла, его биологическую роль



  1. (9)

Бесполое размножение



Знать особенности размножения как одного из этапов индивидуального развития организмов; уметь характеризовать способы бесполого размножения



  1. (10)

Половое размножение

Партеногенез, гаметы, половой процесс


Знать особенности разных форм размножения на основе конкретизации знаний о половом размножении; иметь представление об эволюции полового размножения; знать особенности половых клеток; особенности партеногенеза



  1. (11)

Мейоз

Конъюгация, кроссинговер, редукционное деление


Расширить знания о половом размножении на основе изучения мейоза; знать особенности созревания гамет; механизм обмена между генами; различие митоза и делений мейоза, их биологическую сущность



  1. (12)

Оплодотворение

Оплодотворение, двойное оплодотворение


Знать сущность осеменения и оплодотворения, особенности опыления и оплодотворения у цветковых растений



  1. (13)

Онтогенез. Эмбриогенез. Органогенез.

Онтогенез, эмбриология, бластула, гаструла. Эмбриональная индукция, нейрула


Знать краткую историю учения об онтогенезе, особенности эмбриогенеза, его цитологические основы. Знать особенности органогенеза



  1. (14)

Постэмбриональный период развития

Прямое и непрямое развитие


Знать особенности постэмбрионального развития



  1. (15)

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье






  1. (16)

Повторение и обобщение знаний


Зачет № 3

Систематизировать знания по теме



  1. (17)

Основные понятия генетики

Наследственность, изменчивость, гены, аллельные гены, генотип, фенотип, соматические клетки


Знать краткую историю генетики, предмет изучения науки



  1. (18)

Методы генетики. Гибридологический метод.



Знать опыты Менделя, сущность основного метода генетики,



  1. (19)

Первый закон Менделя.



Знать первый закон Менделя



  1. (20)

Второй закон Менделя. Неполное доминирование



Знать формулировку второго закона Менделя, его цитологические основы, уметь доказывать статистический характер явления расщепления



  1. (21)

Решение генетических задач



Уметь решать генетические задачи



  1. (22)

Закон чистоты гамет. Анализирующее скрещивание.



Знать закон чистоты гамет, анализирующее скрещивание



  1. (23)

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя



Знать особенности дигибридного скрещивания как метода изучения наследственности; цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования признаков



  1. (24)

Решение генетических задач



Уметь решать генетические задачи



  1. (25)

Решение генетических задач



Уметь решать генетические задачи



  1. (26)

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков

Закон Моргана, группы сцепления


Знать основные положения хромосомной теории наследственности; сущность явления сцепленного наследования признаков



  1. (27)

Современные представления о гене и геноме.






  1. (28)

Генетика пола. Наследование сцепленное с полом

Гомо-, гетерогаметный пол, аутосомы, половые хромосомы


Знать хромосомный механизм определения пола, особенности половых хромосом; причины возникновения генетических болезней



  1. (29)

Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов



Иметь представление о генотипе как целостной, исторически сложившейся системе; о проявлении взаимосвязи и взаимодействии аллельных генов друг с другом



  1. (30)

Взаимодействие неаллельных генов



Иметь представление о проявлении взаимосвязи и взаимодействии аллельных генов друг с другом



  1. (31)

Закономерности наследственности. Решение генетических задач


Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач и составление родословных»


Закрепить прочность знаний генетических терминов, уметь составлять родословные



  1. (32)

Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость

Генотипическая изменчивость, мутация, мутагены, комбинативная изменчивость


Знать сущность наследственной изменчивости; разные виды мутаций, причины их вызывающие



  1. (33)

Фенотипическая изменчивость

Норма реакции, вариационный ряд, вариационная кривая

Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости. Построение вариационой кривой»

Знать особенности модификационной изменчивости, причины ее проявления



  1. (34)

Генетика и здоровье человека






  1. (35)

Обобщение и повторение знаний


Лабор.работа №5 «Описание фенотипа комнатных растений»

Расширить знания о взаимосвязи генотипа и условий внешней среды; уметь описывать фенотип растений



  1. (36)

Зачет № 4



Систематизация знаний по теме



5. Основы селекции (6 часов)


  1. (1)

Создание пород животных и сортов растений

Порода, сорт, штамм


Знать краткую историю селекции; значение учения Н.И.Вавилова о центрах происхождения и многообразия культурных растений



  1. (2)

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости



Знать роль и значение работ Н.И.Вавилова в разработке научных основ селекции; сущность закона гомологических рядов



  1. (3)

Методы селекции растений и животных

Отбор, гибридизация


Знать основные методы селекции



  1. (4)

Селекция микроорганизмов



Знать особенности селекции микроорганизмов, низших грибов, достижения в этой области науки



  1. (5)

Достижения и основные направления современной селекции



Знать основные достижения современной селекции



  1. (6)

Биотехнология: достижения и перспективы развития.






6. Повторение (3 часа)





  1. (1)

Повторение и обобщение знаний



Закрепление знаний по курсу



  1. (2)

Повторение и обобщение знаний



Закрепление знаний по курсу



  1. (3)

Повторение и обобщение знаний



Закрепление знаний по курсу








Тема

Количество

часов

Сроки

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

6


Учение о клетке

25


Размножение и развитие организмов

10


Основы генетики

18


Основы селекции

5


Повторение

4


Итого


68